Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ФАНТАСТИЧЕСКОГО МИРА В РОМАНЕ И.А. ЕФРЕМОВА «ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ»'

СПЕЦИФИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ФАНТАСТИЧЕСКОГО МИРА В РОМАНЕ И.А. ЕФРЕМОВА «ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
624
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И. ЕФРЕМОВ / ПЕРСОНАЖ / НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР / ХРОНОТОП / I. EFREMOV / PERSONAGE / SCIENCE FICTION / ARTISTIC WORLD / CHRONOTOPE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Осьмухина О.Ю., Майорова Д.А.

В статье анализируются способы и приемы создания фантастического мира в романе И. Ефремова «Туманность Андромеды». Сочетание художественного и научного мышления, научной и социальной проблематики делает текст многоплановым, репрезентующим принципиально новый для отечественной литературы середины ХХ в. фантастический мир. В связи с этим нашего исследования объясняется необходимостью осмысления принципов создания фантастического мира в романе И. Ефремова. Цель настоящей статьи - изучить специфику построения фантастического мира в романе И. Ефремова «Туманность Андромеды». Цель определила ключевые задачи: проанализировать хронотоп романа; определить принципы конструирования фантастического мира; исследовать его персонажную систему. Установлено, что опорой в создании фантастического мира являются фантастические допущения. Хронотоп в романе определяет отношение к реальной действительности: события разворачиваются в будущем на Земле, в космосе и на планете Железной звезды. Принцип аналогии в построении фантастического мира выразился в использовании «фоновых знаний», аллюзий и реминисценций. Герои являются типичными представителями утопического мира будущего, свободными от недостатков, духовно и физически совершенными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGINALITY OF FANTASTIC WORLD DEVELOPMENT IN I. YEFREMOV’S NOVEL “ANDROMEDA NEBULA”

The article analyzes the methods and techniques of creating a fantasy world in the novel by I. Efremov "The Andromeda Nebula". The combination of artistic and scientific thinking, scientific and social issues makes the text multifaceted, representing a fundamentally new one for Russian literature of the middle of the twentieth century. fantasy world. In this regard, our research is explained by the need to understand the principles of creating a fantastic world in the novel by I. Efremov. The purpose of this article is to study the specifics of building a fantasy world in the novel by I. Efremov "The Andromeda Nebula". The goal identified the key tasks: to analyze the chronotope of the novel; determine the principles of constructing a fantasy world; explore his character system. It has been established that fantastic assumptions are the mainstay in the creation of a fantasy world. The chronotope in the novel determines the attitude to reality: events unfold in the future on Earth, in space and on the planet of the Iron Star. The principle of analogy in the construction of a fantastic world was expressed in the use of "background knowledge", allusions and reminiscences. The heroes are typical representatives of the utopian world of the future, free from flaws, spiritually and physically perfect.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ФАНТАСТИЧЕСКОГО МИРА В РОМАНЕ И.А. ЕФРЕМОВА «ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ»»

УДК: 801.73

ББК: Ш30

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_1_29

Осьмухина О.Ю., Майорова Д.А.

СПЕЦИФИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ФАНТАСТИЧЕСКОГО МИРА В РОМАНЕ И.А. ЕФРЕМОВА «ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ»

Osmukhina O. Yu., Majorova D.A.

ORIGINALITY OF FANTASTIC WORLD DEVELOPMENT IN I. YEFREMOV'S NOVEL "ANDROMEDA NEBULA"

Ключевые слова: И. Ефремов, персонаж, научная фантастика, художественный мир, хронотоп.

Key words: I. Efremov, personage, science fiction, artistic world, chronotope.

Аннотация: в статье анализируются способы и приемы создания фантастического мира в романе И. Ефремова «Туманность Андромеды». Сочетание художественного и научного мышления, научной и социальной проблематики делает текст многоплановым, ре-презентующим принципиально новый для отечественной литературы середины ХХ в. фантастический мир. В связи с этим нашего исследования объясняется необходимостью осмысления принципов создания фантастического мира в романе И. Ефремова. Цель настоящей статьи - изучить специфику построения фантастического мира в романе И. Ефремова «Туманность Андромеды». Цель определила ключевые задачи: проанализировать хронотоп романа; определить принципы конструирования фантастического мира; исследовать его персонажную систему. Установлено, что опорой в создании фантастического мира являются фантастические допущения. Хронотоп в романе определяет отношение к реальной действительности: события разворачиваются в будущем на Земле, в космосе и на планете Железной звезды. Принцип аналогии в построении фантастического мира выразился в использовании «фоновых знаний», аллюзий и реминисценций. Герои являются типичными представителями утопического мира будущего, свободными от недостатков, духовно и физически совершенными.

Abstract: the article analyzes the methods and techniques of creating a fantasy world in the novel by I. Efremov "The Andromeda Nebula". The combination of artistic and scientific thinking, scientific and social issues makes the text multifaceted, representing a fundamentally new one for Russian literature of the middle of the twentieth century. fantasy world. In this regard, our research is explained by the need to understand the principles of creating a fantastic world in the novel by I. Efremov. The purpose of this article is to study the specifics of building a fantasy world in the novel by I. Efremov "The Andromeda Nebula". The goal identified the key tasks: to analyze the chronotope of the novel; determine the principles of constructing a fantasy world; explore his character system. It has been established that fantastic assumptions are the mainstay in the creation of a fantasy world. The chronotope in the novel determines the attitude to reality: events unfold in the future on Earth, in space and on the planet of the Iron Star. The principle of analogy in the construction of a fantastic world was expressed in the use of "background knowledge", allusions and reminiscences. The heroes are typical representatives of the utopian world of the future, free from flaws, spiritually and physically perfect.

