Научная статья на тему 'Специфика и взаимосвязь экономической безопасности и транспортного комплекса страны'

Специфика и взаимосвязь экономической безопасности и транспортного комплекса страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4293
627
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / СЕКТОР / ТРАНСПОРТ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / БЮДЖЕТ / УРОВЕНЬ ДОХОДА / ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / КАТЕГОРИЯ / МАТРИЦА / УГРОЗЫ / РИСКИ / МЕХАНИЗМ / МОНИТОРИНГ / ECONOMY / SECTOR / TRANSPORT / PROVIDING / BUDGET / INCOME LEVEL / GROSS DOMESTIC PRODUCT / INDUSTRIAL PRODUCTION / STANDARD OF LIVING / CATEGORY / MATRIX / THREATS / RISKS / MECHANISM / MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабкина Татьяна Владимировна, Буравова Алена Андреевна, Трембач Ксения Ивановна

Обоснована актуальность развития транспорта как составляющего элемента экономической безопасности, определено значение транспортной отрасли в системе безопасности страны. Классифицированы виды и категории транспорта. Обоснована роль транспорта в обеспечении экономической безопасности. Отслеживание и упреждающая оценка негативных тенденций в транспортной отрасли с точки зрения экономической безопасности современной России является актуальной и значимой задачей. Ее практическое решение требует поиска решения таких проблем как определение роли транспорта, выбор модели и организация мониторинга транспортного комплекса; разработка механизма оценки влияния транспортной отрасли на социально-экономическое развитие страны. В статье представлены основные составляющие экономической безопасности транспортной отрасли и угрозы, оказывающие наибольшее влияние на нее. Авторами систематизированы показатели характеризующие экономическую безопасность транспортной отрасли. Доказано, что экономическую безопасность транспорта целесообразно оценивать количественно в долях или процентах от необходимого уровня, используя при этом показатели, характеризующие наиболее важные стороны транспортного обеспечения страны и позволяющие обслуживать население и экономику страны на необходимом уровне. При этом обосновано, что важное значение имеют пороговые уровни предложенных показателей, т.е. предельные величины, превышение уровня которых нарушает воспроизводственный цикл, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций и в конечном итоге к снижению экономической эффективности системы. Авторами разработана матрица взаимосвязи уровней экономической безопасности, видов транспорта и сопутствующих рисков. Рассмотрен механизм управления экономической безопасностью в транспортной отрасли, который, по мнению авторов, должен опираться на комплексную оценку тенденций развития экономических процессов в отрасли, выявление угроз экономической безопасности, мониторинг фактических значений выбранных показателей и их пороговых значений. По результатам мониторинга разрабатываются предложения по стратегическому развитию отрасли, т.е. повышению уровня ее экономической безопасности, и меры по нейтрализации существующих угроз экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics and interrelation of economic security and transport complex of the country

Relevance of development of transport as the making element of economic security is proved, value of transport branch in a country security system is defined. Types and categories of transport are classified. The transport role in providing economic security is proved. Tracking and anticipatory assessment of negative tendencies in transport branch from the point of view of economic security of modern Russia is an actual and significant task. Its practical decision demands search of the solution of such problems as definition of a role of transport, a choice of model and the organization of monitoring of a transport complex; development of the mechanism of an assessment of influence of transport branch on social and economic development of the country. The main components of economic security of transport branch and threat having the greatest impact on it are presented in article. Authors systematized the indicators characterizing economic security of transport branch. It is proved that it is expedient to estimate economic security of transport quantitatively in shares or percent from necessary level, using thus the indicators characterizing the most important parties of transport service of the country and allowing to serve the population and national economy at the necessary level. Thus it is proved that threshold levels of the offered indicators, i.e. limit sizes which excess of level breaks a reproduction cycle are important, leads to formation of negative, destructive tendencies and finally to decrease in economic efficiency of system. Authors developed a matrix of interrelation of levels of economic security, means of transport and the accompanying risks. The mechanism of management of economic security in transport branch which, according to authors, has to lean on a complex assessment of tendencies of development of economic processes in branches, identification of threats of economic security, monitoring of the actual values of the chosen indicators and their threshold values is considered. By results of monitoring offers on strategic development of branch, i.e. increase of level of its economic security, and a measure for neutralization of the existing threats of economic security are developed.

