создания и применения группировки сил ГО субъекта РФ. Определившись в понятиях, можно приступать к выявлению закономерностей, определению принципов, а затем форм и способов применения группировок сил ГО субъекта Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (ред. 2015 г.).
УДК 614.842.663
Н.Л. Сафонова
ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж
СПЕЦИФИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНЫХ
СУДАХ
Рассмотрена система обеспечения безопасности объектов воздушного транспорта, включающая комплексные методы, средства и системы защиты объектов от пожаров. Освещены вопросы предотвращения чрезвычайных ситуаций, связанных с возникновением пожаров и обеспечением пожаробезопасности на воздушных судах.
Ключевые слова: авиационная безопасность, анализ чрезвычайных ситуаций, методы обеспечения пожарной безопасности, горючие материалы, пожарный самолет.
N.L. Safonova
SPECIFICITY OF MAINTENANCE OF FIRE SAFETY ON AIRCRAFT
The system for ensuring the safety of air transport facilities was considered, including integrated methods, means and systems for protecting objects from fires. Covered issues of preventing emergencies associated with the occurrence of fires and fire safety in aircraft.
Keywords: aviation safety, emergency analysis, fire safety methods, combustible materials, fire fighting aircraft.
В настоящее время необходимо широко внедрять современные комплексные системы, средства и методы обеспечения авиационной и пожарной безопасности. Рассмотрим некоторые из чрезвычайных ситуаций, связанные с пожарами на воздушных судах произошедшие в последние года.
22 августа 2018 года у самолета Ту-204, следующего по маршруту Уфа - Сочи, загорелся левый двигатель, поэтому командир принял решение об экстренном возвращении назад и о посадке на аэродроме вылета. Пассажиры и экипаж не пострадали. Всего на борту лайнера находились 207 пассажиров.
1 сентября 2018 года Самолет Boeing 737-800 загорелся в аэропорту Сочи. Он после посадки выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и съехал в реку. У лайнера разрушились стойки шасси и крыло, загорелся левый двигатель. На борту находились 164 пассажира и шесть членов экипажа. Среди них жертв нет.
Эти трагедии вновь показали, что обеспечению пожарной и авиационной безопасности в гражданской авиации (ГА) должно уделяться самое пристальное и постоянное внимание. И самое главное, должен проводиться тщательный анализ всех чрезвычайных ситуаций, чтобы исключить человеческий фактор и не допускать нарушений правил пожарной и авиационной безопасности (ПБ и АБ) в дальнейшем.
Следует также отметить, что объекты ГА имеют определенную специфику. Так, на
борту воздушных судов находится большой спектр горючих материалов, при этом пожарную нагрузку в основном составляют вещества в жидком и твердом состоянии. В системе питания двигателей используется керосин, в системе охлаждения двигателей — моторные масла, в гидросистеме — гидрожидкость. Для отделки пассажирских салонов, грузовых отсеков, кабин экипажей широко применяются различные пластмассы и синтетические материалы, продукты, разложения которых обладают высокой токсичностью.
Перед началом тушения пожара на воздушном судне следует очень быстро провести разведку пожара. При этом предопределяются соответствующие ключевые причины: место и вид пожара, присутствие людей и уровень опасности им, объем пожара, распределение пламени, положение максимальной опасности пожара для фюзеляжа, а кроме того воздействие метеорологических условий на распространение пожара.
Одновременно с тушением необходимо обеспечить охлаждение фюзеляжа и крыла самолета пеной либо раствором пенообразователя. На начальной стадии тушения охлаждение рационально осуществлять из лафетных стволов пожарных автомобилей, подавая огнетушащее спецсредство на нижнюю плоскость крыла и фюзеляжа летательного аппарата.
Более трудно тушить пожар при наличии людей в салоне самолета. В данном случае следует одновременно гарантировать мгновенное открытие основных и аварийных выходов, раскрытие системы фюзеляжа в намеренно отмеченных зонах с целью обеспечения наиболее максимальной быстроты эвакуации людей с воздушного корабля.
Главной проблемой при тушении пожара считается понижение температуры и густоты задымления в салоне, кабине, а кроме того прекращение пожара при содействии распыленных струй со значительной дисперсностью, а таким образом и с большей поверхностью теплообмена. Для этой цели поток необходимо сосредотачивать на негорящую часть отсека, чтобы он защищал людей и от воздействия теплового потока и гарантировал вероятность эвакуации потерпевших в случае, если обнаружить пылающий отсек не представляется возможным. Подачу огнетушащего средства в него реализовывают с поддержкою ствола-пробойника.
В России предложили создать пожарный самолет на базе модернизированного самолета-амфибии А-42. У обновленного «Альбатроса» появится двигатель ПД-14 и новое крыло, которое позволит улучшить его характеристики. Силовая установка нового типа увеличит дальность полета самолета до десяти тысяч километров.
Изначально это - многоцелевой самолёт-амфибия, созданный таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Бериева и планировавшийся как замена гидросамолёту Бе-12. Кодовое обозначение НАТО: «Mermaid» («Русалка»). Конструктивно самолёт А-40 представлял собой высокоплан. Стреловидность крыла умеренная. Хвостовое оперение самолёта Т-образное. Фактически А-40 является «летающей лодкой» благодаря конструкции корпуса, позволяющей ему оставаться на плаву. Также для эксплуатации с суши А-40 имеет шасси с тремя стойками; для эксплуатации с водных поверхностей самолёт имеет специальные поплавки, установленные под крылом. Благодаря водяному рулю, установленному в хвосте самолёта, «Альбатрос» обладает хорошей устойчивостью на воде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочкарев А.Н., Бочкарев И.А. Комплексные системы и методы обеспечения авиационной и пожарной безопасности на объектах транспорта// Пожаровзрывобезопаность. - 2013.- том 22 №2.- С. 55-59.
2. Бочкарев А.Н. К вопросу проведения экстренной эвакуации людей и методах оценки пожарного риска на объектах воздушного транспорта // Вестник транспорта. - 2018.-№3. - С. 19-21.