Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
peer-reviewed • open access journal
ISSN 250-3585
УДК: 159.922.72-058.862 ББК: 88.251:88.611.9
Психологические науки
Специфика когнитивного развития детей - сирот в условиях социальной депривации1.
Кузнецова Е.А. - аспирант, Институт психологии и образования, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» E-mail: [email protected]
Адрес: г. Казань ул. М. Межлаука, д.1. 420021, Российская Федерация.
Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, получают тип воспитания и восприятие окружающей среды по иному, чем дети, воспитывающиеся в семье. Актуальность исследования обусловлена влиянием когнитивного развития ребёнка на дальнейшее восприятие и понимание информации окружающего мира. Цель исследования: изучить проблему когнитивного развития детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Данная статья посвящена теоретическому анализу последствий опыта проживания и развития детей в данных учреждениях. Обсуждаются проблемы когнитивного развития и наличия отличительного набора проблем у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и у детей, воспитывающихся в семье. В результате исследования, дано определение понятию «когнитивное развитие» и выявлены факторы, влияющие на успешность данного развития; рассмотрены исследования отечественных и зарубежных учёных, направленных на изучение негативных последствий ранней социальной депривации, влияющей на развитие ребёнка. Теоретический анализ данной проблемы позволит увидеть однородность и неоднородность мнений учёных относительно обсуждаемой проблемы, поскольку не все дети, сталкивающиеся с подобными обстоятельствами, развиваются аналогичным образом.
Ключевые слова: когнитивное развитие, социализация, учреждения интернатного типа, социальная депривация.
© Е.А. Кузнецова
60
АННОТАЦИЯ
Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 18-013-01012 «Субъективный опыт психических состояний в ситуации прогнозирования жизнедеятельности»
Когда-то считалось, что младенцам не хватает способности мыслить или формировать сложные идеи пока они не изучат язык. Теперь известно, что с самого рождения младенцы начинают активно учиться: они собирают, сортируют и обрабатывают информацию вокруг них, используя данные для развития навыков восприятия и мышления, таким образом, получая когнитивное развитие. Когнитивное развитие определяет человеческое восприятие, понимание мира посредством взаимодействия генетических и научных факторов. Когнитивное развитие включает обработку информации, рассуждение, развитие языка и память [12].
Когнитивное развитие является основным достоянием развития раннего детства. Это знание, называемое познавательным развитием, получают через психические процессы и сенсорное восприятие [4, 5]. Для максимального развития когнитивных процессов требуются тёплые, поддерживающие взаимодействия с другими, а также способность использовать все пять сенсорных режимов - зрение, слух, осязание, вкус и обоняние [16].
Теории Жана Пиаже и Льва Выготского, вероятно, оказали наибольшее влияние на наши представления о том, как учатся маленькие дети. Хотя они работали примерно в одно и то же время, они подошли к теме с немного разных точек зрения и подчеркнули различные аспекты когнитивного развития детей.
Пиаже (1936) был первым психологом, который начал систематическое исследование когнитивного развития. Теория когнитивного развития Пиаже (1936) объясняет, как ребёнок создает ментальную модель мира [20]. Он рассматривает когнитивное развитие как процесс, который происходит при биологическом созревании и взаимодействии с окружающей средой [18].
Л. Выготский - советский психолог, первый выделил социальное развитие ребёнка одним из важных факторов когнитивного развития. Главный вопрос, который поставил учёный: как мы понимаем окружающий мир, находясь в кол-
лективе? В поисках ответа Л. Выготский использовал знания в области антропологии, истории и социологии. В результате исследования был сделан следующий вывод: мы осмысливаем окружающий мир, воспринимая информацию, разделяемую окружающими нас людьми [2].
Ж. Пиаже и Л. Выготский рассматривают знание как нечто, что люди создают из своего собственного опыта и размышления, а не того, что пассивно поглощается. Ни один из них не предполагает, что дети выполняют эту работу в вакууме. Для Пиаже важна физическая среда и роль взрослого человека, которая заключается в том, чтобы обеспечить богатую и стимулирующую атмосферу, а затем иногда задавать вопросы, которые бросают вызов детскому мышлению об окружающей среде. Для Выготского важна социальная среда, а роль взрослого - помогать детям решать проблемы, с которыми они не могут справиться в одиночку [16].
А. Валлон - французский психолог, как и советский психолог Л. Выготский считал, что рождаясь, ребёнок неспособен действовать самостоятельно, поэтому обречён на социализацию (мать или другое окружение). Ребёнок развивается, только взаимодействуя с другими людьми [1].