Текст научной работы на тему «Специфика и взаимосвязь экономической безопасности и транспортного комплекса страны»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/182EVN515.pdf DOI: 10.15862/182EVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/182EVN515)

УДК 656

Бабкина Татьяна Владимировна

ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева»

Россия, филиал в г. Новомосковск1 Доцент кафедры «Менеджмент» E-mail: tsurkova@rambler.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=445811

Буравова Алена Андреевна

ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева»

Россия, филиал в г. Новомосковск Ассистент кафедры «Менеджмент» E-mail: malik_alenka@mail.ru

Трембач Ксения Ивановна

ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева»

Россия, филиал в г. Новомосковск Ассистент кафедры «Менеджмент» E-mail: tululu_ksu@mail.ru

Специфика и взаимосвязь экономической безопасности и транспортного комплекса страны

1 301665, Центральный федеральный округ, Тульская область, г. Новомосковск, ул. Дружбы, 8

1

Аннотация. Обоснована актуальность развития транспорта как составляющего элемента экономической безопасности, определено значение транспортной отрасли в системе безопасности страны. Классифицированы виды и категории транспорта.

Обоснована роль транспорта в обеспечении экономической безопасности.

Отслеживание и упреждающая оценка негативных тенденций в транспортной отрасли с точки зрения экономической безопасности современной России является актуальной и значимой задачей. Ее практическое решение требует поиска решения таких проблем как определение роли транспорта, выбор модели и организация мониторинга транспортного комплекса; разработка механизма оценки влияния транспортной отрасли на социально-экономическое развитие страны.

В статье представлены основные составляющие экономической безопасности транспортной отрасли и угрозы, оказывающие наибольшее влияние на нее.

Авторами систематизированы показатели характеризующие экономическую безопасность транспортной отрасли. Доказано, что экономическую безопасность транспорта целесообразно оценивать количественно в долях или процентах от необходимого уровня, используя при этом показатели, характеризующие наиболее важные стороны транспортного обеспечения страны и позволяющие обслуживать население и экономику страны на необходимом уровне.

При этом обосновано, что важное значение имеют пороговые уровни предложенных показателей, т.е. предельные величины, превышение уровня которых нарушает воспроизводственный цикл, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций и в конечном итоге - к снижению экономической эффективности системы.

Авторами разработана матрица взаимосвязи уровней экономической безопасности, видов транспорта и сопутствующих рисков.

Рассмотрен механизм управления экономической безопасностью в транспортной отрасли, который, по мнению авторов, должен опираться на комплексную оценку тенденций развития экономических процессов в отрасли, выявление угроз экономической безопасности, мониторинг фактических значений выбранных показателей и их пороговых значений. По результатам мониторинга разрабатываются предложения по стратегическому развитию отрасли, т.е. повышению уровня ее экономической безопасности, и меры по нейтрализации существующих угроз экономической безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность; экономика; сектор; транспорт; обеспечение; бюджет; уровень дохода; валовый внутренний продукт; промышленное производство; уровень жизни; категория; матрица; угрозы; риски; механизм; мониторинг.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Бабкина Т.В., Буравова А.А., Трембач К.И. Специфика и взаимосвязь экономической безопасности и транспортного комплекса страны // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/182EVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/182E VN515

Развитие рыночных отношений, появление новых причин мотивации труда, «мутация» организационно-правовых форм ставят вопрос о необходимости управления экономическими процессами. В настоящее время все чаще и чаще особая роль уделяется поддержанию высокого уровня экономической безопасности как обязательному условию устойчивого функционирования и достижения постоянного роста национальной экономики, реального и финансового секторов экономики и хозяйствующих субъектов. Эта проблема сохраняет свою актуальность для одной из стратегически важных отраслей - транспорта.

Современное состояние экономики страны в целом способствует тому, что регионы становятся более обособленными, а также возрастает роль хозяйствующих субъектов, все это позволяет говорить о значении транспорта в развитии государства и в обеспечении его экономической безопасности.

Под экономической безопасностью следует понимать совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному развитию и самосовершенствованию. Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов [1].

