Научная статья на тему 'Специфика изучения русского языка как иностранного на подготовительном факультете технического вуза'

Специфика изучения русского языка как иностранного на подготовительном факультете технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешичева Н. Н.

Рассмотрены особенности обучающегося контингента и условий организации изучения русского языка как иностранного на подготовительном факультете технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF STUDYING OF RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE AT TECHNICAL COLLEGE AT PREPARATORY FACULTY

Features of a trained contingent and conditions of the organisation of studying of Russian as foreign language at technical college at preparatory faculty are considered.

Текст научной работы на тему «Специфика изучения русского языка как иностранного на подготовительном факультете технического вуза»

стическую модель проектирования математического образования в условиях осуществляемой в настоящее время профилизации.

Предлагаемая прогностическая модель базируется на ряде концепций обеспечения совершенствования математического образования, а именно:

1) концепция целеполагания, т. е. осознание такой цели деятельности, при которой прогнозируются заведомо позитивные изменения преобразуемого или вновь создаваемого объекта;

2) результативность процесса совершенствования математического образования существенно повышается при его системном осуществлении, т. е. при одновременной модернизации всех факторов влияния на качество математического образования в их взаимосвязи и взаимозависимости, а именно:

• структурная модернизация (базовое и профильное образование);

• совершенствование содержания обоих уровней образования;

• организационно-методическое обеспечение (базисные учебные планы, отражающие стандарт образования, программы по всему циклу математических дисциплин);

• учебно-методическое обеспечение (учебники, учебно-методические пособия, средства обучения, в том числе мультимедийные средства обучения) также для двух уровней;

• кадровое обеспечение: спроектировать соответствующие изменения в подготовке педагогических кадров с учетом планируемой модернизации в математическом образовании в системе

общего образования, организовать переподготовку и повышение квалификации учителей.

Временное несоответствие в осуществлении структурных изменений и отдельных компонентов системы обеспечения, наблюдаемое отставание их разработки, существенно снижает эффективность осуществляемых преобразований. Схематически такая модель представлена на рисунке.

Таким образом, предлагаемая прогностическая модель совершенствования математического образования отражает как этап проектирования объекта «образование», так и этап проектирования процесса совершенствования образования в сочетании с мониторингом его качества.

Список литературы

1. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

2. Горовая, В.И. Теория и практика дидактического проектирования. Монография / В.И. Горовая, Р.И. Кузьминов, Л.Н. Харченко. — Ставрополь: Сервисшкола, 2005. — 160 с.

3. Загвязинский, В.И. Педагогическое просвещение / В.И. Загвязинский. — М., 1987.

4. Захарова, Л.Н. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование / Л.Н. Захарова, В.В. Соколова, В.М Соколов. — Н-Новгород, 1995.

5. Муравьева, Г.Е. Дидактическое проектирование. Монография / Г.Е. Муравьева. — Шуя: Изд-во ШГПУ, 2000.

6. Новиков, А.М. Развитие отечественного образования / А.М. Новиков. // Полемические размышления. — М.: Изд-во «Эгвес», 2005.

7. Саймон, Г. Наука об искусственном / Г. Саймон. — М.: Мир, 1970. — С. 70.

УДК 378.091.12.018.46: 811.161.1

Н.Н. Алешичева, доцент

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный технический университет)»

специфика изучения русского языка как иностранного на подготовительном факультете технического вуза

Известно, что успех профессиональной деятельности преподавателя зависит не только от его образовательного уровня, от уровня сформированности профессиональных умений, от индивидуально-личностных характеристик, но и от уровня образовательной подготовки и психологических особенностей личности обучаемого, от условий организации учебного процесса (С.Я. Батышев, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, М.П. Сибирская, Г.И. Хозяинов, И.П. Раченко).