Д. Уотсон (1878-1958) и Б.Ф. Скиннер (1904-1990), изучая поведение человека, утверждали, что дети полностью податливы. В формировании интеллекта детей важная роль принадлежит влиянию факторов окружающей среды, а особенно способностям ребёнка учиться отличать, когда его поведение вознаграждается или наоборот разочаровывает [12].
Из вышеперечисленного, можно предположить, что когнитивное развитие детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, отличается от когнитивного развития детей, воспитывающихся в семье. Данное предположение выдвигается в связи со следующими исследованиями [6].
Когнитивное развитие детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа изучается уже более 60 лет. Исследования 1930-1950 годов подтвердили,
61
62
что дети, воспитанные в данных учреждениях часто демонстрировали низкий IQ и имели серьезные задержки речи [13, 14].
Недавние исследования, проведённые зарубежными учёными, продолжают демонстрировать задержки когнитивных характеристик детей, воспитываемых в интернатных учреждениях [10, 19, 22].
Результаты исследования, проведённые нидерландскими учёными центра изучения семьи и ребёнка также показывают значительную задержку когнитивных способностей детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, по сравнению с детьми в приемных или биологических семьях. Данное исследование проводилось в 19 странах, включало более 3800 испытуемых. Меньшие когнитивные задержки наблюдались у детей, имеющих более близкие тёплые отношения с воспитателями, а раннее попадание в интернат (до 12 месяцев) и более длительное пребывание в учреждении были связаны с большими задержками. Год или несколько лет семейной жизни до инсти-туционализации могут обеспечить, относительно, прочную основу для дальнейшего интеллектуального развития, даже если ребёнок вырастет в неблагоприятных условиях для когнитивного развития позже [21].
В уникальном Бухарестском проекте раннего вмешательства (BEIP, Nelson et al., 2007) дети, живущие в учреждениях интернатного типа, были помещены в замещающую семью или находились под постоянным уходом воспитателей. Проверка когнитивного развития осуществлялась через 54 месяца. Авторы, данного исследования пришли к трем основным выводам: во-первых, дети, воспитанные в интернате, обладают меньшей интеллектуальной производительностью по сравнению с детьми, воспитанными в семьях; во-вторых, у детей, помещённых в замещающие семьи, наблюдались значительные улучшения когнитивной функции; в третьих, чем раньше ребёнок, помещается в семью, тем лучше результат когнитивной деятельности[17].
По результатам совместного иссле-
дования команды учёных из Соединенных штатов и Санкт - Петербурга раннее социально-эмоциональное вмешательство, более близкие отношения между взрослыми и детьми, воспитывающимися в интернатах ведут к когнитивному стимулированию и улучшению познания. Внимательное отношение к детям может сопровождаться усилением мотивации детей к взаимодействию с игрушками, с учебным оборудованием, способствуя улучшению развития в когнитивной сфере и поведения в личностно-социальной сфере. Согласно исследованию учёные пришли к выводу, что ранний опыт положительных социально- эмоциональных отношений с взрослыми, которые взаимодействуют с детьми в тёплой, заботливой, чувствительной и отзывчивой манере, имеет решающее значение для раннего личностно-социального, эмоционального, коммуникативного, познавательного, физического развития детей младшего возраста [15, 23].
Сотрудники Института глобального здравоохранения Дюкского университета в своем проекте «Благополучное развитие детей -сирот» (Positive Outcomes for Orphans), рассматривая взаимосвязь между психосоциальным благополучием и когнитивным развитием детей-сирот и детей, воспитывающихся в семьях приходят к выводу о том, что между сиротским статусом и когнитивным развитием нет существенной связи. Важная роль в когнитивном развитии отводится связи с эмоциональными трудностями, психосоциальными проблемами, ранним травматическим опытом, неграмотным воспитателем. Эти данные свидетельствуют о том, что вмешательства, направленные на оказание поддержки уязвимым детям, могут облегчить «штаммы», препятствующие обучению ребёнка [15, 23].
Отечественные учёные также подчёркивают важность более близких социально-эмоциональных отношений взрослого и воспитанника детского дома. Так А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, изучали формирование личности ребёнка в данных учреждениях в рамках образа Я с точки
зрения когнитивной, аффективной, поведенческой функций. В результате авторы пришли к выводу: в интернате дети развиваются не только медленнее, но и по-другому, в отличие от детей, воспитывающихся в семье [8].
