Научная статья на тему 'Специфика медиатекста региональных интернет-СМИ'

Специфика медиатекста региональных интернет-СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1368
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТЕКСТ / ЖУРНАЛИСТИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ ИНТЕРНЕТ-СМИ / ЗАГОЛОВОК / ЛИДАБЗАЦ / MEDIA TEXT / JOURNALISM / REGIONAL ONLINE MEDIA / TITLE / LEAD PARAGRAPH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лободенко Лидия Камиловна, Зайкова Ольга Николаевна

В региональных интернет-СМИ медиатекст обладает свойствами гипертекстуальности, мультимедийности и интерактивности, что способствует его формированию как информационно-коммуникативной структуры. При этом коммуникативные элементы, такие как комментарии пользователей, дополняют основной текст и трансформируют направление его восприятия. Что касается структуры медиатекста интернет-СМИ, то она, представлена в двух вариантах кратком и расширенном. Особую информационную нагрузку в медиатексте несут заголовок и лид-абзац. В работе подчеркивается, что заголовок интернет-СМИ должен отвечать следующим требованиям: указывать на факты или решение проблемы; быть максимально лаконичным, информативным и эмоционально окрашенным; содержать глагол в прошедшем или будущем времени; соответствовать принципам SEO-оптимизации. Авторы отмечают, что существующие типы лид-абзацев применяются в различных жанрах медиатекстов с разной степенью интенсивности. Наибольшую популярность в структуре информационных жанров получили лид-абзацы, носящие анонсный характер, среди которых можно выделить: вопрос, повествование, «одним ударом», шокирующий, лид-загадку. В аналитических и художественно-публицистических жанрах медиатекстов преобладают: обзорный лид, «затяжной прыжок», «представьте себе», исторический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лободенко Лидия Камиловна, Зайкова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MEDIATEXTS IN REGIONAL INTERNET MEDIA

The article defines the specific character of the regional media texts in online media. The authors emphasize that the mediatext in regional online media has properties of hypertextuality, multimedia and interactivity that contribute to forming its informative and communicative structure. Communicative elements such as users’ comments complete the body of the main text and transform the direction of its perception. As for the structure of a media text in the Internet media, it is presented in two versions brief and expanded. A special informative load is given in the title and the leading paragraph. The paper emphasizes that the title of the Internet media must meet the following requirements: refer to the facts or the solution to the problem; be concise, informative and emotionally charged; contain a verb in the past or future tense; be consistent with the principles of SEO-Optimization. The authors point out that the existing types of lead paragraphs are used in various genres of media texts with various degrees of intensity. The most popular in the structure of informative genres are lead paragraphs that have an announcing character (a question-narration, “with one stroke”, a shocking lead, a riddle-lead). The leading paragraphs such as a panoramic lead, “delayed jump”, “just fancy”, a historical lead are prevalent in analytical and publicistic genres of media texts.

Текст научной работы на тему «Специфика медиатекста региональных интернет-СМИ»

Медиатекст

УДК 070:004.738.5(470.5) DOI: 10.14529/Ппд150408

ББК Ч600.036 + Ч600.036(2Р36)

СПЕЦИФИКА МЕДИАТЕКСТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СМИ

Л.К. Лободенко, О.Н. Зайкова

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

В региональных интернет-СМИ медиатекст обладает свойствами гипертекстуальности, муль-тимедийности и интерактивности, что способствует его формированию как информационно-коммуникативной структуры. При этом коммуникативные элементы, такие как комментарии пользователей, дополняют основной текст и трансформируют направление его восприятия. Что касается структуры медиатекста интернет-СМИ, то она, представлена в двух вариантах - кратком и расширенном. Особую информационную нагрузку в медиатексте несут заголовок и лид-абзац. В работе подчеркивается, что заголовок интернет-СМИ должен отвечать следующим требованиям: указывать на факты или решение проблемы; быть максимально лаконичным, информативным и эмоционально окрашенным; содержать глагол в прошедшем или будущем времени; соответствовать принципам SEO-оптимизации. Авторы отмечают, что существующие типы лид-абзацев применяются в различных жанрах медиатекстов с разной степенью интенсивности. Наибольшую популярность в структуре информационных жанров получили лид-абзацы, носящие анонсный характер, среди которых можно выделить: вопрос, повествование, «одним ударом», шокирующий, лид-загадку. В аналитических и художественно-публицистических жанрах медиа-текстов преобладают: обзорный лид, «затяжной прыжок», «представьте себе», исторический.

Ключевые слова: медиатекст, журналистика, региональное интернет-СМИ, заголовок, лид-абзац.