Введение

Имя И. Ефремова в особом представлении не нуждается, ибо прозаик занимает важное место в истории отечественной фантастики, наряду с А. Беляевым, В. Обруче-

вым, бр. Стругацкими и т.д., творчество его является важной вехой в формировании научно-фантастического романа и, как справедливо указывает Б. Межуев, шире -«современного «нео-, пара- и крипто-

марксизма»1. При этом отметим, что если читательская популярность сопутствовала прозаику, то с интересом исследовательским ему повезло гораздо меньше коллег по литературному цеху (к примеру, того же А. Беляева). Так, в 1940-70-х гг. произведения Ефремова издавались и обсуждались, однако, если сам писатель изображал в своих научно-фантастических произведениях будущее коммунистическое, то критика, напротив, видела в его романах-предупреждениях «клевету» на советскую действительность, а потому добивалась запрещения наиболее, с идеологической точки зрения, «вредных» текстов (к примеру, «Часа Быка»). Парадоксально, но и в последние десятилетия изучение его творчества вновь остается если не вне, то явно на периферии исследовательского интереса, за исключением нескольких работ2.

Тем не менее, и рассказы И. Ефремова, и его романы, благодаря пророчески изображенному в них недалекому «будущему», технократическому, лишенному гуманистических ориентиров и планомерно движущемуся к нравственной и экологической катастрофе, не теряют актуальности и сегодня. Более того, весьма примечательна в них структура художественных миров, совершенно особое соотношение времени и пространства, что и становится объектом нашего исследования.

Теоретической базой статьи стали работы, посвященные изучению различных аспектов творчества И. Ефремова и развитию научно-фантастической традиции . Ме-

1 Межуев Б. Тайна «Мира Полдня» [Электронный ресурс]. URL: http://gefter.ru/archive/6893 (дата обращения 23.01.2021).

2 См.: Агапитова Е.К. Фантастический мир И.А. Ефремова: проблематика и поэтика: дисс. ... к. филол. н. Петрозаводск, 2017; Медведев Ю.М. Свет над озером мрака (К 20-летию романа «Час Быка») // В мире фантастики: сб. литературно-критических статей и очерков. М.: Молодая гвардия, 1989. С. 101112; Осьмухина О.Ю., Майорова Д.А. Специфика конструирования фантастического мира в романе И. Ефремова "Час Быка" // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2020. №1. С. 31-36; Раевич В.А. Перекресток утопий. Судьбы фантастики на фоне судеб страны. М.: Ин-т востоковедения РАН, 1998.

3 См.: Амнуэль П. Научная фантастика и фантастическая наука. [Электронный ресурс]. URL:

тодами исследования явились сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, культурно-исторический, а также метод целостного анализа художественного произведения. Практическая значимость статьи состоит в том, что её результаты, материалы и общие выводы могут быть использованы в вузовских курсах истории и теории отечественной литературы, курсах по выбору и факультативных курсах, по-свящённых углублённому изучению русской литературы ХХ в., традиции становления и развития отечественной научной фантастики; при написании соответствующих глав учебников и учебных пособий.

«Туманность Андромеды» в рецепции литературоведов и критиков

Общеизвестно, что в конце 1950-х гг., в период «оттепели», СССР делает стремительные шаги в освоении космоса: были запущены первый искусственный спутник Земли, первый биологический искусственный спутник, программа «Луна-1». Соотне-

https://www.litmir.me/br (дата обращения: 04.01.2021); Брандис Е., Дмитриевский В. Мир будущего в научной фантастике. М.: Знание, 1965; Бритиков А.Ф. Отечественная научно-фантастическая литература (1917-1991 годы). Кн. 1. Фантастика - особый род искусства. СПб.: ТЦ «Борей-арт», 2005; Бритиков А.Ф. Русский советский научно-фантастический роман. М.: Наука, 1970: Бугров В.1000 ликов мечты. О фантастике всерьез и с улыбкой. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1988; Гаков В. Четыре путешествия на машине времени (Научная фантастика и ее предвидения). М.: Знание, 1983; Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика?. М.: Худож. лит., 1974; Лем С. Фантастика и футурология. М.: АСТ: Хранитель, 2007; Медведев Ю.М. Свет над озером мрака (К 20-летию романа «Час Быка») // В мире фантастики: сб. литературно-критических статей и очерков. М.: Молодая гвардия, 1989. С. 101-112; Олсон Э.К. Иван Ефремов: другая сторона медали // The Other Side of the Medal. Los Angeles, 1990. С. 147-160; Осьмухина О.Ю., Майорова Д.А. Специфика конструирования фантастического мира в романе И. Ефремова "Час Быка" // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2020. №1. С. 31-36; Раевич В. А. Перекресток утопий. Судьбы фантастики на фоне судеб страны. М.: Ин-т востоковедения РАН, 1998; Тодоров Цв. Введение в фантастическую литературу: перевод с франц. Б. Нарумова. М.: РФО: Дом интеллектуальной книги, 1997; Чернышева Т.А. Природа фантастики [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru /books/chernisheva_t/priroda_fan tastiki/read/ (дата обращения: 14.01.2021).

сенность романа И.А. Ефремова «Туманность Андромеды» с эпохой активного освоения космоса принципиально важны не только для автора (роман, как известно, имел небывалый успех у читательской аудитории), так и для восприятия произведения, появление которого во многом обусловило эти события. Условно говоря, И. Ефремов во время работы над «Туманностью Андромеды» несколько раз приближал Эру Великого Кольца к современности, поскольку его предсказания парадоксальным образом воплощались в реальности.

Примечательно, что, несмотря на шумный читательский успех, оценки романа литературоведами и литературными критиками были далеко не однозначными. Ряд ученых отмечали, что Ефремов в «Туманности Андромеды» сумел создать научно-фантастический роман, перебрасывающий читателя на много веков вперед, в то время как в советской литературе в тот период господствовала фантастика «ближнего прицела». Указывалось на спор Ефремова с западной научной фантастикой, изображавшей в увеличенном масштабе, перенесенном в космос, мир капиталистических отношений. Будущее в ней не представлено оптимистично, а «роман Ефремова пронизан историческим оптимизмом, верой в про-гресс»1. Разумеется, влияние на прочтение романа оказала идеология: рядом критиков картины коммунистического общества трактовались отрицательно, они полагали, что роман идет вразрез с официальной идеологией государства. Статья П. Воеводина, А. Зворыкина, Л. Майстрова, Б. Ржо-ницкого «"Туманность Андромеды" или бедуин перед верблюдом»2 открыла полемику с «Литературной газетой». Отметим весьма примечательную деталь: авторами статьи являлись доктор экономических наук, кандидат философских и физико-математических наук, кандидат технических наук, то есть, по сути, непосредственно не связанные с литературой. Роман осмыс-

