Научная статья на тему 'Специфика лексической экспликации концепта «природа» в раннем прозаическом творчестве И. А. Бунина'

Специфика лексической экспликации концепта «природа» в раннем прозаическом творчестве И. А. Бунина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
361
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепт "природа" / лексическая экспликация концепта "природа" / ранняя проза и. а. бунина / творчество и. а. бунина
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика лексической экспликации концепта «природа» в раннем прозаическом творчестве И. А. Бунина»

Н. В. Буравлёва

СПЕЦИФИКА ЛЕКСИЧЕСКОЙ ЭКСПЛИКАЦИИ КОНЦЕПТА «ПРИРОДА» В РАННЕМ ПРОЗАИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ И. А. БУНИНА

Работа представлена кафедрой русского языка. Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Е. В. Сергеева

Изучение концепта - одно из ведущих направлений в современной научной парадигме. Анализ художественных концептов на материале текстов отдельных писателей представляет особый интерес, так как речь идет в данном случае об особом художественном видении мира и способах его языковой репрезентации. Принадлежность автора к определенной эпохе и литературному направлению, его индивидуальное мировоззрение определяют специфику его эстетической концепции, связанную с особой картиной мира, воплощенной в художественных произведениях.

Художественный концепт (ХК) мы вслед за Е. В. Сергеевой определяем как индивидуально-авторское осмысление общих ментальных сущностей, выражающееся в оригинальных способах вербализации на основе индивидуальной системы оценок и ассоциаций .

Работа посвящается описанию концепта «природа», значимого не только для творчества И. А. Бунина, но и для кон-цептосферы русского языка в целом. Представление о языке писателя как о лингво-культурном и эстетическом феномене позволяет установить специфику употребления речевых средств, выявить закономерности и особенности их организации и функционирования, а это, в свою очередь, позволяет сделать выводы о мировоззрении автора, об особом художественном видении мира.

Концепт «природа» в творчестве И. А. Бунина занимает важное место, обладает многокомпонентной и многослойной структурой, организуя большое количество лексических единиц. Мы используем методику анализа концепта с помощью выделения

лексико-семантических полей (Л СП), основываясь при этом на определении А. И. Новикова: семантическое поле есть «иерархическая структура множества лексических единиц, объединенных общим значением и отражающих определенную понятийную сферу» .

При рассмотрении ХК «природа» в ранней прозе И. А. Бунина можно выделить следующие Л СП: «стихии и явления природы», «небо и небесные светила», «животный мир», «растительный мир».

Наиболее важное из них - ЛСП «небо и небесные светила». Его единицы являются значимыми вербализаторами концепта «природа». Образ неба - один из важнейших в прозе писателя. Это прослеживается не только в частотности употребления лексических единиц (554 словоупотребления), относящихся к этому семантическому полю, но и в специфических особенностях использования языковых средств при описании небесного пространства.

Среди слов, относящихся к ЛСП «небо и небесные светила», наиболее частотна лексема солнце (130 и 7 с/у). Следующая по частотности - лексема небо и ее дериват небеса (123/13 с/у), а также синонимичная лексема небосклон (6/7 с/у). Менее частотны лексема облако (46/13 с/у) и лексема, обозначающая «большое, обычно

3

темное облако...» - туча (50/6 с/у); далее по частотности следуют номинанты, обозначающие ночное светило, - луна (46/ 7 с/у) и месяц (26/10 с/у) и номинанты, обозначающие звезды, созвездия, планеты (10/5 с/у).

Для И. А. Бунина один из основных объектов природного мира - дневное светило, освещающее, оплодотворяющее и де-

Специфика лексической экспликации концепта «природа».

лающее прекрасным земной мир. Поэтому закономерно, что в его ранних прозаических произведениях наиболее частотна лексема солнце в прямом и переносном значениях. В прозаических текстах лексема солнце употребляется в 3 значениях: 1) центральное тело Солнечной системы...; 2) свет и тепло, излучаемые этим телом (Солнцем); 3) реже - место, освещенное им. Лексема солнце в первом и во втором значениях употребляется писателем часто: «.. .солнце стоит высоко и припекает нас» («Далекое»)*, «...солнце сушило двор» («В августе»), в третьем - значительно реже: «Но вот просека кончилась, мы очутились на солнце» («Маленький роман»).

Следует отметить, что количество образных рядов с названной лексемой невелико. Иногда автор называет солнце шаром, актуализируя при этом цветовую сему: «...далеко-далеко на горизонте уходит за черту земли огромным мутно-малиновым шаром солнце...» («Золотое дно»), «...гордо глянув на мутно-малиновый шар, еще не успевший коснуться горизонта, быстро вошел он в Жилое...» («Захар Воробьев»). Единичны антропоморфные метафоры со словом солнце. Писатель наделяет солнце способностью совершать действия, характерные для человека, - щуриться, улыбаться, ласкать: «Теплое солнце точно щурилось, улыбалось сквозь бледную апрельскую дымку в небе» («Личарда»).

Среди экспликантов ЛСП «небо и небесные светила» важное место занимают лексемы, обозначающие небо: небо, небосклон, небеса. Лексема небо является значимым вербализатором концепта «природа» в ранней прозе И. А. Бунина. Указывая на цвет неба, писатель значительно расширяет круг лексем, используемых в языке для описания его цвета, употребляя такие определения, как «белое», «пепельное», «бирюзовое», «светло-зеленое», «зеленоватое», «зеленое», «серебристое»: «...ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом» («Туман»), «. ..вспомнил... серебристое от пыли и зноя небо» («Пыль»). Однако ноч-

ное небо имеет, как правило, традиционный черный цвет: «... и звезды огнем горели на черном чистом небе» («Птицы небесные» ).

