Научная статья на тему 'Специфика государственного регулирования деятельности холдинговых структур'

Специфика государственного регулирования деятельности холдинговых структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЛДИНГ / HOLDING / ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / VERTICAL INTEGRATION / СИСТЕМА КОНСОЛИДИРОВАННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / THE SYSTEM OF CONSOLIDATED TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомина Ольга Александровна, Кияшко Артем Вадимович

Исследованы основные методы государственного регулирования деятельности холдингов. Проведен анализ зарубежного опыта введения в налоговое законодательство системы консолидированного налогообложения. Разработаны рекомендации о совершенствовании российского законодательства по регулированию деятельности холдинговых структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фомина Ольга Александровна, Кияшко Артем Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF THE STATE REGULATIONS ACTIVITY OF HOLDING STRUCTURES

All the basic methods of state regulation of holdings activity have been researched. The analyze of foreign experience of introduction in the tax law system of consolidated taxation have been given. The recommendations on improvement of Russian legislation of holding companies activity regulation have been developed.

Текст научной работы на тему «Специфика государственного регулирования деятельности холдинговых структур»

© O.A. Фомина, A.B. Кияшко, 2013

УДК 33

О.А. Фомина, A.B. Кияшко

СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР

Исследованы основные методы государственного регулирования деятельности холдингов. Проведен анализ зарубежного опыта введения в налоговое законодательство системы консолидированного налогообложения. Разработаны рекомендации о совершенствовании российского законодательства по регулированию деятельности холдинговых структур.

Ключевые слова: холдинг, вертикальная интеграция, система консолидированного налогообложения.

Одним из методов повышения эффективности деятельности компаний является объединение групп компаний в холдинги. В международном масштабе в настоящее время холдинговые структуры являются стандартным инструментом владения и управления крупными активами.

Таблица 1

Анализ определения понятия холдинга

Исследованию вопросов функционирования холдингов посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых [1—6]. Однако до настоящего времени нет единого определения холдинга.

В каждой работе ученого дается свое понятие холдинга, некоторые из них представлены в табл. 1.

На основе анализа содержания понятия холдинга, предлагаемого в научной литературе, можно предложить сле дующие определение холдинга: холдинг — это группа юридических

лип, включающая в себя управляющую компанию и другие хозяйственные общества, в отношении которых управляющая компания, в силу преобладающего участия в уставном капитале, имеет возможность прямо или

В.Н. Петухов Холдинг — это сложная хозяйственная структура типа корпорации [2].

В.А. Лаптев Холдинг — это совокупность взаимосвязанных участников, осуществляющих совместную деятельность [1].

Е.Н. Кравченко Холдинг — это структурированная организация юридических лиц, одно из которых (холдинговая компания) имеет возможность оказывать влияние на решение остальных участников холдинга (дочерних компаний) [3].

И.С. Шиткина Холдингом — является основное (преобладающие) общество, способное определять решения дочерних и зависимых обществ [4].

К.Я. Портной Холдинг — это группа лиц, которая включает головную компанию (холдинговую компанию) и другие хозяйственные общества, в отношении которых головная компания имеет возможность определять решения, принимаемые ими [5].

косвенно определять решения принимаемые участниками холдинга (дочерними компаниями).

Следует также отметить, что первые холдинговые компании, ориентированные на управление и господство над дочерними обществами посредством большинства долей участия, создавались в США.

В целом же при исследовании вопроса о возникновении холдингов, можно выделить две основные позиции:

1. Первая основывается на том, что местом рождения холдинга является США 1870—1890 гг. Развитие экономики США с 1850—1873 гг., совпадает с основанием первых холдинговых структур. В это время холдинги были распространены в нефтеперерабатывающей и сталелитейной промышленности. В этих отраслях были созданы компании, целью которых было исключительное владение долями участия и единое руководство зависимыми хозяйственными обществами.

2. Согласно второй — родиной холдинга признается континентальная Европа. Даты основания первых холдингов попадают на период 1822— 1890 гг. Холдинговые компании в Европе были ориентированы исключительно на вложение капитала и представлены в виде финансовых учреждений, таких как: «Societe Generale de Credit mobiler», «Societe Generale de Belgique», «Банк восточных железных дорог», «Швейцарский железнодорожный банк» и «The Nobel Dynamit trust company».

В зависимости от экономико-производственных отношений между участниками холдинга и способа организации холдингов, различают горизонтально и вертикально-интегрированные холдинги.

В мировой практике наиболее распространена вертикально-интегрированная структура холдинга, которая представляет собой — объединение предприятий по одной производственной цепочке (добыча сырья — переработка — выпуск готовой продукции — продажа готовой продукции).