ливался ими с идеологической точки зрения, был назван вредным для подрастающего поколения, более того, в статье было выражено яркое несогласие с тем, что «Туманность Андромеды» завоевала первую премию в конкурсе на лучшую книгу по науке и технике для детей школьного возраста. О художественной же стороне произведения сказано практически не было: авторы статьи критиковали разработанную Ефремовым концепцию будущего, начиная от государственного устройства, которое, по их мнению, не продолжат линию политики СССР, заканчивая вопросами образования и воспитания: «Не вдаваясь в оценку художественной стороны, мы не можем согласиться с его научными положениями, общей социальной направленностью»3. «Главным пороком» романа названо забвение истории: в частности, Ефремов не упоминает революции, героев пятилеток, семилеток, что, разумеется, шло вразрез с ключевыми требованиями господствующего соцреалистиче-ского канона. Анонимный литератор в статье «Где же верблюд?»4 в «Литературной газете» возражал мнению читателя А. Антонова, которое подкрепляло публикацию В. Воеводина и его соавторов, и отстаивал право И. Ефремова на безграничность фантазии.

В статье «Критический туман вокруг "Туманности Андромеды"»5 приводится письмо в редакцию «Литературной газеты» В. Амбарцумяна. Его автор защищает писателя, хотя и допускает «конструктивную критику», указывая на художественные «недостатки» романа: обилие терминов, зачастую придуманных самим автором, не всегда оправданное их употребление, напыщенность языка, неискусные сцены. В. Амбарцумян, кроме того, высказывал сомнение по поводу некоторых теорий (возможность целенаправленного изменение климата, иная трактовка красного смещения), но при этом полемизировал со статьей П. Воеводина и его соавторов, подчеркивая, что история человечества в романе И. Еф-

Критический туман вокруг «Туманности Андромеды» // Литературная газета. 1959, янв. С. 2.

2 Воеводин П., Зворыкин А., Майстров Л., Ржоницкий Б. «Туманность Андромеды» или бедуин перед верблюдом // Промышленно-экономическая газета. 1959, июнь. № 84 (539). С. 7.

Там же.

4 Где же верблюд? // Литературная газета. 1959, июль. С. 3.

5 Критический туман вокруг «Туманности Андромеды» // Литературная газета. 1959, янв. С. 2.

ремова не предана забвению, а проявляется в деталях, которые не всегда лежат на поверхности. Отметим дополнительный исто-рико литературный штрих: главный редактор Гослитиздата А.И. Пузиков в переписке с Ефремовым1, со свойственным профессиональному редактору чутьем, предлагал прозаику задержать публикацию романа, исправить ряд пассажей, переработать отдельные фрагменты, однако, И. Ефремов не счел нужным сделать это, поскольку не рассматривал свое произведение как нечто программное, но подчеркивал, что это лишь «первая веха» на пути следующих поколений писателей-фантастов.

В советское время роман часто анализировался с точки зрения его идейной составляющей. Однако появлялись и, к примеру, исследования языковой стороны текста. Так, Л. Успенский в статье «Приключения языка: О языке приключенческой и научно-фантастической литературы» рассматривает языковой план «Туманности Андромеды», зависимость языка от жанра (в данном случае - научно-фантастический роман), выявляет взаимодействие языка и стиля, делая весьма неоднозначный вывод: «Это не должно и не может быть языком нашей научно-фантастической литературы» . В 1960-80-х гг. к исследованию «Туманности Андромеду» обращались А.Ф. Бритиков3, Л. Геллер4, Л.И. Дюгаева5, характеризуя сюжетно-композиционные и жанровые особенности романа. Новый период в его изучении начинается в конце 1990-х гг. Так, Е.К. Агапитова исследует фантастический мир «Туманности Андро-

1 Михайлова Л.Г. Далеко ли до Эры Великого Кольца? [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/nauka/2017-04-12/15_6972_ androm-eda.html. (дата обращения: 08.01.2021).

2 Успенский Л. Приключения языка. О языке приключенческой и научно-фантастической литературы // Звезда. 1958. № 9. С. 243.

3 Бритиков А.Ф. Русский советский научно-фантастический роман. М.: Наука, 1970.

4 Геллер Е. Вселенная за пределом догмы. London: Overseas publ. interchange, 1985.

5 Дюгаева Л.И. Проблема связи времен в

художественном творчестве И.А. Ефремова: дисс. ...

к. филол. н. М., 1983.

меды» , Е.А. Мыхникова осмысливает специфику авторского художественного мето-да7, Д.М. Володихин рассматривает роман в контексте утопического дискурса .

Жанровое своеобразие «Туманности Андромеды»

Безусловно, «Туманность Андромеды» не просто роман научно-фантастический, это - роман-утопия. Ему присущи основные

9

признаки этого жанра : сознательное конструирование автором идеала, всеохват-ность изображения действительности, частично изображение будущего носит описательный характер (например, это можно наблюдать в диалогах и монологах героев, сам автор описывает устройство мира). Отметим, кроме того, что роману присущи и признаки антиутопии, к примеру, ориентация на достижение идеала или его констатация. Герои «Туманности Андромеды» утверждают, что человечество добилось многого, однако оно не собирается останавливаться, потому что ему есть к чему стремиться (например, к новым научным открытиям). Таким образом, в романе Ефремова есть место развитию общества, и, хотя здесь это не проявляется отчетливо, в следующих произведениях цикла можно увидеть эволюцию в сфере технологий. В плане общественных отношений идеал почти достигнут (герои всегда сравнивают с далеким прошлым), за редким исключением. Но в романе есть и остров Забвения, куда ссылают преступников, «быков», таких как Бет Лон. Коллективизм является одной из ценностей человечества. Это проявляется, например, в системе голосования в главе «Совет Звездоплавания», когда важные решения принимаются всеми. Индивидуальные и коллективные ценности тоже совпадают. Так, Мвен Мас стремится провести запрещенный

Агапитова Е.К. Фантастический мир И.А. Ефремова: проблематика и поэтика: дисс. ... к. филол. н. Петрозаводск, 2017.

