Научная статья на тему 'Специфика измерения уровня неравенства доходов в Армении'

Специфика измерения уровня неравенства доходов в Армении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика измерения уровня неравенства доходов в Армении»

Григорян В.А.

СПЕЦИФИКА ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ НЕРАВЕНСТВА ДОХОДОВ В АРМЕНИИ

После распада СССР Республика Армения (РА), как и все республики бывшего СССР, оказалась в трудной эко-

номической ситуации. Все экономические связи с бывшими республиками СССР были прерваны. Ситуация в РА

обострялась еще и тем, что она находилась в военно-экономической блокаде: границы с Турцией и Ираном были давно закрыты, а с Азербайджаном шла война. Единственная связь с внешним миром осуществлялась через территорию Грузии. Естественно, трудная экономическая ситуация в республике не могла не отразиться на социально-экономическом положении граждан (впАт, 2002).

В первую очередь для изучения социально-экономического положения населения необходимы сведения о доходах и расходах, которые являются главным показателем уровня жизни населения. Эти показатели используются для решения широкого круга взаимосвязанных экономических и социальных проблем. Для стран с переходной экономикой лучше использовать показатели уровня расходов или потребления, чем показатели доходов, так как в этих странах отмечается большая доля «неофициальных» доходов, которые трудно выявить в ходе исследования. Статистическое измерение этих показателей базируется на принципе сравнения уровня расходов между однородными категориями домохозяйств и населения, сгруппированным по показателям, которые или представляют непосредственно уровень расходов, или находятся в тесной взаимосвязи с ними. Систематический сбор данных о расходах населения даст информацию об уровне жизни населения, его изменении во времени по отдельным социальноэкономическим группам населения и домохозяйств (Назарова, 2006).

Для изучения социально-экономического уровня жизни домохозяйств в 1996 году впервые в Армении был произведен социально-экономической опрос домохозяйств — «Интегрированная выборка уровня жизни» (ИВУЖ — ГЬСБ). Опрос проводил Национальный статистический сервис Армении1 (НССА) при содействии Миссии Всемирного Банка в

1 National Statistical Service of RA // www.Armstat.am.

Армении2 (ВБ), Агентства по международному развитию США и других орга-низаций-доноров. Опрос проводился в 1996, 1998/1999, 2001, 2002, 2003 и 2004 гг., а в 1998/1999 гг. опрос проводился с 1 июня 1998 по 30 июня 1999 г. С каждым годом улучшался уровень и качество провидения опроса. В результате многолетних исследований домохозяйств были получены данные об уровне бедности, которые помогают для формулирования стратегий по борьбе с неравенством, мониторинга эффективности мероприятий, направленных на борьбу с бедностью, за исполнение которых ответственно правительство Армении. В таблице 1 приведены данные об объеме выборок домохозяйств с 1996 по 2004 гг. (ИВУЖ, 2004).

Таблица 1. Число выборок домохозяйств с 1996 по 2004 гг.

1996 1998/99 2001 2002 2003 2004

Количество домохо- зяйств 4920 3600 4037 4634 4641 6816

Количество городских местностей 28 33 19 14 17 43

Количество сельских местностей 100 71 28 30 20 216

Источник: НССА, Интегрированная выборка уровня жизни ИВУЖ (ILCS), 2004.

Для определения минимального уровня материальной обеспеченности населения используют показатель прожиточного минимума. Прожиточный минимум характеризует минимальный уровень доходов, обеспечивающих здоровое питание для поддержания нормального уровня жизни, и представляет собой абсолютную черту бедности. В таблице 2 продемонстрированы показатели черты бедности в РА с 1999-2004 гг. Показатели черты бедности рассчитаны с помощью минимальной продовольственной корзины 2004 г. В минимальную продовольственную корзину включены продукты питания (обеспечивающие не-

2 Mission of World Bank in Armenia // www.WorldBank.am.

3 United States Agency of International Development // www.USAID.am.

обходимую калорийность для нормального уровня жизнедеятельности), непродовольственные товары, оплата различных услуг и налоги.

