Научная статья на тему 'Специфика молодежного рынка труда'

Специфика молодежного рынка труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3414
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / РАБОТОДАТЕЛЬ / ВЫПУСКНИКИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / YOUTH LABOR MARKET / EMPLOYMENT / EMPLOYER / GRADUATES / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курышов Игорь Викторович

Статья посвящена специфике молодежного рынка труда. Рассматривается проблема адаптации молодежи к рыночным условиям, так как современная ситуация в сфере труда и занятости ставит молодежь в очень сложное положение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific Character of Youth Labor Market

The article is devoted to the specific character of youth labor market. The author considers the problem of the youth adaptation to the market conditions as the modern situation in the sphere of work and employment puts the youth in a very complicated position.

Текст научной работы на тему «Специфика молодежного рынка труда»

УДК 316.346.32-053.81(470+571)

ББК 60.54(2Рос)

И.В. Курышов СПЕЦИФИКА МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА

оциально-экономические преобразования, основанные на принципах рыночных отношений, породили ряд социально значимых проблем для современной России, в том числе занятости и безработицы населения. Трансформация российской экономики из планово-административной в рыночную обусловила сдвиги практически во всех составляющих рынка труда. Появились глубокие противоречия, которые не удается быстро разрешить: между ростом потребности работодателей в квалифицированных работниках и неспособностью удовлетворить эту потребность; между современными профессиональными и устаревшими образовательными стандартами; между обвальным старением квалифицированной рабочей силы и отсутствием эффективных механизмов ее обновления. Подобные противоречия больше всего отражаются на молодежном сегменте рынка труда.

В условиях продолжающегося формирования рынка труда одной из важнейших проблем становится вовлечение молодежи в общественно-продуктивную деятельность. Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, представляется достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Это вызвано, по-видимому, отсутствием или недостатком практического опыта: будучи новичками на рынке труда, молодые люди чаще размещаются на нижних ступенях социально-профессиональной лестницы.

Особую актуальность в связи с отсутствием у юных граждан необходимых навыков практического использования полученных знаний приобретает вопрос занятости молодежи, впервые выходящей на рынок труда, поскольку она представляет собой категорию наиболее уязвимую. Работодатели неохотно принимают на предприятия молодых людей, не имеющих опыта работы и нужной квалификации, недооценивая тем самым перспективу «старения» кадров.

Молодежный рынок труда имеет свою специфику. Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, что обусловлено изменчивостью профессиональных ориентаций молодежи и социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, влекущим за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей в профессиональном плане. Во-вторых, для молодежного рынка труда характерна низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Огра-

ничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений [1].

На протяжении семидесяти с лишним лет Советское государство было единственным монопольным работодателем. До начала 1991 г. действовал законодательно закрепленный принцип всеобщей занятости. Для каждого предприятия регламентировался численный и профессионально-квалификационный состав работников (в том числе и по возрастному признаку), уровень оплаты труда. Руководители обладали чрезвычайно узкими полномочиями по найму и увольнению кадрового состава, сфера занятости была лишена гибкости. На большинстве предприятий имелись излишки рабочей силы, которые, по различным оценкам, к началу 1990-х годов составляли от 10 до 20 млн человек [2], и, несмотря на это, администрации все равно предписывалось нанимать рабочую силу.

Условия выхода молодежи на рынок труда были жестко регламентированы. Приток молодых кадров происходил двумя путями: для выпускников школ и лиц, закончивших профессионально-технические училища и решивших идти на производство, осуществлялось бронирование рабочих мест; выпускники других учебных заведений распределялись с учетом вакансий, с обязательным условием работы на данном месте в течение нескольких лет.

В 1991 г. законом о занятости населения было определено право собственности граждан на свою рабочую силу в полном объеме. Расширились права руководителей в вопросах найма и увольнения работников, что предполагало более эффективное использование рабочей силы.