Развитие сетевых и мультимедийных технологий обусловило трансформацию современного информационно-коммуникативного пространства. Следствием данной трансформации является многократное увеличение скорости создания и распространения информации, в том числе и в региональных интернет-СМИ. Интернет - это не просто канал передачи информации, а принципиально новый тип взаимодействия и создания текстов. В этих условиях понятие «текст» приобретает новые смысловые оттенки, обусловленные технологическими возможностями сетевых средств массовой информации. При этом «медиатекст» является обобщающим понятием для системы текстов массовой коммуникации, распространяемых через СМИ. Разграничивая термины «текст» и «медиа-текст» Т.Г. Добросклонская, полагает, что текст -«это сообщение», медиатекст - «это сообщение плюс канал» [13, с. 137-134]. В жестких условиях рынка медиатекст становится товаром, что непременно сказывается на форме, содержании сообщения и обуславливает использование многочисленных технологий, ориентированных на активизацию и удержание внимания потребителя.

Региональные интернет-СМИ как средство массовой коммуникации формируют новые требования к созданию медиатекстов, которые не вписываются в рамки традиционных представлений о тексте. Многообразие типов медиатекстов, функционирующих в информационно-коммуника-

тивном пространстве диктует необходимость исследования технологий их создания. Это связано с тем, что различные компоненты медиаконтента встраиваются в единую систему интернет-СМИ, ориентированную на интересы определенной целевой аудитории. Следствием данного объединения является приобретение медиатекстами множества новых свойств, которые нуждаются в исследовании и разработке.

Цель нашего исследования - проанализировать особенности структуры медиатекста региональных интернет-СМИ. Исследование медиатекстов проводилось на основе сайтов различных типов интернет-СМИ Челябинской области: 1) газеты - «Челябинский рабочий», «Южноуральская панорама»; 2) телеканал - ГТРК «Южный Урал»; 3) радиостанция «Челябинское эхо»; 4) информационные агентства - «ТАСС-Урал», «Доступ».

Основу медиатекста составляет базовый текст, являющийся неотъемлемым компонентом вербальной знаковой системы. Сегодня наибольшее признание получило понимание текста, предложенное И.Р. Гальпериным, где «текст - это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную

целенаправленность и прагматическую установку» [9, с. 18].

В современных условиях сложившаяся теория текста получила новый импульс развития. Изучение специфики создания базового текста приобретает особое значение в условиях информационного бума в интернет-пространстве, меняющегося характера чтения информации в направлении «беглого просмотра» и «выхватывания» главной идеи. Текст, предназначенный для размещения в интернет-СМИ, необходимо адаптировать для системы быстрого просмотра или развернутого чтения в зависимости от предпочтений аудитории.

Что касается структуры медиатекста региональных интернет-СМИ, то она, как правило, представлена в двух вариантах - это краткий (анонс) и расширенный вариант. Краткий вариант медиатекста размещается на главной странице или тематической рубрике и может включать разное количество элементов:

Иллюстрация + заголовок + дата и время публикации + количество комментариев и просмотров + лид-абзац.

В свою очередь расширенный вариант также не имеет четко установленной структуры, но может строиться в следующем порядке:

Иллюстрация + видео + заголовок и подзаголовок + рубрика + дата и время + часовой пояс + лид-абзац + основной текст + ссылки на материалы по теме + сведения об авторе + теги + пиктограммы социальных сетей + комментарии пользователей.

Необходимо подчеркнуть, что представленная структура имеет информационно-коммуникативный характер. В региональных интернет-СМИ медиатекст обладает свойствами гипертекстуальности, мультимедийности и интерактивности, что способствует его формированию как информационно-коммуникативной структуры. При этом коммуникативные элементы (например, комментарии пользователей) дополняют основной текст и трансформируют направление его восприятия.

При этом, процесс написания текста для интернет-СМИ предполагает умения «сжимать» текст, максимально сохраняя информативную составляющую, структурировать информацию, выделять самое важное, акцентируя на значимых положениях внимание посетителей сайта. Особое внимание при написании медиатекста уделяется приемам: перевернутой пирамиды, каждый последующий абзац содержит менее важную информацию; построение структуры текста по принципу «от общего к частному» или «от простого к сложному»; использование системы осмысленных заголовков (обыкновенный заголовок, подзаголовок, внутренний); особое строение абзацев (концентрируется только одна идея); упрощение синтаксиса с целью более легкого восприятия смысла передаваемого содержания; тщательная работа с лексикой и пояснение специальных терминов; выделе-

ние ключевых слов; стилистическое единообразие каждого текста и сайта в целом; постановка акцентов с помощью элементов форматирования текста. Текст составляется таким образом, чтобы каждый абзац был автосемантичен и при удалении не терялся смысл.

