Научная статья на тему 'Специфика формирования профессиональной компетентности у студентов специальности «Экономическая безопасность»'

Специфика формирования профессиональной компетентности у студентов специальности «Экономическая безопасность» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1394
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кормишкин Евгений Данилович, Саушева Оксана Сергеевна

В современных условиях неопределенности экономической среды все больше внимания уделяется обеспечению экономической безопасности, в том числе подготовке специалистов в данной области. В статье анализируются особенности реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 080101.65 «Экономическая безопасность», выявляются особенности формирования общекультурных и профессиональных компетенций у выпускников данной специальности на примере Мордовского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кормишкин Евгений Данилович, Саушева Оксана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of Developing Professional Competences among Graduate Students Specialising in “Economic Security”

In current conditions of uncertain economic environment a closer attention is paid to ensuring economic security that implies proper training of potential specialists in this field. The paper explores the specifics of implementing the 3 rd generation of the federal state educational standard of higher education in the speciality 080101.65 “Economic security”, presents details of how to develop common cultural and professional competences among graduates of Mordovia State University specialising in the above academic field.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования профессиональной компетентности у студентов специальности «Экономическая безопасность»»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШ1Ш1

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

УДК 371.13-057.87

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Е. Д. Кормишкин, О. С. Саушева

(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

В современных условиях неопределенности экономической среды все больше внимания уделяется обеспечению экономической безопасности, в том числе подготовке специалистов в данной области. В статье анализируются особенности реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 080101.65 «Экономическая безопасность», выявляются особенности формирования общекультурных и профессиональных компетенций у выпускников данной специальности на примере Мордовского государственного университета.

Ключевыге слова: экономическая безопасность; федеральный государственный образовательный стандарт; компетенция; профессиональная компетентность.

В последнее время на всех уровнях исполнительной власти большое внимание уделяется обеспечению экономической безопасности. Борьба против коррупции, с которой, по словам секретаря Совета Безопасности РФ Н. П. Патрушева, начинается экономическая безопасность, — это «комплексная задача, которую должны решать далеко не только спецслужбы и правоохранительные структуры, органы государственной власти, а также обязательно общественные организации» [4]. Поэтому все большую актуальность сегодня приобретает проблема подготовки высококвалифицированных кадров в сфере обеспечения экономической безопасности.

Спрос на специалистов данной квалификации предъявляют и бизнес-структуры, и правоохранительные органы, и органы исполнительной власти. Вместе с тем система подготовки подобных специалистов до последнего времени в стране практически отсутствовала.

Ученые Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета В. П. Попков и А. И. Соловьев, проанализировав причины столь длительного отсутствия федеральных образовательных стандартов в данной области науки, пришли к выводу, что в первую очередь это происходит из-за слабой научно-теоретической базы эко-

номической безопасности как явления современного экономического бытия. Сегодня преобладает подход к экономической безопасности не как к экономической категории, а, скорее, как к юридической или технической, что ни в коей мере не соответствует сущности и духу экономического явления и составляет суть самостоятельных направлений обеспечения безопасности, таких как правовая защита интересов субъектов экономической деятельности, технологическая и информационная безопасность

[5].

К другим причинам можно отнести разнообразие подходов к определению экономической безопасности, носящих авторский характер, который часто не согласуется даже с немногими нормативно-правовыми документами и методическими разработками, появившимися за последнее время; недостаточность методологического обеспечения деятельности по исследованию проблемы экономической безопасности; отсутствие научно обоснованных рекомендаций по включению в организационную структуру хозяйствующего субъекта специалистов по экономической безопасности, об их статусе, функциях и должностных обязанностях и т. п.

Все сказанное свидетельствует о наличии серьезных препятствий на пути

© Кормишкин Е. Д., Саушева О. С., 2013

удовлетворения возрастающей потребности предпринимательских, и не только, кругов в специалистах, способных решать задачу обеспечения экономической безопасности.

Из того что посредством образования обучающийся получает теоретическую подготовку по избранной специальности и вырабатывает практические навыки, следует вывод: подготовка всесторонне образованных специалистов в области обеспечения экономической безопасности до настоящего времени была невозможна. Можно было говорить только о подготовке специалистов по отдельным направлениям этой весьма непростой деятельности. Если проанализировать деятельность образовательных учреждений, предлагающих услуги по подготовке специалистов в сфере экономической безопасности, то данный вывод получит практическое подтверждение. Выпускники получали квалификацию юристов (гражданское право) или экономистов без указания о подготовке по вопросам обеспечения экономической безопасности.

14 января 2011 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 19 был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) «специалист»)

[6], благодаря этой мере стало возможным подготавливать высококвалифицированных специалистов в области экономической безопасности, способных обеспечивать устойчивое развитие экономических систем разного уровня и функционального назначения.

Выпускающей кафедрой по данной специальности в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» является кафедра экономической теории экономического факультета. На кафедре давно и целенаправленно ведутся теоретико-методологические разработки в области экономической безопасности. С начала 2000-х гг.

