Чеботарева А.А.,
кандидат юридических наук, доцент, доцент Юридического института Московского государственного
университета путей сообщений
СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЩЕСТВА
Автор проводит теоретико-правовое исследование информационных правоотношений, их особенностей, дает характеристику каждого из элементов структуры - субъектного состава, объекта, по поводу которого складываются информационные правоотношения, и их содержания. Рассматривается вопрос подходов к классификации информационных отношений. Особое внимание уделяется вопросу метода правового регулирования современных информационных правоотношений. Ключевые слова: информационное общество, электронное государство, информационные правоотношения, виды информационных отношений, содержание информационных отношений, информационные права и свободы
Chebotareva A.,
Associate Professor of Law Institute of Moscow State University of Railway Engineering,
PhD in Law, Associate Professor
THE SPECIFICITY OF INFORMATION LEGAL RELATIONS AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE INFORMATION
SOCIETY
The author is conducted theoretical-legal research of information legal relations, their features, defined of each of the elements of the structure- the subjective composition, the object, on the occasion of which the information legal relations and their content are formed. The issue of approaches to the classification of information legal relations is examined. Special attention is paid to the issue of the method of legal regulation of modern information legal relations.
Keywords: information society, electronic state, information legal relations, kinds of information relations, content of information relations, information rights and liberties
Для сегодняшнего этапа развития информационного общества, электронного государства характерно активное развитие информационного законодательства, стремящегося дать адекватное правовое регулирование отношениям, возникающим, изменяющимся, получающим новое развитие в современной информационной среде.
В результате воздействия информационно-правовых норм на складывающиеся отношения в информационной сфере последние приобретают форму правоотношений, то есть общественных отношений, урегулированных нормами права.
Информационные правоотношения можно определить как общественные отношения, урегулированные нормами информационного права, возникающие в процессе поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, а также связанные с
un
ними отношения. При этом отношения, входящие в предмет информационного права, взаимосвязаны между собой и образуют определенную систему.
Эти отношения, безусловно, имеют определенную специфику и выделяются в качестве самостоятельных под влиянием целого ряда факторов. Так, А.Б. Венгеров в своих работах отмечал (при этом им же впервые применен термин «информационное отношение»), что «информация всегда была неотъемлемым условием существования человеческого общества. Однако в традиционных системах управления «человек - человек» эти отношения находились и находятся как бы в связанном виде, переплетены с собственно управленческими отношениями. Только на этапе автоматизации они выделяются в относительно самостоятельный вид».
Прежде всего информационное право как отдельная отрасль права регулирует однородную группу общественных отношений. Особенность данных отношений можно подчеркнуть следующими признаками.
1) Такие отношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере при обращении к информации.
2) Складываются по поводу обладающих определенной спецификой объектов, к которым относятся информация, информационные объекты, информационные технологии. И такие объекты в силу их особенностей невозможно поставить в один ряд с другими объектами правового регулирования.
Информационные правоотношения имеют характерное внутреннее строение (структуру). Структура показывает, из каких элементов состоит правоотношение и как эти элементы взаимосвязаны друг с другом. Правоотношение (в том числе и информационное) состоит из трех элементов: объект, субъект, содержание.
Важнейший элемент правоотношения - субъекты. Субъектами информационного права выступают участники (стороны) регулируемых нормами информационного права общественных отношений. К ним относятся: человек, физическое лицо (включая граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан), общество, юридическое лицо, государство, орган государственной власти, орган местного самоуправления.
Субъект информационного правоотношения должен обладать информационной правосубъектностью. Понятие «информационная правосубъектность» включает в себя понятие «информационная правоспособность» и «информационная дееспособность».
Информационная правоспособность рассматривается как проявление общей правоспособности, под которой понимается установленная и охраняемая государством возможность или способность данного субъекта вступать в правовые отношения. В этом случае субъект приобретает юридические права, обязанности, а также обязанность нести ответственность за реализацию таких прав и обязанностей. В таком понимании правоспособность является предпосылкой возникновения правовых отношений с участием этого субъекта.
