УДК 069.02:6:549.091
Черненко Виктория Викторовна
кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета, заведующий сектором выставок Государственного геологического музея имени В.И. Вернадского Российской академии наук
СПЕЦИФИКА НАУЧНОЙ
АТРИБУЦИИ
ИЗДЕЛИЙ ИЗ КАМНЯ
(НА ПРИМЕРЕ КОЛЛЕКЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО МУЗЕЯ)
Chernenko Victoria Victorovna
PhD in Geological Studies, Associate Professor, Museology Department, Russian State University for the Humanities, Head of Exposition Department, Vernadsky State Geological Museum of Russian Academy of Sciences
SPECIFICITY OF SCIENTIFIC ATTRIBUTION OF STONE ITEMS (ON THE EXAMPLE OF THE POLYTECHNIC MUSEUM COLLECTION)
Аннотация:
В статье представлены результаты комплексных исследований нескольких изделий из камня, находящихся в коллекции Горного отдела Политехнического музея. Показано, что при атрибуции художественных изделий из камня необходимо проводить исследования по нескольким направлениям научного знания - искусствоведению, истории технологий художественной обработки камня, минералогии в сочетании с архивными исследованиями. Неправильное наименование материала может привести к ошибочному определению времени и места создания предмета. Атрибуцию материала, из которого сделан предмет, следует проводить визуально с использованием эталонных коллекций, хранящихся в старейших естественно-научных музеях. Если визуальной диагностики недостаточно для установления источника материала, необходимо проводить аналитические исследования с использованием приборов, которые не разрушают материал.
Ключевые слова:
Политехнический музей, изделия из камня, комплексное исследование, выставка, флорентийская мозаика, Эльфдаленская порфировая мануфактура, фирма Фаберже, коллекция Н.Б. Юсупова, коллекция Л.К. Зубалова.
Summary:
The paper presents the results of comprehensive researches of several stone products from the collection of the Mining Department of the Polytechnic Museum. It is shown that when attributing artistic stone items, it is necessary to conduct research in several areas of scientific knowledge - art history, evolution of stone art processing technologies, and mineralogy in combination with archival studies. The incorrect name of the material can lead to an erroneous determination of the time and place of the item creation. The attribution of the material from which the item was made should be carried out visually using reference collections stored in the oldest natural science museums. If visual diagnostics are not enough to identify the source of the material, it is necessary to conduct analytical studies with devices that do not destroy the material.
Keywords:
Polytechnic museum, stone items, comprehensive research, exhibition, Florentine mosaic, Elfdalen Porphyry Manufactory, the House of Fabergé, N.B. Yusupov collection, L.K. Zubalov collection.
Интерес к цветным камням возник в далеком прошлом. Кроме каменных орудий из кремня, обсидиана и нефрита, на стоянках первобытного человека находят кусочки янтаря, яшмы и горного хрусталя. Они, привлекая внимание своей необычностью и особыми свойствами, становились украшениями и оберегами.
В древности самоцветы и цветные камни добывали лишь на некоторых территориях. Сочинения античных ученых-энциклопедистов Теофраста и Плиния Старшего позволили выделить основные районы добычи, подтвержденные археологическими находками и следами древних горных выработок, и определить ранние технологии художественной обработки [1, с. 127].
Самым древним видом камнерезного искусства является миниатюрная резьба на цветных камнях и самоцветах - глиптика. Небольшие резные камни, геммы с углубленным изображением, использовались в Месопотамии вместо печатей уже в IV тыс. до н. э. Для их изготовления мастера применяли как привозной, так и местный материал. К середине I тыс. до н. э. искусство глиптики достигло совершенства, и геммы стали первыми объектами коллекционирования [2]. Позднее искусство глиптики переросло в камнерезное искусство крупных форм.
Изыскания цветных камней на территории России и последующая их добыча начались в XVIII в. К концу столетия в стране работали три камнерезные фабрики: Петергофская, Екатеринбургская и Колыванская. Колыванская фабрика производила крупные монументальные изделия из твердых алтайских камней. Екатеринбургская фабрика выпускала небольшие камерные изделия преимущественно бытового утилитарного значения из местного уральского камня. Петергофская
фабрика, используя сырье, привозимое в Петербург со всех концов света, изготавливала различные предметы - печати, столешницы, вазы, предметы дворцовых интерьеров, монументальные колонны и фасады архитектурных сооружений [3]. Постепенно камнерезное искусство становилось значимым видом декоративно-прикладного искусства, органически связанным с архитектурой. Начало складываться особое отношение к камню, который ассоциировался с торжественностью и парадностью, а высокая стоимость делала его доступным только высшему сословию.