Важность и актуальность развития транспорта как составляющего элемента экономической безопасности обусловливается ее особым значение в системе безопасности страны. Различные виды транспорта участвуют в формировании бюджетов различного уровня, в создании общественного продукта и национального дохода страны. Влияние транспорта на экономическую безопасность ОЖХ. Опосредованно прослеживается и в социальной сфере через необходимость обеспечения необходимого уровня социальной защиты работников транспорта, поддержание тарифов на пассажирские перевозки на уровне, обеспечивающем нормальный уровень миграционных процессов, высокий уровень безопасности и комфортности перевозок.

В общем понимании транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов [2].

Экономический рост страны зависит от множества как внутренних, так и внешних факторов. В первую очередь он зависит от перераспределения ресурсного потенциала, производственной составляющей, стабильности национальной валюты и т.д. Но, так же, нельзя забывать и про транспортный комплекс, который отвечает за устойчивое и динамичное развитие темпа роста экономического развития, что в свою очередь способствует обеспечению экономической безопасности на всех ее уровнях.

Транспортный комплекс или транспортная система является одним из крупнейших многоотраслевых сфер деятельности, которая включает в себя все виды и категории транспорта.

Под видами транспорта подразумевается наземный транспорт, водный транспорт и воздушный транспорт. В свою очередь данная классификация имеет более детальное деление. Так, например, наземный транспорт состоит из железнодорожного и автомобильного транспорта, водный - морского и внутренне водного, а воздушный, соответственно, из самолетного и вертолетного транспортов. Некоторые источники выделяют такой вид транспорта как трубопроводный и транспорт будущего, которые в настоящее время находятся на уровне разработок и испытаний.

В истории развития общества водный транспорт появился одним из первых. От других видов транспорта он отличается высокой емкостностью, низкой себестоимостью транспортировок на длинные расстояния, а также возможностью перевозки крупногабаритных грузов между континентами. Что касается водного транспорта в пассажирских перевозках, то в настоящий момент его роль существенно уменьшилась, что в первую очередь связано с низкой скоростью передвижения, зависимостью от географических, навигационных и погодных условий. Исключениями следует считать скоростные суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке. Но также нельзя забывать про роль паромов и круизных лайнеров.

Автомобильный транспорт в современности является самым распространённым видом передвижения. Автомобили индивидуального пользования, легковые, составляют подавляющее большинство в общей массе существующих автомобилей. Несмотря на высокий спрос данной категории транспорта, он имеет и ряд негативных сторон. Основными из которых является неоправданно высокая стоимость топлива и дороговизна обслуживания. Также основная доля экологического ущерба планете связана с автотранспортом.

Железнодорожный транспорт один из самых распространенных видов транспорта. С середины 19 века данный вид транспорта становится самым стратегически важным транспортом промышленных стран того времени. В настоящее время под железнодорожным транспортом понимают вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги.

Воздушный транспорт относится к самый дорогим видам транспорта. Данный вид транспорта обладает наивысшей скоростью доставки, высокой надежностью и высокой сохранностью, а также возможностью достижения отдаленных районов. Основной сферой применения воздушного транспорта являются пассажирские перевозки на расстояниях более 1000 километров. Кроме того, осуществляются грузовые перевозки, но их доля очень мала. В основном авиатранспортом перевозят ценные грузы, скоропортящиеся продукты и почту.

Трубопроводный транспорт сам по себе является транспортным средством. К основным преимуществам такого вида транспорта можно отнести низкую себестоимость, большую пропускную способность, высокую сохранность груза, низкую капиталоемкость. Кроме того, используя данный вид транспорта, требуются минимальные трудозатраты. Стоит отметить, что трубопроводный транспорт имеет основной недостаток - ограничения по видам транспортируемых грузов, т.к. ими являются лишь газ, нефтепродукты и эмульсии сырьевых материалов.

Самый повседневный вид трубопроводного транспорта — водопровод и канализация

[3].

Если говорить о делении транспорта категории, то можно представить следующую классификацию (рисунок 1):

• транспорт общего пользования,

• транспорт специального пользования,

• личный или индивидуальный транспорт.

