Научная статья на тему 'Специфика формирования самоконтроля в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки'

Специфика формирования самоконтроля в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
619
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОКОНТРОЛЬ / ИНТОНАЦИОННЫЙ САМОКОНТРОЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФУНКЦИИ САМОКОНТРОЛЯ / ЭТАЛОН ВОКАЛЬНОГО ИНТОНИРОВАНИЯ / ИНТОНАЦИОННЫЙ СЛУХ / САМООЦЕНКА / SELF-CONTROL / INTONATION SELF-CONTROL / PROFESSIONAL TRAINING / INTONATION EAR / SELF-APPRAISAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркин Леонид Игоревич

Исследуется профессиональная подготовка учителя музыки, связанная с овладением достаточно высоким уровнем исполнительского мастерства, в аспекте формирования самоконтроля в самостоятельной работе и необходимости непрерывного внешнего контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarity of forming of self-control in the process of professional training of future music teacher

The professional music teacher training is studied which is connected with acquiring quite a high level of mastery, in the aspect of forming self-control in self-work and the necessity of continuous outside control.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования самоконтроля в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки»

Л.и. МАРКИН (Волгоград)

специфика формирования самоконтроля в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки

Исследуется профессиональная подготовка учителя музыки, связанная с овладением достаточно высоким уровнем исполнительского мастерства, в аспекте формирования самоконтроля в самостоятельной работе и необходимости непрерывного внешнего контроля.

Ключевые слова: самоконтроль, интонационный самоконтроль, профессиональная подготовка, функции самоконтроля, эталон вокального интонирования, интонационный слух, самооценка.

Профессиональная компетентность будущего учителя музыки включает ряд интегративных качеств, функционирующих в различных областях его педагогической и художественной деятельности. к ним относится феномен самоконтроля, определяемый Г.С. никифоровым как обязательный признак сознания и самосознания человека, условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей объективной реальности. Самоконтроль включен во все формы психических процессов, присущих человеку.

Проблема формирования самоконтроля активно изучается рядом отечественных ученых. она нашла свое отражение в фундаментальном исследовании Г.С. никифорова, в психолого-педагогических исследованиях о рефлекторном характере человеческой деятельности (и.П. Павлов, П.к. Анохин), о составных элементах и оптимизации процесса обучения (Ю.к. Бабанский), о поэтапном формировании умственных действий (П.я. Гальперин, н.Ф. Тылызина), о деятельностном подходе к формированию личности (А.н. леонтьев), об основах классификации методов обучения (Ю.к. Бабанский, Т.и. ильина) и др. однако специфика самоконтроля в контексте профессиональной подготовки будущего учителя музыки

мало разработана как в области принципов его формирования, так и в области практических рекомендаций по осуществлению данного процесса.

По нашему мнению, самоконтроль в профессиональной подготовке учителя любого предметного направления предусматривает осознанное овладение комплексом взаимосвязанных умений и навыков, способствующих его личностной реализации в профессиональной деятельности, положительной динамике развития профессиональных качеств, улучшению технической оснащенности в практической деятельности. Самоконтроль как одна из сторон учебной деятельности в большей или меньшей степени присутствует на всех этапах профессиональной подготовки будущего учителя музыки, во всех видах и формах учебно-воспитательного процесса, но развивается часто стихийно: например, в самостоятельной работе, в процессе педагогической практики и т.д.

Поскольку в процессе профессиональной подготовки педагога-музыканта значительное место занимает самостоятельная работа, качество которой во многом определяется самоконтролем, для нас важна управляемость процесса формирования самоконтроля. как известно, понятие самостоятельности неоднородно по своей структуре. оно синтезирует в себе умение самостоятельно ориентироваться в новом, незнакомом музыкальном материале; правильно расшифровывать авторский текст; давать убедительную интерпретацию; способность к оценке собственной музыкально-исполнительской и музыкальнопедагогической деятельности и др. Поэтому, когда мы говорим о развитом, подлинно самостоятельном профессиональном мышлении педагога-музыканта, подразумеваем способность к достаточно независимой от посторонних воздействий оценке различных художественных явлений, способность «ставить более или менее точный профессиональный самодиагноз» [9]. А это невозможно без сформированного самоконтроля.

в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки самостоятельная работа связана, прежде всего, с овладением специальными исполнительскими знаниями, умениями и навыками и с их выразительным воплощением в исполнении музыкальных произведений. Для яркого и образного раскрытия

© Маркин л.и., 2009

эмоционально-художественного содержания музыкального произведения студенту необходимо не только обладать широким профессиональным кругозором и развитым художественным вкусом, но и в совершенстве владеть средствами исполнительской выразительности и навыками особого вида оценочно-контролирующей деятельности - интонационного самоконтроля.

