Научная статья на тему 'Специфика мелодического оформления духовной речи (на материале молитвы Господней)'

Специфика мелодического оформления духовной речи (на материале молитвы Господней) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
246
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНО-ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЙ ФОНОСТИЛЬ / ИНТОНАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ / ПРИНЦИП СИММЕТРИИ / МОЛИТВА / КАНОНИЧЕСКОЕ И НЕКАНОНИЧЕСКОЕ МОЛИТВЕННЫЕ ЧТЕНИЯ / RELIGIOUS CLERICAL PHONOSTYLE / INTONATION PATTERNS / PRINCIPLE OF SYMMETRY / PRAYER / CANONICAL AND NON-CANONICAL PRAYING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Овечкина Елена Алексеевна

Выявлена и рассмотрена специфика мелодического оформления Молитвы Господней. Отмечено функционирование особых типов интонационных моделей. Уточнено имеющееся представление о связи интонационного оформления молитвы с ее семантикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specificity of melodic pattern of Lord's Prayer is identified and examined. Functioning of special types of intonation patterns is defined. The existing conception about the connection between intonation patterns of the prayer and its semantics has been pointed out.

Текст научной работы на тему «Специфика мелодического оформления духовной речи (на материале молитвы Господней)»

© Е.А. Овечкина, 2009

УДК 811.161.1 ББК 81.411.2

СПЕЦИФИКА МЕЛОДИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ

ДУХОВНОЙ РЕЧИ (НА МАТЕРИАЛЕ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ)

Е.А. Овечкина

Выявлена и рассмотрена специфика мелодического оформления Молитвы Господней. Отмечено функционирование особых типов интонационных моделей. Уточнено имеющееся представление о связи интонационного оформления молитвы с ее семантикой.

Ключевые слова: религиозно-проповеднический фоностиль, интонационные модели, принцип симметрии, молитва, каноническое и неканоническое молитвенные чтения.

Как известно, современная звучащая духовная речь воплощает собой традиции русской речевой культуры. Одним из ядерных жанров религиозной коммуникации является православная молитва, так как, по мнению исследователей, она наиболее полно отражает содержательные характеристики и языковые особенности этого типа коммуникации [13, с. 337].

Православная молитва изучается в ряде различных дисциплин: богословии, филологии, искусствоведении. Так, в изучении молитвы можно выделить несколько направлений. Первое, теологическое, имеющее наиболее давние традиции, связано с рассмотрением молитвы в богословском аспекте. Богословы дают определения молитвы и описание видов молитвословий, обращают внимание на приемы молитвенного чтения, говорят о молитвенном правиле, а также о молитвенном пении как составной части богослужения (см.: [4; 8] и др.).

Литературоведческое направление изучения молитвы основывается на рассмотрении функционирования жанра молитвы в творчестве отдельных писателей: А.С. Пушкина

[9]; Ф.Н. Глинки [5]; Ф.А. Тютчева [1]; по-

этов-романтиков [12] и др. - и сосредоточено на исследовании проблемы трансформации жанра молитвы в стихотворном тексте.

Основными аспектами изучения молит-вословия в искусствоведческом направлении являются: рассмотрение взаимосвязи молитвы и пения, виды молитв, ритмические особенности церковных песнопений, история возникновения и развития православного церковного пения (см.: [7; 10]).

Самостоятельным направлением в изучении молитвы является лингвистическое осмысление ее особенностей. Исследователи рассматривают жанровую специфику молитвы (см.: [2; 14]); семантику (см.: [11; 14]); коммуникативное пространство (см.: [3; 13; 14]); типы молитвословных текстов (см.: [2; 3; 14]), особенности звучания молитвы, ее ритмо-ме-лодической организации (см.: [6; 14]). Несмотря на интерес лингвистов к религиозной коммуникации и, в частности, к молитве как одному из ядерных жанров духовной речи, работ, посвященных рассмотрению специфики звучащей молитвы, недостаточно.

Более того, существуют различные точки зрения при выделении видов звуковых воплощений молитвы. Так, например, О.А. Про-хватилова отмечает, что молитвословия могут быть представлены в форме чтения (канонического и неканонического) и пения [14, с. 30]. К. Кончаревич говорит о таких типах интонирования молитвословий, как псалмодия,

псалмодическое пение и мелизматическое пение [6, с. 631].

Данная статья посвящена описанию мелодического оформления молитвы в разных звуковых воплощениях на примере Молитвы Господней («Отче наш»).

