Научная статья на тему 'Специфика композиционного решения и колористики цветочно-декоративного оформления зон пешеходной активности в жилой застройке г. Минска'

Специфика композиционного решения и колористики цветочно-декоративного оформления зон пешеходной активности в жилой застройке г. Минска Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
302
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / КОЛОРИСТИКА / ЦВЕТНИКИ / ОЗЕЛЕНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Макознак Наталия Александровна, Берёзко Ольга Михайловна, Телеш Анна Дмитриевна, Зельвович Илона Карольевна

В статье рассмотрены некоторые аспекты композиционного построения и колористического решения элементов цветочно-декоративного оформления зон пешеходной активности в жилой застройке центральной части г. Минска. Среди изученных композиций выявлено явное доминирование объектов пейзажной стилистики, однако не прослеживается четкой закономерности в показателях уровней композиционной и колористической оценок в зависимости от местоположения и типа композиции. В то же время сравнительный анализ сезонных изменений колористической гаммы цветочно-декоративных композиций на участках пешеходной активности в жилой застройке центральной части г. Минска показал заметные различия цветового решения среды города в весенний и летне-осенний периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Макознак Наталия Александровна, Берёзко Ольга Михайловна, Телеш Анна Дмитриевна, Зельвович Илона Карольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика композиционного решения и колористики цветочно-декоративного оформления зон пешеходной активности в жилой застройке г. Минска»

УДК 712.422(476-25)

Н. А. Макознак, кандидат архитектуры, доцент (БГТУ); О. М. Берёзко, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент (БГТУ);

А. Д. Телеш, кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель (БГТУ); И. К. Зельвович, ассистент (БГТУ)

СПЕЦИФИКА КОМПОЗИЦИОННОГО РЕШЕНИЯ И КОЛОРИСТИКИ ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ЗОН ПЕШЕХОДНОЙ АКТИВНОСТИ В ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ Г. МИНСКА

В статье рассмотрены некоторые аспекты композиционного построения и колористического решения элементов цветочно-декоративного оформления зон пешеходной активности в жилой застройке центральной части г. Минска. Среди изученных композиций выявлено явное доминирование объектов пейзажной стилистики, однако не прослеживается четкой закономерности в показателях уровней композиционной и колористической оценок в зависимости от местоположения и типа композиции. В то же время сравнительный анализ сезонных изменений колористической гаммы цветочно-декоративных композиций на участках пешеходной активности в жилой застройке центральной части г. Минска показал заметные различия цветового решения среды города в весенний и летне-осенний периоды.

The article describes some aspects of the compositional and colour design solutions of flower-decorative elements in the zones of pedestrian activity in the residential spaces of the central part of Minsk. Among the investigated compositions there was found a clear dominance of landscape style, but there was no clear pattern in terms of levels of compositional and colour grades depending on the location and type of composition. At the same time, the comparative analysis of the seasonal changes of the colour decisions of ornamental compositions on the zones of the pedestrian activity in the residential areas of the central part of Minsk showed visible differences in colour design in the spring and summer and autumn periods.

Введение. Изучение особенностей стилевого и композиционного решения элементов цветочно-декоративного оформления пространств жилой застройки центральной части г. Минска, предназначенных для организации движения пешеходов, представляет определенный научный интерес. Эти зоны, как правило, прилегают к пространствам крупных элементов транспортной инфраструктуры города, усиливая их рекреационный потенциал, или сопровождают небольшие жилые улицы и местные проезды, концентрируясь у элементов сферы обслуживания жителей - магазинов, предприятий общественного питания, учреждений культурно-развлекательного профиля. Данный тип открытых пространств города обычно обладает достаточно выраженной спецификой эмоционально-эстетического воздействия на человека, в немалой степени способствуя индивидуализации городской среды в целом [1].

Основная часть. Проведенные в 2013 г. исследования элементов цветочно-декоративного оформления пешеходных пространств в жилой застройке центральной части г. Минска охватили в целом 90 композиций, обладающих наиболее выраженными композиционными и колористическими характеристиками, свойственными данной группе объектов, и представленных как пространственно выраженными цветочно-декоративными композициями, так и композициями в мобильных контейнерах.