Крючкова Л.Л. в своем научном исследовании отмечает зависимость эмотивной, когнитивной и конативной функций от условий воспитания детей и сроков начала сиротства. Ведущая роль в воспитании принадлежит взрослому: ориентация на его мнение [3].
Ослон В.Н. исследуя когнитивное и эмоциональное развитие детей сирот в замещающей семье указывает на то, что данная модель жизнеустройства, может вести к благоприятному когнитивному, социальному, эмоциональному развитию ребёнка. Данные показатели, согласно исследованию, могут возрасти в два-три раза [7].
Согласно мнению учёных люди, попавшие в изолированную от общества среду, по-разному реагируют и переживают данную ситуацию, и её последствия тоже разные, чаще всего отрицательные.
Проблема ранней социальной де-привации приводит к нарушению естественного процесса формирования личности, социализации индивида и когнитивного развития [9, 11].
В результате проведённого теоретического анализа можно выдвинуть ряд заключений:
-когнитивное развитие начинается с младенчества, определяя восприятие и понимание мира;
-учёные едины во мнении о важности взаимодействия ребёнка с окружающим миром, а именно, о важности социализации;
-раннее социальное вмешательство ведет к успешному когнитивному развитию;
-дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, связаны с проблемой социальной депривации, однако, данный факт перестаёт быть решающим в когнитивном развитии при наличии тёплых, заботливых, внимательных отношений с взрослым воспитателем;
-умение отличать последствия своего поведения является важным фактором в формировании интеллекта детей.
В результате проведённого анализа рассмотрен опыт отечественных и зарубежных учёных, что свидетельствует о существовании обсуждаемой проблемы социальной депривации, ведущей к нарушению когнитивного развития и необходимости включения взрослых в более близкие взаимоотношения с детьми.
63
ЛИТЕРАТУРА
1. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1967.
2.Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934.
3.Крючкова Л.Л. Развитие общения у детей-сирот младшего школьного возраста с нарушением интеллекта: Автореф. дис. ... к-та психол. наук. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2003.
4. Никишина В.Б. Диагностика индиви-дуальнотипологических особенностей де
тей с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности: результаты исследования / В.Б. Никишина // Социальная политика и социология. - 2013. № 4-2 (97). С. 142-154.
5 Никишина В.Б. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: критериально-диагностический аспект / В.Б. Никишина // Курский научно-практический вестник Человек и его здоровье. - 2013. №
1. - С. 141-148. №4 (13) 2018
6 Никишина В.Б., Баркова В.Л. Синдром www.j-chr.com дефицита внимания с гиперактивностью:
регуляторно-поведенческий аспект / В.Б. Никишина, В.Л. Баркова В.Л. - Курск, 2008.
7.Ослон В.Н. Замещающая профессиональная семья как условие компенсации депривационных нарушений у детей-сирот: Автореф. дис. ... к-та психол. наук. -М.: Московский НИИ психиатрии МЗ РФ, 2002.
8.Прихожан А.М. Психология сиротства.
- СПб.: Питер, 2007. — 416 с.
9.Уманская Е.Г. Развитие личности в условиях депривации. - М.: Прометей, 2013.
10.Ahmad A., Mohamad K. The socioemotional development of orphans in orphanages and traditional foster care in Iraqi Kurdistan // Child Abuse and Neglect.
- 1996. - 20(12). - P.1161-73.
11. Akhmetzyanova, A.I. Anticipatory competence and ability to probabilistic forecasting in adolescents: research results // International Journal of Environmental
64 and Science Education. - 2016. - № 11(8). - Р.
1923-1932. DOI: 10.12973/ijese.2016.566a
12. Bjorklund D.F. Children's Thinking: Cognitive Development and Individual Differences.- Stamford: Wadsworth Publishing, 2004.
13.Crissey O.L. The mental development of children of the same IQ in differing institutional environments // Child Development. - 1937. - № 8. - P. 217-220.
14.Durfee H., Wolf K. Anstaltspflege und Entwicklung im ersten Lebensjahr // Zeitschrift fur Kinderforschung. - 1933. - № 42(3). - P. 272-320.
15. Escueta M. , Whetten K. , Ostermann J. , O'Donnell K. and The Positive Outcomes for Orphans (POFO) Research Team. Adverse childhood experiences, psychosocial well-being and cognitive development among orphans and abandoned children in five low income countries // BMC International Health and Human Rights. - 2014. - URL: https://doi.org/10.1186/1472-698X-14-6, свободный. - Проверено 25.03.2018.
