Architecture and Modern Information Technologies. 2024. №4(69). С. 266-278
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И УРБАНИСТИКА
Научная статья
УДК/UDC 711.435:712.25(569.1+210.5) DOI : 10.24412/1998-4839-2024-4-266-278
Специфика формирования прибрежных зон малых городов Сирии
Хеба Дахиль1
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Статья позволяет выявить определённый набор ландшафтных градостроительных средств, которые способны повысить привлекательность прибрежных территорий малых городов Сирии. Несмотря на свою индивидуальность, города имеют схожие природно-климатические, социально-экономические и градостроительные условия, что порождает идентичные проблемы их развития. Исследование посвящено сирийскому городу Джабла, который наиболее показательно отражает весь спектр этих проблем. В результате проведенного комплексного анализа прибрежных территорий г. Джабла были определены средства формирования прибрежной зоны г. Джабла с учетом различных природных, культурных и исторических ресурсов. Предложены рекомендации по развитию малых приморских городов Сирии с возможностью их адаптации для соседних стран, имеющих выход к Средиземному морю, таких как Ливан и Турция.
Ключевые слова: Ближний Восток, малые приморские города, рекреационные зоны, благоустройство прибрежных территории, прибрежные пространства, кластерный подход, маршруты развития, водные маршруты, сухопутный и морской потенциал Для цитирования: Дахиль Х. Специфика формирования прибрежных зон малых городов Сирии // Architecture and Modern Information Technologies. 2024. №4(69). С. 266-278. URL: https://marhi.ru/AMIT/2024/4kvart24/PDF/19 dakheel.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2024-4266-278
TOWN-PLANNING AND URBAN DESIGN STUDIES
Original article
Specifics of coastal zone development in small towns of Syria
Heba Dakheel1
St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg, Russia [email protected]
Abstract. This article identifies a particular set of landscape urban planning tools that can enhance the attractiveness of coastal areas in small towns of Syria. Despite their individuality, these towns share similar natural-climatic, socio-economic, and urban planning conditions, leading to common developmental issues. The study focuses on the Syrian town of Jableh, which exemplifies the full spectrum of these challenges. Through a comprehensive analysis of Jableh's coastal areas, tools for coastal zone development were determined, taking into account various natural, cultural, and historical resources. Recommendations are proposed for the development of small coastal towns in Syria, with the possibility of adaptation for neighboring Mediterranean countries such as Lebanon and Turkey.
Keywords: Middle East, small coastal towns, recreational zones, coastal area improvement,
1 © Дахиль Х., 2024
coastal spaces, cluster approach, development routes, water routes, land and marine potential For citation: Dakheel H. Specifics of coastal zone development in small towns of Syria. Architecture and Modern Information Technologies, 2024, no. 4(69), pp. 266-278. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2024/4kvart24/PDF/19 dakheel.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2024-4266-278
Введение. В настоящее время в Сирии уделяется недостаточно внимания комплексному развитию малых прибрежных городов. В современной городской и прибрежной территории нет места историко-культурным памятникам, что не позвляет провести четкое рекреационное зонирование и создание сформированных выходов к водным объектам. В результате наблюдается негативная тенденция деградации малых прибрежных сирийских городов с их сложившейся структурой, историко-архитектурным и культурным наследием, самобытным образом жизни. Поэтому необходимо выявить определённый набор ландшафтных градостроительных средств, которые способны повысить привлекательность прибрежных территорий, обеспечить их устойчивое развитие и дальнейший экономический рост.
Граница исследования. Для достижения цели работы необходимо определить географические границы исследования - это прибрежные территории малых городов Сирии и соседних стран, имеющих выход к Средиземному морю, со сходными климатическими условиями, например Ливан и часть южной Турции (рис. 1), где зародились древнейшие культуры: к востоку от Средиземного моря живут представители арабской культуры, на юго-востоке Балканского полуострова обосновались турки [1].
Рис. 1. Граница исследуемых территорий
Изучаемый регион представляет собой систему гряд и плато, перемежающихся долинами рек, находящийся в субтропическом поясе, для которого характерны дождливая, мягкая зима и жаркое, но сухое лето [2]. Регион напоминает широкий клин, направленный острием на юг. На западной границе этого клина тянутся горные цепи, отделяющие внутренние равнины от морского побережья, высота их достигает от 1500 до 3087 метров над уровнем моря. Леса концентрируются на средних и высоких возвышенностях прибрежных гор и покрывают большую часть прибрежных горных хребтов [3].
