Научная статья на тему 'Специфика грамматических вопросов при анализе членов предложения учащимися-дагестанцами'

Специфика грамматических вопросов при анализе членов предложения учащимися-дагестанцами Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
118
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СИНКРЕТИЧНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ГРАММАТИЧЕСКИЙ ВОПРОС / SYNTACTIC ANALYSIS / SYNCRETIC SENTENCE MEMBERS / MORPHOLOGICAL QUESTION / GRAMMATICAL QUESTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Амирханова Лиана Бедретдиновна, Буржунов Гарун Гаджикурбанович

Цель данного исследования заключается в выявлении особенностей постановки грамматических вопросов при анализе членов предложения. Методы. Анализ научно-методической литературы, наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта. Результаты. В статье рассматриваются основные виды взаимодействия морфологического и синтаксического вопросов при анализе подлежащего и сказуемого. Особое внимание уделяется многозначности (синкретичности) членов предложения. Разграничение морфологического вопроса от синтаксического, который является ведущим при разборе предложения по членам, помогает учащимся-дагестанцам понять специфику синтаксической функции слова. Выводы. Предложенные приемы постановки грамматических вопросов к членам предложения, анализ «спорных» примеров способствуют развитию языкового чутья учащихся-дагестанцев, активизации познавательной деятельности, повышают интерес к изучению русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Амирханова Лиана Бедретдиновна, Буржунов Гарун Гаджикурбанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAMMAR QUESTIONS SPECIFICITY IN THE ANALYSIS OF SENTENCE MEMBERS BY DAGESTAN PUPILS

The aim of the article is identifying the features of the formulation of grammatical questions in the analysis of sentence members. Methods. Analysis of scientific and methodological literature, observation, study and generalization of pedagogical experience. Results. The authors consider the main types of interaction between morphological and syntactic questions in the analysis of subject and predicate. She pays the particular attention to the polysemy (syncreticity) of the sentence members. The distinction between the morphological question and the syntactic one, which is leading in the sentence analysis, helps Dagestan pupil to comprehend the specific features of the word syntactic function. Conclusions. The proposed methods of putting the grammatical questions to the sentence members, analyzing the "controversial" examples contribute to the development of the Dagestan pupils’ linguistic awareness, to the activation of cognitive activity, and increase interest in the study of Russian.

Текст научной работы на тему «Специфика грамматических вопросов при анализе членов предложения учащимися-дагестанцами»

Общественные и гуманитарные науки

Social and Humanitarian Sciences •••

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Филологические науки / Philological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 811.161.1/372.882 DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-3-11-15

Специфика грамматических вопросов при анализе членов предложения учащимися-дагестанцами

© 2°i8 Амирханова Л. Б., Буржунов Г. Г.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; е-mail: liana_amir05@mail.ru, dgpu-nauka@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель данного исследования заключается в выявлении особенностей постановки грамматических вопросов при анализе членов предложения. Методы. Анализ научно-методической литературы, наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта. Результаты. В статье рассматриваются основные виды взаимодействия морфологического и синтаксического вопросов при анализе подлежащего и сказуемого. Особое внимание уделяется многозначности (синкретичности) членов предложения. Разграничение морфологического вопроса от синтаксического, который является ведущим при разборе предложения по членам, помогает учащимся-дагестанцам понять специфику синтаксической функции слова. Выводы. Предложенные приемы постановки грамматических вопросов к членам предложения, анализ «спорных» примеров способствуют развитию языкового чутья учащихся-дагестанцев, активизации познавательной деятельности, повышают интерес к изучению русского языка.

Ключевые слова: синтаксический анализ, синкретичные члены предложения, морфологический вопрос, грамматический вопрос.

Формат цитирования: Амирханова Л. Б., Буржунов Г. Г. Специфика грамматических вопросов при анализе членов предложения учащимися-дагестанцами // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 11-15. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-3-11-15.

Grammar Questions Specificity in the Analysis of Sentence Members by Dagestan Pupils

© 2018 Liana B. Amirkhanova, Garun G. Burzhunov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; е-mail: liana_amir05@mail.ru, dgpu-nauka@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is identifying the features of the formulation of grammatical questions in the analysis of sentence members. Methods. Analysis of scientific and methodological literature, observation, study and generalization of pedagogical experience. Results. The authors consider the main types of interaction between morphological and syntactic questions in the analysis of subject and predicate. She pays the particular attention to the polysemy (syncreticity) of the sentence members. The distinction between the morphological question and the syntactic one, which is leading in the sentence analysis, helps Dagestan pupil to comprehend the specific features of the word syntactic function. Conclusions. The proposed methods of putting the grammatical questions to the sentence members, analyzing the "controversial" examples contribute to the development of the Dagestan pupils' linguistic awareness, to the activation of cognitive activity, and increase interest in the study of Russian.