7 Мызникова Е.А. Научно-философский эволюционизм как основа художественного метода И. Ефремова // Литература в диалоге. 2014. № 4. С. 39-50.

8 Володихин Д.М. Русская утопия от Ефремова до Хаецкой // Москва. 2009. № 11. С. 182 - 189.

9 Файзрахманова А.А. Типология жанра литературной утопии // Вестник ЧелГУ. 2010. №13. С. 136-145.

опыт не только из-за своего стремления скорее увидеть новые миры, но и для того, чтобы подарить свое открытие человечеству. В этой и в следующих частях цикла о Великом Кольце строение общества относительно стабильно. В романе есть жесткие регуляторы поведения, прежде всего, моральные (Мвен Мас сам себя осуждает на изгнание на остров Забвения) и общественные (органы управления могут разбирать сложные дела. Но в этой утопии нет такого признака, как высшая оценка организации собственного бытия (относительно прошлого герои оценивают свою жизнь высоко, но понимают, что есть к чему стремиться), в этой утопии есть внутренние конфликты героев (у Мвена Маса и Эрга Ноора), что также не свойственно произведениям этого жанра. По Ефремову, настоящими людьми являются именно те персонажи, которые полны сил для новых свершений. Практически все герои попадают под эту схему, поэтому можно говорить об относительно упрощенном изображении человека. Пространство романа не замкнуто: Земля связана с другими мирами Великим Кольцом, люди готовы перенимать опыт иных цивилизаций, они открыты новым знаниям.

В «Туманности Андромеды» присутствуют и весьма полемические моменты. Например, коллективное воспитание детей. Уже в младенческом возрасте детей забирают у матери. Автор объясняет свою позицию в монологе Веды: «Понимание, что только коллективное воспитание детей специально отобранными и обученными людьми может создать человека нашего общества. Каждая мать знает, что весь мир ласков к её ребёнку»1. И. Ефремов связывает свою позицию с тем, что в недалеком будущем женщина не будет вести ограниченную жизнь. С Ведой Конг не соглашается Низа Крит. Веда в одном из диалогов упоминает, что на Земле есть остров матерей (Ява), туда отправляются матери, которые не хотят отдавать своих детей. Сходный мотив есть, кстати, в антиутопии Е. Замятина «Мы»: в Едином государстве дети тоже воспитываются не родителями, но обществом, не яв-

ляются «частной собственностью». 0-90 уходит в лес, чтобы сохранить ребенка и воспитать его самой, равно как и в «Туманности Андромеды» Низа Крит отправляется в долгую экспедицию на Ахенар вместе с Эргом Ноором, где она сможет воспитывать детей самостоятельно. Очевидно, таким образом, что в романе обнаруживаются общие для утопий и антиутопий типологический свойства, но прозаик дает описываемому в «Туманности Андромеды» положительную

оценку2.

Если говорить о типе утопии, то согласно классификации Э.Я. Баталова, это технократическая социалистическая утопия . В романе уделяется внимание развитию науки и техники, рациональному мышлению. Фактически утопия Ефремова - это его видение будущего мира, в котором победил социализм. По классификации Ф. Аинса4, текст относится к утопиям-реконструкциям, в которых предпринимается попытка «заложить фундамент настоящей действительности для последующего благополучного разрешения трудностей и конфликтов»5.

Опорой в построении фантастического утопического мира для писателя служат фантастические допущения. Во-первых, действие перенесено в будущее. Во-вторых, в романе описываются научные открытия технологии, которыми будет обладать человечество в новой эпохе. Среди наук будущего Ефремов упоминает «биполярную математику», основанную «на диалектической логике с двусторонним анализом и решени-ем»6. Физика тоже сделала шаг вперед. Например, опыты Кам Амата помогли найти связь с внеземными цивилизациями и

1 Ефремов И.А. Туманность Андромеды. М.: Эксмо, 2014. С. 156.

Дыдров А.А. Идентичные признаки обществ утопии и антиутопии на материале утопических и

антиутопических литературных произведений // Вестник ЧГАКИ. 2010. №3 (23). С. 69.

3 Баталов Э.Я. В мире утопии. М.: Изд-во политической литературы, 1989. 320 с.

4 Аинс Ф. Реконструкция утопии. М.: Наследие, 1999.

5 Сокотун Ю. Типология утопий: поиск оснований. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2011. №3-4. С. 128.

6 Ефремов И.А. Туманность Андромеды. М.: Эксмо, 2014. С. 98.

присоединиться к Великому Кольцу. Кульминацией одной из сюжетных линий можно считать Тибетский опыт Мвена Маса, с помощью которого было открыто нуль-пространство. Эта теория впоследствии позволила кораблям путешествовать в любую точку Вселенной за короткий промежуток времени. Биологические технологии Земли будущего продлили жизнь человека («С эры Общего Труда мы стали жить до ста семидесяти лет, а теперь выясняется, что и триста - не предел»1), позволили в достаточном количестве производить продукты питания, любые гормоны и витамины делаются из каменного угля. Людьми осваивается космос, они работают на других планетах Солнечной системы (Меркурий, Венера), на Тритоне, спутнике Нептуна, построена звездолётная станция. В финале Совет Звездоплавания запустит тридцать восьмую звездную экспедицию. Люди используют для передвижения в космосе звездолеты, работающие на анамезоне, особом топливе, оно позволяет достичь скоростей, близких к скорости света.

Принцип аналогии реализуется в романе в использовании «фоновых знаний», аллюзий. Например, герои цитируют стихотворение М. Волошина «Выйди на кровлю. Склонись на четыре...» (глава «Конь на дне морском»). Веда Конг в разговоре с Даром Ветром рассуждает о судьбе древней женщины, которая была задушена и брошена в могилу мужа. Хранилище эры Разобщенного мира - это пещера, в которой археологи обнаружили оружия и технику, они были спрятаны, вероятно, во время войны, которую фантаст предвидел в будущем. Кроме того, в романе упоминается ученый-физик Вернер Гейзенберг, открывший принцип неопределенности. «Репагулярное исчисление» в «Туманности Андромеды», по словам автора, стало победой над этим принципом.

