Староверова М.С. ©
Кандидат психологических наук, доцент,
Институт психологии, социологии и социальных отношений Московский городской педагогический университет
СПЕЦИФИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА, ВКЛЮЧЕННЫХ В ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Аннотация
В статье излагаются результаты исследования коммуникативных возможностей и отношения к окружающим людям дошкольников с нарушениями слуха, находящихся в инклюзивных образовательных учреждениях. Полученные результаты позволят разработать систему психолого-педагогического сопровождения дошкольников данной категории, учитывающую специфику межличностных отношений.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дошкольники с нарушениями слуха, межличностные отношения, инклюзия.
Keywords: Children with Special Needs, preschool children with the hearing disorder, interpersonal relations, inclusion.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется включением в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), к которым относятся и дошкольники с нарушениями слуха. В нашей стране в системе образования существуют специализированные дошкольные организации для детей данной категории, но с принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012, дающим право на получение дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, практика поступления таких детей в массовые детские сады стала повсеместной. В настоящее время значительное число дошкольников с нарушениями слуха интегрировано в образовательное пространство, так данные Института проблем инклюзивного образования МГППУ свидетельствуют о том, что дошкольники данной категории занимают в количественном выражении второе место среди детей с ОВЗ, интегрированных в дошкольные учреждения общего типа.
Дошкольные этапы инклюзивного образования все еще менее изучены, нежели школьные [1, 73; 2, 12; 7, 53]. В целом, инклюзивное образование должно
концентрироваться на двух аспектах развития детей дошкольного возраста: академическом (познавательном) и социальном (аффективном, эмоциональном). На практике дошкольное образование, так же как и школьное концентрируется на формировании академических достижений: знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом. В свою очередь, социальному развитию дошкольников с ОВЗ уделяется существенно меньшее внимание. Можно говорить о том, что дошкольное образование воспринимает социальную учебную программу как менее важную, чем академическую [5, 7; 3, 6].
В то же время отмечается, что одним из факторов, препятствующих успешной адаптации и интеграции дошкольников с ОВЗ в образовательную среду является общий уровень их психического развития, а именно, незрелость эмоционально-волевой сферы, затрудняющая формирование навыков социального взаимодействия [5,12; 6, 48]. В специальной психологии накоплено достаточное количество данных, свидетельствующих об особенностях развития эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушениями слуха. Однако в изучении особенностей эмоционально-личностного развития, в том числе и
© Староверова М.С., 2016 г.
межличностных отношений, принимали участие дошкольники с нарушениями слуха, воспитывающиеся в специальных дошкольных учреждениях и имеющие вследствие этого ограниченный социальный опыт. Выявление специфики межличностных отношений
дошкольников с нарушением слуха, включенных в инклюзивное образовательное пространство и стало целью нашего исследования.
В исследовании приняло участие 210 детей в возрасте шести-семи лет, посещающих массовые дошкольные учреждения. Экспериментальную группу составили 108 детей, имеющих врожденное снижение слуха 1-2 степени и использующие при общении разговорную речь. Контрольную группу составили 102 дошкольника, не имеющих нарушений слуховой функции. Все обследуемые посещали дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), реализующие общую программу дошкольного образования, начиная с 4х летнего возраста и находились на момент обследования в инклюзивных группах ДОУ.
Возраст детей определил выбор методик, ориентированных на механизм проекции: «Межличностные отношения ребенка» (автор - Рене Жиль); «Оценка уровня общительности (автор - В. Ряховский).
Проективная методика "Межличностные отношения ребенка" позволила нам получить информацию об отношении старших дошкольников с нарушениями слуха к окружающим людям. При изучении межличностных отношений в экспериментальной и контрольной группах было выделено пять количественных единиц контент-анализа:
- лидерская позиция;
- приближенность к педагогу;
- стремление к публичному вниманию;
- общительность;
- закрытость, отгороженность.
Полученные данные позволяют говорить о том, что в общении со сверстниками дети, не имеющие нарушений слуха, в большинстве своем стараются занять лидерскую позицию -92%, чего нельзя сказать о дошкольниках, имеющих снижение слуховой функции - 28%.
Отношения к педагогу более доверительные у старших дошкольников с сохранной слуховой функцией. Так, 73% испытуемых стремятся приблизиться к педагогу и с удовольствием готовы выполнять его поручения. В тоже время только 39% детей с нарушениями слуха испытывают симпатию и доверительное отношение к педагогу.
В интерпретации методики шкала доминантность показала нам, что 79% старших дошкольников с сохранным слухом и только 15%, имеющих нарушения слуховой функции стремятся к публичному вниманию. Значительное большинство дошкольников, имеющих нарушения слуха предпочитают оставаться в стороне, быть наблюдателем.
