№ 4 (12) АПРЕЛЬ 2011
Шорина И.Н., соискатель,
Академия гуманитарного и социального образования, Тамбовский государственный университета имени Г.Р.Державина, г. Тамбов, Россия
СПЕЦИФИКА КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
КОММУНИКАЦИИ
Интернет стремительно меняет привычные способы общения и донесения информации до народных масс. Теперь СМИ не только доносят информацию до аудитории, но и получают обратный информационный обмен. Новости в Интернете теперь появляются быстрее, чем на ТВ и радио. Традиционные СМИ постепенно утрачивают доверие, люди все больше доверяют Интернету.
Функционирование и распространение информационных технологий связано не только с новыми достижениями, но и с появлением ряда проблем. Развитие Интернета сказывается в политической, экономической, социальной и других сферах.
Преобладание и совершенствование интернет-технологий открывает перед обществом множество возможностей и переводит на более качественный уровень функционирование разных сфер, прежде всего, политической.
Высшее руководство страны определило стратегию развития государства, это мо-
Интернет стремительно меняет привычные способы общения и донесения информации до народных масс. СМИ не только доносят информацию до аудитории, но и получают обратный информационный обмен.
дернизация. Теоретически в стране сложилась демократическая система правления, гражданам предоставлены, закрепленные в Конституции РФ, соответствующие права и свободы. Но при практическом применении демократического государственного устройства выявились факторы, вызывающие у граждан политическую апатию. Часто индивиды не видят связи между демократией и собственной жизнью. Самоустранение граждан из политической сферы, а соответственно, невозможность принимать участие в выработке программ управления, порождает недоверие и к большинству институтов российского социума.
Интернет дает возможность преодолеть негативную тенденцию к
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Интернет позволяет создавать виртуальные партии, в которых находят выражение интересы различных социальных групп в политическом процессе.
Преобладание и совершенствование интернет-технологий открывает перед обществом множество возможностей и переводит на более качественный уровень функционирование разных сфер, прежде всего, политической.
снижению уровня политического участия. Интернет позволяет создавать виртуальные партии, в которых находят выражение интересы различных социальных групп в политическом процессе.
В Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию на 2011 г. прямо указано, что «надо добиться прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина». Модернизация только тогда даст ожидаемый эффект, когда в обществе будут действовать ___
справедливые законы, функционировать независимые и уважаемые суды и органы правопорядка, которые пользуются настоящим доверием граждан [1].
В стенограмме Д.А. Медведев сказал, «что грядет эпоха возвращения в известной степени от представительной демократии к демократии непосредственной, прямой, при помощи Интернета» [2].
Общество всегда стремилось наладить с властью «неформальный» контакт.
Привычными стали такие понятия, как блог и блогосфера.
Политическая функция Интернета должна обеспечивать постоянный общественно-политический дискурс с возможностью электронной обратной связи в реальном времени между властью и гражданами. Граждане должны стать менее зависимыми от государственных чиновников.
Среди политиков на сегодняшний день редкий представитель не имеет персонального сайта.
Распространение Интернета и переход политической коммуникации в сетевое пространство обусловливают необходимость для российских политических партий и политиков совершенствования моделей функционирования своих сайтов, т.к. сайт есть одна из первых интернет-
технологий, а следовательно, она наиболее освоена политическими субъектами и населением.
В данной статье предпринята попытка контент-анализа --сайта Администрации Тамбовской области [3] и характера обращений граждан с целью определения информационной открытости компьютерно-опосредованной политической коммуникации.
Опираясь на методику Д. Уэста [4], можно сказать, что информация на сайте представлена по следующим критериям:
1) онлайновая информация (количество, общий объем и разнообразие доступной пользователям информации):
— справочная информация о контактных телефонах органов власти и их подраз-___ делений;
— адреса органов власти и их подразделений;
— ссылки на другие сайты;
— публикации;
— базы данных;
— видеоклипы;
2) цифровые услуги, т.е. осуществляемые полностью в Сети:
— поиск работы;
— обращения в интернет-приемные;
— заполнения электронных документов (бланков);
3) охрана персональных данных при сетевом обмене информацией с правительственными сайтами;
4) отсутствие обеспечения доступа к информации для людей с ограниченными возможностями;
5) отсутствие обеспечения доступа к информации для иноязычных пользователей;
№ 4 (12) АПРЕЛЬ 2011
Самоустранение граждан из политической сферы, а соответственно, невозможность принимать участие в выработке программ управления, порождает недоверие и к большинству институтов российского социума.
6) отсутствие рекламы и платного доступа к услугам;
7) наличие специальных интерактивных возможностей:
— возможность задать вопрос по электронной почте и получить ответ от служащих органов власти;
— опции поиска по сайту;
— отсутствие возможности комментариев на сайте (обсуждения, форумы, чаты и т.п.);
— отсутствие почтовой рассылки с новостями/обновлениями сайта;
— персонализация на сайте для индивидуального учета и удовлетворения интересов посетителя.
Сайт Администрации Тамбовской области не позволяет видеть статистические данные обращений граждан к органам исполнительной власти, вследствие чего был сделан анализ заявлений граждан на неофициальном сайте губернатора Тамбовской области О. Бетина [5].
По характеру обращения граждан распределились следующим образом: ЖКХ (565), образование (388), социальное обеспечение и социальная поддержка (275), общие (270), жилищные вопросы (154), дороги и транспорт (125), здравоохранение (79), безопасность и правопорядок (66), экономика и предпринимательство (47), трудоустройство и занятость (34), газификация (24), физкультура и спорт (13).
