Научная статья на тему 'Специфика краудфандинга и перспективы его правового регулирования в Республике Казахстан'

Специфика краудфандинга и перспективы его правового регулирования в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
801
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДСОРСИНГ / КРАУДИНВЕСТИНГ / КРАУДЛЕНДИНГ / КРАУДФАНДИНГ / КРАУДФАНДИНГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ КРАУДФАНДИНГОВАЯ ПЛАТФОРМА / ЗАЕМНАЯ КРАУДФАНДИНГОВАЯ ПЛАТФОРМА / СТАРТАП / ДОНОР / РЕЦИПИЕНТ / КРАУДФАНДИНГ қАРЫМ-қАТЫНАСТАР қАРЖЫЛАНДЫРУДЫң БАЛАМАЛЫ ТәСіЛі / ИНВЕСТИЦИЯЛЫқ КРАУДФАНДИНГ ПЛАТФОРМАСЫ / қАРЫЗ КРАУДФАНДИНГ ПЛАТФОРМАСЫ / CROWD SOURCING / CROW DINVESTING / CROWD FUNDING / CROWD FUNDING RELATIONSHIPS / ALTERNATIVE FUNDING METHOD / INVESTMENT CROWDFUNDING PLATFORM / LEVERAGED CROWDFUNDING PLATFORM / STARTUP / DONOR / RECIPIENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдрасулова Гульнар Эркеблановна

В данной статье автором предпринята попытка исследования отдельных актуальных аспектов правового регулирования краудфандинговых отношений, а также определены основные тенденции и перспективы их развития в Республике Казахстан. Научные выводы сделаны на основе анализа норм законодательств зарубежных государств и сложившейся мировой практики использования альтернативных небанковских способов финансирования перспективных проектов в различных областях жизнедеятельности общества, в том числе в сфере гражданского оборота. Активная интеграция Республики Казахстан в международное экономическое пространство и стремительно развивающиеся внутренние процессы требуют совершенствования механизмов правового регулирования объективно возникающих отношенийсовершенно нового типа, к числу которых можно отнести и краудфандинговые отношения, обладающие большим потенциалом для эффективного роста и развития гражданского оборота. Нашему государству предстоит значительно измениться, чтобы стать способным соответствовать современным принципам и стандартам взаимодействия субъектов рыночных отношений, предъявляемым международным сообществом к гражданско-правовой стороне жизнедеятельности общества. На сегодняшний день в Казахстане процесс формирования нормативной базы краудфандинга связан с решением важного круга задач, касающихся разработки адекватной системы соответствующих правовых норм, преодоления возможных пробелов и коллизий в законодательстве, регулирующем смежные отношения, выработки эффективного механизма защиты прав субъектов краудфандинговых отношений. Скорейшее их разрешение, в конечном итоге, направлено на формирование действенной системы, позволяющей регулировать отношения краудфандинга в гражданско-правовом обороте наиболее цивилизованными методами, заимствованными из лучшего мирового опыта. Автор статьи в рамках указанного контекста исследует отдельные актуальные проблемы явления краудфандинга, а также вносит свои предложения по созданию нормативнопра-вовых основ регулирования краудфандинговых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF CROWDFUNDING AND PROSPECTS FOR ITS LEGAL REGULATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

In this article, the author attempts to study certain relevant aspects of legal regulation of crowdfunding relations and identifies the main trends and prospects for their development in the Republic of Kazakhstan. The scientific conclusions are based on the analysis of the norms of legislation of foreign countries and the current world practice of using alternative non-Bank methods of financing promising projects in various areas of society’s life, including in the field of civil turnover.Active integration of the Republic of Kazakhstan into the international economic space and rapidly developing internal processes require improving the mechanisms of legal regulation of objectively emerging relations of a completely new type, including crowdfunding relations that have great potential for effective growth and development of civil turnover. Our state will have to change significantly in order to become able to meet the modern principles and standards of interaction between market members, which are imposed by the international community of the civil and legal side of society’s life. Today, in Kazakhstan, the process of forming the regulatory framework for crowdfunding is associated with solving an important range of tasks related to the development of an adequate system of relevant legal norms, overcoming possible gaps and confiicts in legislation regulating related relations, and developing an effective mechanism for protecting the rights of subjects of crowdfunding relations. As soon as possible, their resolution is ultimately aimed at creating an effective system that allows you to regulate crowdfunding relations in civil law using the most civilized methods borrowed from the best world experience. The author of the article within this context explores some current problems of the phenomenon of crowdfunding, and also makes suggestions on creating a legal framework for regulating crowdfunding relations

Текст научной работы на тему «Специфика краудфандинга и перспективы его правового регулирования в Республике Казахстан»

2. Gavrilov V.V. Arbitrazhnqja ogovorka i opredelenie primenimogo prava v mezhdunarodnom kommercheskom arbitrazhe //http://www. arbitrations.ru/userfiles/file/Publications/Publications/ arb%20clause%20and%20applicable%20law.pdf

3. Mezhdunarodnyj kommercheskij arbitrazh: Uchebnik / Nauch. red.: O.Ju. Skvorcov, M.Ju. Savranskij, G.V. Sevast'janov; Otv. red. T.A. Lunaeva. 2-e izd. - M.: Statut, 2018, 965 s.