Транспорт представляет собой систему, состоящую из подсистем: транспорт общего пользования, транспорт необщего (специального) пользования и личный транспорт. Понятия «транспорт общего пользования» и «общественный транспорт» часто используют как синонимы, однако общественный транспорт входит в понятие «транспорт общего пользования», являясь его подкатегорией. Данный вид транспорта обслуживает торговлю в виде перевозки товаров и население в виде пассажирских перевозок. Транспорт специального

пользования отвечает за внутрипроизводственный и внутриведомственный транспорт. К личному транспорту относятся все виды транспортных средств, находящиеся в частном пользовании (велосипеды, мотоциклы, автомобили категории Б, частные самолёты и яхты).

Транспорт для любого государства является инструментом реализации не только национальных интересов и обеспечения достойного места в мировой хозяйственной системе, но также и для обеспечения эффективной внутренней инфраструктуры страны. Устойчивое развитие транспорта является гарантией свободного перемещения товаров и услуг как внутри страны, так и за ее пределы, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности государства и его национальной безопасности, и как следствие, улучшения условий и уровня жизни населения, что в свою очередь оказывает бесспорное влияние на внешнеэкономическую деятельность страны.

Категории транспорта

транспорт общего пользования

обслуживает сферу обращения и население

транспорт специального пользования

внутрипроизводственный и внутриведомственный транспорт

личным транспорт

все виды транспортных

средств, находящиеся в частном пользовании

й ы

н жн

о р

о

д

о н з е л е

еЖ

й ы н ь л и б о м о т в

<

й о к

с р

о

й ы

н

д

о в

й и н н

е тре

у

н В

н и

ч о

й О

т е л о

т р

е В

й ы

н

д

о в

о р

п о

б у

р Т

2 н -

Щ Л Ц

оп с н а

н к

щ

у д у

б п

пс н

на рф

Н К

оо О я

Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

Н

Наземный Водный Воздушный

транспорт транспорт транспорт

Виды транспорта

Рисунок 1. Классификация транспорта по видам и категориям

Развитие экономики под воздействием рыночных механизмов выделило в качестве самостоятельной функцию государства по защите экономической безопасности как условия достижения необходимых темпов развития, стабильного функционирования национальной экономики, ее отраслей и хозяйствующих субъектов.

Кроме того, транспорт имеет большое значение и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит

важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект, а также является одним из факторов привлечения населения и производства.

На рисунке 2 схематически представлены основные составляющие экономической безопасности и угрозы, оказывающие наибольшее влияние на нее.

Рисунок 2. Составляющие экономической безопасности и угрозы, оказывающие наибольшее

влияние на нее

В условиях эффективного функционирования транспортной системы, постоянного совершенствования и развития комплекса транспортного обеспечения возможно стабильное состояние экономической безопасности всех ее подсистем [4].

Экономическая безопасность транспорта характеризуется системой показателей, включающей способность экономики страны к устойчивому росту; доли экспорта в ВВП; соотношение внутреннего и внешнего долга; уровень контроля над национальными ресурсами; устойчивость финансовой системы; уровень зависимости от внешнеэкономических факторов и т.д.

Ее можно оценить и по таким показателям, как объемы промышленного производства и платных услуг на душу населения; соотношение импорта и экспорта; уровень жизни населения, уровень коррупции, и т.п. При этом важное значение имеют пороговые уровни предложенных показателей, т.е. предельные величины, превышение уровня которых

нарушает воспроизводственный цикл, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций и в конечном итоге - к снижению экономической эффективности системы.

Ниже приведена матрица взаимосвязи уровней экономической безопасности, видов транспорта и сопутствующих рисков. (Таблица 1)

Таблица 1

Матрица взаимосвязи уровней ЭБ, видов транспорта и сопутствующих рисков

Виды транспорта Уровни ЭБ ЭБ национальной экономики ЭБ страны ЭБ реального сектора экономики ЭБ финансового сектора экономики ЭБ хозяйствующ его субъекта

Железнодорожный - потеря - кризис; - прирост - низкая - кризис;

экспортно- - угрозы, уровня устойчивость и - прирост

сырьевых выступающие криминальной защищенность уровня

отношений; в виде составляющей национальной криминальной

- большая издержек в стране; финансовой составляющей

зависимость от производствен - повышение системы; в стране;

