Научная статья на тему 'Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте'

Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6002
915
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / САМОВОСПРИЯТИЕ / SELF-PERCEPTION / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / SOCIAL SYSTEM / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / SOCIAL INTEGRATION / СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / SOCIAL SKILLS / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айман Кашкуш

Подростковый возраст является одним из наиболее важных этапов в жизни любого человека. В том числе потому, что именно в этот период в контакте с родителями и сверстниками активнее всего формируется его самооценка. В статье обсуждаются наиболее важные факторы и причины, влияющие на изменения самооценки подростка: физиология, школа, семья и социальная система. В статье также приводятся преимущества положительного самовосприятия и угрозы отрицательного. С поправкой на гендерные различия устанавливается главная задача подросткового возраста усвоение ребёнком новых социальных и личных навыков, предназначенных для подготовки к взрослой жизни и социальной интеграции. Автор рассматривает влияние качества отношений подростков со сверстниками на их самооценку, так как её уровень напрямую зависит от принятия и одобрения подростка другими ребятами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айман Кашкуш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF FORMING SELFASSESSMENT IN ADOLESCENT AGE

Adolescence is one of the most important stages in the life of any person. The person's self-esteem is most actively formed during this period of adolescence in contact with parents and peers. The article discusses the most important factors and causes that affect changes in the adolescents' self-esteem: physiology, school, family and social system. The article reveals advantages of positive self-perception and the threat of negative self-perception. Adjusting for gender differences, the primary goal of adolescence is to assimilate the child with new social and personal skills designed to prepare for adulthood and social integration. The author considers the influence of the quality of relations of adolescents with their peers on their self-esteem, since this level directly depends on the acceptance and approval of the teenager by other children.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте»

2. I would like a more contactless way of learning material delivery, so that the theoretical course can be studied independently, and the practical or laboratory-based part of the course - with a lecturer.

3. With supplementary vocational education, the retention is faster and deeper, if the curriculum has master classes and educational films, I would like to fill all subjects with such education materials.

Conclusion

Through the analysis of the interviews we can conclude that students as well as teachers believe that learning material may be presented for students in any form and changed to fit any academic subject, but, of course, it should fully reflect all components of the curriculum and meet the course steering document. Supplementary vocational education students are ready to study without a direct

Библиографический список

contact with the lecturer, if they are provided with a sufficient number of high-quality electronic educational resources, by means of which the convenient degree of knowledge assimilation adjusted directly for each student is achieved; the student can adjust the degree and the rate of learning, without reducing the effectiveness. So it is necessary to present such an opportunity to students. Thus, it should be noted that, in the opinion of both teachers and students, e-learning contributes to the motivation and self-development of the supplementary vocational education students due to the large amount of individual work or out-of-class activities. The student can independently choose the learning path, and the teacher has more free time to improve curricula, develop new laboratory-based and practical works, filling educational materials with high-quality multimedia content.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата), 2015. Available at: http://www.osu.ru/docs/fgos/vo/bak_38.03.04.pdf

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата), 2016. Available at: https://MMHo6pHayKM^/0/oD00/oB40/oD00/oBE0/oD00/oBA0/oD10/o830/oD00/oB C%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/7986/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/7217/Prikaz_%C2%A6_1461_ot_14.12.2015.pdf

3. Сравнительный анализ действующего закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 и нового Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в рамках реализации высшего образования. Available at: http://www.muh.ru/content/ doc/2013/130131_zakon.pdf

4. Яцевич Т.А. Технология формирования компетенций преподавателей вуза в области электронного обучения. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2016.

5. Гнедых Д.С. Эффективность усвоения учебной информации студентами в условиях электронного обучения. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2015.

6. Государев И.Б. Терминология электронных информационно-образовательных сред. Человек и образование. 2016; 1 (46): 122 - 126.

7. Гриншкун В.В. Применение мультимедиа технологий при обучении основам баз данных в вузовском курсе информатики. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2011; 2: 4 - 11.

8. Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Чебоксары, 2000.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.04 Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie (uroven' bakalavriata), 2015. Available at: http://www.osu.ru/docs/fgos/vo/bak_38.03.04.pdf

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.03 Upravlenie personalom (uroven'bakalavriata), 2016. Available at: https://minobmauki.гf/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1% 82%D1%8B/7986/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/7217/Prikaz_%C2%A6_1461_ot_14.12.2015.pdf

3. Sravnitel'nyj analiz dejstvuyuschego zakona RF «Ob obrazovanii» ot 10.07.1992 № 3266-1 i novogo Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v RF» ot 29.12.2012 № 273-FZ vramkah realizacii vysshego obrazovaniya. Available at: http://www.muh.ru/content/doc/2013/130131_zakon.pdf

4. Yacevich T.A. Tehnologiya formirovaniya kompetencij prepodavatelej vuza v oblasti 'elektronnogo obucheniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2016.

5. Gnedyh D.S. 'Effektivnost' usvoeniya uchebnoj informacii studentami v usloviyah 'elektronnogo obucheniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2015.

6. Gosudarev I.B. Terminologiya 'elektronnyh informacionno-obrazovatel'nyh sred. Chelovek i obrazovanie. 2016; 1 (46): 122 - 126.

7. Grinshkun V.V. Primenenie mul'timedia tehnologij pri obuchenii osnovam baz dannyh v vuzovskom kurse informatiki. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «Informatizaciya obrazovaniya». 2011; 2: 4 - 11.

8. Egorova Yu.N. Mul'timedia kak sredstvo povysheniya 'effektivnosti obucheniya v obscheobrazovatel'noj shkole. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 2000.

Статья поступила в редакцию 16.02.18

УДК 371

Ayman Kashkush, postgraduate, Faculty of Education and Pedagogical Sciences, Novgorod State University n.a. Yaroslav the

Wise (Veliky Novgorod, Russia), E-mail: jsirota1976@gmail.com

THE SPECIFICITY OF FORMING SELF-ASSESSMENT IN ADOLESCENT AGE. Adolescence is one of the most important stages in the life of any person. The person's self-esteem is most actively formed during this period of adolescence in contact with parents and peers. The article discusses the most important factors and causes that affect changes in the adolescents' self-esteem: physiology, school, family and social system. The article reveals advantages of positive self-perception and the threat of negative self-perception. Adjusting for gender differences, the primary goal of adolescence is to assimilate the child with new social and personal skills designed to prepare for adulthood and social integration. The author considers the influence of the quality of relations of adolescents with their peers on their self-esteem, since this level directly depends on the acceptance and approval of the teenager by other children.

Key words: self-esteem, adolescence, self-perception, social system, social integration, social skills, physiological characteristics.

Айман Кашкуш, аспирант факультета «Образование и педагогические науки», Новгородский государственный

университет им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, E-mail: jsirota1976@gmail.com

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Подростковый возраст является одним из наиболее важных этапов в жизни любого человека. В том числе потому, что именно в этот период в контакте с родителями и сверстниками активнее всего формируется его самооценка. В статье обсуждаются наиболее важные факторы и причины, влияющие на изменения самооценки подростка: физиология, школа, семья и социальная система. В статье также приводятся преимущества положительного самовосприятия и угрозы отрицательного.

С поправкой на тендерные различия устанавливается главная задача подросткового возраста - усвоение ребёнком новых социальных и личных навыков, предназначенных для подготовки к взрослой жизни и социальной интеграции. Автор рассматривает влияние качества отношений подростков со сверстниками на их самооценку, так как её уровень напрямую зависит от принятия и одобрения подростка другими ребятами.

Ключевые слова: самооценка, подростковый возраст, самовосприятие, социальная система, социальная интеграция, социальные навыки, физиологические особенности.

Главная задача в подростковом возрасте - создать личную идентичность - опознавание человека, что он уникальный и отличается от остальных людей и базовое признание самого себя, даже если не всё идеально в его глазах. В этот период личность перестраивается и происходит переход от моделей детства к более взрослым образцам, передавая энергию от родителей к группам сверстников. Идентичность развивается в процессе непрерывного и динамического взаимодействия между собой и другим, из-за желания ощущать принадлежность к какой-то группе и строить положительное чувство собственного достоинства себя и группы [1].

