Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА И КЛЮЧЕВЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПРИКАСПИЙСКОГО РЕГИОНА'

СПЕЦИФИКА И КЛЮЧЕВЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПРИКАСПИЙСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ / ПРИКАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / СТРУКТУРА ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА / ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР «СЕВЕР-ЮГ»

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Домбровская О.В.

В сложившейся в начале 2022 г. в мире политической обстановке и в связи с отказом ряда стран в экономическом и транспортном сотрудничестве с Россией особенно важным является дальнейшее развитие импортозамещения в различных сферах экономики страны. В этом свете является актуальной задача изучения неосвоенных агроклиматических, природных, географических и рекреационных ресурсов нашей страны. Одними из ключевых с точки зрения развития туризма и создания транспортных коридоров для развития внешней торговли, являются Прикаспийские регионы страны: Астраханская область, Дагестан и Калмыкия. Опираясь на ряд научных работ и данные Росстата, исследован современный этап социально-экономического развития экономики и сформировано несколько предложений дальнейшего развития российских регионов Прикаспия. Для достижения поставленной задачи использованы такие методы научного познания, как анализ, синтез, табличный и графический методы. К основным результатам исследования следует отнести подробный анализ текущей ситуации и оценка ближайших перспектив социально-экономического состояния прикаспийских регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY AND KEY FEATURES OF THE CURRENT STAGE OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE CASPIAN REGION

In the current political situation in the world at the beginning of 2022 and in connection with the refusal of a number of countries in economic and transport cooperation with Russia, it is especially important to further develop import substitution in various sectors of the economy. In this light, the task of studying and developing the agro-climatic, natural, geographical and recreational resources of our country is an urgent one. And one of the key ones in terms of tourism development and the creation of transport corridors for the development of foreign trade are the Caspian regions of the country: the Astrakhan region, Dagestan and Kalmykia. Based on a number of scientific papers and data from Rosstat, the current stage of the socio-economic development of the economy was studied and several proposals were made for the further development of the Russian regions of the Caspian Sea. To achieve the set task, such methods of scientific knowledge as analysis, synthesis, tabular and graphical methods were used. The main results of the study include a detailed analysis of the current situation and an assessment of the immediate prospects for the socio-economic state of the Caspian regions of Russia.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА И КЛЮЧЕВЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПРИКАСПИЙСКОГО РЕГИОНА»

УДК 314.18, 338.1

doi:10.52210/2224669X_2022_2_114

СПЕЦИФИКА И КЛЮЧЕВЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПРИКАСПИЙСКОГО РЕГИОНА

О.В. Домбровская

Аннотация. В сложившейся в начале 2022 г в мире политической обстановке и в связи с отказом ряда стран в экономическом и транспортном сотрудничестве с Россией особенно важным является дальнейшее развитие импортозамещения в различных сферах экономики страны. В этом свете является актуальной задача изучения неосвоенных агроклиматических, природных, географических и рекреационных ресурсов нашей страны. Одними из ключевых с точки зрения развития туризма и создания транспортных коридоров для развития внешней торговли, являются Прикаспийские регионы страны: Астраханская область, Дагестан и Калмыкия. Опираясь на ряд научных работ и данные Росстата, исследован современный этап социально-экономического развития экономики и сформировано несколько предложений дальнейшего развития российских регионов Прикаспия. Для достижения поставленной задачи использованы такие методы научного познания, как анализ, синтез, табличный и графический методы. К основным результатам исследования следует отнести подробный анализ текущей ситуации и оценка ближайших перспектив социально-экономического состояния прикаспийских регионов России.

Ключевые слова: Валовой региональный продукт, полезные ископаемые, Прикаспийский регион, природные ресурсы, рекреационные ресурсы, структура валового регионального продукта, транспортный коридор «Север-Юг».