Основными экономическими преимуществами вертикальной интеграции являются:

• высокая конкурентоспособность группы (в особенности на международном рынке);

• отсутствие транзакционных издержек между предприятиями входящими в структуру холдинга;

• рост экономической эффективности группы в целом за счет проведения единой политики (инвестиционной, производственно-хозяйственной, научно-технической).

В современных условиях глобализации экономики в развитии и поддержании деятельности холдинговых структур заинтересовано и государство. Для этого создаются ряд инструментов, поддерживающих деятельность холдингов. Одним из таких инструментов является налогообложение.

В мировой практике хозяйствования известны три типа взаимодействия предпринимательских объединений и государственной налоговой системы [6]:

1. Тип — Входящие в холдинговую группу предприятия рассматриваются, как отдельные налогоплательщики и самостоятельно исполняют свои налоговые обязательства. При этом результат сделок между членами группы учитывается в полном объеме, как если бы эти предприятия не состояли бы в холдинговой структуре.

Таблица 2

Характерные элементы СКН

Страны Порядок создания Субъекты КГН Степень консолидации Доля участия Налоговый статус

Австралия Головная компания подает заявление в налоговые органы о создании КГН не позднее срока подачи первой налоговой декларации в качестве консолидированной группы. КГН должна состоять из головной компании — резидента Австралии и хотя бы одной резидентной дочерней компании, холдинга. К консолидации применяется принцип: «one in, all in» 100% Единый налогоплательщик

Япония Заявление о создании группы должно быть подано не менее чем за 6 месяцев до начала отчетного года головной организации. Все виды японских корпораций. В группу обязаны войти все компании, полностью зависимые от головной. 100% Единый налогоплательщик

Нидерланды Заявление о создании КГН подается головной и дочерней компаниями. При этом группа может быть создана только по истечении 3 месяцев со дня подачи заявления. Участники КГН либо являются резидентами Нидерландов, либо имеют постоянные представительства на территории Нидерландов и соответствуют дополнительным требованиям. 95% Единый налогоплательщик

На современном этапе такой тип взаимодействия государства и холдингов практически не используется.

2. Тип — Налоговое право признает факт взаимосвязи между участниками холдинга, но при этом государство разрабатывает различные формы противодействия трансфертному ценообразованию и иным

формам обхода налогов, внутри группы. С другой стороны государство, частично или полностью освобождает от налогообложения хозяйственных операций между взаимосвязанными лицами.

Подобный тип взаимодействия является наиболее распространенным на сегодняшний день и используется в

различных вариациях в налоговом законодательстве большинства стран.

3. Тип — Государство вводит в налоговое право систему консолидированного налогообложения, особенностями которой являются:

• группа взаимосвязанных предприятий рассматриваются, как единый налогоплательщик;

• исполнение обязанностей по уплате налогов от имени всех участников холдинга, осуществляет головная компания;

• по налоговым обязательствам группы заполняется единая налоговая декларация;

• внутригрупповые операции освобождены от налогообложения;

• доходы и убытки группы, возникшие после консолидации, объединяются с возможностью взаимозачета.

Согласно мировые тенденциям развития налогообложения все большее распространение получает 3-й тип взаимодействия объединений и государственной налоговой системы. Такие страны-участницы Организации экономического сотрудничества и развития как Австралия, Австрия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Португалия, США, Финляндия, Франция, Япония ввели СКН в полном объеме (таблица 2).

В российском законодательстве понятиям «холдинг» и «холдинговая компания» уделено мало внимания.

Впервые термин «холдинговая компания» встречается в законе РСФСР от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», однако что законодатель понимает под «холдинговой компанией» конкретно не уточняется: «На основании предприятий, входящих в

объединение (ассоциацию, концерн) или находящихся в ведении органов государственного управления и местной администрации, с согласия Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур для содействия кооперации предприятий-смежников могут быть созданы холдинговые компании. Не допускается создание холдинговых компаний, приводящие к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ), оказания услуг». Процесс создания холдингов регламентируется Временным положением о холдинговых компаниях, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г.: № 1392 — «Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий».

Российскими законодателями неоднократно предпринимались попытки узаконить холдинги, но все они были безуспешны.

Так в 1999 году, рассматривался закон «О холдингах», обязывающий регистрировать образовывающиеся холдинги, вести консолидированный отчет, в том числе и для налоговых целей, однако он был отклонен с формулировкой: «Холдинги ущемят интересы регионов» (в основном головные компании зарегистрированы в Московской области, а преобладающие количество производственных бизнес-единиц рассредоточены по всей стране, введя закон о холдингах, большая часть налоговых поступлений перенаправлялась бы в Москву).