Период подросткового возраста является значительным этапом в жизни, полным изменений в уровне самооценки индивидуума. Можно сказать, что этот период роста и развития является уникальным переходным периодом, который требует адаптации и изменений в самоопределении, которые подрывают чувство самооценки. Происходит также развитие сексуальной зрелости, переопределение социальной роли, когнитивное развитие, переходы между школами и появление сексуальности очень важны для формирования чувства самооценки подростка [2].

Несмотря на изменения чувств самооценки подростка в этот период, с глобальной точки зрения, образ индивидуума повышается в подростковом возрасте, при этом основное развитие чувства самооценки происходит между седьмым классом (13 лет) и двенадцатым классом (18 лет).

Для многих подростков чувство самооценки формируется значительно из чувств самоуважения и личного удовлетворения, которые возникают из-за опыта в школе и их семьях, когда высокая самооценка подростков, связана с самопринятием и чувством соответствия и адаптации, которые чувствует подросток при его достижениях в значительных областях. Подростковый возраст является чувствительным периодом с эмоциональной стороны, на основе многих изменений, которые они проходят (физиологическая, школьная, семейная и социальная система). Положительное и сильное самовосприятие поможет им пройти через этот период, когда они защищены от лишних и опасных соблазнов, и пережить свой подростковый возраст как положительный и развивающийся опыт. С другой стороны, отрицательное самовосприятие и низкая самооценка могут ухудшить их способность справляться с проблемами, с которыми они сталкиваются. Самооценка воспринимается и как предиктор, и как результат. Низкая самооценка помещает человека под угрозу эмоциональных и поведенческих расстройств, а также низкую самооценку, и также низкая самооценка связана с рискованным поведением, низкими достижениями и социальным отказом.

Одной из главных задач в подростковом возрасте является приобретение новых социальных способностей и личных навыков, предназначенных для подготовки подростка к роли взрослого [3]. Для многих подростков социальная интеграция и чувство принадлежности к группе сверстников являются основной потребностью в мире, и поэтому отношения с друзьями являются значительными пересечениями, которые подталкивают подростков к психологическому росту и социальной зрелости. В рамках перехода между школами в этот период, от начальной школы в среднюю, подростки расширяют социальную сеть группы свер-

стников и справляются с новыми межличностными вызовами. Друзья подростки разделяют друг с другом самые интимные мысли и чувства, и в результате они становятся чувствительными к потребностям и желаниям других. В рамках этого процесса они приобретают глубокое понимание другого и «самого себя». Социальное принятие группы сверстников является одной из наиболее значимых областей для подростков. Поэтому социальная поддержка в форме принятия и одобрения от других является мощным влиянием на самооценку.

Изучая качество отношений подростков со своими сверстниками, учёные обнаружили, что подростки, чьи отношения со сверстниками были более позитивными и менее негативными, сообщали о более высоких уровнях самооценки. С другой стороны, когда подросток в группе сверстников не получал положительного внимания и поддержки, подросток выражал негативное отношение к «себе», что способствовало низкой самооценке. Различные аспекты отношений с друзьями могут предоставить подросткам важную информацию о своих собственных неявных ценностях по отношению к другим и, таким образом, повлиять на их самооценку [4].

Девушки-подростки имеют низкую самооценку по сравнению с подростками-парнями. В исследовании Каутман и Ватсона (2001) гендерные различия были рассмотрены в восьми измерениях самооценки подростков: личная безопасность, отношения с родителями, популярность среди сверстников, академические способности, привлекательность, самоконтроль, психологическая уязвимость и спортивные способности. Было обнаружено, что глобальная самооценка мальчиков была выше, чем у девочек, когда они представляют более высокие уровни, чем девочки в шести измерениях, а остальные два не показывают гендерных различий. Возможное объяснение этого заключается в том, что озабоченность по поводу принятия группы сверстников и физической привлекательности, чувствительность к экологическим последствиям изменений в школе и конфликтов в отношении ожиданий социальной роли усложняет задачу развития «я» у девочек. Другое объяснение заключается в том, что с самого начала подросткового возраста, по крайней мере, и позже, от мальчиков и от девочек, ожидается поведение, в соответствии с согласованными половыми стереотипами и половыми ролями, определяемыми культурой. Когда девушка подросток осознает, что её роль женщины уступает по своему статусу и престижу по сравнению с ролью мужчины, её самооценка снижается, что приводит к низкой самооценке.