внешнеэкономич ного цен на топливо - повышение - угрозы,

еских факторов; характера; и сырье; цен на топливо выступающие

- превышение - повышение - проявление и сырье; в виде

доли экспорта в цен на высокой - проявление издержек

ВВП; топливо и степени высокой производстве

- прирост уровня сырье; коррупции; степени нного

криминальной - проявление - снижение коррупции; характера;

составляющей в высокой уровня жизни - снижение - повышение

стране; степени населения. уровня жизни цен на

- проявление коррупции; населения. топливо и

высокой степени - снижение сырье;

коррупции; уровня жизни - проявление

- снижение населения. высокой

уровня жизни степени

населения. коррупции; - снижение уровня жизни населения.

Виды транспорта Уровни ЭБ ЭБ национальной экономики ЭБ страны ЭБ реального сектора экономики ЭБ финансового сектора экономики ЭБ хозяйствующ его субъекта

Автомобильный - большая зависимость от внешнеэкономич еских факторов; - прирост уровня криминальной составляющей в стране; - повышение цен на топливо и сырье; - проявление высокой степени коррупции; - снижение уровня жизни населения. - повышение цен на топливо и сырье; - проявление высокой степени коррупции; - снижение уровня жизни населения. - повышение цен на топливо и сырье; - проявление высокой степени коррупции; - снижение уровня жизни населения.

Морской - большая - кризис; - повышение - низкая - кризис;

зависимость от - угрозы, цен на топливо устойчивость и - прирост

внешнеэкономич выступающие и сырье; защищенность уровня

еских факторов; в виде - проявление национальной криминальной

- превышение издержек высокой финансовой составляющей

доли экспорта в производствен степени системы; в стране;

ВВП; ного коррупции; - повышение - повышение

- прирост уровня характера; - снижение цен на топливо цен на

криминальной - повышение уровня жизни и сырье; топливо и

составляющей в цен на населения. - проявление сырье;

стране; топливо и высокой - проявление

- повышение цен сырье; степени высокой

на топливо и - проявление коррупции; степени

сырье; высокой - снижение коррупции;

- проявление степени уровня жизни - снижение

высокой степени коррупции; населения. уровня

коррупции; - снижение жизни

- снижение уровня жизни населения.

уровня жизни населения.

населения.

Виды транспорта Уровни ЭБ ЭБ национальной экономики ЭБ страны ЭБ реального сектора экономики ЭБ финансового сектора экономики ЭБ хозяйствующ его субъекта

Внутренний - прирост уровня - повышение — кризис;

водный криминальной составляющей в стране; - повышение цен на топливо и сырье; - проявление высокой степени коррупции; - снижение уровня жизни населения. цен на топливо и сырье; - проявление высокой степени коррупции; —снижение уровня жизни населения. — прирост уровня криминальной составляющей в стране; — угрозы, выступающие в виде издержек производстве нного характера; — повышение цен на топливо и сырье; — проявление высокой степени коррупции; — снижение уровня жизни населения.

Самолет - большая - кризис; - угрозы, выступающие в виде — кризис;

зависимость от - угрозы, издержек производственного — прирост

внешнеэкономич выступающие характера; уровня

еских факторов; в виде - повышение цен на топливо и криминальной

- превышение издержек сырье; составляющей

доли экспорта в производствен - проявление высокой степени в стране;

ВВП; ного коррупции; — повышение

- прирост уровня характера; - снижение уровня жизни цен на

криминальной - повышение населения. топливо и

составляющей в цен на сырье;

стране; топливо и — проявление

- повышение цен сырье; высокой

на топливо и - проявление степени

сырье; высокой коррупции;

- проявление степени — снижение

высокой степени коррупции; уровня

коррупции; - снижение жизни

- снижение уровня жизни населения.

уровня жизни населения.

населения.

Виды транспорта Уровни ЭБ ЭБ национальной экономики ЭБ страны ЭБ реального сектора экономики ЭБ финансового сектора экономики ЭБ хозяйствующ его субъекта

Вертолет - прирост уровня - кризис; - повышение цен на топливо и

криминальной - угрозы, сырье;

составляющей в выступающие - проявление высокой степени

стране; в виде коррупции;

- повышение цен издержек - снижение уровня жизни

на топливо и производствен населения.

