С.А. СЕРОВА кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, журналистики Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина*
Специфика недостоверной информации в сетевых медиа Тамбовской области
В статье представлены основные результаты исследования недостоверной информации в сетевых медиа Тамбовской области. Приводятся разновидности «фейков» и выявляются причины их появления.
Ключевые слова: фейк, сетевые медиа, достоверность, информационные аномалии.
Serova S.A. The specificity of unreliable information in the network media of Tambov region. The article presents the main results of the research of unreliable information in the network media of Tambov region. The types of fake news are being described, and the reasons for it to appear are being revealed.
Keywords: fake news, network media, reliability, information anomalies.
Значительное увеличение случаев распространения средствами массовой информации недостоверного контента является в настоящее время одним из самых острых вызовов, стоящих перед журналистикой. Некоторые медиаисследова-тели констатируют, что «на сегодняшний день понятие «СМИ» и понятие «фейковые новости», к сожалению, все чаще воспринимаются как синонимы»1. Однако, несмотря на злободневность проблемы недостоверной информации в медиа, состояние теоретической разработанности данной области находится пока еще в стадии определения и уточнения понятийного аппарата. Актуальность научным изысканиям в этом направлении придали федеральные законы, вступившие в
* Серова Светлана Александровна, e-mail: serova.svetlana@mail.ru
1 Рассадина А.А. Фейковые новости и информационные фильтры как инструменты формирования общественного мнения в современном медиапространстве // Трансформация медиасреды в XXI веке: Материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 2019, с. 4.
силу 29 марта 2019 г. и получившие в СМИ название «законов о фейках»1. Дискуссии у журналистов-практиков и медиаис-следователей главным образом вызвала терминология этих актов, в частности неопределенность и размытость понятия «заведомо недостоверная информация», неравноценность определений «недостоверная информация» и «информация, не соответствующая действительности»2. Кроме того, четкой дефиниции в научном дискурсе сегодня требует и понятие «фейк». Несмотря на то, что термины «фейк» и «недостоверная информация» в настоящее время в языке медиаиссле-дований используются как тождественные, необходимо теоретическое осмысление соотношения этих понятий между собой и четкое определение их границ.
Исследуя опыт дифференциации и систематизации российскими и зарубежными исследователями фейковых ме-диаявлений, мы обнаружили, что, несмотря на все многообразие теоретических подходов, подавляющее большинство из них сходится в одном: к фейкам следует относить не только целенаправленно сфальсифицированную информацию, но и, как отдельную категорию или самостоятельный тип, неумышленную случайную ложь тоже (А.А. Беловодс-кая, С.С. Распопова, Е.Н. Богдан С.Н. Ильченко и др.). Некоторые отечественные ученые, ссылаясь на европейские труды, вводят в научный оборот термин «информационные аномалии»3. Он объединяет следующие разновидности ложной информации: техническая неточность или непреднамеренное, случайное, не причиняющее вреда искажение фактов; заведомо недостоверная информация, умышленная фальсификация; сведения, публичное разглашение которых причиняет ущерб репутации кого-либо.
1 О внесении изменений в статью 153 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 31-Ф3. Режим доступа: https://rg.ru/2019/03/20/tehnologii-dok.html (дата обращения: 26.03.2019); О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 27-ФЗ. Режим доступа: https://rg.ru/2019/03/20/-a1667356-zakon-feiki-dok.html (дата обращения: 26.03.2019)
2 Экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека от 11 марта 2019 г. Режим доступа: http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/5324/ (дата обращения: 26.03.2019)
3 Беловодская А.А. Фейковые новости // Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник. М., 2018, с. 420.
Такая классификация в настоящий момент наиболее емко и исчерпывающе характеризует все проявления лжи в медиа. Однако, на наш взгляд, для формирования целостной концепции выявления и идентификации источников с искаженной информацией необходимо уточнить следующее:
1. В большинстве случаев отнести фейк к какой-либо группе представляется возможным только при наличии или отсутствии определенных задач у журналиста или редакции, т.е. определяющим критерием здесь является целеполага-ние автора фейка.
2. Вред могут причинить и неумышленные искажения информации, изначально не имеющие такой задачи.
Опираясь на вышеуказанную классификацию, мы сделали попытку определить основные источники распространения фейков в Тамбовской области и систематизировать обнаруженные недостоверные материалы. В поле нашего зрения попали 26 региональных печатных СМИ и 14 интернет-сайтов с массовой информацией. Объектом исследования в сети для нас стали не только сайты, зарегистрированные согласно действующему законодательству в качестве средств массовой информации, но и прочие веб-страницы, распространяющие массовую информацию1.