Исследования российскими учёными несовершеннолетних осужденных показали, что, как правило, большинство из них имеют неадекватную самооценку - или заниженную или завышенную [5 - 8].

Таким образом, самооценка играет огромную роль в формировании личности подростков. В этой связи необходимо оказывать помощь подросткам в её формировании. Прежде всего, это касается родителей подростков и учителей. Им необходимо помнить, что именно их влияние на подростков, как наиболее значимых для них взрослых, может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на самооценку, последствия чего могут ощущаться на протяжении всей последующей жизни.

Библиографический список

1. Бендес-Иаков А. & Фридман Й. (2000). Молодёжь алимов без родителей (НААЛЕ - МАБР). Иерусалим: Институт Генриетты Сольда.

2. Каутман Т. & Ватсон С.М. Половые различия в самооценке подростка: Исследование Доменов. Журнал генетической психологии. 2001; 162 (1): 93 - 117.

3. Ватерс Е. & Срооф Л.А. Социальная Компетентность в Качестве Конструкции Развития. Обзор развития. 1983; 3: 79 - 80.

4. Робертс и др. Воспринятыесемейныхдоговорённостей и договорённостей между сверстниками и самооценка среди городских молодых подростков. Журнал раннего подросткового возраста.2000; 20 (1): 68 - 92.

5. Малинин В.Б., Трапаидзе К.З. Социологическое исследование несовершеннолетних осужденных. Ленинградский юридический журнал. 2017; 2 (48): 216 - 229.

6. Малинин В.Б., Трапаидзе К.З. Стандарты ООН - правовая основа предупреждения преступности несовершеннолетних.Публичное и частное право. 2015; IV: 53 - 56.

7. Малинин В.Б., Трапаидзе К.З. Традиции и обычаи несовершеннолетних осужденных. Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2013; Т. 20; № 3: 73 - 77.

8. Малинин В.Б., Трапаидзе К.З. Особенности личности несовершеннолетних осужденных. Библиотека уголовного права и криминологии. 2013; 3 (3): 109 - 113.

References

1. Bendes-Iakov A. & Fridman J. (2000). Molodezh' alimovbez roditelej (NAALE - MABR). lerusalim: Institut Genrietty Sol'da.

2. Kautman T. & Vatson S.M. Polovye razlichiya v samoocenke podrostka: Issledovanie Domenov. Zhurnalgeneticheskojpsihologii. 2001; 162 (1): 93 - 117.

3. Vaters E. & Sroof L.A. Social'naya Kompetentnost' v Kachestve Konstrukcii Razvitiya. Obzor razvitiya. 1983; 3: 79 - 80.

4. Roberts i dr. Vosprinyatyesemejnyhdogovorennostej i dogovorennostej mezhdu sverstnikami i samoocenka sredi gorodskih molodyh podrostkov. Zhurnal rannego podrostkovogo vozrasta.2000; 20 (1): 68 - 92.

5. Malinin V.B., Trapaidze K.Z. Sociologicheskoe issledovanie nesovershennoletnih osuzhdennyh. Leningradskijyuridicheskijzhurnal. 2017; 2 (48): 216 - 229.

6. Malinin V.B., Trapaidze K.Z. Standarty OON - pravovaya osnova preduprezhdeniya prestupnosti nesovershennoletnih. Publichnoe i chastnoe pravo. 2015; IV: 53 - 56.

7. Malinin V.B., Trapaidze K.Z. Tradicii i obychai nesovershennoletnih osuzhdennyh. VestnikSankt-Peterburgskojyuridicheskojakademii. 2013; T. 20; № 3: 73 - 77.

8. Malinin V.B., Trapaidze K.Z. Osobennosti lichnosti nesovershennoletnih osuzhdennyh. Biblioteka ugolovnogo prava i kriminologii. 2013; 3 (3): 109 - 113.

