СУВОРОВА В. С.
СПЕЦИФИКА ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ В СТУДЕНЧЕСКИХ МЕДИА
Аннотация. В статье рассматривается применение интернет-мемов в качестве иллюстративного комплекса и самостоятельного медиатекста в студенческих медиа. Функции и задачи интернет-мемов исследуются на примере медиатекстов, распространяющихся на платформе социальной сети ВКонтакте.
Ключевые слова: интернет-мем, студенческие медиа, паблики, социальные сети.
SUVOROVA V. S.
THE FEATURES OF INTERNET MEMES IN STUDENT MEDIA
Abstract. The article examines the use of Internet memes as an illustrative complex and an independent media text in student media. The author studies the Internet meme functions and objectives on the example of media texts distributed on the VKontakte social network platform.
Keywords: Internet meme, student media, public, social networks.
Студенческие медиа - особый элемент молодежной культуры, наиболее ярко иллюстрирующий процессы, происходящие в коммуникационной среде учащихся высших и средних учебных заведений. Такие медиа могут как курироваться преподавателями (СМИ, выпускаемые университетом, кафедрой, студенческим советом), так и самозарождаться в студенческом сообществе. К последним относятся разнообразные паблики «Подслушано...», «Цитаты...» и другие сообщества по интересам. Такие медиа объединяют наиболее активных представителей молодежи и позволяют им не только заниматься самовыражением, но и обеспечивают коммуникацию, реализуют информационную и нередко рекреативную функции.
Аудитория студенческих медиа, как правило, наиболее открыта к различным изменениям и активно поддерживает создание и распространение новых трендов и способов передачи информации. Наиболее интересным, в этом плане, кажется использование мемов в качестве основного медиатекста студенческих СМИ. Сегодня мемы являются важной и неотъемлемой частью интернет-культуры, без них сложно представить современную цифровую коммуникацию, особенно хорошо эта тенденция прослеживается именно в молодежных и студенческих сообществах. В этом исследовании мы рассмотрели студенческие паблики, функционирующие на платформе социальной сети ВКонтакте: «Лупа и Пупа», «Магистратура Цифровая журналистика | МГУ Огарёва», «Цитаты ИНоЗа (экологи и К°) СПбГУ». Во всех представленных сообществах часть публикаций сопровождается
мемом - картинкой с сопроводительной надписью, как правило, имеющей юмористический или сатирический характер.
В широком смысле мемом принято называть единицу значимой культурной информации. Этот термин был впервые употреблен в книге Ричарда Докинза «Эгоистичный ген» в 1976 году и применяется, как правило, в рамках меметики, теории эволюции культуры по аналогии с генетикой, построенной на биологической теории Дарвина.
В данном исследовании мы рассматриваем термин «мем» в узком смысле, как культурный артефакт, единицу интернет-коммуникации, сложный интернет-знак, который имеет определенную устоявшуюся, креолизованную форму. «Интернет-мемы - это общедоступные аудиальные, визуальные или текстовые объекты, созданные в рамках мемографической практики. Для интернет-мемов характерны анонимность, цифровая форма распространения, репликация (стилистическое сходство с другими мемами и распространение с помощью идентичных или измененных копий). Клаудия Вуллиам в качестве условий существования интернет-мема также называет эфемерность, апроприацию и комедийное намерение» [3]. Стоит отметить, что Саймон Дж. Эвнин считает, что «на современном уровне развития мем может намеренно использоваться, чтобы сделать что-то не смешным» [2].
Мемом может являться вербальный текст, изображение, звук, идея ли символ, его основу всегда составляет штамп (устойчивый к контексту, универсальный шаблон, на котором строятся варианты мема) и субверсия (игра со штампом, осознанное нарушение шаблона). Таким образом, формируются кластеры, в которые входят экспоненциально увеличивающиеся варианты. Штампы намеренно создаются пользователями или самозарождаются в интернет-среде и распространятся в виде вариантов мема, быстро становясь вирусными.