Бедной считается та часть населения, расходы которой, эквивалентные взрослому человеку, были ниже черты бедности, и, соответственно, крайне бедной считается та часть населения, расходы которой, эквивалентные взрослому человеку, были ниже крайней черты бедности. В 1998/1999 гг. черта абсолютной бедности была 17663 драм и черта крайней бедности 11210 драм1, а в 2004 г. соответственно 19373 и 12467 драм (см. табл. 2) (ИВУЖ, 2004).

Таблица 2. Черта бедности в Республике Армения 1999-2004 гг. в драмах2

1998/99 2GG1 2GG2 2GG3 2GG4

Крайняя черта бедности 11,21G Ю,24б 1G,441 11,бб2 12,4б7

Черта бедности 17,бб3 1б,989 17,299 18,541 19,373

Источник: НССА, Интегрированная выборка уровня жизни ИВУЖ (ILCS) 2004.

Самым простейшим методом измерения уровня бедности является показатель доли бедных (коэффициент бедности — Poverty Headcount). Она рассчитывается следующей формулой, и задается долей лиц, чей уровень благосостояния ниже черты бедности:

н-а, (1)

n

где q — число бедных в общей численности обследуемого населения,

n — общая численность обследуемого населения.

Показатель доли бедности не говорит ничего о структуре бедности, т.е. все ли одинаково бедны или одни из них — крайне бедные, а другие находятся у самой черты бедности. Для того чтобы изучить общую численность бедных, дальность от черты бедности и степень неравенства среди бедных, используют класс

1 Денежная единица Армении.

2 Черта бедности рассчитана с учетом инфляции.

показателей бедности (Foster, Greer, Thorbecke, 1984).

Для расчета класса показателей используют следующую формулу:

n

P(a) = - У n

(2)

где a — параметр (0 или 1 или 2);

z — черта бедности;

х; — среднедушевое значение показателя уровня благосостояния в i-том домохозяйстве;

n — общая численность обследуемого населения.

Если:

• а = 0, то получится Р(0), или коэффициент бедности ^Poverty Headcount), т.е. Р(0) показывает процент населения, находящегося ниже черты бедности, и характеризует только степень распространения бедности;

• а = 1, то получится Р(1), или индекс глубины бедности (Poverty Gap). Глубина бедности показывает среднюю дальность бедных от черты бедности;

• а = 2, то получится Р(2), или индекс остроты бедности (Squared Poverty Gap). Острота бедности показывает уровень неравенство среди бедного населения.

Отличие между глубиной бедности и остротой бедности состоит в том, что при его расчете придается больший удельный вес домохозяйствам с более значимым недостатком денежных средств.

В таблице 3 показано, что индекс глубины бедности снизился с 17,2 % до

7,4 %. В случае, если государство в состоянии аккумулировать для пособий по бедности сумму, эквивалентную 7,4 % всех доходов бедных, то теоретически бедность исчезнет.

Одними из самых популярных показателей неравенства являются Кривая Лоренца и коэффициент Джини (индекс концентрации доходов). Кривая Лоренца показывает накопительное распределение дохода по отношению к проценту населения, т.е. показывает распределение дохода, которым располагает определенный процент населения. График кривой Лоренца состоит из прямой линии под углом 45°, которая проходит по диагонали

a

z — л

max

Z

ll4

графика, показывая равномерное распределения доходов и ломаную линию концентрации доходов (кривая Лоренца). Чем ближе кривая Лоренца к диагонали, тем равномернее распределены доходы. И наоборот: чем дальше кривая Лоренца от диагонали, тем больше уровень неравенства среди населения. Кривая Лоренца применяется для построения индекса неравенства доходов с помощью данных о распределении доходов.

