Научная статья на тему 'Специфика локальной нормы трудового права'

Специфика локальной нормы трудового права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
717
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНАЯ НОРМА / САНКЦИЯ / ГИПОТЕЗА / ДИСПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макарова Светлана Владимировна

Анализируются понятие и структура локальной нормы трудового права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика локальной нормы трудового права»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 36 (174). Право. Вып. 22. С. 105-110.

ТРУДОВОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

С. В. Макарова

СПЕЦИФИКА ЛОКАЛЬНОй НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

Анализируются понятие и структура локальной нормы трудового права.

Ключевые слова: локальная норма, санкция, гипотеза, диспозиция.

Локальные нормы трудового права в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ включены законодателем в систему трудового права России. Они предназначены для регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в организации. Для науки трудового права организация представляет интерес, прежде всего, как система складывающихся в ее рамках социально-трудовых отношений. Данная система отношений является основой построения определенным образом упорядоченной совокупности социально-трудовых норм, действующих в отдельной организации. Система социально-трудовых отношений организации в целом соответствует системе трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, составляющих предмет трудового права. Таким образом, система локальных норм трудового права в организации может быть построена в соответствии с системой социальнотрудовых отношений, включающихся в предмет трудового права1.

В науке трудового права нет единого мнения относительно его предмета. Общепризнанным остается положение о том, что в предмет трудового права входят трудовые отношения, а также иные отношения, непосредственно связанные с ними. Трудовые отношения состоят из ряда элементарных отношений. Анализ теории трудового права позволяет указать на неразрывное единство в нем технологического, личностного, организационного и имущественного элементов. По мнению В. И. Попова, несмотря на то, что имущественно-трудовые и организационнотрудовые отношения имеют специфическую окраску, они являются трудовыми, поскольку складываются из трудовой деятельности работников. Трудовая деятельность служит основой функционирования трудовых, имущественнотрудовых и организационно-трудовых отношений, которые в совокупности составляют ядро предмета трудового права2.

В условиях перехода к рыночным отношениям исследование проблем регулирования общественных отношений «внутренними актами» приобретало особую актуальность. Вопрос о проблеме локальных норм изучен недостаточно полно, так как ученые, занимающиеся вопросами трудового права, уделяли больше внимания локальным нормативным правовым актам. Локальные нормы трудового права получают свое выражение в локальных нормативных правовых актах, и их изучение проводится путем анализа нормативных актов, в которых они получили свое закрепление3.

В литературе по трудовому праву существует ряд определений локальных норм права. В целом они определяют, что локальная норма конкретизирует общую норму применительно к местным условиям производства. Ф. М. Левиант выделяет следующее определение локальной нормы: «Локальная норма права — правило общеобязательного поведения, санкционированное и охраняемое государством, принятое на паритетных началах в согласительно-договорном порядке производственно-трудовым коллективом во главе с его администрацией и профессионально организованным коллективом рабочих и служащих в лице ФЗМК в целях регулирования определенных прав и обязанностей членов данного коллектива»4.

Л. И. Антонова полагала, что локальная норма — это норма права, принимаемая непосредственно на предприятии в целях реализации его специальной правосубъектности администрацией в пределах ее компетенции при активном участии профсоюзного комитета или самим трудовым коллективом в соответствии с предоставленными ему полномочиями, регулирующая в дополнение к общегосударственным нормам трудовые или организационно-управленческие отношения на предприятии и действующая в его пределах5.

С. И. Архипов рассматривал локальные нормы как санкционированные государством правила,

выработанные в процессе «автономного» регулирования организацией внутренних вопросов. Под автономным регулированием автор подразумевал свободу самих организаций регулировать внутренние отношения в рамках соблюдения общих норм права6.

Приведенные выше определения локальной нормы были актуальны для советского периода. В рыночных условиях хозяйствования анализ локальных норм проводился С. В. Ведяшкиным и В. М. Лебедевым. Так, С. В. Ведяшкин под локальной нормой понимает установленное в соответствии с действующим законодательством о труде общее правило обязательного (должного) поведения, распространяющееся на производственный коллектив конкретной организации, в которой оно принято, предоставляющее участникам социально-трудовых отношений этой организации определенные права и налагающее на них соответствующие обязанности, обеспечиваемые компетентными органами (субъектами) организации, а в некоторых случаях и использованием принудительной силы государства7.

