Научная статья на тему 'Специфика исследования почв в вузах при организации и проведении почвенных практик (на примере географического факультета Башкирского государственного университета)'

Специфика исследования почв в вузах при организации и проведении почвенных практик (на примере географического факультета Башкирского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
72
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА / PRACTICE / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП / PREPARATORY STAGE / ПОЛЕВОЙ ЭТАП / FIELD STAGE / КАМЕРАЛЬНЫЙ ЭТАП / CAMERAL STAGE / ПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ / SOIL COVER / ИССЛЕДОВАНИЕ / STUDY / ВЗАИМОСВЯЗЬ / INTERRELATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хизбуллина Резеда Зиязетдиновна, Лешан Ирина Юрьевна, Брехова Ирина Николаевна

В данной работе раскрыты особенности организации полевой почвенной практики на географическом факультете Башкирского государственного университета. Дан сравнительный анализ содержания знаний о почвенном покрове в ракурсе подготовки по направлениям факультета «Геология», «Картография и геоинформатика», «Гидрометеорология», «География». Показана роль использования комплексного подхода к освоению студентами методов и способов изучения почвенного покрова от теоретических умений до узкопрактических навыков. Предложена схема организации и проведения почвенных практик, дается подробный алгоритм выполнения исследования. Приведен пример исследования почвенного разреза, выполненного студентами при прохождении практики в Туймазинском районе Республики Башкортостан. Показывается роль полевой почвенной практики для закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков по исследованию почв и знакомства с методами полевого изучения и диагностики почв посредством построения комплексного почвенного профиля. Подчеркивается необходимость прохождения полевой практики для формирования у студентов профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Хизбуллина Резеда Зиязетдиновна, Лешан Ирина Юрьевна, Брехова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of soil research in universities when organizing and conducting soil practices (on the example of the geographical faculty of the Bashkir State University)

In this paper, features of the organization of field soil practice at the Faculty of Geography of the Bashkir State University are disclosed. A comparative analysis of the content of knowledge about the soil cover in the perspective of training in the directions of the Faculty "Geology", "Cartography and Geoinformatics", "Hydrometeorology", "Geography". The role of the use of the integrated approach to mastering by students methods and methods of studying the soil cover from theoretical skills to narrow practical skills is shown. A scheme for organizing and conducting soil practices is proposed, and a detailed algorithm for performing the research is given. An example is given of an investigation of the soil section performed by students during the practice in the Tuymazinsky District of the Republic of Bashkortostan. The role of field soil practice for consolidating theoretical knowledge and acquiring practical skills in soil research and acquaintance with field study methods and soil diagnostics through the construction of a complex soil profile is shown. The necessity of passing field practice to form students' professional competencies is underlined.

Текст научной работы на тему «Специфика исследования почв в вузах при организации и проведении почвенных практик (на примере географического факультета Башкирского государственного университета)»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 162-168.

УДК 378.14 Р. З. Хизбуллина, И. Ю. Лешан, И. Н. Брехова

Специфика исследования почв в вузах при организации и проведении почвенных практик (на примере географического факультета Башкирского государственного университета)

В данной работе раскрыты особенности организации полевой почвенной практики на географическом факультете Башкирского государственного университета. Дан сравнительный анализ содержания знаний о почвенном покрове в ракурсе подготовки по направлениям факультета «Геология», «Картография и геоинформатика», «Гидрометеорология», «География». Показана роль использования комплексного подхода к освоению студентами методов и способов изучения почвенного покрова - от теоретических умений до узкопрактических навыков. Предложена схема организации и проведения почвенных практик, дается подробный алгоритм выполнения исследования. Приведен пример исследования почвенного разреза, выполненного студентами при прохождении практики в Туймазинском районе Республики Башкортостан. Показывается роль полевой почвенной практики для закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков по исследованию почв и знакомства с методами полевого изучения и диагностики почв посредством построения комплексного почвенного профиля. Подчеркивается необходимость прохождения полевой практики для формирования у студентов профессиональных компетенций.