4. Rovnyj V.V. Obychaj v chastnom prave: Nauchnoe izdanie. - Irkutsk: Irkut. un-t, 2004, 76 s.

5. Talzhanov K.A. Mezhdunarodnyj obychaj kak istochnik mezhdunarodnogo chastnogo prava: Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata juridicheskih nauk.- Almaty, 2005, 185 s.

6. Mezhdunarodnoechastnoe pravo: Uchebnik/Podred. G.K. Dmitrievoj. -M.: Prospekt, 2000,656s.

7. Tleulina L. S. Priznanie i ispolnenie reshenij kommercheskih arbitrazhej i inostrannyh sudov v Kazahstane //Istochnik: ISParagraf WWWhttp:///online.zakon.kz

8. Shajkenov V.Zh., Idajatova A.T. Problema vyboraprimenimogo karbitrazhnomu razbiratel'stvu i arbitrazhnomu soglasheniju prava s tochki zrenija kazahstanskogo zakonodatelstva// Istochnik: IS Paragraf WWW http:///online.zakon.kz

9. Shajkenov V. Prizyv k ratifikacii N'ju-Jorkskoj i Evropejskoj konvencij: molchanie, razdrazhajushhee investorov i pravo// Arbitration.ru. 2019, №6 (10), S. 68-75.

10. Mezhdunarodnyj kommercheskij arbitrazh. Kommentarij zakonodatelstva: Postatejnyj, nauchno-prakticheskij kommentarij k Zakonu RF «O mezhdunarodnom kommercheskom arbitrazhe» / Pod. red. A.S. Komarova, S.N. Lebedeva, V.A. Musina; Sost. G.V. Sevast'janov. - SPb.: 2007. (Biblioteka zhurnala «Tretejskij sud». Vyp. 2), 416 s.

11. Kabatov V. Primenimoe pravo pri razreshenii sporov v mezhdunarodnom kommercheskom arbitrazhnom sude pri Torgovo - promyshlennojpalate RF//https://www.lawmix.ru/comm/8038.

12. Sulejmenov M.K., Dujsenova A.E. Izmenenija v zakonodatel'stve Respubliki Kazahstan ob arbitrazhe//Istochnik: IS Paragraf WWW http:///online.zakon.kz

13. Skrjabin S.V. Protivorechie publichnomu porjadku kak osnovanie dlja otmeny sudami Respubliki Kazahstan reshenij arbitrazhej: nekotorye teoreticheskie i prakticheskie voprosy// Vzaimodejstvie gosudarstvennyh sudov i arbitrazhej v sfere al 'ternativnogo razreshenija sporov: Materialy nauchno-prakticheskogo seminara (Almaty, 12 oktjabrja 2018 g.)/ Otv. red. M.K. Sulejmenov, A.E. Dujsenova.-Almaty, 2019, S. 143-169.

14. Abilova M.N. Ogovorka o publichnom porjadke kak sposob zashhity interesov gosudarstva// Zashhita grazhdanskih prav: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 10-letiju Kazahskogo gumanitarno-juridicheskogo universiteta (v ramkah ezhegodnyh civilisticheskih chtenij). Almaty, 13-14 maja 2004g./Otv. red. M.K. Sulejmenov.-Almaty: NIIchastnogo prava, KAzGJuU, 2005, S. 460- 464.

УДК 347.44+346.6 А 13

СПЕЦИФИКА КРАУДФАНДИНГА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Абдрасулова Гульнар Эркеблановна

Доцент Департамента частного права АО « Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева», к.ю.н., г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: краудсорсинг; краудинвестинг; краудлендинг; краудфандинг; краудфан-динговые отношения; альтернативный способ финансирования; инвестиционная краудфан-динговая платформа; заемная краудфандинговая платформа; стартап; донор; реципиент.

Аннотация. В данной статье автором предпринята попытка исследования отдельных актуальных аспектов правового регулирования краудфандинговых отношений, а также определены основные тенденции и перспективы их развития в Республике Казахстан. Научные выводы сделаны на основе анализа норм законодательств зарубежных государств и сложившейся мировой практики использования альтернативных небанковских способов финансирования перспективных проектов в различных областях жизнедеятельности общества, в том числе в сфере гражданского оборота.

Активная интеграция Республики Казахстан в международное экономическое пространство и стремительно развивающиеся внутренние процессы требуют совершенствования механизмов правового регулирования объективно возникающих отношенийсовершенно нового типа, к числу которых можно отнести и краудфандинговые отношения, обладающие большим потенциалом для эффективного роста и развития гражданского оборота. Нашему государству предстоит значительно измениться, чтобы стать способным соответствовать современным принципам и стандартам взаимодействия субъектов рыночных отношений, предъявляемым международным сообществом к гражданско-правовой стороне жизнедеятельности общества.

На сегодняшний день в Казахстане процесс формирования нормативной базы краудфан-динга связан с решением важного круга задач, касающихся разработки адекватной системы соответствующих правовых норм, преодоления возможных пробелов и коллизий в законодательстве, регулирующем смежные отношения, выработки эффективного механизма защиты прав субъектов краудфандинговых отношений. Скорейшее их разрешение, в конечном итоге, направлено на формирование действенной системы, позволяющей регулировать отношения краудфандинга в гражданско-правовом обороте наиболее цивилизованными методами, заимствованными из лучшего мирового опыта.

Автор статьи в рамках указанного контекста исследует отдельные актуальные проблемы явления краудфандинга, а также вносит свои предложения по созданию нормативно-правовых основ регулирования краудфандинговых отношений.

