Научная статья на тему 'Специфика и результативность программ развития управленческих компетенций кадрового резерва'

Специфика и результативность программ развития управленческих компетенций кадрового резерва Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА / ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ / ВЫСОКОПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ СОТРУДНИКИ / PERSONNEL RESERVE / PERFORMANCE MANAGEMENT / MANAGEMENT COMPETENCIES / PERSONNEL RESERVE FORMATION MODEL / PERFORMANCE EVALUATION / INDIVIDUAL DEVELOPMENT AREAS / HIGH-POTENTIAL EMPLOYEES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колычев Владимир Дмитриевич, Белкин Игорь Олегович, Удовидченко Руслан Сергеевич

В статье анализируется опыт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в области формирования управленческих компетенций кадрового резерва. Раскраиваются особенности разработки обучающих и развивающих программ в сфере дополнительного профессионального образования, а также обсуждаются вопросы эффективности и результативности реализации обучающих мероприятий. Модель формирования и развития кадрового резерва университета ориентирована в первую очередь на решение задач повышения его конкурентоспособности за счёт развития компетенций высокопотенциальных сотрудников по следующим ключевым направлениям: управление эффективностью деятельности, целеполагание, мотивация, эффективная коммуникация, управление временем, планирование, организация и контроль. Модель строится с учётом лучших практик отечественных и зарубежных высокотехнологичных корпораций и образовательных организаций, в первую очередь с использованием опыта ГК «Росатом». Кадровый резерв рассматривается как конкурентное преимущество в работах по повышению результативности и эффективности деятельности вуза в рамках стратегического развития и реализации целевых перспективных наукоёмких проектов и программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity and Effectiveness of the Programs for the Development of Managerial Competencies of Personnel Reserve

The article analyses the experience of the National Research Nuclear University «MEPhI» (hereinafter the University) in the field of formation of managerial competences of the personnel reserve. The authors dwell on the features of implementation of training and developing programs in the field of additional professional education, discuss the issues of the efficiency and effectiveness of realization of training actions. The model of formation and development of the personnel reserve of the University is oriented primarily on solving the problems of increasing competitiveness by enforcing the competencies of high-potential employees in the following key spheres: performance management, goal-setting, motivation, effective communication, time management, planning, organization and control. The model is based on the best practices of domestic and foreign high-tech corporations and educational organizations, primarily using the experience of Rosatom State Atomiс Energy Corporation. The personnel reserve is considered as a competitive advantage in improving the efficiency and effectiveness of activities within the framework of strategic development and implementation of target promising high-tech and knowledge-intensive projects and programs.

Текст научной работы на тему «Специфика и результативность программ развития управленческих компетенций кадрового резерва»

DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2019-28-11-134-143

Специфика и результативность программ развития управленческих компетенций кадрового резерва

Колычев Владимир Дмитриевич - канд. техн. наук, доцент, начальник отдела. E-mail: Kolychev@mephi.ru

Белкин Игорь Олегович - аналитик отдела, аспирант. E-mail: IOBelkin@mephi.ru Удовидченко Руслан Сергеевич - аспирант. E-mail: Ruslanru.92@mail.ru Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва, Россия Адрес: 115409, г. Москва, Каширское шоссе, 31

Аннотация. В статье анализируется опыт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в области формирования управленческих компетенций кадрового резерва. Раскрываются особенности разработки обучающих и развивающих программ в сфере дополнительного профессионального образования, а также обсуждаются вопросы эффективности и результативности реализации обучающих мероприятий. Модель формирования и развития кадрового резерва университета ориентирована в первую очередь на решение задач повышения его конкурентоспособности за счёт развития компетенций высокопотенциальных сотрудников по следующим ключевым направлениям: управление эффективностью деятельности, целеполагание, мотивация, эффективная коммуникация, управление временем, планирование, организация и контроль. Модель строится с учётом лучших практик отечественных и зарубежных высокотехнологичных корпораций и образовательных организаций, в первую очередь - с использованием опыта ГК «Росатом». Кадровый резерв рассматривается как конкурентное преимущество в работах по повышению результативности и эффективности деятельности вуза в рамках стратегического развития и реализации целевых перспективных наукоёмких проектов и программ.