В XIX в. широкое распространение в России и на Западе получили изделия из цветных поделочных камней. Изготавливались не только монументально-декоративные предметы для украшения парадных залов и дворцов, но и особый вид художественных изделий - мелкие, подчас миниатюрные, бытовые и кабинетные вещи.
В 1918-1925 гг. советское государство передало в музеи различного профиля значительную часть изделий из камня, изготовленных в лучших российских и зарубежных мастерских и изъятых в ходе национализации имущества из дворцов, особняков высшей знати, купцов, меценатов и т. д.
В настоящее время художественные изделия из камня или выполненные с его использованием входят в собрания художественных, исторических, краеведческих, мемориальных, геологических и технических музеев. При этом в каждом изделии объединяются следующие равноценные составляющие: история камня, история мастера, история искусства, история технологии, история бытования вещи в контексте времени и культуры. Однако сведения, включенные в паспорт научного описания таких предметов, определяются профилем музея, поэтому не отражают весь информационный потенциал.
Корректное определение каменного материала, визуальное или с применением аналитических методов, позволяет установить его природный источник. Для каждого самоцвета и цветного камня известна дата его открытия в той или иной местности, а также дата систематической добычи. Эти сведения позволяют определить нижнюю временную границу изготовления изделия. Например, изделия Петергофской фабрики, в которых используется забайкальский лазурит, не могли быть изготовлены в начале XIX в., т. к. систематическая добыча началась только в середине столетия [4].
Один из путей получения многоаспектной информации о художественных изделиях из камня - атрибутивные исследования, проводимые при подготовке информационного сопровождения межмузейных выставочных проектов, объединяющих коллекции и специалистов разных научных направлений. Рассмотрим это на примере совместного проекта Политехнического музея и Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН.
В 2012 г. Политехнический музей был закрыт на реконструкцию. Некоторые темы, которые были представлены в старой экспозиции, планировалось через год развернуть в одном из павильонов ВДНХ, но предметы Горного отдела не вошли ни в одну из новых тем. На весь период реконструкции они должны были храниться в опечатанных ящиках. В соответствии с соглашением 2013 г. часть коллекций Горного отдела должна была войти в состав тематических выставок, организуемых совместно с Государственным геологическим музеем им. В.И. Вернадского на его площади.
На сегодняшний день Государственный геологический музей располагает старейшим естественно-научным собранием Москвы. В нем представлены минералы из давно отработанных российских и зарубежных месторождений, на протяжении многих веков являвшихся источником драгоценных и поделочных камней. Наличие этого уникального материала позволило сформировать отдельное выставочное направление - «Руда в руках Мастера», концептуальной особенностью которого является экспонирование произведений искусства вместе с образцами минералов и горных пород, добытых именно в тех местах, материал из которых использовали мастера [5].
Коллекция Горного отдела Политехнического музея, насчитывающая 258 изделий из камня и объединяющая разнообразные по времени изготовления, месту, предназначению, материалу и уровню исполнения предметы, представляет технологии камнеобработки, в рамках комплексного технического музея. Значительную часть коллекции составляют предметы, поступившие в 1920-е гг. из ленинградского и московского отделений Государственного музейного фонда, куда руководство музея обратилось с просьбой о передаче изделий из камня, документирующих различные технологии обработки.
В 2014 г. в рамках межмузейного соглашения открылась выставка «Творения Природы в руках Мастера». Согласно концепции, предложенной автором статьи, на ней экспонировались произведения камнерезного искусства из коллекции Горного отдела Политехнического музея, а минералы и горные породы, используемые как декоративный и поделочный материал, были взяты из собрания Геологического музея.
Для выставки из коллекции Горного отдела были отобраны 167 камнерезных изделий, представляющих различные технологии обработки мягкого (гипс, малахит, мрамор) и твердого (родонит, нефрит, яшма, халцедон, разновидности кварца) камня. При подготовке информационного сопровождения выставки были уточнены названия минералов и горных пород, из которых
были выполнены изделия. Их научное описание было выполнено в 1980-е гг. на основании нескольких отечественных изданий, что привело к некорректным определениям.
Следует отметить, что многие поколения геологов, в том числе автор статьи, обращались к трудам академика А.Е. Ферсмана по истории камня как первоисточнику. Но исследования последних лет, проведенные с привлечением ранее неизвестных архивных материалов и сведений по коллекциям европейских музеев, позволили установить истинные место изготовления и датировку некоторых предметов, отнесенных А.Е. Ферсманом к работам русских мастеров [6].