Регион богат культурным наследием с археологическими памятниками, расположенными на небольшом расстоянии (часто менее 1 км) от береговой линии, начиная от палеолитических разбросанных камней и заканчивая оккупационными курганами (теллами) бронзового и железного веков, а также укреплениями крестоносцев до османских построек [4]. Регион славится природными туристическими объектами, в том числе заповедниками: в Сирии - 262 (семь - в прибрежных территориях), в Ливане - 18 (четыре из них - на прибрежных территориях) и в Турции - 35 (12 из них - на прибрежных территориях). Кроме того, в регионе находится несколько прибрежных островов: шесть островов в Сирии (Арвад - единственный обитаемый остров), пять в Ливане (необитаемые) и 159 - в Турции (большая часть которых необитаема) [5].
С бронзового века регион играл важную роль в торговле и мореплавании, о чем свидетельствуют древние текстовые записи, описывающие морскую, военную или коммерческую деятельность с участием портов и гаваней на сирийском побережье. Археологические свидетельства этой деятельности также существуют в виде материальных остатков портовых сооружений, от измененных естественных гаваней до искусственных сооружений, таких как молы и причалы [6].
Тематическое исследование. Несмотря на то, что изучаемые малые города на побережье находятся в разных странах, они имеют схожие проблемы развития. Малым городом, по сирийской классификации, считается территория с численностью городского населения от 50-100 тыс. человек3 , что в российской классификации считается городом средней величины. В Сирии есть два малых города на побережье, два - в Турции и более шести городов в Ливане (рис. 2). Исследование охватывает территорию г. Джабла в Сирии, как одного из малых городов.
Рис. 2. Карта прибрежных территорий малых городов Сирии и Ливана
Сирия охватывает часть восточного побережья Средиземного моря (от Ливана до Турции), длина ее береговой линии составляет порядка 183 км. Прибрежная зона Сирии имеет
2 Guide to Eco-tourism sites in Syria (2014): Records of the Ministry of State for Environmental Affairs, Damascus-Syria.
3 MOLA (2007): Records of the Ministry of Local Administration and Environment, Damascus-Syria.
площадь 4200 кв. км и включает в себя две провинции: Латакия на севере и Тартус на юге [7]. Джабла является маленьким историческим морским городом, расположенным в 29 км к югу от Латакии (рис. 3).
Практическая значимость работы заключается в разработке градостроительных рекомендаций по организации рекреационных зон прибрежных территорий малых городов Сирии и возможности их адаптации для городов со схожими природно-климатическими и социально-экономическими условиями.
Методология и методы исследования. Используемый в работе методологический аппарат основан на историческом анализе г. Джабла, авторском натурном обследовании существующего состояния городской среды города, социологическом опросе жителей и SWOT-анализе4.
Историко-градостроительный анализ г. Джабла. Город был заселен в 2000 до н. э. и был
частью Угаритского царства, где упоминался как «Гб'лы» в архивах города c 1200 г. до н.э. [8,9]. Джабла был важным городом Римской империи, о чем свидетельствует наличие в 64 г. до н. э. крупного амфитеатра [10,11]. Город активно развивался и был значимым для ведения коммерческой деятельности В 395 году город перешел под византийское господство. Мусульманские арабы открыли город в 638 году нашей эры. В этот период город стал местом, привлекавшим религиозных туристов из разных стран, привозивших с собой товары из своих стран [12]. Позднее Джабла входил в состав Антиохийского княжества, одного из государств крестоносцев. Он был захвачен османами в 1516 году и оккупирован французами после соглашения Сайкса-Пико в 1916 году [13] (рис. 4).
После обретения независимости в 1946 году Сирия пошла по пути урбанизации, уделяя большое внимание развитию инфраструктуры. Радикальные изменения Джаблы начались с 1970-х годов: построенный морской бульвар Корниш отделил городскую территорию от береговой линии. В результате город получил свое развитие вдоль Корниша. Возведенные бетонные конструкции на натуральных камнях изменили естественную форму береговой
4 Данный метод стратегического планирования основан на двухэтапном анализе, проводимом отдельно: сильные стороны и слабые стороны ^ - это внутренние (контролируемые) факторы, которые помогают или мешают организациям выполнить свою миссию; возможности (О) и угрозы (Т) - это внешние (неоспоримые) факторы, которые позволяют или мешают организациям выполнить свою миссию. Путем определения этих четырех факторов можно провести оценку процесса принятия решений и формулирования стратегии.