КРАУДФАНДИНГ ЕРЕКШЕЛ1Г1 ЖЭНЕ ОНЫ ЦАЗАЦСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДА Ц¥ЦЬЩТЬЩ РЕТТЕУ ПЕРСПЕКТИВАЛАРЫ

Гулнар Еркебулан^ызы Эбд^расулова

«M.S. Narikbaev atyndagy KAZGUU Universiteti» АК,,

жеке цуцыц департаментШц доцентг, з.г.к., Нур-Султан ц.,

К^азацстан Республикасы; e-mail: [email protected]

Tymh свздер: краудсорсинг; краудинвестинг; краудлендинг; краудфандинг; краудфан-дингцарым-цатынастар царжыландырудыц баламалы тэс1л1; инвестициялыц краудфандинг платформасы; царыз краудфандинг платформасы; стартап; донор; реципиент.

Аннотация. Бул мацалада автор краудфандингтгк цатынастарды цуцыцтыцреттеудгц жекелеген взектг аспектглергн зерттеуге эрекет жасады, сондай-ац олардыц Цазацстан Ре-спубликасындагы дамуыныц неггзгг тенденциялары мен перспективалары аныцтады. Гылы-ми тужырымдар шет мемлекеттер зацнамаларыныц нормаларын талдау жэне цогамныц тыныс-тгршшгшц эртурлг салаларында, оныц шгнде азаматтыц айналым саласында пер-спективалы жобаларды царжыландырудыц балама банктгк емес тэсглдергн пайдаланудыц цалыптасцан элемдгк тэжгрибесг неггзгнде жасалды.

Цазацстан Республикасыныц Халыцаралыц экономикалыц кецгстгкке белсендг ыцпалдасуы жэне царцынды дамып келе жатцан шкг процестер мYлдем жаца Yлгiдегi объективтi туын-дайтын цатынастарды цуцыцтыц реттеу тетжтерт жетглдгрудг талап етед1, олардыц цатарына азаматтыц айналымныц тиiмдi всуг мен дамуы Yшiн Yлкен элеуетке ие краудфан-дингтгк цатынастарды да жатцызуга болады. Бiздiц мемлекетгмгз халыцаралыц цогамда-стыц цогам вмгргнгц азаматтыц-цуцыцтыц жагына цоятын нарыцтыц цатынастар субъ-ектглергнгц взара iс-цимылыныц цазгргг замангы цагидаттары мен стандарттарына сэйкес келуге цабглеттг болу ушт айтарлыцтай взгеруг керек.

Буггнгг кунг Цазацстанда краудфандингтгц нормативтгк базасын цалыптастыру процесг тигстг цуцыцтыц нормалардыц барабар жуйесгн эзгрлеуге, шектес цатынастарды реттей-тгн зацнамадагы ыцтимал олцылыцтар мен коллизияларды ецсеруге, краудфандингтж цатынастар субъектглершц цуцыцтарын цоргаудыц тигмдг тетгггн эзгрлеуге цатысты мгн-деттердгц мацызды шецберт шешумен байланысты. Оларды тезгрек шешу, сайып келгенде, ец Yздiк элемдгк тэжгрибеден алынган вркениеттг эдгстермен азаматтыц-цуцыцтыц айна-лымдагы краудфандинг царым-цатынасын реттеуге мумкшдж беретгн пэрмендг ЖYйенi ца-лыптастыруга багытталган.

Мацала авторы кврсетглген контекст шецбергнде краудфандинг цубылысыныц жекелеген взектг мэселелергн зерттейдг, сондай-ац краудфандингтгк цатынастарды реттеудгц нормативтгк-цуцыцтыц неггздергн цуру бойынша вз усыныстарын енггзедг.

Азаматтыц жэне азаматтыц процестш цуцыц . I::::::::::::::::::::::::::::::

SPECIFICS OF CROWDFUNDING AND PROSPECTS FOR ITS LEGAL REGULATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abdrassulova Gulnar Erkeblanovna

Associate Professor of the Department of Private Law of KAZGUU University named after M.S. Narikbaev, Candidate of Laws, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan;e-mail:[email protected]

Keywords: crowd sourcing; crow dinvesting; crowd funding; crowd funding relationships; alternative funding method; investment crowdfunding platform; leveraged crowdfunding platform; startup; donor; recipient.

Abstract. In this article, the author attempts to study certain relevant aspects of legal regulation of crowdfunding relations and identifies the main trends and prospects for their development in the Republic of Kazakhstan. The scientific conclusions are based on the analysis of the norms of legislation offoreign countries and the current world practice of using alternative non-Bank methods of financing promising projects in various areas of society's life, including in the field of civil turnover.

Active integration of the Republic of Kazakhstan into the international economic space and rapidly developing internal processes require improving the mechanisms of legal regulation of objectively emerging relations of a completely new type, including crowdfunding relations that have great potential for effective growth and development of civil turnover. Our state will have to change significantly in order to become able to meet the modern principles and standards of interaction between market members, which are imposed by the international community of the civil and legal side of society's life.

Today, in Kazakhstan, the process of forming the regulatory framework for crowdfunding is associated with solving an important range of tasks related to the development of an adequate system of relevant legal norms, overcoming possible gaps and conflicts in legislation regulating related relations, and developing an effective mechanism for protecting the rights of subjects of crowdfunding relations. As soon as possible, their resolution is ultimately aimed at creating an effective system that allows you to regulate crowdfunding relations in civil law using the most civilized methods borrowed from the best world experience.