SPECIFICITY AND KEY FEATURES OF THE CURRENT STAGE OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE CASPIAN REGION

O.V. Dombrovskaya

Abstract. In the current political situation in the world at the beginning of 2022 and in connection with the refusal of a number of countries in economic and transport cooperation with Russia, it is especially important to further develop import substitution in various sectors of the economy. In this light, the task of studying and developing the agro-climatic, natural, geographical and recreational resources of our country is an urgent one. And one of the key ones in terms of tourism development and the creation of transport corridors for the development of foreign trade are the Caspian regions of the country: the Astrakhan region, Dagestan and Kalmykia. Based on a number of scientific papers and data from

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Rosstat, the current stage of the socio-economic development of the economy was studied and several proposals were made for the further development of the Russian regions of the Caspian Sea. To achieve the set task, such methods of scientific knowledge as analysis, synthesis, tabular and graphical methods were used. The main results of the study include a detailed analysis of the current situation and an assessment of the immediate prospects for the socio-economic state of the Caspian regions of Russia.

Keywords: Gross regional product, minerals, Caspian region, natural resources, recreational resources, structure of gross regional product, North-South transport corridor.

События начала 2022 г. показали ненадёжность существующей мировой экономической и транспортной системы. Взаимный запрет на заход судов в морские порты и нахождение самолётов в воздушном пространстве сильно затрудняют, зачастую полностью исключают логистику и туристический обмен между государствами. А агрессивная санкционная политика западных государств и транснациональных компаний нарушили производственные и торговые цепочки между государствами.

С другой стороны, в данной ситуации для отечественных компаний появляется возможность занять освободившуюся часть рынка, ранее занимаемую иностранным бизнесом. В первую очередь это касается промышленности, сельского хозяйства и туризма. Что позволяет создать дополнительные рабочие места и трудоустроить бывших сотрудников иностранных компаний.

Акцент в российской внешней торговле смещается в сторону Азии, в основном не поддерживающей экономическое давление на Россию. Так как традиционный путь через Босфор и Суэцкий канал в современной политической обстановке является ненадёжным, возникает необходимость в развитии транспортного торгового маршрута «Север-Юг» через Каспийский регион между Европейской Россией и странами Южной и Юго-Западной Азии (Иран, Ирак, Индия, Пакистан). Это создаёт дополнительный потенциал для развития прикаспийских регионов России, в первую очередь Астраханской области и Дагестана, так как там уже имеется достаточно развитая портовая, трубопроводная и железнодорожная инфраструктура.

Практически полное закрытие популярных туристических направлений (Европа, Турция), осложнённое коронавирусной пандемией с сопутствующими международными ограничениями, создаёт

высокий спрос на внутренний туризм. Особенно привлекательными в данном случае являются рекреационные ресурсы побережья Каспийского моря, которые освоены далеко не так полно, как Черноморское побережье, Кавказ и Крым.

В Прикаспийском регионе России (Астраханская область, Калмыкия и Дагестан) проживает 4,4 млн чел., что составляет 3 % численности населения России. При этом Прикаспий характеризуется значительным миграционным оттоком населения в другие регионы страны, что является следствием как переизбытка трудовых ресурсов, так и низких доходов населения (таблица 1).

Таблица 1

Демографические показатели Прикаспийского региона России

на 2020 г.

селения ' г., тыс. 020 £ ч си ® к а в §, § £ ч си ® к а в ^ § Среднегодовая численность занятых, тыс. ¡¡1 К 1

Регион Численность на на 1 января 2021 2 а м е и ени ене 1 а Н к 1 § з » в0 1% е1 Е «а сн ■а а и 11 а ^ л § ^ ^ г и £ и •5 1 х де 0 1 1 1 ара з

Российская Федерация 146171,0 -0,4 -4,8 0,9 69550,3 36073 51344

Астраханская обл. 997,8 -0,8 -2,7 -5,3 444,2 25199 38885

Дагестан 3133,3 0,7 8,8 -1,6 1022,9 27661 31342

Калмыкия 270,0 -0,4 -0,9 -3,3 104,3 19811 32013

Астраханская обл., % от РФ 0,68 0,64 69,9 75,7

Дагестан, % от РФ 2,14 1,47 76,7 61,0

Калмыкия, % от РФ 0,18 0,15 54,9 62,4

Источник. Составлено автором по данным Росстата.

