Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ МВД РОССИИ'

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МВД РОССИИ / КУРСАНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евтихов Олег Владимирович, Литвинов Владимир Андреевич, Зверев Вадим Олегович

Введение. Проблема формирования профессионально развивающей образовательной среды в образовательных организациях актуальна для современных вузов. Целью послужило выявление специфики профессионально развивающей образовательной среды ведомственных вузов. Материалы и методы. Достижение поставленной цели осуществлялось с помощью методов изучения документов, научной литературы, наблюдения, психологической диагностики организационной культуры в вузе МВД России. Результаты и обсуждение. На основе проведенного исследования охарактеризовано содержание деятельности по формированию профессионально развивающей образовательной среды в вузах МВД России по направлениям. Рассмотрены особенности организации и проведения практических занятий с использованием активных и интерактивных методов. Выводы. Процесс формирования профессионально развивающей образовательной среды в вузе МВД России является многоплановым, включает в себя множество учебно-воспитательных мероприятий с задействованием различных учебных и обеспечивающих подразделений и служб. Результативность данного процесса во многом определяется согласованной, непротиворечивой интеграцией всех компонентов образовательной среды вуза в единую педагогическую систему, направленную на подготовку высококвалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF PROFESSIONAL DEVELOPING AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT AN INSTITUTE OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Introduction. The problem of formation of professional developing and educational environment in educational organizations is relevant for modern higher educational institutions. The aim is to reveal the specifics of professional developing and educational environment of departmental institutes. Materials and Methods. Achievement of the goal was completed through methods of studying documents, scientific literature, observation, psychological diagnostics of organizational culture at an institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. Results and Discussion. Basing on the research conducted the authors characterize the content of the activities aimed at formation of professional developing and educational environment at the institutes of the Russian Ministry of Internal Affairs according to the areas. The peculiarities of organization and delivering of practical lessons with the use of active and interactive methods are described. Conclusions. The process of formation of professional developing and educational environment at an institute of the Russian Ministry of Internal Affairs is multifaceted and includes an array of learning and extracurricular events, various learning and support departments and units engaged. Accordingly, the effectiveness of this process is largely determined by the coordinated, consistent integration of all components of the educational environment of the university into a single pedagogical system aimed at training highly qualified specialists.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ МВД РОССИИ»

Научно-практическая статья

УДК 378.14 © О. В. Евтихов, В. А. Литвинов, В. О. Зверев, 2021

DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-315-321

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования

5.8.7 Методология и технология профессионального образования

Специфика формирования профессионально развивающей образовательной среды в вузе МВД России

Евтихов Олег Владимирович \

кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

ORCID: 0000-0002-9899-6947. E-mail: evtikhov2003@mail.ru Литвинов Владимир Андреевич 2,

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры информатики и специальной техники.

ORCID: 0000-0003-0935-0384. Е-mail: lva201011@yandex.ru Зверев Вадим Олегович 3,

доктор исторических наук, доцент, начальник кафедры психологии и педагогики в органах внутренних дел. ORCID: 0000-0002-5179-8599. Е-mail: zverevoma@mail.ru

1 Сибирский юридический институт МВД России, 660131, Красноярск, ул. Рокоссовского, 20, Россия

2 Барнаульский юридический институт МВД России, 656038, Барнаул, ул. Чкалова, 49, Россия

3 Омская академия МВД России, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, Россия

Реферат

Введение. Проблема формирования профессионально развивающей образовательной среды в образовательных организациях актуальна для современных вузов. Целью послужило выявление специфики профессионально развивающей образовательной среды ведомственных вузов. Материалы и методы. Достижение поставленной цели осуществлялось с помощью методов изучения документов, научной литературы, наблюдения, психологической диагностики организационной культуры в вузе МВД России. Результаты и обсуждение. На основе проведенного исследования охарактеризовано содержание деятельности по формированию профессионально развивающей образовательной среды в вузах МВД России по направлениям. Рассмотрены особенности организации и проведения практических занятий с использованием активных и интерактивных методов. Выводы. Процесс формирования профессионально развивающей образовательной среды в вузе МВД России является многоплановым, включает в себя множество учебно-воспитательных мероприятий с задействованием различных учебных и обеспечивающих подразделений и служб. Результативность данного процесса во многом определяется согласованной, непротиворечивой интеграцией всех компонентов образовательной среды вуза в единую педагогическую систему, направленную на подготовку высококвалифицированных специалистов.

