УДК 415.5:619:378
СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ТРУДНОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ РОДА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» В
ВЕТЕРИНАРНОМ ВУЗЕ
Башарова Н.Ф. - к.ф.н., доцент Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э.Баумана
тел.: (843) 273-97-94)
Ключевые слова: русский язык, культура речи, грамматические нормы, имя существительное, род.
Keywords: the russian language, culture of speech, grammar rules, a noun, a gender.
В соответствии с государственным образовательным стандартом студенты-первокурсники в течение I семестра изучают дисциплину «Русский язык и культура речи». Федеральный Интернет-экзамен профессионального образования (ФЭПО) предполагает проверку освоения студентами 4 дидактических единиц:
1. Стилистика.
2. Риторика.
3. Деловой русский язык.
4. Культура речи.
Несмотря на то, что основные понятия культуры речи должны быть сформированы в школьном курсе русского языка, как правило, студенты испытывают значительные затруднения в процессе освоения грамматических норм. Довольно сложными для закрепления оказываются вопросы раздела «Морфологические нормы имени существительного: род и падеж существительных».
Цель данной статьи - обобщение практического опыта работы над темой «Трудности изучения рода имен существительных».
Неудовлетворительный уровень владения языковыми нормами, на наш взгляд, обусловливается следующими причинами:
1. Невысокий уровень подготовленности студентов по русскому языку.
2. Недостаточное количество учебных часов, отсутствие лекционных занятий по предмету на факультете ветеринарной медицины.
3. Интерференция родного языка.
Помимо студентов, закончивших городские и сельские школы с русским и национальным языком обучения (татарский, чувашский, марийский и др.), в академии обучаются студенты-туркмены, а также студенты из дальнего зарубежья. Тема «Род имен существительных»
является одной из самых сложных не только для нерусских, но даже и для русских студентов.
Изучение темы проводится нами на основе следующих принципов:
1. Освоение морфологических категорий на базе текста.
2. Использование материалов по сопоставительной морфологии.
3. Учет специфики ветеринарного вуза.
В ходе занятий студенты обобщают имеющиеся знания и получают новые сведения по следующим основным вопросам, связанным с грамматической категорией рода: I. Род склоняемых существительных.
II. Род несклоняемых существительных.
Особое внимание при этом акцентируется на следующих умениях студентов.
I. Род склоняемых существительных.
1. Дифференциация существительных 5 групп: мужской род, женский род, средний род, общий род и существительные, не имеющие рода.
2. Дифференциация существительных мужского и женского рода с мягкой нулевой флексией.
3. Подбор парных наименований мужского и женского рода.
4. Определение рода существительных с суффиксами субъективной оценки.
5. Определение рода сложносоставных существительных.
6. Согласование сказуемого с подлежащим, определения с определяемым словом.
II. Род несклоняемых существительных.
1. Определение родовой принадлежности существительных разных лексико-грамматических групп: а) неодушевленные существительные,
б) одушевленные существительные, обозначающие лиц, в) одушевленные существительные, обозначающие животных, г) существительные, обозначающие географические названия и органы печати.
2. Определение рода аббревиатур.
Анализ существительных осуществляется на материале различных текстов медико-биологической направленности. Изучение данной темы производится с помощью разработанных нами таблиц:
1. Г руппы существительных по родовой принадлежности.
2. Существительные, оканчивающиеся на мягкий согласный.
3. Парные наименования существительных.
4. Группы несклоняемых существительных.
Вопрос о парных наименованиях мужского и женского рода представляет благодатный материал для проведения профессионально направленной работы со студентами ветеринарного вуза. Рассматриваются следующие группы парных наименований:
а) Названия лиц по профессии и должности: ветеринарный врач,
доктор, научный сотрудник, инженер, директор, ректор, декан.
б) Названия лиц по национальности.
в) Названия жителей городов и сел.