Изученные цветники принадлежали к обоим основным стилевым направлениям ландшафтной архитектуры - регулярному и пейзажному, с явным доминированием последней группы объектов. Среди регулярных композиций преобладали рабатки (7 композиций) и модульные композиции (5 композиций), в значительно меньшем количестве были представлены клумбы (1 композиция) и арабески (3 композиции). При этом на некоторых объектах наблюдалось смешение композиционных характеристик ряда цветников. В частности, в ходе исследований были выявлены сложная угловая модульная рабатка (пр-т Независимости, 18) и в оформлении достаточно масштабного линейного пространства -модульная арабеска (ул. К. Маркса, 40, 42).

Колористическое решение регулярных цветников также варьировалось. Однотоновые и нюансные типы колористических гамм применялись в основном в модульных композициях; рабатки и арабески характеризовались достаточно сложными многотоновыми контрастными гаммами. В регулярных композициях отмечено применение широкого ассортимента декоративных растений с большим разнообразием их видов и сортов в пределах одной композиции (до 7 видов и сортов цветочных культур), а также включение инертных материалов (декоративная щепа) яркой окраски. С участием декоративных кустарников (гортензия древовидная) создана лишь одна композиция - клумба (пр-т Независимости, 145).

226

^БЫ 1683-0377. Труды БГТУ. 2014. № 1. Лесное хозяйство

Пейзажные цветочно-декоративные композиции в оформлении пешеходных пространств в жилой застройке центральной части г. Минска (изучено 29 композиций) представлены преимущественно такими вариантами цветников, как рокарии и миксбордеры. В ряде случаев они достаточно велики по площади - превышают 100 м2. В такие масштабные композиции активно включают древесные растения - декоративные формы хвойных пород и стриженые формы лиственных кустарников, что придает композициям объемный характер и способствует их оптической интеграции в линейную среду уличных пространств.

Подбор ассортимента растений в некоторых композициях учитывает сезонные изменения цветовой гаммы облика растений, при этом среди изученных выявлены композиции как постоянного многотонового характера, так и изменяющие колористическую гамму на протяжении сезона вегетации от контрастной (весна, лето) к нюансной (осень). Введение в ассортимент растений красивоцветущих кустарников (роза собачья, сирень обыкновенная, спирея японская и др.) также поддерживает сезонное разнообразие облика городского ландшафта. Включение инертных материалов в композиции ограничивается введением декоративной щепы окраски, близкой к естественной (красно-коричневой), что в целом соответствует требованиям пейзажной стилистики, а также использованием объемных скульптурных сетчатых форм с заполнением камнем крупных фракций - габионов, которые также имеют нейтральное, близкое к ахроматическому цветовое решение. В ряде случаев в рисунок изученных композиций включены участки газонных поверхностей. В качестве отрицательного примера можно привести наличие достаточно больших по площади незанятых посадками декоративных растений фрагментов ряда композиций, где оптимальные сроки посадки не соблюдались.

Определенной спецификой композиционно -го и колористического решения обладают цветочно-декоративные композиции в контейнерах, достаточно широко представленные в оформлении пешеходных пространств в жилой застройке центральной части города. Подавляющее большинство контейнерных цветочно-декоративных композиций сосредоточено на уровне земли и стилобата зданий и представлено наземными мобильными контейнерами-цветочницами, сравнительно редко встречаются многоярусные объемные композиции и жардиньерки с введением контейнеров, настенные (навесные) композиции в оформлении подоконников и элементов ограждения временных сооруже-

ний-навесов летних кафе. Подвесные композиции-кашпо использованы в основном в декорировании временных сооружений-кафетериев.

В силу небольшой площади отдельных контейнеров, посадки в них в основном носят характер монокультуры, сравнительно редко встречаются комбинированные посадки двух-трех культур в один контейнер, а также смешанные посадки двух сортов одной культуры. В то же время группировка отдельных контейнеров с созданием цельного колористического эффекта дает возможность воспринимать их как единую композицию. Следует отметить и встречающуюся стилистическую несогласованность отдельных элементов контейнерного оформления как в пределах одной композиции, так и на близко расположенных участках пространства, находящихся в зоне общего визуального восприятия, например совместное применение пластиковых кашпо и бетонных окрашенных цветочниц различной стилистики (оформление ул. К. Маркса).

Среди изученных композиций не прослеживается четкой закономерности в показателях уровней композиционной и колористической оценок в зависимости от местоположения и типа композиции. Низкий уровень оценок связан преимущественно с нарушением норм посадки цветочных культур (прежде всего односезонно-го использования), невысоким качеством посадочного материала, недостаточным уходом за растениями (например, отмечены случаи засыхания растений из-за отсутствия влаги).