линии. В 1998 году, когда город был объявлен историческим [14], власти приложили все усилия по оживлению прибрежной территории, но проекты были обусловлены скорее инвестиционными потребностями, чем потребностями горожан (рис. 5).
Рис. 4. Исторические этапы развития г. Джабла
Рис. 5. Схема эволюции г. Джабла в контексте развития городских прибрежных территорий
Комплексный градостроительный анализ существующего состояния прибрежных территорий г. Джабла. В рамках исследования был проведен комплексный анализ прибрежных территорий города Джабла, включающий в себя фиксацию существующего состояния городской среды, социологический опрос жителей и SWOT-анализ.
Анализ текущей ситуации прибрежных территорий г. Джабла выявил ряд проблем:
- отсутствие четкого прямого доступа к пространству, которое могло бы считаться общественным;
- частные кафе и рестораны придают территории приватный статус, что лишает многих людей возможности гулять по набережной;
- были выявлены строения без учета исторической специфики набережной. Бульвар Корниш был социально активен только в той части, которая обращена к старому городу. Остальная часть Корниша оставалась пустой, активность там была минимальной, отсутствовали рекреационная и спортивная зоны (рис. 6).
Рис. 6. Схема существующего функционального зонирования территории набережной г. Джабла
Оставшиеся пространства на окраине города являются важным активом для превращения их в зеленые открытые пространства, уменьшающие разрыв между городом и морем, возникший из-за движения транспорта по набережной. Было замечено, что в большинстве береговых зон имеются бетонные ограждения, препятствующие свободному доступу к морю. Важно отметить, что прямой выход к воде является одним из ключевых атрибутов интеграции набережной и города (рис. 7).
Объекты наследия
Рис. 7. Схема существующего общественного доступа к набережной г. Джабла
В рамках социологического опроса, проведенного для оценки качества городской и прибрежной территории, было опрошено 200 человек. Сам опрос состоял из двух частей: первая часть определила демографические характеристики пользователей; вторая часть позволила выявить фактический уровень удовлетворенности организацией набережной, и была разделена на четыре блока (информация о доступности, информация об использовании, видах деятельности на набережной и ощущения горожан от нахождения в данном месте). Полученные результаты опроса предоставили подробную информацию, которую невозможно получить иным способом.
В ходе обработки и анализа анкеты были получены следующие результаты:
- территория прибрежных зон не обустроена для посещений;
- существующих кафе и магазинов портовой зоны по количеству недостаточно и требуются дополнительные;
- респонденты хотели видеть развлекательный район вдоль набережной с возможностью наблюдения за лодками, посещением концертов и иных развлекательных мероприятий;
- была выявлена проблема отсутствия озеленения набережной;
- вдоль территории набережной проходит оживленная автодорога, которая затрудняет движение пешеходов, желающих отдохнуть около воды.
Подводя итог, следует сделать вывод, что берег моря является самым привлекательным местом в городе для местных жителей, однако в настоящем на набережной отсутствует достаточное количество зон отдыха доступных для всех отдыхающих.
Все участники соцопроса заявили, что физическая среда нуждается в улучшении: тротуары неудобны для велосипедистов и пешеходов; отсутствует доступ к воде; невозможно заниматься водными видами спорта; вдоль набережной открывается вид на непривлекательные здания и парковки. Опрос выявил потенциал для развития историко-культурной составляющей города. Респонденты указали на необходимость возрождения исторических зданий, которые формируют уникальный имидж города.
На основе проведенного анализа можно выявить ряд проблем, характерных для приморских городов Сирии:
- экологические проблемы, связанные с разрушением прибрежного ландшафта;
- пространственная организация прибрежных зон происходит за счет вложений инвесторов, имеющих собственные цели, не обусловленные потребностями общества и окружающей среды;
- эстетические проблемы городской среды, от решения которых зависит и благоустройство набережной, связаны с организацией транспортной инфраструктуры. В настоящее время естественный пейзаж утрачивается, ему на смену приходят урбанизированные виды с техногенными формами, типовыми зданиями и транспортными магистралями. Береговая линия отделена от города транспортной артерией, что делает проблематичным посещение набережной;
- проблемы социального характера связаны с тем, что непродуманное использование данной территории приводит к резкому росту социального неравенства и делает их социально неблагополучными. Чрезмерное использование прибрежных ресурсов приводит к утрате и разрушению объектов, имеющих историческую, культурную и археологическую ценность;
- существуют проблемы внутреннего градостроительного законодательства страны.