Ключевые слова: кадровый резерв, управление эффективностью деятельности, упраб-ленческие компетенции, модель формирования кадрового резерва, оценка результативности, индивидуальные области развития, высокопотенциальные сотрудники

Для цитирования: Колычев В.Д, Белкин И.О., Удовидченко Р.С. Специфика и результативность программ развития управленческих компетенций кадрового резерва // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. С. 134-143.

DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-134-143

Введение

В конкурентных условиях функционирования современный университет правомерно рассматривают как специфическую высокотехнологичную «корпорацию», ставящую перед собой ряд задач комплексного характера с целью развития науки, образования, инновационной и международной политики, публикационной активности, а также в области подготовки и профессиональной переподготовки высококвалифицированного персонала. Формирование

управленческих компетенций административно-управленческого персонала позволяет добиться достижения поставленных стратегических и тактических целей, стоящих перед университетом в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Создание современной модели управления обеспечивает высокую продуктивность деятельности НИЯУ МИФИ по подготовке кадрового резерва [1-3].

Регулярность концентрации усилий в области создания эффективной модели кадрового резерва обусловливается необходимостью достижения установленных целевых значений показателей деятельности организации. Разработанная и внедряемая модель кадрового резерва [1], отражающая систему управления, является сложной и многомерной системой [4; 5], которая должна быть осознанно и однозначно интерпретирована в терминах концепций, понятий и методологии системного подхода [6]. Развиваемые управленческие компетенции в рамках реализации модели кадрового резерва должны быть сформированы на основе связанного набора проекций в области подготовки персонала: коммуникационной, инновационной, управленческой, организационной, технологической и общеметодологической. Необходимыми условиями создания модели кадрового резерва на организационном уровне являются разработка программ обучения и переобучения высокомотивированных сотрудников [7], развитие ключевых компетенций на основании прогноза востребованных и высвобождающихся должностей (специальностей) в результате глобализации [8], современных тенденций в сфере цифровой трансформации высокотехнологичных отраслей экономики [9], потребностей региональной производственной и образовательной сети [3].

Кадровый резерв оценивается как стратегическое преимущество современной высокотехнологичной компании, поэтому ряд университетов, входящих в программу повышения глобальной конкурентоспособности «5-100», продолжают движение в направлении разработки технологий подготовки кадрового резерва на основе компетентностно-ориенти-рованного подхода. Среди российских вузов, интенсивно продвигающих технологии формирования административно-управленческого кадрового резерва наряду с НИЯУ МИФИ, следует отметить Высшую школу экономики [7], Российский университет дружбы народов, Томский государственный университет, Финансовый университет при Правительстве РФ,

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, НИТУ МИСиС. С учётом опыта их работы крупные инновационные компании: ГК «Росатом», ПАО «Сбербанк», ПАО «РЖД», Яндекс, ПАО «Севергрупп», ПАО «Вымпелком», ПАО «Мегафон», ПАО «Северсталь» - интенсивно внедряют практики и технологии управления кадровым резервом и преемственностью [10]. В зарубежных компаниях, таких как Siemens, Whirlpool, PepsiCo, Mars, Bosch, 3M, IBM, Shell, выстраивается система кадрового резерва и преемственности на основе различных систем мотивации и управления карьерой высокопотенциальных сотрудников, развития и управления талантами [10-13].

Цикл работы с кадровым резервом

Процесс совершенствования организации и реализации программ обучения и повышения квалификации сотрудников кадрового резерва институтов (стратегических академических единиц - САЕ) и других подразделений НИЯУ МИФИ направлен на повышение вовлечённости штатного персонала в проектные формы деятельности и решение задач повышения конкурентоспособности вуза за счёт эффективного командообразо-вания, инновационности, лидерства, мотивации на развитие, ориентации на результат [1; 12; 13]. Годичный цикл работы с кадровым резервом университета представлен на рисунке 1. В рамках цикла организуется деятельность по составлению пула критически важных должностей, формируются критерии оценки компетенций, разрабатываются и реализуются учебные программы, проводятся обучающие мероприятия [1].