Сравнительный анализ сезонных изменений колористической гаммы и встречаемости цветосочетаний различных по стилистическому характеру композиций показал заметные различия цветового решения в весенний и летне-осенний периоды (таблица). Весенняя гамма представлена в основном чистыми цветовыми тонами красного, белого и синего. Летне-осенняя колористическая гамма композиций заметно более затемнена, выраженной становится гамма темных пурпурно-фиолетовых (сорта петунии гибридной), а также красно-коричневого, оранжевого и желтого (тагетесы отклоненный, прямостоящий и тонколистный) цветовых тонов при резком сокращении участия красного, голубого и синего. Доля группы зеленых тонов (зеленый, темно-зеленый, светло-зеленый, серо-зеленый, сизо-зеленый), определяемая включением в композиции декоративных кустарников, газонных поверхностей и ряда многолетних декоративно-лиственных травянистых растений, практически не претерпела изменений (11,8% весной, 12,0% летом и осенью).

Встречаемость различных типов цветосочетаний в цветочно-декоративном оформлении наиболее характерных объектов зон пешеходной активности в жилой застройке центральной части г. Минска (2013 г.)

Тип колористического решения композиции Весенний период Летне-осенний период

Встречаемость в композициях, шт. Всего Встречаемость в композициях, шт. Всего

регулярных пейзажных в мобильных контейнерах регулярных пейзажных в мобильных контейнерах

Однотоновая 1 - 2 3 1 4 12 17

Нюансная двухтоновая - - 2 2 3 6 8 17

Нюансная трехтоновая - - - - - 1 4 5

Нюансная близких тонов с контрастными вкраплениями 1 1

Контрастная двухтоновая - - - - 4 1 10 15

Контрастная трехтоновая - 2 - 2 4 1 5 10

Контрастная четырехтоновая - - - - 2 1 4 7

Контрастная пятитоновая - - - - 2 9 2 13

Контрастная шести- и более тоновая 3 3 5 5

Всего композиций, шт. 1 5 4 10 16 29 45 90

Изучение взаимосвязи встречаемости цветовых тонов в отдельных категориях композиций показало, что данные изменения колористической гаммы обеспечены в основном за счет композиций в мобильных контейнерах (выражено доминируют желтый, оранжевый, красно-коричневый) и пространственно выраженных композиций пейзажной стилистики (пурпурный и темно-пурпурный тона).

В цветочно-декоративном оформлении пешеходных пространств в жилой застройке в центральной части г. Минска в весенний период примерно в равной пропорции участвуют композиции нюансного и контрастного характера, однако из всего разнообразия их типов отмечены лишь однотоновые, нюансные двух-тоновые, контрастные трехтоновые и контрастные шести- и более тоновые варианты. В летне-осенний период композиции характеризуются некоторым снижением доли нюансных (44,4%) и увеличением доли контрастных цветосочетаний (55,6%) при общем расширении их разнообразия. Среди нюансных цвето-сочетаний по-прежнему преобладают одното-новые и двухтоновые композиции (по 18,9%), менее широко представлены нюансные трех-тоновые композиции (5,5%) и нюансные композиции близких тонов с контрастными вкраплениями. Контрастная группа цветосочета-ний представлена поровну простыми двух- и трехтоновыми композициями (16,7 и 11,1% соответственно) и более сложными и интересными четырех-, пяти-, шести- и более тоновы-

ми композициями, из которых преобладают пятитоновые (14,4%).

Данный дисбаланс в разнообразии характера цветочно-декоративных композиций в известной степени предопределен немногочисленностью ран-невесенних цветочно-декоративных композиций, поздним проведением посадок в большинство цветников и недостаточным использованием потенциала раннецветущих многолетних растений.

Заключение. Таким образом, исследования показали, что в озеленении зон пешеходной активности в жилой застройке центральной части г. Минска в цветочно-декоративных композициях пока еще недостаточно широко применяют цветочные культуры весенних сроков цветения, мало использован декоративный потенциал элементов композиций из инертных материалов, газонных покрытий с участием раз-ноокрашенных декоративных злаков, покрытий поверхности почвокровными растениями; вводимые в композиции малые архитектурные формы не всегда стилистически согласованы. Корректировка композиционного и колористического решения элементов цветочно-декоративного оформления данной категории городских пространств будет способствовать гармонизации и совершенствованию ландшафтной среды центральной части г. Минска.

Литература

1. Ефимов А. В. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990. 272 с.

Поступила 23.01.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.