Проблеме исследования личностных и дидактических особенностей обучения иностранцев в российских вузах уделяется много внимания (Н.С. Вла-

сова, И.Б. Авдеева, Т.И. Капитонова, А.А. Акишина, Д.Г. Арсеньев, М.А. Иванова). Эти особенности заключаются:

• в национальной дидактической системе, формирующей лингводидактический стиль овладения иностранным языком;

• во влиянии родного языка на обучение неродному, ведущему к нарушению норм русского языка (явление интерференции);

• в уровне развития мышления на родном языке;

• в степени и темпах адаптации учащихся к условиям учебы в российском вузе;

• в возрастных и индивидуально-типологических особенностях личности учащихся;

• в групповом обучении.

Перечисленные особенности обусловливают

необходимость индивидуального подхода в обучении иностранного контингента и формирование учебных групп по национальному признаку.

Однако на практике формирование учебных моногрупп оказывается весьма проблематичным по ряду объективных причин. Так, например, основной контингент обучаемых на подготовительном факультете Московского автомобильно-дорожного института является представителями из 29 стран различных регионов мира: Юго-Восточной Азии, Средней Азии, Африки, СНГ (южных регионов), Европы (славянских государств). Профильное обучение на подготовительном факультете осуществляется по четырем направлениям (инженерному, экономическому, гуманитарному и медицинскому). Безусловно, формирование групп зависит и от профиля обучения. Кроме того, в последнее время все больше растягивается период заезда иностранцев (фактически в течение пяти месяцев: сентябрь-декабрь), формирование учебных групп происходит

путем пополнения групп, уже приступивших к занятиям. В связи с тем, что все большее число российских вузов принимает на обучение иностранных студентов, обеспечивая им начальную подготовку по русскому языку, количество студентов-иностранцев на подготовительных факультетах имеет тенденцию к сокращению. Например, в МАДИ за последние три года контингент подготовительного отделения составил соответственно 300, 250 и 220 чел. Таким образом, можно констатировать, что на практике организация обучения на подготовительном факультете для иностранных граждан детерминирована особенностями обучающегося контингента и условиями вуза.

Для изучения особенностей обучающегося контингента были использованы следующие методы:

1. Анализ соотношений:

• успеваемости по русскому языку и сроков обучения учащихся из разных стран;

• успеваемости по русскому языку и математике;

• входного тестирования по русскому языку и математике, итоговой успеваемости по русскому языку и математике;

Исходные данные для моделирования учебной группы подготовительного факультета технического вуза

Факторы, влияющие на качество обучения Содержание

1. Сроки обучения Продолжительность 1-го семестра не должна быть менее 238 часов: интенсивность обучения снижает мотивацию обучения (средний балл успеваемости 3,1 — менее 238 часов, 3,45 — более 238 часов). Наблюдается снижение успеваемости и посещаемости к концу учебного года. Пропуск 4,3 % занятий влечет за собой снижение успеваемости на 0,1 балла

2. Уровень языковых способностей (входное тестирование по русскому языку) Уровень входного тестирования по русскому языку прогнозирует результаты устной речи

3. Уровень аналитических способностей(входное тестирование по математике) Уровень входного тестирования по математике прогнозирует результаты письменной речи, выполнения тестов и написания лекции по научному стилю речи, что является конечной целью обучения русскому языку на подготовительном факультете

4. Индивидуальнотипологические особенности учащегося, не зависящие от национальности Наиболее успешные обучающиеся по русскому языку, а также по математике, относятся к ригидному, импульсивному, индивидуалистичному типам личности, у которых тип мышления аналитический (логический) или эвристический (интуитивный) (40,8 %). Менее успешные обучающиеся по русскому языку, а также по математике, относятся к сензитивным и тревожным личностям и имеют абстрактноаналитический тип мышления или вербальный, а также к эмоционально-лабильным и оптимистичным, которые имеют наглядно-образный тип мышления (59,2 %)

5. Возрастные особенности Учащиеся возраста 17-19 лет наиболее ответственные, но с недостаточно сформированными рациональными способами учения (58,7 %). У учащихся возраста 20-22 лет сформированы способы рационального учения, одновременно с учебной мотивацией доминирует личностная, материальная мотивация (25,8 %). У учащихся старше 23 лет доминирует личностная мотивация (15,4 %)

6. Национальный состав группы Группы на 94,3 % интернациональные. Для достижения оптимального качества обучения не могут полноценно использоваться национальная дидактическая система, влияние родного языка на обучение неродному

7. Зависимость успеваемости по русскому языку и по математике от национальнодидактической системы образования Вьетнамские (31 % от общего количества студентов) и монгольские (7,2 %) учащиеся приезжают на учебу в Россию с наиболее сформированными способами рациональной учебной деятельности и уровнем логического мышления по сравнению с сирийскими (4,8 %) и китайскими (27,2 %) учащимися

• успеваемости по математике и русскому языку

учащихся из разных стран;

• успеваемости и возрастных особенностей.