В ходе исследования был проведен SWOT-анализ. Согласно методике, подробно описанной ранее [15], был выявлен потенциал городского развития, а также возможные риски. К позитивным факторам можно отнести следующее: географическое расположение города на побережье Средиземного моря (близость к торговым и туристическим маршрутам); наличие портов; мягкий средиземноморский климат; расположение на набережной исторического центра города; свободные земли вдоль побережья г. Джабла; изобилие природных богатств и наличие памятников архитектуры. К негативным факторам относятся: неэффективный существующий генеральный план города; хаотичная застройка; дороги с некачественным покрытием; отсутствие пешеходных дорожек; устаревшая инфраструктура; проблемы, связанные с функционированием древнего порта; экономика малых городов, зависящая от традиционного экспорта сырья и не имеющая ресурсов для диверсификации с целью активного участия в глобальной мировой экономической системе.
Анализ позволил выявить возможности развития старого порта города как потенциальной достопримечательности; рядом с портом находится место с богатой местной историей старого города. Кроме того, часть земель вдоль побережья не занята застройкой, поэтому эту территорию можно использовать под зону отдыха. Привлекательность набережной также можно повысить за счет правильного использования природных ресурсов и активизации культурного туризма, поскольку туризм является самым быстрорастущим сектором экономики. Отсутствие необходимых административных и финансовых ресурсов для реализации программ городского развития может привести к недовольству населения.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод что, несмотря на множество факторов, сдерживающих развитие, город интересен для туризма благодаря своему культурному и природному богатству. С другой стороны, туризм может служить инструментом экономической диверсификации, позволяя повысить эстетическую привлекательность города и предоставить жителям новые места отдыха.
Направления развития прибрежных территорий г. Джабла. В результате комплексного анализа были определены векторы развития прибрежных территорий города Джабла.
1. Развитие рекреационной составляющей и сохранение историко-культурного наследия. Джабла изобилует историческими сокровищами, и при должном инвестировании в поддержание и улучшение памятников и исторических объектов (замки, музеи и исторический порт), город стал бы намного привлекательнее для ценителей древности. Любителей активного отдыха и спортивного туризма могут привлечь природные богатства региона, что поспособствует развитию таких экстремальных видов спорта, как например, дайвинг и парашютный спорт.
2. Обеспечение интеграции сухопутного и морского пространства. Важнейшей государственной задачей является обеспечение интеграции сухопутного и морского планирования путем объединения прибрежного региона на природном, культурном и историческом уровне. При этом необходимо учитывать следующее:
- природные особенности прибрежных территорий и прогнозируемые ограничения их использования;
- текущее использование исследуемой территории, возможные направления ее развития и влияние стратегии развития территории на комплексное развитие региона;
- национальные проекты и совместные программы между соседними странами.
3. Создание условий для оптимального градостроительного планирования, таких как:
- новый подход к благоустройству зеленых/открытых территорий, включая озеленение вдоль рек и создание муниципальных парков, связанных между собой транспортным движением;
- защита существующего речного, морского и лесного ландшафта посредством создания «зелено-синих сетей», способствующих социально-экономическому развитию и повышению качества жизни;
- участие частного бизнеса и капитала в жизни города.
Таким образом, концепция развития прибрежных территорий г. Джабла была сосредоточена на трех условиях: развитие морского транспорта, жизнеспособность прибрежных территорий и использование природных ресурсов путем размещения территориальных кластеров.
Кластерный подход развития заключается в способности Джаблы привлекать людей при помощи качественных пляжей, исторического и культурного потенциала, горных и лесных ландшафтов. Итоговой целью формирования данного кластера должно стать создание территориального пространства, способствующего развитию общественных мест в городе, соединенных прогулочными маршрутами.
Преимущества кластерного подхода городского развития заключаются в следующем:
а) предоставление более качественных услуг, создание развитой инфраструктуры и развитой сети общественного транспорта. Например, плотное расположение отелей и курортных зон с совместными общественными территориями, позволит снизить затраты на сбор твердых отходов, а расширение централизованной сети канализации и водоснабжения поможет сохранить водные ресурсы;
б) повышение стандартов проживания и качественного уровня удобств для жителей и гостей города сделает его конкурентоспособным на местном и региональном уровнях;
в) развитие местного туризма поспособствует увеличению спроса на товары и различные услуги;
г) наличие единых маркетинговых исследований, позволяющих выявить интересы и предпочтения горожан и туристов, помогут заинтересовать людей с более высоким уровнем дохода, предлагая им различные виды рекреационной деятельности.