В обществе интернет-мемы выполняют ряд важных функций. Основываясь на классификации Н. А. Зиновьевой [1], основными из них можно считать следующие:
1) коммуникативная функция. Люди обмениваются мемами, выражая таким образом свою точку зрения и реакцию на то или иное явление;
2) информативная функция. Поскольку мемы превратились в простой и доступный способ обмена информацией, они зачастую выступают распространителем последних новостей;
3) воздействующая функция. Мемы могут использоваться в качестве инструмента пропаганды и формирования мировоззрения человека.
Отметим, что в студенческих СМИ эти три функции осуществляются в рамках новостных публикаций. Как правило, в этом случае мем является иллюстрацией для инфоповода и дает дополнительную эмоциональную оценку.
4) функция идентификации. Правильное понимание внутригрупповых мемов и их передача символически отграничивает членов группы от чужих;
5) функция социализации. Мемы участвуют в поддержании групповых связей, выступая предметом внутригруппового обмена. Без знания мемов, характерных для того или иного сообщества, практически невозможно функционировать в нем. В студенческих медиа это мемы, построенные на обыгрывании профессиональных или студенческих шуток, направленные на рефлексию и передачу полученных знаний. Примером могут служить такие шаблоны, как «филологическая дева», «Качок Доге и Чимс», а также различные шаблоны, имеющие структуру коллажа. Так, паблик «Цитаты ИНоЗа (экологи и К°) СПбГУ» использует шаблон «меч в ножнах» с надписью «пироксен» в первой части и «пироксен-плагиоклазовый андези-базальтовый порфирит» во второй;
6) функция репрезентации. Мемы позволяют индивиду или целому сообществу транслировать свои мысли, идеи, переживания широкой аудитории. Эта функция наиболее ярко прослеживается в мемах о студенческой жизни, описывающих бытовые ситуации;
7) рекреативная функция. Юмористическая основа мема способствует поднятию настроения и обеспечивает распространение его в качестве медиатекста для отдыха.
Для студенческих СМИ ключевыми являются коммуникативная, информативная, рекреативная функции и функция репрезентации, реже встречаются воздействующая функция, функция социализации и идентификации.
К основным формам применения мемов в студенческих медиа стоит отнести мем как самостоятельный медиатекст («Магистратура Цифровая журналистика | МГУ Огарёва») и мем как элемент иллюстративного комплекса, сопровождающего основную новостную публикацию («Лупа и Пупа», «Магистратура Цифровая журналистика | МГУ Огарёва», «Цитаты ИНоЗа (экологи и К°) СПбГУ»).
При использовании интернет-мема в качестве иллюстрации к медиатексту можно добиться решения следующих задач:
- иронично высмеять проблему или образ героя мема;
- придать медиатексту дополнительную оценку, усилить экспрессию;
- привлечь внимание к публикации за счет популярности мема или шаблона;
- сгладить остроту проблемы, снизить возможность возникновения негативной ответной реакции;
- увеличить значимость проблемы, благодаря использованию шаблонов с оценочной, экспрессивной коннотацией.
Для студенческих медиа наиболее важно выразить субъективное мнение сообщества, дать оценку ситуации, а также поделиться эмоциями с лояльной аудиторией. Применение мемов позволяет наиболее лаконично решить эти задачи.
В современном обществе мемы являются важным инструментом для формирования и поддержании групповых связей, выступая предметом внутригруппового обмена. Они способствуют объединению представителей сообществ. Как правило, мемы самозарождаются в группах с тесной межличностной коммуникацией и становятся своеобразным фольклором, нацеленным на переживание совместного опыта и эмоций. Без знания мемов, характерных для того или иного сообщества, практически невозможно функционировать в нем, благодаря этому формируется понятие «корпоративных мемов», свойственных членам отдельно взятой компании, в данном случае студенческого сообщества. Это обуславливает и тематические рамки, свойственные для мемов, распространяющихся на площадках студенческих медиа.
Можно выделить следующие форматы, преобладающие в рассматриваемых нами сообществах:
- информационные мемы об актуальных проблемах;
- бытовые мемы о студенческой жизни;
- «добрые мемы», нацеленные на эмоциональную поддержку аудитории.
Отдельно стоит выделить мемы, использующиеся в качестве нейтральной иллюстрации основного информационного текста, но не несущие отдельной тематической нагрузки. Это, как правило, популярные шаблоны, адаптированные под содержание публикации, но не реализующие воздействующую функцию.
