Научная статья на тему 'Специфика инвестирования в инновационный портфель промышленного предприятия'

Специфика инвестирования в инновационный портфель промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИННОВАЦИИ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеботарев Владимир Евгеньевич

Рассмотрен механизм формирования инновационного портфеля предприятия, который является одним из элементов оценки инновационного потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers the mechanism of formation of an innovative portfolio of the enterprise which is one of elements of an estimation of innovative potential

Текст научной работы на тему «Специфика инвестирования в инновационный портфель промышленного предприятия»

УДК 339.97

Чеботарев В.Е.

Специфика инвестирования в инновационный портфель

промышленного предприятия

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире важнейшим фактором экономического развития, все чаще связывается с понятием «инновационный процесс». Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и менеджмент. Он состоит в получении новации и длится от зарождения идеи до ее коммерческой реализации.

Литература, посвященная инновациям, поистине безбрежна. Более 30 лет назад, в 1978 году, был сделан обзор более чем 4000 научных работ

* п

только по техническим инновациям . С тех пор количество работ росло в геометрической прогрессии. Инновации изучались специалистами самых разных дисциплин - социологами, экономистами, историками, исследователями управленческих процессов [2]. Соответственно накапливалось все больше определений инноваций. Возникла даже своеобразная «война определений», когда каждый следующий автор перечеркивал исследования своих предшественников, утверждая, что те «изучали не то» [3]. Не ввязываясь в данную войну, мы приведем ряд наиболее распространенных определений инноваций.

Инновация (англ. - innovation) означает новация, новшество. Обобщая литературные источники по проблемам освоения инноваций, мы наблюдаем различия в определениях, даваемых авторами. Содержание определений всерьез разнится в отношении того или иного объекта исследования различных авторов, однако все они пишут, что инновационный процесс - это деятельность, продолжительность которой определяет эффективность инноваций.

С момента принятия к распространению новация приобретает новое качество - становится инновацией. Процесс введения новации на рынок принято называть коммерциализацией. Период времени между появлением новации и во-

*

См.: Kelly P., Kranzberg М. Technological Innovation: A Critical View of Correct Knowledge. San Francisco: San Francisco University Press, 1978.

площением ее называется инновационным лагом.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия «новшество», «новация», «нововведение», что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получат признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализация), и уже в новом качестве они выступят как инновации.

Переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т. п.). Процесс перевода новации-инновации также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как системы экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основные компоненты инновационной деятельности - это новации, инвестиции и инновации. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новации и до ее использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.

В инновационной сфере определяющую роль играют долго- и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3-5 лет и более. В условиях экономического кризиса в Российской Федерации государственные источники финансирования резко сокращаются. Концепцией государственной промышленной политики России предусматривается закрепление в законодательном порядке следующих основных норм инвестиционной политики в промышленности:

на безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности;

^ЖауЧНО-ТеХНИЧе£КИеВеДОМО£ТИ.СПбГПУ.1..2210.ЭКОНОМИЧе£КИе«НаУКИ

все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе;

основной формой представления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.

Определяющее значение инноваций в экономической динамике рыночных хозяйственных систем всесторонне обосновано многими современными исследователями в разных странах. Однако использование инноваций в качестве факторов экономического роста в предприятиях и фирмах сопряжено с двумя основными трудностями: ограничениями в финансировании инновационной деятельности и сложностью инновационного менеджмента, призванного отобрать из всего многообразия новшеств наиболее привлекательные для инвесторов и наиболее полезные для развития фирмы, для укрепления ее позиций на рынке.

Инновация должна иметь такую степень новизны, чтобы противопоставить связанным с ней повышенным рискам характерные для инновации первоначальные привлекательные прибыли и высокий экономический рост при своей последующей коммерциализации. Возникает проблема определения этапа когда инновация достигает необходимой признанной рынком новизны, чтобы использовать самую раннюю возможность применения венчурного капитала. Первым признаком такого состояния инновации является ясность ее практической пользы, потребительских свойств, среди которых обязательно должны быть новые, нетрадиционные, более привлекательные по сравнению с аналогами конкурентов. Это и есть первый признак возможности использования венчурного капитала.

Но центр тяжести использования венчурного капитала приходится на коммерческую результативность реализации инноваций [1].

