УДК 94(47)«18»:336.22
С.Е. Вородюхин Специфика Гербового устава 1886 г.
В статье рассмотрены общие характеристики Устава о гербовом сборе 1886 г. Уделено внимание формам оплаты сбора, льготам и наказаниям за нарушения правил о гербовом сборе. Гербовый сбор принадлежал к разряду пошлин, он не был обременителен для плательщиков и служил источником постоянного дохода казны.
The article describes the general characterises of the Statute on Stamp duty of 1886. The attention is paid to the forms of payment of charges, privileges and penalties for violating the rules of the Stamp. Stamp duty belonged to the category of duty. It was not burdensome for taxpayers and served as a constant source of income to the treasury.
Ключевые слова: гербовый сбор, простой гербовый сбор, пропорциональный гербовый сбор, гербовый сбор с процентных бумаг, Гербовое казначейство, Департамент неокладных сборов, гербовые марки.
Key words: stamp duty, simple stamp duty, proportional stamp duty, stamp duty on interest-bearing securities, Stamp Treasury, Department of indirect fees, revenue stamps.
Изобретение гербовой бумаги некоторые исследователи приписывают римскому императору Юстиниану. В Европе она стала употребляться с XVII в., прежде всего в Голландии, где один из граждан придумал в 1624 г. этот вид государственных сборов и получил за это премию, назначенную Генеральными штатами (за изобретение нового, необременительного для плательщиков и выгодного для фиска налога). Не прошло и столетия, как гербовая бумага распространилась практически по всей европейской территории. В России гербовая бумага была введена при Петре I указом 23 января 1699 г. Эту идею царю подсказал А.А. Курбатов, дворецкий графа Б.П. Шереметева, бывавший за границей [9].
Анализ истории сборов и пошлин в России может помочь оценить развитие налоговой системы России XIX - начала XX в. Отметим, что вехи развития прямого и косвенного налогообложения подвергались изучению, а механизм взимания гербовых сборов оставался за рамками исследований [1; 2; 3; 4; 5; 6].
По своей организации и в зависимости от характера документа гербовый сбор в России подразделялся на твердый, или постоянный (когда прямо определялась цифра сбора для известных сделок или известных отношений частных лиц между собой и с государст-
© Вородюхин С.Е., 2014
венными учреждениями, без всякого отношения к сумме сделки или акта) - простой сбор; пропорциональный, или изменявшийся (когда размер сбора определялся в соответствии с суммой сделки или акта); и с процентных бумаг [7, с. 2].
Простой гербовый сбор был установлен пяти размеров: в 80, 60, 15, 10 и в 5 к. [7, с. 2].
Простым гербовым сбором в 80 к. облагались всякого рода бумаги, поступавшие от частных лиц к органам правительственной власти и обратно; различные доверенности, духовные завещания, обратные счеты по переводным векселям, договоры о найме квартир в городах на сумму менее 50 р. в год. Гербовым сбором в 60 к. оплачивались паспорта, билеты, виды, которые писались на гербовой бумаге. Гербовый сбор в 15 к. распространялся на расписки или квитанции, выдаваемые по желанию просителей от должностных лиц в принятие прошений, денег, документов и др. предметов; краткие маклерские записки по траттам (переводным векселям); расписки государственных и частных кредитных учреждений в приеме на текущий счет денег на суммы более 50 р. Гербовым сбором в 10 к. оплачивались «всякого рода накладные, а также известного рода паспорта, виды, билеты на отлучку» [6, с. 3-6]. Сбором в 5 к. оплачивались акты и документы по всем вообще имущественным сделкам, совершаемым на суммы менее 50 р. При этом отдельно выдаваемые документы, освобождались от уплаты сбора, если они касались суммы менее 5 р. [7, с. 8].
Пропорциональным гербовым сбором облагались: 1) акты и документы по личным долговым обязательствам (была установлена вексельная гербовая бумага); 2) акты и документы по другим имущественным сделкам, кроме личных долговых обязательств; 3) акты и документы по личным долговым обязательствам, имущественным и другим сделкам [7, с. 9].
Пропорциональным гербовым сбором облагались акты и документы по личным долговым обязательствам, которым подлежат векселя, заемные письма как с закладом, так и без заклада движимого имущества, подписанные должниками счеты и всеобщие акты и документы по личным долговым обязательствам, обеспеченным и необеспеченным залогом процентных бумаг и других движимых имуществ, за исключением обеспеченных закладом обязательств на суммы менее 5 р. Эти обязательства были совсем изъяты от гербового сбора. Для актов и документов по личным долговым обязательствам устанавливалось 25 разборов вексельной гербовой бумаги, ценою от 10 к. до 54 р. за лист; «когда акты и документы выдаются на суммы выше, превышающие те которые назначены по расписанию для высшего разбора бумаги, то акты и документы эти
должны быть написаны отдельно на нескольких листах, соразмерно количеству всеобщей суммы» [7, с. 8].
