УДК 331.5
СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ В 21 ВЕКЕ
А. А. Загибалова Научный руководитель - О. Е. Подвербных
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается специфика функционирования рынка труда в России в 21 веке. Она заключается в наличии трех моделей рынка труда: национального, регионального, внутреннего рынка труда организации. Дается характеристика этих моделей рынка труда.
Ключевые слова: рынок труда, заработная плата, занятость.
THE SPECIFICITY OF THE FUNCTIONING OF THE LABOR MARKET IN RUSSIA IN THE 21ST CENTURY
А. A. Zagibalova Scientific Supervisor - O. E. Podverbnykh
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article considers the specifics of functioning of the labor market in Russia in the 21st Century. It is the presence of three models of labour market: national, regional, and internal labor market organization. A characteristic of these models of the labor market.
Keywords: labor market, wages, employment.
Полноценный национальный рынок труда формируется под влиянием множества факторов, которые обеспечивают единство как экономики страны в целом, так и отдельных ее подсистем. Как экономическое явление рынок труда возникает не сам по себе, а в силу рыночных отношений в экономике и достижения определенного уровня их развития.
Рынок труда - представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. По определению А. И. Рофе: «Рынок труда - это составная часть структуры рыночной экономики, которая функционирует в ней наряду с другими рынками: сырья, материалов, товаров народного потребления, услуг, жилья, ценных бумаг и др. [2].
В 21 веке функционируют три базовые модели рынка труда. К ним относятся: национальный рынок труда, локальные рынки труда и внутренние рынки труда организаций. Далее раскроем эти модели и специфику их функционирования в 21 веке. Рассмотрим специфику функционирования национального рынка труда. Составляющими рынка труда в целом являются такие элементы, как спрос на труд, предложение труда и заработная плата (цена труда). Спрос и предложение на рынке труда подчиняется законам спроса и предложения в рыночной экономике. Соответственно, чем выше реальная заработная плата, тем ниже спрос на труд заявленный работодателями и тем выше предложение труда работников. И наоборот, низкая заработная плата не способствует тому, чтобы работники предлагали свой труд, в то время, как работодатели готовы повысить спрос на труд. Вместе с этим на конкурентном рынке труда существуют эффекты, которые отображают зависимость спроса и предложения от цены труда - эффект замещения и эффект
Секция «Современнее проблемы экономики труда и управления персоналом»
дохода. Суть эффекта замещения заключается в том, что по мере роста заработной платы предложение труда отдельного работника увеличивается. Эффект дохода, обратный эффекту замещения означает, что по мере роста заработной платы предложение труда отдельного работника сокращается. Так, эффект замещения при повышении заработной платы приводит к росту предложения труда, а эффект дохода в этой же ситуации предложение труда сокращает. При очень низкой заработной плате преобладает эффект замещения. Количество труда предлагаемого работником возрастает при повышении заработной платы. Дальнейшее повышение заработной платы приводит в действие эффект дохода и количество отработанного работником времени сокращается. Взаимодействуя между собой, спрос и предложение формируют равновесную заработную плату. Так происходит на конкурентном рынке труда [1].