Программы развития кадрового резерва университета направлены в первую очередь на внедрение инициатив по изменениям за счёт использования и развития ключевых управленческих компетенций высокопотенциальных сотрудников [8; 9], назначаемых на руководящие должности. На основе использования механизмов и моделей формирования программ развития кадрового

Рис. 1. Годичный цикл работы с кадровым резервом НИЯУ МИФИ Fig. 1. Annual cycle ofoperation with MEPhI personnel reserve

резерва оказывается возможным осуществлять модификацию и трансформацию системы управления, совершенствовать процессы управления эффективностью деятельности университета на основе существенного вклада резервистов в интеллектуальный потенциал деятельности вуза [2].

При разработке инициатив по повышению эффективности управления изменениями в вузе в современных условиях необходимо концентрировать усилия на развитии человеческого капитала, на профессиональном и карьерном росте сотрудников [11; 13]. Вовлечение резервистов [7; 9] в реализацию проектной деятельности университета и подготовка контингента на замещение вакантных критически важных должностей являются одними из перспективных задач развития [2; 3].

Деятельность, ориентированная на формирование кадрового резерва НИЯУ МИФИ, выстраивается и реализуется с учётом лучших практик, моделей и подходов, принятых в Госкорпорации «Росатом», в том числе с использованием опыта АНО «Корпоративная академия Росатома», а также в других высокотехнологичных компаниях [1; 10].

Модель формирования кадрового резерва

Кадровый резерв НИЯУ МИФИ структурирован в соответствии с тремя уровнями: «Топ-Лидер» - руководители крупных функциональных подразделений; «Лидер» -руководители структурных подразделений университета, имеющие опыт руководящей работы; «Точка роста» - специалисты или руководители специалистов, не имеющие опыта руководящей работы [1]. Работа по формированию кадрового резерва направлена на анализ результативности обучения резервистов НИЯУ МИФИ и создание пула кандидатов в кадровый резерв. В настоящее время число участников кадрового резерва составляет 189 человек [2].

На рисунке 2 представлена программа формирования кадрового резерва на перспективу, на рисунке 3 - процесс формирования кадрового резерва.

Важным инструментом данного процесса является индивидуальный план развития, который составляется один раз в течение года и содержит набор развиваемых компетенций, программ обучения, необходимых для достижения карьерных целей резервистов [12; 13].

Рис. 2. Программа развития кадрового резерва университета Fig. 2. The program of the University personnel reserve development

Рис. 3. Процесс формирования кадрового резерва НИЯУ МИФИ Fig. 3. The process ofMEPhI personnel reserve formation

Образовательные технологии подготовки кадровых резервов

Процесс формирования кадрового резерва позволяет выявить характеристики и сформулировать требования к образовательным программам при проведении тематических развивающих тренингов, к продолжительности обучения и соответствующим компетенциям слушателей. Развиваемые компетенции резервистов, выявленные в соответствии с используемой моделью, представлены на рисунке 4.

В рамках совершенствования системы мотивации и адаптации персонала в подразделениях университета разработан набор инструментов, позволяющих реализовывать карьерные возможности и повышать вовлечённость исполнителей в проектную деятельность. Он включает: карьерный план сотрудника, мен-торинг (наставничество), индивидуальный план развития, включающий модульное обучение, нацеленное на развитие необходимых

компетенций. На рисунке 5 представлены инструменты программы мотивации, адаптации и развития сотрудников.