Особую информационную нагрузку в медиа-тексте несут заголовок и лид-абзац. В первую очередь, медиатекст интернет-СМИ определяется своим заголовком, к которому предъявляются особые требования, так как он является репрезентантом медиатекста и «первым сигналом, побуждающим к чтению того или иного материала» [2]. Из-за того, что заголовок в интернет-СМИ является главным средством привлечения внимания аудитории и рекламного продвижения материала, возникает требование к его максимальной информативности и привлекательности. М.А. Уланова [28, с. 94] выделяет следующие наиболее частые приемы создания привлекательности заголовков:

- указание на раскрытие новых фактов о чем-либо (например, «В Челябинской области названы города, в которых этой весной пройдут массовые сокращения» [8] ); указание на решение проблемы («В Челябинской области на 98% ликвидированы последствия метеоритного дождя» [7]); указание на что-то необычное («Ученые убавили 100 кг осколку челябинского метеорита» [29]); свидетельство от первого лица («Денис Рыжий: задача государства - вычистить рынок от черных коллекторов» [12]); актуальная статистика и аналитика («Около 30 новобранцев из Челябинской области отправятся 27 ноября покорять морскую науку в Севастополь» [24]); вопросительный заголовок («Каковы первые результаты физических исследований челябинского метеорита?» [17]); языковая игра («Народ желает фестива-лить» [21]); эмоциональная реакция какого-то лица на пока неизвестное читателю событие («Путин спасет. Отмена электричек в Челябинской области добьет глубинку» [25]); максима (самое-самое) («Челябинская область вошла в тройку регионов-лидеров по состоянию бизнес-климата» [30]; «Топ-6 самых завидных женихов, родившихся на Южном Урале» [27]); они - мы («Аграрии Южного Урала отправятся в Южную Америку перенимать опыт» [1]).

Как показал анализ формулировка заголовка интернет-СМИ должна отвечать следующим требования: указывать на факты или решение проблемы; быть максимально лаконичным, информативным и эмоционально окрашенным; должен быть глагольным [28, с. 101], то есть содержать глагол в прошедшем или будущем времени; соответствовать принципам SEO-оптимизации, для поднятия позиций сайта в результате выдачи поисковых систем по запросам пользователей. При этом, достаточно часто, в медиатекстах, посвященных региональной тематики используются слова, включающие наименование географической

местности, ведущие должности и известные фамилии. Например, «Челябинская область», «Южный Урал»», «челябинский», «южноуральца» и др.

Достаточно часто в краткую структуру медиа-текста входит лид-абзац. Лид (англ. Lead - возглавлять, вести) - это начало сообщения, которое представляет собой предложение или абзац [19, с. 280]. Задача лид-абзаца привлечь внимание читателя и представить в сжатом виде самую актуальную информацию, которая быстро помогает читателю сориентироваться в содержании сообщения. Также лид-абзац незаменим в RSS-рассылках новостей. Как показал анализ в медиатекстах интернет-СМИ региона выделяются различные типы лид-абзацев, предложенные Д. Рэндаллом [26]:

- повествование - это хронологический лиц, включающий последовательное изложение хронологии событий (например, «На телеканале ОТВ близится к завершению уникальный по своей масштабности народный конкурс «Марафон талантов». 31 декабря 25 сильнейших коллективов региона представят свои заключительные номера в рамках новогоднего проекта ОТВ «Голубой огонек». В конце программы будут озвучены имена пятерых победителей... » [20]); анекдот - посредством законченного эпизода анекдотического характера иллюстрируется аспект, в котором статья освещает тему (например, «Любишь ловить окуня? Поезжай на Урефты, может, будешь счастлив ты! Ежели у тебя есть рабочий бур, руки растут откуда надо, а главное - тебя не пугает пословица про рыбку... » [4]); затяжной прыжок - это лид из нескольких абзацев, где реальное событие приберегается под конец (например, «Оздоровление в Челябинской области выгодно не только экономически, но и с точки зрения здоровьесбережения. К такому мнению пришли эксперты в области здравоохранения, образования и туризма на пресс-конференции, посвященной летнему отдыху и оздоровлению южноуральцев, которая состоялась на площадке ИД «Гранада Пресс». По словам участников дискуссии, у отдыха и оздоровления в пределах России множество плюсов от бюджетности поездки до безопасности и качественного медицинского сопровождения» [18]); одним ударом - все содержание сконцентрировано в одном выразительном предложении (например, «Перешагнуть столетний юбилей -случай уникальный для уральского города, ведь Троицк - не горное селение на Кавказе» [6]); обзорный лид позволяет выделить главные моменты в сложной цепи событий (например, «В период с 20 апреля по 20 мая ОАО «РЖД» проводит месячник «Безопасное лето». В ходе акции планируется проведение информационно-разъяснительной кампании в СМИ, на сети железных дорог России, а также адресной работы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях... » [22]); лид-объяснение - дает общее представление о содержании события (например, «В рамках по-

