Научная статья на тему 'Специфика межэтнического взаимодействия в полиэтничном регионе: по материалам эмпирического исследования'

Специфика межэтнического взаимодействия в полиэтничном регионе: по материалам эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
407
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИНАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИУМ / ЭТНОКУЛЬТУРА / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / POLY NATIONAL SOCIETY / ETHNIC CULTURE / INTER-ETHNIC INTERACTION / ETHNIC AND CULTURAL CONFLICT / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кускарова Ольга Ивановна

В представленной работе на основе данных социологического исследования рассмотрено межэтническое взаимодействие как социокультурный процесс в разрезе таких составляющих как: культура этносов и их взаимодействие, удовлетворенность респондентов собственной жизнью, ценностные ориентации представителей разных этносов, состояние межэтнических отношений, межкультурный диалог, межэтническая толерантность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifity of inter-ethnic cooperation in a multi-ethnic region: based on the materials of empirical studies

Inter-ethnic interaction as a socio-cultural process in the context of such components as culture of ethnic groups and their interaction, satisfaction of respondents with their own lives, values of representatives of different ethnic groups, the state of interethnic relations, intercultural dialogue and inter-ethnic tolerance have been examined.

Текст научной работы на тему «Специфика межэтнического взаимодействия в полиэтничном регионе: по материалам эмпирического исследования»

УДК 316.3 ББК 60.5 К-94

Кускарова Ольга Ивановна, соискатель кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, т.: 8(928)4647981.

СПЕЦИФИКА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОЛИЭТНИЧНОМ РЕГИОНЕ: ПО МАТЕРИАЛАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

(рецензирована)

В представленной работе на основе данных социологического исследования рассмотрено межэтническое взаимодействие как социокультурный процесс в разрезе таких составляющих как: культура этносов и их взаимодействие, удовлетворенность респондентов собственной жизнью, ценностные ориентации представителей разных этносов, состояние межэтнических отношений, межкультурный диалог, межэтническая толерантность.

Ключевые слова: полинациональный социум, этнокультура, межэтническое взаимодействие, этнокультурный конфликт, толерантность.

Kuskarova Olga Ivanovna, the applicant of the Department of Philosophy and Sociology of Adygh State University, tel.: 89284647981.

SPECIFITY OF INTER-ETHNIC COOPERATION IN A MULTI-ETHNIC REGION: BASED ON THE MATERIALS OF EMPIRICAL STUDIES

(reviewed)

Inter-ethnic interaction as a socio-cultural process in the context of such components as culture of ethnic groups and their interaction, satisfaction of respondents with their own lives, values of representatives of different ethnic groups, the state of interethnic relations, intercultural dialogue and inter-ethnic tolerance have been examined.

Keywords: poly national society, ethnic culture, inter-ethnic interaction, ethnic and cultural conflict, tolerance.

В современном мире одним из аспектов стабильности социальной системы выступает этнокультурный потенциал общества. Этнокультура в большей степени отражает специфику населения полинационального социума, его структуризацию и организацию. Этнокультура является продуктом социального взаимодействия и одновременно выступает основой социокультурного мира. Таким образом, культуру этносов и их взаимодействие нельзя рассматривать в отрыве от состояния и перспектив социального развития государства, с чем согласны 91,2% респондентов, опрошенных нами, лишь 2,9% опрошенных считают, что в России должна существовать единая для всех культура и глобализация способствует этому. Вызывает опасение, что 5,9% опрошенных не имеют определенной позиции по данному вопросу и выбрали такой вариант ответа, как «затрудняюсь ответить».

Всего согласно выборки опрошено 1200 респондентов, из которых 41,2% Сорокин П. Тенденции нашего времени. М., 1997. мужчин, 58,8% Сорокин П. Тенденции нашего времени. М., 1997. женщин, что в целом соответствует соотношению населения Республики Адыгея по гендерному признаку. Также респондентами были представлены следующие этнические группы: русский (ая) - 47,1%; адыг / адыгейка - 41,2%; армянин / армянка -5,9%; другая национальность - 5,8%.

Этнокультурное взаимодействие тесным образом связано с ценностными ориентациями представителей разных этносов, проживающих на определенной территории и вступающих в социальные связи друг с другом. Учитывая этнокультурные различия жизнедеятельности этносов, специфику их социального бытия, мы решили проранжировать варианты ответов на вопрос: «Что для Вас является главным в жизни?»

по принципу национальной принадлежности респондентов.