Ключевые слова: образовательная организация; МВД России; курсант; образовательная среда; профессиональное развитие;

профессиональная компетентность; формирование.

Для цитирования: Евтихов О. В., Литвинов В. А, Зверев В. О. Специфика формирования профессионально развивающей образовательной среды в вузе МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 3(86). С. 315-321. DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-315-321

Основные положения:

1. Результативность процесса формирования профессиональной компетентности курсантов во многом связана с возможностью целенаправленного управляемого моделирования профессионально развивающей образовательной среды, объединяющей все ее компоненты в единую педагогическую систему.

2. Наиболее значимыми компонентами формирования профессионально развивающей образовательной среды в вузе МВД России являются формирование в вузе профессионально ориентированной организационной культуры и внедрение в образовательный процесс практико-ориентированных методов и технологий, основанных на моделировании профессионально-служебных ситуаций.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Формирование профессиональной компетентности обучающихся в современных вузах осуществляется не только в процессе учебных занятий и при взаимодействии педагога и студента, а в образовательной среде

вуза в целом. При этом важно создать именно профессионально развивающую образовательную среду с наличием в ней элементов профессиональной деятельности, что обусловлено повышенными требованиями к выпускникам вузов в части практико-ориентированности их профессиональной подготовки. В настоящей статье продолжается исследование образовательной среды вузов МВД России.

Целью исследования послужили выявление специфики профессионально развивающей образовательной среды ведомственных вузов и оценка возможностей ее целенаправленного построения для формирования профессиональной компетентности обучающихся.

Теоретические предпосылки и состояние проблемы. Интерес к исследованию различных аспектов образовательной среды значительно возрос в последние годы. В частности, этому посвящены работы А. И. Артюхиной [1], В. А. Даниленковой [2], В. И. Слободчикова [3].

В значительной части изысканий исследуется электронная образовательная среда (М. С. Аль-Шарафи [4],

М. А. Сорочинский [5], Н. Б. Сэкулич [6], Е. А. Туко-ва [7], Е. Н. Шевченко [8]). Концептуальные модели и технологии проектирования образовательной среды разрабатывали Е. В. Коротаева [9], В. А. Ясвин [10] и др. Значительный вклад в исследование организационной культуры внесли Г. Хофштеде [11], Э. Шейн [12].

Однако в большинстве работ рассматривались вопросы обучения и формирования компетентности преимущественно в рамках учебных занятий и с учетом статичной образовательной среды. Проблема целенаправленного формирования профессионально развивающей образовательной среды в ведомственных вузах правоохранительных органов остается малоразработанной.

Материалы и методы

Исследовались теоретические разработки и концепции в области теории и методики профессионального образования и функционирования образовательной среды в современных вузах, а также конкретные положения, сформулированные отдельными авторами на основе изучения организационной культуры, практики применения технологий и активных методов обучения. Применялись методы анализа документов, педагогического наблюдения, интервьюирования и анкетирования. Проведено исследование типа организационной культуры в Сибирском юридическом институте МВД России с использованием методики К. Камерона и Р. Куинна (вариант Т. О. Соло-манидиной [13]). Численность выборки исследования составила 224 сотрудника (постоянный состав — 82 сотрудника, переменный состав — 142 курсанта).

Результаты и обсуждение

Определение специфики понятий развивающей образовательной среды в вузе. Подготовка специалистов для органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России имеет свою специфику. В числе особенностей обучения в вузах правоохранительных органов также можно выделить уставную организацию учебно-служебной деятельности, директивную систему управления, «закрытость» образовательных организаций (курсанты находятся на полном государственном обеспечении с ограниченной возможностью покидать территорию образовательной организации).

