Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ "ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ" ЗАХАРИИ МИТИЛЕНСКОГО'

СПЕЦИФИКА ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ "ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ" ЗАХАРИИ МИТИЛЕНСКОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
37
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ / РАННЯЯ ВИЗАНТИЯ / ЗАХАРИЯ МИТИЛЕНСКИЙ / ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дронова Яна Алексеевна

В статье рассматривается специфика формы и содержания «Церковной истории» Захарии Митиленского. Данное произведение долгое время не попадало в поле зрения исследователей и было обнаружено в Ватиканской Апостольской библиотеке лишь в 70-е гг. XIX в. «История» Захарии заканчивается 491 годом и по своей структуре является логическим продолжением одноименного труда Сократа Схоластика. После смерти Захарии произведение было переработано неизвестным автором, переведшим «Церковную историю» с греческого языка на сирийский, и было доведено до 569 г., продолжение известно нам сегодня как «Хроника Псевдо-Захарии». Оригинальный греческий текст источника не сохранился. Работа Захарии является уникальным и информативным историческим источником, достаточно подробно отражающим события в истории церкви, происходившие в середине V в. и связанные с монофизитскими спорами; из этого сочинения мы также можем почерпнуть сведения нецерковного характера в указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE FORM AND CONTENT FEATURES OF THE "СHURCH HISTORY" OF ZACHARIAS OF MYTILENE

The article examines the specifics of the form and content of the «Ecclesiastical History» of Zacharias of Mytilene. This work has not been in the field of vision of researchers for a long time and was discovered in the Vatican Apostolic Library only in the 70s of the 19th century. The «History» of Zacharias ends in 491 and, in its structure, is a logical continuation of the work of the same name by Socrates Scholasticus. After Zachariah's death, the work was revised by an unknown author, who translated the «Ecclesiastical History» from Greek into Aramaic and it was continued to 569. The continuance is known to us today under the name «Chronicle of Pseudo-Zachariah». The original Greek text of the source has not been preserved. Zachariah's work is a unique and informative historical source, reflecting in sufficient detail the events in the history of the Church that took place in the middle of the fifth century and related to Monophysite disputes; from the source we can also gather information of a non-Church nature during this period.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ "ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ" ЗАХАРИИ МИТИЛЕНСКОГО»

УДК 94(569.4)

DOI 10.52575/2687-0967-2022-49-3-556-562 Оригинальное исследование

Специфика формы и содержания «Церковной истории» Захарии Митиленского

Дронова Я. А.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015 г. Белгород, ул. Победы, 85 E-mail: 803014@bsu.edu.ru

Аннотация. В статье рассматривается специфика формы и содержания «Церковной истории» Захарии Митиленского. Данное произведение долгое время не попадало в поле зрения исследователей и было обнаружено в Ватиканской Апостольской библиотеке лишь в 70-е гг. XIX в. «История» Захарии заканчивается 491 годом и по своей структуре является логическим продолжением одноименного труда Сократа Схоластика. После смерти Захарии произведение было переработано неизвестным автором, переведшим «Церковную историю» с греческого языка на сирийский, и было доведено до 569 г., продолжение известно нам сегодня как «Хроника Псевдо-Захарии». Оригинальный греческий текст источника не сохранился. Работа Захарии является уникальным и информативным историческим источником, достаточно подробно отражающим события в истории церкви, происходившие в середине V в. и связанные с монофизитскими спорами; из этого сочинения мы также можем почерпнуть сведения нецерковного характера в указанный период.

Ключевые слова: Поздняя Римская империя, Ранняя Византия, Захария Митиленский, Церковная истории

Для цитирования: Дронова Я.А. 2022. Специфика формы и содержания «Церковной истории» Захарии Митиленского. Via in tempore. История. Политология. 49 (3): 556-562. DOI: 10.52575/2687-0967-2022-49-2-556-562

The Specifics of the Form and Content Features of the Church History» of Zacharias of Mytilene

Yana A. Dronova

Belgorod National Research University, 85 Pobeda St., Belgorod 308015, Russia E-mail: 803014@bsu.edu.ru

