Культурология
УДК 070 (419)
Ю.Г. Лемешко, Ю.А. Лютова
СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА «СИНЬХУА» В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В статье рассматриваются особенности информационного агентства «Синьхуа» в эпоху глобализации. Принятие агентством «Синьхуа» западного опыта иллюстрирует тенденцию глобализации, которая была проверена на практике ведущими мировыми информационными агентствами. «Синьхуа» осуществляет последовательное сотрудничество с медиа-корпорациями всех стран. Именно благодаря их сотрудничеству и поддержке агентство «Синьхуа» получило возможность продолжать развивать свои услуги.
The article deals with the specifics of the information agency «Xinhua» in the era of globalization. The movement of Xinhua towards adopting western experiences illustrates a globalized tendency, which has been experienced by leading international news agencies. Xinhua has consistently been dedicated to having extensive cooperation with media organizations of all countries. It is precisely thanks to their cooperation and support that Xinhua News Agency has been able to keep developing its services.
Информационное агентство «Синьхуа» было создано в городе Жуйцзинь 7 ноября 1931 г. и называлось «Хунсэ чжунхуа тунсюньшэ» («^Ife^^ffliiii») - «Информационное агентство Красного Китая». Город Жуйцзинь (провинция Цзянси) в 1931-1934 гг. был «красной столицей» Китайской Советской республики, созданной под руководством компартии Китая. «На I Всекитайском съезде представителей советских регионов Китая, проходившем в городе Жуйцзинь, используя CSR (Chines Sovet Radio), информационное агентство «Красный Китай» передало всему миру о создании Китайской Советской республики. Агентство передавало свои сообщения на китайском и английском языках. Основными источниками информации были Центральное информационное агентство Гоминьдана и ТАСС. Работу агентства обеспечивал небольшой коллектив в составе всего около 10 человек» i. В марте 1949 г. агентство переезжает в Пекин, после провозглашения КНР в октябре 1949 г. оно становится Государственным информационным агентством.
7 ноября 2011 г. в Пекине отмечали 80-ю годовщину агентства «Синьхуа», на торжественном собрании присутствовал член ПК Политбюро ЦК КПК Ли Чанчунь, который в своем выступлении отметил особое значение этого информационного агентства для современного Китая" За 80 лет своей истории «Синьхуа» стало свидетелем колоссальных изменений в развитии страны, оно прошло непростой путь, став ведущим поставщиком информации о ситуации внутри Китая и за его пределами. Авторитет и влияние «Синьхуа» в международных информационных кругах постоянно растут, оно осуществляет эффективное сотрудничество с ведущими зарубежными информационными организациями. Многие газеты КНР обращаются за последними
новостями к «Синьхуа», - например, газета «Жэньминь жибао» четвертую часть информации получает от агентства «Синьхуа».
Накануне торжеств в честь 80-летия «Синьхуа» агентство сообщило о выходе в свет второго тома «Синьхуа тунсюньшэ ши» («Й^ЙШ^Й») - «Истории информационного агентства "Синьхуа"», общим объемом 580 тыс. иероглифов. Первый том «Истории информационного агентства "Синьхуа"», который увидел свет в 2010 г., рассказывает о начальных шагах в становлении агентства (1931 - 1949 гг.), второй том охватывает период с момента образования КНР до окончания «культурной революции» (1949 - 1976 гг). Накануне юбилея было объявлено и об окончании работ над 10-серийным фильмом «Синьхуашэ чуаньци» - «Легенда агентства "Синьхуа"» ш.
В последнее время стали появляться научные работы, посвященные анализу деятельности ведущих СМИ КНР. Актуальность таких исследований обусловлена в первую очередь необходимостью осмысления роли СМИ в эпоху глобализации. Во многих работах авторы рассматривают положительные аспекты глобализации, - например, трансляцию культур они считают моментом взаимообогащения культуры национальной. В позитивной тональности написаны работы об информационном обмене, который стал возможным благодаря «открытости территориальных границ». Определенный интерес представляет диссертационная работа «СМИ и власть в Китае: проблемы взаимодействия». В ней автор, анализируя политику руководства КНР по отношению к современным СМИ, утверждает, «что именно власть, всегда являющаяся наиболее заинтересованным субъектом в деятельности СМИ, исходя из глобализационных и модернизационных процессов современности, видит в прессе большие возможности по влиянию на общественное сознание»™ Чжан Жун полагает, что власти КНР выстраивают механизм политического управления прессой, который влияет на содержание газет, к сожалению, не без ущерба для полноты тематического освещения современной жизни.
Анализ деятельности агентства «Синьхуа» в разные исторические периоды позволяет говорить о том, что данное агентство не просто средство массовой информации, но и особый элемент политики, осуществляемой КПК. С самого начала своей работы коммунисты использовали агентство «Синьхуа» исключительно в политических целях. И впоследствии его задачей было формирование идеологии «социализма с китайской спецификой».
В начале ХХ1 в., вслед за стремительным развитием коммуникационных технологий, все большее количество мировых агентств информировали жителей материкового Китая о событиях, происходящих в других странах. Развитие спутникового и кабельного телевидения, появление возможностей сверхоперативного информирования, усовершенствование интернет-технологий - все это потребовало от «Синьхуа» перенять методы работы известных мировых агентств. Такие агентства являются не только службами новостей, но и аккумуляторами огромного объема информации, рассчитанной на самую разную аудиторию.