Следует отметить, что такая ценность, как семья наиболее популярна среди опрошенных представителей всех национальностей. У русских на втором месте расположена мечта о любимом человеке или верном друге (14,5%), тогда как адыгейцы более настроены дорожить своей честью (21,4%). Далее по степени популярности у русских следует «жить так, как хочется» - 12,6%, у адыгейцев - «заработать много денег»

- 16,4%. Представители других национальностей одинаково оценивают (50%) такие ценности, как «создать счастливую семью» и «жить так, как хочется». В итоге следует сказать о том, что представители разных национальностей по-особенному видят содержание ценностного аспекта бытия человека, что указывает на специфичность этнокультур и на необходимость консолидации российского общества. Сами респонденты в большей степени согласны с тем, что традиции, обычаи, нормы поведения представителей разных национальностей значительно отличаются (82,4%), и лишь небольшая часть опрошенных (17,6%) испытывают затруднения при ответе на данный вопрос.

Следующим фактором, оказывающим влияние на содержание и направленность этнокультурных взаимодействий, является состояние межэтнических отношений. В целом в Республике Адыгея межэтнические отношения респондентами различных этнических групп оцениваются как спокойные (50%), но, в то же время, для 38,2% опрошенных межэтнические отношения в республике внешне спокойные, но внутреннее напряжение все же существует. 6,3% опрошенных испытывают затруднения при ответе на этот вопрос, и лишь для 5,5% представителей различных этнических групп, проживающих на территории Адыгеи, межэтнические отношения в республике - напряженные.

Можно сделать вывод о том, что большая часть опрошенных нами респондентов, представителей различных национальностей, оценивают межэтнические отношения в Республике Адыгея как спокойные, тогда как лидеры славянской и адыгской этнических организаций, выступающие от имени наиболее многочисленных в республике этнических групп, считают, что межэтнические проблемы существуют [1].

Межэтническое взаимодействие, нацеленное на эффективность развития социума, находится в тесной взаимосвязи с межэтническим и межкультурным диалогом. Народы, проживающие на территории Республики Адыгея, унаследовали от предков разнообразие культур, традиций, конфессий. Проживающие на ее территории представители различных этнических групп образуют уникальную культурную мозаику, сочетающую различные компоненты. Социокультурное бытие современной Адыгеи основано на интенсивном и позитивном межэтническом, межкультурном диалоге, взаимодействии, социокультурном взаимопроникновении. Под межкультурным диалогом подразумевается открытый и уважительный обмен мнениями на основе взаимопонимания и уважения между отдельными людьми, а также группами людей различной этнической, культурной, религиозной и языковой принадлежности, имеющими разные исторические корни. Жители Адыгеи также готовы к межкультурному диалогу, что видно из ответов на вопрос о желании познакомиться с другими национальными культурами: практически однозначно

респонденты ответили «да, это интересно» - 97,1%, и лишь 2,9% респондентов выбрали такой вариант ответа, как «нет, это ни к чему хорошему не приведет».

Межкультурный диалог требует свободы и способности к самовыражению, а также готовности и способности прислушиваться к мнению других; способствует политической, социальной, культурной и экономической интеграции и сплочению многокультурных обществ; поощряет равенство, человеческое достоинство и чувство общей цели; имеет целью развитие более глубокого понимания различного мировоззрения и поведения, повышение уровня сотрудничества и вовлечённости (или свободу выбора), создание условий для развития личности, а также продвижение толерантности и уважения к другому [2]. Как показывают результаты проведенного автором социологического исследования, схожесть культурных ориентаций является одним из важнейших факторов,

влияющих на выбор межличностных симпатий респондентов, - 58,8%; «проживание на одной территории» выбрали 17,6%; «принадлежность к одному великому народу» -импонирует 14,7% опрошенных; «умение говорить на родном языке» выбрало 8,8%.

Межэтническое взаимодействие также включает в себя межкультурные различия, такие как система ценностей и вера, взаимоотношения членов семьи, отношение к авторитету, к работе, к деньгам, к старшим по возрасту, стиль общения и т.д. Но ни одно из выделенных качеств, признаков культуры индивида не несет разделительные или объединительные свойства, тогда как незнание различий и особенностей этноса усложняет социальное и энтокультурное взаимодействие, социальную коммуникацию между этническими группами.

Этнокультурный подход представляет собой формулирование, распознавание этничности через приписывание, т.е. в качестве важнейшего признака этнической идентичности выступает набор таких культурных, в широком смысле этого слова, переменных, как язык, религия, общая мифология и т.п.

Формирование культуры межэтнического взаимодействия начинается с семьи. В семье ребенок получает первые представления о родном языке, родной культуре, традициях и обычаях своего народа. От родителей он узнает о существовании других народов, отличающихся от его собственного по языку и культуре. От своих предков он перенимает чувство гордости за свой этнос или чувство сожаления из-за необходимости его представлять.

С первых дней жизни ребенка в семье начинают формироваться ценностное сознание личности, национальное самосознание, национальная самоидентификация, межэтническая толерантность через соблюдение национальных традиций, обычаев, обрядов. Поэтому ответ респондентов на вопрос «Будете ли Вы стремиться к тому, чтобы Ваши дети знали культуру своего этноса?» однозначен: ответ «да» выбрало 100% опрошенных.

