Научная статья на тему 'Специфика функционирования холдинговых структур'

Специфика функционирования холдинговых структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ХОЛДИНГОВЫЕ СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вукович Г. Г., Савранская М. В.

В условиях переходного этапа развития экономики России особую актуальность приобретают вопросы совершенствования организационно-правовых форм функционирования бизнеса. В этом контексте представляется своевременным обращение к холдингу, интегрирующему возможности, с одной стороны, предприятий реального сектора, с другой — банковской структуры. Холдинговая компания — это предприятие, использующее свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний и фирм с целью установления над ними контрольных, финансово-кредитных и других функций при сохранении ими их юридической и оперативно-экономической самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика функционирования холдинговых структур»

тике данные механизмы используются редко, часто переводя процедуры инфорсмента на неформальный уровень.

Можно выделить несколько причин, определяющих выбор стратегии неформального урегулирования отношений, связанных с выполнением государственных и муниципальных контрактов: некомпетентность сотрудников, организующих торги, коррупция и устойчивые обычаи разрешения конфликтных ситуаций неформальным путем.

Проведение закупочных процедур также связано с неблагоприятным отбором, вытекающим из асимметричности распределения информации в процессе разработки конкурсной документации, проведения конкурса и заключения контракта. Отсутствие законодательно установленных требований к квалификации поставщика или подрядчика позволяет принять участие в конкурсе и победить любому юридическому или физическому лицу, предоставившему в заявке лучшие условия, по которым производится оценка. Практика показывает, что многие условия выполнения контракта, которые поставщик предлагает в заявке, он в действительности и не думает выполнять. Этому способствуют незначительные размеры санкций, предусмотренные контрактом, и, в отдельных случаях, сговор с представителями конкурсных комиссий. Например, если оценка производится по критерию «срок выполнения работ», поставщик указывает заведомо нереальный срок 1 день и получает наивысший бал, позволяющий выиграть контракт, при условии, что прибыль от такого контракта превысит установленные формальные санкции.

Также имеется возможность постконтрактного оппортунизма со стороны заказчика. Оппортунизм со стороны заказчика в основном связан с порядком, а иногда и самой возможностью оплаты по контракту. Часто все риски, связанные с задержкой бюджетного финансирования, перекладываются на поставщика или подрядчика путем включения в контракт нормы, что оплата будет осуществляться только при наличии бюджетного финансирования.

Несовершенство институционального регулирования государственных закупок, связанное с постконтрактным оппортунизмом, детерминирует высокий уровень трансакционных издержек. Снижение издержек при осуществлении государственного заказа, в первую очередь, зависит от дальнейшей институционализации, особенно на неформальном уровне, и информационной прозрачности закупочных процедур. Важным аспектом здесь представляется создание мотивационных механизмов, противодействующих конфликту интересов, и снижение уровня информационной асимметрии, а также обучение и повышение квалификации всех участников торгов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вольчик В.В. Вольчик В.В. Эволюционная парадигма и институциональная трансформация экономики. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2004.

2. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М., 1990.

3. Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство. М., 2001.

4. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Курс лекций по институциональной экономике. М., 1999. Ч. 2.

5. Мизес Л. Человеческая деятельность. М., 2000.

6. Garud R., Karnoe P. Path Dependence and Creation // Path Dependence and Creation / Ed. by R. Garud, P. Karnoe. L.: Lawrence Erlbaum Associates, 2001

7. Stack M., Gartland M.P. Path creation, path dependency, and alternative theories of the firm // Journal of Economic Issues. Jun., 2003. V. 37. № 2. Р. 487-494.

ВУКОВИЧ Г.Г., САВРАНСКАЯ M.B.

СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР

В условиях переходного этапа развития экономики России особую актуальность приобретают вопросы совершенствования организационно-правовых форм функционирования бизнеса. В этом

контексте представляется своевременным обращение к холдингу, интегрирующему возможности, с одной стороны, предприятий реального сектора, с другой — банковской структуры.

Холдинговая компания — это предприятие, использующее свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний и фирм с целью установления над ними контрольных, финансово-кредитных и других функций при сохранении ими их юридической и оперативно-экономической самостоятельности. Как правило, она представляет собой головную организацию значительной финансовой группировки, владеющую контрольными пакетами акций дочерних предприятий и специализирующуюся на их управлении. Обычно холдинг осуществляет инвестирование с целью сбалансировать и упрочить свое финансовое положение в среднесрочной и долгосрочной перспективе, зачастую отказываясь от значительной прибыли в текущий момент.

Появление таких компаний связано с высоким уровнем развития акционерной формы собственности, позволяющей без прямого слияния капиталов компании, различных по сферам приложения, осуществлять их функциональное взаимодействие. Холдинговая структура позволяет объединить принятие стратегических решений под руководством единого центра. При этом холдинг, не занимаясь непосредственно реализацией продукции (товаров, работ, услуг), может объединить предприятия, принадлежащие к различным отраслям экономики инее связанные прямой производственной кооперацией.