Значимым условием обучения курсантов выступает совмещение ими учебной и служебной деятельности. Курсанты являются действующими сотрудниками полиции, им присваиваются специальные звания, они носят форму полицейского и не только посещают занятия, но и несут службу в суточных нарядах, участвуют в патрулировании закрепленных территорий, привлекаются к обеспечению порядка за пределами образовательной организации при проведении массовых мероприятий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций, что требует формирования профессиональных умений и навыков уже на стадии обучения. Поэтому организация деятельности, направленной на формирование профессионально развивающей образовательной среды, представляется

организационно-педагогическим условием успешности формирования профессионально-специализированных компетенций курсантов, что требует анализа специфики образовательной среды вуза.

Под термином «образовательная среда» применительно к вузам МВД России понимается нами система условий и влияний в учебно-воспитательном, профессионально-деятельностном и организационно-корпоративном пространстве образовательной организации, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности курсантов в процессе обучения.

Исследование организационной культуры вуза. Обобщенный тип организационной культуры вуза определен как «иерархический», для которого характерны высокий уровень формализации и структурированности жизни и деятельности сотрудников. Данная организационная культура ориентирована на жесткое руководство, подчинение формальным и нормативным правилам и приказам. Преобладают вертикальные служебные отношения, основанные на иерархии и субординации, что вполне соответствует специфике профессиональной деятельности силовых структур. При этом и курсанты, и сотрудники, относящиеся к постоянному составу, предпочли большую выраженность в организационной культуре элементов «кланового типа», формируемого на основе общности интересов, доброжелательности и дружественности. Сводные результаты оценки отдельных параметров организационной культуры вуза МВД России курсантами и сотрудниками, относящимися к постоянному составу, приведены в табл. 1.

Различия в восприятии имеющихся и предпочитаемых компонентов организационной культуры, с одной стороны, могут быть отражением существующих «полюсов напряжения» организационной культуры, а с другой — выступать ресурсом развития и индикатором производимых изменений. В меньшей степени различаются ответы «в настоящее время» и «предпочитаемые» по таким компонентам организационной культуры, как «организация служит примером предприимчивости, новаторства и склонности к риску», «является примером координации и четкой организации», «организация определяет успех на базе обладания уникальными и современными технологиями и оказания самых современных образовательных услуг», что может отражать достаточную удовлетворенность респондентов этими компонентами.

Основания организации процесса формирования образовательной среды. На основе анализа исследования типа организационной культуры и специфики организации образовательного процесса в вузе МВД России, на наш взгляд, можно выделить следующие базовые направления формирования профессионально развивающей образовательной среды в вузе МВД России: а) профессионально ориентированной организационной культуры;

Таблица 1. Сводные результаты отдельных параметров организационной культуры вуза МВД России, % (Table 1. Summary results of individual parameters of the organizational culture of the higher educational institution of the Russian Ministry of Internal Affairs, %) *

Параметр культуры Тип Сотрудники Курсанты

В настоящее время Предпочтительно В настоящее время Предпочтительно

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Организация подобна большой семье. Люди выглядят как имеющие много общего А 20,8 31,8 24,6 33,2

Организация жестко структурирована и строго контролируется. Действия людей определяются правилами, инструкциями, процедурами D 37,6 24,7 39,3 23,0

КРИТЕРИИ УСПЕХА ОРГАНИЗАЦИИ

В организации считается, что успех — это в первую очередь слаженно работающий коллектив, увлеченность людей делом и забота о людях A 25,0 39,1 30,5 45,4

Успех определяют надежность, неизменность и стабильность B 30,1 19,3 28,5 16,5

УПРАВЛЕНИЕ СОТРУДНИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Характеризуется поощрением командной работы, единодушием и участием в принятии решений A 22,2 33,5 26,7 34.3

Характеризуется гарантией занятости, требованиями подчинения, предсказуемостью и стабильностью в отношениях D 30,8 22,3 28,7 18,7

СВЯЗУЮЩАЯ СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Организацию связывают воедино преданность делу и взаимное доверие. Обязательность в организации находится на высоком уровне A 21,2 31,9 26,7 29,6

Организацию связывают воедино формальные правила и официальная политика. Плановый ход деятельности организации считается необходимым D 31,1 17,3 29,2 22,2

б) организации непосредственного включения курсантов и слушателей в профессионально-служебную деятельность; в) внедрения в образовательный процесс практико-ориентированных методов и технологий обучения, основанных на моделировании ситуаций профессиональной деятельности, в том числе тренингового обеспечения формирования профессионально важных качеств курсантов, отвечающих за результативность самостоятельной профессиональной деятельности; г) совершенствования организационных форм и теоретико-методологического обеспечения связи учебного процесса вуза МВД России с профессиональной практикой (привлечение к образовательному процессу в вузах МВД России специалистов-практиков, организация практики обучающихся в подразделениях территориальных органов МВД России).

