УДК 316.346.32-053.9
Янцен Марина Анатольевна
аспирант кафедры теории и технологии социальной работы
Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы, г. Москва
СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ ВТОРИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы социализации индивида, ее особенности, объективные и субъективные факторы, приведены мнения ученых о первичной и вторичной социализации. Представлены выявленные на основании статистических данных ведущие проблемы пожилых людей - получателей услуг учреждений социального обслуживания населения в РФ. Названы направления государственной стратегии в условиях социально-экономического кризиса по развитию системы социальной защиты граждан старшего поколения, повышения качества их жизни и активного долголетия.
Ключевые слова:
социализация, вторичная социализация, социальная политика, социальное обслуживание, пожилые люди.
Yantsen Marina Anatolievna
PhD student, Theory and Technology of Social Work Department, Institute of Further Professional Training of Social Workers
THE FEATURES AND THE PROBLEMS OF SECONDARY SOCIALIZATION OF ELDERLY PEOPLE IN THE PROCESS OF SOCIAL SERVICE
Summary:
The article deals with socialization of a person, its features, objective and subjective factors, reviews the scholars' opinions about primary and secondary socialization. Based upon the statistical data, the author presents the key issues of elderly people, who receive social services in the Russian Federation. The paper discusses the areas of the state strategy focused on development of the system of social security of older citizens, improvement of quality of their life and active longevity in the context of the socio-economic crisis.
Keywords:
socialization, secondary socialization, social politics, social services, elderly people.
В социологии одна из ключевых проблем - социализация индивида. Сам термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства. Автором его является американский социолог Ф.Г. Гиддингс. В 1887 г. в книге «Теория социализации» он употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». В работах ученых, посвященных этой проблеме, отражается характер, направленность и результативность социализации [1, с. 20].
Социологический подход к вопросу интеграции индивида в общество предполагает выделение социально-типического как совокупности доминирующих параметров и характеристик. Это необходимо самому обществу для обеспечения сохранения социального целого, его самовоспроизводства, самоуправляемости. При этом в процессе социализации одобряемые обществом модели поведения типизируются и индивидуализируются на уровне различных общностей и групп. Разнообразие социализационных практик, способов поведения, сходства и различия культурных ценностей, социальных норм определяют меру, баланс между социально-типическим и личностно-индивидуальным [2, с. 329].
Главную роль играют объективные факторы. Но когда в процессе социализации упраздняются определенные социальные нормы, ценности, создаются новые образцы, которые приводят к новому качеству личностных черт, к другой совокупности доминирующих параметров и характеристик в обществе, тогда в общественных изменениях субъективные факторы становятся первостепенными [3]. Такое понимание социализации представлено в работах А.И. Ковалевой, Д.Л. Аграната, Н.А. Селиверстовой, А.С. Свиридовой, М.И. Очковского, М.Н. Реут и др.
Процесс социализации характеризуется периодичностью и стадиальностью. Выделяются первичная, вторичная и повторная социализация (ресоциализация). Понятие первичной социализации, предполагающей охват детско-юношеского возрастного периода жизни, социальными науками исследован в достаточной степени. Ее особенность заключается в том, что объективная реальность воспринимается как неизбежность, индивид осваивает окружающий мир через «понимание другого», вбирает в себя общие ценности в процессе общения со значимыми для него другими людьми, которые направляют его. При этом у него отсутствует выбор значимых других. Родители, семья выполняют главную роль в качестве агентов социализации. Начало процесса
вторичной социализации связано со снижением роли родительской семьи как агента, социальность уже не воспринимается как неизбежность. Происходит присвоение социальной субъектно-сти в принятых в обществе формах. Социальные роли воспринимаются как заменяемые, т. е. деиндивидуализируются. Происходит абстрагирование от конкретных ролей и установок других до ролей и установок вообще. Это связано с ориентацией на обобщенного другого (в понимании Дж.Г. Мида), с отождествлением себя с обществом. Индивид пытается созидать, изменять присвоенную субъектность [4, с. 447].