обращаясь к понятию «интонационный самоконтроль», мы считаем необходимым рассматривать его как контроль не только над восприятием и исполнением инструментального или вокального произведения, но и над содержательностью и выразительностью речи. Формирование выразительного, грамотного интонирования речи чрезвычайно актуально для будущего учителя любого предметного направления, поскольку речь выступает основным инструментом его профессиональной деятельности. Мы подчеркиваем важность данного вопроса, т.к. убеждены, что монотонная, нелогичная, невыразительная речь учителя является не только показателем низкого уровня его педагогического мастерства, но и фактором, отрицательно влияющим на усвоение учащимися содержания предмета, а также на их мыслительное и речевое развитие. Физиологи, психологи, музыковеды (Б.в. асафьев, в.А. багадуров, в.П. Морозов, и.М. Сеченов и др.) указывают на наличие в интонации разговорной речи основных элементов речи музыкальной - ритма, темпа, тембра, высоты, динамики. наличие этих качеств делает и музыкальную (вокальную), и разговорную речь внятной, содержательной и выразительной. итак, мы определяем интонационный самоконтроль как контроль над восприятием и исполнением вокального произведения, а также над содержательностью, грамотностью и выразительностью речи.

одним из ведущих видов деятельности будущего учителя музыки является вокальная работа в классе сольного пения. именно в процессе певческой подготовки студента в сложную организацию работы его фонационного аппарата вовлечены различные виды самоконтроля: слуховой, зрительный, кинестетический и т.д. Для формирования интонационного самоконтроля определяющее значение имеет слуховой анализатор, который является одним из главных «контролеров для речед-вижения», т.к. обеспечивает саморегули-

рование двух основных звеньев механизма речи и пения - приема и выдачи речевой (вокальной) информации. Слуховой самоконтроль при этом формируется постепенно, через практику общения с другими людьми, при прослушивании аудио- и видеозаписей, на концертных выступлениях и т.д. нарушение, ослабление слухового самоконтроля приводит к разладу в организации как речевого, так и музыкального интонирования, что выражается в бесконтрольности времени произнесения фразы, динамики произношения слова, нарушениях ритма и артикуляции, в возрастании числа смысловых ошибок в речи и пении. Первоначально ведущая роль отводится педагогу, осуществляющему внешний контроль, затем в процессе обучения студент начинает самостоятельно оценивать свои действия, исправлять ошибки по ходу деятельности, что позволяет говорить об активизации внутреннего самоконтроля, который и необходим для особой оценочно-контролирующей деятельности, которую принято называть интонационным самоконтролем.

обращаясь к специфике формирования самоконтроля и его специфического вида - интонационного самоконтроля в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки, необходимо остановиться на логике его развития. Здесь мы выделяем три последовательных этапа.

целью первого из них является формирование основ самоконтроля. Здесь центральное место занимает создание эталона инструментального, вокального исполнения (интонирования), который является «образно-концептуальной моделью» (термин в.Б. арюткина) процесса интонационного самоконтроля. Эффективность всякого самоконтроля, и в том числе интонационного, зависит от того, насколько корректно заданы нормы, эталоны, в какой мере они отвечают ряду принципиальных требований (осуществимости, измеримости и применимости норм и эталонов).

При выборе или создании эталонов и норм вокального интонирования необходимо учитывать конкретные условия (физиологические возможности студента, правильный подбор репертуара, акустически грамотно оформленные аудитории и т.п.), в которых данные эталоны создаются. При этом самоконтроль - это не только процесс выявления несоответствий, отклонений от них, но и основа для их пересмотра. ина-

че говоря, интонационный самоконтроль является не столько средством минимизации отклонений от эталонного звучания, сколько средством самостоятельного выявления ошибок в целях, планах, средствах и методах. Таким образом, стремление соответствовать эталону предполагает наличие сформированного интонационного самоконтроля.

Цель второго этапа, по нашему мнению, состоит в формировании основ интонационного самоконтроля в процессе работы над вокальным произведением. Главным здесь является овладение технологией создания идеального вокальноинтонационного звучания, соответствующего целостному художественному образу произведения и эталону интонационного самоконтроля. Основное содержание этого этапа - творческо-поисковый процесс вокально-исполнительской работы, включающий освоение технологий музыкальноинтонационного анализа художественного произведения; интонационного создания образа вокального произведения; работу над выразительными деталями; формирование интонационной исполнительской интерпретации в реальном звучании.