Ключевые слова: практика, подготовительный этап, полевой этап, камеральный этап, почвенный покров, исследование, взаимосвязь

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018

No. 4 (34). pp. 162-168 I V I I M D

R. Z. HiZBuLLiNA, I. Yu. Leshan, I. N. Brekhova

Specificity of soil research in universities when organizing

and conducting soil practices (on the example of tne geographical

faculty of the Bashkir State University)

In this paper, features of the organization of field soil practice at the Faculty of Geography of the Bashkir State University are disclosed. A comparative analysis of the content of knowledge about the soil cover in the perspective of training in the directions of the Faculty "Geology", "Cartography and Geoinformatics", "Hydrometeorology", "Geography". The role of the use of the integrated approach to mastering by students methods and methods of studying the soil cover - from theoretical skills to narrow practical skills is shown. A scheme for organizing and conducting soil practices is proposed, and a detailed algorithm for performing the research is given. An example is given of an investigation of the soil section performed by students during the practice in the Tuymazinsky District of the Republic of Bashkortostan. The role of field soil practice for consolidating theoretical knowledge and acquiring practical skills in soil research and acquaintance with field study methods and soil diagnostics through the construction of a complex soil profile is shown. The necessity of passing field practice to form students' professional competencies is underlined.

Key words: practice; preparatory stage; field stage; cameral stage; soil cover; study; interrelation

_Введение

А ктуальность почвенно-географиче-// ских исследований в профессиональной подготовке студентов-географов определяется тем, что почва является важным компонентом ландшафта. Почвенная практика помогает студентам понять, что почва - «это самостоятельное естественно-историческое тело, которое является продуктом совокупной деятельности грунта, климата, растений и живых организмов и отчасти рельефа местности» [3].

Новизна предлагаемой нами методики организации почвенной практики состоит в реализации комплексного подхода к освоению студентами методов и способов изучения компонентов природной среды - от теоретических умений (постановка целей и задач исследования, подбор и анализ научной литературы по теме, выбор методов и объектов исследования)

до узкопрактических навыков (заполнение полевого дневника, оформление отчета, статистическая обработка данных, построение почвенных профилей, составление абриса территории исследования и т.д.). Для закрепления таких навыков по изучению почв ежегодно студенты географического факультета по направлению «География» проходят полевую выездную учебную практику.

_Материалы и методы исследования

Важно отметить, что знания о почвенном покрове имеют важную роль не только для студентов по направлению «География», но и для других направлений наук о Земле: «Геология», «Гидрометеорология», «Картография и геоинформатика», «Экология и природопользование» (табл. 1). Отличительной особенностью является отсутствие выездных почвенных практик по этим направлениям.

Таблица 1

Содержание знаний о почвенном покрове в разрезе направлений наук о Земле

Геология Гидрометеорология Картография и геоинформатика Экология

Связь направления с изучением почв Для познания генезиса почв изучают геологическое и геоморфологическое строение территории Знания о почвах участвуют в общем гидрологическом цикле Вдисциплине «Почвенное картографирование» подробно анализируются почвы планеты, страны, региона Показывается роль почв в выполнении одной из экологических функций

Значение знаний о почве для направления Почва образуется из горных пород Почва участвует в регулировании состава рек, озер, питает своим материалом донные отложения Мирового океана, образует специфический компонент гидросферы - почвенные воды Установление закономерностей пространственного размещения почв в природе Почва среда обита -ния живых организмов, обеспечивающая их всем необходимым

Область применения знаний Необходимы при выполнении геологических изысканий при строительстве сооружений Для получения сведений о химическом составе почв Для составления почвенных карт Область знаний применяется в направлении Экология почв

В процессе полевой практики уже на конкретных наглядных примерах студенты имеют возможность получить представление о сложной структуре почвенного покрова Республики Башкортостан [5]. Как правило, в основном изучается почвенный покров лесостепной зоны Пред-уралья, где встречается большое разнообразие типов и подтипов почв. Поэтому практика является незаменимым средством для формирова-

ния профессиональных компетенций будущих специалистов географов [11]. Немаловажным итогом является появление у студентов после практики более широкого представления о взаимосвязи всех компонентов окружающей среды на примере развития почвенного покрова.

В структуре подготовки будущих географов выделяется теоретический и практический уровни. Во время теоретического курса студенты до-

полняют свои имеющиеся первичные представления о почве и процессах их формирования, функционирования. Закрепление полученных знаний происходит на практике [12].