ручения Президента РФ правительство области рассматривало самые разные варианты поддержки людям, пострадавшим от мошеннических действий различных организаций. Не только от застройщиков, но и от кооперативов, инвесторов, пайщиков... » [11]); шокирующий лид-загадка - это вступление, в котором автор ошарашивает читателей эксцентричной фразой (например, «В том числе 19 детей убиты, семи несовершеннолетним причинен тяжкий вред здоровью, 77 - пострадали от действий родителей и законных представителей» [3]); «представьте себе» - это лид, похожий на театральную ремарку с описанием сцены нового действия (например, «Аппетитные арбузы, связанные крючком, кепки из бересты, гигантские кованые драконы. Все это, а также бесчисленное множество не менее удивительных рукотворных чудес можно было увидеть в минувшие выходные на Бажовском фестивале... » [23]); исторический лид начинается со справки по истории вопроса (например, «Сабантуй - праздник, который в области отмечают уже больше 50 лет. Прежде главное торжество проводилось в Челябинском парке имени Гагарина, но в этом году областное празднование перенесено на природу - в окрестности Кунашака...» [16]); шутка (например, «И «Трактор», и «Магнитка», словно сговорившись, на родном льду дружно проигрывали не самым сильным соперникам. В «активе» у челя-бинцев четыре поражения подряд, у магнитогор-цев - пять (правда, пилюлю немного подсластила суперволевая победа над «Югрой»). Воспользовавшись поводом, хоккейные аналитики заговорили о кризисе в станах «черно-белых» и «сталеваров» [10]); вопрос (например, «Где могут студенты поработать нынешним летом? Есть ли шанс заработать приличные деньги?» [15]); подробность сначала обыгрывается одна незначительная деталь, а уже потом даете общий план (например, «На чемпионате мира по дзюдо в полуфинале у «тяжей» 125-килограммовому Малышу, так шутливо за внушительные габариты Рената Саидова называют его друзья по команде, противостоял еще один «малыш» Тедди Ринер по прозвищу Медвежонок Тедди... [32]); философский лид (например, «Даже обывательское воображение может легко представить за этой несколько патетической формулировкой некий коллективный портрет в лицах нашего края. Портрет во времени - на протяжении не только XX века, но и, как минимум, века ему предшествовавшего. А выльется этот довольно амбициозный проект в богато иллюстрированный фолиант, выпустить который предполагается уже в октябре этого года» [5]); ложная посылка (например, «Глава ФССП предложил ввести новые ограничения для автомобилистов» [14]); загадка (например, «Одно из предприятий южноуральской столицы распиливает у себя в мастерской ровесника челябинского метеорита, завезенного на Урал с Колымы... Зачем хозяин

космического пришельца решил «разделаться» с ним при помощи ленточно-пильного станка...» [31]).

Таким образом, все выделенные типы лид-абзацев присутствуют в медиатекстах региональных интернет-СМИ. Однако все существующие типы используются в различных жанрах медиатек-стов не одинаково интенсивно. Наибольшую популярность в структуре информационных жанров получили лид-абзацы, которые носят анонсный характер, среди них можно выделить: вопрос, повествование, «одним ударом», шокирующий лид-загадку. В аналитических и художественно-публицистических жанрах медиатекстов преобладают: обзорный лид, «затяжной прыжок», «представьте себе», исторический. Данные лид-абзацы предполагают создание эмоционального информационного заряда и максимальное погружение в особенности рассматриваемого материала.

Необходимо понимать, что базовый текст в системе интернет-СМИ сегодня рассматривается как единица динамичная, функционирующая в условиях реальной коммуникации. Современные процессы перехода от мономедийных к мультимедийным вещательным платформам выводят ме-диатекст на новый информационно-коммуникационный и эмоциональный уровень и способствуют формированию у него следующих свойств: гипертекстуальности, интерактивности и мульти-медийности. Данные свойства существенно отличают медиатекст интернет-СМИ от традиционного, позволяют создавать разнообразные форматы, внутреннюю динамику текста, его визуализацию и эмоционализацию.

Литература

1. Аграрии Южного Урала отправятся в Южную Америку перенимать опыт (12.12.2014). - URL: http://itar-tass.com/ural-news/1643476

2. Адмони, В.Г. Грамматика и текст / В.Г. Адмони // Вопросы языкознания. - 1985. -№ 1. - С. 34.