16. Hearron P.F., Hildebrand V. Cognitive Development. Guiding young children. - URL:
№4 (13) 2018 https://www.education.com/reference/ www.j-chr.com
article/cognitive-development/, свободный. - Проверено 25.03.2018.
17. Nelson C.A., Zeanah C.H., Fox N.A., Marshall P.J., Smyke A., Guthrie D. Cognitive recovery in socially deprived young children // The Bucharest Early Intervention Project. Science. - 2007. - № 318. - Р. 1937-1940.
18. Piaget, J. The Origins of Intelligence in Children.- New York: International University Press, 1952.
19. Sparling J., Dragomir C., Ramey S.L., Florescu L. An educational intervention improves developmental progress of young children in a Romanian orphanage // Infant Mental Health Journal. - 2005. - № 26(2). -P. 127-142.
20. The St. Petersburg - USA Orphanage Research Team. The effects of early social-emotional and relationship experience on the development of young orphanage children // Monographs of the Society for Research in Child Development. - 2008. --№ 73(3).
21. Van I Jzendoorn M.H., Caspers K., Bakermans-Kranenburg M.J., Beach S.R.H., Philibert R. Methylation matters: Interaction between methylation density and 5HTT genotype predicts unresolved loss or trauma // Biological Psychiatry.- 2010. -№ 68. - P. 405-407.
22. Vorria P., Papaligoura Z., Dunn J., Van I Jzendoorn M.H., Steele H., Kontopoulou A., Sarafidou Y.J. Early experiences and attachment relationships of Greek infants raised in residential group care // Child Psychol Psychiatry. - 2003. - № 44(8). - P. 1208-20.
23. Whetten K., Ostermann J., Whetten R.A., Pence B.W., O'Donnell K., Messer L.C., Thielman N.M. and The Positive Outcomes for Orphans (POFO) Research Team. A Comparison of the Wellbeing of Orphans and Abandoned Children Ages 6-12 in Institutional and Community-Based Care Settings in 5 Less Wealthy Nations. // BMC International Health and Human Rights. -2009. - URL: https://doi.org/10.1371/journal. pone.0008169, свободный. - Проверено 25.03.2018.
SPECIFICITY OF ORPHANS COGNITIVE DEVELOPMENT IN THE SOCIAL DEPRIVATION CONDITIONS.
© Eugene A. Kuznetcova
Kuznetcova Eugene A.- graduate student, Institute of Psychology and Education, Kazan Federal University (KFU) E-mail: [email protected]
Address: Kazan, st. M. Mezhlauk, 1. 420021, Russian Federation.
Abstract
Children who are brought up in residential care receive a type of upbringing and perception of the environment in a different way than children who are brought up in the family. The relevance of the study is determined by the influence of the child's cognitive development on the further perception and understanding of the information of the surrounding world. The purpose of the study is to study the problem of cognitive development of children brought up in institutions of the residential type. This article is devoted to the theoretical analysis of the consequences of the experience of living and development of children in these institutions. In the article are discussed the problems of cognitive development and the presence of a distinctive set of problems in children who live in institutions of the boarding type and in children brought up in the family. As a result of the research, the definition of "cognitive development" is defined and the factors influencing the success of this development are identified; studies of domestic and foreign scientists aimed at studying the negative consequences of early social deprivation that affects the development of the child. A theoretical analysis of this problem will make it possible to see the homogeneity and heterogeneity of the scientists opinions about the problem, because not all children who encounter similar circumstances develop similarly.
Keywords: cognitive development, socialization, residential care, social deprivation.
65
REFERENCE
1. Vallon A. Psikhicheskoye razvitiye rebonka. M.: Prosveshcheniye, 1967.
2.Vygotskiy L.S. Myshleniye i rech'.- M.: Gos-udarstvennoye sotsial'no-ekonomicheskoye izdatel'stvo, 1934.
3.Kryuchkova L.L. Razvitiye obshcheniya u detey-sirot mladshego shkol'nogo vozrasta s narusheniyem intellekta: Avtoref. dis. ... k-ta psikhol. nauk. - SPb.: Sankt-Peterburgskiy gosu-darstvennyy universitet, 2003.
4. Nikishina V.B. Diagnostika individual'notipologicheskikh osobennostey de tey s proyavleniyami sindroma defitsita vnimaniya i giperaktivnosti: rezul'taty issledo-vaniya / V.B. Nikishina // Sotsial'naya politika i sotsiologiya. - 2013. № 4-2 (97). S. 142-154.