Материалом для исследования послужили магнитофонные записи канонического и неканонического чтения Молитвы Господней. Как известно, в каноническом молитвенном чтении в той или иной степени воспроизводится традиционное чтение церковнославянских сакральных текстов, а в неканоническом молитвенном чтении в большей степени обнаруживается влияние системы современного русского языка, как на сегментном, так и на суперсегментном уровне [14, с. 30].

Выбор материала обусловлен тем, что Молитва Господня в христианской молитвенной практике считается одной из наиболее известных и значимых молитв и признается образцом молитвенного слова, так как была предложена самим Иисусом Христом своим ученикам.

Молитва Господня упоминается в Евангелии в сюжете, восходящем к «Учению двенадцати Апостолов», и сохранилась в Евангелиях от Матфея (Мф. 6: 9-13) и от Луки (Лк. 11: 2-4). «Отче наш» читается христианами в разных молитвенных чинах и на литургии: при таинстве Крещения, при совершении таинства Евхаристии; входит в чин утренних и вечерних молитв.

При анализе разных воплощений молитвословных текстов мы используем систему интонационного описания звучания молитвос-ловий, предложенную О.А. Прохватиловой [14, с. 44-62].

Анализ звуковых воплощений Молитвы Господней показал, что в каноническом и неканоническом молитвенных чтениях функционируют следующие интонационные модели: мономелодическая, нисходяще-восходящая, восходящая и нисходящая, что соответствует нормам религиозно-проповеднического фоностиля [13]. Так, мономелодическая модель характеризуется ровным движением тона в рамках одной синтагмы и может функционировать в двух вариантах: в среднем регистре (ровный средний тон) и в верхнем регистре (ровный высокий тон). Например:

[1] Рс

Отче наш, Иже еси нанебесех!/.;

или:

[2] Рв

Слава Отцу, и Сыну, И Святому Духу/...

В приведенных фрагментах канонического чтения Молитвы Господней наблюдается ровное движение тона: в первой синтагме [1] отмечается ровный средний тон (Рс), во второй [2] - ровный высокий тон (Рв).

Нисходяще-восходящая модель включает ровный средний тон в довершинной части, понижение тона на гласном, предшествующем вершинному, и повышение тона на гласном вершины; завершинная часть произносится на ровном высоком тоне. Например:

нВ

..и не введи нас во искушение/...

Восходящая модель состоит из ровного среднего тона в довершинной части, восходящего движения тона на вершине и ровного высокого тона в завершинной части. Например:

В

Да святится имя Твое/...

Нисходящая модель характеризуется ровным средним тоном в довершинной части, нисходящим движением тона на вершинном гласном и ровным низким движением тона в завершинной части. Например:

Н

Иже еси/

Н

На небесех/...

Из транскрипции видно, что вершины синтагм, оформленных нисходящей моделью, отмечены понижением тона.

Как известно, нисходяще-восходящая и мономелодическая модели не имеют аналогов в современной звучащей речи и встречаются только в каноническом молитвенном чтении [14, с. 49]. Восходящая и нисходящая интонационные модели соотносимы с выделяемыми в современной интонационной системе, предложен-

ной Е.А. Брызгуновой, такими интонационными конструкциями, как ИК-6 и ИК-1.

Как показывает анализ, в каноническом и неканоническом чтениях Молитвы Господней названные интонационные модели представлены как одновершинными, так и двувершинными вариантами. Факультативные вершины могут выделяться либо благодаря продлению ударного гласного, либо восходящим движением тона. При этом в каноническом чтении «Отче наш» преобладают факультативные вершины, отмеченные увеличением длительности гласного, в неканоническом - выделенные восходящим движением тона. Необходимо отметить и тот факт, что в двувершинных интонационных моделях основная вершина обычно располагается в начале синтагмы, а факультативная - в конце, создавая таким образом акустическую рамку. Например:

Рс

яко на небеси и на земли./

Рс

_ (В)

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;/

Наличие факультативных и основных вершин позволяет выделить границы синтагмы -ее начало и конец, что в условиях мономело-дического оформления делает более отчетливым членение речевого потока на минималь-

ные отрезки. Важно отметить, что акустическая симметрия, возникающая внутри синтагмы, воспринимается как проявление гармонии в звучании молитвословия.

Анализ частотности употребления интонационных моделей показал, что в каноническом молитвенном чтении Молитвы Господней используются мономелодическая, нисходящевосходящая и восходящая модели. Их количественное соотношение представлено в диаграмме (см. рис. 1).