Предпосылкой для возникновения информационных правоотношений является информационная правоспособность, которая выражается в определяемой информационно-правовыми нормами возможности данного субъекта приобретать информационные права и обязанности (права и обязанности в информационной сфере) и нести юридическую ответственность за их практическую реализацию. Каждый, кто нормами информационного права наделен правами и обязанностями в информационной сфере, может рассматриваться в качестве субъекта информационного права.
Однако субъект информационного права может стать субъектом информационных правоотношений тогда, когда он обладает вторым элементом информационной правосубъектно-
икз
сти - информационной дееспособностью. Информационная дееспособность подразумевает способность субъекта своими действиями приобретать права, создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за свои действия в информационной сфере. В нашем случае речь идет о практической способности субъекта реализовать свою информационную правоспособность в условиях конкретных информационных правоотношений.
При этом «гражданин, физическое лицо, вне зависимости от его трудовых и иных аналогичных контактов, всегда является членом социального коллектива, единицей в геополитических, административно-территориальных, культурологических, духовных структурах, деятельность которых регулируется либо морально-нравственными нормами, либо нормами законодательства. И все они связаны с информационным фоном потребностей этого лица в информации и являются активными приемниками информации, идущей от гражданина. Чем определеннее развиты различные институты демократии, тем прочнее связи гражданина с государством, государственной организацией»1.
Рассматриваемая область общественных отношений, то есть отношений, складывающихся в процессе реализации электронным государством своих функций, безусловно, обладает определенной спецификой, при этом упоминаемые И.Л. Бачило связи гражданина с этим государством становятся еще более тесными - с одной стороны, и более прозрачными и открытыми - с другой.
Объект правоотношения представляет собой то, на что воздействуют правоотношения. Это все те материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы, по поводу которых субъекты информационного права вступают в информационно-правовые отношения. К примеру, объектом информационных правоотношений будут выступать государственные и муниципальные услуги в электронном виде.
Содержание как третий элемент правоотношений образует юридические права и обязанности участников (субъектов) информационных правоотношений. В нашем примере -это права и обязанности получателей услуг (заявителей) и тех, кто их предоставляет (федеральный орган исполнительной власти, орган государственного внебюджетного фонда, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления).
Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми связывается возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Их можно подразделить на события и действия.
События - это юридические факты, которые не связаны с волей людей (стихийные бедствия, смерть человека, достижение совершеннолетия и т.д.). В качестве примера события можно привести ситуацию аппаратного или программного сбоя.
Действия - это юридические факты, наступление которых связано с волей и сознанием участников правоотношений (в свою очередь подразделяются на правомерные и неправомерные). Правомерным действием, к примеру, будет являться соответствующее нормам закона предоставление (получение) государственной (муниципальной) услуги в электронном виде. Примером неправомерного действия будет уголовно наказуемое деяние - неправомерный доступ к компьютерной информации.
Обращаясь к классификации информационных правоотношений, остановимся на некоторых из возможных критериев. Безусловно, современные информационные правоотношения отличаются своим разнообразием по характеру, содержанию и направленности.
1 БачилоИ.Л. Информационное право: Учебник. М.: Юрайт, 2011. С. 61.
шз
Так, по первому критерию - характеру взаимоотношений между субъектами, обязанным и управомоченным лицом (важнейший аспект при этом - степень ограничения (отчуждаемости) информационного права) - информационные правоотношения подразделяются на абсолютные и относительные.
Абсолютное информационное правоотношение - это, например, отношение, связанное с реализацией гарантированного Конституцией РФ права на свободу мысли и слова.
Пример относительного информационного правоотношения - отношение, связанное с использованием информации, в том числе распространением ее, по своему усмотрению, передачей информации другим лицам по договору или на ином установленном законом основании, осуществлением иных действий с информацией или разрешением осуществления таких действий обладателем информации. Данное правоотношение, безусловно, является относительным, поскольку законодатель обязан ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
По критерию функций права информационные правоотношения делятся на регулятивные, возникающие при реализации информационных прав и обязанностей, установленных нормами информационного права, и охранительные, которые возникают при условии нарушения прав и невыполнения обязанностей, когда участники правоотношения нуждаются в правовых способах защиты со стороны государства. Регулятивным, к примеру, будет правоотношение, складывающееся в рамках реализации права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а охранительным - правоотношение, связанное с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами, с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.