В рамках работ по развитию системы управления в университете внедряются технологии управления эффективностью деятельности, на базе которых формируется система стимулирования персонала, направленная на достижение поставленных целей с учётом стратегических инициатив. Внедрение системы управления эффективностью деятельности [10; 14] осуществляется на основе методологии ключевых показателей эффективности (КПЭ), используемой в Госкорпорации «Росатом». Для руководителей различных уровней управления разрабатывается набор карт ключевых показателей эффективности, которые включают ряд индикаторов, отражающих специфику работы структурного подразделения и итоговую оценку результативности. Следует отметить, что карта КПЭ может рассматриваться как

Рис. 4. Развиваемые компетенции участников кадрового резерва университета Fig. 4. Developed competencies of the university personnel reserve participants

Инструмент Результат для сотрудника

Карьерный план сотрудника Сформировано понимание карьерных возможностей в подразделаниях Университет

Проектная деятельность

Менторинг

1. Сформировано глубокое понимание рабочих процессов.

2. Доработаны и реализованы перспективные проекты по

направлениям деятельности.

I

Развитый лидерский потенциал; определены кврьарные ВОЗМОЖНОСТИ СОТРУДНИКОВ

Модульное обучение

Инди видуапьный ппанрвэвитня

Развиты необходимые компетенции с использованием обучающих и развивающих тренингов

Сформирован алгоритм развитие личностных и профессиональных компетенций

Рис. 5. Инструменты программы мотивации, адаптации и развития сотрудников университета Fig. 5. Tools of the program of motivation, adaptation and development of university employees

инструмент анализа развитости требуемых компетенций сотрудника и направлений их совершенствования.

В перспективе предполагается создание новой образовательной инициативы, направленной на совершенствование компетентности руководящего состава стратегических академических единиц, институтов, факультетов, крупных структурных подразделений. Опираясь на опыт ГК «Росатом» в сфере развития и обучения персонала, образовательную программу целесообразно реа-лизовывать в формате «Школы руководителей». На рисунке 6 представлена концепция образовательной программы модульного типа для руководителей в рамках подготовки кадрового резерва университета.

Результативность программ развития управленческих компетенций кадрового резерва

Оценка результативности реализуемых программ предполагает учёт и сопоставление затрат на проведение обучающих мероприятий, а также анализ потенциального эффекта от замещения кандидатом вакантной должности [10; 15]. На рисунке 7 представлены результаты сопоставительного анализа стоимости услуг (в рублях по состоянию на начало 2019 г.) по обучению и переподготовке персонала в сфере бизнес-образования, предоставляемых различными провайдерами, в расчёте на одного слушателя 72-часовой образовательной программы.

«Школа руководителей» («Программа развития компетенций руководящего состава CAE»)

В результат* обучении участники

ад Нзучзтсй ек&пнзироззгь эОДтвэдь деетег-ьикти предпрнитий. планировать л управлять «jwíswuh пссэзагелям» а досрочной перскове, «сполота основнье ' с истечь предпжятла влиять, используя разнуе виды власти и учлывая пскадюпиеше особенности людей, готовить коппапмэ к вйинечиям и внедрять юыидаия, заиыатъ влиятельную авторнтянув паэнцмз 8 шыыртмацин с тиандон, проавряоорам и пхтропнрушцш органаин выштояири рдоцрплЯй, г.озраннть прсдуш&ное поведение вчзимкньй ситуациях ^ Будет гиннматъ жвдмерносго в поедоми н рвнстел« падей е peawew* усговнш

Модуль 1.Уп(мвпекие

Датгофн«* лгмдом« Paéoiaco clpaltfi-'mfpcÄTwiliB Остам пошлет д|

Модуль 2. Управление коллективом в условиях

Три с кTifrajy « т^Т'Зч«« юмв-енч'г гаирство. упреет»* прешла, упрэете»* «адие-идан Пмаг аска солрспяпвм iiwttfrtnu Уоювч> и JT«fc )tns¡H«<] шшмню то идаги AÛKAR fifcfisffc бмусГЕйьд uc-riiHîKOS SCWF

Дпитслывеъоб^шмсосшмт-СОж чксв^маддмй}

Модуль 3. Эффективная кои иуииад иин р-('кмадителя «пешего иена

шютниидоп»

гслц^ p^oKfliiTfffl g ynpaaweaœfl ксы=нае РвСДОЮ и 1нпр|\Енш en

Рис. 6. Программа развития компетенций руководящего состава в формате «Школа руководителей» Fig. 6. Management competences development program in "School of Managers" format