Понятие вторичной социализации остается недостаточно разработанным в науке. Отрасли научных знаний, по мнению П. Штомпки, формируются и признают «локальное разнообразие», развиваясь и совершенствуясь [5]. Проблема вторичной социализации пожилых людей особенно актуальна в современных условиях хаотичного переплетения ценностей, информационного натиска, жизненной динамики, имеющей устойчивую тенденцию к увеличению количества граждан этого возраста. К основным направлениям, объясняющим вопросы, связанные с процессом вторичной социализации, можно отнести разработки Г.М. Андреевой, А.И. Кравченко, Р.С. Яцемирской, И.Г. Беленькой и более поздние из них - И.В. Солодниковой, О.В. Красновой и др.
В зависимости от возраста и отношения к труду Г.М. Андреева выделила следующие этапы вторичной социализации: трудовой (охватывает период зрелости человека) и послетрудовой [6, с. 52-53]. И.В. Солодникова отмечает, что для послетрудового этапа характерно направление в сторону сохранения поддержания достигнутого уровня здоровья, социальных связей, психологической и социальной активности. Проблема вторичной социализации пожилых людей имеет две противоположные точки зрения. Одна из них заключается в том, что не имеет смысла рассматривать социализацию индивида, который утратил социальные функции в контексте «усвоения социального опыта». Другая касается сохранения социальной активности в пожилом возрасте, поэтому данный период жизни очень важен для воспроизводства социального опыта [7]. Т. Лукман и П. Бергер вторичную социализацию определяют как процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые секторы общества, и как интернализацию. В самом общем виде под ин-тернализацией понимается процесс перехода знания из субъективного в объективное [8].
Социологическая наука под интернализацией подразумевает процесс, в ходе которого индивид познает и принимает в качестве обязательных социальные ценности и нормы поведения, характерные для его социальной группы или более широкой общности [9, с. 103].
Кроме того, феномен вторичной социализации рассматривается учеными не как социали-зационный процесс, а как процесс социальной адаптации, приспособления к возрастным, статусным, общественным, социокультурным изменениям. Вторичная социализация пожилых людей прежде всего подразумевает изменение социальных ролей, имеет специфические особенности, связанные с определенным жизненным этапом, обобщающим их, и черты, носящие личностный характер, которые дифференцируют, требуют индивидуального подхода к рассмотрению проблем. Агентами социализации выступают формальные социальные институты. Взаимодействие объектов и субъектов процесса носит фиксированный характер, строится посредством предоставления и оформления документов.
В ходе исследования проблемы на основании статистических данных отчета филиала «Аэропорт» центра социального обслуживания «Беговой» г. Москвы было установлено, что в сфере самообслуживания лишь 22 % пожилых людей могут себя полностью обслужить; частично - 60 %; полностью зависят от окружающих (требуют постоянного ухода) 9 % людей пожилого возраста. Взаимоотношения в своих семьях большинство обслуживаемых пожилых людей оценивают как удовлетворительные, 25 % как хорошие и 7 % как плохие. Круг общения у 49 % в основном ограничивается ежедневным разговором по телефону, редкие встречи имеют 22 %, встречаются не более 2-3 раз в месяц до 10 %. На обслуживаемой территории проживает более 75 тыс. человек, из них более 23 тыс. человек являются получателями пенсий и других социальных выплат и, соответственно, являются потенциальными клиентами [10].
Кроме этого, нами выявлено, что ведущими проблемами пожилых получателей услуг организаций социального обслуживания населения являются следующие:
- финансово-экономические - 97 %;
- проблемы здоровья и медико-социального обслуживания - 77 %;
- социально-психологические (особенно одиночество) - 53 %;
- жилищно-бытовые - 25 %;
- досуговые (избыток свободного времени) - 5 %;
- необходимость консультативной помощи (юриста, психолога) - 3 % [11].