Также информационные правоотношения дифференцируются на материальные, складывающиеся в рамках реализации информационных прав и обязанностей, регулируемые, соответственно, материальными нормами информационного права, и процессуальные (процедурные), которые, в свою очередь, регламентируют процедуру, правила реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений. Так, материальное правоотношение - отношение, связанное с защитой персональных данных в рамках действующего российского законодательства, а процессуальные - это правоотношения, связанные с реализацией права уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию; осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах их полномочий; требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных; обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных и представлять интересы субъектов персональных данных в суде и т.п.
В зависимости от предмета информационного права, то есть в зависимости от своего содержания, информационные правоотношения можно подразделить на:
иа
- отношения, непосредственно связанные с производством, поиском, получением, преобразованием, передачей, распространением и потреблением информации; и это, безусловно, одна из основных, базовых групп информационных отношений;
- правоотношения в области обеспечения информационной безопасности, к примеру, в рамках актуальных на современном этапе развития информационного общества правоотношений, связанных с реализацией так называемого «антипиратского закона»;
- правоотношения в области формирования информационных ресурсов и предоставления информационных услуг (например, правоотношения, складывающиеся по поводу предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде) и т.д.
Сформированных подходов к классификации информационных правоотношений сегодня немало. Так, А.А. Стрельцов в зависимости от характера взаимодействия субъектов в информационной сфере выделяет следующие группы информационных отношений:
- товарно-денежные, в которых информация в форме сообщений выступает в качестве товара, услуги или объекта прав интеллектуальной собственности;
- духовные, в которых информация в форме сведений воздействует на психическое состояние субъектов, формирование их мировоззрения;
- в области социального и государственного управления, где сведения и сообщения выступают в качестве легитимного воздействия на управляемых субъектов для обеспечения их требуемого поведения;
- в области управления техническими и технологическими системами, в которых информация в форме сообщений, обеспечивающих согласованное функционирование этих систем, выступает в качестве объекта отношений между владельцами систем и персоналом, обслуживающим эти системы;
- связанные с повседневным общением между людьми, где информация в форме сведений выступает в качестве обеспечения адаптации индивидов к условиям окружающей действительности, а в форме сообщений - в качестве обмена сведениями2.
Специфика складывающихся современных информационных правоотношений - в неоднозначном подходе к их правовому регулированию. Речь идет как об императивном характере регулирования этих отношений, так и о диспозитивности. Анализ информационных правоотношений на современном этапе развития информационного общества позволяет сделать вывод об усилении диспозитивного начала правового регулирования, что, в свою очередь, доказывает все большее «отпочковывание» информационного права от административного права, окончательное формирование информационного права как самостоятельной отрасли права. Несмотря на исторически сложившееся представление о преимущественно императивном характере регулирования информационных отношений, сегодня, учитывая специфику складывающихся отношений, прежде всего интернет-отношений, за основу должно быть принято диспозитивное регулирование, что с точки зрения юридической техники должно найти отражение в формулировках правовых норм. Так, среди информационно-правовых норм лидирующее положение должны занять нормы управомочивающие (правоустановительные), а не обязывающие или запрещающие. К примеру, анализ Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» позволяет прийти к выводу о том, что именно нормы, предоставляющие субъекту право на совершение тех или иных действий, превалируют в нем.
2 Стрельцов А.А. Содержание информационных отношений // Теоретические проблемы информационного права. М., 2006. С. 28-37.
ип
Список литературы
1. БачилоИ.Л. Информационное право: Учебник. М.: Юрайт, 2011. С. 61.
2. Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. Теоретические проблемы: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1975.
3. Стрельцов А.А. Содержание информационных отношений // Теоретические проблемы информационного права. М., 2006. С. 28-37.
4. ЧеботареваА.А. Информационное право: Учеб. пособие. М., 2014.
Reference list
1. Bachilo I. The information law: Textbook. M., 2011. P. 61.
2. Chebotareva A. The information law: Textbook. M., 2014.
3. Strel'tsov A. The content of information relations // Theoretical issues of information law. M., 2006. P. 28-37.
4. Vengerov A. The law and information in the conditions of automation control. Theoretical issues: Synopsis of a thesis of Doctor of Law. M., 1975.