Научная статья на тему 'Специфика изучения языков в системе общего среднего образования в многонациональном регионе в годы Великой Отечественной'

Специфика изучения языков в системе общего среднего образования в многонациональном регионе в годы Великой Отечественной Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК / РОДНОЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамина Р.Ф.

В статье освещается учебная деятельность школьников Татарской АССР в годы Великой Отечественной войны. Рассматривается особенности изучения иностранных и родного языков в национальной республике. Архивные материалы продемонстрировали тенденцию постепенного вытеснения немецкого языка для более глубоко изучения школьниками таких иностранных языков, как английский и французский. В целом, изменения, внесенные Народным комитетом просвещения СССР в период Великой Отечественной войны, частично сохранились в системе образования и по сегодняшний день

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика изучения языков в системе общего среднего образования в многонациональном регионе в годы Великой Отечественной»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

№ 2 (октябрь), 2015

УДК 908/372.881.1

Мамина Р.Ф.

ФГБОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

В статье освещается учебная деятельность школьников Татарской АССР в годы Великой Отечественной войны. Рассматривается особенности изучения иностранных и родного языков в национальной республике. Архивные материалы продемонстрировали тенденцию постепенного вытеснения немецкого языка для более глубоко изучения школьниками таких иностранных языков, как английский и французский. В целом, изменения, внесенные Народным комитетом просвещения СССР в период Великой Отечественной войны, частично сохранились в системе образования и по сегодняшний день

Ключевые слова: школа, Великая Отечественная война, немецкий язык, английский язык, французский язык, родной язык.

Система средних общеобразовательных школ является важнейшей составной частью всей структуры народного образования. Ее деятельность определяет общий интеллектуальный уровень населения, обусловливает степень развития высшей школы и среднего специального обучения, формирует нравственную основу поведения подрастающего поколения. Обстановка Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности советской школы. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей и студентов ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды [1].

Война затормозила осуществление всеобщего семилетнего обязательного обучения. Развертыванию всеобщего обучения препятствовали перемещения населения из западных районов в восточные, уход учителей в армию, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи. С началом войны можно проследить тенденцию прекращения обучения в школах, которая объяснялась руководством на местах тем, «...что в военное время надо воевать, а не учиться»[2]. Но мнение советского руководства было иным. Безусловно, правительство вносило изменения в систему образования. Недостаток средств для нужд фронта гарантировал — недостаток средств и для школьного образования.

Начавшаяся в июне 1941 года война, сохранив все плюсы и минусы довоенного школьного образования, внесла в него серьезные коррективы, обозначив новые задачи. Одной из главных задач народного образования в военное время было сохранение деятельности школ, привлечение всех детей школьного возраста к обучению в школе. К концу предвоенного учебного года в ТАССР было 3565 школ, из них начальные школы — 2588, неполные средние — 688, средние — 289. Общее количество учащихся 593 100 человек, фактически в школах занимались — 469 354 ученика [3]. Помимо этого, в деятельности каждой школы в стране можно выявить сложности для нормального функционирования. Спецификой обучения отличались и школы ТАССР, особенно остро в них вставала проблема изучения языков.

Изучение языков в условиях военного времени становится одной из главных задач системы образования. Во-первых, это было вызвано процессом коренизации, проводившимся в жизнь перед войной. Политика коренизации предполагала преподавание всех предметов в школах на родном языке. Данный процесс затруднялся отсутствием необходимой учебной литературы на национальном языке, выявил острую нехватку педагогических кадров. В

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

№ 2 (октябрь), 2015

условиях военного времени и необходимости всеобщей мобилизации для пополнения рядов РККА, военное командование столкнулось с проблемой коммуникации с населением, не владевшим русским языком. Обучение в рядах РККА и ВМФ велось исключительно на русском языке и донесение приказов было крайне затруднительно. Вследствие чего особое внимание Совнарком просвещения обращал на изучение русского языка в школе.[4]. Во-вторых, необходимостью исполнения постановления Совнаркома СССР от 16 сентября 1940 года за №1696 « О преподавании немецкого, английского и французского языков», которое обязывало изучать один иностранный язык с пятого класса. К 1943 году предполагалось преподавание иностранного языка во всех школах регионов страны. Уже в сентябре 1941 года иностранный язык преподавали в 758 школах: английский — 37, французский — 12, немецкий — 709. Для повсеместного изучения иностранного языка в регионе, организовывались специальные курсы для подготовки учителей иностранного языка. Ежегодно педагогический состав возрастал на 100 человек, а реальности требовалось в 2 раза больше. [5]

Также следует отметить, что советским руководством ставилась задача увеличить преподавание английского и французского языков в школах. Задача выполнялась за счет сокращения изучения немецкого языка и перевода части школ на английский и французский. К началу войну в ТАССР насчитывалось 978 учителей немецкого, 40 английского и 17 французского языков[6]. Для учащихся 8-10 классов, согласно директиве № 8215 «О применении военной терминологии в изучении готического шрифта на уроках немецкого языка» выделялись дополнительные часы. Школьники должны были освоить наиболее употребляемые военные термины, наименования вооружений, роды войск и их частей, военные звания и формы основных приказов[7].

Война серьезно сказалась на деятельности общеобразовательной школы ТАССР. Изменения, вносимые руководством страны и региона, коренным образом меняли довоенную систему школьного образования, способствовали овладению русским языком в многонациональном регионе. Изучение иностранных языков советскими школьниками также вышло на качественно новый уровень.

Источники и литература

1. Дорошева О.А. Школьное образование на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны : 1941 -1945 гг.: автореф. дис. канд. истор. наук / О.А.Дорошева; Оренбург.гос.ун-т. — Оренбург: Б.и., 2003.- С. 3.

2. Константинов Н. А. История педагогики: учебник для студентов педагогических ин- тов / Н. А.Константинов, Е. Н.Медынский, М.Ф. Шабаева. — М.: Просвещение, 1982. — С. 226.

3. ЦГА ИПД РТ, Ф. 15, Оп.5, Д. 216. Л. 15.

4. НА РТ, Ф. Р-3682, Оп.1, Д.2691. Л. 17.

5. НА РТ, Ф. Р-3682, Оп.1, Д. 2683. Т.2. 113.

6. НА РТ. Ф. Р-3682, Оп.1, Д. 2693.Л. 218.

7. НА РТ. Ф. Р-3682, Оп.1, Д.2693. Л.219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.