Научная статья на тему 'Специфика формирования системы знаний и технологической деятельности в лёгкой промышленности'

Специфика формирования системы знаний и технологической деятельности в лёгкой промышленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЁГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / LIGHT INDUSTRY / TEXTILE INDUSTRY / TRAINING / EDUCATIONAL CONTENT / PROFESSIONAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалёва Алена Александровна, Черунова Ирина Викторовна, Ташпулатов Салих Шукурович

В статье представлены положения мотивации и критериев содержания комплекса знаний и компетенций специалистов лёгкой промышленности. Отражена специфика требований к инженерному формированию кадров с учетом психологических особенностей профессиональной деятельности. Представлены первичные требования, которые необходимы уже на базовом уровне общего образования с целью обеспечения готовности молодых людей к рассматриваемой профессиональной деятельности на предприятиях текстильной и лёгкой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалёва Алена Александровна, Черунова Ирина Викторовна, Ташпулатов Салих Шукурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF FORMING A SYSTEM OF KNOWLEDGE AND TECHNOLOGICAL ACTIVITY IN LIGHT INDUSTRY

The article presents the provisions of motivation and criteria for the content of the formed complex of knowledge and competencies of light industry specialists. The article reflects the specifics of requirements for engineering personnel formation, taking into account the psychological characteristics of professional activity. The primary requirements that are required at the basic level of General education in order to ensure the readiness of young people for the considered professional activity in the textile and light industry are presented.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования системы знаний и технологической деятельности в лёгкой промышленности»

11. Mityagina V A., Naumova A.P. PROFESSIONAL TRANSLATORS' ETHICS IN WORKPLACE COMMUNICATION //

12. Mityagina V.A., Novikova E.Y., Charfaoui E., Opalkova J. Linguistic brand management of tourist destination // XLinguae. 2018. r 11. № 2. C 541-556.

Knyazeva Marina Alexandrovna, teacher

(e-mail: kravchenko.marina@gmail.com)

Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia

DISCOURSE ANALYSIS AS A METHOD OF TEACHING THE DISCIPLINE "BRAND MANAGEMENT" (ON THE EXAMPLE OF A UNIVERSITY BRAND) Abstract. This article reveals the features of using discourse analysis in the practice of teaching the discipline "Brand management". The author suggests the algorithm for conducting a practical lesson consisting of 10 consecutive steps. The article draws conclusions about the effectiveness of this method for the formation of students' competencies. Keywords: discourse, discourse analysis, brand, brand management.

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ковалёва Алена Александровна, аспирант (e-mail: andrap@mail.ru) Черунова Ирина Викторовна, д.т.н., профессор, профессор

(e-mail: i sch@mail.ru) Донской государственный технический университет, г.Шахты, Россия Ташпулатов Салих Шукурович, д.т.н., профессор, профессор

(e-mail: ssht61@mail.ru) Ташкентский институт текстильной и лёгкой промышленности,

г.Ташкент, Узбекистан

В статье представлены положения мотивации и критериев содержания комплекса знаний и компетенций специалистов лёгкой промышленности. Отражена специфика требований к инженерному формированию кадров с учетом психологических особенностей профессиональной деятельности. Представлены первичные требования, которые необходимы уже на базовом уровне общего образования с целью обеспечения готовности молодых людей к рассматриваемой профессиональной деятельности на предприятиях текстильной и лёгкой промышленности.

Ключевые слова: лёгкая промышленность, текстильная промышленность, подготовка кадров, образовательный контент, профессиональное творчество.

Инновационно-ориентированный образовательный процесс подготовки высококвалифицированных специалистов по инженерно-ориентированным направлениям в сфере лёгкой промышленности направлен на подготовку нового поколения специалистов, имеющих способность к управленческой

деятельности, владеющих навыками проектирования и изготовления эксклюзивной продукции.