осуществляется преподавание дисциплин «Экономическая безопасность региона» и «Экономическая безопасность предприятия (организации)» на всех специальностях и направлениях подготовки бакалавров экономического факультета. За указанный период преподавателями кафедры были защищены 1 докторская и 3 кандидатские диссертации в области экономической безопасности, выпущены 3 монографии, 3 учебных и 4 учебно-методических пособия по соответствующей тематике, велись хоздоговорные работы в данной сфере, в том числе разработка Программы обеспечения экономической безопасности Республики Мордовия до 2010 г. (руководитель — профессор Е. Д. Кормишкин). Таким образом, можно сделать вывод о полноценном кадровом обеспечении и серьезном научном заделе кафедры по подготовке специалистов в области экономической безопасности.

Для обеспечения образования специалистов в области экономической безопасности на уровне, соответствующем современным требованиям, одним из главных принципов проектирования ФГОС третьего поколения является ком-петентностный подход. Инновационный потенциал применения компетентностно-го подхода в системе высшего профессионального образования состоит в том, что данный подход позволяет:

— получать более адекватные результаты обучения, выраженные на языке компетенций;

— моделировать результаты образования, ориентируясь на конкретные запросы соответствующих сфер профессиональной деятельности [6].

Благодаря требованиям Болонского процесса понятие «компетенция» вошло в научный и преподавательский лексикон.

Введение понятия образовательных компетенций как нормативной и практической составляющей образовательного процесса позволяет студентам не только освоить теоретические аспекты специальности, но и, что гораздо важнее, использовать полученные знания, умения для решения как фундаментальных про-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

фессиональных задач, так и проблем, требующих нестандартного подхода, адаптироваться в коллективе для слаженной, командной работы, повышающей производительность. Поэтому ком-петентностный подход рассматривается как способ обеспечения действительно многоаспектной, высококачественной профессиональной подготовки, поскольку учитывает социально-культурный контекст образования будущего инженера. Данный подход может стать реальной возможностью для личностного роста студентов, приобретения ими навыков работать в команде, презентовать результаты своих исследований и т. д. [2].

В образовательной системе введение компетентностного подхода обусловлено еще и общеевропейской тенденцией интеграции, глобализации мировой экономики. Важную роль в этом сыграли директивные предписания Министерства образования РФ — предписания Совета Европы (Совета Культурной Кооперации), Концепция модернизации образования до 2020 г., Национальный проект «Образование», Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 гг. и на 2011—2015 гг., План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005—2010 гг., которые представляют компетентностный подход одним из оснований обновления образования, призванным обеспечить «достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования» [3].

В связи с переходом на обучение студентов по двухуровневой системе в вузах нашей страны в настоящее время развернулась большая работа по составлению основных образовательных программ для подготовки бакалавров, магистров и специалистов. Ведутся формирование учебных планов и создание рабочих программ дисциплин в соответствии с новыми утвержденными стандартами. В этой ситуации повышается актуальность вопросов взаимодействия бизнеса и системы высшего образова-

ния, сопряжения сфер труда и двухуровневой подготовки выпускников вузов с целью устранения несоответствий компетенций, формируемых у специалистов, магистров и бакалавров согласно перечню компетенций ФГОС и профессиональных квалификаций, которые востребованы работодателями [1].

В 2011—2012 гг. профессорско-преподавательским составом Мордовского университета велась разработка основной образовательной программы по специальности 080101.65 «Экономическая безопасность». В указанном процессе принимали участие преподаватели экономического, юридического, географического факультетов, факультета математики и информационных технологий, института механики и энергетики, Историко-социологического института. Широкое привлечение профессорско-преподавательского состава различных факультетов имело целью обеспечить разностороннюю подготовку специалистов и сформировать у выпускников междисциплинарные компетенции, которые позволят им в процессе профессиональной деятельности создавать эффективные механизмы экономической защищенности какой-либо структуры, обеспечивать ее жизнеспособность в условиях всеобщей конкуренции, неопределенности внешней среды и хозяйственного риска.

Профессиональная компетентность — интегральное качество личности, которое определяется уровнем сфор-мированности у специалиста общекультурных и профессиональных компетенций. В структуре профессиональной компетентности значимое место занимают общекультурные компетенции, представляющие основу для формирования профессиональных специальных компетенций и обеспечивающие выпускнику образовательного учреждения востребованность на рынке труда, социальную адаптацию в обществе.

ФГОС ВПО по специальности 080101 «Экономическая безопасность» предусматривает формирование у выпускника 16 общекультурных компетенций, в том числе таких, как способность пони-

мать движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия; способность ориентироваться в политических и социальных процессах, использовать знания и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач; способность понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета; способность соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению и др. [6]. Рассматривая этот далеко не полный перечень общекультурных компетенций, можно сделать вывод, что результат обучения ставится в прямую зависимость не только от багажа знаний, накопленного учащимся; в зачет идут и личностные качества, приобретенные студентом в процессе обучения. Здесь немаловажную роль играют также начальное образование и воспитание, полученное в семье.