Основные задачи холдинговой компании — направлять, контролировать деятельность всей системы и каждого звена в отдельности, добиваясь оптимизации их прибыли. Такая организация, базирующаяся на экономической целесообразности и эффективности, позволяет совершенствовать структуру на всех уровнях управления. Холдинг имеет реализовывать цели, трудно достижимые для отдельного звена. Это создание более рациональной производственной структуры взаимосвязанных фирм и компаний, внедрение и применение перспективных технологий, оперативное использование складывающейся конъюнктуры, осуществление масштабных инвестиций, организация новых внешнеэкономических связей, обеспечение приемлемого режима кредитования и т.д.

Холдинги — это особый тип финансовой компании. Как форма управления и интеграции предприятий, но предполагает наличие материнской и дочерних компаний. Первая владеет вторыми, имея в их уставном капитале контрольные пакеты акций, контролирует и управляет их деятельностью.

Экономическая и юридическая база для возникновения холдингов в российской экономике появилась в процессе акционирования государственных предприятий, развития фондового рынка, реорганизации финансовой системы. Первым правовым документом, непосредственно регулирующим холдинговые отношения, явился Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392, которым утверждено было временное положение «О холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества».

Таким образом, холдинговые компании возникают там, где складываются условия для объединения и слияния капиталов отдельных акционерных обществ. Отличительная черта холдинга — владение долями акционерного капитала других компаний, достаточными для финансового контроля над ними. Принято считать, что холдинговые компании не вмешиваются во внутренние дела промышленных компаний, акциями которых владеют, а ограничиваются в основном получением дивидендов. НО это относится к тем компаниям, капитал которых полностью сформирован из акций других компаний. В этом случае прибыль холдинга равна суммарным дивидендам, получаемым по акциям дочерних компаний.

По характеру деятельности холдинговые компании могут подразделятся на:

1) чистые холдинги, т.е. компании, занимающиеся исключительно контрольно-управленческой деятельностью и иногда — руководством совместной инновационной деятельностью. Свои функции собственника головная компания осуществляет через советы директоров, на которых и лежит ответственность за эффективную работу каждого подразделения. В этом случае прибыль холдинга равна суммарным дивидендам, получаемым по акциям дочерних компаний;

2) смешанные холдинги, то есть компании, в ведении которых, помимо функций контроля и управления, находится также осуществление предпринимательской деятельности. Создание холдинговых компаний путем передачи им части акций других компаний (в основном, связанных с оперативо-производственной деятельностью) в обмен на акции холдинга означает делегирование полномочий на управление от производственных единиц специально выде-

ляемым для этого организационным структурам с целью совершенствования механизма управления, ускорения процессов принятия решений и придания процессу производства большего динамизма;

3) промежуточные холдинги (субхолдинги), которые создают крупные компании в форме отдельных обществ или подразделений в структуре компании, выполняющие определенные задачи, например, занимающийся инвестиционной деятельностью, и т.п. Промежуточные холдинги призваны сосредоточить усилия, средства, интеллектуальный потенциал на строго ограниченных, конкретных задачах для максимально эффективного использования этих факторов в интересах самой компании. Особенно это характерно для наукоемких производств.

Головная холдинговая компания может иметь различные юридические формы, предусмотренные действующим законодательством. Чаще всего это акционерное общество открытого или закрытого типа, либо общество с ограниченной ответственностью.

Высшая власть в холдинговой компании принадлежит собранию акционеров — внутренних и внешних участников бизнеса. Для оперативного управления в период между собраниями акционеров избирается совет директоров, как правило, состоящий из директоров каждой из дочерних компаний, входящих в холдинг.

Совет директоров контролирует деятельность администрации холдинга. Его главная задача — обеспечение высокого качества менеджмента в холдинге для того, чтобы он был прибыльным, рентабельным, а акционеры регулярно получали относительно высокие и стабильные дивиденды. Совет директоров также занимается тактическим стратегическим планированием, а также финансовой политикой.

Холдинги, обладая хозяйственной самостоятельностью в принятии решений, определение форм управления, оплаты труда работников, могут от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права, разрабатывать стратегию деятельности компаний. Поэтому их роль в развитии рыночных отношений достаточно высока. Доходы холдинговых кампаний могут быть получены за счет дивидендов на акции и процентов по иным ценным бумагам, находящимся в их фондовом портфеле, а также за счет предпринимательской деятельности и той части прибыли дочернего общества, которая перечисляется на счет холдинговой компании в соответствии со специально заключенными между ними соглашениями.

Качество управления холдинговой компанией достигается гармоничностью взаимодействия дочерних компаний на основе продуманной финансовой и производственной политики родительской компании, определяемой советом директоров. Здесь нужно отметить один очень важный момент: если в целом для рыночной экономики характерно децентрализированное планирование, то успех в холдинге достигается на основе централизированноого планирования политики родительской компании. Последнее становится властным центром по отношению к дочерним компаниям. При это дочерние компании могут иметь полную автономию. Командный менеджмент родительской компании на разделение и даже распределение производственных функций дочерних компаний, изменение маркетинговой деятельности.