3. В 2014 году в Челябинской области погибли 122 ребенка (06.02.2015). - http://mediazavod.ru/ articles/156331

4. Вотчина окуней. На озере Урефты рыба осталась только в камышах (04.02.2015). - http:// www.up74.ru/rubricks/zdorove-i-otdykh/2015/02-fevral/ votchina-okunej-na-ozere-urefty-ryba-ostalas-tolko-v-kamyshakh/

5. В регионе стартовал новый просветительский проект «Они создавали Челябинскую область» (19.06.2014). - http://www.up74.ru/ rubricks/nauka-i-istorija/2014/06-ijun/v-chejabinskoj-oblasti-startoval-novyj-prosvetitelskij-proekt/

6. В сентябре старейший житель Троицка отметит 101 день рождения» (06.08.2013). -http://mediazavod. ru/articles/136763 \

7. В Челябинской области на 98 % ликвидированы последствия метеоритного дождя

(4.03.2013 г.). - http://dostup1.ru/central/ central_ 49690.html

8. В Челябинской области названы города, в которых этой весной пройдут массовые сокращения (9.04.2014 г). - http://dostup1.ru/central/V-Chelyabinskoy-oblasti-nazvany-goroda-v-kotoryh-etoy-vesnoy-proydut-sokrascheniya_63366.html

9. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М., 1981. - С. 18.

10. Григорьев, Г. Минувшая неделя прошла под знаком глубокого разочарования южноуральских хоккейных болельщиков (06.12.2013) / Г. Григорьев. - http://mediazavod.ru/articles/141679

11. Губернатор Челябинской области провел совещание по проблемам обманутых дольщиков (06.10.2012). - http://mediazavod.ru/articles/127888

12. Денис Рыжий: задача государства - вычистить рынок от черных коллекторов

(20.11.2014). - http://chelyabinsk.rfn.ru/rnews. html?id= 1116843&cid=5

13. Добросклонская, Т.Г. Медиатекст как единица дискурса средств массовой информации / Т.Г. Добросклонская // Актуальные процессы в различных типах дискурсов: политический, медийный, рекламный дискурсы и инетернет-коммуникация: материалы междунар. конф. (1921 июня 2009 г.). - М.: Ярославль, 2009. -С. 137-143.

14. Должникам могут запретить жениться

(03.03.2015). - http://mediazavod.ru/shorties/156945

15. Журавлева, С. В Челябинске начался набор в студенческие трудовые отряды (27.03.2013). -http://mediazavod.ru/articles/132702

16. Завтра состоится областной Сабантуй (25.06.2010). - http://mediazavod.ru/articles/89506

17. Каковы первые результаты физических исследований челябинского метеорита? (26.03.2013).

- http://www.tass-ural.ru/presscentre/kakovy_pervye_ rezultaty_fizicheskikh_issledovaniy.html

18. Калентьева, Н.Б. Южноуральские здравницы могут дать фору заграничным курортам (14.05.2014) /Н.Б. Калентьева. - http://www. up74.ru/ rubricks/ zdorove-i-otdykh/2014/05-maj /juzhnouralskie-zdravnicy-mogut-dat-foru-zagranichnym- kurortam/

19. Киселев, А.Г. Теория и практика массовой информации: подготовка и создание медиатекста /А.Г. Киселев. - СПб: Питер, 2011.

20. Махлева, Ю.А. В канун Нового года станут известны имена пяти звезд Южного Урала (17.12.2014) / Ю.А. Махлева. - http://www.up74.ru /rubricks/kultura-i-iskusstvo/2014/12-dekabr/v-kanun-novogo-goda-stanut-izvestny-imena-pjati-zvezd-juzhnogo-urala

21. Народ желает фестивалить (22.06.2013 г.).

- http://www.up74.ru/rubricks/kultura-i-iskusstvo/2013/ 06-ijun/narod-zhelaet-festivalit/

22. На Южно-Уральской магистрали стартовала акция «Безопасное лето» (23.04.2014). -http://mediazavod. ru/articles/146874

23. Никитина, А. На Южном Урале завершился XIX Бажовский фестиваль (20.06.2011) / А. Никитина. - http://mediazavod.ru/articles/105036

24. Около 30 новобранцев из Челябинской области отправятся 27 ноября покорять морскую науку в Севастополь (25.11.2014 г.). - http:// www.up74.ru/rubricks/obshhestvo/2014/11-nojabr/ okolo-30-novobrancev-iz-cheljabinskoj-oblasti-otpravjatsja-27-nojabrja-pokorjat-morskuju-nauku