Всего за год (с 1 мая 2018 года по 1 мая 2019 года) в региональном медиапространстве нами было выявлено 54 случая распространения недостоверной информации, причем 43 из них обнаружено в сетевых медиа. Учитывая, что преимущественно эти медиа сегодня являются распространителями лжи в региональном медиаполе, в дальнейшую научную разработку попали именно они. Представляется, что изучение специфики функционирования сетевых фейков позволит осмыслить природу недостоверной информации в тамбовских СМИ в целом.
Полученные нами в ходе исследования результаты выглядят следующим образом (представлены по количественному признаку).
Материалы с заведомо недостоверной информацией
Подавляющая часть ложных сообщений в сети (24 из 43) зафиксирована в заголовках информационных сообще-
1 Корконосенко С.Г. Сетевые медиа (интернет-СМИ) // Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник. М., 2018, с. 406.
ний. Мы относим их к разновидности кликбейтных заголовков (англ. clickbait от click «щелчок» + bait «наживка»). Не все кликбейт-заголовки транслируют искаженную либо несоответствующую действительность, а лишь только те, которые трансформируют информацию на вербальном уровне1. По критерию наличия умысла эти заголовки относятся к категории преднамеренной дезинформации, и именно они представляли для нас интерес в контексте заведомо недостоверной информации. Обнаруженные заголовки с ложными сообщениями удалось дифференцировать так:
1. Заголовки с заведомо недостоверной информацией и преувеличением. Кликбейт-заголовок «В Тамбовской области с гриппом слегли почти 7 тысяч человек»2 появился в период пика заболеваемости ОРВИ и должен был вызвать эмоциональную реакцию у читателей, создать эффект сенсационности и шока с целью увеличения количества просмотров страницы. Для достижения такого результата информация в заголовке была заведомо искажена, а в самой заметке уже уточнялось, что вирус гриппа был выявлен только у 46 человек из всех заболевших, а остальным пациентам был установлен диагноз ОРВИ.
2. Заголовки с сознательной недосказанностью. В заголовке «Тариф на вывоз мусора в Тамбовской области с нового года вырастет на 74%»3 намеренно опущена часть важной для понимания сути новости информации. Сама статья на сайте «Нового Тамбова» начинается с информации, что тариф на вывоз мусора в Тамбовской области с 1 января 2019 г. в отдельных случаях может вырасти до 74%, но уточняется, что это пока всего лишь предварительные расчеты, согласно которым в отдельных районах увеличения тарифа вообще не произойдет, а в некоторых случаях он и вовсе может снизиться.
1 Гаврикова О.А. Смысловое искажение информации в кликбейт-заголов-ках в текстах политического медиадискурса // Вестник Башкирского университета, 2018, № 1, т. 23, с. 175.
2 В Тамбовской области с гриппом слегли почти 7 тысяч человек // Сетевое издание «МК в Тамбове». 2019. 5 мар. Режим доступа: l^ttps://tam-bov.mk.ru/social/2019/03/05/v-tambovskoy-oblasti-s-grippom-slegli-pochti-7-tysyach-chelovek.html (дата обращения: 02.03.2019).
3 Тариф на вывоз мусора в Тамбовской области с нового года вырастет на 74% // Сетевое издание «Новый Тамбов». 2018. 6 дек. Режим доступа: https://newtambov.ru/news/city/tarif-na-vyvoz-musora-v-tambovskoj-oblasti-s-novogo-goda-vyrastet-na-74/ (дата обращения: 02.03.2019).
3. Заголовки с нарушением правил цитирования. «С 1 января Тамбовскую область ждет мусорный коллапс»1 - заголовок с заведомо искаженной информацией из большого количества медиафейков, сопровождающих так называемую «мусорную реформу», переход на новый порядок обращения с твердыми коммунальными отходами. В период определения регионального оператора по обращению с ТКО в Тамбовской области было две противоборствующие компании, желающие занять это место. Каждая из сторон в борьбе за статус регионального оператора распространяла через СМИ множество трудно верифицируемых материалов с острой критической риторикой, тем самым накаляя общественную обстановку. И сами редакции, пользуясь напряженной ситуацией, активно использовали различные фейковые приемы для привлечения аудитории. Так, например, в вышеприведенный заголовок были вынесены слова, которые произнес в контексте конфликта руководитель мусороперерабатывающей компании, проигравшей в конкурсе. Однако для создания эффекта скандальности редакция намеренно нарушила правило цитирования в заголовках и не указала, что это субъективное высказывание.
К группе истинных предумышленных фальсификаций относятся и так называемые официальные фейки (5 из 43), изучение которых целесообразно вести в политическом дискурсе. Это истинные мистификации, но создаются они, как правило, вне редакций и лишь ретранслируются через медиа. Появляются они с целью получения их создателями определенных политических дивидендов или с пропагандистскими целями2. Примером такой информации являются сведения о доходах граждан в каких-либо сферах занятости. Как правило, основой таких публикаций являются статистические данные, но в результате умышленной интерпретации исходные данные опускаются, что вводит в заблуждение потребителей контента. Распространяется такая информация преимущественно через медиа с государственным участием.