Переход предприятий в руки частных собственников, предполагавший модернизацию производства, ужесточил требования к профессионализму работников и наличию трудового стажа. Большинство предприятий негосударственных форм собственности были созданы путем акционирования государственных предприятий, а новые возникали в основном в сфере услуг и финансовокредитной сфере. В результате рабочие места с менее жесткими требованиями были ликвидированы, а вновь созданные характеризовались более жесткими условиями найма. Существующая система подготовки и переподготовки кадров не отвечала новым требованиям, что значительно уменьшило шансы трудоустройства молодежи, впервые выходящей на рынок труда, на занятие престижных должностей в новых секторах экономики.

Работодатели частного сектора подчас игнорируют правовые нормы, регулирующие наем, увольнение, продолжительность рабочего дня, предусмотренные действующим законодательством льготы. В некоторых случаях отношения занятости в целях ухода от налогов и социальных отчислений не оформляются юридически и нигде не регистрируются, что приводит к грубым нарушениям норм трудового права. В борьбе за экономическое выживание в конкурентной среде постепенно сходят на нет привычные социальные приоритеты, стираются границы между понятиями «престижная работа» и «высокий доход», начинает доминировать материальная сторона. Значение нематериальных аспектов труда, таких, как характер, условия и режим работы, перспективы роста, гарантии сохранения рабочего места, неуклонно снижается [3].

Современная российская молодежь сформировалась полностью в новых условиях, которые она признает в качестве естественных. Сегодняшние молодые люди поставлены в экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. Молодому поколению приходится самому решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей в перспективе способность адаптироваться к новым условиям. Стремление к материальному благополучию отнюдь не сопрягается в сознании молодых людей с необходимостью много работать для его достижения. Развитие такой тенденции ведет к дальнейшему разрушению трудовой мотивации, без которой трудно себе представить цивилизованный рынок труда.

Вместе с тем сегодня ценность рынка труда для молодежи представляется устойчивой объективной потребностью. Каждый четвертый молодой человек планирует организовать свое дело, и более половины (53%) - добиться материального благополучия. В целом 84% молодежи привлекает рыночный путь развития экономики, в то время как планово-государственную экономику поддерживают только 12,8% [4]. Несмотря на то что рыночные отношения расширили возможности личности, дали простор широкому спектру ценностных ориентаций, обеспечили свободу выбора, возникло порой непреодолимое препятствие в осуществлении предоставленных рынком возможностей, так как их реализация напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов. А это обстоятельство, как свидетельствуют исследования, еще не стало фактором сознания молодежи. Оказывается, что большая часть молодых людей иждивенцы: у 62% молодежи основным источником существования являются доходы родителей [5].

Другой современной ценностью для российской молодежи является материальный достаток, что свидетельствует о превалировании личных приоритетов. Почти 80% молодых людей указывают, что обеспечение материального благополучия для них служит основной целью жизни. Это отражается и на изменении ценностно-трудовых ориентаций молодежи. Около 80% вообще не стали бы работать, если бы были материально обеспечены. Около 55% подростков и молодых людей связывают мотивацию трудовой деятельности исключительно с деньгами и стремлением зарабатывать их любыми средствами, в том числе и противоправными [6].

Двойственность рынка труда проявляется в следующем: с одной стороны, присутствует намерение молодежи, базирующейся на интересе к специальности, освоить ее, реализовать свою профессиональную подготовку, найти соответствующую работу; но с другой - поскольку реализация такого плана, как правило, затруднительна, выпускники учебных заведений формируют в качестве возможного варианта менее для них привлекательный, но реальный - найти любую работу, не обязательно по специальности, но обеспечивающую приемлемый доход. Социальная опасность этой тенденции очевидна. При сохранении низкой оплаты труда в государственных структурах и высокой значимости материальной обеспеченности у выпускников учебных заведений растет предпочтение трудоустройства в коммерческой сфере. Происходит соответствующее

падение престижа госструктур в ущерб трудоустройству по специальности. В силу этого возможна ситуация, при которой вузы практически будут давать профессиональное образование лишь номинально. Между тем уровень образования является одним из важных показателей качества рабочей силы.

Современная ситуация в сфере труда и занятости ставит молодежь в очень сложные условия. Если раньше распределение выпускников учебных заведений гарантировало им занятость по специальности, то теперь оно проводится в значительно ограниченном масштабе, и молодые специалисты попадают в систему жесткой конкуренции с людьми, имеющими опыт работы.