Практика включает 3 этапа: подготовительный, полевой и камеральный. На подготовительном этапе изучается общая характеристика природных условий района проведения практики, проверяется и подготавливается необходимое оборудование для проведения практики [2]. Основная задача на этом этапе - познакомиться с характеристикой факторов почвообразования в конкретной местности. Учебная группа разбивается на бригады по 5-6 человек, выбирается оптимальный участок для проведения полевых работ. Во время полевого этапа проводится рекогносцировочная экскурсия на территории проведения почвенного исследования [7]: вы-

Вся полевая работа отражается в полевых дневниках, которые используются при камеральной обработке и являются приложением к отчету. В процессе камерального этапа по результатам работы бригады студенты составляют комплексный профиль, на котором наглядно показывают закономерное изменение почвы при изменении факторов почвообразования даже в

бор мест для заложения почвенных разрезов на характерных элементах рельефа того или иного ландшафта, делается привязка их и нанесение на план, закладывается учебный (показательный) почвенный разрез с полным описанием его почвенного профиля. Главная задача в организации полевых работ - выбор продольного почвенного профиля, в пределах которого будет работать бригада. В процессе работы студенты закладывают почвенные разрезы, производят описание почвенного профиля, отбирают образцы из каждого генетического горизонта, которые используются при практических работ, изготовление учебных монолитов (см. рис. 1). Большая часть работ в поле выполняется студентами самостоятельно, но преподаватель постоянно находится на участке, осуществляя контроль за самостоятельной работой бригад [8], [9].

пределах небольшой территории, делают исследования и пишут побригадный отчет [10]. Отчет представляется в рукописном виде, где дается физико-географическая характеристика района прохождения практики, описание маршрутов, выявляются основные типы почв [15] и определяющие их развитие факторы почвообразования, вычерчиваются комплексный почвенный

Рис. 1 Выделение почвенных горизонтов в ходе описания почвенного разреза (Туймазинский район Республики Башкортостан)

профиль и абрис территории. В приложение идет полевой дневник.

Научная обработка материалов, полученных в результате полевой практики, заключается в вычерчивании гипсометрического профиля, абриса территории и написании отчёта. Гипсометрический профиль вычерчивается на миллиметровой бумаге, при его выполнении следует опираться на полученные ранее данные: схематические чертежи разрезов, факторы почвообразования, межпунктные описания и др. На первом этапе построения профиля вычерчивают топографическую поверхность. Затем отображают на ней почвенные разрезы (в виде вертикальных колонок). На разрезах изображаются соответствующие полевым описаниям горизонты почвы. На полученном схематическом рисунке делают необходимые надписи, проставляют индексы горизонтов, номера разрезов, изображают растительные ассоциации, масштаб и т.д. Почвенные профили обычно зарисовываются в масштабе 1: 5000, но он может быть и другим. Каждая бригада должна начертить строение разрезов изученных шурфов и составить комплексный почвенный профиль [1]. На этом чертеже на-

-

V V

глядно показывают закономерные изменения почвы при изменении факторов почвообразования даже в пределах небольшого района, в котором проходила почвенная практика данной бригады. На абрисе района заложения разрезов отмечаются постоянные объекты и указываются места расположения шурфов. Весь этот материал включается в общий отчет по почвенной полевой практике.

В процессе заложения почвенного разреза делается привязка к местности, указывается тип угодья, выявляется проявление эрозии, степени каменистости, вид почвообразующей породы. При полной готовности разреза определяется его глубина, наличие вскипания от присутствия карбонатов кальция, что является очень важным диагностическим признаком. Исследуется присутствие гипса, легкорастворимых солей, следов оглеения и горизонта оглеения. Дается предварительное название типу почвы. Затем приступают к изучению морфологических признаков почвы. Исследуется влажность, механический состав, структурность, сложение и плотность, цвет, новообразования и включения (см. рис. 2), характер перехода в нижележащие горизонты.

4/>

. >* к ^ % Л

%ШВ¥ / ' у

Рис. 2 Фрагмент образца почвенного горизонта с карбонатными новообразованиями (Туймазинский район Республики Башкортостан)

Результаты исследования

После полномасштабного изучения всех признаков почвы дается окончательное название. В качестве примера рассмотрим описание почвенного разреза, выполненного на территории Туй-мазинского района Республики Башкортостан.

Место заложения разреза - в 10 м на юг от леса, в 70 м к северу от дороги, в 4,2 км к северо-востоку от д.Урмекеево Туймазинского района.

Разрез заложен на пастбище. Эрозия на поверхности не выражена.

Макрорельеф - Бугульминско-Белебеевская возвышенность. Мезорельеф - плато, микрорельеф - бугристый.

Глубина разреза - 115 см.

Вскипание не наблюдалось, скоплений СаСОЗ не выявлено. На лицевой стороне разреза имелась подзолистая присыпка.