Опыт длительного сотрудничества с крупным предприятиями отрасли показывает актуальность заданных векторов для видов профессиональной деятельности выпускников данной направленности:

- проектная (дизайнерская);

- организационно-управленческая;

- производственно-конструкторская;

- научно-исследовательская

Анализ требований, предъявляемых образовательными стандартами к реализации процесса подготовки студентов по направлениям текстильной и лёгкой промышленности, позволяет выделить основные области деятельности выпускников:

- деятельность специалистов в области конструирования изделий легкой промышленности направлена на создание и развитие конкурентоспособных изделий легкой промышленности и индустрии моды;

- деятельность специалистов в части технологии изделий легкой промышленности ориентирована на создание, организацию и обеспечение конкурентоспособных технологий производства изделий легкой промышленности и индустрии моды [1];

- деятельность специалистов в области технологий и проектирования текстильных изделий подразумевает обеспечение процессов обработки и переработки сырья, материалов, проектирования и развития объектов текстильной промышленности.

При этом важно идти «в ногу» с требованиями мирового рынка, международного уровня технологий и специфики отрасли [2].

Это обусловливает то, что научно-образовательный комплекс площадки ВУЗа, обеспечивающей подготовку кадров, включает научные исследования по проблемам проектирования одежды и обуви, автоматизированное проектирование и оборудование [3], в том числе с голосовым управлением, исследлвания перспективных направлений совершенствования универсальной и специальной одежды и технологий ее производства, а также оаз-витие новых актуальных направлений научных исследований и опытно-конструкторских разработок в области создания новых материалов и возобновляемых источников энергии на их основе.

Направления научных исследований студентов в области создания уникальных видов одежды для людей с целевыми условиями применеия (по здоровью, возрасту, условиям жизнедеятельности) имеет большое значение для повышения потенциального ресурса промышленного развития. При этом одним из важных моментов остается международная профессиональная коалиция [4].

Таким образом, совокупные отличительные признаки областей деятельности выпускников-специалистов текстильной и лёгкой промышленности представлены на рис.1.

Совокупные отличительные признаки областей деятельности специалистов текстильной и лёгкой промышленности

Создание, совершенствование и получение высокоэстетичных изделий с учетом требований потребителя, внутренних его возможностей и конкурентоспособных технологий индустрии моды, способствующих повышению уровня культуры населения России на уровне мировых технологических инноваций

Рис.1 - Совокупные отличительные признаки областей деятельности выпускников-специалистов текстильной и лёгкой промышленности

Особое внимание следует уделить тому, что выбранная профессиональная область по указанным направлениям связана с такими понятиями и сферами функционирования, как эстетика, содействие внутренней реализации субъектов населения, формирование компонентов культуры населения с помощью продуктов своей профессиональной деятельности (изделия и процессы текстильной и легкой промышленности).

Таким образом, для эффективной реализации личности в выбранной профессиональной сфере необходим определенный уровень эстетического сознания, который является основой для формирования ряда обязательных компетенций по рассматриваемым направлениям, требуемых для создания новых конкурентоспособных объектов индустрии моды.

Опираясь на фундаментальные представления о формировании эстетического сознания человека [5], который, в частности, начинает свою профессиональную подготовку в сфере технологий легкой промышленности, следует обозначить, что значительную часть отношения человека в объекту проектирования и производства с точки зрения его эстетики и конкурентоспособности составляет его внутренний опыт [5], который должен иметь определенную ступень сформированности уже к началу образовательного процесса в ВУЗе (Рис.2).

В настоящее время входными критериями образовательной подготовленности и ориентированности личного сознания абитуриента к освоению профессионального уровня «бакалавриат» в группе направлений «Технологии легкой промышленности» являются знания, умения и навыки по дисциплинам, освоенным в средней образовательной школе, среди есть дисциплины, формирующие определенный уровень эстетического сознания и готовности молодого человека к успешному освоению всего образовательного цикла профессиоанльной подготовки в ВУЗе . К ним можно отнести такие предметы, как рисунок, черчение, технология, мировая художественная культура. Кроме того опорными предметами остаются предметы, формирующие подготовленность к техническому образованию - мате-

матика , русский язык. Технологические направления подготовки специалистов также подразумевает освоение базового объема знаний и навыков по физике.