Обозначенные жизненные трудности имеют различную степень проявления в зависимости
от пола, возраста, образования, особенностей психики, физиологии. В процессе старения можно наблюдать ригидность психических процессов, нетерпимость, обидчивость, эгоцентризм, недоверчивость, снижение эмоционального фона, депрессивность [12, с. 542-543].
Глобальное наступательное развитие цифровых информационно-коммуникативных технологий не всегда положительно сказывается на успешности социализации пожилого человека, ограничивая социальную мобильность в силу своей недоступности. Пожилые с трудом воспринимают социальные и культурные изменения и оказываются в числе уязвимых групп населения [13, с. 5].
Изменение общественно-политического устройства, формирование норм потребительской идеологии привели к деформации нравственно-культурных ценностей, сформированных советским периодом истории. Эти факторы неблагоприятно влияют на социальное, психологическое самочувствие пожилых людей, социально дезориентируют, создают условия для деятельности различного рода внешних криминальных манипуляторов, расширяя, таким образом, зону социального риска. Поэтому, по мнению Ж.Т. Тощенко, необходим пересмотр социологического подхода для адекватного исследования непростой современной российской реальности. Проведение подобных исследований особенно значимо для разработки и совершенствования основных направлений и механизмов государственной социальной политики в отношении пожилых людей. «Дело в том, - пишет ученый, - что одной из характерных и специфических особенностей современной общественной жизни в мире, в том числе в России, стали процессы, которые отражают подмену деятельности во всех ее проявлениях имитацией как на всех уровнях организации общественной жизни - на федеральном, региональном и местном, так и во многих организациях и даже в личностном исполнении. Беспристрастный анализ показывает: имитация во все большей мере пронизывает буквально все сферы жизни общества: и политику, и экономику, и культуру, и социальную жизнь» [14, с. 23].
Российская Федерация - динамично меняющаяся страна. Хотя сегодня в России один из самых низких порогов окончания трудовой жизни (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), в нашей стране статус пенсионера и в советское, и в настоящее время был и остается низким и зависимым. Рассматривая социальную группу пожилых людей, М.В. Вдовина отмечает, что распространение бедности среди пенсионеров резко снизило социальный статус старшего поколения в обществе, в семье, усилило отрицательное отношение пожилых к более молодым [15, с. 128, 137]. Пожилым людям все сложнее самостоятельно эффективно решать свои проблемы. Участие органов власти в оказании помощи гражданам старшего поколения, организаций и учреждений различной ведомственной принадлежности составляет важную часть социальной политики, представляет систему многообразных связей и отношений. Эффективность их взаимодействия, характер взаимозависимости заключаются в оценке реальных условий сохранения физического, психического и социального здоровья, жизненных сил, полноценного человеческого существования, адекватного возрасту пожилого человека [16].
Социализационный процесс в отношении пожилых людей в современных социально-экономических условиях требует разработки новых стратегий, новизны качественной составляющей агентов вторичной социализации, определенного профессионального «набора» человеческих качеств личности работника, осуществляющего социальное обслуживание. К сожалению, в системе социального обслуживания населения Российской Федерации мало тех, кто пришел работать по призванию.
По состоянию на 1 января 2015 г. в Российской Федерации насчитывается свыше 3,7 тыс. организаций социального обслуживания для граждан старшего поколения и инвалидов различного профиля. Наиболее востребованной гражданами формой предоставления социальных услуг, приближенной к их потребностям и одновременно экономически выгодной, является предоставление социальных услуг на дому. Ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн человек [17]. Таким образом, суть системы социального обслуживания - это услуги, обеспечивающие улучшение качества жизни и социального комфорта индивида.