Развитие того или иного кластера будет зависеть от туристических маршрутов, которые разделены на три уровня:
Первый уровень - это местный маршрут - представляет собой пешеходные и велосипедные туры по главным достопримечательностям, с возможностью перемещаться из одного кластера в другой, не используя автомобильный транспорт. Прокат велосипедов, самокатов и сервис по их обслуживанию сможет принести дополнительный доход городу.
Второй уровень - это региональный маршрут, который может состоять из морских/сухопутных туров по территории Сирии, включая в себя различные комбинации экскурсионных программ (заповедники, острова, археологические территории). Предлагаемый маршрут может проходить и вдоль побережья соседних стран - Турции и Ливана (рис. 8). Создание таких маршрутов поспособствует благоустройству территорий природных заповедников, прилегающих к ним исторических объектов, а также модернизации морской транспортной инфраструктуры.
И третий уровень - это уровень территориального маршрута, который представляет собой международный сухопутный и морской путь с различными видами туризма на территории Сирии и прилегающих к ней стран.
Рис. 8. Схема предполагаемых водных туристических маршрутов по акватории Сирии, Турции и Ливана
Рекомендации. В результате проведенного исследования сформированы рекомендации по развитию прибрежных территорий малых городов Сирии и соседних стран - Турции и Ливана, которые имеют аналогичные природно-климатические характеристики, схожую бытовую, экономическую, культурную и языковую среду.
На региональном уровне:
- развитие прибрежных малых городов как частей крупного региона;
- развитие морского пространства в регионе на основе инвестирования в природные ресурсы (природные заповедники, острова, зоны для дайвинга и плавания);
- создание единой непрерывной сети особо охраняемых природных территорий в регионе.
На муниципальном уровне:
- создание туристических кластеров;
- сохранение аутентичных историко-культурных памятников и создание новых рекреационных туристических зон;
- повышение ценности прибрежных территорий в комплексном развитии города;
- поддержание и повышение качества окружающей среды за счет увеличения количества зеленых насаждений, обеспечение удобной пешеходной доступности к природным объектам, мотивирование людей к использованию экологичных видов транспорта;
- улучшение социально-экономического положения жителей за счет обеспечения диверсификации экономики малых городов и привлечения новых инвестиций.
Выводы. В работе был представлен сценарий возможного развития прибрежной части Сирии, направленный на развитие экономики, основанной на туризме путем размещения территориальных кластеров на муниципальном уровне и использовании водных маршрутов на региональном уровне. Сформированы предложения по ландшафтно-градостроительной организации и развитию прибрежных территорий малых городов Сирии, которые ориентированы на смену традиционного подхода к городскому планированию на подход, ориентированный на развитие историко-культурной, природной и морской транспортной составляющей. В сценарий развития региона заложено возрождение культурного наследия, сохранение, приумножение природной составляющей и обеспечение доступности к ней, предоставление рекреационных туристических объектов. Данные предложения рекомендуется учитывать при рассмотрении альтернативных региональных планов в будущем, а также их могут использовать местные власти, разработчики и другие специалисты при развитии прибрежных территорий малых городов не только Сирии, но Турции и Ливана.
Источники иллюстраций
Рис. 1-8. Рисунки и схемы выполнены автором статьи на основе открытых источников из сети интернет.
Список источников
1. Ольдерогге Д. Страны и народы Востока: Восточная комиссия Географического общества СССР 1959.
2. Lionello P. et al. Introduction: Mediterranean Climate: Background Information. The Climate of the Mediterranean Region // Elsevier, Amsterdam, The Netherlands. 2012. С. 35-90.
3. Dumper M., Stanley B.E. Cities of the Middle East and North Africa: A Historical Encyclopedia // Bloomsbury Publishing USA. 2006. С. 119-126.
4. Burns R. Monuments of Syria: A Guide: I.B. Tauris, 2011. С. 1-384.
5. Хиджази С. Остров Арвад и финикийские корни (на араб. яз.) // Дамаск: Дар Аль Амани, 1991.
6. Carayon N. Les ports phéniciens et puniques. Géomorphologie et infrastructures // Université Marc Bloch-Strasbourg II. 2008.