В публикациях многих экономистов России и других стран можно встретить мнение, что лишь инновации в области так называемых высоких технологий ввиду своей радикальной новизны могут рассматриваться в качестве объекта инновационного финансирования венчурным капиталом. Практика многих стран опровергает такой подход. Ориентация венчурного капитала только на высокотехнологичные проекты, несо-

мненно, препятствовала бы финансированию многих инновационных проектов, связанных с воспроизводством имитационных инноваций, а также новшеств с невысокой степенью новизны, но обладающих большими возможностями широкого коммерческого успеха.

Таким образом, для венчурного капитала важны не просто результаты научно-технической и инновационной деятельности, а лишь те, которые имеют высокие шансы признания большим числом потребителей на рынке и в итоге способны принести высокий суммарный доход, высокую прибыль в довольно короткий промежуток времени.

Венчурный капитал имеет связь не только с инновациями - продуктами, но и с новшествами в технологиях, организации производства, социальной сфере.

В принципе финансирование инновационной деятельности с помощью венчурного капитала может применяться при всех вышеназванных видах инноваций.

Предприятия (организации), внедряющие новшества и получающие инновации, могут строить свою инновационную деятельность как на основе результатов собственных, проводимых организацией НИОКР, так и на базе результатов НИОКР других организаций, или просто на основе копирования в производстве инноваций, аналогичных нововведениям конкурентов. При этом способ организации и оформление инновационного проекта в виде того или иного пакета документов, программ и т. д., по нашему мнению, не играет существенной роли.

Важнейшей характеристикой инновационного проекта является, по нашему мнению, его нацеленность на получение конкретной инновации или комплекса инноваций в виде новой продукции, технологии, организационной структуры, метода управления и т. д., обладающих при этом определенными характеристиками (параметрами). Другие виды инновационной деятельности, организованные в виде проекта, но непосредственно не связанные и не ведущие напрямую к инновациям, не должны рассматриваться в качестве инновационных проектов.

В современных условиях хозяйствования функционирование инновационного потенциала организации осуществляется в рамках постоянно изменяющихся условий, что обусловливает необходимость непрерывного совершенствования

программ инновационной деятельности. В любой момент может возникнуть непредвиденная проблема и придется отложить или даже прекратить работу по инновационному проекту. Иными словами, могут измениться требования потребителей и спрос, в связи с чем потребуется провести переоценку целесообразности инновационного проекта.

В этих условиях система управления инновационным потенциалом предприятия должна быть достаточно гибкой, чтобы допускать необходимые модификации. Следовательно, инновационный портфель предприятия может состоять из разнообразных проектов: крупных и мелких; близких к завершению и начинающихся. Однако каждый проект требует выделения дефицитных ресурсов в зависимости от его особенностей (сложности, трудоемкости и т. п.). В связи с этим инновационные проекты необходимо ранжировать для их эффективного использования.

Основываясь на этом, мы считаем, что инновационный портфель предприятия должен иметь определенные контуры, быть, по возможности, стабильным, чтобы реализация инновационного потенциала осуществлялась оптимально. Количество инновационных проектов, находящихся в портфеле в конкретный период времени, должно зависеть от их размеров, которые измеряются общим объемом ресурсов инвестиций, необходимых для разработки, и затратами на реализацию одного проекта. Число инновационных проектов в портфеле должно определяться отношением бюджета инновационной деятельности за определенный период времени к средним затратам на один проект. Исходя из этого, предприятиям необходимо решить, каким количеством инновационных проектов можно одновременно эффективно управлять, или сконцентрировать усилия на нескольких проектах, или распределить имеющиеся ресурсы на большее число проектов.

Следует отметить, что инновационный портфель, состоящий в основном из крупных проектов, более рискован по сравнению с портфелем, где ресурсы распределены между небольшими проектами.

В то же время необходимо помнить о том, что небольшие проекты, требующие относительно небольших затрат на инновационную деятельность, обычно реализуются в новых продуктах, имеющих скромный потенциал по объему

продаж, и, следовательно, возможность получения прибыли. Портфель небольших проектов может привести к равномерному потоку инноваций, большая часть из которых обладает ограниченным рыночным потенциалом, что нежелательно с позиций номенклатуры продукции, формируемой предприятиями для продажи.