5 Nikishina V.B. Sindrom defitsita vnimaniya s giperaktivnost'yu: kriterial'no-diagnosticheskiy aspekt / V.B. Nikishina // Kurskiy nauchno-prakticheskiy vestnik Chelovek i yego zdorov'ye. - 2013. № 1. - S. 141-148.
6 Nikishina V.B., Barkova V.L. Sindrom defitsita vnimaniya s giperaktivnost'yu: regulyatorno-
povedencheskiy aspekt / V.B. Nikishina, V.L. Barkova V.L. - Kursk, 2008.
7.Oslon V.N. Zameshchayushchaya professional'naya sem'ya kak usloviye kompen-satsii deprivatsionnykh narusheniy u detey-sirot: Avtoref. dis. ... k-ta psikhol. nauk. - M.: Moskovskiy NII psikhiatrii MZ RF, 2002.
8.Prikhozhan A.M. Psikhologiya sirotstva. -SPb.: Piter, 2007. — 416 s.
9.Umanskaya Ye.G. Razvitiye lichnosti v us-loviyakh deprivatsii. - M.: Prometey, 2013.
10.Ahmad A., Mohamad K. The socioemotional development of orphans in orphanages and traditional foster care in Iraqi Kurdistan // Child Abuse and Neglect. - 1996. - 20(12). - P.1161-73.
11. Akhmetzyanova, A.I. Anticipatory competence and ability to probabilistic forecasting in adolescents: research results // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - № 11(8). - R. 1923-1932. DOI: 10.12973/ijese.2016.566a
12. Bjorklund D.F. Children's Thinking: Cognitive Development and Individual Differences.-
Stamford: Wadsworth Publishing, 2004.
13.Crissey O.L. The mental development of children of the same IQ in differing institutional environments // Child Development. - 1937. - № 8. - P. 217-220.
14.Durfee H., Wolf K. Anstaltspflege und Entwicklung im ersten Lebensjahr // Zeitschrift fur Kinderforschung. - 1933. - № 42(3). - P. 272-320.
15. Escueta M. , Whetten K. , Ostermann J. , O'Donnell K. and The Positive Outcomes for Orphans (POFO) Research Team. Adverse childhood experiences, psychosocial well-being and cognitive development among orphans and abandoned children in five low income countries // BMC International Health and Human Rights.
- 2014. - URL: https://doi.org/10.1186/1472-698X-14-6, svobodnyy. - Provereno 25.03.2018.
16. Hearron P.F., Hildebrand V. Cognitive Development. Guiding young children. - URL: https:// www.education.com/reference/article/cog-nitive-development/, svobodnyy. - Provereno 25.03.2018.
17. Nelson C.A., Zeanah C.H., Fox N.A., Marshall P.J., Smyke A., Guthrie D. Cognitive recovery in
66 socially deprived young children // The Bucha-
rest Early Intervention Project. Science. - 2007.
- № 318. - R. 1937-1940.
18. Piaget, J. The Origins of Intelligence in Children.- New York: International University Press, 1952.
19. Sparling J., Dragomir C., Ramey S.L., Flo-rescu L. An educational intervention improves
developmental progress of young children in a Romanian orphanage // Infant Mental Health Journal. - 2005. - № 26(2). - P. 127-142.
20. The St. Petersburg - USA Orphanage Research Team. The effects of early social-emotional and relationship experience on the development of young orphanage children // Monographs of the Society for Research in Child Development. - 2008. -- № 73(3).
21. Van I Jzendoorn M.H., Caspers K., Baker-mans-Kranenburg M.J., Beach S.R.H., Philibert R. Methylation matters: Interaction between methylation density and 5HTT genotype predicts unresolved loss or trauma // Biological Psychiatry.- 2010. - № 68. - P. 405-407.
22. Vorria P., Papaligoura Z., Dunn J., Van I Jzendoorn M.H., Steele H., Kontopoulou A., Sarafidou Y.J. Early experiences and attachment relationships of Greek infants raised in residential group care // Child Psychol Psychiatry. -2003. - № 44(8). - P. 1208-20.
23. Whetten K., Ostermann J., Whetten R.A., Pence B.W., O'Donnell K., Messer L.C., Thielman N.M. and The Positive Outcomes for Orphans (POFO) Research Team. A Comparison of the Wellbeing of Orphans and Abandoned Children Ages 6-12 in Institutional and Community-Based Care Settings in 5 Less Wealthy Nations. // BMC International Health and Human Rights. - 2009. - URL: https://doi.org/10.1371/ journal.pone.0008169, svobodnyy. - Provereno 25.03.2018.