2. Анализ национального состава учебных групп.

3. Диагностика индивидуально-типологических особенностей, типов мышления учащихся (опросник ИТО Л.Н. Собчик).

С учетом полученных результатов исследования особенностей контингента были определены исходные данные для моделирования учебной группы подготовительного факультета (табл.), с помощью которых можно прогнозировать успешность обучения и планировать методическую и воспитательную работу.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать следующие важные для определения стратегии моделирования урока русского языка как иностранного на подготовительном факультете технического вуза:

1. Успешность в овладении иностранными учащимися неродным языком в большей степени определяется не национальными, а индивидуальнотипологическими особенностями и типами мышления учащихся.

2. Результаты входного тестирования по математике позволяют прогнозировать успеваемость по русскому языку: чем выше результаты входного тестирования по математике, тем выше уровень разви-

тия логического мышления, тем успешнее достигается конечная цель обучения русскому языку.

3. В условиях интернационального состава группы индивидуальные потребности каждого из членов учебной группы могут быть удовлетворены лишь компромиссно. При этом доминирующей целью развивающего обучения на уроке русского языка как иностранного в техническом вузе должно быть развитие логического мышления.

Список литературы

1. Авдеева, И.Б. Инженерная коммуникация как самостоятельная речевая культура: когнитивный, профессиональный и лингвистический аспекты: Теория и методика обучения русскому языку как иностранному / И.Б. Авдеева. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Баумана, 2005. — 368 с.

2. Акишина, А.А. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного / А.А. Акишина, O.K. Каган. — 3-е издание, испр. и доп. — М.: Рус. яз. Курсы, 2004. — 256 с.

3. Арсеньев, Д.Г. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптация иностранных студентов / Д.Г. Арсеньев, Л.В. Зинковский, М.Л. Иванова. — СПб.: СПб ГПУ, 2003. — 160 с.

4. Иванова, М.А. Психологические аспекты адаптации иностранных студентов к высшей школе / М.А. Иванова. — СПб: Изд-во «Нестор», 2000. — 148 с.

5. Капитонова, Т.И. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки / Т.И. Капитонова, Л.В. Московкин. — СПб.: Златоуст, 2006. — 272 с.

УДК 378;37.03:61

И.В. Кириллова, аспирантка

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет»

развитие личности студентов медицинского училища в контексте их будущей профессиональной деятельности

В условиях социально-экономических, политических и культурных изменений российского общества, затронувших систему среднего и высшего профессионального образования, расширяется диапазон требований к подготовке специалистов, поэтому проблемы воспитания, развития и социализации личности студентов медицинского училища приобретают особую актуальность.

Понятия «развитие личности», «воспитание» и «социализация» взаимозависимы, проистекают одновременно и не могут рассматриваться изолированно друг от друга, хотя и не являются полностью тождественными.

Личность — это результат процесса социализации, но понимание ее как стабильного и неизмен-

ного образования было бы не совсем точным. Автор разделяет позицию Л.Л. Плотниковой, согласно которой «личность — это не только социальный индивид, это и активный субъект социального развития, а также активный субъект саморазвития» [1, с. 19]. Поэтому вполне естественно, что развитие, как и социализация человека, продолжается всю жизнь.

По наблюдению К. Рубчевского, под развитием личности чаще всего понимают процесс становления социально значимых качеств человека и его индивидуальности, тогда как социализацию в основном связывают с влиянием общества на индивида [2].

Н.Н. Тулькибаева и В.А. Мягков сближают понятия социализации и развития. Согласно предложенному ими определению, социализация — это

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.