Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ'

СПЕЦИФИКА КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / STATE CONTROL / TARGET PROGRAMS / EXECUTIVE BODIES OF STATE POWER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова О.И., Батарчук Д.С.

В статье представлена специфика контроля как функции исполнительных органов государственной власти. Рассмотрена роль контроля за реализацией целевых программ в исполнительных органах государственной власти. Определяется взаимосвязь организации контроля и качества реализации целевых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF MONITORING IMPLEMENTATION OF TARGETED PROGRAMS IN THE EXECUTIVE BODIES OF STATE POWER

The specifics of control as a function of Executive bodies of state power presents in the article. The role of control over the implementation of target programs in the Executive bodies of state power is considered. The interrelation of the organization of control and quality of implementation of target programs is defined.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

УДК 351

Степанова О.И. студент 4 курса кафедра государственного, муниципального управления и управления персоналом БатарчукД.С., к.пед.н.

доцент

Брянский филиал РАНХиГС Россия, г. Брянск

СПЕЦИФИКА КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация: В статье представлена специфика контроля как функции исполнительных органов государственной власти. Рассмотрена роль контроля за реализацией целевых программ в исполнительных органах государственной власти. Определяется взаимосвязь организации контроля и качества реализации целевых программ.

Ключевые слова: государственный контроль, целевые программы, исполнительные органы государственной власти.

Stepanova O.I., 4 th year student, Department of State, Municipal

Management and Personnel Management Batarchuk D.S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

The Bryansk Branch of RANEPA, Russia, Bryansk THE SPECIFICS OF MONITORING IMPLEMENTATION OF TARGETED PROGRAMS IN THE EXECUTIVE BODIES OF STATE

POWER

Annotation: The specifics of control as a function of Executive bodies of state power presents in the article. The role of control over the implementation of target programs in the Executive bodies of state power is considered. The interrelation of the organization of control and quality of implementation of target programs is defined.

Key words: state control, target programs, executive bodies of state power.

На современном этапе развития Российской Федерации, в контексте реализации государственной политики, одним из важных средств, оказывающим воздействие на социально-экономическое развитие, выступают целевые программы. Целевые программы должны быть ориентированы на решение системных проблем через реализацию крупномасштабных, наиболее значимых для страны проектов. Такие проекты должны входить в компетенцию федеральных органов исполнительной власти.

По утверждению А.В. Пикулина, в рамках конкретной целевой программы речь может идти о подпрограммах, которые в свою очередь направлены на решение адресных задач. Осуществляется такое деление

целевой программы на основе учета ее масштаба и сложности задач, а также исходя из необходимости рационализации организационного процесса их решения [1].

Контроль составляет необходимую и существенную часть государственного муниципального управления. Основу для совершенствования контрольных механизмов создает государство. Через проведение мероприятий ориентированных на поддержание эффективной системы контроля и регулирования, государство обеспечивает продуктивность реализации целевых программ. Важно осознавать, что государственный контроль является обязательной составляющей жизнеспособности страны. Гарантиями стабильности и прогресса общества становится принципиальное осуществление государством контрольной функции, что поддерживает дисциплину и является одним из важнейших средств обеспечения законности. Согласно В.Б. Зотову, контроль в исполнительных органах государственной власти определяется как организованные мероприятия, направленные на проверку соответствия качественных и количественных характеристик объектов и процессов на основе установленных требований [2].

Контроль, основанный на принципах плановости, законности и достоверности информации, направлен на организацию соблюдения государственных, муниципальных стандартов и норм при целевом использовании финансовых средств и государственного имущества. В этой связи все более актуализируется роль эффективности контроля.

Настоятельная потребность организации контроля в исполнительных органах государственной власти связана с неопределенностью, присущей любому управленческому решению. Между планируемым и реальным развитием ситуации всегда наблюдается временной разрыв, способный вызвать отклонения от плана. Суть контроля заключается в получении информации о фактическом состоянии объекта контроля и его соответствии с ожидаемыми объективными результатами, критериями.

Благодаря контролю могут быть выявлены недостатки, как механизмов реализуемых решений, так и самих решений. Поскольку, разработка, принятие и реализация управленческого решения должна быть осуществлена на принципах реальности, научности и обоснованности, важно на каждом этапе осуществлять контроль на основе конкретных показателей эффективности.

