Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1003
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гультяева М.А., Белорусова И.А., Ожигов В.О.

В статье анализируется специфика менеджмента в условиях цифровой экономики. Рассматриваются понятие и особенности цифровой экономики, цели и задачи менеджмента компании в условиях цифровой трансформации. Приводятся эффекты цифровизации экономики, содержание, специфика и роль цифровых технологий для системы управления организацией. Выявляются отличительные характеристики и задачи информационного менеджмента, а также проблемы, сопряжённые с внедрением в систему управления компанией цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF MANAGEMENT IN THE DIGITAL ECONOMY

The article analyzes the specifics of management in the digital economy. The concept and features of the digital economy, the goals and objectives of the company's management in the context of digital transformation are considered. The effects of digitalization of the economy, the content, specificity and role of digital technologies for the organization's management system are given. The distinctive characteristics and tasks of information management are identified, as well as the problems associated with the introduction of digital technologies into the company's management system.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

Специфика менеджмента в условиях цифровой экономики The specifics of management in the digital economy

Гультяева М.А.,

Студент,

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

Россия, Новосибирск speciallylearn@gmail. com

Gultyaeva M.A.,

Student,

Novosibirsk National Research State University

Russia, Novosibirsk speciallylearn@gmail.com

Белорусова И.А.,

Студент,

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

Россия, Новосибирск speciallylearn@gmail. com

Belorusova I.A.,

Student,

Novosibirsk National Research State University

Russia, Novosibirsk

Ожигов В. О.

Студент,

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

Россия, Новосибирск speciallylearn@gmail. com

Ozhigov V.O.

Student,

Novosibirsk National Research State University

Russia, Novosibirsk

Аннотация.

В статье анализируется специфика менеджмента в условиях цифровой экономики. Рассматриваются понятие и особенности цифровой экономики, цели и задачи менеджмента компании в условиях цифровой трансформации. Приводятся эффекты цифровизации экономики, содержание, специфика и роль цифровых технологий для системы управления организацией. Выявляются отличительные характеристики и задачи информационного менеджмента, а также проблемы, сопряжённые с внедрением в систему управления компанией цифровых технологий.

Annotation.

The article analyzes the specifics of management in the digital economy. The concept and features of the digital economy, the goals and objectives of the company's management in the context of digital transformation are considered. The effects of digitalization of the economy, the content, specificity and role of digital technologies for the organization's management system are given. The distinctive characteristics and tasks of information management are identified, as well as the problems associated with the introduction of digital technologies into the company's management system.

Ключевые слова: менеджмент, управление, цифровизация, цифровая экономика, цифровые технологии.

Key words: management, management, digitalization, digital economy, digital technologies.

Современная российская экономика отличается установкой на укрепление экономической стабильности и накопление опыта в сфере управления организациями [1]. Для сохранения конкурентоспособности компаниям различной величины необходимо совершенствовать свои бизнес-процессы посредством использования наиболее

актуальных современных ресурсов - информационных и цифровых технологий. Внедрение информационно -коммуникационных технологий в процесс управления организацией способствует существенному повышению эффективности затрат и обнаружению новых возможностей на рынке [2]. Это делает актуальным исследование особенностей, возможностей и проблем менеджмента в условиях цифровизации экономики.

Целью работы является изучение специфики менеджмента в условиях цифровой экономики. Для её достижения были использованы методы анализа и синтеза научных публикаций и литературных источников по рассматриваемой теме.

Под цифровой экономикой понимается совокупность видов деятельности, которые основываются на цифровых технологиях, и инфраструктуры, обеспечивающей стабильное функционирование этих технологий [3]. Ключевой особенностью цифровой экономики является осуществление основных коммуникаций между субъектами экономической деятельности посредством цифровых технологий в виртуальной среде. Цифровыми считаются технологии, сопряжённые с созданием, обработкой, сбором, хранением и передачей данных на базе цифровых систем. Данные технологии дают предприятиям возможность сокращать уровень издержек, одновременно повышая уровень производительности и эффективности труда [4]. Цифровизация экономики приводит к существенному повышению значимости информации, грамотная работа с которой способствует увеличению качества принимаемых управленческих решений.

Задачами менеджмента являются организация бизнес-процессов, контроль за системами социально -экономического характера и управление, ориентированное на достижение наиболее эффективных показателей [5]. Основной целью менеджмента в условиях цифровизации выступает достижение хозяйствующим субъектом состояния, в значительной степени отличающегося от текущего, выражающегося в совершенствовании качественных и/либо количественных показателей, которые характеризуют его деятельность в сфере развития цифровых технологий.