Как следует из таблицы 1, рост численности населения в 2020 г. наблюдался лишь в Дагестане (за счёт высокого естественного прироста). Остальные регионы показывают отрицательную демографическую динамику. Особенно сильна убыль населения в Астраханской области (-0,8 % за 2020 г.). Ухудшает ситуацию в области значительная миграция за пределы региона, хотя среди Прикаспийских регионов область демонстрирует наивысшие пока-

затели среднемесячной заработной платы, что, казалось бы, должно привлекать трудовых мигрантов.

Г.И. Гаджимирзоев [5] называет Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), к которому относится и Дагестан, трудоизбыточным регионом. И решение проблемы трудоустройства населения видит в развитии сельского хозяйства и трудовой миграции экономически активного населения. По данным Ш.С. Мудуева [11] в Республике Дагестан подавляющая часть сельхозпроизводства (72,9 % на 2016 г.) приходится на личные подсобные хозяйства (ЛПХ) населения, что затрудняет организацию процесса промышленной переработки сельхозпродукции с высокой добавленной стоимостью. Это связано с тем, что хозяйства населения, как правило, производят не товарную продукцию, а продукты для собственного потребления, либо для продажи на рынках. Также Ш.С. Мудуев [11] приводит свидетельства недостоверности сельскохозяйственной статистики по Республике Дагестан, указывая на занижение показателей производства. И данная проблема также проистекает из-за значительной доли хозяйств населения в сельском хозяйстве региона, учёт в которых вести достаточно сложно, в основном по данным опросов ограниченного количества хозяйств.

Проблема значительной доли ЛПХ в производстве характерна для всех прикаспийских регионов России: в Калмыкии на 2020 г. в хозяйствах населения по данным Росстата произведено 50,4 % сельхозпродукции, в Дагестане - 78,3 %, в Астраханской области - 39,2 %. Среднероссийский показатель при этом составляет 26,7 %. Другими словами, большая часть продукции выращивается в малопроизводительном секторе личных подсобных хозяйств. Это влечёт за собой недостаточный уровень использования сельскохозяйственного потенциала региона. Хотя объём выпуска импортозамещающей продукции (шерсть, говядина, плоды и ягоды, овощи и бахчевые, чай, плодоовощные и рыбные консервы) мог быть значительно выше при лучшей организации сельского и рыбного хозяйства в данных регионах.

Таким образом, для повышения уровня занятости населения и роста производства импортозамещающей продукции

в Прикаспийском регионе необходимо в первую очередь развитие агропромышленного сектора за счёт стимуляции производства в сельхозпредприятиях и фермерских хозяйств, а также создания условий максимального благоприятствования для крупных агропромышленных компаний.

ВРП прикаспийских регионов составляет около 1,5 % от общероссийского показателя. При этом показатели на душу населения значительно ниже среднего по регионам страны. Но если в Астраханской области он на 7 % ниже среднероссийского, то в Калмыкии - ниже в 2 раза, а в Дагестане - почти в 3 раза меньше, чем в среднем по России (таблица 2).

Таблица 2

ВРП прикаспийских регионов России в 2005-2019 г.

Регион ВРП в 2019 г., млрд руб. (всего) ВРП в 2019 г., тыс. руб. на душу ВРП в 2010 г., тыс. руб. на душу ВРП в 2005 г., тыс. руб. на душу

Российская Федерация 94831,1 648,8 263,8 125,7

Астраханская обл. 602,3 603,6 143,4 69,8

Дагестан 718,5 229,3 94,9 33,8

Калмыкия 88,9 329,3 84,4 33,0

Астраханская обл., % от РФ 0,64 93,0 54,3 55,6

Дагестан, % от РФ 0,76 35,3 36,0 26,9

Калмыкия, % от РФ 0,09 50,8 32,0 26,3

Источник. Составлено автором по данным Росстата [4].