Пропорциональным гербовым сбором облагались акты и документы по другим имущественным сделкам кроме личных долговых обязательств, которым подлежали: 1) акты и документы по всеобщим имущественным сделкам, как между частными лицами, так и с казною; 2) акты и документы по условиям о неустойках на сумму не менее 50 р.; 3) акты и документы по договорам о передаче заключенных частными лицами как между собою, так и с казною, контрактных обязанностей, в тех случаях: а) когда передача контракта в полном его объеме совершается особым актом, а не передаточною надписью на самом контракте и б) когда передается часть обязанностей, составляющих предмет контракта, если сумма передаваемых к исполнению обязательств по контракту, в том и другом случае, составляет не менее 50 р.; 4) акты и документы по сделкам о личном найме, если он совершается не менее 50 р.; 5) условия о продлении действия подлежащих оплате пропорциональным гербовым сбором актов по имущественным и другим сделкам на новый срок с производством новых платежей, сверх установленных при заключении акта платежей, а также надписи о том на самых актах [7, с. 9].
Цена гербовой бумаги для актов и документов по личным долговым обязательствам (как и имущественным) и размер сбора определялись по сумме, на которую акт и документ заключался за все время, в которое должно продолжаться его действие [7, с. 9-10].
Согласно изъятию от пропорционального гербового сбора с актов и документов по личным договорным обязательствам, этому обложению не подлежали: 1) кассовые ордена и денежные переводы, сделанные внутри империи, по которым платеж назначен не позже 5 дней по предъявлению, 2) расписки по ссудам, выдаваемые ссудо-сберегательными товариществами; 3) разные бумаги, составляемые по поводу покупок земель при содействии Крестьянского поземельного банка [7, с. 10-14].
Гербовый сбор с процентных бумаг взимался с русских процентных бумаг при первоначальном выпуске их в обращение, а с иностранных процентных бумаг - при поступлении их в обращение в пределах империи. Гербовый сбор с процентных бумаг распространялся на российские иностранные ценные бумаги. Под понятием «процентные бумаги» подразумевались: акции, паи, облигации и закладные листы русских торговых, промышленных и кредитных обществ и товариществ, облигации, выпускаемые земствами, городскими обществами и другими общественными установлениями; иностранные фонды, акции, паи, облигации и закладные листы [7, с. 14].
Следует отметить, что оплата гербовым сбором русских процентных бумаг и купонных к ним листов производились положениями, выпускавшими данные бумаги, причем: 1) сбор, уплаченный по облигациям и закладным листам и купонным к ним листам, подлежал «отнесению на средства означенных установлений»; 2) сбор же, уплаченный с акций и паев и с купонных к ним листов, а также с дивидендных акций, выдаваемых взамен погашенных, удерживался обществами и товариществами с акционеров и пайщиков при выдаче им указанных бумаг [7, с. 14].
Однако оплата гербовым сбором с иностранных процентных бумаг лежала на обязанности первого получателя в России и могла быть произведена или посредством наложения гербовых марок или же уплатою наличных денег с наложением на бумаги штемпеля, порядком, установленным для русских процентных бумаг [7, с. 15-18].
Согласно Уставу о гербовом сборе (1886) многие организации сохранили свое льготное положение. Среди них были Российское общество Красного Креста, Варшавский ветеринарный институт, Александровское Осетинское училище и др. [7 с. 15].
От уплаты гербового сбора освобождались отдельные виды дел в государственных ведомствах и установлениях (дела о преступлениях и проступках, воинской повинности, устройстве быта крестьян, покупке земель при содействии крестьянского банка, принятии христианства; дела «в ученых учреждениях и учебных заведениях, не относящихся до их хозяйства и до личного состава»; коммерческие операции государственного банка и все операции сберегательных касс и ссудо-сберегательных товариществ; производство конкурсных управлений и бумаги, поступающие туда от кредиторов) [5, с. 116-117].
Освобождались от гербового сбора разрешительные бумаги по делам, производящимся: в самих российских посольствах, миссиях и консульствах; мировых судебных установлениях, у городских судей, уездных членов окружного суда и в окружных судах, когда последние исполняли обязанности съездов мировых судей, а также по судебным делам, производящимся у земских участковых начальников; в опекунских установлениях; местных крестьянских учреждениях (волостных и сельских); местных инородческих учреждениях; горских словесных судах Кавказского края [7, с. 18-24]. От обложения освобождались некоторые имущественные сделки (договоры о найме на сельские работы, не совершаемые нотариальным порядком; о найме крестьянами земельных участков у помещиков, на землях которых они водворены, и др.) [5, с. 117].