»

J1ÜPOT

и

l.CBSD I Santo Grccç З.Агшст»

WOW ■

^Утебвнйктр

■ tpikluirwil нцст ЦНТН [^ftpsr

60000 ■ 55ÖOO ■ , зам 35000 33250

б Ркяйсш 7, Moonacná S. Бвяк-шсш Ч ИйПШуТ 10, AHO

КДОШ государственный SRC ßxninia "XopiKçetlttMii

щрошссо улпкршл ИИ. Ш1ЧН0СП1П Anjcsaa

V.UtxISi il MB Ломом ix eta íttiHfa Роатош"

госудфпвсжой

ецхбнпрн

Превдгак

Рис. 7. Сопоставление стоимости 72-часовых образовательных программ в сфере бизнес-образования Fig. 7. Comparison of 72-hour education programs cost in business education sphere

Результативность образовательных программ подготовки кадрового резерва может быть также оценена посредством анализа выполнения показателей эффективности «дорожной карты» программы повышения конкурентоспособности НИЯУ МИФИ [2]. Достижение установленных целевых значений показателей эффективности позволяет судить о целесообразности внедрения разработанной схемы кадрового резерва университета [1]. Оценку эффективности мероприятий по организации подготовки кадрового резерва возможно провести и через сопоставление стоимости подбора кандидата с рынка труда со стоимостью получения управленческих компетенций внутри университета по предлагаемой методике [10]. Влияние технологий подготовки кадрового резерва на достижение

целевых показателей эффективности плана мероприятий программы повышения конкурентоспособности университета [2; 10] продемонстрировано на рисунке 8.

Модель формирования кадрового резерва позволяет обеспечить преемственность критически важных должностей и подобрать потенциальных кандидатов на их замещение. На рисунке 9 представлена оценка защищённости критически важных должностей в университете кандидатами из числа участников кадрового резерва с учётом распределения по функциональным направлениям административно-управленческой и хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что в течение 20182019 гг. на ряд должностных позиций в университете были назначены преемники из чис-

t Дом (мбопимм |

I Уl(fшеренг« IV, ИМЛСЧСН1ШХ |

■ шлеыу чопшшии, |

плгштлшш н у,1ержлш1я I

iic|\Mi .и.. 33% \

f Ко.пгихгно человек, 4

I Hk,lN.MCllMW\ |U. .Up ИМ.! I I

I ншггитугойСАВй

I .чр> lux подразделений

I ушшерситега

4 ___189_человск____/

----------->

» Дол* сотрудников m \

квдрпиого peieplia. |

Прошедших прярамны I

обучения ii paiBinm - I 78%

Стоимость замещении вакантной п процентах от среднемесячной заработной плати

соискателя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о,*

0.6 -

К 1

6Л 1

035 II

• I

t арлчга* Г[НИргЧ Ч [НИКЛИ и f "Ш'1 ' [WAip&J

Подбор laii.ui.vn с рыикп тр;> ci

УдешлиИ г« члслэдют иоюзи* I I II' I oâallcn Il iHlk'H.llVg ni Mlle 26%

Il p:i4K;L^ [\TtVlT ПО фяримропяшпп III [pilSOlO

IKjcpea реализуется :: ' lin!'* k! I l l- II- 111 u, ГЕН .1". 1+ïli* ЩЫПЕК1]КЛПДО<

y 11 piHL ICI I '[ПИКШ II [I L'I ^OI LL L1

Kininii;[mi -н-тп.рцишн и mluvu я ic:iL:\ a

I |bljH' I II III J 4 i'll|l ■ 111| I||J J\

НИОИ' Мчи«!

kV . nr.' I II. I CIS ||Г|1 ITIII n

асиирсшт«, tipiimi fi i1iiiiiiujiLnu?iplu\ ItpïKIIttin A3Û -il' iiiitfk

I

Рис. 8. Показатели, характеризующие результативность и эффективность технологии

и моделей подготовки кадрового резерва в университете Fig. 8. Indicators of performance and efficiency of technology and personnel reserve training

models at the University

Функция Образовательная деятельность Экономике и финансы Упревлоиио персоналом IT сопровождение АХД массовые коммун иив-ции Капитальное строительство Научная деятельность

Количество квд- 11 6 3 4 8 7 А 9

Н1ИЩИ1Ч1М 0 0 1 Q О О О С

Уровень 72% 98% 66% 75% 63% 57% 79% 61*

защищенности

'Квд— крнтнчкин ытнан ДОЛШНОСТЬ

Средний уровень защищенности критически важных должностей в нияу МИФИ- 65%.