Остановимся на результатах комплексных исследований некоторых предметов, учитывающих многоаспектность заключенной в них информации и роль материала при ее получении.
Мраморная столешница. Центральным экспонатом выставки стала столешница, созданная в технике флорентийской мозаики: диск белого мрамора толщиной 4 см и диаметром 137 см с мозаичной поверхностью. Центральная часть - смальтовая микромозаика головы Медузы Горгоны на черном мраморе, окруженная стилизованными лучами солнца из желтого мрамора. Основная часть стола - семь рядов мозаичных вставок (по 24 в каждом ряду) образуют лепестки из декоративных пород и минералов, отделенные друг от друга перегородками из черного мрамора. Размер лепестков увеличивается от центра к краю. По краю проходит пояс прямоугольных пластин в меандровом орнаменте из 48 трапециевидных вставок. Для вставок использованы декоративные породы - мрамор, мраморный оникс, органогенный известняк, гранит, порфир, пегматит, серпентинит, яшма, и минералы - агат, амазонит, аметист, лабрадор, лазурит, малахит, родонит, флюорит, янтарь [7].
На основании изображения аналогичной столешницы, опубликованного А.Е. Ферсманом, она была атрибутирована сотрудниками Политехнического музея как работа мастеров Петергофской фабрики, созданная во второй половине XIX в. под руководством И.В. Соколова из отечественных пород камня [8].
Однако в перечне продукции, изготовленной Петергофской фабрикой, такая столешница не числится [9]. Научные публикации [10], каталоги ведущих антикварных домов и аукционов, сравнение пород из эталонных коллекций с материалом столешницы позволили установить автора, время и место изготовления столешница. Она была создана в Риме около 1840 г. талантливым мастером Альфонсо Кавамелли. В своих произведениях он использовал редкие и очень ценные камни, собранные со всего света, но предпочтение отдавал итальянскому мрамору. Аналогичная столешница этого автора выставлялась в Лондоне, в старейшей антикварной фирме Taprell Holland & Son [11].
При идентификации пород столешницы использовалась база данных, созданная по материалам коллекции римского адвоката Фаустино Корси [12]. В начале XIX столетия он собрал коллекцию из 1000 полированных пластин декоративного камня, который использовался древними римлянами. Также он подготовил и издал каталоги, в которых детально описал каждый камень [13, с. 12-13]. Сегодня его коллекция хранится в Музее натуральной истории Оксфордского университета. Галерея изображений высокого качества позволяет определить декоративные камни в мозаичных изделиях итальянских мастеров.
В коллекции плиток декоративных и облицовочных камней графа А.К. Разумовского начала XIX в. из собрания Геологического музея была найдена значительная часть карбонатных пород, описанных в изученной литературе и из которых выполнены элементы столешницы. Породы из этой коллекции, аналогичные тем, из которых выполнены элементы столешницы, экспонируются в витринах вокруг нее с указанием номера лепестка, позволяющего найти породу на столешнице и сравнить.
Столешница поступила в Политехнический музей в 1926 г. из Государственного музейного фонда и входила в собрание нефтепромышленника Л.К. Зубалова [14]. Коллекция, которую он собирал более 30 лет, отличалась разнообразием направлений и высоким художественным уровнем произведений [15].
Плакетка из руинного мрамора. Согласно учетной документации, «представляет собой прямоугольную пластину руинного мрамора, на которой дорисована группа людей, жанровая сценка с пейзажем среди скал, в античном стиле. Вся картина заключена в рамку из желтоватого мрамора. Размер: 157х75 мм». Составителем научного паспорта она была отнесена к XVIII в. Однако изучение специализированной зарубежной и отечественной литературы, знакомство с предметами из собраний Государственного Эрмитажа, Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана РАН и Музея флорентийской мозаики (Флоренция) позволили уточнить время создания плакетки - первая четверть XVII в. [16].
В начале XVII столетия во Флоренции стали изготавливать небольшие декоративные плакетки из необычного камня, получившего название «пейзажный камень». Его расцветка дает иллюзию рисунка бистром, изображающего развалины каменных зданий. Плакетки руинного мрамора с жанровой живописью были объектом коллекционирования при дворе герцога Козимо II Медичи
(1590-1621). После его смерти мода на «колорированные» плакетки из руинного мрамора прошла, но они сохранились в собраниях коллекционеров как памятники мировой материальной культуры.