Итоговое содержание обязательных предметов, освоенных абитуриентами в рамках среднего общего образования, являются неотъемлемой частью набора входных знаний и умений для освоения в ВУЗе базовых блоков образовательной программы.

Ступшь в]анадодействия гриппа"! впит

Ч_^ ._У

V

О&ИС» ЭГ1РТ1 [четки™ шидои

О

Обеспечение готовности к формированию компетенций, связанных с инженерным творчеством в сфере проектирования и производства объектов индустрии моды

Рис.2 - Схема влияния элементов эстетического сознания человека на обеспечение готовности к формированию компетенций инженерных

кадров индустрии моды

При этом третий ключевой в профессиональном смысле раздел образовательных программ «Профессиональный цикл дисциплин» включает такие дисциплины, как Рисунок и живопись, Архитектоника объемных форм, Художественно-графическая композиция, Композиция костюма (на примере направления «Конструирование изделий легкой промышленности»).

Для успешного освоения данного блока образовательной программы на входе абитуриенту требуется определенный уровень сформированности и личного опыта в эстетическом сознании и способности к эстетическому мышлению.

Анализ специфики реализации образовательного процесса по перечисленным направлениям подготовки показывает, что учет подготовленности абитуриентов в части общего математического образования в сочетании в проявлением подготовленности к техническому и эстетическому творчеству на специалином вступительном испытании сформированности эстетического сознания и навыков позволяет формировать среду и ее слушателей, а также их готовность к погружению в профессию, требующую особого склада личности и его эстетической подготовки.

Список литературы.

1. Белова О.Е. Особенности компетентностного подхода в обучении студентов по направлению подготовки 29.03.01 Технология швейных изделий, профиль «Технология швейных изделий» / О.Е.Белова // В сборнике статей международной научно-практической конференции «Интеграфия науки, общества, производства и промышленности», 2017. - С. 25-28.

2. Черунова И.В. Новые технологии расчета конструкций теплозащитной одежды / И. В. Черунова // Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности, 2009. - Т. 4. - № 2. - С. 51-54.

3. Скрябина Д. О. Информационные технологии в процессе обучения инженеров по специальости «Технология швейных изделий» / Д.О.Скрябина // В сборнике: Проблемы и перспективы развития российского казачества в XXI веке материалы I Всероссийской научно-практической конференции, 2015. - С. 83-86.

4. Павленко И.В. Эстетическое сознание и проблема синтеза феноменального ряда в философии Языка Г.Г.Шпета / И.В. Павленко // Гуманитарный журнал, 2011.- №3-4. -С.58-65.

5. Черунова И.В., Ташпулатов С.Ш. Развитие высшего профессионального образования в сфере легкой промышленности (образовательная и научно-техническая коалиция России и Узбекистана) / И.В.Черунова, С.Ш.Ташпулатов // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 8. С. 8-9.

Kovalyova Alyona Aleksandrovna, postgraduate Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia Cherunova Irina Viktorovna, professor Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia Tashpulatov Salih Shukurovich, professor

Tashkent Institute of Textile and Light Industry, Tashkent, Uzbekistan

SPECIFICS OF FORMING A SYSTEM OF KNOWLEDGE AND TECHNOLOGICAL

ACTIVITY IN LIGHT INDUSTRY

Abstract. The article presents the provisions of motivation and criteria for the content of the formed complex of knowledge and competencies of light industry specialists. The article reflects the specifics of requirements for engineering personnel formation, taking into account the psychological characteristics of professional activity. The primary requirements that are required at the basic level of General education in order to ensure the readiness of young people for the considered professional activity in the textile and light industry are presented. Keywords: light industry, textile industry, training, educational content, professional creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.