Научная статья на тему 'Специфика формирования компетенций международного менеджера в условиях глобализации'

Специфика формирования компетенций международного менеджера в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
807
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС / ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / GLOBALIZATION / INTERNATIONAL RELATIONS / INTERNATIONAL BUSINESS / BUSINESS ETHICS / BUSINESS CULTURE / CULTURAL PECULIARITIES / ENTREPRENEURSHIP / HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахалбедашвили Г.Г.

В период стремительного развития международных рынков и всеобщей транснационализации, формирование менеджера как глобальной единицы становиться приоритетным для каждой современной компании. Данная статья описывает основополагающие компетенции, необходимые для формирования менеджера международного уровня, с целью благоприятного и эффективного функционирования как на отечественном, так и на международном бизнес-пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF FORMATION THE COMPETENCE OF INTERNATIONAL MANAGERS IN CONDITIONS OF GLOBALIZATION

In a period of rapid development of international markets and the general transnationalization, the formation of the manager as a global unit is becoming a priority for every modern company. This article describes the fundamentals competence which necessary for the formation of the manager of the international level, with the aim of enabling and effective operation, both on domestic and international business space.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования компетенций международного менеджера в условиях глобализации»

Проблемы экономики и менеджмента

Г.Г. Ахалбедашвили

студент, магистратура «Международный менеджмент», кафедра менеджмента, ФГБОУВПО «Российскийуниверситет

дружбы народов»

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕНЕДЖЕРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В период стремительного развития международных рынков и всеобщей транснационализации, формирование менеджера как глобальной единицы становиться приоритетным для каждой современной компании. Данная статья описывает основополагающие компетенции, необходимые для формирования менеджера международного уровня, с целью благоприятного и эффективного функционирования как на отечественном, так и на международном бизнес-пространстве.

Ключевые слова: глобализация, международные отношения, международный бизнес, этика деловых отношений, деловая культура, культурные особенности, предпринимательство, человеческие ресурсы.

G.G. Akhalbedashvili, Peoples’ Friendship University of Russia

SPECIFICITY OF FORMATION THE COMPETENCE OF INTERNATIONAL MANAGERS IN CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Abstract. In a period of rapid development of international markets and the general transnationalization, the formation of the manager as a global unit is becoming a priority for every modern company. This article describes the fundamentals competence which necessary for the formation of the manager of the international level, with the aim of enabling and effective operation, both on domestic and international business space.

Keywords: globalization, international relations, international business, business ethics, business culture, cultural peculiarities, entrepreneurship, human resources.

В настоящее время в эпоху глобальных интеграционных процессов, когда между деятельностью транснациональных компаний практически стерты всевозможные границы, становление менеджера как космополитичной мультинациональной единицы, который сможет адаптироваться в интернациональной деловой и культурной среде, жизненно необходимо для благоприятного и успешного функционирования международных компаний. Глобальный менеджер - это некое подобие сверхсотрудника, который может эффективно работать не только в отечественной среде, но также успешно сможет приспособиться и к иностранной бизнес-культуре. А для того, чтобы менеджер смог приобрести статус глобального, ему необходимо обладать набором специфических характеристик.

Во-первых, глобальный менеджер должен обладать адаптивностью к деловой бизнес-культуре страны, в которой пребывает либо с которой оперирует. Знание деловой культуры обладает стратегической важностью для менеджера. Компетентность в данной сфере позволяет адаптироваться ему в иностранной среде намного быстрее. Обладая информацией, он может наперед делать прогнозы относительно поведения сотрудников и управляющих и, тем самым, корректировать свои методы работы в соответствии с принятой деловой культурой. Зная кросс-культурные параметры страны, можно успешно функционировать в национальной среде другой компании, не испытывая дискомфорта от непредвиденных обстоятельств.

№ 12 (28) - 2013

49

Проблемы экономики и менеджмента

Во-вторых, наряду с адаптивностью к кросс-культурным особенностям страны, глобальный менеджер должен быть также космополитом. В не зависимости от того, на сколько осведомлен менеджер о стране пребывания и о ее культуре, он должен ее не только узнать, но также и принять. Быть космополитом может не каждый человек, это особая специфика, когда менеджер, абстрагируясь от опыта имеющегося, может принять все то, что диктует страна пребывания. Зачастую не являясь резидентом страны, у менеджера возникает отторжение правил и законов иностранной компании, появляется дискомфорт, что напрямую может повлиять на производительность его труда. По этой причине менеджерам международного уровня необходимо принимать культуру видения бизнеса иностранной компании, уметь интегрироваться в нее, признать параметры иностранной культуры и стать ее частью для дальнейшего комфортного и эффективного функционирования международной команды, а значит и всей компании в целом.