Конкретизируем содержание деятельности по первым трем базовым направлениям более подробно.

1. Формирование в образовательной среде вуза профессионально ориентированной организационной культуры может осуществляться посредством:

— использования в образовательной среде ведомственной и профессиональной символики МВД России (символы, логотипы, специальные бланки и т. п.) — в нормативных, служебных, учебно-методических документах, а также в деятельности МВД России, образовательной организации, подразделений и служб органов внутренних дел;

— оформления в образовательной организации профессионально ориентированных средств наглядно-

го информирования и агитации, в том числе стендов, плакатов, отображающих структуру и руководство Министерства внутренних дел, историю развития МВД России, основные задачи, решаемые ведомством, организационное построение подразделений и служб органов внутренних дел, деятельность служб и подразделений органов внутренних дел; структуру и руководство образовательной организации, особенности организации учебно-воспитательного процесса и служебной деятельности в вузе; организацию деятельности учебных и служебных подразделений вуза; издания информационных бюллетеней с материалами, публикуемыми в средствах массовой информации о результативности деятельности органов внутренних дел информационных бюллетеней и экранов результативности профессиональной деятельности, представляющих результаты учебной и профессионально-служебной деятельности обучающихся;

— проведения совещаний, собраний, единых дней государственно-правового информирования, посвященных доведению в плановом порядке до всех категорий личного состава актуальных сведений об общественно-политической и криминогенной обстановке, оперативно-служебных задач образовательной организации, способов и особенностей их выполнения, иных актуальных вопросов профессионально-служебной деятельности;

— ношения курсантами форменной одежды сотрудника органов внутренних дел в соответствии

* В таблице представлены данные с наибольшим расхождением между параметрами «в настоящее время» и «предпочтительно» (т. е. тем, «как есть», и тем, «как хотелось бы»). Чем больше это расхождение, тем больше неудовлетворенность настоящим и, соответственно, напряженность в организационной культуре.

с приказом МВД России от 26 июля 2013 г. № 575

«Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия». Ношение курсантами форменной одежды не только подчеркивает ведомственную принадлежность, но и формирует приверженность профессиональным ценностям, нормам и правилам;

— формирования и закрепления в образовательной среде вуза профессиональных норм и правил поведения и профессионально-служебного взаимодействия курсантов как сотрудников органов внутренних дел, в том числе комплекса правил и норм, регламентирующих особенности учебной профессионально-служебной деятельности. Основные правила, определяющие деятельность вуза МВД России, нами разделены на правила организации служебной и учебной деятельности (правила внутреннего распорядка, ношения форменной одежды, организации службы суточного наряда, организации учебного процесса, организации прохождения практики и др.), а также на этические правила и нормы поведения и взаимодействия курсантов, курсовых командиров и преподавателей как сотрудников полиции;

— следования при организации образовательного процесса профессионально ориентированным традициям органов внутренних дел и реализации соответствующих ритуалов. Традиции и ритуалы — значимый компонент организационной культуры, им следует уделять особое внимание в процессе профессиональной подготовки курсантов МВД России. Ритуалы принятия присяги, построения, прохождение торжественным маршем, тор-

жественные поздравления/вручение наград, строевые смотры, парады, общие вечерние поверки, учения — все это раскрывает взаимосвязь учебной и служебной деятельности, курсантских будней и оказывает значительное влияние на формирование личности обучающихся, их профессиональное становление, развитие профессионально важных качеств сотрудника полиции (табл. 2).