Мемы об актуальные проблемах чаще всего имеют в составе нарратива новостное сообщение, связанное с актуальным инфоповодом. Так, паблик «Лупа и Пупа» сопровождают мемом «Слепая» новостную публикацию о несвоевременном ремонте общежития (02.11.2022), также в тексте поста содержится вербальный мем «денег нет, но вы держитесь». «Цитаты ИНоЗа (экологи и К°) СПбГУ») сопровождают публикацию «Как потратить миллиарды или СПбГУ переезжает - Часть 4» мемом-комиксом из видеоролика, пародирующего Никиту Михалкова: «Было бы желание, а секретные документы всегда найдутся» (18.06.2022). В качестве примера мема об актуальных проблемах, распространяющегося в форме самостоятельного медиатекста, можно отнести публикацию сообщества «Магистратура Цифровая журналистика | МГУ Огарёва». В верхней части шаблона «И так сойдет», заимствованного из советского мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» (1965), содержится подпись: «Как меняется расписание у магистрантов» (02.01.2022). Стоит отметить, что в текстовой части поста содержится вербальный мем: «Не баян, а классика», являющийся субверсией мема «баян». Таким образом, можно сказать, что в
студенческих сообществах мемы нередко используются для ироничного высмеивания проблемы, волнующей авторов публикаций. Мем может как сопровождать более развернутый комментарий ситуации, так и лаконично передавать эмоциональный посыл.
Второй значимой группой являются бытовые мемы, затрагивающие популярные сюжеты их студенческой жизни (сессия, практика, проблемы с учебой), они могут быть не только массовыми, нацеленными на все студенческое сообщество, но и локальными, понятными для аудитории одной группы, факультета. Так «Цитаты ИНоЗа (экологи и К°) СПбГУ» используют шаблон мема, заимствованный из мультфильма «Как приручить дракона 3», чтобы рассказать о специфике прохождении Крымской геологической практики (01.06.2022). С помощью мема-комикса разыгрывается сюжет, где персонажи мультфильма изображают практиканта, местного жителя и геолога. Паблик «Магистратура Цифровая журналистика | МГУ Огарёва» в рубрике #МемЖурналиста публикует кадр из фильма (1967) с изображением Паночки с подписью «первые пары» и Хомы - «ты на работе», вербальная часть мема передает типичную для студентов проблему совмещения работы и учебы и будет понятна аудитории, независимо от ее принадлежности к конкретной специальности.
Еще одной ключевой для молодежной аудитории группой мемов являются так называемые «добрые мемы». Главная их особенность - субверсия структуры мема, нарочитая серьезность. В таком случае вместо ироничного повествования, высмеивающего проблему, пользователь получает позитивный контент, направленный на поддержку героя мема, что вызывает смех уже потому, что происходит субверсия шаблона. «Добрые мемы» в вербальной части часто содержат эрратив, использующийся для того, чтобы усилить эффект инфантилизации, подражания детской речь, что должно вызвать умиление аудитории. Среди «добрых мемов» распространены шаблоны «мемов с котами», что так же влияет на восприятие медиатекста: «давай просто попробуем выжить» («Лупа и Пупа») (31.08.2022), «Если говорят, что ты не поступишь на Цифровую журналистику: никаво не слушай пупсек» («Магистратура Цифровая журналистика | МГУ Огарёва») (14.08.2022).
Таким образом, основными характеристиками интернет-мема являются информационная наполненность, способность к быстрому распространению от человека к человеку, устойчивая форма при неустойчивом значении, связь с определенной аудиторией, для которой он служит способом выражения эмоций. Основной функцией мема в коммуникации является именно это выражение эмоций и комический эффект.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зиновьева Н. А. Функции интернет-мемов в обществе. Социологический взгляд // XVIII Всероссийская объединенная конференция. - СПб., 2015. - С. 54-56.
2. Simon J. Evnine. Memes and Humor: Reply to Claudia Vulliamy's «What is a Meme?» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://thephilosophersmeme.com/2021/12/30/ vulliamy-response // (дата обращения: 02.12.2022).
3. Vulliamy C. What Is A Meme? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://thephilosophersmeme.com/2021/11/30/what-is-a-meme/ (дата обращения: 02.12.2022).