В-третьих, глобальные менеджеры должны обладать таким качеством, как дипломатия. Решения проблем и прочих возникающих вопросов в процессе работы в международных командах стоит решать исключительно дипломатическим путем - по причине того, что международный уровень значительно повышает уровень конфликтности. Международная команда дает компании как исключительно высокий потенциал, так и риск возникновения конфликта в коллективе, что может привести к расколу и снижению всякой эффективности. По этой причине все возникающие вопросы менеджер международного уровня должен решать с точки зрения дипломата, для мирного решения возникшей проблемы и дальнейшего благоприятного функционирования группы.

В-четвертых, менеджер должен также выступать как психолог. В любом случае, независимо от среды пребывания и оперирования, каждый менеджер должен быть психологом. Так как профессия управленца напрямую связанна с людьми, умение анализировать настроение и состояние персонала первостепенно для менеджера. Когда же речь идет о менеджере глобального уровня, потребность в данной компетенции является стратегически важным аспектом. Международный коллектив несет в себе как уникальную синергию опыта знаний и навыков, так и спектр всевозможных разногласий. В этом случае менеджер международного уровня должен на превентивном уровне разрешать возникновение возможной кризисной ситуации в международном коллективе.

В-пятых, не стоит забывать о таком важном факторе, как стрессоустойчивость. Безусловно, данной характеристикой должен обладать менеджер любого звена, но на фоне международного статуса компании стрессовые ситуации возрастают в разы. Это может быть связанно с различиями структуры корпоративной культуры и прочими аспектами, с которыми может столкнуться менеджер в международной компании. Попадая в международный коллектив, менеджер будет испытывать определенный стресс, так как это для него совершенно новая среда со своими специфическими установками. Поэтому стрессоустойчивость приобретает особую важность, так как там и эмоциональная нагрузка на сотрудника в разы вырастает и не идет в сравнение с работой в ординарном коллективе.

50

№ 12 (28) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

В-шестых, это - коммуникабельность. Связи играют большую роль в международном бизнесе, и создание прочных партнерских отношений чрезвычайно важно. Построение хороших деловых связей стратегически важно для каждой компании, тем большую важность прочных коммуникаций создает их интернациональность. Бизнескоммуникации по всему миру дают возможность роста компании и ее сотрудникам, а интернациональное партнерство выводит компанию на качественно новый уровень. Коммуникабельность должна стать неотъемлемой характеристикой глобальных менеджеров для создания прочной базы стратегических партнеров.

В-седьмых, управленец должен руководствоваться этическими нормами поведения. В современном бизнес-сообществе соблюдение этических принципов является необходимым для повышения не только статуса компании, но и лояльности как сотрудников, так и потребителей. Этика деловых отношений приобретает все большую важность в международных бизнес-структурах, так как роль социальной ответственности компании чрезвычайно важна. Каждая мультинациональная компания оперирует этическими постулатами и ведет обширную деятельность в сфере социальной ответственности. Из этого следует, что менеджер, приобретающий статус международного, обязан следовать этике деловых отношений и преодолевать возникающие этические барьеры для эффективного оперирования в

мультинациональной среде.

В-восьмых, глобальные менеджеры должны постоянно улучшать свою компетенцию и приобретать новые знания. В современную эпоху стремительных процессов менеджеры международного уровня должны постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки для успешности своей деятельности. Новые компетенции помогут менеджерам эффективней справляться с международными барьерами - такими, например, как культура деловая и корпоративная, правовое законодательство, организационные вопросы и так далее.

Иными словами, менеджер международного уровня должен обладать множеством личных характеристик для благоприятного взаимодействия с интернациональной группой. Обладая всеми вышеперечисленными характеристиками, менеджер сможет с легкостью адаптироваться в любой национальной среде, что поможет благоприятному функционированию его в международном коллективе, а значит эффективной деятельности и всей компании в целом.

Список литературы:

1. Игнатьева Е.С. Международный бизнес-этикет. - М.: Вече, 2009. - 320 с.

2. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 592 с.

3. Смирнов Г.Н. Российская деловая культура: учебное пособие. - М.: Восток-Запад, 2010. - 152 с.

4. Томс М. Душа бизнеса. Современная этика предпринимательства. - СПб.: ИГ «Весь», 2010. - 224 с.

5. Чумаков А. Глобализация. Контуры целостного мира. - М.: ИФРАН, Проспект, 2013. - 432 с.

№ 12 (28) - 2013

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.