Научная статья на тему 'Специфика и особенности государственных закупок'

Специфика и особенности государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4190
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / PUBLIC PROCUREMENT / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / АУКЦИОН / AUCTION / ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН / PUBLIC CONTRACT / E-AUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов А. В., Михайлова А. Р.

В статье рассматривается специфика и особенности государственных закупок в Российской Федерации. Кратко излагаются задачи и основные характеристики принимаемых законов, даются основные направления развития системы государственного заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific nature of public procurement

The article deals with the specific nature of public procurement in the Russian Federation. The authors summarize the objectives and main characteristics of laws, give basic directions of development of the system of state orders.

Текст научной работы на тему «Специфика и особенности государственных закупок»

Серия «Экономика и управление» Специфика и особенности государственных закупок

Михайлов А. В., Михайлова А. Р. Университет машиностроения [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается специфика и особенности государственных закупок в Российской Федерации. Кратко излагаются задачи и основные характеристики, принимаемых законов, даются основные направления развития системы государственного заказа.

Ключевые слова: государственные закупки, государственный заказ, аукцион, электронный аукцион.

На сегодняшний день задачи, стоящие перед российским государством, требуют продуманной организации и эффективного расходования средств бюджета. Именно система государственных закупок способна обеспечить решение данных вопросов и повысить стабильность и устойчивость развития российской экономики.

Возникает проблема одновременной экономии бюджетных средств при достижении высокого качества приобретаемой продукции, работ и услуг.

В этих условиях существует потребность в необходимости поддержания основ здоровой конкуренции и открытой для множества участников рабочей среды, а также защита государственных интересов от некачественного и несвоевременного выполнения подписанных контрактов поставщиками и подрядчиками.

На данный момент не существует единой терминологии в дефинициях «государственные закупки» и «государственный заказ». Чаще всего под государственными закупками понимаются закупки за бюджетные средства, обеспечивающие жизнедеятельность и функционирование различных структур государственной власти, вместе с этим перепродажа товаров и услуг полностью исключается.

По мнению Смотрицкой И.И., «категория государственный заказ отражает общественные потребности, выраженные через государственный спрос, «государственная закупка» по своей сущности является удовлетворенной (обеспеченной) государственной потребностью. «Государственная закупка» отражает стадию выполнения государственного заказа»[3].

В современных условиях существование государственных закупок обусловлено необходимостью выполнения и обеспечения государством важнейших функций и задач:

1) обороноспособности;

2) снабжения продовольствием;

3) энергетической защиты;

4) функционирования социального блока (здравоохранение, образование, наука, культура, спорт);

5) экологической безопасности.

В ХХ-ХХ1 веках наблюдается рост объемов государственных закупок. Их доля в ВВП развитых стран достигает 20%, что делает государство крупнейшим потребителем товаров на рынке.

Через механизм государственных закупок привлекаются ресурсы, обеспечивающие устойчивый экономический рост и развитие социального сектора, что позволяет решать многие существенные для государства задачи:

a) преодоление неоднородности социального и технического развития в экономике;

b) уменьшение уровня дифференциации в доходах населения различных регионов;

c) унификации технологического уровня в производствах разных отраслей экономики.

Совершенствование же механизма государственных закупок данные задачи позволяют решать наиболее эффективно.

Увеличивая расходы на закупки, государство способствует росту объёма совокупного

Серия «Экономика и управление»

макроэкономического спроса, что позволяет поднять ВВП на более высокий уровень. Рост государственных расходов ведет к возникновению мультипликативного эффекта в увеличении национального дохода.

К специфике влияния системы государственных закупок на экономическое развитие страны можно отнести её комплексный характер, так как она способствует решению проблемы обеспечения государственных нужд и, кроме того, является одним из существенных институтов государственного регулирования.

Требования, предъявляемые к системе государственного заказа в России, постоянно изменяются. До 01.01.2006 г. законодательство в области муниципального и государственного заказа не способствовало созданию условий для существования добросовестной конкуренции и давало широкие возможности для различных нарушений и процветания коррупции. Разработка и применение Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Закон №94-ФЗ) помогло изменить ситуацию [1].