В зависимости от состава входящих в них дочерних компаний по мнению автора, можно различать следующие типы холдинга:

1) вертикально-интегрированные, то есть холдинги, объединяющие предприятия одной отрасли и выстаивающие управление единой технологической цепочкой производства того или иного продукта. Примером таких компаний могут служить крупные предприятия топливно-энергетического или военно-промышленного комплекса. Основной экономический эффект в таких структурах достигается за счет слаженности технологического, экономического, финансового и маркетингового менеджмента.

2) горизонтально-интегрированные — холдинги, специализирующиеся на предприятиях одной отрасли, отнаситебльно независимых и не связанных между собой общим производственным циклом, но имеющих единую маркетинговую и кадровую политику, объединенных общей «миссией». По такому принципу создаются компании, например, в средствах массовой информации (медиа-холдинг, издательские дома). В этих случаях эффект от объединения в холдинг достигается в основном за счет максимально полного удовольствия потребностей на целевом сегменте рынка и более эффективного использования человеческих ресурсов.

3) «диверсифицированные» холдинги, объединяющие предприятия совершенно различных

отраслей и сознательно стремящиеся совмещать никак не связанные между собой направления бизнеса. Такой тип холдинга позволяет максимально снизить суммарный риск компании.

Холдинговые компании, опираясь на наличие в их руках пакетов акций других фирм, ставят своей целью осуществление в отношении последних контрольных, управленческих, финансово-кредитных и других функций. Поэтому принципиальное значение в рамках холдинговых структур имеет разграничение функций между головной компанией и дочерними обществами. В ведении головной холдинговой компании находятся выработка стратегии, формулировка целей развития, осуществление координационных и коммуникационных связей между субъектами холдинговой системы, единое финансовое руководство в целях оптимального распределения и использования ресурсов и привлечения капитала, подбор и утверждение высшего управленческого персонала, аудиторская деятельность, управление материальными, финансовыми и людскими ресурсами. Тактика деятельности компании решается дочерними обществами, имеющими определенную самостоятельность в принятии решений, касающихся их оперативного функционирования на рынке. Стратегическое руководство осуществляется посредством выработки рекомендаций, распоряжений и директив, участия в наблюдательном совета дочерних обществ. Холдинговые компании обладают правом вето, используют разнообразные способы руководства с помощью экономических и финансово-кредитных рычагов.

Суммарный капитал контролируемых холдингами акционерных обществ, естественно, во много раз больше капитала самой холдинговой компании: ведь нередко 10-15% общей суммы акций достаточно, чтобы получить контрольный пакет акций.

Высокая степень концентрации капитала и достаточная маневренность порождают такое вах-нейшее преимущество холдинговых компаний, как возможность широко заниматься инновационной деятельностью, способствуя тем самым научно-техническому прогрессу. А так как отдельным предприятиям в современных российских условиях не приходится рассчитывать ни на государственное финансирование, ни на банковские кредиты, то один из выходов видится в объединении в холдинг, в который, в свою очередь, либо включается научно-исследовательское учреждение, либо создаются подразделения по проведению научно-технических исследований и разработки.

Эффективность холдинговых компаний обобщенно можно выразить следующим образом: они позволяют реализовать задачи, не решаемые на уровне отдельного предприятия, повышать эффективность связей между ними, оптимизировать расчеты внутри компании, с внешними контрагентами и с государством (в том числе налоговые отчисления), страховать от рисков и финансовых потерь.

Холдинговая компания располагает такими методами мобилизации финансовых ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям и фирмам (эмиссионно-учредительная деятельность, платежи за разнообразные услуги в сфере управления, реклама, маркетинг, плата за пользование патентами и другими нематериальными активами, возможность перераспределение средств дочерних предприятий).

Кроме того, каждое предприятие, войдя в холдинговую систему и получив акции холдинга в обмен на переданную ему долю своих акций, экономически заинтересованно в эффективной деятельности не только своего предприятия, но и других субъектов системы и всего холдинга в целом.

Таким образом, холдинговые структуры являются эффективной формой научной, производственной и финансовой интеграции.

Кроме того, объединение компаний в холдинг также позволяет существенно оптимизировать соотношение «прибыль — риск». С помощью математической статистики давно выявлена следующая закономерность: ожидаемая чистая прибыль главной компании есть сумма ожидаемых прибылей по отдельным дочерним предприятиям, тогда как риск всей холдинговой компании меньше суммы рисков отдельных компаний. Именно в этом и состоит весь смысл создания холдингов. Далеко не случайно им часто отделяется предпочтение перед размещением всех акций в одном, даже самом прибыльном акционерном обществе. Более того, иногда холдинговые компании подбирают для себя акции, на данный момент обладающие на рынке противоположными тенденциями. Таким путем холдинг стремится надежно себя гарантировать от убытков, хотя, естественно, идут заранее на определенное снижение возможной суммы прибыли. Холдинги вполне способны не только на такой шаг, но и на то, чтобы довольно легко переносить локальные банкротства в своей системе, т.е. обладают существенно более высокой устойчивостью на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.