сырье; ного

- проявление характера;

высокой степени - повышение

коррупции; цен на

- снижение топливо и

уровня жизни сырье;

населения. - проявление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трубопроводный - потеря высокой - угрозы, выступающие в виде - кризис;

контроля над степени издержек производственного - повышение

национальными коррупции; характера; цен на

ресурсами; - снижение - повышение цен на топливо и топливо и

- повышение цен уровня жизни сырье; сырье;

на топливо и населения. - проявление высокой степени - проявление

сырье; коррупции; высокой

- проявление - снижение уровня жизни степени

высокой степени населения. коррупции;

коррупции; -снижение

- снижение уровня

уровня жизни жизни

населения. населения.

Транспорт - неэффективная - неэффективна - повышение

будущего научно-промышленная политика государства; - повышение цен на топливо и сырье; - проявление высокой степени коррупции; - снижение уровня жизни населения. я научно-промышленная политика государства; - повышение цен на топливо и сырье; - проявление высокой степени коррупции; - снижение уровня жизни населения. цен на топливо и сырье; - проявление высокой степени коррупции; - снижение уровня жизни населения.

Роль транспорта в обеспечении экономической безопасности состоит в реализации условий для поддержания максимального уровня развития, который позволил бы при любых изменениях в потребностях экономики и населения в транспортировке, обеспечить готовность

транспортного комплекса к работе в непредвиденных ситуациях, сохранить устойчивость функционирования всех элементов транспортного процесса, а также быть готовым к ответной реакции на негативное влияние различных видов угроз.

Таким образом, транспортная отрасль выполняет жизненно важные функции, без которых реальный сектор экономики не может существовать [5].

Экономическую безопасность транспорта целесообразно оценивать количественно в долях или процентах от необходимого уровня, используя при этом показатели, характеризующие наиболее важные стороны транспортного обеспечения страны и позволяющие обслуживать население и экономику страны на необходимом уровне, т.е. выполнять:

а) пассажирские перевозки;

б) грузовые перевозки;

в) работы по обновлению, техническому обслуживанию и ремонту;

г) работы по содержанию и ремонту элементов транспортной инфраструктуры;

д) подготовку производственного и управленческого персонала [1].

Отслеживание и упреждающая оценка негативных тенденций в транспортной отрасли с точки зрения экономической безопасности современной России является актуальной и значимой задачей. Ее практическое решение требует поиска решения таких проблем как определение роли транспорта, выбор модели и организация мониторинга транспортного комплекса; разработка механизма оценки влияния транспортной отрасли на социально-экономическое развитие страны.

Механизм управления экономической безопасностью в транспортной отрасли должен опираться на комплексную оценку тенденций развития экономических процессов в отрасли, выявление угроз экономической безопасности, мониторинг фактических значений выбранных показателей и их пороговых значений.

По результатам мониторинга разрабатываются предложения по стратегическому развитию отрасли, т.е. повышению уровня ее экономической безопасности, и меры по нейтрализации существующих угроз экономической безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриенко К.Г. Совершенствование системы обеспечения экономической безопасности естественных монополий: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 Государственный университет управления. М, 2010. - 187 с.

2. Введенский Б.А. Малая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1960. - Т. 9. - С. 451-452.

3. Транспорт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%E0%ED%F 1%EF%EE%F0%F2 [Дата обращения: 05.10.2015 г.].

4. Краснощек А.А. Разработка методов управления экономической безопасностью российских железных дорог: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 СПб.: ПГУПС, 2006 - 175 с.

5. Проблемы современной экономики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=21387 [Дата обращения: 14.09.2015 г.].

6. В. Богомолов, Н. Эриашвили Экономическая безопасность. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 296 с.

7. О. Грунин, А. Макаров Экономическая безопасность. - М.: "Дрофа Серия: Высшее педагогическое образование, 2010. - 272 с.

8. Федюшин А.В. Внутренний водный транспорт как стратегический фактор экономической безопасности страны: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 Волж. гос. акад. вод. транспорта. - Н. Новгород, 2011. - 157 с.

9. И.В. Голиков Теоретические основы экономической безопасности транспортной отрасли // Бизнес Информ. №7. 2014. - С. 123-129.