В соответствии с поручением президента РФ по итогам заседания президиума Госсовета о развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста 5 августа 2014 г. (№ Пр-2159 от 9 сентября 2014 г., подпункт «а» пункта 1) утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 г. Документом определяются цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной социальной политики. Ключевые цели Стратегии - устойчивое повышение продолжительности, уровня и качества жизни граждан старшего поколения, стимулирование их активного долголетия. Приоритетными направлениями Стратегии являются:
- стимулирование занятости граждан пожилого возраста;
- повышение уровня их финансовой грамотности;
- обеспечение доступа граждан пожилого возраста к информационным и образовательным ресурсам;
- развитие современных форм социального обслуживания, совершенствование системы охраны здоровья, развитие рынка социальных услуг, защита прав граждан старшего поколения;
- формирование условий для организации досуга пожилых людей;
- применение дифференцированного подхода к определению форм социальной поддержки граждан старшего поколения [18].
Главное в Стратегии - выстраивание эффективной системы предоставления социальных услуг в зависимости от индивидуальной нуждаемости граждан [19].
Таким образом, вторичная социализация людей преклонного возраста в процессе социального обслуживания в новых условиях развития общества должна способствовать повышению качества жизни пожилых россиян. Успех вторичной социализации пожилых предъявляет требования к сфере предоставления социальных услуг и ко всему обществу в целом. Эффективная государственная политика в интересах людей «третьего возраста» должна опираться на дифференцированный подход, основываться на глубоком изучении процессов, происходящих в жизни старшего поколения. Информация о динамике социального самочувствия позволит принимать своевременные и эффективные меры по исключению иждивенческих настроений, обеспечению физического, психического, социального благополучия и активного долголетия пожилых граждан. Необходимо привлекать сферы бизнеса, некоммерческий сектор к оказанию социальных услуг, а также повышать уровень профессиональной компетентности социальных работников, осуществляющих процесс социального обслуживания пожилых граждан.
Ссылки:
1. Ковалева А.И. Методологические проблемы исследования социализации // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 19-24.
2. Луков С.В., Боков В.И. Проблемы социализации на страницах журнала «Знание. Понимание. Умение» [Электронный ресурс] // Аналитика и научное проектирование. 2014. № 1. URL: http://zpu-journal.ru/zpu/contents/2014/1/Lu-kov_Bokov_Problems-of-Socialization/34_2014_1 .pdf (дата обращения: 12.01.2017).
3. Там же.
4. Социологическая энциклопедия : в 2 т. Т. 2 / гл. ред. В.Н. Иванов. М., 2003. 863 с.
5. One Sociology or Many? // The ISA Handbook of Diverse Sociological Traditions / ed. by S. Patel. London, 2010. 384 p.
6. Костин Р.А., Климанова А. Е. Вторичная социализация: понятие, проблемы и тенденции развития // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2011. № 3 (9). С. 47-58.
7. Там же.
8. Махиянова А.В. Интернализация и социализация личности: категории и проблематика изучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/25_PNR_2012/Psihologia/13_116036.doc.htm (дата обращения: 16.10.2016).
9. Социологический словарь / пер. с англ. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер ; под ред. С.А. Ерофеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. 620 с.
10. Отчет ГБУ ТЦСО «Беговой». Филиал «Аэропорт» за 2014 год.
11. Там же. С. 52-53.
12. Российская энциклопедия социальной работы / под общ. ред. Е.И. Холостовой. М., 2017. 1032 с.
13. Вдовина М.В. Этика социального обслуживания пожилых людей. М., 2014. С. 5.
14. Тощенко Ж.Т. Новые лики деятельности: имитация // Социс. 2012. № 12. С. 23.
15. Вдовина М.В. Семейная конфликтология. М., 2011. 263 с.
16. Максимова С.Г. Особенности функционирования и развития системы социального обслуживания лиц пожилого и старческого возраста в современном российском регионе : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Барнаул, 2006.
17. Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 5 февр. 2016 г. № 164-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
18. Там же.
19. Там же.