Мнения респондентов разделились при ответе на вопрос о возможности смешанного брака для близких родственников «Как Вы отнеслись бы к браку Ваших детей с представителями другой национальности?».

Русские респонденты в большей мере положительно относятся к смешанным бракам

- 50% опрошенных считают, что национальность в семейных делах не имеет значения; 25% убеждены, что подобные браки не несут в себе ничего позитивного, и, что особенно интересно, 25% не определились с ответом на этот вопрос, видимо не желая своим решением оказывать влияние на мнение своих детей.

Респонденты, идентифицирующие себя с адыгами, в большей степени отрицательно относятся к подобным бракам - 35,7%; 28,6% считают, что национальность значения не имеет. Показательным является тот факт, что 21,4% опрошенных в целом не будут противиться смешанному браку, однако считают, что «избранник или избранница моих детей должны соблюдать обычаи нашего этноса»; 14,3% затрудняются с ответом на этот вопрос.

Значительно преобладающая часть опрошенных других национальностей, проживающих на территории Республики Адыгея - 75% - настроены отрицательно к межэтническим бракам своих детей, 25% считают, что в делах любви и семьи национальность значения не имеет.

Для преобладающего большинства респондентов в каждодневном общении национальность не имеет значения, лишь бы человек был хороший - 91,2%, испытывают раздражение при близком общении с людьми других национальностей всего 2,9% опрошенных; 5,9% не определились с вариантом ответа на данный вопрос.

Также 82,4% респондентов абсолютно толерантны и на вопрос «К представителям какой национальности Вы относитесь негативно?» ответили «ни к какой». Рассматривая проблемы межэтнических взаимодействий, следует учитывать, что существует устойчивая тенденция в доле участников опроса, испытывающих неприязнь к некоторым

национальностям, так 9% негативно относятся к армянам, 8,6% - к представителям других национальностей (русские, адыгейцы и армяне из этого списка исключены).

Межэтническое взаимодействие - это сложное явление, и подтверждением этому является неоднозначное мнение респондентов по поводу активизации деятельности на территории республики иных этносов: 44,2% опрошенных опасаются активизации деятельности отличных от их этносов; для 38,2% этот вопрос не является проблемой и никаких опасений не вызывает; 17,6% не имеют собственной позиции по этому вопросу.

Также межэтническое взаимодействие активизируется в трудовых многонациональных коллективах, в которых работать значительно интереснее, при этом более половины опрошенных (55,9%) уверены, что этническая принадлежность может дать преимущества при трудоустройстве; 32,4% считают, что преимущество не имеется, 11,7% опрошенных испытывают затруднения при ответе на данный вопрос.

Немногие из числа опрошенных - 11,8% - считают, что любые средства хороши для защиты своего этноса; лишь 14,7% убеждены, что такой подход недопустим; преобладающее большинство - 67,6% - уверены, что любые средства хороши только в том случае, если это не принесет вреда другим людям; 5,9% не имеют определенной позиции по данному вопросу.

В принципе недопустимым принимать силовое решение межнациональных проблем считают 64,7% опрошенных; 23,5% считают возможным применение силовых мер; 11,8% не смогли однозначно ответить на поставленный вопрос.

Применение системного подхода в исследовании этнокультурных взаимодействий позволяет говорить о том, что они являются важной частью межэтнических взаимодействий. Культура как носитель норм и ценностей оказывается стабилизирующей силой, консервирующей общество.

В целом же проведенный анализ межнациональных отношений в Республике Адыгея показывает, что этнокультурные взаимодействия формируются под влиянием благоприятных факторов, что между населением республики, представителями различных этнических групп, этнокультурных конфликтов нет, в отношениях между рассматриваемыми этническими группами проявляется взаимная толерантность. Тем самым в полной мере используется этнокультурный потенциал для гармонизации и стабилизации ситуации в республике.

Литература:

1. Ханаху Р.А. Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Адыгея глазами лидеров и активистов общественных организаций /Р.А. Ханаху, О.М. Цветков. - Майкоп, 2010. - С. 8.

2. «Белая книга» по межкультурному диалогу «Жить вместе в равном достоинстве» (Утверждена министрами иностранных дел стран - членов Совета Европы на 118-й сессии Комитета министров в Страсбурге 7 мая 2008 года). - С. 21.

References:

1. Khanakhu R.A. Inter-ethnic and inter-confessional relations in the Republic of Adyghea from the point of view of the leaders and activists of social organizations. Maikop, 2010. P. 8.

2. "White Book" on Intercultural Dialogue "Living together in equal dignity " (Approved by the Foreign Ministers of the members of the Council of Europe at the 118th Session of the Committee of Ministers in Strasbourg on May 7, 2008) . P. 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.