Также Ефремов конструирует новые системы управления обществом. Главным «мозгом планеты» является Совет Экономики, Совет Звездоплавания управляет всеми делами, связанными с Космосом. К ним

1 Ефремов И.А. Туманность Андромеды. М: Эксмо, 2014. С. 75.

2 Там же. С. 119.

прилегали консультативные органы: «АГР -Академия Горя и Радости, АПС - Академия Производительных Сил, АСПБ - Академия Стохастики и Предсказания Будущего, АПТ - Академия Психофизиологии Труда»3. Каждый житель планеты мог принять участие в решении важных проблем.

Система образования тоже сконструирована автором романа заново. Вскоре после рождения ребенка его предают на воспитание обществу: Школы делятся на несколько циклов (от нулевого до третьего) по возрастному признаку. Земляне будущего считают, что воспитывать детей разного возраста в одном месте нецелесообразно. Каждые четыре года дети меняют место обучения, потому что «психика утомляется и тупеет в однообразии впечатлений»4. Ученики школ третьего цикла берут в подопечные учеников соседних школ первого и второго циклов. С семнадцати лет юноши и девушки выполняют 12 подвигов Геракла. Это вполне серьезные задания, позволяющие бывшим ученикам сориентироваться в мире профессий и принести пользу человечеству. Например, Тору Ану, сыну композитора Зига Зора, предстоит «расчистить и сделать удобным для посещения нижний ярус пещеры Кон-и-Гут в Средней Азии», «провести дорогу к озеру Ментал сквозь острый гребень хребта, возобновить рощу старых хлебных деревьев в Аргентине, выяснить причины появления больших осьминогов в области недавнего поднятия у Три-нидада»5. После выполнения первых шести подвигов назначаются следующие шесть, а затем человек может получить высшее образование (2 года).

Специфика хронотопических отношений романа «Туманность Андромеды»

Точная дата происходящего в романе читателю неизвестна. Как справедливо отмечал Л. Геллер6, время в «Туманности Андромеды» измеряется не единицами, а достижениями людей. Действие романа разворачивается на 408-м году эры Великого Кольца. Развитие человеческого общества

3 Там же. С. 67.

4 Там же. С. 192.

5 Там же. С. 114.

6 Геллер Е. Вселенная за пределом догмы. London: Overseas publ. interchange, 1985. С. 112.

от первобытных времен описано во второй главе («Эпсилон Тукана»). Веда Конг, историк читает лекцию для звезды Росс 614 в созвездии Единорога. Главное противопоставление, которое прослеживается на протяжении всего романа, это противопоставление эры Разобщенного Мира и всех последующих эр. Причем при описании ЭРМ Ефремов использовал формационную теорию К. Маркса: «Эти эпохи получили собирательное название ЭРМ - эры Разобщённого Мира. Но не перечисление истребительных войн, ужасных страданий или якобы великих правителей, наполнявшее древние исторические книги, оставшиеся от Античных веков, Тёмных веков, или веков Капитализма, интересовало людей эры Великого Кольца»1. Переходной эпохой стал век Расщепления, когда появились социалистические государства и мир раскололся на два лагеря, что «едва не привело к крупнейшей катастрофе всё человечество» . Однако автор видел будущее оптимистично. Путь к преодолению разобщенности Земли, по мнению Ефремова, заключается в преображении человека, в «воспитании его общественного сознания»3. Постепенно человечество построило новый тип общественных отношений и перешло к коммунистической формации. ЭМВ делится на века Союза Стран, Разных Языков, Борьбы за Энергию и Общего Языка. Эра Общего Труда с веками Упрощения Вещей, Переустройства, Первого Изобилия и Космоса изменила облик планеты, превратив ее в цветущий сад. Опыты ученого Кама Амата помогли людям связаться с внеземными цивилизациями, что положило начало эре Великого Кольца. Это обрамление, предыстория необходимы автору для объяснения контекста эпохи. Так воспринимают предшествующее время герои романа, поэтому можно говорить о кон-

4

цептуальном времени .

Рассмотрим хронотоп романа. Время в романе является фабульным. События всего романа занимают несколько лет (примерно

1 Ефремов И.А. Туманность Андромеды. М.: Эксмо, 2014. С. 176; выделено нами - О.О., М.Д.

2 Там же. С. 113.

3 Там же. С. 126.

4Чередниченко В.И. Типология временных

отношений в лирике. Тбилиси: Мецниереба, 1986.

4 года). Две сюжетных линии представляют собой два параллельных отрезка, которые движутся навстречу друг другу и полностью сливаются в финале. В первой главе «Железная звезда» представлена завязка первой сюжетной линии. Звездолет «Тантра» направляется к планете Зирда, чтобы узнать причину её молчания. Хронотоп связан с космическим путешествием, то есть дорогой. Корабль прокладывает себе путь домой, на Землю, сквозь глубокий космос.

Прозаик использует приемы ускорения времени, указывая на то, что прошло несколько часов, дней или месяцев: «прошел час»; «...весь ушёл в работу. Вероятно, прошло несколько часов, когда <...> появилась Ингрид»5. Так в романе реализуется дискретность хроноса. Ретардация, замедление времени, например, на планете железной звезды герои ощущали замедление времени из-за высокой силы тяжести. Ожидание чего-то в космосе также описывается как томительное и долгое: «Напряжённое

ожидание потянулось медленно. Два часа

6

прошли, точно целая смена» .

Ретроспекция в первых двух главах подготавливает основу для дальнейшего повествования. Так, в первой главе объясняются цели путешествия, рассказывается о полете на Зирду, хотя перед этим автор рассказывал об ожидании встречи с «Альгра-бом», которая произошла после. Историческое время появляется во второй главе в лекции Веды Конг, рассказавшей о смене эпох на Земле. Ефремов описывает широкую панораму событий, начиная с древности, заканчивая далеким будущим. Авторское время и сюжетное время в романе не совпадают, потому что автор создает хронотоп будущего. Также ретардация используется в главе «Легенда синих солнц», чтобы рассказать историю экспедиции к Веге. Герои смотрят фильмы, снятые экипажем «Паруса» и разгадывают загадку пропавшего корабля.