Рис. 9. Уровни защищённости критически важных должностей по выделенным функциональным направлениям деятельности Fig. 9. Protection levels of critically important positions by dedicated functional areas of activity

ла участников кадровых резервов «Лидер» и «Точка роста». В число критически важных должностей, на которые были назначены резервисты, входят следующие позиции: руководитель САЕ, заместитель руководителя САЕ, руководитель лаборатории, начальник отдела, заместитель начальника отдела, заместитель руководителя образовательной программы САЕ.

Заключение

Современные технологии подготовки кадрового резерва включают разработку карьерного плана сотрудника, формирование системы менторинга и наставничества, составление

индивидуального плана развития резервиста, а также систему мотивации, направленную на внедрение технологий управления эффективностью деятельности [14; 15].

В основу формирования модели кадрового резерва университета закладываются системные принципы, набор которых позволяет выстраивать эффективную систему мотивации, адаптации и развития сотрудников, сформировать пул высокопотенциальных сотрудников, способных решать перспективные задачи, стоящие перед университетом [1; 2].

Работы по формированию кадрового резерва реализуются на ежегодной основе с учётом специфики управленческой деятель-

ности резервистов. Участие кадрового резерва в проектной работе по перспективным направлениям деятельности позволяет вовлечь высокопотенциальных сотрудников в решение перспективных задач, актуальных для развития университета, с целью повышения его конкурентоспособности [1-3]. Планируемые дальнейшие шаги связаны с внедрением технологии управления эффективностью деятельности на основе ключевых показателей и с разработкой единого порядка планирования карьеры работников на основе индивидуального плана развития.

Литература

1. Колычев В.Д., Беляева Т.В., Бронникова Ю.В. Опыт формирования кадрового резерва // Высшее образование в России. 2017. № 6 (197). С. 114-120.

2. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"» на 2013-2020 годы. URL: http:// https://mephi.ru/upload/ road_map.pdf

3. Путилов А.В, Стрмханов М.Н, Тихомиров Г.В. Подготовка кадров для развивающейся атомной энергетики // Известия вузов. Ядерная энергетика. 2019. № 2. С. 208-218. DOI: 10.26583/npe.2019.2.18

4. Стронгин Р.Г. Управление вузом в новых условиях // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 5-12.

5. Косяков А., Свит У., Сеймур С., Бимер С. Системная инженерия. Принципы и практика. М.: ДМК Пресс, 2017. 614 с.

6. КорневГ.Н, ЯковлевВ.Б. Системный анализ: Учебник. М.: Риор, 2016. 308 с.

7. Гринкевич Ю.В, Шабанова М.В. Программы развития административных сотрудников как один из инструментов достижения стратегических целей университета // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 2 (114). С. 64-71. DOI 10.15826/ umpa.2018.02.017

8. Sin E.E, Toroev Y.T, Mitalipov K.M., Borko-shov M.M, Abdullaev R.M. Introduction of

competence-based approach into the teaching staff training system as a consequence of integration into the global educational system // Popkova E. (Ed) Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Series: Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 73. Springer, Cham. DOI: https:// doi.org/l0.1007/978-3-030-15160-7_97

9. Averina L.V., Pecherskaya E.P., Astafeva O.V. Effective staff training for the contract system in the conditions of the digital economy: Opportunities and limitation: Increasing Livelihood Security // The Sundarbans: A Disaster-Prone Eco-Region. Series: Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Vol. 908. Р. 510-517. DOI: 10.1007/978-3-030-11367-4_51

10. Колычев В.Д., Удовидченко Р.С. Анализ затрат на подготовку кадров и применение моделей оценки эффективности обучения персонала в российских и западных компаниях // Экономика образования. 2018. № 2 (105). С. 29-40.