25. Путин спасет. Отмена электричек в Челябинской области добьет глубинку (5.02.2015 г.). -http://www.up74.ru/rubricks/situacija/2015/02-fevral/ putin-spaset-otmena-ehlektrichek-v-cheljabinskoj-oblasti-dobet-glubinku/

26. Рэндалл, Д. Универсальный журналист / Д. Рэндалл. - М.: Международный центр журналистики, 1996. - http://evartist.narod.ru/ text12/38.htm

27. Топ-6 самых завидных женихов, родившихся на Южном Урале (07.06.2013 г.). -http://www. chel. aif.ru/society/people/180396

28. Уланова, М.А. Интернет-журналистика: Практическое руководство / М.А. Уланова. - М.: ЗАО Изд-во «Аспект Пресс», 2014. - С. 94.

29. Ученые убавили 100 кг осколку челябинского метеорита (21.11.2014). - http:// dostup1.ru/society/Uchenye-skostili-100-kg-oskolku-chelyabinskogo-meteorita_70822.html

30. Челябинская область вошла в тройку регионов-лидеров по состоянию бизнес-климата (11.12.2012 г.). - http://echochel.ru/programs/ razbor-poletov/?page=15

31. ЭКСКЛЮЗИВ. В Челябинске распиливают инопланетный объект с Магадана (19.12.2013 г.). - http://dostup1.ru/society/V-Chelyabinske-raspilivayut-inoplanetnyy-obekt-s-Magadana.html

32. Южноуральский дзюдоист собирается приложить свою руку к поражению восьмикратного чемпиона мира (02.09.2014). - URL: http:/ /www.up74.ru/rubricks/obrazovanie-i-sport/ 2014/09-sentjabr/juzhnouralskij-dzjudoist-sobiraetsja-prilozhit-svoju-ruku-k-porazheniju-vosmikratnogo

Лободенко Лидия Камиловна, кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой «Массовая коммуникация», Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), lobodenko74@mail.ru

Зайкова Ольга Николаевна, кандидат культурологических наук, доцент кафедры «Массовая коммуникация», Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), zaikova74@mail.ru

Поступила в редакцию 6 июля 2015 г.

DOI: 10.14529/ling150408

PECULIARITIES OF MEDIATEXTS IN REGIONAL INTERNET MEDIA

L.K. Lobodenko, lobodenko74@mail.ru

O.N. Zaykova, zaikova74@mail.ru

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article defines the specific character of the regional media texts in online media. The authors emphasize that the mediatext in regional online media has properties of hypertextuality, multimedia and interactivity that contribute to forming its informative and communicative structure. Communicative elements such as users' comments complete the body of the main text and transform the direction of its perception. As for the structure of a media text in the Internet media, it is presented in two versions -brief and expanded. A special informative load is given in the title and the leading paragraph. The paper emphasizes that the title of the Internet media must meet the following requirements: refer to the facts or the solution to the problem; be concise, informative and emotionally charged; contain a verb in the past or future tense; be consistent with the principles of SEO-Optimization. The authors point out that the existing types of lead paragraphs are used in various genres of media texts with various degrees of intensity. The most popular in the structure of informative genres are lead paragraphs that have an announcing character (a question-narration, "with one stroke", a shocking lead, a riddle-lead). The leading paragraphs such as a panoramic lead, "delayed jump", "just fancy", a historical lead are prevalent in analytical and publicistic genres of media texts.

Keywords: media text, journalism, regional online media, title, lead paragraph.

References

1. Agrarii Yuzhnogo Urala otpravyatsya v Yuzhnuyu Ameriku perenimat' opyt [Agrarians of the Southern Urals Travel to South America to Learn from Experience] (12.12.2014). Available at: http://itar-tass.com/ural-news/1643476

2. Admoni V.G. Grammatika i tekst [Grammar and Text]. Voprosyyazykoznaniya, 1985, № 1, p. 34.

3. V 2014 godu v Chelyabinskoy oblasti pogibli 122 rebenka [122 Children Killed in 2014 in the Chelyabinsk Region] (06.02.2015). Available at: http://mediazavod.ru/articles/156331

4. Votchina okuney. Na ozere Urefty ryba ostalas' tol'ko v kamyshakh [Perch Patrimony. Fish is Only in the Reeds of The Lake Urefty] (04.02.2015) - Available at: http://www.up74.ru/rubricks/zdorove-i-otdykh/2015/02-fevral/votchina-okunej-na-ozere-urefty-ryba-ostalas-tolko-v-kamyshakh/