2. Непосредственное включение курсантов и слушателей в профессионально-служебную деятельность обеспечивается спецификой обучения курсантов в вузах МВД России. На курсантов как действующих сотрудников полиции распространяются обязанности и права, предусмотренные Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» и рядом ведомственных нормативно-правовых актов. Особенности организации внутренней службы вуза МВД России регламентируются приказами образовательной организации, в частности периодичность, порядок, графики нарядов, инструкции заступающих в наряды и лиц, их проверяющих, книги и журналы контроля и обеспечения служебной деятельности и др. Перечень нарядов устанавливается внутренними приказами и распоряжениями образовательной организации.

3. Внедрение в образовательный процесс практико-ориентированных методов и технологий обучения, основанных на моделировании ситуаций профессиональной деятельности. Практико-ориентированное обучение невозможно реализовать без активных и интерактивных методов обучения, в том числе моделирования ситуаций профессиональной деятельности и задействования профессионально ориентированных полигонов, классов, организа-

Таблица 2. Примеры ритуалов, осуществляемых в образовательных организациях МВД России (Table 2. Examples of rituals carried out at higher educational institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs)

Ритуал Форма реализации, целевое предназначение

Принятие присяги сотрудника органов внутренних дел Принятие курсантов на службу в правоохранительные органы Формирование приверженности ценностям, нормам и правилам сотрудника органов внутренних дел

Вынос и относ Знамени образовательной организации Торжественные построения в связи с мероприятиями, посвященными государственным и ведомственным праздникам Формирование приверженности ценностям, нормам и правилам сотрудника органов внутренних дел

Прохождение торжественным маршем

Вручение государственных и ведомственных наград, нагрудных знаков, объявление поощрений и т. п. Поощрение обучающихся в связи с добросовестным исполнением служебных обязанностей Повышение мотивации обучающихся к результативной служебно-профессиональной (учебной)деятельности

Построения, вечерняя поверка и т. п. Проверка наличия личного состава, доведение информации, постановка служебных задач Повышение мотивации обучающихся к соблюдению служебной дисциплины

Строевой смотр Проверка состояния форменной одежды при переходе на летнюю / зимнюю форменную одежду, а также перед участием в значимых ведомственных и государственных мероприятиях Повышение мотивации обучающихся к соблюдению служебной дисциплины

Проводы / встреча личного состава Командирование сотрудников для выполнения специальных заданий в другие регионы вне места постоянной дислокации Формирование приверженности ценностям, нормам и правилам сотрудника органов внутренних дел, повышение мотивации профессиональной деятельности

Возложение венков, цветов к памятникам, мемориалам,обелискам Чествование сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, на мероприятиях, посвященных государственным и ведомственным праздникам Формирование приверженности ценностям службы в органах внутренних дел, повышение мотивации курсантов к службе

Проводы сотрудника в отставку, чествование ветеранов и т. д. Формирование приверженности нормам и ценностям органов внутренних дел. Повышение мотивации курсантов к учебной и служебной деятельности

ции учений. Активные и интерактивные методы обучения в учебном процессе оправданы как на лекционных, так и на практических занятиях, они могут встраиваться в учебное занятие фрагментарно для активизации внимания обучающихся, постановки мотивирующей проблемы и др., так и применяться комплексно на практических занятиях, проводимых в виде интенсивного курса (погружения) с использованием тренинговых технологий. Последний вариант наиболее эффективен для развития профессионально важных качеств курсантов. Как отмечает С. И. Макшанов, тренинговые технологии помогают преодолеть ограничения, накладываемые на профессиональную деятельность традиционными методами обучения, и может выступать в качестве мостика между теоретическими знаниями, с одной стороны, и практикой — с другой. Любая информация, оставаясь не связанной с переживаниями от практического использования, более подвержена воздействию механизмов забывания, вытеснения или просто последующего непринятия [14].

Использование активных и интерактивных методов обучения, основанных на моделировании ситуаций профессиональной деятельности, является важным компонентом практико-ориентированного обучения. Они обе-

спечивают вовлечение обучающихся в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным, что способствует развитию профессионально важных качеств и личности обучающихся на основе их индивидуальных особенностей и способностей. Тем самым не только расширяются и углубляются получаемые профессиональные знания обучающихся, но и одновременно развиваются практические навыки и умения (табл. 3).