Keywords: syntactic analysis, syncretic sentence members, morphological question, grammatical question.

For citation: Amirkhanova L. B., Burzhinov G. G. Grammar Questions Specificity in the Analysis of Sentence Members by Dagestan Pupils. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2018. Vol. 12. No. 3. Pp. 11-15. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-2-11-15. (In Russian)

Введение

Различные виды разбора языкового материала, проводимые на уроках русского языка в дагестанской школе, способствуют не только глубокому усвоению теоретических сведений, но и представляют собой эффективное средство активизации процесса обучения русскому языку. Большое значение при любом виде разбора имеет определенная последовательность характеристик того или иного явления. При синтаксическом разборе важно различать главные и второстепенные члены предложения, опираясь на синтаксическую роль тех и других в данном предложении. Однако учащиеся-дагестанцы испытывают определенные трудности при распознавании членов предложения, особенно в тех случаях, когда к одному и тому же слову можно поставить разные вопросы (В парке мы сидели на траве - где? и на чем?; Странные мысли крутились у него в голове - где? и в чем?; Я спустилась по лестницам на набережную - по чему? и как? и др.).

Цель исследования - на основе теоретико-методологического анализа литературных источников, обобщения педагогического опыта установить специфику грамматических вопросов применительно к анализу главных членов предложения, дифференцируя возможные варианты морфологических и синтаксических вопросов.

При написании статьи нами были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта.

Результаты и их обсуждение

В школьной и вузовской практике преподавания русского языка грамматические вопросы относятся к числу основных средств, помогающих проводить синтаксический анализ предложения.

В учебниках по русскому языку грамматические вопросы включены в определения членов предложения. Благодаря этому изучение членов предложения приобретает элемент моделирования, при котором вопросительные местоимения (основа грамматических вопросов) играют роль моделей членов предложения: кто? что?- представление подлежащего в самом обобщен-

ном виде, модель подлежащего; что делать? что сделать? - модель сказуемого; какой? чей? который? - наиболее общее представление определения, модель определения, и т. д., и учащиеся-дагестанцы усваивают эти модели вместе с определением члена предложения.

Выбор того или иного вопросительного местоимения для замены лексически пол-нозначного слова определяется грамматическими значениями замещаемого слова и характером синтаксического отношения, передаваемого данным словом в структуре предложения. Замещаемая словоформа влияет на выбор вопросительного местоимения, во-первых, своим лексико-грамматическим содержанием, во-вторых, своей определенной морфологической формой и, наконец, значением выражаемого ею синтаксического отношения.

Возможность замены различных частей речи вопросительными местоимениями основана на морфологической и синтаксической соотносительности вопросительных местоимений и слов других частей речи (имен существительных, имен числительных, наречий).

Как известно, «глаголы не имеют соответствий в сфере вопросительных местоимений, поэтому для замены глагола используется сочетание что делает?, которое можно рассматривать как грамматический фразеологизм» [3, с. 97].

Замена того или иного слова вопросительным местоимением только под воздействием лексико-морфологических свойств заменяемого слова называется морфологическим вопросом (морфологические вопросы используются при изучении морфологии).

Замена того или иного слова в предложении вопросительным местоимением под воздействием синтаксического значения и функции заменяемого слова называется синтаксическим вопросом. При анализе предложения ведущими являются синтаксические вопросы.

Синтаксические и морфологические вопросы определенным образом соотносятся и взаимодействуют. Это необходимо учитывать в процессе работы с грамматическими вопросами. Рассмотрим основные виды такого взаимодействия.

1. К слову в предложении можно задать только один вопрос. В этом случае синтак-

сический вопрос совпадает с морфологическим. Это происходит тогда, когда анализируемый член предложения является морфологизированным (слово выступает в своей первичной функции): существительные используются в роли подлежащего или дополнения, прилагательные - в роли определения, наречия - в роли обстоятельства, личный глагол - в роли сказуемого. Так, в предложениях Мурад сегодня рано пришел в школу и Медленно тянутся осенние дни к каждому из членов предложения можно задать только один вопрос, и этот вопрос совмещает в себе и синтаксические и морфологические свойства замещаемых слов.

2. Синтаксический вопрос не совпадает с морфологическим. В этом случае к слову в предложении можно задать два вопроса, один из которых не отражает специфики синтаксической функции слова. Например: Я опять пришел сюда слушать прибой (Пришвин). Желание петь и нравиться слушателям привело его на большую сцену. К инфинитивам в этих предложениях можно задать по два вопроса: я пришел сюда зачем? и я пришел сюда что делать?; желание что делать? и желание какое?. Вопрос что делать? не отражает специфики различных функций инфинитива, и по нему невозможно определить, каким членом предложения является замещаемое слово; это морфологический вопрос. Вопросы же зачем? какое? указывают на синтаксическое значение и функцию замещаемого инфинитива и являются синтаксическими.