В первой сюжетной линии присутствует хронотоп дороги, в связи с этим появляется мотив случайной встречи (экипаж «Тантры» садится на планету Железной

5 Ефремов И.А. Туманность Андромеды. М.: Эксмо, 2014. С. 69.

6 Там же. С. 123.

звезды», где находит погибший звездолет «Пегас» и еще один космический корабль неизвестного происхождения). Однако этот хронотоп имеет свою специфику в связи с жанром произведения. Космическое пространство одновременно бесконечно и ограничено для перемещения земных звездолетов. Это противоречие позже послужит одной из причин внутреннего конфликта Мвена Маса. Упоминания единиц времени всегда связано со сравнением с земным независимым временем («на Земле прошло уже около семи лет, называвшихся незави-симыми»1). Пространство в космосе неотделимо от времени, потому что оно зависит от скорости перемещения. Также звездолетчики погружаются в сон во время полета, поэтому время протекает по-разному для каждого героя.

Космическое пространство в произведении имеет ряд особенностей. Часто при описании космических объектов Ефремов пользуется терминологией из области астрофизики, например, «железная звезда». Это гипотетический тип звезд, которые могут возникнуть в определенный промежуток времени жизни Вселенной, гораздо позже, чем описано в романе, однако в советское время в науке господствовала теория бесконечной во времени Вселенной. Также автор упоминает реально существующие космические объекты: двойная звезда Сириус («Хеб Ур считал неудачу экспедиции на Сириус, не обнаружившей там никаких следов жизни»2), целью звездолёта «Парус» были планеты Веги, шаровое звездное скопление Омега Центавра («картины, пришедшие на Землю с шарового звёздного скопления Омега Центавра»3) и так далее. Ефремов связывает реальную действительность с фантастическим миром романа, утверждая, что в будущем человечество может побывать там. Для описания расстояний в космосе также используются термины (световой год, парсек): «Расстояние в семьдесят световых лет теперь достижимо для звездолёта типа "Лебедь"», «с нами говорит туманность Андромеды с расстояния четыреста

1 Ефремов И.А. Туманность Андромеды. М.: Эксмо, 2014. С. 115.

2 Там же. С. 126.

3 Там же . С. 165.

пятьдесят тысяч парсек»4. Многие герои используют эти термины: так еще раз подчеркивается их образованность и вовлеченность в дела Земли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планеты часто становятся предметом изображения в «Туманности Андромеды». Когда «Тантра» приближается к Зирде, члены экипажа наблюдают за планетой издалека, а затем постепенно приближаются: «Материки сохранили в точности прежние очертания, моря спокойно блестели в красном солнце. Не изменили свои формы и горные хребты, известные по прежним снимкам, -только планета молчала»5. По мере приближения герои видят новые детали, к примеру, «очертания больших городов», «сплошной ковёр цветов, похожих на бархатно-чёрные маки»6. Все обитатели планеты погибли из-за опытов с ядерной энергией. Ефремов указывает на необходимость осторожного использования атомной энергии, потому что радиация от нее накапливается постепенно. В произведении появляются элементы романа-предупреждения.

Подобный приём описания планет с точки зрения экипажа корабля автор использует и в главе «В плену тьмы», и в следующем романе цикла о Великом Кольце «Час Быка». «От приближения к внешней <планете> пришлось отказаться - огромная, холодная, окутанная мощной, вероятно, ядовитой атмосферой, она грозила гибелью» . Вторая планета железной звезды оказалась пригодной для приземления. Автор конструирует законы физики этого мира, климат, рисует обитателей. Действие нескольких глав будет разворачиваться в этом пространстве. Ефремов описал эту планеты как совершенно чуждую землянам, неприветливую, опасную. Из-за большой силы тяжести героям приходится работать в эк-зоскелетах. Инфракрасное солнце не дает планете света в обычном понимании, поэтому там всегда темно. Ураганы, грозы -постоянные явления, с которыми сталкиваются герои. Встреча с одним из обитателей этой планеты стала для Низы Крит чуть ли не смертельной. Девушка несколько лет

4 Там же. С. 134.

5 Там же. С. 147.

6 Там же. С. 152.

7 Там же. С. 189.

провела в коме, потому что она получила электрический разряд огромного черного креста, пытаясь спасти возлюбленного. На этой планете и произошла «встреча» трех звездолетов, попавших в притяжение железной звезды. Эта случайность, невероятное для героев событие, было следствием ряда причин: звездолеты попали в опасную зону, экипаж не знал об опасностях планеты.

В романе есть масса примеров, когда космическое пространство становится частью внутреннего мира героя. Так, Эрг Но-ор, рожденный во время звездной экспедиции рассказывает Низе Крит: «И это небо, первое моё небо, чёрное, с чистыми огоньками немигающих звёзд и двумя солнцами невообразимой красоты - ярко-оранжевым и густо-синим. Помню, что иногда потоки их лучей перекрещивались, и тогда на нашу планету лился такой могучий и весёлый зелёный свет, что я кричал и пел от востор-га!..»1. Мвен Мас, увидевший послание с Эпсилон Тукана, увидевший невероятный по красоте мир, поставил себе цель открыть способ быстрых путешествий в космосе.

Человечество освоило практически всю Солнечную систему. Люди свободно перемещаются в ее пределах. И хотя это все еще чуждое холодное пространство, экипаж «Тантры» воспринимал его уже как что-то близкое Земле: «Попасть на Тритон значило вернуться домой.»2. В описании спутника Нептуна есть множество сравнений с Землей: «.рассеивало тьму, создавая на спутнике светлые сумерки, похожие на весенние сумерки высоких широт Земли», «жестокий стосемидесятиградусный мороз чувствовался сквозь обогревающий скафандр как обычный холод земной полярной зимы», «крупные хлопья снега из замёрзшего аммиака или углекислоты медленно падали сверху в неподвижной атмосфере, придавая всей окрестности тихий покой земного снегопада» . С другой стороны, автор описывает трудности, с которыми столкнулась экспедиция на Плутон: «Летели в бурях аммиачного снега, ежесекундно опасаясь раз-

1 Ефремов И.А. Туманность Андромеды. М.: Эксмо, 2014. С. 211.