Выделим следующие общие особенности использования активных и интерактивных методов при проведении практических занятий: проведение занятий в условиях, максимально приближенных к профессиональным; ориентация не только на сообщение информации, но и на обучение умениям практического использования знаний, установку на обучение путем эмоционального вовлечения в процесс коллективной творческой деятельности; формирование чувства коллективной ответственности за свою деятельность и стремление занять авторскую позицию в учебном процессе; организация условий для саморазвития и самореализации; создание прямых и обратных связей во взаимодействии участников учебного процесса.

Таблица 3. Примеры использования моделируемых профессиональных ситуаций в рамках учебных занятий

по отдельным дисциплинам (Table 3. Examples of using simulated professional situations at the lessons on certain subjects)

Блок Дисциплины Практико-ориентированная основа Формируемые навыки и умения

Профессионально-служебный Физическая подготовка Моделирование профессиональных ситуаций, связанных с необходимостью применения физической силы Отработка приемов, формирование навыков и умений задержания, сопровождения, освобождения от захватов, нападений

Огневая подготовка Моделирование профессиональных ситуаций, связанных с необходимостью применения огнестрельного оружия Формирование навыков и умений стрельбы из огнестрельного оружия

Тактико-специальная подготовка Моделирование профессиональных ситуаций, связанных с необходимостью применения специальных средств Отработка приемов, формирование навыков и умений использования специальных средств

Основы управления в органах внутренних дел Проведение деловых игр, управленческих учений, штабных тренировок, основанных на моделировании профессиональных ситуаций управленческой деятельности Отработка приемов, формирование навыков организации работы малых коллективов в процессе решения конкретных профессиональных задач

Юридический Криминалистика Моделирование оперативно-следственных (служебных) ситуаций, связанных с расследованием преступлений с использованием специализированных кабинетов и полигонов Формирование навыков организации и проведения расследований, сбора доказательной базы и др.

Оперативно-розыскная деятельность

Уголовный процесс Проведение деловых игр, тренинговых занятий, основанных на практических материалах и моделировании ситуаций профессиональной деятельности; прослушивание и анализ судебных заседаний; решение практических задач, а также разбор ситуаций, возникающих при рассмотрении дел в судах, и др. Формирование навыков: составления юридических документов; проведения правовой экспертизы нормативных актов; обоснования решений, связанных с реализацией правовых норм

Гражданский процесс

Административная деятельность

Гуманитарный Психология в деятельности сотрудника ОВД Проведение деловых игр, тренинговых занятий, основанных на моделировании ситуаций профессионального взаимодействия с различными категориями граждан Формирование профессионального общения, саморегуляции психоэмоционального состояния

Конфликтология Проведение деловых игр, тренинговых занятий, основанных на моделировании ситуаций конфликтного взаимодействия Формирование навыков поведения в конфликтных ситуациях и конструктивного разрешения конфликтов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Религиоведение Проведение деловых игр, основанных на моделировании ситуаций профессионального взаимодействия с гражданами различных национальностей и вероисповеданий Формирование навыков профессионального общения с учетом национальных религиозных конфессиональных традиций

Первая медицинская помощь Проведение тренингов, связанных с необходимостью оказания первой медицинской помощи гражданским лицам и сотрудникам при исполнении профессиональных задач с использованием кабинетов и оборудования оказания первой медицинской помощи Отработка реанимационных действий и формирование навыков оказания первой медицинской помощи при травмах и ранениях

Таким образом, процесс формирования профессионально развивающей образовательной среды в вузе МВД России является многоплановым, включает в себя множество учебно-воспитательных мероприятий. Результативность данного процесса во многом определяется согласованной интеграцией всех компонентов образовательной среды вуза в единую педагогическую систему и зависит от соответствия образовательного процесса вуза ряду требований, в том числе достаточному локально-нормативному закреплению отдельных положений образовательной среды в части утверждения и контроля выполнения планов проведения тренинговых занятий, учений и тренировок, привлечения специалистов-практиков к разработке учебно-методических материалов, проведения практико-ориентированных занятий и др.; необходимому материально-техническому обеспечению образовательного процесса; формированию мотивационной готовности субъектов образовательного процесса к творческой деятельности по совершенствованию образовательной среды и учебно-воспитательного процесса в вузе.