Из сказанного следует вывод: если к слову в предложении можно задать два вопроса, один из которых морфологический, а второй синтаксический, то прежде всего необходимо определить, какой из вопросов является синтаксическим, и по нему уже квалифицировать слово как тот или иной член предложения.

3. К слову можно задать два и более вопроса, и каждый будет указывать на разные синтаксические значения и функции слова в предложении. Это возможно при многозначности (синкретичности) членов предложения. Например: В хате пахло топленым молоком (Паустовский). К выделенной словоформе можно задать два вопроса: пахло чем? и пахло как? Вопрос как? является чисто синтаксическим и четко указывает на обстоятельственное синтаксическое значение замещаемого слова. Вопрос чем?, с одной стороны, отражает морфологиче-

ские свойства замещаемого слова (предметность, неодушевленность, падеж), а с другой - указывает на наличие объектных отношений.

Таким образом, если к слову в предложении можно задать два вопроса и оба из них содержат указание на синтаксическое значение слова, то при анализе следует квалифицировать член предложения как многозначный (синкретичный). «Синкретичные члены предложения позволяют меньшим количеством языковых средств выразить более сложный комплекс синтаксических значений [3, с. 95].

Грамматические вопросы можно применить как к главным, так и ко второстепенным членам предложения. Рассмотрим специфику этих вопросов применительно к анализу главных членов.

Подлежащее как член предложения отвечает на вопросы именительного падежа. Выбор вопроса кто? или что? обусловлен категорией одушевленности-неодушевленности замещаемого существительного. Однако, когда существительное в именительном падеже формально совпадает с существительным в винительном падеже (Самосвал везет песок; Вечер принес покой;), при анализе необходимо одновременно использовать два вопроса: самосвал везет кого/что; кто/что везет песок? Двойные вопросы снимают омонимичность вопроса что?в именительном и винительном падежах и дают возможность разграничивать подлежащее и дополнение.

При выражении подлежащего инфинитивом необходимо использовать вопрос что?, так как только этот вопрос показывает специфику синтаксической функции инфинитива: Мы не можем ждать милостей от природы: взять их у нее - наша задача (Мичурин) - что является нашей задачей?; Заставить рассмеяться зрителей -цель клоуна - что является целью клоуна? Жить на земле - великое счастье! - что является счастьем? Вопрос что делать?, как об этом говорилось выше, не отражает специфики синтаксической функции слова.

Грамматический вопрос кто? что? не помогает отграничить подлежащее от зависящих от него или расположенных рядом с ним второстепенных членов, т. е. с помощью вопроса нельзя определить границы подлежащего. Так, при анализе предложений Сплошной туман закрыл все поле ржи (Пришвин) и Млечный Путь серебристой тканью разостлался по небу

(Горький) в обоих случаях к подлежащему ставится вопрос что?- что закрыло поле?и что разостлалось по небу?, хотя в первом предложении подлежащее туман а во втором - словосочетание Млечный Путь.

Грамматические вопросы к сказуемому отражают основные типы сказуемого по способу выражения (глагольные и именные) и по структуре (простые и составные).

В разных учебных пособиях даются разные наборы вопросов к сказуемому, а в некоторых вопросы сказуемого вовсе отсутствуют [4, с. 21]. Так, например, авторы учебника «Современный русский язык» обозначили следующие вопросы для сказуемого: что делает предмет? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое? [2, с. 304]. Это обусловлено тем, что всякий раз обращается внимание на разные признаки сказуемого (только глагольное или только простое) и берется разная степень его конкретизации.

Набор вопросов к сказуемому имеет следующий состав: к простому глагольному сказуемому: что делает? что делал? что будет делать? что сделал? что сделает? что сделал бы? и т. д. (набор вопросов определяется формами вида, времени, наклонения, числа, лица, рода замещаемого глагола); к составному глагольному сказуемому: что начал делать? что хотел сделать? Что может делать? и т. д. (набор вопросов определяется лексическим разнообразием вспомогательных глаголов, их формами, а также категорией вида присвязочного инфинитива). К именному сказуемому без связки: каков? какой? который? чей? (вопросы варьируются в зависимости от грамматического значения замещаемого имени - форм рода, числа и падежа), кто такой? что такое? сколько?; к составному сказуемому, имеющему связки и вспомогательные глаголы: каков был? каким стал? чем был? кем является? кажется чем? (набор вопросов определяется лексическим разнообразием связок и вспомогательных глаголов, а также их формой и формой присвязочного имени).