Анна-Мария Гиусти, директор Музея флорентийской мозаики, оказала неоценимую помощь в уточнении атрибутивных сведений, установив, что изображение на плакетке принадлежит кисти известного мастера живописи на камне Филиппо Наполетано (1587-1629). В период с 1618 по 1621 гг. он работал во Флоренции и был придворным художником герцога ^зимо II.
Появление плакетки в нашей стране связано с именем князя Николая Борисовича Юсупова. Художественное коллекционирование при Екатерине II стало важной составной частью культурных связей России и Европы. Для молодых представителей российской аристократии путешествия по Европе с обязательным пребыванием в Италии являлись непременной частью образования. Результатом первого путешествия Николая Борисовича стало увлечение искусством, пробудившее страсть к собирательству. Почти 15-летнее пребывание за границей позволило сформировать коллекцию, которая заняла заметное место среди самых известных коллекций Санкт-Петербурга и послужила основой семейного родового собрания [17].
До революции плакетка входила в коллекцию Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге и была передана в Политехнический музей в 1928 г. из Государственного музейного фонда [18].
Ваза из порфира. Удивительная по красоте и размеру (высота - 76 см, диаметр верхней широкой части тулова - 73 см) ваза на момент открытия выставки значилась как продукция Ко-лыванской шлифовальной фабрики из коргонского порфира.
Работы современных российских и зарубежных исследователей позволили не только уточнить материал, но и определить место, где была создана ваза [19].
В 1786 г. на Алтае в верховьях реки Коргон П.И. Шангиным были обнаружены крупные проявления красного порфира, похожего на античный. После основания в том же году Колыванской шлифовальной фабрики из коргонского порфира стали создавать предметы убранства дворцовых интерьеров, которые украшают залы многих музеев.
Кроме России, месторождения порфира есть также в Швеции. В 1679 г. в местности Дала-рна у горы Блюберг были впервые обнаружены проявления порфиров, но прошло почти сто лет, прежде чем их начали разрабатывать. В 1788 г. по инициативе государственного канцлера Нильса Адама Бъельке была создана и начала работу Эльфдаленская порфировая мануфактура. В 1818 г. будущий король Швеции Карл XIV Иохан купил фабрику и ориентировал ее производство на изготовление предметов, предназначенных для дипломатических даров. Предметы, изготовленные на Эльфдаленской порфировой мануфактуре, поступали в качестве дипломатических даров и в Россию.
В Картинной галерее Павловского дворца экспонируются две вазы, поступившие из Государственного Эрмитажа в 1961 г. Они были подарены в 1828 г. шведским королем императрице Марии Федоровне для постановки на парадной лестнице в перестроенных апартаментах Зимнего дворца [20].
Сравнение материала вазы с хранящимися в Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского пластинами коргонского порфира показало, что название «коргонский» не может быть применено к камню вазы. По совокупности структуры и минерального состава горная порода рассматриваемой вазы является порфиром с горы Блюберг вблизи Эльфдалена в Швеции. Определение подтвердил профессор Санкт-Петербургского государственного университета А.Г. Булах [21].
Отнесение вазы к работам Колыванской фабрики связано с тем, что деятельность Эльфдаленской фабрики на момент составления научного паспорта не была описана в литературе. В работах А.Е. Ферсмана, к которым обычно обращаются исследователи, есть лишь упоминание, что похожий на античный красный порфир добывался в Эльфдалене [22].
Процесс уточнения атрибутивных данных музейного предмета завершить невозможно. В 2018 г. в материалах Архива учетных документов Политехнического музея удалось найти сведения об источнике поступления вазы и имя прежнего владельца. Ваза поступила в 1927 г. из Государственного музейного фонда, располагавшегося в Москве в особняке Л.К. Зубалова на Садовой-Черногрязской, 6 [23]. Особняк вместе с коллекцией был пожертвован наследниками коллекционера Румянцевскому музею в июне 1917 г. В 1922 г. Румянцевский музей был ликвидирован, а его коллекции вошли в состав Государственного музейного фонда.
В 1907 г. Л.К. Зубалов пригласил профессора Ю. Брикманна, директора гамбургского Музея прикладного искусства, для составления каталога своего собрания. Макет каталога, состоявшего из трех альбомов, хранится в Отделе редкой книги Музея-усадьбы «Кусково». В одном из альбомов удалось обнаружить фотографию экспонируемой на выставке порфировой вазы с золоченой бронзой в стиле Людовика XVI [24, т. 1, с. 208].