Выводы

1. Конкретизировано понятие «образовательная среда» применительно к ведомственным вузам МВД

России, которая представляется как система условий и влияний, содержащихся в учебно-воспитательном, профессионально-деятельностном и организационно-корпоративном пространстве образовательной организации, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности курсантов в процессе обучения.

2. Обобщенный тип организационной культуры вуза МВД России определен как «иерархический», для которого характерны высокий уровень формализации и структурированности жизни и деятельности сотрудников. Данная организационная культура ориентирована на жесткое руководство, подчинение формальным и нормативным правилам и приказам. Преобладают вертикальные служебные отношения, основанные на иерархии и субординации, что вполне соответствует специфике профессиональной деятельности правоохранительных органов.

Перспективы. В числе перспективных направлений продолжения данного исследования могут явиться изучение и сравнительный анализ специфики формирования образовательной среды в различных вузах правоохранительных органов, а также в военных вузах и вузах МЧС России.

Список литературы

1. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен : дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2007. 389 с.

2. Даниленкова В. А. Сравнительная характеристика образовательной среды и экологической образовательной среды технического вуза // Образовательная среда сегодня: теория и практика. Чебоксары, 2017. С. 71-78.

3. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М., 2000. 230 с.

4. Аль-Шарафи М. С. Персональная информационно-образовательная среда преподавателя как компонент информационно-образовательной среды университета // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства : сб. статей по мат-лам XIII междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2020. С. 5-9.

5. Сорочинский М. А. Виртуальная обучающая среда moodle как часть электронной образовательной среды // Современное образование: традиции и инновации. 2019. № 2. С. 153-155.

6. Сэкулич Н. Б. Интерактивная электронная информационно-образовательная среда университета как средство формирования ИКТ-компетенций студентов : дис. ... канд. пед. наук. Улан-Уде, 2018. 194 с.

7. Тукова Е. А. Электронная информационно-образовательная среда как элемент виртуальной образовательной среды в вузах // Наука и инновации в современном мире. М., 2019. С. 82-84.

8. Шевченко Е. Н. Цифровая образовательная среда — новые возможности для современного урока математики и как средство повышения качества знаний обучающихся // Цифра в помощь учителю : сб. мат-лов всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием. Чебоксары, 2020. С. 91-93.

9. Коротаева Е. В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа : монография. Екатеринбург, 2007. 276 с.

10. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.

11. Hofstede G. H. Culture's consequences: Comparing values, behaviors, institutions and organizations across nations. 2nd ed. Sage Publications, 2001. 615 p.

12. Schein E. H. Organizational culture and leadership. USA, 989 market street, San Francisco, 2004. 438 p.

13. Соломанидина Т. О. Организационная культура компании. М., 2009. 624 с.

14. Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика : монография. СПб., 1997. 238 с.

Поступила 17.10.2020; одобрена после рецензирования 20.11.2020; принята к публикации 24.12.2020.

Заявленный вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Scientific and Practical Article

UDC 378.14 © О. V. Еvtikhov, V. А. Litvinov, V. O. Zverev, 2021 DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-315-321 5.8.1 General Pedagogy, History of Pedagogy and Education 5.8.7 Меthodology and Technology of Professional Education

The Specifics of Professional Developing and Educational Environment at an Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs

Oleg V. Еvtikhov 1,

Candidate of Sciences (in Psychology), associate-professor, chief of the chair of Humanities and Social and Economic Subjects.

ORCID: 0000-0002-9899-6947. E-mail: evtikhov2003@mail.ru. Vladimir A. Litvinov 2,

Candidate of Physical and Mathematical sciences, associate-professor, associate-professor at the chair of Informatics and Special Technique. ORCID: 0000-0003-0935-0384. Е-mail: lva201011@yandex.ru

Vadim O. Zverev 3,

Doctor of Sciences (in History), chief of the chair of Psychology and Pedagogy in Law Enforcement.