Annotation. The article examines the specifics of the form and content of the «Ecclesiastical History» of Zacharias of Mytilene. This work has not been in the field of vision of researchers for a long time and was discovered in the Vatican Apostolic Library only in the 70s of the 19th century. The «History» of Zacharias ends in 491 and, in its structure, is a logical continuation of the work of the same name by Socrates Scholasticus. After Zachariah's death, the work was revised by an unknown author, who translated the «Ecclesiastical History» from Greek into Aramaic and it was continued to 569. The continuance is known to us today under the name «Chronicle of Pseudo-Zachariah». The original Greek text of the source has not been preserved. Zachariah's work is a unique and informative historical source, reflecting in sufficient detail the events in the history of the Church that took place in the middle of the fifth century and related to Monophysite disputes; from the source we can also gather information of a non-Church nature during this period.

Keywords: Late Roman Empire, Early Byzantium, Zacharias of Mytilene, Ecclesiastical history

For citation: Dronova Ya.A. 2022. The Specifics of the Form and Content Features of the «Church History» of Zacharias of Mytilene. Via in tempore. History and political science. 49 (3): 556-562 (in Russian). DOI: 10.52575/2687-0967-2022-49-2-556-562

Введение

Захария Ритор Схоластик (Митиленский) - один из наиболее интересных авторов ранневизантийского времени. Ему принадлежит целый ряд разнообразных сочинений, так что его нельзя считать писателем одного жанра. Наиболее известны его «Аммоний» -христианское сочинение в форме платоновского диалога, памфлет «Жизнь Севера Антио-хийского», антиманихейские полемические трактаты. Но вместе с тем Захария является и важным церковным историком.

К сожалению, сложная источниковедческая история, сохранение большой части его произведений лишь на сирийском языке в большой мере затрудняли освоение его наследия. Неоднозначной выглядит и картина авторства некоторых его сочинений, как и собственно биография писателя.

Тем не менее «Церковная история» Захарии вполне достойна занять место в ряду аналогичных сочинений своей эпохи. Точная дата публикации сочинения не может быть определена, но существует общее мнение, что появилась она в начале 490-х гг. [Пигулев-ская, 1939], вскоре после переезда Захарии в Константинополь. Свой рассказ Захария начинает (в сохранившейся части) с Халкидонского Собора в 451 г. Работа написана в жанре церковной истории, но с отражением глубоких разделений, порожденных Халки-донским собором, и поэтому известный жанр принимает у Захарии новые обороты.

Составные элементы сочинения по большей части остались теми же самыми, как, например, частые ссылки на документы, случайные вставки чудесных элементов, перечисление патриархов, но все это теперь подчинено фракционным интересам. Восточная империя была свидетелем ожесточённой борьбы между соперничающими церковными партиями [Gray, 1979], у каждой из которых был свой кандидат на место конкретного патриархата, а также свои собственные традиции в отношении отдельных лиц и соборов. Поэтому церковные историки отражают эти традиции, цитируя документы, подтверждающие их точку зрения, и интерпретируя события таким образом, чтобы подтвердить свою док-тринальную позицию. В полной мере все это относится и к сочинению Захарии.

Основные результаты

«Церковная история» [Greatrex, 1919-1924] состоит из двенадцати книг. Книги с первой по шестую можно рассматривать в отрыве от остального текста, так как они, особенно книги третья и шестая, подверглись минимальным изменениям со стороны сирийского писца. Так, в приложении ко второй книге сказано, что третья книга взята «главным образом из «Церковной истории» Захарии». Сходное замечание встречается и в приложении к книге шестой.

В работе Захарии мы можем обнаружить определенные тенденции, связанные с богословскими вопросами и с фракциями, которые стремились определить имперскую политику. Во-первых, его враждебность по отношению к Халкидонскому собору, ясно выраженная в его работе, который представлен как триумф Феодорита и несториан; во-вторых, его твердая поддержка и сосредоточенность на Александрийских патриархах и в частности на Тимофее Элуре и Петре Монге.

Анонимный автор-продолжатель использует «Церковную историю» Захарии Мити-ленского в сокращенном виде, не ссылаясь на другие источники по периоду, за исключением фрагмента в третьей книге, взятого из «Церковной истории» Иоанна Эфесского, списка византийских императоров, краткой хроники светских событий в конце той же

третьей книги, хронологического синопсиса в конце предисловия к четвертой книге и заметок о смерти императора Зенона и событий светской истории его правления в шестой книге.