В понятие «компетенция» в качестве составных частей входят знания, умения, навыки, личностные качества, социальная адаптация и профессиональный опыт. В совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели. Выпускник должен быть способен самостоятельно ориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи. В этом ему должны помочь профессиональные компетенции. Выпускник специальности 080101.65 «Экономическая безопасность» должен обладать профессиональными компетенциями в расчетно-экономической, проектно-экономической, правоохранительной, контрольно-ревизионной, информационно-аналитической, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, педагогической деятельности [6]. Например, в области правоохранительной

деятельности это способности юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства, создающие угрозы экономической безопасности, применять познания в области материального и процессуального права; обеспечивать экономико-правовую защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач. В области организационно-управленческой деятельности — способности принимать участие в разработке стратегии обеспечения экономической безопасности предприятий, организаций, подготовке программ по ее реализации; принимать оптимальные управленческие решения с учетом критериев социальноэкономической эффективности, рисков и возможностей использования имеющихся ресурсов и др. [6].

Следовательно, профессиональная компетентность специалиста определяется не количеством освоенной информации, а способностью выполнять те или иные функции в процессе трудовой деятельности.

Важную роль в формировании профессиональной компетентности специалистов играют практики. Согласно учебному плану специальности предусмотрены следующие виды практик: учебная, производственная, преддипломная. Практики проводятся в сторонних организациях, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом, на основе прямых договоров, заключаемых между предприятием и вузом. Руководство практикой осуществляется преподавателями выпускающей кафедры. Аттестация по итогам практики производится в виде защиты обучающимся выполненного индивидуального задания и представления отчета, оформленного в соответствии с правилами и требованиями, установленными МГУ

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

им. Н. П. Огарева. Базу практики студентов специальности 080101.65 «Экономическая безопасность» составляют правоохранительные органы, занимающиеся вопросами выявления экономических правонарушений, органы исполнительной власти, предприятия и организации высокотехнологичного сектора экономики.

Требования компетентностного подхода изменяют традиционные представления о роли студентов в учебном процессе. Теперь студент должен не просто механически запоминать и воспроизводить информацию, он должен уметь мыслить, быть готовым применить полученные знания на практике. Выпускник вуза должен тратить минимум времени и усилий, чтобы включиться в работу. Поэтому в настоящее время учебные программы вузов приводятся в соответствие требованиям ФГОС третьего поколения. Все учебные программы по специальности 080101.65 «Экономическая безопасность» соответствуют данным требованиям.

Следует отметить большое количество новых авторских курсов в рамках данной образовательной программы. К ним относятся учебные курсы «Экономика преступлений и наказаний», «Инновационно-инвестиционная политика и экономическая безопасность», «Корпоративная социальная ответственность», «Экономическая безопасность личности», «Кластерная политика», «Макроэкономическое прогнозирование», «Глобальная экономическая безопасность», разработанные преподавателями кафедры экономической теории, «Антикоррупционная деятельность государства», «Правоохранительная деятельность по обеспечению экономической безопасности» — преподавателями юридического факультета, «Энергетическая безопасность» — учеными Института механики и энергетики.

В 2012/13 учебном году обучение по данной специальности в МГУ им. Н. П. Огарева начали проходить 80 студентов (3 учебные группы), что свидетельствует о востребованности специальности среди абитуриентов.

В заключение подчеркнем, что реализация основной образовательной программы по специальности 080101.65 «Экономическая безопасность» осуществляется в рамках приоритетного направления развития национального исследовательского университета. Ее практическая значимость заключается в насыщении рынка труда высококвалифицированными специалистами в области экономико-правового обеспечения экономической безопасности систем различного уровня и функционального назначения, которые способны вести поиск новых, более эффективных путей решения традиционных задач, создания новых товаров и технологий, обслуживания новых взаимодействий и новых коммерческих отношений при минимизации экономического риска.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борщ, В. В. Механизмы независимой оценки качества образования на основе анализа востребованности выпускников высших учебных заведений на рынке труда и рекомендации по их практическому использованию / В. В. Борщ, Е. Г. Абрамова // Инженерное образование. — 2010. — № 6. — С. 4—9.

2. Клецина, И. С. Компетентностный подход и гендерное образование в высшей школе / И. С. Клецина // Актуальные вопросы современного университетского образования : материалы X Российско-Американской науч.-практ. конф., 14—16 мая 2007 г. — Санкт-Петербург, 2007. — С. 105—109.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393).

4. Патрушев, Н. П. Экономическая безопасность России начинается с борьбы против коррупции [Электронный ресурс] / Н. П. Патрушев // Известия. — 2005. — 20 дек. — Режим доступа: http://izvestia.ru/news/309581.

5. Попков, В. П. Проблемы подготовки специалистов в сфере обеспечения экономической безопасности предпринимательских структур / В. П. Попков, А. И. Соловьев // Защита информации. Конфидент. — 2004. — № 3. — С. 50—52.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. № 19 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) „специалист“)».

Поступила 09.11.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.