По мнению В. М. Лебедева, локальная норма трудового права, во-первых, содержит правила трудового поведения участников совместного, договорного, наемного труда; во-вторых, устанавливается нормотворческим органом (работодателем самостоятельно или совместно с выборным органом трудового коллектива, профессиональным объединением работников); в-третьих, обеспечивается средствами хозяйской власти, а в случае возникновения трудового спора и юрисдикционных органов государства; в-четвертых, регулирует социально-трудовые отношения участников наемного, договорного труда; в-пятых, учитывает особенности наемного труда в конкретной организации, определяемые, в конечном счете, спецификой технологического процесса (технологией труда), диктующего содержание выполняемых работ, оказываемых услуг8.

Локальные нормы трудового права представляют собой нормативную основу регулирования социально-трудовых отношений конкретной организации. Они устанавливают и совершенствуют внутренний трудовой распорядок, отвечающий интересам работодателя и трудового коллектива, организации в целом. Анализ практики локального регулирования показал, что локальные нормы, регулируя социально-трудовые отношения, устанавливают для одной стороны должный,

а для другой — возможный вариант трудового поведения. При этом предоставление права управомоченному лицу означает возможность принудительного выполнения определенного варианта трудового поведения обязанной стороной. В локальных нормах достаточно полно проявляется так называемый двусторонний, представительно-обязывающий характер нормы права9.

Локальную норму можно определить как правило общеобязательного поведения, разработанное и принятое работодателем (его представителями) самостоятельно или при участии трудового коллектива (его выборных представительных органов) в пределах их компетенции и в порядке, установленном законодательством о труде, коллективным договором и другими локальными нормативными правовыми актами организации, регулирующее социально-трудовые отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей на субъектов таких отношений организации и обеспечиваемое средствами хозяйской власти, а в случае возникновения трудового спора — возможностями юрисдикционных органов государства10. Локальная норма права, регулирующая общественные отношения, обладает признаками, присущими нормам права.

В юридической литературе принято выделять ряд признаков, которым отвечает норма права: а) определяется как государственное веление; б) рассчитана на неопределенный круг лиц; в) воздействует на определенный вид общественных отношений; г) носит представительно-обязывающий характер; д) имеет формальное опосредование в официальном документе; е) представляет собой объективно сложившееся общее правило поведения, являющееся относительно самостоятельным и устойчивым. Этими чертами обладают и нормы трудового права, принятые на федеральном уровне органами власти и государственного управления субъектов Российской Федерации11.

Для трудового права характерно деление норм на общие и специальные. Это говорит о том, что сфера соединения труда со средствами производства требует специфического регулирования, которое выражается в дифференциации правового опосредования соответствующих общественных отношений. В большинстве случаев нормативные правовые акты адресованы работникам и могут распространяться на последних без исключения (общие нормы) либо на их отдельные категории (специальные нормы)12.

В теории права под общими нормами понимается правило поведения для всех физических лиц, органов и организаций, а также юридических лиц. Специальные же нормы распространяются на определенный круг лиц, органов, организаций: «Общие нормы трудового права конкретизируются и дополняются не только в законах или иных нормативно-правовых актах, но и в локальных актах применительно к различным категориям работников, занятых в отдельных организациях»13.

Л. А. Сыроватская рассматривала особый характер условий труда, закрепленный в специальных нормах, которые, по ее мнению, отличаются по содержанию от общих норм трудового права14. Они находят свое выражение и в локальных актах и распространяются не на всех работников, а на их определенные группы. К группе работников относится производственный коллектив определенной организации, труд которых регулируется специальными нормами. В работах Л. И. Антоновой, И. Н. Сенякина, посвященных общетеоретическим проблемам правового регулирования на локальном уровне, нормы, установленные в организациях, также относятся к специальным15. На современном этапе развития государства локальные нормы трудового права являются самостоятельным видом норм трудового права. Локальная норма отличается сферой своего действия. Ее пределы регулирования социально-трудовых отношений ограничены «рамками» социально-правовой автономии, в которой она принята. Поэтому локальную норму трудового права следует определять как установленное в соответствии с действующим законодательством о труде общее правило обязательного (должного) поведения, распространяющееся на производственный коллектив конкретной организации, в которой она принята16.