Льготы простого и пропорционального сбора были установлены и для некоторых имущественных сделок (договоры о найме на сельские работы, не совершаемые нотариальным порядком, найме кре-
стьянами земельных участков у помещиков, на землях которых они жили и т. д.).
Указания о применениях гербового сбора содержались и в других законодательных актах Российской империи.
Так, согласно ст. 984 Устава уголовного судопроизводства, все прошения, объяснения, отзывы и жалобы в делах по преступлениям и проступкам и само производство этих дел освобождались от всяких пошлин и гербового сбора [7, с. 34].
В Уставе гражданского судопроизводства отмечалось, что казенные управления освобождались от гербового сбора и от платежа судебных и канцелярских пошлин, но подчинялись представлению судебных сборов на общем основании [8, с. 36].
Взимание гербового сбора производилось несколькими способами: продажей установленных гербовых марок; гербовой бумаги; уплатой гербового сбора наличными деньгами [7, с. 24].
Формы оплаты были различны: как посредством приложения к этим бумагам гербовых марок, так и использования гербовой бумаги для написания документов.
Гербовая бумага всех наименований и видов, а также гербовые марки заготавливались и штемпелевались в экспедиции заготовления государственных бумаг. Все действия по заготовлению, хранению, рассылке, продаже и уничтожению всех видов гербовых знаков производились через Департамент неокладных сборов при котором, состояло для приема, хранения и отпуска гербовых знаков - Гербовое казначейство. Рассылка по империи ежегодной пропорции гербовых знаков производилась по почте. Порядок приема от Гербового казначейства и перевозки по почте гербовых знаков определялся особой инструкцией, выдаваемой министром внутренних дел по соглашению с министром финансов. В казначействах и таможнях гербовая бумага и марки продавались по установленным ценам только за наличные деньги и отпускались по первому требованию. Местами продажи гербовых бумаг были казначейства, таможни, городские управы или думы, земские управы, волостные правления, нотариусы, биржевые маклеры и другие места, по соглашению министерства финансов с другими ведомствам, а также у частных лиц на основании правил, устанавленных особой инструкцией [7, с. 32-33].
Важно подчеркнуть, что вводился строгий контроль за деятельностью мест и лиц, продававших гербовую бумагу и марки. На них же возлагалась ответственность за целостность гербовой бумаги и марок. Порядок счетоводства и отчетности в заготовлении и употреблении гербовой бумаги и марок до издания общего счетного устава устанавливался по взаимному соглашению между министром финансов и государственным контролем [7, с. 33-35].
Нарушения правил о гербовом сборе влекли за собой для каждой из сторон, участвовавших в сделке, не оплаченной гербовым сбором, штраф в 10-кратном размере невнесенного сбора. Штрафу в 30 раз против установленного размера гербового сбора подвергались лица, выдавшие накладные, платежные расписки, счета, удостоверявшие получение денег, товаров и других предметов, вообще акты и документы, освобождавшие от выполнения обязательства без оплаты их гербовым сбором [7, с. 35].
Нарушения правил гербового сбора покрывались давностью: 1) когда со времени совершения таких нарушений должностными лицами прошло 10 лет; 2) когда совершенные частными лицами с отступлением от правил о гербовом сборе договоры и обязательства утратили за давностью свою силу. Но на взимание самого гербового сбора (без штрафов) давность не распространялась [7, с. 35].
Особо следует подчеркнуть, что виновные в подделке гербовой бумаги и марок подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет, а заведомое употребление или продажа марок, уже бывших в употреблении, приравнивалось к мошенничеству. Принятие должностными лицами гербового сбора наличными деньгами допускалось лишь в случаях, предусмотренных законом [5, с. 117].
Важную роль в Уставе о гербовом сборе 1886 г. играли гербовые марки. Эти марки имели в верхней своей части государственный герб и штемпель, означавший цену марки, нижняя часть состояла из небольшого пространства чистой бумаги, на которой делалась надпись. Марки наклеивались одна возле другой, на первой странице бумаги или документа, и сразу же после наклейки погашались [7, с. 30].
На волю подававших бумаги или документы предоставлялось приписывать на марках свое имя и фамилию, а также род бумаги или документа. В надписи не допускалось никаких помарок, перечеркиваний и приписок [7, с. 30].
Оплата гербовым сбором посредством марок окончательных исходящих бумаг по поступившим от частных лиц прошениям, объявлениям и т. п. заменялась наклеиванием марок на самих этих прошениях и объявлениях. Если прошение или объявление почему-либо возвращалось просителю без выдачи ему просимых им документов, то при подаче нового прошения по тому же предмету просителю засчитывались марки, наклеенные им на первое прошение, кроме одной; причем к новому прошению или объявлению предлагалось прежнее, в доказательство того, что оно было надлежащим образом оплачено, а исполнение по нему не последовало [7, с. 30].
