Научная статья на тему 'Специфика гражданского воспитания на уроке истории'

Специфика гражданского воспитания на уроке истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
768
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ФОРМЫ УРОКА / ВОСПИТАНИЕ / CITIZENSHIP / MORAL VALUES / TYPES OF LESSONS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Портнова Ольга Александровна

В статье речь идет о специфике гражданского воспитания учащихся на уроке истории. Автор рассматривает различные формы организации обучения на уроке, обращая особое внимание на формирование гражданственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF CIVIL EDUCATION AT THE HISTORY LESSONS

The article focuses on the specifics of civic education of students in history class. The author examines the various forms of organization of education in the classroom, focusing on the formation of citizenship.

Текст научной работы на тему «Специфика гражданского воспитания на уроке истории»

УДК 37.017.4

Портнова О.А.

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского E-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКЕ ИСТОРИИ

В статье речь идет о специфике гражданского воспитания учащихся на уроке истории. Автор рассматривает различные формы организации обучения на уроке, обращая особое внимание на формирование гражданственности.

Ключевые слова: гражданственность, нравственные ценности, формы урока, воспитание.

Сегодня, когда все сферы жизни человеческого общества страдают от девальвации ценностей, так важно педагогам удерживать нравственные ориентиры. Взгляд, обращенный в прошлое, поможет правильно оценить настоящее и спрогнозировать будущее.

Известный просветитель XVIII начала Х1Хв, поэт и публицист В.В. Попугаев (17781816) видел важнейший метод воспитания гражданина в изучении истории. В своей работе «Об истории как предмете политического воспитания» он говорит: «история не есть наука для настроения умов обыкновенных, она есть наука, образующая героев». Автор называет историю «пантеоном славных мужей», хранящим «великие дела для подражания и соревнования душ, способных чувствовать благо общественное и ценить истинные достоинства». Помнению автора, история не должна быть простым перечислением фактов и событий, здесь должен быть и аналитический материал, «она должна замечать причины, основавшие счастье государства, причины, удерживающие их от падения и сохраняющие целостность оных». Попугаев делает вывод, что история является необходимым предметом в воспитании «направит каждого к своей цели». [7; 96-97]

Современная педагогическая наука сохраняет преемственность понимания образования как«результат прижизненного научения», который во многом зависит от «культурно-исторических обстоятельств жизни человека»[5]. Наши педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы сделать урок истории процессом гражданского воспитания. Учитель всегда находится в поисках способов организации воспитания и обучения.

Нельзя не согласиться с Т.Н.Высоцкой [2] в том, что каждый урок должен содержать «изю-

минку».Это может быть интересный факт или его неожиданная подача, либо нестандартный подход к изложению материала. Например, урок знакомства с новым материалом проводится как проблемный урок. Так, изучая тему«С-мутное время», учительставит перед учащимися проблемный вопрос: «В чем причины возникновения смутного времени?», разделяя его на различные аспекты, развивает интерес к истории русского государства, формирует навыки анализа, умения устанавливать причинно-следственные связи между фактами, событиями, явлениями. В то же время у учащихся формируется познавательный интерес, ассоциативное мышление, развивается творческая деятельность. На примерах Ивана Сусанина, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского мы воспитываем в наших подопечных патриотизм и служение родине.

Все большую популярность сегодня обретают технологии проектного обучения.-Цель проектного обучениясостоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Учащимися в течение года были подготовлены проекты: «Княгиня Ольга», «Петр и Февро-ния Муромские», «Александр Невский», «Создание русского флота», «Ясныгин - губернский архитектор» и др.

Не следует забывать, что лучший способ систематизации знаний - это, конечно, таблица. Заполнение таблицы полезно как для аналитической работы, так и для повторения и закрепления материала. Таблица - незаменимый помощник и при подготовке к экзамену.

Работа над данным заданием формирует такие качества гражданина, как способность чувствовать себя частью древнейшей цивилизации, понимание закономерности и важности исторического пути большого государства.