В процессе реализации прав и обязанностей предприятия и работников, состоящих с ним в трудовых правоотношениях, формируется воля производственного коллектива. Его члены, юридически связанные с предприятием трудовыми правоотношениями, выражают свою волю, свои суждения посредством участия в организации и управлении производством17.

В плане классификации правовых норм по объему их действия, как отмечает П. Е. Недбайло, выделяются, прежде всего, общие нормы права, действие которых распространяется на всех участников общественной жизни, на всю терри-

торию и на неограниченное время18. Однако они не могут охватить многообразия всех тех общественных отношений, которые складываются в конкретных производственных коллективах. Возникает потребность в нормах права, учитывающих соответствующие условия того или иного производственного трудового коллектива, в локальных нормах права19.

Предметом регулирования общих норм права, как и локальных, выступают общественные отношения. Локальные нормы регулируют узкий, специфический для определенного коллектива круг общественных отношений, а общие нормы — более широкий и значимый. Следует отметить, что локальные нормы не образуют какой-либо автономной области права, они входят в общую систему права и основаны на общих нормах.

Как отмечает В. А. Тарасова, локальная норма: 1) имеет ограниченную сферу действия; 2) конкретизирует и модифицирует общую норму права сообразно с местными условиями; 3) охватывает более узкий и менее значимый круг общественных отношений, который не урегулирован нормами общего действия, но правовое опосредование которого обусловлено принципами данной отрасли права20. Локальные нормы можно разделить на два вида. Критерием такого разграничения является круг лиц, на которых они распространяются. В связи с этим можно выделить: 1) локальные нормы, воздействующие на поведение всех работников в процессе труда в конкретной организации; 2) локальные нормы, регулирующие трудовые отношения только отдельных категорий работников организации21.

Сфера применения локальных норм ограничена рамками соответствующего соглашения, а действие их распространяется лишь на конкретное производственное предприятие. Они не могут быть использованы вне конкретного предприятия даже при наличии совершенно одинаковых условий.

Рассматривая структуру локальной нормы трудового права, обратимся к общей теории права. Распространенным в науке является понимание нормы права как правила поведения, представленного в виде трехзвенной конструкции: гипотезы (указание на условие ее применения), диспозиции (указание на само требуемое поведение) и санкции (указание на меры, применяемые к нарушителю нормы)22. Норма моделирует правило поведения, указывает на условия

его осуществления и субъектов, а также на последствия несоблюдения предписаний. Эта конструкция получила в науке наименование логической структуры нормы. Необходимо уточнить, что под трехзвенной структурой нормы права понимается только логическая обусловленность названных трех элементов независимо от того, где и как они изложены. Именно в этом и состоит смысл признания трех элементов у каждой

23

правовой нормы23.

По мнению Л. И. Антоновой, локальная норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, которая, как правило, не предусматривается, а подразумевается24. В. К. Самигуллин считает, что если рассматривать локальные нормы в связи с охранительными общими нормами, то они предстают как трехчленные, поскольку санкция указанных норм, оставаясь структурным элементом общих норм, в то же время выступает в качестве составной части локальных норм25.

Следует согласиться с мнением Е. Р. Веселовой о том, что данная позиция представляется спорной. Придерживаясь трехчленной структуры локальной нормы права, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, гипотеза и диспозиция локальной нормы устанавливаются субъектами социально-трудовых отношений самостоятельно, а санкция программируется государством на случай нарушения диспозиции локальной нормы. Во-вторых, юридическая сила элементов локальной нормы права неодинакова, поскольку гипотеза и диспозиция содержатся в локальных нормативных правовых актах, а санкция — в федеральном законодательстве о труде. В-третьих, одна локальная норма может иметь множество самых разнородных санкций, которые находятся в различных нормативных актах, относящихся к разным отраслям права. В-четвертых, одна и та же санкция может быть составной частью неопределенного числа локальных правовых норм26.

Что касается локальной нормы трудового права, то она разработана и принята в соответствии с Трудовым кодексом РФ, не может иметь санкции, поскольку работодателю запрещено устанавливать любые меры принуждения. Нарушение локальных норм влечет применение работодателем или правоприменительным государственным органом санкций, содержащихся в общих охранительных нормах законодательства о труде, нормах гражданского, административного, уголовного законодательства27.