целью третьего этапа формирования интонационного самоконтроля является работа над целостным высокохудожественным исполнением музыкального произведения на репетициях и в концертных (публичных) выступлениях. Публичное выступление обобщает результаты всей предыдущей работы, актуализирует музыкальноисполнительские и профессионально значимые качества, поэтому данный этап носит интегрирующий характер.

В соответствии с данными этапами мы выстраивали в нашем исследовании логику педагогического воздействия на процесс формирования у будущих педагогов-музыкантов навыков самоконтроля следующим образом: на первое место мы ставили развитие направленности студентов на рефлексивную деятельность, вследствие чего происходит формирование потребностей, мотивов, ценностных ориентаций; далее всячески стимулировали стремление студентов к реализации инноваций, с целью развития готовности действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, включения их в процесс решения нестандартных задач. Затем мы обращали внимание на формирование у студентов способности к переосмыслению сво-

их личностных и профессиональных стереотипов, самоанализу и прогнозированию профессионального роста, необходимой самокоррекции.

Последовательно выстроив этапы формирования интонационного самоконтроля, мы выделили критерии, которые составили основу мониторинга изменений, происходящих в ходе экспериментальной работы. в качестве данных критериев, по нашему мнению, могут выступать информационный, мотивационный, деятельностнопрактический.

Информационный критерий соответствует сущности феномена самоконтроля, поскольку в общем смысле этап проверки и контроля сходен с осведомительной, информационной стадией управления, в обоих случаях речь идет об информационных процессах. Музыкально-исполнительская, в том числе вокальная, деятельность является особым видом художественной коммуникации, т.е. межличностного взаимодействия, в контексте которого контроль выступает как «возвратная» информация, которую получает человек о действиях другого. В случаях, когда в подобной информации заинтересованы все партнеры по общению (а в вокально-исполнительской деятельности это именно так), образуется ситуация взаимоконтроля как кольцевого механизма обратной связи. Благодаря взаимоконтролю на основе «возвратной» информации для каждого участника диалога открывается возможность самокоррекции, использования новых действий, которые представляются более эффективными.

Мотивационно-ценностный критерий предполагает наличие комплекса мотивов саморазвития в контексте овладения основами специально-профессиональной деятельности и развития общего культурного кругозора будущего учителя. Мотив, побуждая человека к деятельности, запускает одновременно и его самоконтроль, с помощью которого проверяется правильность действий на пути к поставленной цели. в области художественного образования, профессиональной подготовки будущего учителя музыки в мотивационной сфере чрезвычайно важны ценностные ориентиры, среди которых в качестве основного выступает художественная ценность произведений музыкального искусства и творческой художественной деятельности.

Деятельностно-практический критерий интонационного самоконтроля фиксирует наличие комплекса умений самостоятельной контролирующей деятельности, куда входят как количественные, так и качественные показатели, а также наличие специальных исполнительских умений и навыков. к количественным показателям следует отнести систематичность, способность к самоорганизации, объем времени, затрачиваемого на работу студентом, к качественным - развитость интонационного слуха, вытекающую эмоциональность восприятия и исполнения музыки (речи), умение ставить задачи и корректировать цели, коммуникативные проявления интонационного самоконтроля будущего учителя музыки.

Специальное экспериментальное исследование, а также многолетняя педагогическая работа позволили нам выделить ряд методов, влияющих на успешность и эффективность певческой подготовки будущих специалистов на музыкальнопедагогическом факультете. Большинство студентов при поступлении в вуз не имеют ни начальной вокальной подготовки, ни достаточного (а порой никакого) певческого опыта. В связи с этим при построении методики индивидуальных занятий вокалом мы исходим из положения, сформулированного В.П. Морозовым, о том, что «если способность к речи воспитывается путем “слушания речей”, то и в основе певческой способности также, прежде всего, лежит слушание и восприятие чужого пения и музыки» [6]. Поэтому мы считаем необходимым насыщать начальный этап обучения вокалу, во-первых, большим объемом вокально-слухового опыта через прослушивание вокальной музыки различных жанров как в записи, так и в живом исполнении на концертах, в театрах; во-вторых, не отказываться от непосредственного вокального показа во время аудиторных занятий.