The author of the article within this context explores some current problems of the phenomenon of crowdfunding, and also makes suggestions on creating a legal framework for regulating crowdfunding relations.

Интерес к феномену краудфандинга и нашего исследования - краудфандинг, в своих краудфандинговым отношениям на теку- многочисленных вариациях в зависимости от щем временном этапе значительно усилился уровня экономического развития государства во многих государствах мира, в том числе и и правовой регламентации возникающих на в Республике Казахстан. В международной их основе отношений. Краудлендинг пред-практике в течение последнего десятилетия ставляет собой кредитование физическими накоплен ценный опыт применения альтерна- лицами других физических или юридических тивных способов финансирования субъектов лиц через специальные интернет-площадки, гражданских правоотношений, прежде всего, а краудинвестинг - сбор средств для реализа-в сфере малого и среднего предприниматель- ции проектов с последующим участием в ак-ства. ционерном капитале1.

Не имея цели подробной характеристики Наиболее перспективным для нас направ-многочисленных видов альтернативных спо- лением краудсорсинга явилась конструкция собов финансирования, объединенных общим краудфандинга. В данном контексте следует термином краудсорсинг (от англ. crowd - тол- отметить, что в связи с отсутствием офици-па, source - происхождение), под которым в альной информации и статистических данных целом подразумевается мобилизация ресур- об использовании краудфандинга в Респу-сов людей посредством информационных тех- блике Казахстан, о практических трудностях, нологий, ограничимся лишь перечислением испытываемых участниками данного источ-некоторых из них, наиболее востребованных ника финансирования в гражданском оборо-жизнью, к числу которых можно отнести кра- те, достоверного анализа уровня правовой удлендинг, краудинвестинг, а также предмет регламентированности взаимодействия таких

1 Рынок краудфинансов в РФ: Краудфандинг, Краудинвестинг, Краудлендинг [электронныйресурс] / JSON.TV. - Режим доступа :http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-kraudfinansov-v-rf-kraudfanding-kraudinvesting-kraudlending-20150121044017 - Дата обращения - 21.01.2020.

субъектов, нами будет сделана попытка исследования отдельных, объективно проявляющих себя в реальности аспектов тематики.

Достаточно высокая интенсивность практического внедрения элементов краудфандинговых схем на отечественном рынке свидетельствует о действительной востребованности данного альтернативного способа финансирования проектов различного характера, соответствии его свойств истинным, давно назревающим запросам субъектов гражданско-правовых отношений, в качестве которых могут выступать как физические, так и юридические лица.

Думается, не будет преувеличением утверждение о том, что краудфандинг в Казахстане, в отличие от множества других, искусственно и зачастую безрезультатно внедряемых институтов, формируется на благодатной, подготовленной социально-экономической почве и, благодаря своей специфике, обладает мощным положительным потенциалом.

В Википедии содержится следующая дефиниция краудфандинга: «Краудфандинг - коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиен-тов)»2.

Нетрудно заметить, что приведенное определение имеет весьма общий характер, не отражая четкой цели и специфики объектно-субъектного состава краудфандинга, однако, примечателен факт закрепления в дефиниции наименования участников отношений (донор-реципиент), наиболее широко распространенных и используемых в отношении сторон в реальной практике.

В научной литературе и электронных источниках можно найти целый ряд более конкретизированных понятий краудфандин-га, смысл которых сводится к его пониманию как способа народного финансирования с целью реализации продукта или услуги, помощи нуждающимся, проведения мероприятий, поддержки как физических, так и юридических лиц, получившего распространение благодаря Интернет-технологиям3.

Согласно отчету исследовательской группы Massolution, собравшей данные с 1250

краудфандинговых площадок по всему миру, в 20l5 году его объем оценивался в 34 млрд долларов, из них на Северную Америку приходилось около половины - 17,25 млрд долларов, второе место занимала Азия с 10,54 млрд долларов, в Европе собрали 6,48 млрд долларов. Самой известной краудфандинго-вой платформой является Kickstarter (США), которая на конец 2016 года привлекла более 2,6 млрд. долларов4.

По оценкам Всемирного банка, инвестиции через модель краудфандинга к 2025 году составят около 96 млрд долларов США5.

За сравнительно небольшой срок существования краудфандинга сложилось несколько его видов. Начальное развитие было связано главным образом с неинвестиционными схемами: безвозмездной моделью, когда средства передавались фактически в виде пожертвования (donation-based crowdfunding), а также с моделью, в основе которой было заложено некое вознаграждение: нефинансовое или денежное (reward-based crowdfunding). Более сложными формами стали долговой (lending-based crowdfunding) и акционерный краудфандинг (equity crowdfunding), причем применительно к ним стал активно использоваться другой, хотя и близкий термин «крау-динвестинг», отражающий инвестиционные аспекты этих видов[1, с. 302].

В России начало краудфандингу и кра-удлендингу было положено в 2011-2012 гг. с запуском площадок, первой из которых была «Вдолг.ру», в 2012 году открылась «Loanberry», в 2013 — «Credberry», а в 2014 стартовала платформа «Fingooroo». Стоит отметить, что с момента появления платформ наиболее популярными среди крауд-финан-сов были краудлендинговые, что обусловлено активным развитием микрокредитования под сверхвысокие проценты, снижением активности банков, ужесточением требований к заемщикам по потребительским кредитам.