Для запоминания материала и последовательности событий в период правления Алексея Михайловича учащиеся работают над таблицей «Бунташный век».

При изучении темы «Реформы Александра II» учащиеся для систематизации материала и под руководством учителя заполняют таблицу:

Дата Название реформы Сущность Итоги, значение

В ходе этой работы у учащихся формируется представление о зарождении государства, непростом этапе эволюционного развития страны, появляется опыт пониманиясущнос-ти политических и экономических изменений в пределах конкретной исторической эпохи..

Иногда материал не требует запоминания, но необходим для изучения и развития аналитических навыков, формирования гражданской активности. В этом случае идет совместное заполнение таблицы в ходе творческой дискуссии, как, например, это было на уроке истории по изучению политических партий, образовавшихся в ходе революции 1905-1907 годов. Учебный класс разбивается на группы по количеству основных политических партий, образовавшихся после опубликования Манифеста царя в1905 году. Каждая «партия» получает свою табличку с названием (Социал-демократы, Союз русскогона-рода, Парламентская группа Трудовики, Октябристы, Кадеты), а также, материалы с программой партии, имена лидеров и другой, не-

обходимой для работы «Государственной думы», информацией. Учителем дается время на изучение материалов внутри группы-партии, а затем идет бурное обсуждение главных политических вопросов: крестьянский, демократические права и свободы, вопрос о власти, рабочий вопрос. Основные тезисы выносятся в общую таблицу. Успешно используя технологию сотрудничества, мы добиваемся заинтересованностив усвоении учебной информации каждым ее участником, поскольку успех команды зависит от вклада каждого. Когда «партия» готова, учитель задает вопросы каждому ученику, от их ответов зависит результативность всей команды.

Сравнительные таблицы применяются на уроках закрепления материала и зачетах. Так, завершая тему НЭПа, можно предложить учащимся для самостоятельной работы заполнение сравнительной таблицы «Военный коммунизм и новая экономическая политика большевиков». Такая работа способствует формированию навыков анализа, умения устанавливать причинно-следственные связи между фактами, событиями, явлениями, развивает политическое мышление.

Для обеспечения принятия цели урока учащимися, высокого уровня мотивации их деятельности целесообразно применять Карту актуализации знаний.

Актуализация— перевод знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого, латентного, состояния в явное, действующее [4]. Карта актуализации знаний помогает ученикам усвоить необходимый материал в соответствии с реальными учебными возможностями учащегося и его индивидуальными потребностями.

Программа по истории часто корректируется, к сожалению, в сторону уменьшения количества часов. Учителю приходится стоять перед выбором сокращения материала, изменяются обычно часы, отведенные культуре того или иного периода истории. Мы предлагаем ввести в изучение историческо-

Таблица. «Первые русские князья» была использована для систематизации знаний учащихся, а также для обобщения темы «Древнерусское государство»

Имя князя Дата правления Путь на престол Основные события внутренней и внешней политики Значение деятельности князя для развития государства

Портнова О.А.

Специфика гражданского воспитания на уроке истории

го материала постоянную рубрику «Культурное наследие». Так как общепринятым считается, что в культуре существуют отдельные жанры: архитектура, живопись, музыка, литература, театр, то мы считаем, целесообразно закрепить постоянных учащихся, ответственных за тот или иной жанр. Свои сообщения, о том, что нового появилось в искусстве, какие имена стали известны публике, учащиеся представляют по мере изучения темы. Не стоит опасаться того, что материал, например, по архитектуре или по музыке будут готовить одни и те же обучающиеся, в этом есть определенный смысл. Во-первых, воспитывает ответственность, формирует системность знаний, во-вторых, развивает интерес к культурным ценностям, в-третьих, экономит время на уроке и повышает рейтинг «куль-туроведов» среди одноклассников.