Создавая образ неба, писатель ориентируется на языковую картину мира среднего носителя языка, поэтому в его описаниях чаще всего используются лексемы в прямом значении. Собственно образные ряды с лексемой небо нечастотны. Единичны употребления сравнительных конструкций и метафор: «...только е длинное и узкое окошечко голубой лентой сияло небо...» («Над городом»). И. А. Бунин может использовать для наименования неба традиционно-поэтическое существительное «лазурь»: «...мы видели вокруг себя только лазурь да вольную степь...» («Над городом»).

Лексема небосклон синонимична лексеме небо. Цветовые лексемы, наиболее часто сочетающиеся с лексемой небосклон, входят в состав генитивной метафоры: «Розоватые клубы юго-восточных облаков сливались выше горизонта с матовой лазурью небосклона» («При дороге» ).

К семантическому полю «небо и небесные светила» принадлежат также лексемы облако и туча и их дериваты с суффиксом субъективной оценки - облачко и тучка. Эти лексемы И. А. Бунин часто употребляет в составе образных конструкций и характеризует их либо с помощью эпитетов, либо используя окказиональные сравнительные конструкции: «.. .громоздились си_л ние тучки, похожие на саркофаги» («Уистока дней»), «Иля в забытьи следит за облаком, похожим на пуделя» («Далекое»), «.. .серо-жемчужные облака высоко плыли над улицей» («Клаша»), «В окошко виднелись сонно качающиеся верхушки кустов -бледные на лиловато-свинцовом фоне туч» ( «Веселый двор» ).

Лексемы облако и облачко нечастотны и употребляются преимущественно контактно с лексемами, включающими в свою структуру цветовую сему: «Я видела - как заалело белесое облачко на севере» («Заря всю

ночь»),«. ..высоко в небе .медленно вырастает и вытягивается большое белоснежное облако» («Далекое»).

Основные лексемы, обозначающие ночное светило в ранней прозе И. А.Бунина, -луна, месяц. Как правило, они употреблены в прямом значении: «Высоко ... ныряли и сияли в волнистых облаках луна...» («Ер-мил»), «Месяц катился в вышине справа» ( «Веселый двор»).

Образные ряды с лексемой луна и словосочетанием лунный свет в анализируемых текстах нечастотны. В основном это гени-тивная метафора или творительный сравнения: «Он прижал ее, тупо глядевшую через его плечо на дымно-зеленую полосу лунного света» («При дороге»), «.. .лунный свет стоит там тончайшим дымом...» («Антоновские яблоки»).

Выстраивая образные ряды с лексемой месяц и ее дериватами, И. А. Бунин также использует метафору и сравнения: «А на востоке медленно показывается большая голова бледного месяиа» («Золотое дно»), «...а когда я смотрел кверху, мне опять чудилось, что этот месяи - бледный образ какого-то мистического видения...» («Туман»), «Показался поздний полумесяц, - как отражение в затуманенном зеркале. - прошел низко и скрылся» («Худая трава»).

Образ звездного неба в творчестве И. А. Бунина, несмотря на небольшое количество номинантов, относящихся к этому ЛСП, весьма важен для представления содержания концепта «природа». Для называния объектов звездного неба писатель использует гиперонимическую лек-

сему звезда в единственном и множественном числе, дериват лексемы - звездный и собственно названия звезд, созвездий, планет.

Для писателя важно указать на цвет звезд (реально наблюдателем не воспринимаемый). Он употребляет прилагательное «голубоватый» {«Редкие голубоватые звезды мелькали между тучами над ними...» («Осенью»)), а также сложные прилагательные, обозначающие одновременно оттенок красного и золотого: «.. .уже дрожала в серебристой прозрачности большая розово-золотая звезда» («Веселый двор»), «Красно-золотой звездой казался огонь в избе под деревьями» ( «Игнат»).

Образные ряды с лексемами-номинан-тами, в том числе с именами собственными, обозначающими звезды, частотны и образованы различными способами: а) творительный сравнения: «...Большая Медведица бриллиантами висела по небу над снежной поляной» («Мелитон»); б) метафора-загадка: «А по небосклону ... быстро мелькали, вспыхивали льдистые алмазы» («Ночной разговор»); в) метафора-отождествление: «А над белым морем метели - два других, еще более раскинутых кровавых глаза - Марс и Арктур» («Пти -ц ы небесные» ).

Итак, в результате анализа ЛСП «небо и небесные светила» можно сделать вывод о значимости лексем небо, солнце, луна, месяц, звезда, туча, облако в прямом и переносном значениях для экспликации ХК «природа» в раннем прозаическом творчестве И. А. Бунина.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сергеева Е. В. Проблема типологии концепта в современной российской лингвистике// Лингвистический и методический аспекты оптимизации обучения русскому языку в вузе СПб • СПГУТД

2005.

2

Новиков А. И. Семантика текста и ее формализация. М., 1997.

3

Все толкования даются по следующему словарю: Словарь русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1985-1988.

4

В качестве иллюстративного материала используется следующий источник: Бунин И. А. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2-4. М.: Художественная литература, 1987-1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.