Все три прикаспийских региона с 2005 г. по 2019 г. демонстрируют хорошую динамику валового продукта на душу населения относительно других регионов. Хотя его величина по-прежнему остаётся на невысоком уровне. В целом, подушевой ВРП за 14 лет вырос в 10 раз в Калмыкии, в 8,6 раза в Астраханской области и в 6,8 раза в Дагестане. Астраханская область заняла 21 место по размеру ВРП в 2019 г., Калмыкия - 64-е. Дагестан - на 81-м месте в стране, один из самых низких показателей, что связано с опережающим ростом численности населения в Республике, в отличие от отрицательного прироста в Калмыкии и Астраханской области.

Отраслевая структура валового регионального продукта позволяет определить специализацию региона и основное текущее направление развития экономики.

Таблица 2

Структура ВРП прикаспийских регионов России в 2019 г.

Регион Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Энергетика Строительство Торговля Транспорт Государ-ственное управление Прочее

Российская Федерация 4,1 13,5 16,8 2,9 5,4 14,2 7,3 5,6 30,2

Астраханская обл. 5,3 47,9 4,3 2,3 4,2 6,1 7,0 6,3 16,6

Дагестан 16,7 0,5 4,7 1,3 15,5 20,3 5,3 6,5 29,2

Калмыкия 22,6 1,3 0,8 0,9 6,9 5,2 24,1 15,7 22,5

Источник. Составлено автором по данным Росстата [5].

Из данных таблицы 3 следует, что структура валового продукта Прикаспия значительно отличается от общероссийской. Во-первых, для данных регионов характерна высокая доля сельского хозяйства (особенно в Дагестане и Калмыкии) и государственного управления (наивысший показатель в Калмыкии). Напротив, низка доля энергетики и обрабатывающих производств, что свидетельствует о низком уровне развития промышленности.

В Астраханской области почти половину ВРП обеспечивает добыча полезных ископаемых. Прежде всего - нефти и газа, значительные запасы которых залегают в пределах области и на шельфе Каспийского моря.

В Калмыкии четверть валового продукта приходится на транспорт. А в Дагестане очень велик вклад строительства в структуру ВРП, что свидетельствует о высоких темпах инфраструктурного и жилищного строительства в Республике.

В целом, данные по структуре ВРП свидетельствуют о невысоком уровне экономического развития региона. Для улучшения экономической обстановки необходимо концентрировать усилия на развитии промышленности, прежде всего, пищевой и лёгкой

ввиду наличия собственной значительной сырьевой базы. Кроме того, прикаспийские регионы являются энергодефицитными, что является тормозом развития промышленности.

Из прикаспийских регионов лишь Астраханская область обладает значительными в масштабе страны запасами полезных ископаемых. Прежде всего природного газа: по данным Федерального агентства по недропользованию [12] на 2020 г. запасы свободного газа в Астраханской области составили 5207,5 млрд куб. м (10,9 % общероссийских). При текущем уровне добычи запасов области хватит более чем на 400 лет. Таким образом, относительно высокий уровень ВРП Астраханской области (в 2 раза выше ВРП Дагестана на душу населения и втрое выше показателя Калмыкии) обеспечен на много лет вперёд. Надо отметить, что 47,9 % ВРП региона формируется за счёт добычи полезных ископаемых, в первую очередь - природного газа. Запасы нефти и газового конденсата в области составляют около 1,2 общероссийских. Ещё столько же нефти залегает на шельфе Каспийского моря (в акватории РФ), разработка которых тоже в основном осуществляется у берегов Астраханской области.