Основной вопрос глагольного сказуемого что делает? (и все его варианты, отражающие грамматические категории вида, времени, наклонения, лица, числа и рода), как уже было сказано, представляет собой особый грамматический фразеологизм. Фразеологизация оборота что делает? повлекла за собой, во-первых, изменение лексического значения глагола делать («де-

лать» в этом обороте имеет самое общее значение процесса-состояния, именно поэтому возможен вопрос что делает мальчик? при анализе предложения Мальчик улыбается), во-вторых, превращение местоимения что в служебное слово, которое семантически сливается с глаголом в единый оборот. Так, вопрос что делает? (что делает мальчик? при анализе предложений Мальчик делает макет самолета и Мальчик бежит воспринимается по-разному: в первом случае этот вопрос может члениться (сам вопрос что?задается к слову макет), во втором случае членение невозможно, так как вопрос задается к слову бежит и эквивалентен ему. Все это создает определенные трудности для учащихся-дагестанцев и требует разъяснения.

Вопрос что делает? может соответствовать значению любого конкретного или абстрактного действия, поэтому его задают к сказуемым предложений типа Ахмед ест с аппетитом; Механик ремонтирует автомобиль и т. п. Этот вопрос, имея самое общее значение действия-состояния, может быть задан к сказуемым, выраженным глаголами со значением состояния, положения в пространстве: Камень лежит на дороге; Мальчик спит; Ребенок хочет воды и т. п., хотя прямые значения глагола делать («создавать», «трудиться») как бы препятствуют употреблению этого вопроса в подобных случаях (создается ощущение семантического несоответствия вопроса значению глаголов).

Логико-смысловые вопросы что говорится о предмете? или чем характеризуется предмет? не помогают отграничивать сказуемое от других членов предложения. Так, при анализе предложения Интересные книги стоят на полках библиотеки с помощью вопросов что говорится о книгах? или чем характеризуются книги? можно получить три ответа: Книги стоят; Книги стоят на полках библиотеки; Книги интересные (определение интересные тоже характеризует предмет книги, т. е. тоже несет некоторое сообщение о книгах). Поэтому логико-смысловые вопросы можно использовать лишь параллельно с вопросом что делает?

Заключение

В данной статье мы рассмотрели лишь часть грамматических вопросов, которые рекомендуем использовать применительно к характеристике главных членов предложения. Основное внимание было уделено син-кретичности членов предложения и омонимичности структуры предложения. Однако

учителям надо иметь в виду, что рассмотрение трудных для анализа примеров не является основной задачей школьных занятий. Тем не менее на практике «спорные» случаи встречаются нередко. Анализ таких фактов,

1. Максимов В. М., Одеков Р. В. Словарь-справочник по грамматике русского языка. М.: Гардарики, 1999. 368 с.

2. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. М.: Айрис-пресс, 2009. 304 с.

reference book on Russian Grammar. Moscow, Gardariki publ., 1999. 368 p. (In Russian)

2. Rosenthal D. E., Golub I. B., Telenkova M. A. Modern Russian. Moscow, Ayris-press publ., 2009. 304 p. (In Russian)

3. Sovershenstvovaniye metodov obucheniya russkomu yazyku [Improvement of methods of

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Амирханова Лиана Бедретдиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе филологического факультета, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: liana_amir05@mail.ru

Буржунов Гарун Гаджикурбанович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе филологического факультета, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: dgpu-nauka@mail.ru

без сомнения, повышает интерес к русскому языку, развивает языковое чутье и совершенствует познавательные способности учащихся-дагестанцев.

3. Совершенствование методов обучения русскому языку / сост. А. Ю. Купалова. М.: Просвещение, 1981. 160 с.

4. Тихонова В. В., Шаповалова Т. Е. Русский язык: 50 основных правил русской пунктуации для школьников и абитуриентов. 5-11 классы. М., 2001. 176 с.

Moscow, Prosveshchenie publ.,1981. 160 p. (In Russian)

4. Tikhonova V. V., Shapovalova T. E. Russkiy yazyk: 50 osnovnykh pravil russkoy punktuatsii dlya Shkolnikov i abiturientov [Russian: 50 basic rules of Russian punctuation for pupils and school leavers]. Grades 5-11. Moscow, 2001. 176 p. (In Russian)

THE AUTHORS INFORMATION Affiliations

Liana B. Amirkhanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Theory and Methods of Teaching Russian and Literature, Philological faculty, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: liana_amir05@mail.ru

Garun G. Burzhunov, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Theory and Methods of Teaching Russian and Literature, Philological faculty, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: dgpu-nauka@mail.ru

Литература

References

1. Maksimov V. M., Odekov R. V. Dictionary- teaching Russian]. Comp. by A. Yu. Kupalova.

Принята в печать 03.08.2018 г.

Received 03.08.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.