В неканоническом чтении Молитвы Господней употребляются только восходящая и нисходящая интонационные модели (см. рис. 2).

Анализ сочетаемости интонационных моделей, употребленных в Молитве Господней показал, что и в каноническом, и в неканоническом молитвенных чтениях реализуется принцип симметрии. Симметрия, как известно, представляет собой соразмерное, гармоничное расположение частей по отношению к целому и может быть простой и зеркальной. Простой симметрии свойственна соразмерность речевых фрагментов по протяженности, мелодическому оформлению, а зеркальная симметрия характеризуется соответствием в расположении частей целого по отношению к центру [14, с. 39]. По нашим наблюдениям, интонационные модели, используемые при чтении Молитвы Господней, образуют и простую, и зеркальную симметрию (см. табл.).

НМономелодическая модель □ Нисходяще-восходящая модель Э Восходящая модель

Рис. 1. Частотность интонационных моделей в каноническом чтении Молитвы Господней

С Во сх одящая м одель QJ Нисходящая модель

Рис. 2. Частотность интонационных моделей в неканоническом чтении Молитвы Господней ISSN 1998-9911. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2, Языкозн. 2009. №2(10) 53

Таблица

Виды симметрии в каноническом и неканоническом молитвенных чтениях

Молитвы Господней

Виды симметрии Каноническое молитвенное чтение Неканоническое молитвенное чтение

Простая симметрия нВ и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;/ нВ и не введи нас во искушение,/ Н иже еси/ Н на небесех!/

Зеркальная симметрия Рс Отче наш, Иже еси на небесех!/ нВ Да святится имя Твое,/ Рс да приидет Царствие Твое:/ Н да приидет царствие Твое,/ В да будет воля Твоя,/ В яко на небеси/ Н и на земли./

Как показывает анализ, интонационное оформление канонического и неканонического чтений Молитвы Господней слабо связано с семантикой текста, что не противоречит имеющимся представлениям об асемантичности звучания молитвословных текстов [14, с. 94]. Например, для канонического молитвенного чтения характерна асемантичность на уровне выражения коммуникативного типа высказывания:

нВ

Да святится имя Твое,/

Рс

Да приидет Царствие Твое:/

В

Да будет воля Твоя,/

Рс

Яко на небеси и на земли./...

В приведенном фрагменте завершающая часть синтагмы оформлена мономелодически (ровным средним тоном), тогда как в современной интонационной системе в этой позиции обычно используется ИК-1 или ИК-2, характеризующиеся понижением тона на гласном центра.

Та же картина наблюдается и в неканоническом молитвенном чтении, где побудительные конструкции в просительной части молитвословия оформлены при помощи восходящих и нисходящих интонационных моде-

лей, соотносимых с ИК-6 и ИК-1, то есть такими интонационными конструкциями, которые в современной речи при выражении побуждения не употребляются.

Вместе с тем анализ канонического и неканонического чтений Молитвы Господней показал, что ее интонационному оформлению все же присуща семантическая обусловленность, связанная с композиционной структурой молитвословия.

Как известно, «Отче наш» по форме представляет собой образец сложного молит-вословия, так как имеет трехчастную структуру, включающую призывание (Отче наш, иже еси на небесех), славословия (Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли) и 4 прошения (Хлеб насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко-же и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение; но избави нас от лукавого).

По нашим наблюдениям, в каноническом и неканоническом чтении «Отче наш» изменение сочетаний интонационных типов позволяет мелодически выделить композиционно-смысловые части молитвословия. Рассмотрим это на примере неканонического молитвенного чтения Молитвы Господней.

ВН

[1] Отче наш,/

Н

[2] иже еси/

Н

[3] на небесех!/

В

[4] Да святится имя Твое/

Н

[5] да приидет царствие Твое,/

В

[6] да будет воля Твоя,/

В

[7] яко на небеси/

Н

[8] и на земли./

В

[9]Хлеб наш насущный/

Н

[10] даждь нам днесь,/

(В) Н

[11] и остави нам долги наша/

В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] яко же и мы оставляем/

(В) Н

[13] должником нашим, /

В

[14] и не введи нас во искушение,/

В

[15] но избави/

Н

[16] нас от лукаваго./

Из приведенной транскрипции видно, что каждый смысловой блок молитвосло-вия начинается восходящим движением тона, а заканчивается нисходящим и имеет определенную интонационную структуру. Так, в призывании (синтагмы 1-3) реализуется принцип простой симметрии (Н-Н-Н), в славословной части (синтагмы 58) проявляется принцип зеркальной симметрии (Н-В-В-Н).