В этой связи, полученные в результате контроля выводы, могут стать основанием для руководителей исполнительных органов государственной власти и мотиватором для корректирования принятых ранее планов и решений. Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Следует отметить, что на начальной стадии (создание целевой программы) необходимо проводить специальное исследование в контексте следующих принципиально важных вопросов: роль целевой программы в решении конкретной проблемы; эффективность и рациональность механизма реализации программы; формализация мероприятий для осуществления эффективной контрольной деятельности на основе достаточности индикаторов соответствия. Положительный результат разрешения данных вопросов способствует осуществлению концептуальной работы направленной на построение целевой программы. Важно на стадии разработки и утверждения целевой программы формировать сбалансированную систему соответствующих показателей, благодаря которой становится возможным получить исчерпывающую информацию. Это в свою очередь также отражается на имидже государственных гражданских служащих [3].

Сегодня актуальной является задача оценки достигнутых результатов, определение приоритетов развития и путей их воплощения в жизнь, концентрации ресурсов на направлениях, дающих оптимальный результат. На основании выводов таких исследователей как К.В. Кичик, Е.А. Минаева, Н.И. Миронова, А.В. Пикулин, В.А. Туманов, В.В. Черепанов, в России и за рубежом на основе целевых программ составляются бюджеты публично -правовых образований. Они представляют механизм реализации долгосрочной финансовой политики. Такой механизм позволяет целенаправленно воздействовать на социально-экономические процессы. Важно также чтобы расходы бюджета коррелировали с целями, затратами и результатами. Это позволит осуществлять эффективное управление расходами бюджета и производить своевременный контроль, учитывая современные условия бюджетных ограничений. Следует также обращать внимание при проведении контрольных мероприятий на приоритетность расходов и макроэкономическую ситуацию.

Проведенный исследователем А.Ф. Ноздрачевым анализ механизма контроля финансовых расходов, показывает, что остаются значимыми проблемы и недостатки, связанные с методологической и организационно -правовой составляющей [4]. Итак, выявлено, что требуют решения следующие проблемы: совершенствование разработки методологии государственного контроля за реализацией целевых программ; качество организации контроля в исполнительных органах государственной власти; инструментарий оценки эффективности контроля за реализацией целевых программ; проблемы координации действий внешнего и внутреннего контроля; вопросы ответственности и др.

Таким образом, целевые программы ориентированы на решение стратегически важных, крупномасштабных задач. Целевые программы дают возможность воплощать в жизнь государственные решения, создают условия для улучшения жизни общества, решают жизненно необходимые задачи. Именно поэтому повышается значимость контроля за реализацией целевых

программ в исполнительных органах государственной власти. На каждом этапе реализации целевых программ необходима четкая научно-обоснованная организация контроля, что является важным условием экономического и социального развития страны.

Использованные источники:

1. Пикулин А.В. Система государственного управления. - М., 2015. - 639 с.

2. Зотов В.Б., Голованов В.И. Система муниципального управления. - М., 2018. - 166 с.

3. Токарева Е.М., Батарчук Д.С. Роль имиджа государственных гражданских служащих // Экономика и социум. - 2017. - № 12 (43). - С. 1638-1640.

4. Хабибуллин Т.Р. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 1367-1371.

УДК 351

Степанова О.И. студент 4 курса кафедра государственного, муниципального управления и управления персоналом Батарчук Д.С., к.пед.н.

доцент

Брянский филиал РАНХиГС Россия, г. Брянск ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ

ПРОДУКЦИИ

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы государственной политики в сфере контроля производства и оборота спиртосодержащей продукции. Обобщаются основные инструменты осуществления государственной политики, среди которых основное место занимает законодательство Российской Федерации.

Ключевые слова: государственная политика, контроль, спиртосодержащая продукция, органы государственной власти.

Stepanova O.I., 4 th year student, Department of State, Municipal

Management and Personnel Management Batarchuk D.S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

The Bryansk Branch of RANEPA, Russia, Bryansk THE SPECIFICS OF MONITORING IMPLEMENTATION OF TARGETED PROGRAMS IN THE EXECUTIVE BODIES OF STATE

POWER

Annotation: The topical issues of state policy in the field of control of production and turnover of alcohol-containing products deals with in the article. The main instruments of implementation of the state policy, among which the main place is occupied by the legislation of the Russian Federation, are summarized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.