Дата составления «Церковной истории» приводится в первой книге по сирийской эре: 880 г. (569 год н. э.). Отдельные части были написаны в 555 и 561 гг.; рассказ о событиях правления императора Юстиниана сделан при жизни императора (до 565 г.). Послание Симеона, епископа Бет-Аршамского, об истории химьяритских мучеников, включено в «Церковную историю» в том же виде, что и в «Церковной истории» Иоанна Эфесского (завершена после 585 г.). Время, в которое были написаны два произведения, указывает нам на то, что не Захария заимствовал письмо у Иоанна Эфесского, а Иоанн Эфесский у Захарии. Скорее всего, другие подобные фрагменты обоих произведений были написаны независимо друг от друга.

Информация о личности автора скудна. В книге седьмой автор рассказывает о своем знакомстве с участником боевых действий между Византией и Персией под Амидой (ныне Диярбакыр) в 503 г. В девятой книге автор упоминает, что знает человека, бежавшего в Константинополь из готской Италии (т. е. до 536 г.) [Die sogenannte Kirchengeschichte, 1899]. В любом случае, однако, невозможно сказать, авторское ли это замечание или оно было скопировано им из какого-то источника. Также однажды при сообщении о событии, происходившем в Амиде, автор употребляет местоименное наречие «здесь» - вероятно, он живет в Амиде.

«Церковная история» открывается вводной главой, излагающей общий план сочинения. В первой книге (полностью не сохранившейся) после вводной главы, в которой рассказывается, что цель написания работы состоит в том, чтобы дать историю в назидание своим читателям, автор продолжает свой рассказ там, где заканчиваются «Истории» Сократа и Феодорита. Однако прежде чем начать свой рассказ, Захария считает нужным исправить и дополнить их сочинения, а также труд Евсевия. Остальная часть книги содержит различные эпизоды, такие как обсуждение хронологии книги Бытия, история Иосифа и Асенеф, жизнь Сильвестра I, папы Римского, и истории обретения блаженным Лукиа-ном мощей свв. Стефана, Гамалиила и Никодима (Zach. I). Глава заканчивается рассказом о двух ранних сирийских писателях [Филимонова, 2022].

Книги со второй по шестую почти полностью посвящены церковным делам. События истории Церкви находят наиболее полное отражение во второй книге. Она посвящена возникновению и развитию учения о евтихианстве, Поместному Константинопольскому собору 448 г., Разбойничьему собору в Эфесе 449 г., хронологии правления епископов ряда восточных поместных церквей, а также содержит Житие семи спящих Эфесских отроков (Zach. II).

В книге третьей мы находим информацию о событиях, связанных с Халкидонским Собором и о бедах, охвативших, по версии Захарии, государство после него (Zach. III). Четвертая книга освещает события, связанные с монофизитством, в период правления императора Льва (Zach. IV). Среди прочего, в книгах есть сведения и нецерковного характера [Кириллов, 2017].

Пятая книга рассказывает о Василиске и Зеноне. В ней также встречается информация о петиции, направленной епископами Азии, которые встретились в Эфесе и подписали Энциклику. И более того, в ней рассказывается о некоторых монахах-евтихианах, проживавших тогда в Константинополе, которые вместе с Зенайей, женой царя, подло сговорились против Тимофея, чтобы снова отправить его в изгнание. Здесь же мы можем найти информацию о деяниях Акакия в Константинополе и о том, как он поднял восстание против Василиска, в результате чего на престол вернулся Зенон (Zach. V).

Книга шестая, содержащая семь глав, в сирийской версии полностью взята из Заха-рии и повествует о Косме Спафарии, посланном Зеноном, и о сделках, имевших место в Александрии с отколовшимися монахами, о палестинских подвижниках Петре и Исайе

(Zach. VI. 3), об Арсении префекте, которого послали в Александрию, затем в пятой главе представлены письма Фравитты, который был епископом в Константинополе, к Петру (Zach. VI. 5). Также из данной книги мы узнаем о первосвященниках, которые были во времена Зенона, а также о продолжительности жизни Зенона (Zach. VI. 7).