Особую роль на уроке истории играет краеведческий материал. Опираясь на него, мы делаем историю «своей», близкой и понятной: события проходили в родном крае, городе, селе.

Важно включать в уроки истории факты исторического прошлого Калужской губернии, к сожалению, мало изученного на сегодняшний день.

Часто подросток, приехавший в Калугу из районных городов: Воротынска, Мосаль-ска или Мещовска впервые узнает, что его село или городок имеет более древнюю историю, чем столица современной губернии, и он когда-то был княжеским городом среди дремучих лесов.

Экскурсия к преподобному старцу Тихону, в монастырь, что находится в селе Льва Толстого, стала откровением для учащихся, которые узнали и о великом 20-летнем стоянии Тихона, защитившем от хана Ахмата Русь, и пояске Богородицы, которым стала для наших предков река Угра.

Используя материалы исторического исследования Калуги и Калужской области Д. И.Малинина [6], учитель имеет возможность сделать урок живым и доступным. Буквально каждый этап российской истории нашел отражение на страницах летописи родной земли, будь то помощь Лжедмитрию или сбор денег для русской армии в войне с французами 1812 года, приезд Ека-

терины и наместничество М.Н. Кречетни-кова, при котором развернулось грандиозное по тем временам строительство нового города. Вместе с обучающимися полезно провести экскурсию, в ходе которой дети по-новому смотрят на замечательные памятники архитектуры родного города: Присутственные места, Каменный мост, Мужская гимназия, Гостиный двор, Учитель в своем рассказе в ходе экскурсии, несомненно, укажет на гражданский подвиг губернского архитектора середины XVIII начала Х1Хвв. И.Д. Ясныгина, создавшего город, историческую часть которого мы теперь учимся ценить, в том числе великолепный Троицкий собор. Не менее интересной является экскурсия «Калуга православная». Каждый храм имеет свою историю, значение и духовный багаж, в то же время это еще и замечательные архитектурные памятники. Здесь учитель объяснит важность цвета, формы каждого храма. Интересно подискутировать на тему названий храмов и важности их значения для современников. Во время таких познавательных пешеходных прогулок учащимися готовится фотоматериал, который затем используется в презентациях при защите проекта по истории.

Затрагивая трагические моменты истории (разграбление дома Коробовых, уничтожение Драматического театра фашистами, гибель людей, уничтожение веры и храмов), мы стремимся научить подростков самостоятельно оценивать события, анализировать поступки людей и делать выводы о богатстве родного края подвижниками, о необходимости помнить героическое прошлое русской земли.

Подобные уроки способствуют воспитанию у наших обучающихся таких элементов гражданственности, как гордость за свою малую родину, уважение к прошлому, к истории родного края, необходимости сохранения целостности страны и желания принести пользу Отечеству и своему городу.

Таким образом, уроки истории способствуют накоплению ценного духовного опыта подростка, который затем преобразуется в особую привязанность к Родине и те качественные характеристики, которые включает в себя понятие гражданственности.

17.10.2013

Список литературы:

1. Баев В.Г., Давыденкова А.Г.«Воспитание патриотизма и гражданственности как институционально-ментальных ценностей» Материалы Международной научной конференции. СПб 9-10 июня 2005.

2. Высоцкая Т.Н Компоненты современного урока. СОШ СИ имени ВД. Чурсинаhttp://festival.1september.ru

3. Катунина О.И. Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания средствами краеведения.Ьир:/Де8Йуа1.1зер1етЬег.га

4.Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57 Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. Корнетов Г.Б.История педагогики сегодня, Материалы Первого национального форума российских историков педагогики- Москва, 2013.

6. Малинин Д.И.Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии., Калуга: Золотая аллея,2004.

7. Попугаев В.В. Об истории как предмете политического воспитания. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в., Москва, «Педагогика», 1987.

Сведения об авторе:

Портнова Ольга Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Коммунально-строительного техникум, г. Калуга, учитель истории, е-таП: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.