Каменный «зоопарк». Искусство резьбы по камню в России известно с XVIII в. Рост популярности разнообразных изделий из камня в конце XIX столетия выдвигает его на первый план. Это обстоятельство побудило Карла Фаберже открыть собственную мастерскую. Ему удалось собрать великолепных камнерезов, ввести новые, технически совершенные методы и стили создания художественного изделия.
Одним из направлений стало изготовление небольших фигурок животных, ставших чрезвычайно популярными при дворе. Используя формы мелкой пластики, мастера выходили за рамки декоративно-прикладного искусства. В небольших по размеру работах воспроизведены образы живой природы - звери, птицы, земноводные. Основная цель - доставить зрителю эстетическое удовольствие гармонией «каменной палитры», тщательно выдержанной степенью обобщения и детализации, удивить тонкостью работы. При этом реализм изделий достигался именно выбором материала в сочетании с выбором позы, которая особым разворотом головы, лап или хвоста передавала самую характерную черту животного (попутно отметим, что самой большой коллекцией, состоящей из 170 предметов, владеет королева Великобритании Елизавета II).
Анималистическая скульптура работы мастеров-камнерезов фирмы Фаберже хорошо известна и неоднократно экспонировалась и публиковалась в основном из собрания Оружейной палаты и Государственного Эрмитажа [25, а 24-32]. Менее известны работы, хранящиеся в региональных музеях и особенно в музеях нехудожественного профиля. Между тем в них встречаются высокохудожественные произведения [26]. К ним можно отнести коллекцию анималистической пластики из драгоценных и поделочных камней Горного отдела Политехнического музея, насчитывающую 20 предметов. Фигурки поступили в 1926-1927 гг. из Государственного музейного фонда [27].
Определить авторство мелкой анималистической скульптуры, если нет деталей из драгоценных металлов с клеймом изготовителя, достаточно сложно.
Изучение архивных материалов Государственного музейного фонда и каталогов аналогичных предметов, хранящихся в музеях и частных коллекциях, позволило установить принадлежность к работам мастеров фирмы Фаберже двух предметов. Известно, что с одной модели камнерезы делали несколько фигурок, но при этом варьировали камни. Аналог фигурки клюющего воробья из амазонита с алмазными глазными вставками, ограненными розой, хранится в Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля [28, с. 16].
Согласно описи Отделения прикладного искусства Государственного музейного фонда, в музей при Политехническом институте был выдан нефритовый зайчик с рубиновыми глазками и прижатыми к голове ушами размером 10,5х6,5 см работы Фаберже в деревянном футляре [29]. К сожалению, деревянный футляр, о котором есть отметка в описи, не сохранился, но описание и размеры позволили установить авторство знаменитой фирмы еще для одного музейного предмета.
Таким образом, научная атрибуция произведений камнерезного искусства, независимо от профиля музея, в котором они хранятся, должна проводиться комплексно по следующим направлениям: история камня; история технологии; история искусства; история мастера; история бытования вещи в контексте времени и культуры. При этом начинать исследование необходимо с диагностики камня. Его правильное наименование определяет дальнейшую процедуру научной атрибуции, как наглядно показано в статье.
Особую группу предметов в собраниях музеев с точки зрения атрибуции составляют изделия из камня, поступившие в 1920-е гг. из Государственного музейного фонда. Акты передачи содержат минимальную информацию - название и материал, который не всегда определяется правильно [30].
Архивные исследования позволяют установить имя прежнего владельца. Многие изделия ранее входили в собрания известных русских коллекционеров. Чтобы определить автора, место и время создания камнерезного изделия, необходимо знакомство с коллекциями российских и зарубежных музеев, каталогами аукционных домов и международных выставок, в которых представлены аналогичные предметы, и консультации экспертов по научным направлениям, перечисленным выше.
Последовательность атрибуции, предложенная в статье, позволяет максимально раскрыть информационный потенциал предмета и ввести полученные результаты в научный и культурный оборот [31].
Благодарность. Автор выражает благодарность за консультации и советы при проведении исследований, результаты которых представлены в статье, сотрудникам Государственного Эрмитажа Н.М. Мавродиной и Е.А. Яковлевой; профессору Санкт-Петербургского государственного университета А.Г. Булаху; сотруднику Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Т.Н. Мунтян; сотруднику Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана РАН М.Б. Чистяковой; сотруднику Политехнического музея Н.П. Саиновой; бывшему директору
Музея мозаики (Флоренция) Анне-Марии Гиусти; главе мозаичной мастерской Ластручи (Флоренция) Бруно Ластручи.