С первых этапов обучения мы начинаем целенаправленное формирование интонационного самоконтроля у студентов, прежде всего на уровне его компонентов, рефлексии вокального и интонационного слуха, оценки и коррекции интонационных качеств собственного голоса. напомним, что вокальным слухом считают не только способность различать малейшие оттенки, краски и нюансы в голосах, но и возможность определять, осознавать, движения-

ми каких мышечных групп вызывается то или иное изменение в звуковой краске голоса. Процесс самооценки и самокоррекции вызывает множество трудностей на начальном этапе занятий, поскольку одновременно со звуком собственного голоса нервная система исполнителя воспринимает огромное количество сигналов (раздражителей) от самых различных органов чувств: мышечного чувства, зрения, вибрационной чувствительности и т.д. Важнейшим средством, позволяющим не только выявлять ошибки и недостатки в интонировании, но и корректировать, исправлять их как на техническом уровне, так и на уровне выразительности исполнения, является прослушивание записей собственного голоса. Данный прием мы используем регулярно, при просмотре и прослушивании себя «со стороны» происходит соединение внешнего контроля и самоконтроля в сознании студента и достигается эффект, остроумно названный В.П. Морозовым «акустическим зеркалом».

Высокую эффективность показал прием формирования интонационного самоконтроля, связанный с развитием кинестетической чувствительности, которую чаще называют мышечной памятью. Практически каждому человеку известно ощущение неконтролируемого внутреннего, почти беззвучного пения знакомых мелодий. однако мало кто задумывается над тем, что осознанное выразительное беззвучное интонирование способно значительно стимулировать развитие мышечной памяти. Это связано с тем, что мышечные чувства в работе голосового аппарата имеют подчиненное слуху значение только в период становления речевого и певческого навыков. Когда же условные рефлексы становятся более прочными, навык автоматизируется и, следовательно, может быть воспроизведен под контролем мышечного чувства и памяти без всякого участия слуха. Таким образом, мышечный самоконтроль может обеспечить точное регулирование процесса интонирования даже при недостатках слуха.

Мы считаем процесс певческой подготовки благоприятным для всестороннего комплексного формирования интонационного самоконтроля, поскольку в управлении данным процессом участвует «ансамбль» органов чувств, часть из которых обращена во внешнюю среду - слух, зрение, обоняние, другая часть информирует о внутренних ощущениях во время вокального интонирования - мышечная память, вибрационное

чувство, тактильные ощущения и т.д. Самоконтроль одновременно над всеми внешними и внутренними чувствами, способствующий образованию между ними условных рефлексов, является основой не только собственно пения, но и выразительного речевого интонирования, а также всей жизнедеятельности человека.

Таким образом, формирование навыков самоконтроля как интегративного качества личности, «интонационного самоконтроля» в частности, является специальной целью профессиональной подготовки педагога-музыканта. Самоконтроль - важный компонент целостного механизма саморегуляции его профессиональной деятельности и поведения. Сформированное^, же компонентов самоконтроля - рефлексии, самооценки, прогнозирования, самокоррекции - выступает необходимым условием совершенствования самостоятельной деятельности студентов, влияющим на качество учебной и будущей профессиональной деятельности. Формирование навыков интонационного самоконтроля как особого вида самоконтроля возможно осуществить, лишь опираясь на общедидактические принципы и этапы. В свою очередь, одной из целей процесса формирования навыков интонационного самоконтроля, особенно эффективного в условиях певческой деятельности с применением специальных методик, может быть осуществление их переноса в другие сферы профессиональной педагогической деятельности учителя-музыканта.

литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 339 с.

2. Анохин П.А. Очерки по физиологии функциональных систем / П.А. Анохин. М.: Медицина, 1975. 448 с.

3. Арюткин В.Б. Формирование способности к самоорганизации, самоуправлению и саморегуляции у будущего музыканта-педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Б. Арюткин. Казань, 1998.

4. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций / Л.С. Выготский. М., 1960.

5. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин. М.: Наука, 1986. 276 с.

6. Морозов В.П. Тайны вокальной речи / В.П. Морозов. Л.: Музыка, 1967.

7. никифоров Г.С. Самоконтроль человека / Г.С. Никифоров. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

8. Цагарелли Ю.А. Интегральное исследование профессионально значимых качеств в структуре индивидуальности музыканта-исполнителя / Ю.А. Цагарелли, З.Х. Мушта-ри // Психолого-педагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве. Челябинск, 1989.

9. цыпин Г.М. Принципы развивающего обучения музыке / Г.М. цыпин // Психология музыкальной деятельности. М., 2003.

Peculiarity of forming of self-control in the process of professional training of future music teacher

The professional music teacher training is studied which is connected with acquiring quite a high level of mastery, in the aspect of forming self-control in self-work and the necessity of continuous outside control.

Key words: self-control, intonation self-control, professional training, intonation ear, self-appraisal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.