Коэффициент Джини очень тесно связан с кривой Лоренца и измеряет область между диагональю и кривой Лоренца. Является отношением между всей областью под диагональю к области под кривой Лоренца. Коэффициент Джини находится в интервале от 0 до 1, если ко -эффициент равен 0 — абсолютное равенство (у всех одинаковые доходы), и, соответственно, 1 — абсолютное неравенство, его можно рассчитать по следующей формуле:

о =

У -У}\

2 N 2 У

(3)

где

N — число доходных пар,

У —

средний доход анализируемой совокупности доходных единиц.

В таблице 3 приведены расчеты ко -эффициента Джини для Армении за 1998/1999 гг. и 2004 г. Если считать по

расходам, то коэффициент Джини снизился на 14 % с 0.301 до 0.260, а если по доходам, то Джини снизился почти на 33 % , с 0.597 до 0.395 (ИВУЖ, 2004).

Таблица 3. Коэффициент Джини по расходам и дохода в Армении за 1998/1999 и 2004 гг.

По расходам По доходам

1998/ 1999 2004 1998/ 1999 2004

Коэффициент Джини 0.301 0.260 0.597 0.395

Стандартная ошибка (0.011) (0.006) (0.020) (0.009)

Источник: Интегрированная выборка уровня жизни ИВУЖ (ILCS)1998/1999 и 2004.

По данным отчета «Интегрированная выборка уровня жизни» 2004 года, можно сказать, что доля бедных снизилась с 56,1 до 34,6 %, т.е. на 38,3 % (см. табл. 4). Более сильными темпами снизилась крайняя бедность — почти на 70 %: с 21 до 6,4%. Таким образом, можно сказать, что в течение пяти лет с 1998/1999 по 2004 г. вышли из черты бедности почти 700 тысяч людей, в том числе почти полмиллиона человек — из крайней бедности. Естественно, бедность в РА стала менее тяжелой, глубина бедности снизилась с 17,2 до 7,4 %, а острота бедности — с 7,2 до 2,4 % (ИВУЖ, 2004).

Таблица 4. Показатели бедности1 в Армении за 1998/1999 и 2004 гг.

1998/1999 2004

Крайняя бедность ь т с о н д е РЧ % от общего население Глубина Бедности Острота бедности Крайняя бедность Бедность % от общего население Глубина бедности Острота бедности

Гор. мес. 26.2 62.1 57.1 20,1 8,7 7,5 36,4 62,4 8,4 2,8

(ст.ошиб) (1,8) (2,2) (1,1) (0,6) (0,6) (1,1) (0,3) (0,2)

Ереван 24,8 58,4 27,7 18,7 7,9 6,1 29,2 31,8 6,5 2,2

(ст. ошиб) (2,2) (2,8) (1,2) (0,6) (0,8) (1,6) (0,5) (0,2)

Др. Гор2. 27,4 65,5 29,4 21,5 9,4 9,2 43,9 30,6 10,3 3,5

(ст. ошиб) (2,7) (2,8) (1,7) (0,9) (0,8) (1,5) (0,5) (0,2)

Сельская 14,1 48,2 42,9 13,3 5,1 4,4 31,7 37,6 5,7 1,6

(ст. Ошиб) (1,9) (3,1) (1,2) (0,6) (0,8) (1,9) (0,5) (0,2)

Общая 21,0 56,1 100,0 17,2 7,2 6,4 34,6 100,0 7,4 2,4

(ст. ошиб) (1,6) (2,1) (1,0) (0,5) (0,5) (1,0) (0,3) (0,1)

Источник: Интегрированная выборка уровня жизни ИВУЖ (ILCS)1998/1999 и 2004.

1 Расходы рассчитаны на душу населения в эквиваленте взрослым.

2 Другие города (все города кроме Еревана).

Уровень бедность в РА высок у городского населения по сравнению с сельским. Но эта разница почти исчезла в 2004 г. В Ереване был зафиксирован самый большой темп уменьшения уровня бедности (на 50 % снизился уровень бедности, а крайняя бедность почти на

объема частных денежных трансфертов. В 1999 г. их объем составлял 143,9 млн долларов США, а в 2004 — 548,7 млн долларов США. Их объем на душу населения составил 180 долларов США (ИВУЖ, 2004).