В рубрике «Образование» с 2009 г. по 2011 г. было опубликовано 388 обращений. Из них мужчины сделали 50 обращений, женщины — 202 обращения, пожелали остаться неизвестными 136 человек. В 2009 г. губернатор ответил на 9 сообщений, в 2010 г. - на 176, в 2011 - на 59.
В рубрике «Социальное обеспечение и социальная поддержка» было опубликовано 275 обращений. Из них мужчины сделали 77 обращений, женщины — 181, пожелали остаться неизвестными - 17 человек.
В 2009 г. губернатор ответил на 7 обращений, в 2010 г. - на 189, а в 2011 г. — на 55.
В рубрике «Общие» с 2009 г. по 2011 г. было опубликовано 270 обращений граждан. Из них 111 обращений сделали мужчины, женщины — 104, пожелали остаться неизвестными 55 человек.
В 2009 г. губернатор ответил на 24 обращения, в 2010 г. — на 124, в 2011 г. — на 8.
В рубрике «Жилищные вопросы» с апреля 2009 г. по март 2011 г. было опубликовано 154 обращения граждан. Из них 103 обращения сделали женщины, 46 обращений — мужчины, а 5 человек пожелали остаться неизвестными.
В 2009 г. губернатор ответил на 20 обращений, в 2010 г. — на 86, в 2011 г. — на 12.
В рубрике «Дороги и транспорт» с марта 2009 г. по март 2011 г. было опубликовано 125 обращений граждан. Из них 44 обращения поступили от мужчин, 68 обращений — от женщин, а 13 человек пожелали остаться неизвестными.
В 2009 г. губернатор ответил на 5 обращений, в 2010 г. — на 79 обращений, в 2011 г. на 4.
В рубрике «Здравоохранение» с 2009г. по 2011 г. было опубликовано 79 обращений. Из них мужчины сделали 22 обращения, женщины — 44, 13 человек пожелали остаться неизвестными.
В 2009 г. губернатор ответил на 5 обращений, в 2010 г. — на 51, в 2011 г. — на 5 обращений.
В рубрике «Безопасность и правопорядок» с марта 2009 г. по март 2011г. было опубликовано 66 обращений граждан. Из них 34 обращения сделали женщины, 14 — мужчины, а 8 человек пожелали остаться неизвестными.
Губернатор ответил на 3 обращения в 2011 г., на 32 — в 2010 г. и на 6 — в 2009 г.
В рубрике «Экономика и предпринимательство» всего поступило 47 обращений. Из них от мужчин поступило 24 обращения, от женщин — 19, пожелали остаться неизвестными — 4 человека.
В 2009 г. губернатор ответил на 6 обращений, в 2010 г. — на 18, в 2011 г. — на 5.
(-N
Среди политиков на сегодняшний день редкий представитель не имеет персонального сайта.
V___У
В рубрику «Трудоустройство и занятость» всего поступило 34 обращения. Из них 12 обращений сделали мужчины, 16 — женщины, а пожелали остаться неизвестными 6 человек.
В 2009 г. губернатор ответил на 2 заявления, в 2010 г. — на 12, а в начале 2011 г. — на 2.
В рубрике «Газификация» с марта 2009 г. по март 2011 г. было опубликовано 24 обращения граждан. Из этих сообщений женщины составили 17 человек, а мужчины — 7. Среди обратившихся преобладают граждане, проживающие в районах. Ответы О.И. Бетина распределились следующим образом: в 2009 г. он ответил на 4 обращения, в 2010 г. - на 14, в 2011 г. - на 1.
В рубрику «Физкультура и спорт» поступило 13 обращений. Из них мужчины сделали 7 обращений, женщины - 5, а один человек не указал свои данные.
В 2010 г. губернатор ответил на 11 обращений, а в 2011 г. — на 2.
Анализ сайта показал, что практически все обращения граждан рассматриваются и комментируются главой администрации области.
Рассмотрение заявлений по гендерной принадлежности позволяет сделать вывод о том, что женщины чаще мужчин обращаются к губернатору, то есть степень женского доверия главе администрации выше, чем мужская и имеет более персонифицированный характер. Увеличение количества обращений граждан также говорит о том, что местные чиновники утрачивают доверие населения.
Анализ сайта администрации Тамбовской области и неофициального сайта губернатора, в частности, характер обращения граждан, показал, что в них отсутствует возможность комментирования.
Предположительно, это связано со стремлением власти оградить себя от нежелательных комментариев граждан, так как их совокупность представляется как общественное мнение.
Анализируя региональный характер коммуникации между властью и обществом, можно сказать, что он возможен по трем направлениям:
— использование функции обратной связи;
— информирование о происходящих изменениях на сайте/подписка на новостные события;
— создание блогов.
Функционирование на региональных политических сайтах блогов позволило бы гражданам не только обращаться к губернатору с жалобами и просьбами, но вести дискуссии и обмениваться мнениями и комментариями. Это способствовало бы созданию более доверительной атмосферы между политической системой региона и обществом.
Из трех возможных направлений политической коммуникации с помощью сети Интернет работает только функция обратной связи.
Ресурсы Глобальной паутины в региональной политической сфере используются в основном для информирования граждан, а методы их политического участия на практике не поощряются.
Такая «открытость» власти не способствует развитию модернизации политической системы и демократическому строению социума, о которой говорится в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию на 2011г. (
1. Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010. URL: www.ynao.edinros.ru
2. Стенографический отчет о встрече с активом всероссийской политической партии «Единая Россия» от 27.05.2010.URL: www.kremlin.ru
3. Администрация Тамбовской области. URL: www. tambov.gov.ru
4. Шевердяев С.Н. Методика оценки сайтов российских органов власти. М.: ГУ ВШЭ, 2007. 68 с.
5. Неофициальный сайт Олега Бетина. URL: http:// betin.tambov.ru