В условиях цифровизации экономики можно выделить следующие факторы этого процесса, оказывающие соответствующие эффекты [6]:

• технологические инновации: совершенствование операционной модели организации, увеличение эффективности затрат и финансовых показателей, повышение частоты взаимодействия с клиентами и их лояльности, ускорение вывода новых товаров на рынок, создание партнёрств с компаниями в смежных областях для получения доступа к новым клиентским сегментам, производство востребованной на рынке высокотехнологичной продукции;

• инновации в HR-направлении: повышение качества человеческих ресурсов, во многом за счёт привлечения талантов, развитие цифрового лидерства и кадрового потенциала компании, укрепление HR-бренда, снижение транзакционных издержек на подбор кандидатов, увеличение социальной ответственности бизнеса;

• инновации в сфере экономической безопасности: увеличение уровня кибербезопасности и надёжности компании в глазах потребителей с одновременным снижением затрат.

Цифровая экономика подразумевает переход к хозяйственной деятельности, при которой ключевую ценность составляют информация, знания и технологии [7]. При этом осуществляется роботизация рутинных задач и совершенствование информационно-коммуникационных технологий. К основным технологиям цифровой экономики, успешно внедряемым в настоящее время, можно отнести когнитивные и командные технологии, облачные технологии и вычисления, большие данные, интернет вещей, виртуальные валюты, цифровые платформы, цифровое образование, маркетинговую интеграцию, микросервисы, многоканальность, адаптивную безопасность, цифровых двойников, умных помощников (чат-ботов), мобильные платежи и корпоративные приложения, носимую электронику и централизованные платформы [8]. Каждая из технологий

имеет свои особенности, могущие быть адаптированными к любой сфере деятельности. Наиболее перспективным направлением можно считать облачные технологии, которые используются в качестве основы большинства современных бизнес-моделей и выступают принципом большей части экономических взаимодействий.

Цифровые технологии оказывают значимое влияние на восприятие менеджмента в отношении стратегических целей, меняя поведение субъектов хозяйствования на современном рынке [9]. В этих условиях трансформируется контекст теории потребительского выбора. Так, при осуществлении выбора существенно возрастают альтернативные возможности, в то время как пользователи более склонны доверять мнению своих доверенных лиц. В условиях цифровой экономики формируется новая роль потребителя, который становится непосредственным участником процесса разработки новой потребительской ценности, имеющим возможность воздействовать на конечный продукт и предлагать производителю решения, способные в наибольшей степени удовлетворить его потребности. Это приводит к соответствующей трансформации экономической деятельности хозяйствующих субъектов и их бизнес-моделей.

Организации, работающие на интернет-рынках, развиваются быстрее, чем компании традиционных секторов экономики, хотя последние также начинают все активнее применять сетевые возможности, способные повысить успешность их деятельности. В работе компаний Интернет становится незаменимым инструментом, дающим возможность привлекать новых клиентов, выстраивать взаимодействие с целевой аудиторией, связывать отдельные предприятия и процедуры и автоматизировать большое количество бизнес-процессов.

Другой важной тенденцией развития бизнеса в условиях цифровой экономики является диверсификация крупных компаний. Вертикальная система управленческой организации всё чаще дополняется горизонтальными взаимодействиями, выходит за рамки внутренних операций и охватывает ключевых партнёров, поставщиков и потребителей по цепочке создания стоимости. В результате меняется организационная культура и этика компании и реорганизуется система мотивации с ориентацией на профессиональные и личные качества сотрудников.

Глобальной тенденцией развития менеджмента является тотальная диджитализация, представляющая собой новый подход к взаимодействию с клиентами и построению организационной культуры. Вся digital-трансформация основывается на работе с данными, рассматривающимися в качестве стратегического актива, размеры которого постоянно увеличиваются. В связи с этим эффективность современного менеджмента в значительной степени определяется корректностью сбора и анализа информации и качеством принимаемых на её основе решений. В таких условиях получает распространение информационный менеджмент, сферой охвата которого выступает совокупность всех управленческих задач на всех этапах жизненного цикла организации, включая операции и действия, сопряжённые с данными во всех их состояниях и формах [10]. При внедрении информационного менеджмента должны решаться задачи определения ценности и результативности применения не только непосредственно информации, но и прочих ресурсов компании, в той или иной степени входящих во взаимодействие с данными: финансовых, технологических, кадровых и прочих.

В число задач информационного менеджмента входят:

• создание технологической среды информационной системы компании;

• эксплуатация информационных систем;

• совершенствование и обслуживание информационной системы;

• планирование в области информационных систем;

• создание организационной структуры в сфере информатизации;

• разработка инновационной политики предприятия и реализация инновационных программ;

• управление капиталовложениями и персоналом в области информатизации;

• разработка информационных ресурсов и обеспечение их комплексной защиты.