Рассмотрим следующую модель рынка труда - это локальный или региональный рынок труда. Во многих странах развитие национального рынка труда тесно связано с динамикой его региональных подсистем. Регион может совпадать с границами территорий субъекта государства либо объединять территории нескольких субъектов. Все это стало следствием отказа от централизации государственной власти, в том числе в сфере труда и передачи значительной доли полномочий в регионы. Региональный рынок труда определяется как характеризующийся автономностью элемент народно-хозяйственного рынка конкретного административно-территориального образования, ориентированного в системе поселений, в рамках которого достигается тот или иной уровень сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. В каждом регионе есть природно-ресурсный потенциал. Одной из составляющих эффективности производства является эффективность функционирования трудовых ресурсов. По общему мнению, существует три основных показателя эффективности функционирования трудовых ресурсов: первый - уровень квалификации работников, второй - эффективность осуществления программ занятости, третий -степень мотивации труда. Формирование региональных рынков труда в России началось с зарождения национального рынка труда. При советской власти все проблемы региональной дифференциации рынков труда решались инструментами и методами плановой экономики. То есть, принудительным распределением населения по рабочим местам, государственно закрепленным уровнем заработной платы. Считалось, что развитие экономики согласно государственному плану, способно обеспечить полную занятость населения и защитить население от безработицы. Но на практике оказалось, что занятость в экономике была избыточной, что привело к массовому высвобождению работников с предприятий при переходе страны к рыночной экономике. В стратегии развития России до 2020 года говорится о том, что формирование инновационных видов занятости, развитие образовательного и научно-технического потенциала будет происходить преимущественно в городских агломерация. Для стимулирования территориальной мобильности граждан и повышения возможности их выхода на наиболее перспективные рынки труда, в поддержку агломерацией предлагается выделять субсидии для развития их инфраструктуры. В свою очередь, государство получает неоспоримые экономические выгоды от официальной занятости населения. В конечном счете специфику функционирования рынка труда в России в 21 веке определяет государственная политика занятости населения (ГПЗН), которая, в отличие от политики на рынке труда, является частью социально-экономической политики государства и направлена на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда. Эффективность ГПЗН в настоящее время определяется, во-первых, эффективностью деятельности служб занятости, во-вторых, эффективностью пособий по безработице, в-третьих, эффективностью осуществления программ занятости и в-четвертых, эффективностью финансирования политики занятости. Но только два показателя: первый и третий могут показать средний уровень эффективности ГПЗН в России. Второй и четвертый показатели в настоящее время неэффективны - это очевидно. Эффективность деятельности служб занятости определяется сокращением периода поиска работы гражданами. Сокращением периода заполнения вакансий работодателями. И сокращением безработицы, как общей, так и зарегистрированной. Принимаются программы занятости для трудоизбыточных регионов, направленные на максимальную загрузку имеющихся предприятий и перевод их на много сменный режим работы. И принимаются программы занятости для трудоне-
достаточных регионов, когда целесообразно учитывать развитие высокопроизводительных отраслей и технологий, обеспечивающих высвобождение работников от неквалифицированного труда, расширение практики совместительства и использование труда мигрантов. За последние два десятилетия концепция занятости полностью изменилась.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что развитие национального рынка труда в России в 21 веке достаточно специфично и индивидуально [3]. Специфика его функционирования, заключается, во-первых, в существовании трех моделей: национального, регионального рынков труда и внутренних рынков труда организаций. Во-вторых, для российской модели рынка труда в 21 веке характерны такие черты, как устойчивость занятости, сверх гибкость заработной платы, гибкость рабочего времени, нестандартные способы адаптации, высокий оборот рабочей силы в сочетании с низкой интенсивностью оборота рабочих мест. В-третьих, высок удельный вес неформальной занятости. В-четвертых, происходит увеличение численности лиц, старше трудоспособного возраста, ведущих активный образ жизни. Каждый третий пенсионер работает. И, в-пятых, эффективность ГПЗН имеет средний уровень. Как показал анализ, формирующийся в России рынок труда имеет сложную структуру. Происходит углубление его сегментации по ряду критериев: формам собственности, трудоемкости производства, особенностям технологии производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда, традициям в мотива-ционном поведении трудящихся. Для того чтобы лучше понять структуру рынка, выявить его устойчивую сегментацию и выработать дифференцированные способы его регулирования, позволит комплексный анализ действия факторов, обуславливающих сегментацию [4].
Таким образом, главное в 21 веке для развития рынка труда - это разрабатывать и принимать программы содействия занятости населения на разных уровнях, которые могут позволить сдерживать безработицу, увеличивать занятость населения и создавать условия для сохранения уже имеющихся квалифицированных кадров. Повысить уровень жизни в стране можно только путем создания эффективной занятости населения.
Библиографические ссылки
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изм. и доп. на 20 февраля 2014г. - М.: Эксмо - 2014. - 1136 с.
2. Гимпельсон В., Капелюшников Р., Жить "в тени" или умереть "на свету": неформальность на российском рынке труда // Вопросы экономики - 2013 год. № 11. - С. 65-88.
3. Консультант Плюс. - Факторы и условия социально-экономического развития РФ 20132017 гг. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169269/?frame = 10.
4. Трудовой кодекс Российской федерации. - Москва: Проспект, КноРус. - 2014. - 224 с.
© Загибалова А. А., 2017