Важно отметить, что рассматривая тот или иной инновационный проект на предмет включения в портфель, необходимо учитывать возможное качество управления им и последствия перераспределения затрат на проекты. Следовательно, формирование портфеля заказов должно предполагать проведение работы с потенциальными потребителями результатов инновационной деятельности. Также при разработке механизма формирования инновационного портфеля предприятия необходимо учитывать то, что для современной ситуации, сложившейся на российских предприятиях, очень сложно, иногда даже невозможно, точно спрогнозировать спрос на инновационную продукцию, т. е. здесь имеет место неопределенность спроса.

Следующим элементом механизма формирования инновационного портфеля предприятия является проектное финансирование инновационной деятельности. Вместе с тем следует отметить, что при этом, безусловно, растут проектные и финансовые риски, а следовательно, и требования к экспертной оценке инновационных проектов. Эти вопросы необходимо решать как в методическом, так и в практическом и организационном планах, так как сегодня сложно найти не только кредитора, но и независимых консультантов, способных оценить пригодность и риск устаревания продукции. Не менее сложно подобрать проектную команду из надежных учредителей, инвесторов, гарантов, подрядчиков и операторов. В мировой практике под проектным финансированием часто подразумевают такой тип организации финансирования, когда доходы, полученные от реализации инновационного проекта, являются единственным источником погашения долговых обязательств.

При реализации механизма формирования инновационного портфеля предприятия необходимо учитывать некоторые особенности инновационных проектов. Кажущееся подобие методов проектного финансирования и процедуры финансового анализа, требуемого для оценки крупных капитальных вложений и отбора научно-

^Ж^/чн^т^хниче^кие^^дом^^^^ПбГПу^'^О^О.ЭКО^ОМиЧеСКие^^УКи

технических проектов, может привести к предположению об адекватности и идентичности применяемых процедур. В то же время между этими двумя проектами существуют важные различия. Имеющаяся финансовая информация о капитальных вложениях на строительство новых промышленных объектов гораздо более надежна, чем для большинства даже самых простых инновационных проектов, особенно на ранних этапах.

Отличаясь значительно большей неопределенностью и рисками, инновационные проекты имеют преимущество, состоящее в том что они могут быть прекращены при небольших финансовых потерях уже на ранних стадиях разработки. Также обращает на себя внимание и фактор ограниченности информации при отборе инновационных проектов по сравнению с инвестиционными, так как в инновационных проектах гораздо чаще можно столкнуться с неадекватностью информации. Чрезвычайно сложным представляется коррелирование мнений независимых экспертов. Инновационные проекты отличаются не только многокритериальностью и значительной степенью неопределенности и рисков, но и качественной оценкой. Именно поэтому необходима специальная процедура установления интегральных критериев эффективности и оптимального соответствия предпринятых усилий полученному результату. Безусловно, наиболее успешным будет являться такой проект, который удовлетворяет наибольшему количеству критериев. В связи с этим весьма сложно выбрать вариант из предложенных инновационных проектов, поэтому для минимизации проектных рис-

ков и оптимизации параметров эффективности проекта и должен применяться механизм формирования инновационного портфеля.

Инновационный портфель должен содержать разнообразные проекты: крупные и мелкие, долго- и краткосрочные, различные по назначению и принципам реализации, что, в свою очередь, необходимо для оптимального внедрения инноваций с одновременной высокой результативностью финансово-экономических показателей, а также для успешной реализации инновационной стратегии предприятия. Поэтому содержание портфеля должно достаточно часто подвергаться ревизии, пересмотру и обновлению.

Заключительным элементом механизма формирования инновационного портфеля предприятия является рациональное разделение инноваций на инновации, подлежащие внедрению, и инновации, которые разрабатываются к продаже.

В аспекте вышеизложенного отметим, что инновационный портфель представляет собой комплексно обоснованный перечень инноваций, приобретенных и собственной разработки, подлежащих внедрению на предприятии и разработанных предприятием для реализации.

Главным выводом следует считать то, что использование механизма формирования инновационного портфеля предприятия является одним из элементов оценки инновационного потенциала и обусловливает стратегии инновационного развития в установившейся экономике.

список литературы

1. Каржаув А.Т., Фоломьев А.Н. Национальная система венчурного инвестирования. М.: Экономика, 2006. 239 с.

2. Nieto M. From R&D Management to Knowledge Management: An Overview of Studies of Innovation

3. Management // Technological Forecasting and Social Change. 70 (2002). Р. 1-27.

4. Ravichandran T. Redefining Organizational Innovation: Towards Theoretical Advancements // J. of High Technology Management Research, 10 (2). 2000. Р. 243-274.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.