2 Там же. С. 112.

3 Там же. С. 144.

биться во тьме о колоссальные иглы прочного, как сталь, водяного льда»4. Планета не относится к Солнечной системе, она была захвачена Солнцем во время путешествия через Галактику, и на Плутоне были обнаружены следы построек древней цивилизации. Так как планета имеет иное происхождение, нежели остальные в Солнечной системе, она изображается как чужая и опасная.

В романе есть описание открытого космоса, в котором появляется мотив смерти: «Под ними в темнеющей пропасти поверхность Земли катилась под стену мрака, словно навсегда уходя в небытие»5. Солнечные лучи без защиты земной атмосферы здесь становились смертельными, люди в таких условиях начинали болеть «ультрафиолетовой сонной болезнью и инфракрасным бешенством»6. Или: «Удручающая одинокость в открытом космосе, над бездной без неба и почвы!» , - примерно так работники воспринимали это место. Не случайно герои Ефремова говорят о короткой жизни людей, чья профессия связана с космосом: «Так я прозвал всех недолго живущих - работников внешних станций, лётчиков межзвёздного флота, техников заводов звездолетных двигателей. <...> Мы тоже не

живём больше половины нормальной про-

8

должительности жизни» .

Земля, родная планета большинства героев, - это полная противоположность космосу. Земля - это единое пространство, в котором нет границ. Любой человек может попасть в любую точку планеты. Для этого созданы специальные средства передвижения, например, Спиральная железная дорога. Чтобы добраться в труднодоступные районы, используются спиролеты. Кроме того, люди не привязаны к определенному месту, они могут свободно выбирать разные места работы и переезжать.

При описании земли часто используются концепты «простор», «покой», «изобилие». К примеру, в главе «Река времени» Веда Конг и Дар Ветер работали на

4 Там же. С. 147.

5 Там же. С. 199.

6 Там же. С. 213.

7 Там же. С. 123.

8 Там же. С. 138.

раскопках в степи: «Невысокие холмы, тихие реки с широкими долинами - простором и покоем веяло от этого устойчивого и плоского участка земной коры, некогда называвшегося Западно-Сибирской низменностью»1. Однако в главе «Остров Забвения» появляется замкнутое пространство острова, где герой обрекает себя на изгнание. Хронотоп дороги реализуется здесь иным способом, нежели в главах о космосе. Мвен Мас случайно встречает девушку, преследуемую бывшим ученым Беном Лотом.

Образы моря наглядно показывают антитезу Земля - космос. На Земле люди дружны с морем, все герои умеют хорошо плавать, а сцены на берегу показывают единение человека и стихии («он снова чувствовал себя растворяющимся в море и сам становился частью необъятной стихии»). Автор описывает море так: «Море, тёплое, прозрачное, едва колыхало свои поразительно яркие зелёно-голубые волны»2. Прямо противоположно этой идиллической картине изображение моря на планете Железной звезды: «Под звездолётом простирался огромный океан - подлинное море ужаса. Беспросветно чёрные волны вздымались и опадали над неведомыми глубина-ми»3. Это та бездна, в которую человек пока не рискует заглядывать. Море на Земле, напротив, не несет в себе опасности и даже хранит в себе сюрпризы (находка скульптуры, внутри которой было золото).

Еще одним отличием космического пространства от земного является невозможность его преобразования человеком. На Земле люди переустроили очень многое, чтобы обеспечить себе комфортную жизнь. Полярные шапки растоплены, горные хребты перерезаны ради циркуляции воздуха, зона субтропиков увеличена втрое. Ефремов часто обобщает, и его описания носят глобальный общепланетарный характер. Городское пространство тоже попадает под принцип разумного устройства. Футуристические пейзажи, поясняющие принципы организации пространства, заканчиваются

1 Ефремов И.А. Туманность Андромеды. М.: Эксмо, 2014. С. 89.

2 Там же. С. 56.

3 Там же. С. 152.

описанием людей, которые там живут («Люди, оживлённые, смеющиеся, серьёзные, быстро шли по улицам или прогуливались под аркадами, уединялись в тысячах укромных мест: среди колоннад, на переходах лестниц, в висячих садах на крышах уступов...»4). Достигнута гармония человека с природой и окружающим миром. С космосом же человек скорее борется. Об этом может свидетельствовать и сюжетная линия «Паруса». Эрг Ноор разгадывает последнее послание экипажа погибшего корабля: «Четыре планеты Веги совершенно безжизненны. Ничего нет прекраснее нашей Земли. Какое счастье будет вернуться!»5. Технологии помогают преодолеть огромные расстояния, но часто при поломке люди оказываются беспомощными перед лицом космоса. Члены экипажа, в частности Низа, переживают «утрату своей прекрасной Земли, пропавшей как песчинка, в глубинах бесконечной тьмы»6, когда понимают, что могут и не вернуться.

Описания и интерьеров на Земле будущего имеет скорее вспомогательный характер. Это пространство, в котором происходит действие, и его описание помогает создать для читателя атмосферу будущего, совокупность деталей выстраивает определенные ассоциации с культурой Эры Великого Кольца. Например, при описании Тибетской обсерватории Ефремов упоминает множество деталей (жемчужный экран в золотой оправе, хрустальное окно, экраны с цифрами и так далее). Или описание здания Совета Звездоплавания: «Золотисто-матовые панели стен пересекал ряд рельефных карт. По правой стороне шли карты планет Солнечной системы, по левой - планет ближайших звёзд, изученных экспедициями Совета»7.

Пространство космического корабля играет важную роль в эпизодах, связанных с космосом. Звездолет - это капсула, которая отделяет героев от агрессивной среды, и место, где они живут на протяжении многих лет экспедиции. Описания приборов, как и интерьеры, создают атмосферу косми-

4 Там же. С. 212.