Книга седьмая посвящена царствованию Анастасия и имеет заметный амидский контекст. Она открывается рассказом о некоем Иоанне Схоластике, брате Дифа, который был в Константинополе с миссией из Амиды, до воцарения Анастасия. У него были видения возвышения будущего императора, о чем он сообщил ему, но, когда Анастасий, вступив на престол, пожелал вознаградить визионера, Иоанн Схоластик отказался от вознаграждения, удовлетворившись документом, полученным от Зенона.

В «Церковной истории» мы встречаем и данные нецерковного характера, они разнообразны и неполны. Данные сведения наиболее представлены в книгах с седьмой по девятую. Здесь мы можем увидеть отражение событий ранневизантийской политической истории, отношения между Римом и Персией, историю стихийных бедствий, культурных и социальных процессов.

Восьмая книга содержит сведения о царствовании Юстина. В ней представлены сведения о переговорах на римско-персидской границе в 524/5 гг. (Zach. VIII. 5) и о набеге вождя Лахмидов Аль-Мундира.

Книга девятая охватывает приблизительно первое десятилетие правления Юстиниана. Она содержит множество подробных сведений о событиях в восточных провинциях (Zach. IX. 1-8), а также серию писем, которыми обменивались Север и Юлиан Галикар-насский (Zach. IX. 9-13) и другие ведущие монофизитские патриархи в середине 530-х гг. (Zach. IX. 20-26).

Во введении к десятой книге совершенно четко говорится, что она была написана во времена правления Юстиниана и охватывает период с 536/7 по 547/8 гг., но большинство глав утрачено. Содержание книги в основном имело светский характер и охватывало события на Востоке (включая Лазику) и в Италии.

Одиннадцатая книга полностью утеряна; из двенадцатой книги сохранились фрагменты. Глава четвертая касается образа Христа, созданного не человеческими руками Ка-мулиана. Как описывает Захария, женщина из Дибудин (или, возможно, скорее - Диобу-лион), близ Амасии, заказала копию образа для своей деревни. Однако в 554/5 г. деревня подверглась разрушению со стороны варваров. Узнав об этом событии, Юстиниан выделил средства на восстановление деревни и по предложению одного из своих советников собрал дополнительные средства, после чего выставил первоначальный образ напоказ по городам Востока. Глава пятая рассказывает о ливне пепла, который обрушился на Восток весной 556 г. и был воспринят как знак неминуемой катастрофы (Zach. XII. 5). Глава шестая восходит к 553 г. и касается церковной политики (Zach. XII. 6). Последняя сохранившаяся глава представляет собой краткое изложение «Географии» Птолемея, за которой следует экскурс по народам Кавказа.

Точные контуры работы Захарии ускользают от окончательного анализа. Однако из того, что сохранилось у Псевдо-Захарии, и по намекам более поздних историков можно сделать несколько выводов.

Во-первых, работа Захарии была работой умеренного антихалкидонца, который верил в Энотикон как решение разногласий, которые раздирали империю; кроме того, она имеет заметный александрийский уклон [Kugener, 1916]. Его героями, мы видим, прежде всего, являются церковные лидеры. При этом всех их можно разделить на две категории: это сторонники Халкидонского собора и их противники [Krüger, 1908].

Характеристики монофизитов, за исключением Нестория и Евтихия, обычно крайне положительны и приближаются к образам святых. Но люди, которые боролись с новым учением, показаны с худшей стороны. Это связано с личной позицией и мировоззрением Захарии. Однако некоторые данные «Церковной истории» о фигурах христологических

споров не встречаются в других источниках и являются уникальными. Здесь следует отметить, что из всех группировок выделяются два человека - Папа Римский и император Восточной империи. Захария помещает их как противовес между воюющими сторонами или показывает их как авторитетных судей.

Говоря об историческом контексте написания «Церковной истории», следует обратить внимание на события христологического спора, которые произошли после Халки-донского собора, и какие события в этом контексте возникли в Сирии в 510-х гг. [Frend, 1972]. Непосредственные последствия Халкидонского собора привели к образованию среди епископата, духовенства и мирян двух противоборствующих лагерей, чьи открытые действия привели к кровавым последствиям и потребовали вмешательства императорской армии для усмирения сторон [The Chronicle of Pseudo-Zachsriah Rhetor, 2011].