Кроме нефти и природного газа в Астраханской области располагается 4,5 % российских прогнозных ресурсов (категории Р1) калийных солей [12]. Однако перспективы разработки прогнозных ресурсов неопределённы. Также в области расположено крупнейшее в России месторождение поваренной соли оз. Баскунчак [7].

В Калмыкии имеются запасы урана, содержащиеся в двух месторождениях: Степное и Шаргадыкское (суммарные запасы -21,9 тыс. т). Их доля в российских балансовых запасах составляет 3,1 % [12]. Однако, месторождения в данный момент не разрабатываются. При текущем уровне добычи урана в России порядка 3 тыс. т запасы в Калмыкии могут удовлетворять текущую потребность экономики страны в течение 7 лет.

Запасы меди дагестанского месторождения Кизил-Дере составляют 1,2 млн т (около 1,2 % по России в целом) [12]. Месторождение относится к нераспределённому фонду недр и не имеет ближайших перспектив разработки. Однако, по содержанию меди в руде Кизил-Дере является богатейшим в России (2,14 % меди в руде при среднем по стране 0,85 %).

Таким образом, в Прикаспийском регионе из значительных в государственном масштабе запасов полезных ископаемых можно

отметить только природный газ, нефть и поваренную соль (все -Астраханская область).

Хотя Ш.С. Абдулаев [13] отмечает самодостаточность Дагестана по наличию минерально-сырьевых ресурсов, освоение которых, однако, тормозится низкими темпами геолого-разведочных работ. И данные месторождения не имеют мирового или государственного значения вследствие относительно небольших запасов полезных ископаемых.

Динамика потребления электроэнергии является одним из индикаторов развития экономики региона, хотя прямая зависимость между потреблением электроэнергии и динамикой ВРП отсутствует. Она связана как с ростом промышленности, так и темпами роста численности населения.

Как видно на рисунке 1, Дагестан демонстрирует стабильный ежегодный прирост потребления электроэнергии, на который не повлияла даже пандемия коронавируса в 2019-2020 гг., которая отрицательно повлияла на экономику Калмыкии и Астраханской области.

Примечателен тот факт, что за 11 лет электропотребление в Калмыкии выросло в 1,8 раза, в Дагестане - в 1,5 раза, а в Астраханской области не изменилось.

Отрицательным моментом, затормаживающим развитие экономики прикаспийских регионов, является превышение потребле-

Рисунок 1. Динамика потребления электроэнергии в прикаспийских регионах России в 2010-2021 гг.

Источник. Составлено автором по данным Системного оператора ЕЭС России

ния электроэнергии над её производством. Собственная генерация электроэнергии в Астраханской области в 2021 г. составила 96,6 % потребления, в Республике Дагестан - 62,9 %, в Калмыкии - 31,6 % (данные Росстата и Системного оператора ЕЭС).

Как видно из представленных данных, особенно острой проблема дефицита электроэнергии наблюдается в Калмыкии. При этом в Республике практически отсутствует потенциал развития гидроэнергетики из-за недостатка водных ресурсов. А.А. Соловьёв [15] считает, что покрыть существующий дефицит генерации электроэнергии можно только за счёт развития малой автономной энергетики (солнечные батареи, ветрогенераторы). Однако, такой подход требует субсидирования со стороны государства, что может быть нецелесообразным в связи с ухудшением общей экономической обстановки в стране.

Дагестан по оценке М.М. Гитинасулова [6] характеризуется значительным гидроэнергетическим потенциалом (55,17 млрд кВт/ч), которые используются не более чем на 10 %. Таким образом, за счёт строительства гидроэлектростанций Дагестан может удовлетворить собственные постоянно растущие потребности в электроэнергии на обозримую перспективу.

В таблице 4 отражена динамика туристической отрасли регионов Прикаспия. Показано количество средств размещения (гостиницы, хостелы и т.д.) и численность размещаемых в них лиц.