В 2016 году социальная сеть «Facebook» добавила функцию сбора средств для подтвержденных некоммерческих организаций, а в 2017 объявила, что запустит внутреннюю платформу для краудфандинга. В России «ВКонтакте» открыла доступ к денежным переводам, где получателем выступают группы, страницы мероприятий и публичные страницы. В дальнейшем ожидается массовая попу-

2 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%83%D0%B4%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0 %B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3. -Дата обращения - 21.01.2020.

3 Что такое Краудфандинг? [электронный ресурс] / Портал крауд-сервисов. - Режим доступа :http:// crowdsourcing.ru/article/what_is_the_crowdfunding. - Дата обращения - 21.01.2020.

4 Crowdfunding Industry Statistics 2015 2016 // Crowd Expert. 2015-2016. URL: http://crowdexpert. com/ crowdfunding-industry-statistics/. Датаобращения - 22.01.2020.

5 СОбзоррынка [Электронныйресурс] /CanadaMediaFund. - Режимдоступа: http://crowdfunding.cmffmc. ca/ facts and stats/market-overview . - Датаобращения - 22.01.2020

ляризация данного тренда [2, с. 185-186].

В Республике Казахстан краудфандинг начал свое интенсивное развитие в 2014 году, с отставанием от развитого рынка на несколько лет, когда стартовало пять краудфандинговых площадок: Startuper, Startticket, i6, Gostart и Asar.ainvest. Они просуществовали меньше года. Startuper пока доступен в Сети, но на нем нет ни одного проекта.

Пока единственной известной краудфан-динговой площадкой в Казахстане является Starttime.kz - сервис, помогающий авторам интересных идей находить средства на их реализацию посредством коллективной поддержки, включающей в себя следующие категории: благотворительность, творчество, социум, здоровье и спорт, издательство, технологии, музыка, дизайн, игры, фильмы, мода, проекты ДАМУ, фотографии и сельское хозяйство. Всего на данной площадке размещено 103 проекта, среди которых успешных - 53 проекта, то есть половина из всех существующих, что является хорошим показателем; популярных - 35 проектов; завершенных -99. Наибольшее количество проектов размещено в категориях «Благотворительность», «Творчество» и «Социум». Лидерами по благотворительным сборам стали проекты: «Взрыв в городе Арысь», «Магазин добрых дел», «Реабилитационный центр для покалеченных и бездомных животных», «Подарим руку фотографу», «Мастерская для особенных людей» и др. В категории «Творчество» средства собирались для цирка Шапито Мутурганова, «Дыхание степи: возрождение казахской музыкальной культуры», «Обучение онкобольных людей» и др. Большинство этих проектов успешно профинансированы6.

За год работы платформы Starttime.kz зарегистрировались 2000 вкладчиков, более 100 идей были приняты, 26 из них были оформлены и собрали более 20 миллионов тенге. При этом, если автор проекта соберет меньше 50% заявленной суммы, деньги вкладчикам возвращаются и проект считается неуспешным. При успешном исходе кампании, когда собирается более 50% суммы, деньги переводятся на расчетный счет компании. Срок кампании определяет сам автор проекта - от 30 до 90 дней. Комиссия Starttime.kz составляет 15%, тогда как в США комиссия колеблется от 5% до 10% из-за высокой конкуренции. Комиссия Starttime.kz для социальных проектов - 5%, для коммерческих стартапов - 15%, благотворительные проекты размещаются безвозмездно. Краудфандинг в большинстве случаев необходим тогда, когда с финансовой точки

зрения реципиент готов к открытию бизнеса более, чем на 50%, а оставшиеся средства намерен собрать с помощью людей7.

Для Казахстана очень актуальна задача привлечения средств в стартапы, поскольку эффективность развития национальной экономики в долгосрочной перспективе непосредственно зависит от инновационной активности, от интенсивности разработки и внедрения стартапов. В качестве источников финансирования стартапов могут выступать средства государственных и частных венчурных фондов, инвестиционных компаний, частных стратегических инвесторов («бизнес-ангелов»), ресурсы, собранные на специальных интернет-площадках посредством технологии краудфандинга и т.п.

Однако, такие инвесторы, как венчурные фонды и бизнес-ангелы, избегают инвестирования в высокорисковые проекты на ранних стадиях. К тому же венчурные фонды требуют от стартаперов детальные бизнес-планы своих проектов. Недостатками грантов являются незначительные суммы, не позволяющие в полной мере реализовать тот или иной продукт, а также внушительный объем бюрократических работ, который необходимо проделать для получения грантового финансирования.

В таких ситуациях в качестве альтернативного способа привлечения инвестиций в стартап на ранних этапах жизненного цикла выступает краудфандинг [3, с. 46].

Сфера финансирования на базе краудфандинга очень широка и может охватывать любые инновации, даже в довольно неожиданных областях. Примером может служить опыт Полесского государственного университета в Республике Беларусь, выдвинувшего идею создания инновационно-промышленного кластера в области биотехнологий и «зеленой экономики» на основе краудфандинга как дополнительного инструмента привлечения инвестиций частных инвесторов и юридических лиц для финансирования научных исследований и коммерциализации проектов. По мнению организаторов кластера, использование краудфандинговой схемы позволит организовать быстрый отбор проектов, контроль и прозрачность сбора средств, активную связь с инвестором, что повлечет за собой усиление интереса к науке, будет способствовать развитию научных исследований и разработок преподавателей и студентов [4, с. 45].