Для оплаты марками бумаг и документов, выдаваемых из присутственных мест и от должностных лиц без письменных о том про-
шений со стороны частных лиц, а также и расписок, выдаваемых присутственными местами и должностными лицами в принятии прошений и т. п., от просителя требовалось установленное число марок надлежащего достоинства, накладываемых и погашаемых в присутствии просителя самим присутственным местом или должностным лицом, которое «при этом производило выше установленную надпись на нижней части марки и перекрещивало верхнюю часть ей». Таким же порядком марки погашались маклерами и браковщиками на составленных ими счетах и кратких записках; первыми получателями иностранных процентных бумаг, а также лицами, в руках которых находились документы, составленные в Великом Княжестве Финляндском или вне пределов России [7, с. 31].
Наблюдение за употреблением марок для крепостных, явочных (нотариальных) и являемых к засвидетельствованию актов возлагались на ответственность должностных лиц, свидетельствовавших или совершавших эти акты [7, с. 31].
В 1891 г. при волостных правлениях тех губерний, где было введено Положение о земских начальниках, вводилась продажа гербовых марок, актовой бумаги двух низших видов («разборов») и вексельной 11 низших видов. Доплаты против установленной законом цены гербовой бумаги, взимаемые с покупщиков частными продавцами, не должны были превышать 5 % казенной цены. Лица, производившие торг гербовыми знаками без особого разрешения, подвергались штрафу от 5 до 10 р., а найденные у них гербовые знаки подлежали конфискации [5, с. 118].
В России вследствие недостаточного развития промышленности и торговли поступления с гербового сбора были относительно невелики: в 1810 г. гербовый сбор доставил около 1 575 тыс. р., к 1859 г. он возрос до 14 млн р. серебром [5, с. 118].
Значительное поступление дохода по гербовому сбору было отмечено в 1879 г. как результат увеличения цены простой гербовой бумаги, гербовых марок, актовой и вексельной гербовой бумаги и введения в губерниях Царства Польского вексельной бумаги на основании Закона 26 декабря 1878 г.
В 1882 г. последовало новое увеличение гербового дохода, которое было результатом введения с 1 июля 1882 г. вексельной бумаги и повышения цен. В 1885-1886 гг. поступления по гербовому сбору уменьшались, а в 1887 г. снова возросли вследствие повышения с 1 июля 1887 г. размера простого гербового сбора и цен актовой бумаги. Впоследствии поступления от сбора непрерывно возрастали и в 1890 г. достигли 21,2 млн р. Расходы на заготовление гербовой бумаги, марок, банков и бандеролей составляли в 1890 г. около 765 тыс. р., а на содержание Гербового казначейства -34,6 тыс. р. В том же году только штрафы за нарушения Гербового
устава принесли казне доход около 800 тыс. р. Взимание гербового сбора было отменено в период новой экономической политики (в 20-е гг. XX в.) [5, с. 118].
Таким образом, гербовый сбор принадлежал к разряду пошлин и взимался путем обязательного, в определенных случаях, употребления изготовленной государством клейменой бумаги, оплачиваемой гораздо выше действительной ее стоимости, или же накладывался на простую бумагу специальной марки, покупаемой у государства. Этот сбор не был обременителен для плательщиков и служил источником постоянного дохода казны.
Список литературы
1. Кравцова Е.С. Особенности налоговой системы России на рубеже XIX-ХХ вв. // Преподавание истории в шк. - 2008. - № 3. - С. 7-10.
2. Кравцова Е.С. Подоходный налог в Российской империи на рубеже XIX -ХХ столетий: от идеи до воплощения в жизни // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. - 2008. - № 5. - С. 89-93.
3. Кравцова Е.С. Фискальная политика государства в отношении российского предпринимательства на рубеже XIX- начале ХХ столетий (на примере губерний Центральной России) // Финансы и бизнес. - 2007. - № 4. - С. 155166.
4. Пашков Е. В. Исторический опыт осуществления казенной винной монополии в России конца XIX - начала XX века: на примере Курской губернии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 67. - С. 202-207.
5. Толкушкин А.В. История налогов в России. - М., 2001.
6. Уманский Ф.С. Эволюция промыслового налога в России в XIX-ХХ столетиях: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2005.
7. Устав о гербовом сборе // Свод законов Российской империи. - Т. V. -СПб., 1893. - С. 1-38.
8. Устав о гербовом сборе и алфавитный перечень актов, документов и других бумаг, подлежащих гербовому сбору и от этого сбора изъятых / сост. А.Н. Гусев. - Харьков, 1890.
9. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона // URL: http://enc-dic.com/brokgause/Gerbov-sbor-91324.html.