В то же время результаты наблюдения показывают, что для них имеют особую важность доверительные отношения со сверстниками: если доверие есть, то дети тянутся к общению, но иногда испытывают трудности в силу эмоционального переживания особенностей своей речи, обусловленных слуховым нарушением - для них характерно избирательное общение со сверстниками. Данная тенденция подтверждается и полученными результатами исследования, а именно в группе детей с сохранным слухом следующая единица - общительность встречается почти в два раза чаще, чем у детей с нарушениями слуховой функции (98% против 54%).
Обращает на себя внимание и тот факт, что у 88% дошкольников с нарушением слуха отмечается такой показатель как закрытость и отгороженность, а среди нормально слышащих детей он отмечается только у 2% обследуемых. Графически анализ результатов данной методики представлен рисунке 1.
120
100
80
60
40
20
0
контрольная группа экспериментальная группа
в Лидерская позиция
в Приближенность к педагогу
В Стремление к публичному вниманию
в Общительность в Закрытость, отгороженность
Рис. 1. Результаты обследования старших дошкольников с использованием методики
«Межличностные отношения ребенка».
Полученные в ходе исследования результаты наглядно демонстрируют, что старшим дошкольникам, имеющим нарушения слуха, несмотря на достаточный уровень речевого развития, достигнутый в ходе планомерных коррекционно-развивающих занятий с сурдопедагогом и логопедом, и опыт общения со слышащими сверстниками свойственна закрытость и отгороженность. Данный показатель отмечается у 88% дошкольников с нарушением слуха, а среди детей, не имеющих снижения слуховой функции - отмечается только у 2% обследуемых. Результаты, полученные по группам, достоверно различаются по критерию х2 при р<0,05.
Тест «Оценка уровня общительности» позволил изучить коммуникативные возможностей старших дошкольников с нарушениями слуха, находящихся в инклюзивной группе ДОУ. Данные обработки анкет "Оценка уровня общительности", позволяют говорить о том, что дошкольники с сохранным слухом в большинстве своем любознательны -33,33%. Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения слуха по большей части - 46,67%, неразговорчивы, предпочитают одиночество, поэтому у них мало друзей, они характеризуются недоверчивостью. Результаты анкетирования указывают и на то, что необходимость новых контактов детей с нарушениями слуха «вводит в панику». Результаты, полученные по группам, достоверно различаются по критерию х1 при р<0,05.
В то же время нельзя не отметить, что среди дошкольников с нарушениями слуха отмечаются и те, кто легко заводит знакомства и стараетсяся преодолеть переживания, связанные со слуховым дефектом. Они охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, способны отстаивать свою точку зрения без вспыльчивости.
Сравнительный анализ распределения детей контрольной и экспериментальной группы по уровню общительности представлен на рисунке 2.
50%
45%
40%
35%
30%
25%
20%
15%
10%
5%
0%
Экспериментальная группа Контрольная группа
н 3 и менее баллов В 4-8 В 9-13 В 14-18 В 19-24 В 25-29 В 30-32
Рис. 2. Сравнительный анализ распределения детей контрольной и экспериментальной группы по методике «Оценка уровня общительности».
Полученные результаты позволяют говорить о специфике межличностных отношений, детей дошкольного возраста, находящиеся в инклюзивных группа ДОУ. Дошкольникам данной категории, несмотря на достаточный уровень речевого развития, достигнутый в ходе планомерных коррекционно-развивающих занятий с сурдопедагогом и логопедом, а также опыт общения со слышащими сверстниками в отношении к окружающим свойственна закрытость и отгороженность. Они испытывают тревогу и беспокойство при необходимости установления новых контактов, так же как и дети с нарушениями слуха, находящиеся в специальных ДОУ.
Отсюда встает вопрос о необходимости разработки системы психологопедагогического сопровождения дошкольников с нарушением слуха в инклюзивных образовательных учреждениях, учитывающей специфику межличностного взаимодействия.
Литература
1. Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко - Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. -2008. - № 1. - С.71-78.
2. Т.А. Соловьева - Взаимоотношения детей с нарушенным и сохранным слухом в условиях совместного обучения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 2. -С. 10-16.
3. Т.А. Соловьева - Включение детей с нарушенным слухом в образовательную среду массовой школы //Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2010. - 24 с.
4. Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях // под ред. Е.В. Самсоновой - М., 2012.
5. С.Н. Сорокоумова - Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ // Автореф. дис. канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2011. - 23 с.
6. М.С. Староверова - Неуспешность в обучении: природные и социальные факторы и пути коррекции // Директор школы. - 2002. - № 4. - С.42- 46.
7. Н.Д. Шматко - Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ в группах комбинированной направленности //Дефектология. - 2010. - № 5. - С. 52-59.