Морфологическое строение и описание почвенного профиля:

А0 0-11 см, представлен дерниной;

А1 11-19 см. Сухой, серый, супесь, зернистый, призмовидный, плотный, корни, переход ясный;

А2 19-31 см. Свежий, темно-каштановый, легкий суглинок, призмовидно-кубовидно-пластин-чатый, очень плотный, червороины, корни, переход заметный;

В 31-74 см. Влажный, светло-коричневый, средний суглинок, призмовидный, плотный, корни, гумусовые потеки, характер постепенный;

ВС 74-100 см. Влажный, коричневый, средний суглинок, кубовидно-призмовидный, плотный, гумусовые потеки, корни, переход постепенный;

С 100-115 см. Влажный, коричневый, средний суглинок, призмовидный, плотный, переход постепенный.

Почва: чернозем оподзоленный среднеэро-дированный на элювиальных отложениях.

_Обсуждение результатов

Территория прохождения практики является интересной не только в связи с фор-

мированием на ней различных почв, но и проявлением на ней эрозионных процессов с развитием обширной овражно-балочной сети [6]. В процессе прохождения практики студенты получают представление о разнообразных формах проявления эрозии, занимаются изучением параметров овраж-но-балочной сети (см. рис. 3). Для наглядного доказательства перемещения верхнего плодородного горизонта вниз по профилю закладываются разрезы на вершине и дне оврага.

Заключение

Основными образовательными итогами почвенной практики являются:

1. раскрытие сущности понятий почвы и почвенных ресурсов;

2. формирование знаний о почвах своего региона;

3. привитие интереса к почвоведческой науке и практике;

4. формирование исследовательских умений и навыков, в частности умений: описывать почвенные разрезы, почвенные процессы [13];

5. формирование бережного отношения к почвам как уникальнейшим ресурсам планеты.

Из вышесказанного об общих подходах и рекомендациях организации почвенных практик, ясно, насколько необходима разносторонняя, глубокая и ответственная разработка каждого этапа изучения темы «Почва» [14], [4]. Предложенная нами схема организации и проведения почвенных практик имеет, конечно, ориентировочное значение. Практическая реализация ее будет иметь специфические особенности для каждой новой территории. Однако использование данной схемы, на наш взгляд, поможет лучшему усвоению почвоведческих знаний студентами географических факультетов по разным специальностям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анилова Л.В. Практика по почвоведению: учебное пособие. Оренбург: ОГУ, 2012. 120 с.

2. Волкова И.Н. Полевая практика по почвоведению: методические указания. Ярославль: ЯрГУ, 2010. 48 с.

3. Гизатшина Г.М., Хизбуллина Р.З. Формирование у учащихся понятия о почве на уроках географии // Экологическое образование школьников в свете требований ФГОС: материалы республиканской научно-практической конференции. Уфа, 2013. С. 230-233.

4. Гильманова А.А., Хизбуллина Р.З. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении почв на уроках географии // Центральный научный вестник. 2018. №2 (43). Т.3. С.53-54.

5. Лешан И.Ю., Брехова И.Н. Анализ состояния почвенного покрова Аскинского района Республики Башкортостан // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки». 2017. № 9 (1). Май. С. 158-160.

6. Лешан И.Ю., Брехова И.Н. Экологическое состояние почв Стерлитамакского района Республики Башкортостан // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки». 2017. № 15 (4), Ноябрь. С. 399-402.

7. Мещеряков П.В., Шлюндт С.А. Организационно-методические особенности изучения почв и их функций во время учебной тематической экскурсии // Вестник ТГУ. 2014. Т. 19, № 5. С. 1535-1538.

8. Мусин С.И. География почв с основами почвоведения. Методические указания по проведению учебной полевой практики для студентов 1 курса географического факультета направлений «География» и «Гидрометеорология». Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. 38 с.

9. Яськов М.И. Полевая практика по почвоведению: учебно-методическое пособие. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ,

10. Gillies R.M. Primary students scientific reasoning and discourse during cooperative inquiry-based science activities / R.M. Gillies, M. Haynes. International Journal of Educational Research. 2014. Vol. 63. pp. 127-140.

11. How does innovative continuous professional development (CPD) operate in the ECEC sector? Insights from a cross-analysis of cases in Denmark, Italy and Poland / C.B. Bente, J.O. Wystowska, R.L. lannone et al. // European Journal of Education. 2018. Vol. 53, Issue 1, March. pp. 34-45.

12. Nallaya S. An exploration of how first year students are inducted into their discipline's academic discourses // International Journal of Educational Research. 2018. Vol.87. pp. 57-66.

13. Royce L., Changini B. Educational traditions with the change laboratory // Education as change. 2017. Vol. 21, № 1. pp. 73-94.

14. Soysal Y. An exploration of the interactions among the components of an experienced elementary science teachers pedagogical content knowledge // Educational Studies. 2017. Vol. 44, Issue 1. pp. 1-25.