Статья поступила в редакцию 08.03.18

УДК-37.01

Aliev T.I., postgraduate, State Maritime University n.a. Admiral Ushakov (Novorossiysk, Russia),

E-mail: timuranapa2014@yandex.ru

PUBLIC-PATRIOTIC EDUCATION OF BORDER GUARD OFFICIALS OF FSB OF RUSSIA ON THE BASIS OF AXIOLOGICAL APPROACH: THE RESULTS OF THE PEDAGOGICAL EXPERIMENT. In the conditions of formation of democracy in Russia ideas of patriotism have once again become popular as the guarantor of social stability as a consolidating force in Russian society, which are able to effectively contribute to the development of the economic power, security and national defense, maintain political and economic independence and territorial integrity of the country. This feature causes the value of patriotism as the functioning and impact of boundary bodies of FSB of the Russian Federation. The article reveals the author's view on the understanding of the terms "patriotism" and "state patriotic education" and summarizes the main results of the study.

Key words: axiological approach, education, state patriotic education, results, patriot, pedagogical experiment, members of border authorities, formation.

Т.И. Алиев, аспирант Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

E-mail: timuranapa2014@yandex.ru

ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФСБ РОССИИ НА ОСНОВЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА: ИТОГИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

В условиях становления демократии в России патриотическая идея вновь стала востребованной как гарант социальной стабильности, как консолидирующая сила российского социума, способная эффективно содействовать развитию экономической мощи, укреплению безопасности и обороноспособности государства, сохранению политической и экономической независимости, территориальной целостности страны. Эта особенность обуславливает значение патриотизма как основы функционирования и результативной деятельности пограничных органов ФСБ Российской Федерации.

В статье обзорно раскрывается авторский взгляд на понимание терминов «патриотизм» и «государственно-патриотическое воспитание», приводятся основные итоги проведённого исследования.

Ключевые слова: аксиологический подход, воспитание, государственно-патриотическое воспитание, итоги, патриот, педагогический эксперимент, сотрудник пограничных органов, формирование.

Реализация пограничной политики Российской Федерации в современных условиях требует от сотрудников пограничных органов не только высокого уровня профессионализма, но и их готовности, и способности самоотверженно отстаивать жизненно важные интересы России, что предполагает сочетание компетентности, глубоких профессиональных знаний, навыков и умений с преданностью своему Отечеству, любовью к Родине. По мнению С.Н. Томилиной [1], А.Н. Томилина [2] и др. формирование и развитие таких высоких патриотических качеств личности возможно только путём организации и проведения соответствующего патриотического воспитания.

Анализ научной литературы [1 - 3] позволил установить:

- с момента своего зарождения идея патриотизма пограничников видоизменялась и совершенствовалась от личностного патриотизма, соединенного с идеей национального единства, основанного на православии и национальном достоинстве, последующем отождествлении с безоговорочной поддержкой деятельности государства по объединению и укреплению русских земель, восхождению к имманентному духовно-нравственному состоянию, «державному патриотизму»;

- для современного этапа характерен ренессанс патриотической идеи, объявление её в качестве объединяющей силы народов России;

- патриотическое воспитание сотрудников пограничных органов осуществляется по такому направлению как «государственно-патриотическое».

Анализ монографий и проведённых исследований на патриотическую тематику, касающихся военной сферы показывает, что в основном они посвящены проблеме патриотического воспитания: а) призывной молодёжи, формированию готовности к воинской службе; б) курсантов военных вузов, их подготовке к будущей военно-профессиональной деятельности и воспитанию подчиненных.

Вместе с тем, фундаментальных исследований проблемы формирования патриотизма у сотрудников пограничных органов, не имеется. В современной воспитательно-патриотической работе не в полную силу использованы возможности аксиологического подхода. Сегодня органы военного управления и военные кадры ПС ФСБ России нуждаются в научном обосновании процесса государственно-патриотического воспитания сотрудников пограничных органов, наличия соответствующей педагогической модели и целевой программы воспитания патриотов.

С этой целью в одной из частей юга России было проведено диссертационное исследование на тему: «Государственно-патриотическое воспитание сотрудников пограничных органов ФСБ России на основе аксиологического подхода». В экспери-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.