Думается, что казахстанским высшим учебным заведениям полезно было бы обратить внимание на подобные идеи и попы-

6 https://start-time.kz/project/category/charity. Дата обращения - 24.01.2020.

7https://www.the-village.kz/village/business/opyt/1321-crowdfunding. Дата обращения - 24.01.2020.

таться найти собственную нишу для использования конструкции краудфандинга с учетом своих специфических запросов. К примеру, это может касаться углубленного изучения какого-либо языка; масштабной научной разработки вопросов имплементации в казахстанское законодательство норм английского права; финансовой поддержки студенческих стартапов, креативных бизнес-идей; создания материальных возможностей в области робототехники, искусственного интеллекта, топологий интегральных микросхем; дальнейшего развития творческих способностей одаренных студентов и др.

Произведенный выше анализ состояния краудфандинга на современном этапе, а также его потенциальных преимуществ при использовании в самых различных сферах жизнедеятельности общества подводит к выводу о необходимости правового регулирования возникающих при этом отношений. Создание нормативно-правовой базы является одним из наиболее значимых факторов, влияющих на дальнейшее развитие альтернативных источников финансирования инновационных проектов. Специфика организационной природы инноваций, лежащих в основе технологии краудфандинга, позволяет законодательству выступать как в качестве катализатора такого развития, так и создавать определенные барьеры для участников правоотношений [5, с. 128].

Обратимся к международному опыту правового регулирования краудфандинговых отношений. В 2012 году в Соединенных Штатах Америки был принят закон, имеющий целью создание новых рабочих мест и стимулирование экономического роста за счет упрощения доступа для небольших бизнес-стартапов к публичным рынкам капитала - без проведения IPO (имеется в виду JOBS Act — Jumpstart Our Business Startups Act). Соответствующие правила были разработаны для каждой из сторон, задействованных в процессе краудфандинга: инициаторов сбора средств, собственно инвесторов, а также краудфандинговых платформ, выступающих посредником между ними и обеспечивающих их взаимодействие. Максимальный взнос по одному инвестору составляет 10 тысяч долларов. Было разрешено привлекать до 1 млн долларов онлайн в течение 12-месячного периода без регистрации в американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), осуществляющей надзор за соблюдением законодательства в данной сфере [1, с. 302].

Ожидалось, что в Соединенных Штатах Америки с 2013 года (после подписания Пре-

зидентом Обамой акта JOBS в апреле 2012 года) краудфандинговые платформы смогут на легальной основе предлагать данную форму краудфандинга неаккредитованным инвесторам, то есть физическим лицам. Однако комиссия по ценным бумагам и вкладам SEC (Securities and Exchange Comission) до сих пор не опубликовала директивы, разрешающие данный вид инвестирования. Без данного разрешения платформы не имеют права публично выводить список доступных для инвестирования проектов, который могут видеть только аккредитованные инвесторы. Безусловно, это сильно затрудняет привлечение краудфандинговых средств [6, с. 60].

На территории Европейского союза только Франция законодательно регулирует краудфандинг, начиная с октября 2014 года. Закон о краудфандинге устанавливает максимальный размер финансирования в размере 1 млн евро, классифицирует инвестиционные порталы и посреднические ресурсы на три категории: платформы для займов под проценты или без них (IFP); ресурсы по реализации акций (CIP); ресурсы по предоставлению инвестиционных услуг (PSI). При этом клиенты ресурсов по предоставлению инвестиционных услуг должны иметь определенный минимальный капитал [7, с. 42].

Стихийно возникающие отношения, не имеющие нормативного закрепления, заставили задуматься о их регламентации и Российскую Федерацию, в которой с 1 января 2020 года вступил в силу Закон РФ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», закрепляющий возможность получения инвестиций через инвестиционные интернет-платформы, в том числе краудфандинговые. В этом нормативном акте используются новые специфические термины, с содержанием которых еще предстоит разбираться субъектам регулируемых отношений. Под инвестиционными платформами в законе понимаются информационные системы в Интернете, которые используются для заключения договоров инвестирования с помощью информационных технологий. Закон позволяет привлекать средства через цифровые платформы тремя способами: через займы, через размещение небанковских ценных бумаг и через предложение утилитарных цифровых прав. Под утилитарными цифровыми правами понимаются права требования передачи вещи или интеллектуальных прав, а также права требования выполнения работ или оказания услуг, если эти права создаются и оборачиваются в информационной системе8.

8 https://www.cnews.ru/news/top/2019-08-07_v_rossii_prinyali_zakon_o_kraudfandinge. - Дата обращения -30.01.2020.

Дальнейшая правоприменительная практика выявит уровень адекватности урегулированных вышеназванным законом отношений, но уже сегодня можно утверждать, что в России сделан решительный шаг в сторону регламентации неконтролируемо развивающихся новых виртуальных отношений с вполне конкретным материальным наполнением.

Бурно растущий краудфандинговый бум как альтернативный небанковский метод привлечения средств, дошедший и до Республики Казахстан, требует от нашего государства срочных эффективных мер нормативного реагирования.

Отметим, что первые шаги сделаны. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года утверждена Государственная программа «Цифровой Казахстан». Во исполнение данного программного документа в октябре 2018 года Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан разработало проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования цифровых технологий», который в данный момент находится на рассмотрении в законодательном органе.