Если сравнивать нынешнее положение молодежи с положением в 1990 г., то наиболее радикальные изменения обнаруживаются в труде, образовании, материальной обеспеченности и досуге, поскольку нарушилась естественная для любого общества связь между этими сферами жизни молодого поколения. Зачастую образование, включая профессиональное, не играет решающей роли в сфере труда, а квалифицированный труд перестает обеспечивать соответствующий жизненный уровень.

Современная российская молодежь сохраняет высокий трудовой потенциал, но он остается не востребованным, а это сказывается на уровне ее профессиональной социализации. Система оплаты труда пока далека от рыночной модели, как и сам российский рынок далек от современного цивилизованного. Разбалансированность уровня доходов и уровня потребления приводит к деформации интересов у молодежи как в сфере потребления, так и в сфере труда, ограничивая их сферой потребления [7].

За последние годы численность молодых людей, включенных в сферу потребления, увеличилась многократно. Опасность видится не только в пагубных последствиях ухода молодой рабочей силы из основных отраслей производства, но и в моральных издержках. Трудовая мотивация вытесняется спекулятивной. Нередко молодые люди одобрительно относятся к стремлению своих сверстников «делать деньги» любой ценой, даже в обход закона. На молодежь в возрасте до 29 лет приходится 57% общего числа правонарушений [5]. Само общество в лице печатных и электронных СМИ нередко рекламирует облегченные способы удовлетворения интересов и потребностей молодежи через разного рода игровые шоу, тем самым девальвирует роль труда не только как источника удовлетворения человеческих потребностей, но и как агента социализации личности.

Таким образом, рынок труда молодежи в настоящее время характеризуется следующими основными признаками:

несформированностью профессиональных интересов у молодежи; деформацией профессиональных намерений подрастающего поколения, завышенными притязаниями у части молодых людей;

отсутствием механизма корректировки структуры профессионального обучения с учетом перспектив социально-экономического развития регионов;

отсутствием на большинстве предприятий и организаций программ трудовой адаптации молодых специалистов и рабочих;

ограниченными финансовыми возможностями молодежи в плане их пере-

мещений на региональных и межрегиональных рынках труда и для занятости в сфере предпринимательства;

возрастающими масштабами платности образования;

дисбалансом спроса и предложения на «молодую» рабочую силу;

несоответствием уровня квалификации молодых специалистов требованиям работодателей;

отсутствием госзаказа на выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования;

низкой оплатой и неудовлетворительными условиями труда, низким качеством рабочих мест.

Все это необходимо учитывать при разработке политики занятости. Государственная политика содействия занятости молодежи может и должна осуществляться по линии специальных государственных программ, таких, например, как «Молодежь России», «Адаптация молодежи, вступающей на рынок труда», «Субсидирование занятости молодежи».

Библиографический список

1. Дунаева, Н. Молодежь на рынке труда [Текст] / Н. Дунаева // Вопросы экономики. -1998.- № 1. - С. 81-91.

2. http://www.kavkazonline.ru/csrip/elibrary/uro/uro_31/uro_31_02.htm

3. Скутнева, С. В. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере [Текст] / С. В. Скутнева // Социс. - 2006. - № 10. - С. 88-94.

4. http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2004/vestniksf251 -31/vestniksf251 -31150.htm

5. http://chelt/main.html

6. www.ronl.ru.htm

7. Семенов, В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи [Текст] / В. Е. Семенов // Социс. - 2007. - №> 11. - С. 37-43.

УДК 33:364 ББК 65.272

Ш.Р. Ягубов ИСТОКИ И ДИНАМИКА СТАНОВЛЕНИЯ ТЕОРИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА

Торговля является традиционной и древнейшей формой международных экономических отношений. Возникнув много столетий назад, она и поныне продолжает сохранять важные позиции в общем комплексе мирохозяйственных связей. После Второй мировой войны международная торговля развивалась очень высокими темпами, намного превышающими темпы роста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.