Ссылки:
1. Ферсман А.Е. Очерки по истории камня: в 2 т. Т. 2. М., 1961. Э71 с.
2. Черненко В.В. Геммы и минералы II Мир в миниатюре. Геммы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина: каталог. М., 2012. C. 228-234.
3. Мавродина Н.М. Искусство русских камнерезов XVIII-XIX веков. СПб., 2007. 559 с.
4. Чистякова М.Б. Камнерезные изделия из коллекции Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана. М., 2019. 262 с.
5. Черненко В.В. Из опыта создания выставок II Наука и просвещение: к 250-летию Геологического музея РАН I под ред. Д.В. Рундквиста, Г.В. Калабина. М., 2009. С. 64-86.
6. Баженова О.К. Изделия из цветного камня второй половины XVIII-XX веков в собрании ГМЗ «Павловск». СПб., 2013. 197 с.
7. Черненко В.В. История атрибуции мраморной столешницы из собрания Политехнического музея II Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. № Э1. С. 262-271. https://doi.org/10.17223/22220836/31/27.
8. Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. С. 127.
9. Мавродина Н.М. Указ. соч. С. Э97-502.
10. Макаров В.К. Цветной камень в собрании Эрмитажа. Л., 19Э8. 124 с.
11. Antiques dealing is a Butchoff tradition by Roslyn Sulcas. 2015, November 12 [Электронный ресурс] // 1 stbibs. URL: https://www.1stdibs.com/introspective-magazine/butchoff-antiquesI (дата обращения: 10.06.2020).
12. Faustino Corsi's Catalogo ragionato [Электронный ресурс] II Corsi Collection of Decorative Stones. URL: http://www.oum.ox.ac.uk/corsi/catalogue/home (дата обращения: 10.06.2020).
13. Price M.T. Decorative Stone: The Complete Sourcebook. L., 2007. 288 p.
14. Архив учетных документов Политехнического музея. Оп. 1. Д. 19. Л. 50.
15. Михайлова Е.В. Собрание Л.К. Зубалова в коллекции Оружейной палаты (к публикации неизвестного памятника грузинской торевтики) II Материалы и исследования. Вып. 24. М., 2014. С. 28-36.
16. Giusti A. Museum of the Opificio delle Pietre Dure. The Official Guide. Firenze, 2007. 96 p.
17. «Ученая прихоть». Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова: в 2 т. Т. 1 I под ред. В.А. Мишина. М., 2001. Э4Э с.
18. Архив Государственного Эрмитажа. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1Э5. Л. 19.
19. Булах А.Г. Эльфдаленская порфировая мануфактура и ее вазы в Петербурге. СПб., 2015. 128 с.; Koeppe W., Giusti A. Art of the Royal Court: Treasures in Pietre Dure from the Palaces of Europe. N.Y., 2008. 412 p.
20. Баженова О.К. Указ. соч.
21. Булах А.Г. Указ. соч.
22. Ферсман А.Е. Драгоценные и цветные камни России: в 2 т. Т. 1. Петроград, 1920. Э7Э с.
23. Архив учетных документов Политехнического музея. Оп. 1. Д. 19. Л. 11.
24. Каталог собрания Л.К. Зубалова. L.D.C. Hobstede de Groot Critique d'art Anc. Directeur du cabinet des Estampes musee de L'Etat I Anc. Professeur de S.M. La Reine des Pays Bas. La Haye. Hollande. Dr. Justus Brinckmann, director du Hamburgisches. Museum fur Kunst Gewerbe, 1907.
25. Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России: каталог выставки. М., 2011. Э51 с.
26. Чистякова М.Б. Указ. соч.
27. Архив Государственного Эрмитажа. Ф. 4. Оп. 1. Д.1Э5. Л. 21.
28. Спирина И.В. Изделия фирмы Фаберже в собрании Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля: каталог. Омск, 2007. Э4 с.
29. Архив Государственного Эрмитажа. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1Э5. Л. 94.
30. Архив Государственного Эрмитажа Ф. 4. Оп. 1. Д 202. Л. 1 -7.
31. Massinelli A. Giacomo Raffaelli (1753-1836). Maestro di stile e di mosaico. Askaedizioni. Firenze, 2018. 363 p.
Редактор, переводчик: Арсентьева Ирина Ильинична