Далее речь шла о плетении интриг и попытках использовать точку зрения папы или императора. Постоянные изгнания иерархов, поместные соборы и бесчисленные споры показали, что энергия церковных деятелей была направлена на борьбу между собой. Это не соответствовало линии имперской политики, требовавшей церковного, а значит, и идейного единства в государстве [Allen, 1980].

Заключение

Таким образом, огромное количество использованных автором источников было призвано повысить степень достоверности его работы, но сделать однозначные выводы по данному аспекту современному исследователю достаточно сложно. Сам Захария гарантирует правдивость своих сведений (Zach. II. 1), но необходимо учитывать его личную субъективность, которая стала подвергаться критике вскоре после его работы. К этому добавляется тот факт, что исходная информация была искажена в результате сирийского перевода. В то же время источник является единственным, освещающим некоторые события церковной истории и представляющим данные, которых нет больше нигде. К этой категории относятся, например, рассказ о слепом самаритянине или описание беседы Тимофея Элура с ритором Авксонием. Это обстоятельство ставит сочинение Захарии в ряд актуальных источников по истории ранневизантийской Церкви и повышает интерес к нему среди ученых [Trompf, 2000].

Список литературы

Грацианский М.В. 2GGB. Захария Ритор. Православная энциклопедия. Т. 19. М., Православная энциклопедия: 7G2-703.

Заболотный Е.А. 2G2G. Сирийское христианство. Между Византией и Ираном. СПб., Наука, 406. Кириллов В.М. 2G17. Сведения нецерковного характера в III-IV книгах «Цековной истории» Захарии Митиленского. Эргастирий: сб. материалов всероссийской летней школы по византиноведению. Белгород: 119-125. Пигулевская Н.В. 1979. Культура сирийцев в средние века. М., Наука, 399.

Пигулевская Н.В. 1939. Сирийский источник VI в. о народах Кавказа. Вестник древней истории. 1: 107.

Филимонова Л.В. Святые Гамалиил и сын его Авив. Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://religion.wikireading.ru/17GG9 (дата обращения: 15 мая 2G22). Allen P. 19BG. Zachariah Scholasticus and the «Historia ecclesiastica» of Evagrius Scholasticus. Journal

of Theological Studies. NS. Vol. 31: 471-488. Die sogenannte Kirchengeschichte des Zachari Rhetor. 1899. In deutscher Übers. Hrsg. v. K. Ahrens,

G. Krüger. Lipsiae: 593-598. Frend W.H.C. 1972. The Rise of the Monophysite Movement. Cambridge, Cambridge University Press, 400. Gray P.T.R. 1979. The Defense of Chalcedon in the East. Leiden, Brill, 191.

Greatrex G. 2011. Psevdo-Zacharian of Mytilene the context and nature of his work. Liverpool University Press, 562.

Historia ecclesiastica Zachariae Rhetori vulgo adscripta 1919-1924. Ed. G. Greatrex. Louvain.

Honigmann E. 1953. Zacharias of Melitene: 536 A. D. Patristic Studies. Vat. T. 21: 194-204.

Kruger G. 1908. Zacharias Scholastikos. Realencykiopadie für Protestantische Theoiogie und Kirche № 21. Leipzig: 593-598.

Kugener M.A. 1900. La compilation historique de Pseudo-Zacharie le Rhéteur. Paris, 480.

Land J.P.N. 1870. Zachariae Episcopi Mitylenes aliorumque Scripta Historica Graece plerumque Deperdita. Leiden, Brill, 356.

The Chronicle of Pseudo-Zachsriah Rhetor. Church and War in Late Antiquity. 2011. Transl. R.R. Phenix, C.B. Horn. Liverpool, 562.

The Syriac Chronicle Known as that of Zachariach of Mitylene. 1899. Ed. F.J. Hamilton, E.W. Brooks. London, 362.

Trompf W.G. 2000. Early Christian historiography: narratives of retribution. New York, 286.

Zachariae Rhetori. Historia ecclesiastica vulgo adscripta. 1921. Ed. E.W. Brooks (CSCO). Louvain: Katholieke Universiteit Leuven, 131.