5. V regione startoval novyy prosvetitel'skiy proekt «Oni sozdavali Chelyabinskuyu oblast'» [The region has launched a new educational project "They created the Chelyabinsk region"] (19.06.2014). Available at: http://www.up74.ru/rubricks/nauka-i-istorija/2014/06-ijun/v-cheljabinskoj-oblasti-startoval-novyj-prosvetitelskij-proekt/

6. «Vsentyabre stareyshiy zhitel' Troitska otmetit 101 den' rozhdeniya» [In September, the oldest resident of Troitsk celebrates 101 birthday"] (06.08.2013). URL: http://mediazavod.ru/articles/136763\

7. V Chelyabinskoy oblasti na 98% likvidirovany posledstvija meteoritnogo dozhdya [The Consequences of Meteor Shower are Eliminated by 98% In the Chelyabinsk Region] (4.03.2013 r.). Available at: http://dostup1.ru/central/central_49690.html

8. V Chelyabinskoy oblasti nazvany goroda, v kotorykh etoy vesnoy proydut massovye sokrashcheniya [In the Chelyabinsk region named the cities in which will be massive stuff reduction this spring] (9.04.2014 r). Available at: http://dostup1.ru/central/V-Chelyabinskoy-oblasti-nazvany-goroda-v-kotoryh-etoy-vesnoy-proydut-sokrascheniya_63366.html

9. Gal'perin I.R. Tekst kak obekt lingvisticheskogo issledovaniya [Text as an Object of Linguistic Research]. Moscow, 1981.

10. Grigor'ev G. Minuvshaya nedelya proshla pod znakom glubokogo razocharovaniya yuzhnoural'skikh khokkeynykh bolel'shchikov [Last Week Was Marked by Deep Frustration of Southern Urals hockey fans] (06.12.2013). Available at: http://mediazavod.ru/articles/141679

11. Gubernator Chelyabinskoy oblasti provel soveshchanie po problemam obmanutykh dol'shchikov [Chelyabinsk Region Governor held a meeting on the problems of defrauded investors] (06.10.2012). Available at: http://mediazavod.ru/articles/127888

12. Denis Ryzhiy: zadacha gosudarstva - vychistit' rynok ot chernykh kollektorov [Denis Ryzhiy: the state's task - to clean the market off black collectors] (20.11.2014). - Available at: http://chelyabinsk.rfn.ru/rnews.html?id= 1116843&cid=5

13. Dobrosklonskaya T.G. Mediatekst kak edinitsa diskursa sredstv massovoy informatsii [Media Texts as a Unit of Discourse of the Media]. Aktual'nye protsessy v razlichnykh tipakh diskursov: politicheskiy, mediynyy, reklamnyy diskursy i ineternet-kommunikatsiya: materialy mezhdunar. konf. (19-21 iyunya 2009g.). Moscow, Ja-roslavl', 2009, pp.137-143.

14. Dolzhnikam mogut zapretit' zhenit'sya [Debtors may prohibit to marry] (03.03.2015). - Available at: http://mediazavod.ru/shorties/156945

15. Zhuravleva S.V. V Chelyabinske nachalsya nabor v studencheskie trudovye otryady [Chelyabinsk Began Recruiting in Student Labor Groups] (27.03.2013). Available at: http://mediazavod.ru/articles/132702

16. Zavtra sostoitsya oblastnoy Sabantuy [Regional Sabantuy will be Tomorrow] (25.06.2010). - Available at: http://mediazavod.ru/articles/89506

17. Kakovy pervye rezul'taty fizicheskikh issledovaniy chelyabinskogo meteorita? [What are the first results of physical research of Chelyabinsk meteorite?] (26.03.2013). - Available at: http://www.tass-ural.ru/presscentre/kakovy_pervye_rezultaty

18. Kalent'eva N.B. Yuzhnoural'skie zdravnitsy mogut dat' foru zagranichnym kurortam [South Urals Resorts Can Give Odds to Foreign Resorts] (14.05.2014). Available at: http://www.up74.ru/rubricks/zdorove-i-otdykh/2014/05-maj/juzhnouralskie-zdravnicy-mogut-dat-foru-zagranichnym-kurortam/

19. Kiselev A.G. Teoriya i praktika massovoy informatsii: podgotovka i sozdanie mediateksta [Theory and Practice of Mass Media: the Preparation and Creation of Media Texts]. St.Peterburg, Piter Publ., 2011.