Таким образом, анализ звуковых воплощений Молитвы Господней показал, что для канонического молитвенного чтения характерно функционирование особых типов интонационных моделей (мономелоди-ческой и нисходяще-восходящей), не встречающихся в современной интонационной системе. Сочетаемость интонационных моделей в каноническом и неканоническом чтениях «Отче наш» организована по принципу симметрии, благодаря чему ритмически оформляются наиболее важные смысловые блоки молитвословия. Проведенный анализ позволяет уточнить имеющиеся представления о связи интонацион-

ного оформления молитвы с ее семантикой, так как, по нашим данным, асемантичность звучания Молитвы Господней проявляется только на уровне высказывания, тогда как изменение сочетаний интонационных типов при каноническом и неканоническом чтении «Отче наш» позволяет мелодически выделить композиционно-смысловые части молитвословия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьева, Э. М. Молитвенная лирика Ф.И. Тютчева / Э. М. Афанасьева // Духовные начала русского искусства и образования : материалы V Всерос. конф. с междунар. участием. - Великий Новгород, 2005. - С. 180-189. - («Никитские чтения»).

2. Бобырева, Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии (на материале православного вероучения) : монография / Е. В. Бобырева. -Волгоград : Перемена, 2007. - 375 с.

3. Войтак, М. Проявление стандартизации в высказываниях религиозного стиля (на материале литургической молитвы) / М. Войтак // Текст: стереотип и творчество / под ред. М. П. Котюровой. - Пермь : Изд-во ПермГУ, 1998. - С. 214-230.

4. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения епископа Игнатия : в 5 т. / И. Брянчанинов. -СПб., 1905. - Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991.

5. Козлов, И. В. Стихотворная молитва в творчестве Ф. Н. Глинки 1820-х гг. / И. В. Козлов // Известия Уральского государственного университета. -2006. - №> 47. - С. 236-242.

6. Кончаревич, К. О некоторых специфических маркерах метаструктуры литургического дискурса / К. О. Кончаревич // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов : материалы Второй Между-нар. науч. конф., г. Волгоград, 24-26 апр. 2007 г. : в 2 т. Т. 1. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. -С. 630-635.

7. Корнышева, И. Р. Музыкальная эстетика православного богослужения: автореф. дис. ... канд. филос. наук / И. Р. Корнышева. - Владимир, 2008. - 26 с.

8. Кронштадтский, И. Мысли о богослужении православной церкви «Моя жизнь во Христе» / И. Кронштадтский. - М. : Сов. Россия, 2001. -446 с.

9. Лепахин, В. В. «Отцы пустынники и жены непорочны.. » (Опыт подстрочного комментария)

/ В. В. Лепахин // Журнал Московской Патриархии. -1994. - №°6. - С. 87-96.

10. Мартынов, В. И. Пение, игра и молитва в русской богослужебной системе / В. И. Мартынов. - М. : Филология, 1997. - 208 с.

11. Мусхелишвили, Н. Л. Семантика и ритм молитвы / Н. Л. Мусхелишвили, Ю. А. Шрейдер // Вопросы языкознания. - 1993. - N° 1. - С. 45-51.

12. Осанкина, В. А. Библейско-евангельская традиция в эстетике и поэзии русского романтиз-

ма : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / В. А. Осанкина. - Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2001. - 35 с.

13. Прохватилова, О. А. Жанровая специфика православной молитвы / О. А. Прохватилова // Славистика. - Кн. XII (2008). - Београд : Славист. о-во Сербии, 2008. - С. 337-347.

14. Прохватилова, О. А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи / О. А. Прохватилова. - Волгоград : Изд-во ВолГУ 1999. - 364 с.

THE SPECIFICITY OF MELODIC PATTERN OF RELIGIOUS SPEECH (BASED ON LORD’S PRAYER)

E.A. Ovechkina

The specificity of melodic pattern of Lord’s Prayer is identified and examined. Functioning of special types of intonation patterns is defined. The existing conception about the connection between intonation patterns of the prayer and its semantics has been pointed out.

Key words: religious clerical phonostyle, intonation patterns, principle of symmetry, prayer, canonical and non-canonical praying.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.