Веб-сайт информационного агентства «Синьхуа» был создан совместно с компанией «Чайна Телеком» 7 ноября 1997 г. Сегодня для посетителей сайта представлены эксклюзивные материалы о современном Китае в текстовом, графическом, аудио- и видеоформате. Сайт предоставляет своим пользователям возможность 24 часа в сутки на разных (восьми) языках получать информацию о событиях и в Китае и во всем мире. Информация, представленная на сайте, достаточно разнообразна - прежде всего это новости, касающиеся экономики, политики, культуры, географии, природных ресурсов, спорта и т.д. Помимо видеоархива, на веб-сайте «Синьхуа» можно найти большое количество разнообразных эксклюзивных фотографий, фотоматериал обновляется ежедневно. Агентство располагает крупнейшим фотоархивом, его
коллекция состоит из 2 млн. исторических фотографий, самые старые из которых были сделаны в конце XIX в., во время династии Цин.
Сайт «Синьхуа» предлагает своим пользователям множество услуг, например: интернет-торговлю, информацию о текущем курсе валют, прогноз погоды и т.п. Согласно рейтингу, проводимому поисковой системой «Goоgle» в июле 2011 г. , среди тысячи самых посещаемых сайтов мировых информационных агентств веб-сайт «Синьхуа» занимает 99-е место.
Агентство является собственником молодой, но достаточно известной поисковой системы «Panguso» (http://www.panguso.com, ШЛШШ). Система была активизирована в феврале 2011 г., она является совместной разработкой агентства «Синьхуа» и крупного сотового оператора «Чайна Мобайл». Поисковая система обеспечивает ответ на запрашиваемую информацию, знакомит с последними новостями, предоставляет аудио- и видеоматериалы.
«Синьхуа» - первое информационное агентство в мире, открывшее свой новостной телеканал. Телевизионная сеть СКС (China Network Corporation), владельцем которой является «Синьхуа», была создана 1 декабря 2009 г. Система с помощью спутников, кабельных и мобильных коммуникационных сетей, Интернета и уличных видеоэкранов распространяет для телезрителей всех стран новостные передачи о государствах и регионах мира. Трансляция ведется на китайском и английском языках на территории Азиатско-Тихоокеанского региона, в Европе, Северной и Южной Америке, в Северной Африке.
«Синьхуа» активно продолжает распространять свое влияние по всему миру. Доказательство этого -размещение рекламного щита агентства на известной рекламной площади Таймс-сквер в Нью-Йорке. Рядом с рекламой «Синьхуа» расположены рекламные щиты известных марок - таких как Coca-Cola, Samsung и Hyundai. На рекламном щите «Синьхуа» демонстрируются видеозаписи информационного агентства, видеоролики входящих в него корпораций, а также реклама ведущих китайских компаний.
Расширяя масштабы влияния, увеличивая информационный поток, «Синьхуа» ежедневно работает над «созданием имиджа» ведущего национального информационного агентства. Сегодня для обеспечения круглосуточного вещания «Синьхуа» задействовано более 10 тыс. человек, по всему миру работает 162 зарубежных отделения.
В настоящее время информационное агентство «Синьхуа» успешно функционируют в глобальной медиасистеме, доказывая, что КНР осуществляет планомерный процесс перехода к информационному обществу. Информация постепенно стала рентабельным и востребованным товаром, когда-то инновационные формы передачи и подачи сообщений (интертекстуальность, интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность) стали повседневными. Анализируя содержательную сторону новостей, следует также отметить типичные особенности, присущие многим современным информационным агентствам: сжатость информации, деперсонификация, абсолютная стандартизация оформления новостей. Тем не менее трансформация форм и методов работы не коснулась магистрального направления политики информационного агентства «Синьхуа»: оно по-прежнему подчинено руководству страны, которое открыто или завуалировано оказывает на него давление.
1 Журналистика Китая / под ред. С.А.Михайлова, Ли Динсинь, Чжан Хэфэн, У Ли, Чиу Джуэй-Хуэй. -СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2006. - С. 43.
2 Синьхуашэ цзяньшэ 80 чжоунянь цзинянь дахуэй цзай цзин цзюйсин Ли Чанчунь чуси бин цзянхуа / 2011.11.08. «Жэньминь ван» - «Жэньминь жибао» (В столице провели собрание в честь 80-я образования агентства «Синьхуа», Ли Чанчунь выступил с речью / 2011.11.08. «Жэньминь он-лайн» - «Жэньминь жибао») /2011^11^08 0 Айй - «АйВШ»
111 Синьхуашэ туйчу и пи чубань'у цюаньмянь фаньин цзяньшэ 80 нянь хуэйхуан лиши/ 2011.11.07. «Синьхуа ван» (Агентство «Синьхуа» опубликовало партию издательской продукции, где всесторонне отражена блистательная 80-летняя история создания агентства . 2011.11.07. «Синьхуа он-лайн»).
4 Чжан Жун. СМИ и власть в Китае: проблемы взаимодействия. Автореферат дис. ...канд. филол. наук. -М., 2011.