г) Названия животных: Корова - бык, курица - петух, но попугай, лиса, лань и др. не имеют парных наименований, так как за пределами родовых пар грамматический род обычно не имеет значения биологического пола. Если слова, входящие в родовую пару, являются названиями животных, то в некоторых парах тип животных может быть обозначен словом мужского рода (лев-львица, заяц-зайчиха; ср.: В лесах Европы львы не живут, зато много зайцев), в других же парах - словом женского рода (кошка-кот, овца-баран; ср.: Кошка - домашнее животное; Овцы завезены в Австралию из Англии).
Студенты выполняют задание:
Подобрать родовую пару, если возможно.
ЛОШАДЬ, ГУСЬ, УТКА, ВОЛК, ЛИСА, ЗМЕЯ, МЕДВЕДЬ, ИНДЮК, ВОРОНА, НОРКА, ОРЕЛ, ЗАЯЦ, МЫШЬ, КУРИЦА, КРОЛИК, КУРОПАТКА.
Подобная работа, связанная со спецификой вуза, может быть проведена также при составлении таблицы «Существительные, оканчивающиеся на мягкий согласный».
Мужской род а) Большинство названий животных, птиц, рыб: лосось, лось, лебедь, конь, коростель, олень, гусь, тюлень.
Женский род а) Некоторые названия животных, птиц, рыб: выпь, выхухоль, моль, мышь, рысь, лань.
Род данных существительных (мужской или женский) следует запомнить. Знание родовой принадлежности этих существительных обусловливает их правильное склонение.
Как показывает опыт проведения федерального Интернет-экзамена, тестируемые испытывают затруднения с выполнением задания «Существительные, обозначающие профессию и должность, употребляются только в форме мужского рода в ряду». По подсчетам ученых, перечень таких существительных в современном русском языке составляет не менее 200 слов.
Недостаточное освоение вопроса о роде несклоняемых существительных может быть связано также с незнанием семантики лексем: иваси (сельдь), хинди (язык), Капри (остров).
Необходимо обратить внимание на то, что в число существительных общего рода могут входить как склоняемые существительные (сирота, забияка, неженка и др.), так и несклоняемые (протеже, визави, инкогнито).
Таким образом, изучение темы «Трудности употребления рода имен существительных» необходимо проводить в следующих направлениях: 1. Учет специфики ветеринарного вуза.2 .Использование материала таблиц. 3. Работа с текстом. 4. Решение тестов. 5. Подготовка докладов.
6. Написание творческих работ.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Башарова Н.Ф. Методические материалы для подготовки к Федеральному Интернет - экзамену по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»: Учеб. - метод. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Н.Ф.Башарова, А.Н.Карамова.- Набережные Челны: НГПИ, 2009. - 75с. 2. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.-383с.
СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ТРУДНОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ РОДА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» В ВЕТЕРИНАРНОМ ВУЗЕ
Башарова Н.Ф.
Резюме
Статья посвящена актуальной проблеме изучения грамматической категории рода имени существительного. Цель исследования - обобщение опыта работы над темой «Трудности изучения рода имен существительных». Автор дает практические рекомендации с учетом специфики ветеринарного вуза.
THEME STUDY SPECIFICITY “NOUN GENDER USE DIFFICULTIES” IN THE
VETERINARY HIGH INSTITUTION
Basharova N.F.
Summary
The article is devoted to the topical problem of the study of the grammatical category of gender of the noun. The purpose of the study is to summarize the experience of work on the theme "The difficulties of learning of the nouns". The author gives practical recommendations in view of specificity of the veterinary university.
УДК 636.084.56+546.23:636.22/.28+637.5:338.43
МЯСНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕПАРАТА «СЕЛ-ПЛЕКС» В РАЦИОНАХ БЫЧКОВ НА ОТКОРМЕ
Бикчантаев И.Т. - н.с.; Шакиров Ш.К. д.с.-х.н., профессор
ГНУ ТатНИИСХ Россельхозакадемии, г. Казань, E-mail: [email protected]
Ключевые слова: бычки на откорме, рацион, селен, Сел-Плекс, селенит натрия, продуктивность, экономика.
Keywords: bulls for fattening, diet, selenium, Sel-Ркх, sodium selenite, productivity, economy.