15. Wilding L.P., Drees L.R. Pedogenesis and soil taxonomy // Developments in soil science. 1983. Vol. 11, Part A. pp. 83-116.

1. Anilova L.V. Practice on soil science: a textbook. Orenburg, OGU Publ., 2012. 120 p. (in Russian)

2. Volkova I.N. Field practice on soil science: methodical guidelines. Yaroslavl, YarSU Publ., 2010. 48 p. (in Russian)

3. Gizatshina G.M., Hizbullina R.Z. Formation of the concept of soil in the lessons of geography students // Ecological education of schoolchildren in the light of the requirements of FSES: materials of the republican scientific-practical conference. Ufa, 2013. pp. 230-233. (in Russian)

4. Gilmanova A.A., Hizbullina R.Z. Organization of independent work of students in the study of soils in geography lessons. Central Scientific Bulletin. 2018. no. 2 (43). V.3. pp.53-54. (in Russian)

5. Lehan I.Yu., Brekhova I.N. Analysis of the state of the soil cover of the Askinsky district of the Republic of Bashkortostan. Scientific and practical electronic journal "Alley of Science". 2017. no. 9 (1). May. pp. 158-160. (in Russian)

6. Lehan I.Yu., Brekhova I.N. Ecological state of soils in the Sterlitamak district of the Republic of Bashkortostan. Scientific and practical electronic journal "Alley of Science". 2017. no. 15 (4), November. pp. 399-402. (in Russian)

7. Meshcheryakov P.V., Schlundt S.A. Organizational and methodological features of studying soils and their functions during the educational thematic excursion. Tomsk State University Journal, 2014. V. 19, no. 5. pp. 1535-1538. (in Russian)

8. Musin S.I. Geography of soils with the fundamentals of soil science. Methodical instructions for the conduct of field training for 1st-year students of the Faculty of Geography "Geography" and "Hydrometeorology." Ufa, RIC BashGU Publ., 2011. 38 p. (in Russian)

9. Yaskov M.I. Field practice on soil science: educational-methodical manual. Gorno-Altaisk, RIO GAGU Publ., 2009. 35 p. (in Russian)

10. Gillies R.M. Primary students scientific reasoning and discourse during cooperative inquiry-based science activities / R.M. Gillies, M. Haynes. International Journal of Educational Research. 2014. Vol. 63. pp. 127-140.

11. How does innovation work (CPD) operate in the ECEC sector? Insights from a cross-analysis of cases in Denmark, Italy and Poland / S.B. Bente, J.O. Wystowska, R.L. Iannone et al. European Journal of Education. 2018. Vol. 53, Issue 1, March. pp. 34-45.

12. Nallaya S. An investigation of how first year students are inducted into their discipline's academic discourses. International Journal of Educational Research. 2018. Vol.87. pp. 57-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Royce L., Changini B. Educational traditions with the change laboratory. Education as change. 2017. Vol. 21, no. 1. pp. 73-94.

14. Soysal Y. An exploration of the interactions among the components of an experienced elementary science teachers pedagogical content knowledge. Educational Studies. 2017. Vol. 44, Issue 1. pp. 1-25.

15. Wilding L.P., Drees L.R. Pedogenesis and soil taxonomy. Developments in soil science. 1983. Vol. 11, Part A. pp. 83116.

2009. 35 с.

REFERENCES

Информация об авторах Хизбуллина Резеда Зиязетдиновна

(Россия, Уфа) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической географии, картографии и геодезии

Башкирский государственный университет E-mail: hizbullina@yandex.ru

Information about the authors

Rezeda Z. Hizbullina

(Russia, Ufa)

Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physiography, cartography and geodesy Bashkir State University E-mail: hizbullina@yandex.ru

Лешан Ирина Юрьевна

(Россия, Уфа) Старший преподаватель кафедры гидрометеорологии и геоэкологии Башкирский государственный университет E-mail: irina-le12@yandex.ru

Брехова Ирина Николаевна

(Россия, Уфа) Студент кафедры физической географии, картографии и геодезии. Башкирский государственный университет E-mail: irina.bryohowa@yandex.ru

Irina Yu. Leshan

(Russia, Ufa) Senior Lecturer of the Department of Hydrometeorology and geoecology Bashkir State University E-mail: irina-le12@yandex.ru

Irina N. Brekhova

(Russia, Ufa) Student of the Department of Physiography, cartography and geodesy Bashkir State University E-mail: irina.bryohowa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.