References

Gracianskij M.V. 2008. Zahariya Ritor [Zechariah Rhetor]. Pravoslavnaya enciklopediya [Orthodox Encyclopedia]. T. 19. M., Pravoslavnaya enciklopediya: 702-703.

Zabolotnyj E.A. 2020. Sirijskoe hristianstvo. Mezhdu Vizantiej i Iranom [Syrian Christianity. Between Byzantium and Iran]. SPb., Nauka, 406.

Kirillov V.M. 2017. Svedeniya necerkovnogo haraktera v III-IV knigah «Cekovnoj istorii» Zaharii Mitilenskogo [Information of a non-church nature in the III-IV books of «Church History» by Zacharias of Mytilene]. Ergastirij: sb. materialov vserossijskoj letnej shkoly po vizantinovedeniyu [Ergastiriya: Sat. Materials of the All-Russian Summer School on Byzantine Studies]. Belgorod: 119-125.

Pigulevskaya N.V. 1939. Sirijskij istochnik VI v. o narodah Kavkaza [Syrian source of the 6th century. about the peoples of the Caucasus]. Vestnik drevnej istorii [Herald of ancient history]. 1: 107.

Pigulevskaya N.V. 1979. Kul'tura sirijcev v srednie veka [Syrian culture in the Middle Ages]. I., Nauka, 399.

Filimonova L.V. Svyatye Gamaliil i syn ego Aviv. Zhitiya Svyatyh Slavnyh i Vsekhval'nyh Apostolov [Saints Gamaliel and his son Aviv. Lives of the Holy Glorious and All-Praised Apostles] [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://religion.wikireading.ru/17009 (data obrashcheniya: 15 maya 2022).

Allen P. 1980. Zachariah Scholasticus and the «Historia ecclesiastica» of Evagrius Scholasticus. Journal of Theological Studies. NS. Vol. 31: 471-488.

Die sogenannte Kirchengeschichte des Zachari Rhetor. 1899. In deutscher Übers. Hrsg. v. K. Ahrens, G. Krüger. Lipsiae: 593-598.

Frend W.H.C. 1972. The Rise of the Monophysite Movement. Cambridge, Cambridge University Press, 400.

Gray P.T.R. 1979. The Defense of Chalcedon in the East. Leiden, Brill, 191.

Greatrex G. 2011. Psevdo-Zacharian of Mytilene the context and nature of his work. Liverpool University Press, 562.

Historia ecclesiastica Zachariae Rhetori vulgo adscripta 1919-1924. Ed. G. Greatrex. Louvain.

Honigmann E. 1953. Zacharias of Melitene: 536 A. D. Patristic Studies. Vat. T. 21: 194-204.

Kruger G. 1908. Zacharias Scholastikos. Realencykiopadie für Protestantische Theoiogie und Kirche № 21. Leipzig: 593-598.

Kugener M.A. 1900. La compilation historique de Pseudo-Zacharie le Rhéteur. Paris, 480.

Land J.P.N. 1870. Zachariae Episcopi Mitylenes aliorumque Scripta Historica Graece plerumque Deperdita. Leiden, Brill, 356.

The Chronicle of Pseudo-Zachsriah Rhetor. Church and War in Late Antiquity. 2011. Transl. R.R. Phenix, C.B. Horn. Liverpool, 562.

The Syriac Chronicle Known as that of Zachariach of Mitylene. 1899. Ed. F.J. Hamilton, E.W. Brooks. London, 362.

Trompf W.G. 2000. Early Christian historiography: narratives of retribution. New York, 286.

Zachariae Rhetori. Historia ecclesiastica vulgo adscripta. 1921. Ed. E.W. Brooks (CSCO). Louvain: Katholieke Universiteit Leuven, 131.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 17.02.2022 Received 17.02.2022

Поступила после рецензирования 06.06. 2022 Revised 06.06. 2022

Принята к публикации 06.06. 2022 Accepted 06.06. 2022

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Дронова Яна Алексеевна, аспирант кафедры всеобщей истории, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

(ЖСШ: 0000-0003-1518-9902

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Yana A. Dronova, PhD student of the Department of World History, Belgorod National Research University, Belgorod, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.