5 Там же. С. 213.

6 Там же. С. 234.

7 Там же. С. 128.

ческого корабля, однако внутреннее пространство космического корабля в большей степени отражают настроения и переживания героев. Например, ожидание встречи с «Альграбом» передается с помощью описания звуков внутри звездолета: «Привычно тихо пели приборы, настроенные на определённую мелодию, - малейший непорядок отозвался бы фальшивой нотой. Но тихая мелодия лилась в заданной тональности. Изредка повторялись негромкие удары, похожие на звуки гонга, - это включался вспомогательный планетарный мотор, направлявший курс «Тантры» по кривой. Грозные анамезонные двигатели молчали. Покой долгой ночи царил в сонном звездолёте <.>»1.

Равно как и на Земле, так и в космическом пространстве часто встречается универсальный символ спирали, обозначающий связь с космосом, потому что она уходит в бесконечность. Например, прозаик сравнивает эволюцию с восхождением по спирали, где каждый новый виток - это усовершенствование старых форм. Чем туже скручена спираль, чем сложнее путь эволюции, тем более совершенными получаются формы жизни. Ефремов отмечает, что спираль -одна из самых рациональных форм. Так, людьми создана Спиральная железная дорога, города строятся в виде спирали, звездолет из соседней галактики представляет со-

бой спиралодиск. Форму спирали имеют многие галактики, потому что сама природа пользуется этой формой. Таким образом, пространство в романе объёмно и многоаспектно.

Заключение.

Итак, в результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. Во-первых, опорой в создании фантастического мира для И. Ефремова в «Туманности Андромеды» являются фантастические допущения. Большинство из них связано с достижениями человека в области науки, культуры, социальным переустройством и с изменением психологии. Во-вторых, хронотоп определяет отношение к реальной действительности: события разворачиваются в будущем на Земле, в космосе и на планете Железной звезды. Эти координаты и являются атрибутом научно-фантастического произведения. Время и пространство оказываются тесно связанными только в условиях космического полета. В построении пространства писатель использует антитезу космоса и Земли, как своего и чужого, на что впервые указала Е.К. Агапитова2. Принцип аналогии в построении фантастического мира выразился в использовании «фоновых знаний», аллюзий и реминисценций.

Ефремов И.А. Туманность Андромеды. М.: Эксмо, 2014. С. 216.

Агапитова Е.К. Фантастический мир И.А. Ефремова: проблематика и поэтика: дисс. ... к. филол. н. Петрозаводск, 2017.

ББИЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Агапитова, Е.К. Фантастический мир И.А. Ефремова: проблематика и поэтика: дисс. ... к. филол. н. Петрозаводск, 2017. 244 с.

2. Аинса, Ф. Реконструкция утопии. М.: Наследие, 1999. 207 с.

3. Баталов, Э.Я. В мире утопии. М.: Изд-во политической литературы, 1989. 320 с.

4. Бритиков, А.Ф. Русский советский научно-фантастический роман. М.: Наука, 1970. 448 с.

5. Воеводин, П., Зворыкин, А., Майстров, Л., Ржоницкий, Б. «Туманность Андромеды» или бедуин перед верблюдом // Промышленно-экономическая газета. 1959, июнь. № 84 (539). С.7.

6. Володихин, Д.М. Русская утопия от Ефремова до Хаецкой // Москва. 2009. № 11. С.180 -189.

7. Где же верблюд? // Литературная газета. 1959, июль. С. 3.

8. Геллер, Е. Вселенная за пределом догмы. London: Overseas publ. interchange, 1985.

443 с.

9. Дыдров, А.А. Идентичные признаки обществ утопии и антиутопии на материале утопических и антиутопических литературных произведений // Вестник ЧГАКИ. 2010. №3 (23). С. 69-72.

10. Дюгаева, Л.И. Проблема связи времен в художественном творчестве И. А. Ефремова: дисс. ... к. филол. н. М., 1983. 166 с.

11. Ефремов, И.А. Туманность Андромеды. М.: Эксмо, 2014. 640 с.

12. Зобов, Р.А., Мостапаненко, А.М. О типологии временных отношений в сфере искусства венный // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. С.11-25.

13. Критический туман вокруг «Туманности Андромеды» // Литературная газета. 1959, янв. С. 2.

14. Лем, С. Фантастика и футурология. М.: АСТ: Хранитель, 2007. 597 с.

15. Михайлова, Л.Г. Далеко ли до Эры Великого Кольца? [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/nauka/2017-04-12/15_6972_andromeda.html. (дата обращения: 08.11.2020).

16. Мызникова, Е.А. Научно-философский эволюционизм как основа художественного метода И. Ефремова // Литература в диалоге. 2014. № 4. С. 39-50.

17. Олсон, Э.К. Иван Ефремов: другая сторона медали // The Other Side of the Medal. Los Angeles, 1990. С. 147-160.

18. Осьмухина, О.Ю., Майорова, Д.А. Специфика конструирования фантастического мира в романе И. Ефремова "Час Быка" // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2020. №1. С. 31-36.

19. Раевич, В.А. Перекресток утопий. Судьбы фантастики на фоне судеб страны. М.: Ин-т востоковедения РАН, 1998. 350 с.

20. Сокотун, Ю. Типология утопий: поиск оснований // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2011. №3-4. С. 126-135.

21. Тодоров, Цв. Введение в фантастическую литературу / пер. с франц. Б. Нарумова. М.: РФО: Дом интеллектуальной книги, 1997. 136 с.

22. Успенский, Л. Приключения языка. О языке приключенческой и научно-фантастической литературы // Звезда. 1958. № 9. С. 235-243.

23. Файзрахманова, А.А. Типология жанра литературной утопии // Вестник ЧелГУ. 2010. №13. С. 136-145.

24. Чередниченко, В.И. Типология временных отношений в лирике / В. И. Чередниченко. Тбилиси: Мецниереба, 1986. 136 с.

25. Чернышева, Т.А. Природа фантастики [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/chernisheva_t/priroda_fantastiki/read/ (дата обращения: 14.01.2021).

Получено: 23.01.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.