1 С 1 января Тамбовскую область ждет мусорный коллапс // Сетевое издание «Новый Тамбов». 2018. 26 дек. Режим доступа: https://newtam-bov.ru/news/s-1-yanvarya-tambovskuyu-oblast-zhdyot-musornyj-kollaps/ (дата обращения: 02.03.2019).
2 Серова С.А. Особенности фейковых новостей в региональных медиа // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения: Сб. материалов Междунар. науч. форума. СПбГУ, 2019, т. 2, с. 100.
Материалы с неумышленными искажениями
Фейков, возникших в результате нарушений работы журналистов с информацией, в частности несоблюдения стадий фактчекинга, в региональных сетевых медиа было выявлено 9 из 43. Кроме того, к появлению этих публикаций приводит отсутствие в редакциях стандартов верификации и жестких требований к достоверности информации, нехватка специальных профессиональных компетенций у самих журналистов. Так, например, информационная заметка «Водоснабжение в жилых домах на севере Тамбова восстановлено»1 на момент публикации не соответствовала действительности и появилась из-за игнорирования автором правил проверки информации на достоверность. Целый район города Тамбова в апреле этого года в результате аварии на несколько дней остался без водоснабжения. О том, что вода стала поступать в жилые дома, журналистам сообщили в центральной городской диспетчерской. Воспользовавшись лишь одним источником информации и не перепроверив его, СМИ распространило данную новость. А в действительности вода дошла лишь до тепловых пунктов, из которых ее подача в дома была закрыта еще несколько суток.
Публикации, наносящие репутационный урон
В серии материалов, связанных с «мусорной реформой», именно в сетевых медиа были обнаружены статьи со сведениями, распространение которых наносит определенный ущерб репутации кого-либо (5 из 43 публикаций). Например: «Жители Тамбовской области в шоке от мусорной реформы и работы компании АО "ТСК"»2, «Все свои. Как чиновники Тамбовской области бьются за мусорный бизнес»3. В связи с тем, что факты, излагаемые в данных публикациях, сложно
1 Водоснабжение в жилых домах на севере Тамбова восстановлено // Сетевое издание «Новый Тамбов». 2019. 11 апр. Режим доступа: https://new-tambov.ru/news/vodosnabzhenie-v-zhilyh-domah-na-severe-tambova-vosstanov-leno/ (дата обращения: 05.05.2019)
2 Жители Тамбовской области в шоке от мусорной реформы и работы компании АО «ТСК // Новая Россия. 2019. 30 мар. Режим доступа: http://novaya-rossia.ru/news/news/regiony-zhiteli-tambovskoy-oblasti-v-shoke-ot-musomoy-reformy-i-raboty-kompanii-ao-tsk.php (дата обращения: 30.03.2019).
3 Все свои. Как чиновники Тамбовской области бьются за мусорный бизнес // Лайф.ру. 2019. 18 янв. Режим доступа: https://life.ru/vsie_svoi_kak_chinovniki_-tambovskoi_oblasti_biutsia_za_musornyi_biznies (дата обращения: 05.05.2019).
верифицируются, мы относим их к вышеназванной группе по критерию целеполагания создателей.
Таким образом, по нашим наблюдениям, схема функционирования недостоверной информации в региональном сетевом медиаполе имеет ряд характерных, свойственных именно периферийным СМИ, черт. Эта специфичность видится в следующем:
1. Основными распространителями недостоверной информации в Тамбовской области являются сетевые медиа. В них выявлено более 80% всех обнаруженных ложных сообщений.
2. Среди материалов с недостоверными сообщениями в региональной сети преобладают заголовки с искаженной действительностью. Это разновидность кликбейт-заголов-ков, которые созданы для привлечения аудитории.
3. Присутствие в сетевых медиа случайных непреднамеренных искажений информации, связанных с нехваткой в периферийных СМИ профессиональных кадров, является существенным по количественному признаку и заслуживает их отражения в описании регионального своеобразия.
4. В тамбовском регионе только в сети обнаруживаются публикации со сведениями, публичное разглашение которых наносит ущерб репутации кого-либо.
5. Массовое появление фейковых статей и заголовков в интернет-СМИ Тамбовской области в 2018-м - начале 2019 гг. связано с «мусорной реформой».
6. Важным фактором, характеризующим отдельные явления недостоверной информации в периферийных медиа, следует считать высокий уровень влияния государственных органов на региональные средства массовой информации.
Подводя итог сказанному, подчеркнем: на данный момент нельзя говорить о кризисе достоверности в региональных медиа, но вместе с тем уже явно прослеживаются негативные тенденции. Они свидетельствуют, во-первых, о том, что внутренние и внешние регуляторы достоверности контента в редакциях СМИ не выполняют своей функции, а во-вторых, что сегодня медиа сами все чаще создают фейковые сообщения для достижения определенных целей.