Данный закон оказал влияние на всю систему государственного заказа. К его важнейшим характеристикам относятся:

• широкая информационная открытость, все данные о размещении заказов содержатся на официальных сайтах в интернете, при этом ведётся учет недобросовестных поставщиков, которые в дальнейшем не смогут участвовать в выполнении государственного заказа;

• введены прозрачные требования к участникам торгов и гарантии исполнения контрактов с финансовой стороны;

• размещение заказа у единственного поставщика исключается;

• предусматривается электронная форма торгов, которая не позволяет применять субъективный подход к оценке участников торгов со стороны заказчика;

• признается неизменность условий заключенного контракта, которая не даёт возможности изменять цену контракта при его исполнении;

• принимается порядок подачи жалоб на действия заказчика, которые нарушают права и интересы участников торгов, что позволяет проводить досудебное урегулирование споров.

Эффектом от принятия нового закона явилось резкое сокращение стоимости закупок при сохранении их качества. Так, в период 2006-2008 гг. бюджетные средства от закупок для государственных нужд были сэкономлены более чем на 488 млрд. руб. Общий объём государственных закупок демонстрирует уверенный рост. В 2010 и 2011 гг. он превысил 4000 млрд. руб.

Однако в ходе практического применения Закона № 94-ФЗ были обнаружены недостатки, повлекшие за собой необходимость некоторых изменений.

В послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.04.2007г. указывалось на то, что "...надо навести порядок и с заключением государственных контрактов. Полностью перейти на такую систему договоров, при которой стоимость государственного заказа не менялась бы в течение всего периода его исполнения. При распределении государственных заказов - в подавляющем большинстве случаев перейти на аукционную систему". Аукцион отличается от конкурса тем, что победитель выявляется по минимальной цене при сохранении требований к качеству и срокам исполнения заказа. Кроме того, аукцион предполагает наиболее прозрачные условия, которые исключают субъективизм в оценке заявок участников. Участие в аукционах допустимо лишь в случае, если агент уже имеет опыт в выполнении подобных работ. С августа 2009 г. вступили в действие поправки, которые исключили участие фирм-однодневок при исполнении госзаказа.

Обычные аукционы, распространённые сегодня, постепенно вытесняются электронными. Планируется, что их доля в общем объёме торгов по госзаказу составит около 70%. Централизованная система электронных аукционов, разрабатываемая в нашей стране, видимо,

Серия «Экономика и управление» станет первой в Европе, так как в других европейских государствах этот вопрос находится лишь в стадии обсуждения.

Проведение электронных аукционов является наиболее перспективной формой обеспечения российских государственных нужд, так как обеспечивает максимально возможный уровень конкуренции. Итогом подобной деятельности является достижение серьезной экономии бюджетных средств и невозможности сговора для участников аукциона.

Введенный в действие 05 апреля 2013г. Федеральный закон № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"[2], дает много новых возможностей для повышения результативности проведения государственных закупок. К числу нововведений можно отнести: создание единой информационной системы подачи заявок; использование реестра банковских гарантий; применение мер, препятствующих необоснованному снижению закупочных цен; расширение возможностей обеспечения контракта или заявки. Данные меры способны значительно повысить эффективность всей системы государственных закупок.

Выводы

Система государственных закупок является одной из важнейших средств макроэкономического регулирования экономики. В связи с этим, необходимо постоянное совершенствование её механизма, что позволит в значительной степени сократить неэффективное расходование бюджетных средств.

Литература

1. Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ (ред. от 20.07.2012, с изм. от 16.10.2012) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

2. Федеральный закон от 5.04. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

3. Смотрицкая И.И. Государственные закупки и формирование инновационной экономики // Вопросы экономики, 2010. -№6.

4. http://www.pro-goszakaz.ru

Интеллектуальная собственность как фактор развития инновационной

экономики России

к.э.н. доц. Ульянова Н.С., Иброимов Г.Ф.

Университет машиностроения 8(926) 792-35-30,ibroimovg@mail. т

Аннотация. В статье рассмотрена вероятность внедрения интеллектуальной собственности и обеспечение конкурентоспособности России на мировой арене в сфере инновационной экономики. В статье исследуется научный вес политико-экономического исследования интеллектуальной собственности, общественных свойств результатов интеллектуальной деятельности и особенностей их экономического оборота.

Ключевые слова: инновации, интеллектуальный товар, интеллектуальная собственность, объекты интеллектуальной собственности, научным приоритет, научно-техническая деятельность, НИОКР, офисы трансфера технологий, конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, наукоемкость выпускаемой продукции, плагиат

Интеллектуальная собственность - это термин, который часто используется в экономической литературе.

В область деятельности всемирной организации интеллектуальной собственности были

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.