11. BakerV.L, Lunsford L.G, Pifer M.J. Patching up the "Leaking leadership pipeline": Fostering mid-career faculty succession management // Research in Higher Education. 2019. Vol. 60. Issue 6. P. 823-843.

12. Kotlyar I. Identifying high potentials early: case study // Journal of Management Development. 2018. Vol. 37. Issue 9-10. P. 684-696.

13. Bostjancic E, Slana Z. The role of talent management comparing medium-sized and large companies - major challenges in attracting and retaining talented employees // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. Issue SEP. Art number 1750.

14. Колычев В.Д, Шеботинов А.А. Использование инструментальных средств Business Intelligence для визуализации ключевых показателей эффективности предприятия в сфере телекоммуникаций // Научная визуализация. 2019. Т. 11. № 1. С. 20-37. DOI: 10.26583/ sv.11.1.03

15. Кадровый потенциал организации: как работать с персоналом, увеличивая эффективность труда // Директор по персоналу. 2017. 21.02. URL: https://www.hr-director.ru/ article/65688-qqq-15-m9-kadrovyy-potentsial-organizatsii?ustp=W

Статья поступила в редакцию 18.09.19 Принята к публикации 16.10.19

Specificity and Effectiveness of the Programs for the Development of Managerial Competencies ofPersonnel Reserve

Vladimir D. Kolychev - Cand. Sci. (Engineering), Assoc. Prof., Head of the department, e-mail: Kolychev@mephi.ru

Igor O. Belkin - System analyst, postgraduate student, e-mail: IOBelkin@mephi.ru Ruslan S. Udovidchenko - Postgraduate student, e-mail: Ruslanru.92@mail.ru National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Moscow, Russia

Address: 31, Kashirskoe shosse, Moscow, 115409, Russian Federation

Abstract. The article analyses the experience of the National Research Nuclear University «MEPhI» (hereinafter the University) in the field of formation of managerial competences of the personnel reserve. The authors dwell on the features of implementation of training and developing programs in the field of additional professional education, discuss the issues of the efficiency and effectiveness of realization of training actions. The model of formation and development of the personnel reserve of the University is oriented primarily on solving the problems of increasing competitiveness by enforcing the competencies of high-potential employees in the following key spheres: performance management, goal-setting, motivation, effective communication, time management, planning, organization and control. The model is based on the best practices of domestic and foreign high-tech corporations and educational organizations, primarily using the experience of Rosatom State Atomic Energy Corporation. The personnel reserve is considered as a competitive advantage in improving the efficiency and effectiveness of activities within the framework of strategic development and implementation of target promising high-tech and knowledge-intensive projects and programs.

Keywords: personnel reserve, performance management, management competencies, personnel reserve formation model, performance evaluation, individual development areas, high-potential employees

Cite as: Kolychev V.D., Belkin I.O., Udovidchenko, R.S. (2019). Specificity and Effectiveness of the Programs for the Development of Managerial Competencies of Personnel Reserve. Vysshee obra-zovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 11, pp. 134-143. (In Russ., abstract in Eng.)

DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-134-143

References

1. Kolychev, V.D., Belyaeva, T.V., Bronnikova, Yu.V. (2017). MEPhI's Experience in Formation of Personnel Reserve Participants. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6 (213), pp. 114-120. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Plan meropriyatiy po realizatsii programmy povysheniya konkurentosposobnosti («dorozh-naya karta») Federal'nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya «Natsional'niy issledova-tel'skiy yaderniy uni-versitet "MIFI"» na 2013-2020 gody. ["Roadmap" for the Implementation of Competitive Growth Program of Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "National Research Nuclear University MEPhI" among World Leading Scientific and Educational Centers for the Years 2013-2020. Available at: https://mephi.ru/upload/road_ map.pdf (In Russ.)