Как видно из таблицы 4, в России за 15 лет в 3 раза выросло количество коллективных средств размещения (гостиницы, мотели, хостелы и другие организации гостиничного типа). В Дагестане и Астраханской области при этом рост составил 4-4,5 раза, в Калмыкии - 1,8 раза. Таким образом, можно отметить опережающий рост туристической отрасли Прикаспийского региона России за исключением Калмыкии.

Количество размещённых лиц также росло опережающими темпами: если в среднем по России рост составил 1,7 раза, то в прикаспийских регионах примерно в 2 раза.

Также из таблицы 4 заметно отрицательное влияние пандемии на туристическую отрасль России.

Надо отметить, что количество гостиниц и учреждений гостиничного типа в Астраханской области, Дагестане и Калмыкии составляет менее 2 % от их числа в России в целом. Количество же

Таблица 4

Коллективные средства размещения и численность размещённых лиц в 2005-2020 гг.

Регион Число коллективных средств размещения Численность размещенных лиц, тыс. чел

2005 2010 2015 2018 2019 2020 2005 2010 2015 2018 2019 2020

Российская Федерация 9269 12585 20135 28074 28302 27328 28411 34746 49284 71538 76042 47382

Астраханская область 74 123 313 331 321 335 101 158 208 238 261 201

Дагестан 34 57 89 106 138 135 42 99 137 187 168 123

Калмыкия 21 14 24 48 50 37 14 20 40 40 45 26

Справочно: Республика Крым 1149 1312 1320 1490 1626 2083 2380 1942

Краснодарский край 1150 1355 2922 5883 5759 5124 2645 2726 5560 8051 8299 6298

Ставропольский край 177 223 365 465 472 488 614 774 849 1080 1124 661

Источник. Составлено автором по данным Росстата.

воспользовавшихся их услугами - менее 0,8 % от общероссийского. Таким образом, Прикаспийский регион занимает незначительную долю туристического рынка страны, не смотря на высокий рекреационный потенциал.

Потеря с распадом СССР таких туристическо-рекреационных зон, как Прибалтика, Карпаты, Грузия, по мнению Ш.М. Алиева [2], выводят Дагестан на одно из первых мест с высоким туристическим потенциалом. Близость моря и гор, благоприятный климат, минеральные и термальные источники - перспективные природные богатства края, которые в данный момент мало освоены.

Элиста по данным Е.С. Ковановой [8] находится в пятёрке российских городов, привлекательных для эко-туризма. Однако, в связи с неразвитостью туристической инфраструктуры, посещаемость региона одна из самых низких в России [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Астраханская область - популярное место для любительской рыбалки. Однако, инфраструктура данного направления также освоена недостаточно. А значительная часть туристической индустрии образует «теневой» сектор, не лицензируя свою деятельность [4].

Кроме того, З.Б. Амирова [3] предлагает организацию международных скоростных пассажирских перевозок по Каспийскому морю. Это создаст дополнительные предпосылки для развития внутреннего и международного туризма в условиях санкций и закрытия ряда популярных международных направлений для россиян.

Одним из важных перспективных проектов развития Прикаспийского региона является активизация работы международного транспортного коридора Север-Юг, об актуальности развитии которого упоминает Садыков Э.А. [14]. В увеличении оборота в этом направлении, прежде всего, заинтересованы Россия и Иран. Особую актуальность данный маршрут приобрёл в связи с санкционной войной, объявленной Россией западными государствами.

Грузооборот российских портов Каспийского бассейна в значительной мере зависит от экономических санкций в отношении Ирана, так как основная часть экспорта осуществляется именно в этом направлении. Если ранее взаимная торговля была ограничена санкциями против Ирана, то весной 2022 г. это ограничение, очевидно, уже потеряло актуальность.

При этом не нужно забывать о том, что единственным крупным незамерзающим портом Каспийского моря является Махачкала [3].