Условия цифровой трансформации экономики стимулируют организации к использованию прикладного программного обеспечения, такого как CRM-системы [11]. Их основными функциями являются организация статистического учёта, автоматизация процессов управления финансами и продажами, адаптация маркетинговых инструментов к условиям цифровизации, повышение эффективности и качества работы менеджеров и поддержание актуальной клиентской базы. Применение CRM-систем расширяет для предприятий возможности изучения и своевременного учёта потребностей целевой аудитории и развития внутреннего маркетинга.

CRM является не единственной подобной системой, использующейся для повышения эффективности управления в условиях цифровой реальности [12]. На современном рынке представлено большое количество программ-планировщиков, часть которых претендует на универсальность, обещая руководителю полную управляемость, таких как MES, WMS, CEP, PAS, OI, BAM, PLM, EAM, CRP, PDM, MRP, BPA, SCM, MPS, ECM, HRM, APS, EDMS, FRP, BPM и прочие. Однако на практике данные системы обеспечивают не полную управляемость компанией, а только автоматизацию контроля за потоками информационных или материальных ресурсов, организацию сбора первичных данных и снабжение ими руководителя. Они по своей сути являются не управляющими, а информационными, поскольку принципиально не решают вопросы управления, а преимущественно фиксируют данные и обеспечивают контроль за движением материальных ресурсов.

Информационное обеспечение является значимым условием управляемости, однако одного наличия нужных данных недостаточно для принятия верного управленческого решения. Помимо этого, методологическая база, лежащая в основе большей части функционирующих на рынке систем автоматизации, не позволяет сформировать адекватную модель социальной системы, которая бы функционировала в активной среде. По этой причине эффективная цифровая модернизация системы менеджмента компании должна основываться на комплексном подходе, а не сводиться исключительно к автоматизации процессов.

Таким образом, успешное функционирование современных компаний требует отхода от традиционных методов организации системы менеджмента и внедрения информационных технологий, способствующих достижению хозяйствующими субъектами поставленных целей, обеспечению соответствия стандартам качества, совершенствованию продуктов на базе анализа спроса потребителей, сокращению сроков разработки проектов и времени изготовления продукции. Несмотря на то, что для многих видов экономической деятельности быстрая модернизация длительно формирующегося механизма ведения бизнеса труднореализуема, компаниям важно уметь грамотно оценивать свои возможности, чтобы расставлять приоритеты развития и разрабатывать схему цифровых изменений, в наибольшей степени благоприятствующую осуществлению деятельности. Только в случае широкого использования информационных технологий в менеджменте и цифровизации бизнес-процессов организация может эффективно конкурировать в условиях современного рынка.

Список используемой литературы:

1. Алеева А.Х., Начичко И.Э. Траектории развития финансового менеджмента корпораций в условиях цифровой экономики // Хроноэкономика. - 2018. - № 2 (10). - С. 73-77.

2. Мусостова Д.Ш., Цуров М.Д. Особенности развития системы менеджмента качества в условиях становления цифровой экономики // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 31 (5). - С. 167-170.

3. Платошина Г.Г. Некоторые аспекты цифровизации экономики и управления // Трансформация менеджмента в условиях цифровой экономики сборник докладов Международной научно-практической конференции / науч. ред. Н.В. Тараканова. - М., 2020. - С. 164-170.

4. Григорян К.Д., Тарасова Н.Е. Стратегический менеджмент в условия цифровой экономики // Символ науки: международный научный журнал. - 2020. - № 5. - С. 89-92.

5. Парахина В.Н., Чарыева А. Изменение содержания менеджмента в условиях цифровизации // Менеджмент 4.0: управление в цифровую эпоху: материалы XII Российской научно-практической конференции для управленцев. - 2020. - С. 70-72.

6. Левченко Е.В. Совершенствование инструментария оценки и развития системы менеджмента качества в условиях цифровизации экономики: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Екатерина Вячеславовна Левченко; Рос. экон. ун-т им. Г.В. Плеханова». - М., 2018. - 162 с.

7. Артамонова О.С. Знания как фактор развития системы менеджмента качества в условиях цифровой экономики // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2019. - Т. 12, № 6. - С. 49-59.

8. Ефремова А.А. Роль цифровых технологий в экономике современной России // Научный журнал молодых учёных. - 2022. - № 1 (26). - С. 106-111.

9. Болтенков Д.В. Маркетинг и менеджмент в ландшафте цифровой экономики // Стратегии бизнеса. -2019. - № 4 (60). - С. 25-27.

10. Босова Е.В. Информатизация и менеджмент // Трансформация менеджмента в условиях цифровой экономики сборник докладов Международной научно-практической конференции / науч. ред. Н.В. Тараканова. - М., 2020. - С. 36-47.

11. Голубева М.А. Развитие концепции маркетинга взаимоотношений в условиях цифровой экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2019. - № 5-1 (119). - С. 118-123.

12. Антонов В.Г., Самосудов М.В. Проблемы и перспективы развития цифрового менеджмента // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин: материалы II Международного научного форума. - 2018. - С. 66-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.