10. Д.В. Карасев Формирование комплексного подхода к обеспечению экономической безопасности транспортных систем // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. №2 (80). 2013. - С. 118120.

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

Babk^ Tatyana Vladimirovna

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Dmitry Mendeleev

University of Chemical Technology Russia, Novomoskovsk (branch) E-mail: tsurkova@rambler.ru

Buravova Alena Andreevna

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Dmitry Mendeleev

University of Chemical Technology Russia, Novomoskovsk (branch) E-mail: malik_alenka@mail.ru

Trembach Xenia Ivanovna

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Dmitry Mendeleev

University of Chemical Technology Russia, Novomoskovsk (branch) E-mail: tululu_ksu@mail.ru

Specifics and interrelation of economic security and transport

complex of the country

Abstract. Relevance of development of transport as the making element of economic security is proved, value of transport branch in a country security system is defined. Types and categories of transport are classified.

The transport role in providing economic security is proved.

Tracking and anticipatory assessment of negative tendencies in transport branch from the point of view of economic security of modern Russia is an actual and significant task. Its practical decision demands search of the solution of such problems as definition of a role of transport, a choice of model and the organization of monitoring of a transport complex; development of the mechanism of an assessment of influence of transport branch on social and economic development of the country.

The main components of economic security of transport branch and threat having the greatest impact on it are presented in article.

Authors systematized the indicators characterizing economic security of transport branch. It is proved that it is expedient to estimate economic security of transport quantitatively in shares or percent from necessary level, using thus the indicators characterizing the most important parties of transport service of the country and allowing to serve the population and national economy at the necessary level.

Thus it is proved that threshold levels of the offered indicators, i.e. limit sizes which excess of level breaks a reproduction cycle are important, leads to formation of negative, destructive tendencies and finally - to decrease in economic efficiency of system.

Authors developed a matrix of interrelation of levels of economic security, means of transport and the accompanying risks.

The mechanism of management of economic security in transport branch which, according to authors, has to lean on a complex assessment of tendencies of development of economic processes in branches, identification of threats of economic security, monitoring of the actual values of the chosen indicators and their threshold values is considered. By results of monitoring offers on strategic development of branch, i.e. increase of level of its economic security, and a measure for neutralization of the existing threats of economic security are developed.

Keywords: economy; sector; transport; providing; budget; income level; gross domestic product; industrial production; standard of living; category; matrix; threats; risks; mechanism; monitoring.

REFERENCES

1. Dmitriyenko K.G. Improvement of system of providing economic security of natural monopolies: yew.... edging. экон. sciences: 08.00.05 State university of management. M., 2010. - 187 pages.

2. Vvedensky B.A. Small Soviet encyclopedia. - M.: Soviet encyclopedia, 1960. - T. 9. -Page 451-452.

3. Transport [An electronic resource] access Mode: http://ru .wikipedia.org/wiki/% D2%F0%E0%ED%F1%EF%EE%F0%F2 [Date of the address: 05.10.2015].

4. Krasnoshchek A.A. Development of methods of management of economic security of Russian Railways: yew.... edging. экон. sciences: 08.00.05. SPb.: PGUPS, 2006 - 175 pages.

5. Problems of modern economy [An electronic resource]. Access mode: http://www .m-economy.ru/art.php3? artid=21387 [Date of the address: 14.09.2015].

6. V. Bogomolov, N. Eriashvili Economic security. - M.: Unity Dana, 2011. - 296 pages.

7. O. Grunin, A. Makarov Economic security. - M.: "Bustard Seriya: The higher pedagogical education, 2010. - 272 pages.

8. Fedyushin A.V. Inland water transport as strategic factor of economic security of the country: yew.... edging. экон. sciences: 08.00.05 Volzh. the state. Akkad. waters. transport. - N. Novgorod, 2011. - 157 pages.

9. I.V. Golikov Theoretical bases of economic security of transport branch/Business Inform. No. 7. 2014. - Page 123-129.

10. D.V. Karasyov Formirovaniye of an integrated approach to providing economic security of transport systems // News of St. Petersburg University of Economics and Finance. No. 2 (80). 2013. - Page 118-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.