По мнению С. И. Архипова, отсутствие у локальных норм собственных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных предписаний обусловлено их социальным назначением и местом в системе права28. То есть санкция не входит в структуру локальной нормы трудового права. Это означает, что санкция самостоятельно не разрабатывается и не принимается работодателем. Более того, между нарушением диспозиции локальной нормы и применением санкции нет прямой зависимости. Связь здесь чисто нормативная, то есть установленная по воле законодателя29.

В случае нарушения трудовых обязанностей работником и принятия соответствующего решения работодателем последний руководствуется гипотезой и диспозицией федеральной нормы трудового законодательства и применяет санкции к виновному работнику. То есть локальные нормы трудового права имеют в своем составе, как минимум, гипотезу и диспозицию30.

Под гипотезой в теории права принято понимать условия, при которых действует диспозиция. Гипотеза локальной нормы трудового права обычно дублирует гипотезу императивного государственного стандарта, закрепленного в общей норме трудового законодательства. Так, в соответствии со ст. 156 ТК РФ брак не по вине работника оплачивается наравне с годными изделиями. Гипотеза правовой локальной нормы может установить, что именно понимается под браком не по вине работника (например, брак в изделии вследствие скрытого дефекта в обрабатываемом материале и т. д.). Также гипотеза локальной нормы может содержать самостоятельно сформулированные нормотворческим органом условия применения диспозиции локальной нормы. Трудовой кодекс РФ, устанавливая гипотезу общей нормы, обычно формулирует открытый перечень условий применения заданной трудовым законодательством диспозиции, предоставляя субъектам социально-трудовых отношений право принимать и иные гипотезы.

Диспозицией локальной нормы является мера взаимного поведения субъектов социальнотрудовых отношений организации, которым она адресована. Диспозиции локальных норм могут быть простыми, сложными, альтернативными. Простая диспозиция характеризуется тем, что она предусматривает одно строго определенное правовое последствие, одновременно наступающие при наличии фактических условий,

предусмотренных в гипотезе локальной нормы. Альтернативная диспозиция, предусматривая несколько возможных вариантов правовых последствий, предполагает наступление только одного из них31. Сложной или альтернативной может быть диспозиция, условием реализации которой являются производственные упущения работника. Обычно она предусматривает следующие последствия: перенос отпуска с летнего на осеннезимний период, перенос места в очереди на получение жилья, лишение нарушителя права на получение материальной помощи, запрещение перевода на вышеоплачиваемую работу и присвоения очередного тарифного разряда и т. п.32

Исследование условий применения локальной правовой нормы показало, что она всегда имеет своего адресата. Бессубъектных локальных правовых норм не бывает. Элемент, указывающий на субъект регулируемого отношения, направлен в обязанную сторону. Если данный элемент в локальной норме непосредственно не оговаривается, то она распространяется на работодателя и производственный коллектив работников в целом33.

Исходя из этого, следует согласиться с мнением Е. Р. Веселовой о том, что структура локальной нормы трехзвенна. Локальная правовая норма включает в себя гипотезу, диспозицию и элемент, указывающий на субъектный состав. Локальная норма трудового права не может иметь санкции, так как работодателю запрещено устанавливать любые меры принуждения34. Однако локальная норма не лишена правовой охраны, не имея возможности «воздействовать» в той или иной форме на людей, нарушающих

35

предписания этих норм35.

Итак, локальные нормы не содержат санкции, их исполнение обеспечено различными способами, установленными в договорном и законодательном порядке. Отсутствие такого механизма реализации локальных норм трудового права привело бы к бесплодности правового регулирования социально-трудовых отношений организации локальными нормативно-правовыми актами. Законодательством предусмотрены меры принуждения, обеспечивающие исполнение локальных правовых норм. Особенностью мер принуждения в трудовом праве является то, что для обеспечения внутреннего распорядка организации используются не только средства, установленные Трудовым кодексом РФ (меры дисциплинарной, материальной ответственности, меры

пресечения (ст. 76 ТК РФ), защиты (гл. 58 ТК РФ) и самозащиты (ст. 379, 380 ТК РФ)), но и правовые санкции, предусмотренные в других отраслях законодательства. Например, в административном и уголовном праве содержатся санкции за нарушение работодателем трудовых прав работников. В Кодексе РФ об административных правонарушениях содержатся штрафные санкции за нарушение законодательства о труде и об охране труда, социальном партнерстве (ст. 5.27, 5.28, 5.29, 5.31, 5.32, 5.33, и др.). Уголовное законодательство предусматривает определенные санкции за нарушение законодательства о труде, в том числе и локальных норм, связанных с оплатой труда, трудовым договором, охраной труда (ст. 143, 145, 1451 УК РФ). В этих случаях следует говорить о субсидиарном применении трудовым правом санкций других отраслей права36.