Целью принятия законопроекта является приведение в соответствие со стихийно сложившейся существующей практикой норм отдельных действующих законодательных актов Республики Казахстан, регламентирующих общественные отношения, связанные с применением и внедрением цифровых технологий (технология блокчейн, открытые данные, «Yellow Pages Rules», роботизация и беспилотный транспорт, биометрическая аутентификация, краудфандинг, большие данные, регулятивные песочницы, единая лицензионная политика, технология интернет-вещей, искусственный интеллект). В законопроекте указано, что краудфандинг представляет из себя интернет-площадку, позволяющую привлекать финансирование. В целях увеличения инвестиционной привлекательности Республики Казахстан, а также развития источников финансирования предпринимательских проектов, в том числе с возможностью привлечения инвестиций физических лиц, предлагается создать инвестиционные платформы по организации розничного финансирования (краудфандинг), с закреплением его видов, индивидуальное венчурное инвестирование (бизнес-ангелы)9.

В данном законопроекте четко прослежи-

вается следование проверенным зарубежным механизмам и альтернативным схемам финансирования, известным развитым государствам в течение более чем десяти лет.

Кроме того, 24 июня 2019 года Комитет МФЦА по регулированию финансовых услуг («AFSA»), финансовый регулятор Международного финансового центра Астана («МФЦА») при поддержке Европейского банка реконструкции и развития впервые в регионе разработал регулирование по вопросам инвестиционного и заемного краудфандинга. Этот шаг является примером реализации одного из ключевых направлений развития МФЦА, заключающемся в содействии развитию инноваций в финансовом секторе, разработке нормативно-правовой базы МФЦА в соответствии с новейшими направлениями отрасли и практиками лидирующих финансовых центров с соблюдением мер защиты инвесторов и целостности рынка.

Краудфандинг может стать полезной альтернативой для поддержки и финансирования стартапов, позволит малым, средним предприятиям посредством Интернет-платформы привлечь финансирование в виде мелких займов и инвестиций в уставной капитал от широкого круга инвесторов.

В целях защиты инвесторов и клиентов краудфандинговых платформ МФЦА предлагает гибкое и риск-ориентированное регулирование. Правила по инвестиционному и заемному краудфандингу включают в себя две новые регулируемые (рыночные) услуги:

- «Управление инвестиционной краудфан-динговой платформой» и «Управление заемной краудфандинговой платформой»;

- пруденциальные требования и правила ведения бизнеса операторами краудфандинговых платформ, включая ограничения относительно максимального размера привлекаемых средств, наличие систем контроля, раскрытие информации о рисках конфликта интересов, обязанности проведения проверки (due diligence) относительно предприятий, исполь-зующихсервисыкраудфандинговыхплатформ.

Управляющий директор по финансовым технологиям AFSA Давлетов А. отметил: «Краудфандинг малых и средних предприятий играет важную роль в достижении процветания, экономического роста и формирования новых рабочих мест. Таким образом, принятие регулирования по краудфандингу МФЦА знаменует собой еще один шаг к созданию динамичной предпринимательской экосистемы в регионе»10.

9 https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=1992299. - Дата обращения известным- 01.02.2020.

10 https://afsa.kz/ru/news/the-aifc-has-enacted-new-rules-for-investment-and-loanbased-crowdfunding. - Дата обращения -31.01.2020.

Одно из заявленных нами в данной статье направлений исследования связано с попыткой определения перспектив развития краудфандинга в Республике Казахстан, с связи с чем хотелось бы обратить внимание на данный аспект. В настоящее время в нашей стране имеются назревшие предпосылки для внедрения и активного использования краудфандинга. К сожалению, действующее законодательство не отражает существующих реалий и нуждается в прямом закреплении норм, регулирующих краудфандинговые отношения.

К числу важных задач, влияющих на тенденции развития краудфандинга, необходимо отнести адекватное, эффективное .правовое регулирование уже существующих краудфандинговых отношений. Перспективы развития краудфандинга в Республике Казахстан тесно связаны с необходимостью тщательного изучения и разумного заимствования зарубежной практики с учетом особенностей развития экономики и, в частности, гражданского оборота в нашем государстве. Успешному развитию краудфандинга в Казахстане может послужить использование более длительного опыта применения данного способа привлечения средств, накопленного США, Канадой, Францией, Китаем, Россией и другими государствами. Дальнейшие внутренние перспективы развития краудфандинговых отношений будут зависеть от способности государственных органов и самих бизнес-структур, иных субъектов права к обеспечению условий для превращения краудфандинга в норму эконо-

мических, в том числе предпринимательских отношений, что будет объективно способствовать позитивным изменениям в экономике и правовом регулировании.

На наш взгляд, краудфандинговые отношения обладают особой спецификой и не во всех случаях могут быть эффективно урегулированы в рамках вышеупомянутого проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования цифровых технологий». В связи с этим, считаем необходимым последовать примеру государств, принявших отдельные законы, направленные на непосредственное регулирование краудфандинговых отношений, и в ближайшем будущем разработать законопроект «О краудфандин-ге». При этом, с целью достижения высокой адаптивности имеющегося в данной сфере опыта других государств к нашим внутренним условиям, предлагаем сохранить устоявшийся в международной практике терминологический аппарат и механизм регулирования краудфандинговых отношений.