Именно с его круглогодичным режимом работы связан тот факт, что Астраханский морской порт в 2005 г. был на 1-м месте по объёму грузооборота в Каспийском бассейне (5,13 млн т) против 5,05 млн т Махачкалинского порта (таблица 5). Но к 2021 г. сократил объём вдвое до 2,3 млн т. Махачкала же вышла к 2021 г. на первое место с показателем в 2,3 млн т.

Таблица 5

Характеристики морских портов Каспийского бассейна,

2005-2021 гг.

Название порта Мощность, млн т Основная специализация Грузооборот, млн т

2005 2010 2015 2020 2021

Махачкала 11,1 наливные грузы 5,1 4,9 3,8 5,0 4,4

Астрахань 9,8 сухие грузы 5,1 5,0 2,6 2,5 2,3

Оля 4,6 сухие грузы 0,2 1,1 0,2 0,6 0,3

Итого: 25,4 10,4 10,9 6,6 8,1 7,0

Грузооборот портов России (справоч-но) - - 407 526 677 820 835

Доля Каспийского бассейна, % - - 2,5 2,1 1,0 1,0 0,8

Источник. Составлено автором по данным Portaews, годовые отчёты ПАО «Астраханский порт» [9].

Из таблицы 5 заметно, что, не смотря на общий рост грузооборота портов России, Каспийский бассейн показывает отрицательные результаты.

Основной объём грузооборота Махачкалинского морского порта приходится на наливные грузы и зерно. Потенциал использования в 2021 г. - менее 40 %. Астраханский порт задействован менее чем на четверть. Половина грузооборота - это зерновые и лесные грузы. Порт Оля после небольшого периода хороших показателей грузооборота порядка 1 млн т к 2021 г. снова сократил работу до незначительных величин (0,3 млн т). Причём основной весь объём приходится на зерно. Потенциал порта практически не используется.

Ненадёжная политическая позиция Азербайджана (из-за вопроса Карабаха) не позволяет надеяться на масштабный рост грузоперевозок и транзита железнодорожным путём Иран-Россия. Приоритет в выборе средств перевозки грузов в таком случае остаётся за морскими судами. Таким образом, представляется реальным продолжение строительства крупного морского порта Оля проектной мощностью до 26 млн т.

Для ликвидации «узких мест» на железной дороге, связывающей морской порт с Центральной Россией, потребуется проведение значительных строительных работ, так как существующая железная дорога от станции Оля до направления Астрахань-Кизляр представляет собой однопутную неэлектрифицированную линию с низкой пропускной способностью. Для полноценной работы морского порта с проектной мощностью потребуется проведение работ по электрификации железной дороги от порта Оля до г. Волжский (Волгоградская обл.) и строительство вторых путей от ст. Оля до ст. Астрахань, а также от ст. Ахтуба до ст. Волжский.

Вместо указанных работ для развития морского порта Оля возможно проведение работ по строительству новой электрифицированной линии Оля-Элиста-Куберле с восстановлением закрытого участка Волгодонск-Морозовск для обеспечения транспортного потока Центр-Каспий-Иран с высокой пропускной способностью. Второй вариант представляется более затратным, однако он даст дополнительный импульс для развития Калмыкии - одного из самых бедных регионов России.

Нужно понимать, что данный проект целесообразен только при наращивании объёмов торговли с Ираном (либо транзит через Иран из Индии, стран Персидского залива и Пакистана) через Каспийское море на 20-30 млн т сверх существующих показателей. Однако, весовые показатели оборота внешней торговли Россия-Иран в целом не превышают 5 млн т, что недостаточно для загрузки даже половины существующей мощности российских портов Каспийского бассейна (таблица 5). В обозримой перспективе возможен рост за счёт снятия санкций и расширения взаимного товарооборота, но требуемой величины он, очевидно, не составит. Рассчитывать можно только на транзит товаров с Ближнего Востока и из Индии через территорию Ирана с последующей погрузкой в его портах. Но этому способу перемещения грузов составляет конкуренцию железная дорога через Азербайджан, который предлагает льготные условия транзита через свою территорию.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что Прикаспийский регион обладает значительным нереализованным потенциалом в ряде направлений экономики, включая туризм, сельское хозяйство, промышленность, транспорт [9].