Тенденция уменьшения уровня бед-

Таблица 5. Расходы населения в Армении в эквиваленте взрослым по децилям, 1998/1999 и 2004 гг., в драмах, в фиксированных ценах на весну 1999 г.

Децили 1998/1999 2004 Среднее

Доля в общих расходах Средние Расходы Доля в общих расходах Средние Расходы годовое изменение в расходах с 1998/1999 по 2004 гг.

1 беднейший 3,7 7300 4,3 10141 5,9

2 5,2 10070 5,8 13531 5,3

3 6,1 11874 6,7 15580 4,8

4 7,0 13620 7,4 17342 4,3

5 7,9 15419 8,3 19309 4,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 8,9 17448 9,2 21500 3,7

7 10,1 19701 10,3 24024 3,5

8 11,7 22822 11,7 27344 3,2

9 14,4 28102 14,1 32929 2,8

10 24,9 48631 22,2 51870 1,1

Средняя — 19491 — 23,352 3,2

Источник: Интегрированная выборка уровня жизни ИВУЖ (!ЬС8)1998/1999 и 2004.

75 %). А в других городах зафиксирован самый низкий темп снижения бедности. В 2004 году уровень крайне бедных был самым низким у сельского населения —

4,4 %, а в городах самым большим — 9,2 %. Подобная ситуация была и в 1998/1999 гг.

Экономическое развитие в республике привело к увеличению реальной зарплаты. В изучаемом периоде времени средняя зарплата увеличилась на 80 %. Из результатов ИВУЖ видно, что абсолютная занятость увеличилась на 141,5 тысяч людей, или на 14 %, а число безработных снизилось на 100 тысяч людей, или на 26 %, и в 2004 году процент безработных снизился в 1998/1999 гг. с 27 до 19,3 % (ИВУЖ, 2004).

В результате всеобщего увеличения объема производства у государства появились новые ресурсы, которые были направлены на борьбу с бедностью. Реальная пенсия увеличилась на 80 %, улучшалось здравоохранение и образование.

Одну из важнейших ролей в снижении неравенства сыграло увеличение

ности в РА схожа с тенденцией уменьшения уровня бедности в Европейских и Центрально-Азиатских стран, в которых столицы имеют приоритеты во всех сферах в результате экономического развития. В худшем положении оказывается сельская местность, и особенно периферийные города. В результате стабильного и устойчивого экономического развития, благодаря новым рабочим местам, увеличению зарплаты, пенсий и постоянно увеличивающегося объема частных денежных трансфертов из зарубежных стран произошло снижение уровня неравенства бедности. За период с 1998/1999 по 2004 гг. вышли из бедности более 700 тысяч человек. Бедность приобрела не столь тяжелый характер, поскольку значительно уменьшились характеристики ее глубины и остроты. Тем не менее, бедность сегодня остается одной из самых серьезных проблем для республики, так как треть населения республики (более одного миллиона людей) продолжает оставаться за чертой бедности, из них 200 тысяч человек — за чертой крайней бедности.

Список литературы

1. Ниворожкина Л.И. Доходы и расходы домохозяйств: анализ структуры неравенство, РГЭУ // Вестник Академии. — 2003. — № 1-2 (16-17). — С. 72.

2. Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики. — М., 2006.

3. Национальный статистический сервис Армении: Статистический отчет «Интегрированная выборка уровня жизни». — Ереван, 2004. www.armstat.am

4. Aline Coudouel, Jesko S. Hentschel, and Quentin T. Wodon Poverty

Measurement and Analysis, chapter 1, World bank 2002. http://web.worldbank.org

5. Keith Griffin, A report of UNDP

mission led by Keith Griffin on the impact of macroeconomic policy on poverty. Chapter 1- Investment and Growth, UNDP, Armenia, 2002.

http://www.undp.am/docs/publica-tions/publicationsarchive/gipa/main.htm

6. _Foster, J.E., J. Greer, E. Thor-

becke (1984) A Class of Decomposable Poverty Indices, Econometrica 52. —

Pp.761-766.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.