1 the Siberian Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, 20 Rokossovsky st., Krasnoyarsk, 660131, Russia 2 the Barnaul Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, 49 Chkalov st., Barnaul, 656038, Russia 3 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, 7 Komarov pr., Omsk, 644092, Russia

Abstract

Introduction. The problem of formation of professional developing and educational environment in educational organizations is relevant for modern higher educational institutions. The aim is to reveal the specifics of professional developing and educational environment of departmental institutes. Materials and Methods. Achievement of the goal was completed through methods of studying documents, scientific literature, observation, psychological diagnostics of organizational culture at an institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. Results and Discussion. Basing on the research conducted the authors characterize the content of the activities aimed at formation of professional developing and educational environment at the institutes of the Russian Ministry of Internal Affairs according to the areas. The peculiarities of organization and delivering of practical lessons with the use of active and interactive methods are described. Conclusions. The process of formation of professional developing and educational environment at an institute of the Russian Ministry of Internal Affairs is multifaceted and includes an array of learning and extracurricular events, various learning and support departments and units engaged. Accordingly, the effectiveness of this process is largely determined by the coordinated, consistent integration of all components of the educational environment of the university into a single pedagogical system aimed at training highly qualified specialists.

Keywords: educational organization; the Russian Ministry of Internal Affairs; cadet; educational environment; professional

development; professional competency; formation.

Citation: Еvtikhov О. V., Litvinov V. А., Zverev V. O. The Specifics of Professional Developing and Educational Environment at an Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs.

Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No. 3(86). Pp. 315-321. (In Russ.) DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-315-321

References

1. Artyukhina A. I. Educational environment of higher educational institutions as a pedagogical phenomenon. Doctor of sciences dissertation (in Pedagogy). Volgograd, 2007. 389 p. (In Russ.)

2. Danilenkova V. A. Comparative Characteristics of Learning Environment and Ecological Educational Environment at a technical institute. Educational Environment today: Theory and Practice. Cheboksary, 2017. Pp. 71-78. (In Russ.)

3. Slobodchikov V. I. On the Concept of Educational Environment with regard to the Conception of Development Education. Moscow, 2000. 230 p. (In Russ.)

4. El-Shaarawy M. S. Personal Information and Educational Environment of the Teacher as a Component of the Information and Educational Environment of the University. Information Technologies in organization of a unified educational environment. Articles on materials of the 13th international scientific and practical conference for teachers, post-graduate students and specialists. Minsk, 2020. Pp. 5-9.

5. Sorochinsky M. A. Moodle Virtual Learning Environment as a part of Electronic Educational Environment. Modern Education: Traditions and Innovations. 2019. No. 2. Pp. 153-155. (In Russ.)

6. Sekulich N. B. Interactive Electronic Information and Educational Environment of University as a means to Form students' Information Communicative Technologies Competences. Candidate of Sciences dissertation (in Pedagogy). Ulan-Ude, 2018. 194 p. (In Russ.)

7. Tukova E. A. Electronic Information and Educational Environment as an Element of Virtual Educational Environment at universities. Science and Innovations in the Modern World. Moscow, 2019. Pp. 82-84. (In Russ.)

8. Shevchenko E. N. Digital Educational Environment as new Opportunities for a modern lesson of Mathematics and as the means of Improving the Quality of students' Knowledge. The Digit assisting the Teacher. Materials of the All-Russian scientific and methodological conference with international participation. Cheboksary, 2020. Pp. 91-93. (In Russ.)

9. Korotaeva E. V. Pedagogical Interaction: Experience of Problem Analysis. Yekaterinburg, 2007. 276 p. (In Russ.)

10. Yasvin V. A. Educational Environment: from Modeling to Projecting. Moscow, 2001. 365 p. (In Russ.)

11. Hofstede G. H. Culture's consequences: Comparing values, behaviors, institutions and organizations across nations. 2nd ed. Sage Publications, 2001. 615 p.

12. Schein E. H. Organizational culture and leadership. USA, 989 market street, San Francisco, 2004. 438 p.

13. Solomanidina T. O. Organizational Culture of the Company. Moscow, 2009. 624 p. (In Russ.)

14. Makshanov S. I. Psychology of Training: Theory. Methodology. Practice. St. Petersburg, 1997. 238 p. (In Russ.)

Submitted: 17.10.2020; approved after reviewing: 20.11.2020; accepted for publication: 24.12.2020.

The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.

The authors declare that there is no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.