В ограниченных рамках статьи не представляется возможным раскрытие всей многообразной специфики краудфандинга и перспектив его развития, однако, в качестве общего вывода можно говорить о высокой положительной динамике и тенденциях в данной области, большом потенциале крауд-фандинга, который следует целенаправленно использовать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мотовилов О.В. Феномен краудфандинга: исследование особенностей. - Вестник СПб-ГУ. - Экономика. 2018. - Т. 34. - Вып. 2. - с. 298-316.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Попова И. В., Безвесельная А. С. Использование краудфандинговых платформ в России и за рубежом. // Молодой исследователь Дона. - № 6 (9). 2017. - С.182-189.

3. Матасов М.С., Порезанова Е.В. Краудфандинг как инструмент привлечения инвестиций в стартап. - Вестник науки и образования. - № 11(65). часть 2. - 2019. - С.46-48.

4. Клещёва С.А. Краудфинансирование как инструмент инвестирования инновационного предпринимательства. - ¡ззп 2078-5410. - Экономика и банки. - 2017. - № 2- С.40-46.

5. Маслова Т.Е., Проваленова Н.В., Удалов О.Ф. Международный краудфандинг как способ развития инвестирования проектной деятельности в РФ. - Вестник НГИЭИ. - 2019. - № 5 (96). - С.119-135.

6. Санин М.К. История развития краудфандинга. Классификация видов. Анализ перспектив развития и преимуществ. - Научный журнал НИУ ИТМО. - Серия «Экономика и экологический менеджмент». - № 4, 2015. - С.57-63.

7. Ахмадиева М.С., Чернышова М.В. Краудфинансы, состояние и перспективы развития на современном этапе. - Международный научный журнал «Символ науки». - № 04-1/2017. -issn 2410-700х. - С.36-44.

REFERENCES

1. Motovilov O.V. Fenomen kraudfandinga: issledovanie osobennostej. - Vestnik SPbGU. -Jekonomika. 2018. - T. 34. - Vyp. 2. - s. 298-316.

2. Popova I. V., Bezvesel'naja A. S. Ispol'zovanie kraudfandingovyh platform v Rossii i za rubezhom. // Molodoj issledovatel 'Dona. - № 6 (9). 2017. - S.182-189.

3. Matasov M.S., Porezanova E.V. Kraudfanding kak instrument privlechenija investicij v startap. - Vestnik nauki i obrazovanija. - № 11(65). chast ' 2. - 2019. - S.46-48.

4. Kleshhjova S.A. Kraudfinansirovanie kak instrument investirovanija innovacionnogo predprinimatel 'stva. - issn 2078-5410. - Jekonomika i banki. - 2017. - № 2- S.40-46.

5. Maslova T.E., Provalenova N.V., Udalov O.F. Mezhdunarodnyj kraudfanding kak sposob razvitija investirovanijaproektnoj dejatel'nosti v RF. - VestnikNGIJel. - 2019. - № 5 (96). - S.119-135.

6. Sanin M.K. Istorija razvitija kraudfandinga. Klassifikacija vidov. Analizperspektiv razvitija i preimushhestv. - Nauchnyj zhurnal NIUITMO. - Serija «Jekonomika i jekologicheskij menedzhment». - № 4, 2015. - S.57-63.

7. Ahmadieva M.S., Chernyshova M.V. Kraudfinansy, sostojanie i perspektivy razvitija na sovremennom jetape. - Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal «Simvol nauki». - № 04-1/2017. - issn 2410-700h. - S.36-44.

y^K 347.7

THE CONTENT AND ESSENCE OF TAX PROCEDURES IN THE FIELD OF ADMINISTRATIVE JUSTICE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Adam, Murat Adamuly

Barrister of Almaty city Bar association, Master of juridical science, PhD program student of Humanitarian and Law faculty of the Turan University, Department of Jurisprudence and International Law, Almaty city, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]

Sarina, Salima Abdykadyrovna

Candidate of juridical science (PhD), associate Professorof Humanitarian and Law faculty of the Turan University, Department of Jurisprudence and International Law, Almaty city, Republic of Kazakhstan; e-mail: sarina [email protected]

Keywords: Administrative justice; justice; procedure; enforcement; taxes; income; process; taxpayer; trial; declaration.

Abstract. Considering in this article matters about tax procedure, pursued the goal of opening up this concept not only as an adopted rule of law any legal action taken by a tax authority in accordance with the tax legislation, but its wide understanding of law with other theoretical points of view. At the same time tax procedure is described in comparison with the legal concept of administrative procedure, a notion that in contrast to the concept of tax procedures considered in the Law of the Republic of Kazakhstan «On administrative procedures». Disclosure and study two notions of the tax procedure and administrative procedure have similarities in the authority of these procedures, which is always a public authority, but there are significant differences between the subject and the scope of their application, therefore they cannot be identified in the sphere of public law relations. For the purposes of which is used the comparative method theoretical research by comparing the provisions of the current tax law, the draft of the administrative procedural and trial Code and the opinions of legal scholars. The study subject of thisarticle is interesting because previously it has not been the subject of research among scientists in the field of financial and tax law respectively. Therefore, the application of it has a practical significance not only for the theory of tax law, but for the practical side of tax and administrative law. In this connection, the proposed measures of improvement of tax and administrative legislation of Kazakhstan on the draft Administrative procedural and trial Code of Kazakhstan, are studied in this article issues, contribute to legal settlement with gaps in the legislation that have the potential to occur in the pre-trial administrative law enforcement practice in the application of the provisions of the Administrative procedural and trial Code of the Republic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.