Дефицит электроэнергии усложняет задачу развития экономики регионов Прикаспия. Особенно значительно он выражен в Калмыкии, где собственная генерация покрывает менее трети потребления.

В данный момент в структуре валового регионального продукта основной вес имеют сельское хозяйство и государственное управление. Для Астраханской области важнейшим экономическим направлением является добыча полезных ископаемых. Однако, в связи с высоким сельскохозяйственным потенциалом, представляется целесообразным развитие собственной пищевой и лёгкой промышленности регионов.

Одним из перспективных направлений Прикаспийского региона является развитие международного транспортного коридора «Север-Юг», который, при удовлетворительных портовых мощностях Каспийского моря, ограничен пропускной способностью железных дорог. Значительное увеличение перевозок по данному маршруту возможно лишь после их масштабной модернизации.

Библиографический список

1. АвалдыковаЕ.С. Туристический потенциал Республики Калмыкия и его роль в региональной экономике // Вестник Волгоградского государственного университета. 2018. Сер. 3: Экономика. Экология. Т. 20. № 2.

2. Алиев Ш.М. Геополитическое (географическое) положение как фактор развития туризма в кавказско-Каспийском регионе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2014. № 4 (29).

3. Амирова З.Б. Развитие морской туристско-рекреационной зоны в Каспийском бассейне // Управление развитием крупномасштабных систем тЫ'2017: труды десятой международной конференции: (Москва, 02-04 октября 2017 г.): в 2 т. / под общ. ред. С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна. М., 2017.

4. Арутюнян С.А. Концепция развития рыболовно-охотничьего туризма на основе кластерного подхода // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 4.

5. Гаджимирзоев Г.И. Социальные процессы как основа формирования трудовых ресурсов России и отдельных ее регионов // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2022. № 1.

6. Гитинасулов М.М. Современное состояние и перспективы развития энергетического сектора в Республике Дагестан // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 5.

7. Григорович В.Я. Состояние и использование природных ресурсов Астраханской области // Геология, география и глобальная энергия. 2009. № 3 (34).

8. КовановаЕ.С. Проблемы и направления развития туризма в Республике Калмыкия // Российский экономический интернет-журнал. 2021. № 4.

9. Комплексный подход к модернизации инфраструктуры порта Оля Астраханской области / А.Д. Айгумов, С.М. Лычагин, А.С. Шамов, А.Н. Щербинина // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 5 (103).

10. Курепина Н.Л. Социо-эколого-экономические угрозы экономической безопасности Прикаспийского региона // Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности. 2021. Т. 1. № 1.

11. Мудуев Ш.С. Современное состояние, проблемы социально-экономического развития Республики Дагестан и пути их решения // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2018. № 2.

12. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Государственный доклад о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2020 году. М., 2021.

13. Проблема освоения естественных природных ресурсов и ее влияние на экономику и политику субъекта Российской Федерации (на примере Республики Дагестан) / Ш. С. О. Абдулаев, С.В. Дохолян, В.И. Черка-шин, Д.А. Деневизюк // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. № 7 (442).

14. Садыков Э.А. Перспективы модернизации международного транспортного коридора «Север-Юг» в контексте реализации стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне // Транспортное дело России. 2018. № 3.

15. СоловьевА.А. Оценка потенциала и предпосылок развития возобновляемой малой автономной энергетики на сельских территориях Калмыкии // Вестник аграрной науки Дона. 2017. № 2 (38).

О.В. Домбровская

аспирант кафедры управления бизнесом и сервисных технологий

Московский государственный университет пищевых производств

e-mail: dombrovskayaov@mgupp.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.