7. Faour G., Fayad A., Mhawej M. GIS-based approach to the assessment of coastal vulnerability to sea level rise: Case study on the eastern mediterranean // Journal of Surveying and Mapping Engineering, 2013. T. 1. № 3. С. 41-48.
8. Хайрбек И. История и археология Джаблы (на араб. яз.) // Главное управление сирийской книги, Дамаск. 2014. № 1.
9. Бахнаси А. Сирийское археологическое наследие (на араб. яз.). Дамаск: Министерство культуры Сирии, 2018. Т. 216.
10. Badawi M. Huit tombes hellénistiques et romaines à Jablé // Syria. Archéologie, art et histoire. 2007. № 84. С. 185-204.
11. Boiy T. Gabala: Jebleh during the Hellenistic and Roman Periods. 2008. С. 5-10.
12. Asslan H. La ville de Gabala de l'époque fatimide à l'époque mamelouke: étude archéologique, architecturale et historique. Т. 2. Paris: EPHE, 2011. С. 188-320.
13. Gaudefroy-Demombynes M. La Syrie à l'époque des Mamelouks d'après les auteurs arabes: description géographique, économique et administrative précédée d'une introduction sur l'organisation gouvernementale. Т. 3. Paris: P. Geuthner, 1923. С. 331-333.
14. Perrot-Lanaud M. Small coastal cities: historical and pioneering // The New courier. 2004. С. 18-22.
15. Дахиль Х. выявление стратегии развития набережной малых городов Сирии с применением swot-анализа // Вестник гражданских инженеров. 2023. Т. 100. № 5. С. 512.
References
1. Olderogge D. Countries and Peoples of the East: Eastern Commission of the Geographical Society of the USSR, 1959.
2. Lionello P. et al. Introduction: Mediterranean Climate: Background Information. The Climate of the Mediterranean Region. Elsevier, Amsterdam, The Netherlands, 2012, pp. 35-90.
3. Dumper M., Stanley B.E. Cities of the Middle East and North Africa: A Historical Encyclopedia. Bloomsbury Publishing USA, 2006, pp. 119-126.
4. Burns R. Monuments of Syria: A Guide: I.B. Tauris, 2011, pp. 1-384.
5. Hijazi S. Arwad Island and the Phoenician Roots (in Arabic). Damascus: Dar Al Amani, 1991.
6. Carayon N. Phoenician and Punic ports. Geomorphology and infrastructures. Marc Bloch-Strasbourg University II, 2008.
7. Faour G., Fayad A., Mhawej M. GIS-based approach to the assessment of coastal vulnerability to sea level rise: Case study on the eastern mediterranean. Journal of Surveying and Mapping Engineering, 2013, vol. 1, no. 3, pp. 41-48.
8. Khairbek I. History and Archaeology of Jableh (In Arabic). Syrian General Book Authority, Damascus, 2014, no.1.
9. Bahnasi A. Syrian Archaeological Heritage (in Arabic). Damascus: Syrian Ministry of Culture, 2018, vol. 216.
10. Badawi M. Eight Hellenistic and Roman Tombs in Jableh. Syria. Archaeology, Art and History, 2007, no. 84, pp. 185-204.
11. Boiy T. Gabala: Jebleh during the Hellenistic and Roman Periods, 2008, pp. 5-10.
12. Asslan H. The city of Jableh from the Fatimid to the Mamluk era: archaeological, architectural and historical study. Paris, EPHE, 2011, vol. 2, pp. 188-320.
13. Gaudefroy-Demombynes M. Syria at the time of the Mamluks according to Arab authors: geographical, economic and administrative description preceded by an introduction on governmental organization. Paris: P. Geuthner, 1923, vol. 3, pp. 331-333.
14. Perrot-Lanaud M. Small coastal cities: historical and pioneering. The New courier, 2004, pp. 18-22.
15. Dakheel H. Identifying of development strategy for the waterfront of small cities in Syria using SWOT analysis. Bulletin of Civil Engineers, 2023, vol. 100, no. 5, pp. 5-12.
ОБ АВТОРЕ Дахиль Хеба
Аспирант кафедры «Градостроительство», Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург, Россия [email protected]
ABOUT THE AUTHOR Dakheel Heba
Postgraduate Student of the Department of Urban Planning, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg, Russia [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.10.2024; одобрена после рецензирования 25.11.2024; принята к публикации 02.12.2024.