20. Mahleva Ju.A. V kanun Novogo goda stanut izvestny imena pyati zvezd Yuzhnogo Urala [On the New Year's Eve the names of the five stars of the Southern Urals will be announced] (17.12.2014). - Available at: http://www.up74.ru/rubricks/kultura-i-iskusstvo/2014/12-dekabr/v-kanun-novogo-goda-stanut-izvestny-imena-pjati-zvezd-juzhnogo-urala

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Narod zhelaet festivalit' [People willing to Festival] (22.06.2013 r.). - Available at: http://www.up74.ru/rubricks/kultura-i-iskusstvo/2013/06-ijun/narod-zhelaet-festivalit/

22. Na Yuzhno-Ural'skoy magistrali startovala aktsiya «Bezopasnoe leto» [On the South-Ural Railway Started an Action «Safe Summer»] (23.04.2014). - Available at: http://mediazavod.ru/articles/146874

23. Nikitina A. Na Yuzhnom Urale zavershilsya XIXBazhovskiy festival' [In the South Urals ended XIX Baz-hov Festival] (20.06.2011). Available at: http://mediazavod.ru/articles/105036

24. Okolo 30 novobrantsev iz Chelyabinskoy oblasti otpravyatsya 27 noyabrya pokoryat' morskuyu nauku v Sevastopol' [About 30 recruits from the Chelyabinsk region will leave on November 27 to submit to the Sevastopol naval science] (25.11.2014r.). Available at: http://www.up74.ru/rubricks/obshhestvo/2014/11-nojabr/okolo-30-novobrancev-iz-chelj abinskoj -oblasti-otpravj atsj a-27-noj abrja

25. Putin spaset. Otmena elektrichek v Chelyabinskoy oblasti dob'et glubinku [Putin saves. Cancellation of trains in the Chelyabinsk region will finish off hinterland] (5.02.2015 r.). Available at: http://www.up74.ru/rubricks/situacija/2015/02-fevral/putin-spaset-otmena-ehlektrichek-v-cheljabinskoj-oblasti-dobet-glubinku/

26. Rjendall D. Universal'nyy zhurnalist [Universal Journalist]. Moscow, Mezhdunarodnyj centr zhurnalistiki, 1996. Available at: http://evartist.narod.ru/text12/38.htm

27. Top-6 samykh zavidnykh zhenikhov, rodivshikhsya na Yuzhnom Urale [Top 6 most eligible suitors who were born in the South Urals] (07.06.2013 r.). - Available at: http://www.chel.aif.ru/society/people/180396

28. Ulanova M.A. Internet-zhurnalistika: Prakticheskoe rukovodstvo [Online Journalism]. Moscow, ZAO Iz-datel'stvo «Aspekt Press», 2014, p. 94.

29. Uchenye ubavili 100 kg oskolku chelyabinskogo meteorita [Scientists Has Lowered 100 kg Chipping Chelyabinsk Meteorite] (21.11.2014). - Available at: http://dostup1.ru/society/Uchenye-skostili-100-kg-oskolku-chelyabinskogo.

30. Chelyabinskaya oblast' voshla v troyku regionov-liderov po sostoyaniyu biznes-klimata [Chelyabinsk Region is among the Three Leading Regions for Business Climate] (11.12.2012 r.). Available at: http ://echochel. ru/programs/razbor-poletov/?page= 15

31. Eksklyuziv. V Chelyabinske raspilivayut inoplanetnyy ob"ekt s Magadana [EXCLUSIVE. An Alien Object from Magadan will be swan in Chelyabinsk] (19.12.2013 r.). Available at: http://dostup1.ru/society/ V-Chelyabinske-raspilivayut-inoplanetnyy-obekt-s-Magadana.html

32. Yuzhnoural'skiy dzyudoist sobiraetsya prilozhit' svoyu ruku kporazheniyu vos'mikratnogo chempiona mira [Yuzhnouralsky Dzyudoist is Going to Have a Hand to Defeat Eight Times World Champion] (02.09.2014). Available at: http://www.up74.ru/rubricks/obrazovanie-i-sport/2014/

Lidya K. Lobodenko, Candidate Degree in Pedagogy, Associate professor, Head Department of "Mass Communication", South Ural State University (Chelyabinsk), lobodenko74@mail.ru

Olga N. Zaykova, Candidate Degree in Culturology, Associate professor Department of "Mass Communication", South Ural State University (Chelyabinsk), zaikova74@mail.ru

Received 6 July 2015

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Лободенко, Л.К. Специфика медиатекста региональных интернет-СМИ / Л.К. Лободенко, О.Н. Зайкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». - 2015. -Т. 12, № 4. - С. 38-44. DOI: 10.14529/ling150408

Lobodenko L.K., Zaykova O.N. Peculiarities of Mediatexts in Regional Internet Media. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics. 2015, vol. 12, no. 4, pp. 38-44. (in Russ.). DOI: 10.14529/ling150408

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.