Немаловажной спецификой российского государственного регулирования холдингов является налого-

Таблица 3

Основные преимущества СКН

Предприятия Государство

1. Упрощает ведение бизнеса, повышает его эффективность 2. СКН стимулирует развитие интегрированных структур 3. СКН способствует снижению налогового бремени СКН способствует унификации налоговой системы, а также упрощению налогового контроля за взаимосвязанными группами предприятий за счет: а) создания таких условий ведения предпринимательской деятельности, при которых слишком сложные консолидированные структуры перестают быть необходимыми; б) снятия необходимости осуществления контроля за применением трансфертных цен взаимозависимыми организациями.

обложение. Российское налоговое законодательство не признает взаимосвязанных юридических лиц как единого налогоплательщика. Из-за этого многие компании, имеющие вертикально-интегрированную структуру, часто используют налоговые схемы оптимизации и трансфертное ценообразование внутри холдинговой группы, что отрицательно сказывается на пополнении государственного бюджета налоговыми доходами.

В настоящее время Министерство Финансов Российской Федерации подготовило следующие законопроекты:

• «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков». — По замыслу Минфина это позволит решить три задачи: сделает бессмысленным перемещение холдингами центров прибыли между регионами ради налоговой минимизации, упростит администрирование и позволит бизнесу без налогообложения перемещать денежные и материальные ресурсы внутри группы. Консолидация будет возможна, если доля участия основного общества в дочерних компаниях составляет не менее 90%. При этом общая сумма начисле-

ний федеральных налогов за год у консолидирующихся компаний должна превышать 15 млрд руб., суммарная выручка — 100 млрд руб., а активы — 1 трлн руб.;

• «об ужесточении правил борьбы с занижением налогов с помощью трансфертных цен». — Согласно нему, на внутреннем рынке под отчетность Федеральной налоговой службы (ФНС) попадут сделки взаимозависимых лиц годовым объемом более 1 млрд руб., а также на меньшую сумму в случае, если одна из сторон применяет налоговый специальный режим или же речь идет о сделках с сырьем. Внешнеторговые сделки будут контролироваться в случае, если они совершаются с биржевыми товарами (нефть, металлы) или заключаются с резидентами офшоров. Организации будут обязаны сохранять документы по таким сделкам и раз в год представлять их в ФНС. Если документов не будет и налоги будут уплачены с цены, признанной нерыночной, их ждут доначисления и штраф в размере 40% утаенной суммы.

Введение в действие данных законопроектов подтверждает факт того, что государство лишь старается ограничить появление новых холдинговых структур, при введении СКН, дейст-

вие второго законопроекта, относящегося к борьбе с трансфертными ценами, будет иметь обременительный характер для всей группы.

В связи с этим необходимо осуществлять постоянное изучение зарубежного опыта внедрения и функционирования СКН по следующим направлениям:

• изучение законодательства различных государств по СКН;

• изучение практического опыта функционирования СКН;

• выявление недостатков СКН в различных государствах и изучение опыта их решения.

• расчет экономической эффективности и потерь, связанных с введением СКН (параметры: снижение налоговых поступлений; их возможная компенсация за счет экономического роста; экономия или издержки, связанные с изменениями в системе налогового администрирования).

Преимущества внедрения СКН в российскую практику хозяйствования

1. Лаптев В. В. Холдинг как субъект предпринимательского права // Юридический мир. 2002. № 4.

2. Петухов В.Н. Корпорации в российской промышлености: законодательство и практика. М., 1999.

3. Кравченко Е.Н. Такие разные холдинги // Учет. Налоги. Право. 2000 № 17.

даст положительный эффект как для предприятий, так и для государства (табл. 3).

При введении СКН возможно снижение налоговых поступлений в бюджет, однако данный недостаток может быть компенсирован за счет:

1. Улучшения экономического положения групп предприятий и, как следствие, увеличения налоговых поступлений;

2. Стимулирования «вывода из тени» значительной части доходов предприятий, поскольку введение СКН предполагает игнорирование для целей налогообложения внутри-группового трансфертного ценообразования.

Таким образом, сложившиеся отношения между государством и холдинговыми структурами указывают на необходимость проведения реформ в налоговом законодательстве РФ, связанных с СКН, результатом которых должно стать устойчивое развитие экономики страны.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4. Шиткина И. С. Предпринимательские объединения: Учебно-практическое пособие. М., 2001.

5. Портной К. Правовое положение холдингов в России / Научно-практическое пособие. — М.: Волтерс Клувер. 2010. — 304 с.

6. Иконникова O.A. Обзор по теме «консолидированная группа налогоплательщиков» — «Ремида Аудит>. 2003. ШИЗ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Фомина Ольга Александровна — кандидат экономических наук, доцент кафедры, olf0604@yandex.ru

Кияшко Артем Вадимович — аспирант кафедры ФинГП, kiyashko.a.v@gmail.com Московский государственный горный университет.

А_.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.