3. Putilov, A.V., Strikhanov, M.N., Tikhomirov, G.V. (2019) Training for the Developing Nuclear Power. Izvestiya vuzov. Yadernaya energetika = Nuclear Energy and Technology. No. 2, pp. 208-218. DOI: 10.26583/npe.2019.2.18 (In Russ., abstract in Eng.)

4. Strongin, R.G. (2017). University Administration in the Contemporary Conditions. Vysshee obrasovanie v Rossii = Higher Education in Russia.. No. 10 (216), pp. 5-12. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Kossiakoff, A., Sweet, W.M., Seymour, S.J., Biemer, S.M. (2011) Systems Engineering Principles and Practice. 2nd ed. Wiley-Interscience, 560 p. (Russian translation: Moscow: DMK Press, 2017, 614 p.)

6. Kornev, G.N., Yakovlev, V.B. (2016). Sistemniy analiz: Uchebnik [Systems Analysis: Handbook]. Moscow: Rior Publ., 308 p. (In Russ.)

7. Grinkevich, Yu.V., Shabanova, M.V. (2018). Professional Development Programmes for University Administrators as One of the Tools for Achieving University's Strategic Goals. Universitet-skoye upravlenye: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis. Vol. 22, no. 2 (114), pp. 64-71. DOI: 10.15826/umpa.2018.02.017 (In Russ., abstract in Eng.)

8. Sin, E.E., Toroev, Y.T., Mitalipov, K.M., Borkoshov, M.M., Abdullaev, R.M. (2020). Introduction of Competence-Based Approach into the Teaching Staff Training System as a Consequence of Integration into the Global Educational System. In: Popkova, E. (Ed). Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Series: Lecture Notes in Networks and Systems. vol. 73. Springer, Cham. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-15160-7_97

9. Averina, L.v., Pecherskaya, E.P., Astafeva, O.v. (2020). Effective Staff Training for the Contract System in the Conditions of the Digital Economy: Opportunities and Limitation: Increasing Livelihood Security. In: The Sundarbans: A Disaster-Prone Eco-Region. Series: Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 908, pp. 510-517. DOI: 10.1007/978-3-030-11367-4_51

10. Kolychev, V.D., Udovidchenko, R.S. (2018). Cost Analysis of Personnel Training and Application of Education Efficiency Assessment Models in the Russian and Western Companies. Ekonomika obrazovanya = Economics of Education. No. 2 (105), pp. 29-40. (In Russ., abstract in Eng.)

11. Baker, V.L., Lunsford, L.G., Pifer, M.J. (2019). Patching Up the «Leaking Leadership Pipeline»: Fostering Mid-Career Faculty Succession Management. Research in Higher Education. Vol. 60, no. 6, September 1, pp. 823-843.

12. Kotlyar, I. (2018). Identifying High Potentials Early: Case Study. Journal of Management Development. Vol. 37, no. 9-10, 12 November 2018, pp. 684-696.

13. Bostjancic, E., Slana, Z. (2018). The Role of Talent Management Comparing Medium-Sized and Large Companies - Major Challenges in Attracting and Retaining Talented Employees. Frontiers in Psychology. Vol. 9, Issue SEP, 19, art number 1750.

14. Kolychev, V.D., Shebotinov, A.A. (2019). Application of Business Intelligence Instrumental Tools for Visualization of Key Performance Indicators of an Enterprise in Telecommunications. Nauchnaya vizualizatsiya = Scientific Visualization. Vol. 11, no. 1, pp. 20-37. DOI: 10.26583/ sv.11.1.03 (In Russ., abstract in Eng.)

15. Kadroviy potentsial organizatsii: kak rabotat' s personalom, uvelichivaya effektiv-nost' truda (2017) [Personnel Potential of the Organization: How to Operate with the Staff, Increasing the Efficiency of Activity]. Feb 21. Direktorpo personalu [HR Director]. Available at: https://www. hr-director.ru/article/65688-qqq-15-m9-kadrovyy-potentsial-organizatsii?ustp=W (In Russ.)

The paper was submitted 18.09.19 Accepted for publication 16.10.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.