Примечания

1 См.: Веселова, Е. Р. Локальные нормы трудового права : дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2004. С. 90.

2 См.: Попов, В. И. Предмет советского трудового права // Сов. государство и право. 1976. № 8. С. 56.

3 См.: Веселова, Е. Р. Указ. соч. С. 68.

4 Левиант, Ф. М. О природе локальных норм права, регулирующих трудовые отношения на промышленных предприятиях // Правоведение. 1970. № 5. С. 66.

5 См.: Антонова, Л. И. Локальное правовое регулирование. Л., 1985. С. 79.

6 См.: Архипов, С. И. Понятие и юридическая природа локальных норм права // Правоведение. 1987. № 1. С. 32.

7 См.: Ведяшкин, С. В. Локальные нормативные правовые акты и их роль в установлении внутреннего трудового распорядка организации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2001. С. 11.

8 См.: Лебедев, В. М. Лекции по трудовому праву России. Томск, 2001. Вып. 2. С. 14.

9 См.: Семенюта, Н. Н. Запреты и ограничения в правовом регулировании трудовых отношений в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 18.

10 См.: Веселова, Е. Р. Указ. соч. С. 75.

11 См.: Общая теория права : учеб. для юрид. вузов / под ред. А. С. Пиголкина. М., 1995. С. 153-155.

12 См.: Ведяшкин, С. В. Указ. соч. С. 35.

13 Трудовое право России / под ред. А. Д. Зайкина. М., 1999. С. 147.

14 См.: Сыроватская, Л. А. Трудовое право. М., 1995. С. 89.

15 См.: Антонова, Л. И. Указ. соч. С. 85; Сенякин, И. Н. Специальные нормы советского социалистического права : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1982. С. 13.

16 См.: Ведяшкин, С. В. Указ. соч. С. 37.

17 См.: Левиант, Ф. М. Указ. соч. С. 63.

18 См.: Недбайло, П. Е. Применение советских правовых норм. М., 1960. С. 92.

19 См.: Левиант, Ф. М. Указ. соч. С. 65.

20 См.: Тарасова, В. А. Предмет и понятие локальных норм права // Правоведение. 1968. № 4. С. 94.

21 См.: Скобелкин, В. Н. Трудовые правоотношения. М., 1999. С. 305.

22 См.: Голунский, С. А. Теория государства и права / С. А. Голунский, М. С. Строгович. М., 1940. С. 251-252.

23 См.: Мицкевич, А. В. Акты высших органов советского государства. М., 1967. С. 176.

24 См.: Антонова, Л. И. Указ. соч. С. 83-84.

25 См.: Самигуллин, В. К. Локальные нормы и их виды // Правоведение. 1976. № 2. С. 41.

26 См.: Веселова, Е. Р. Указ. соч. С. 77.

27 Там же. С. 78.

28 См.: Архипов, С. И. Систематизация локальных норм советского права: вопросы теории : автореф. дис. . канд. юрид. наук. Свердловск, 1987. С. 9.

29 См.: Кудрявцев, Ю. В. Нормы права как социальная информация. М., 1981. С. 81.

30 См.: Лейст, О. Э. Санкции в советском праве. М., 1962. С. 21.

31 См.: Веселова, Е. Р. Указ. соч. С. 80-81.

32 См.: Кондратьев, Р. И. Локальные нормы трудового права и материальное стимулирование. Львов, 1973. С. 16.

33 См.: Веселова, Е. Р. Указ. соч. С. 20-21.

34 Там же. С. 86.

35 См.: Пиголкин, А. С. Нормы советского социалистического права и их структура // Вопросы общей теории советского права. М., 1960. С. 179.

36 См.: Лебедев, В. М. Дисциплинарная ответственность (поиск новых подходов и решений) // Юрид. ответственность. Омск, 1998. С. 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.