Научная статья на тему 'Специфика формирования бренда образовательной организации (на примере МОАУ «Гимназия № 1» г. Оренбурга)'

Специфика формирования бренда образовательной организации (на примере МОАУ «Гимназия № 1» г. Оренбурга) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бренд / образовательная организация / этапы формирования бренда / продвижение бренда

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бебешко Лариса Олеговна, Калиева Ольга Михайловна

В статье рассматривается особенность формирования бренда образовательной организации на примере МОАУ «Гимназия № 1» г. Оренбурга. Описываются этапы создания эффективного бренда сильной школы. Рассмотрен эффект влияния сильного бренда на лояльность потребителей образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования бренда образовательной организации (на примере МОАУ «Гимназия № 1» г. Оренбурга)»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Специфика формирования бренда образовательной организации (на примере МОАУ «Г имназия № 1» г. Оренбурга)

Бебешко Л. О.1, Калиева О. М.2

2Бебешко Лариса Олеговна / Bebeshko Larisa Olegovna - магистрант;

2Калиева Ольга Михайловна / Kalieva Olga Michailovna - доктор экономических наук, доцент, кафедра маркетинга, коммерции и рекламы, факультет экономики и управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Аннотация: в статье рассматривается особенность формирования бренда

образовательной организации на примере МОАУ «Гимназия № 1» г. Оренбурга. Описываются этапы создания эффективного бренда сильной школы. Рассмотрен эффект влияния сильного бренда на лояльность потребителей образовательных услуг. Ключевые слова: бренд, образовательная организация, этапы формирования бренда, продвижение бренда.

Создание бренда образовательной организации является важным инструментом маркетинга образовательных услуг. Сформированный бренд школы позволяет создать лояльную к ее услугам аудиторию, обеспечить притоком контингента обучающихся, гарантировать «выбираемость» среди других школ образовательного пространства города. Чтобы приступить к созданию бренда образовательной организации, необходимо рассмотреть подходы к специфике его создания.

На сегодняшний день в науке описаны следующие этапы: позиционирование, формирование индивидуальных черт, создание атрибутов бренда, управление брендом, продвижение бренда.

На первом этапе формирования бренда предстояло позиционирование гимназии.

Чтобы убедить покупателей в достоинствах того или иного бренда, необходимо описать, что этот бренд предлагает своим потребителям. Выбирая определенный товар, покупатель должен четко представлять, что он может ждать от этого товара [1, 280]. Потребительские ожидания складываются из принятия и понимания полученных сообщений, исходящих от марки, конкретного предложения своим потребителям, опыта использования товаров данной группы. Потребитель, прежде всего, должен понять, что он получит при использовании именно этого товара, т. е. что ему предлагает производитель данного продукта.

Другими словами, позиционирование - это управление мнением потребителя относительно места (позиции) вашего бренда среди множества различных марок данной или смежной товарной группы. Целью позиционирования является создание у потребителей такого впечатления, что перед ним уникальный, единственный в своем роде товар, что для данной марки не существует альтернативы.

Изучив сильные стороны образовательных услуг гимназии, мы приходим к выводу, что сегодня мы предлагаем ряд позиций, которые отличают гимназию от других подобных школ:

1. Многопрофильное^ в изучении предметов и циклов дисциплин (углубленная подготовка по разным направлениям обучения), начиная с 8 класса.

2. Широкий спектр платных дополнительных образовательных услуг по разным предметам.

3. Обширная внеурочная деятельность, основанная на сбережении здоровья, представленная целым спектром занятий (бальные и народные танцы, волейбол, баскетбол, мини-футбол, гимнастика).

| 25 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015

4. Раннее углубленное изучение английского языка.

5. Среднее качество успеваемости 70-75% в целом по гимназии и до 85% по отдельным предметам.

6. Стопроцентное поступление в вузы, большое количество на бюджетные места, поступление в столичные вузы.

7. Количество учащихся, получивших баллы по ЕГЭ по разным предметам больше 80 от 10 до 20 учащихся из 75 выпускников. Почти ежегодно бывают от одного до пяти стобалльников.

Таким образом, гимназия должна позиционировать себя, как образовательная организация, дающая фундаментальные знания по всем предметам, ориентированная на личность обучающегося, одаренного, способного, мотивированного, пришедшего в школу за качеством.

Говоря о разработке индивидуальных черт школы, очень важно понимать, зачем она создана, для чего существует. В новой программе развития, рассчитанная на срок с 2015 по 2020 учебный год обозначена миссия школы. Новая миссия гимназии звучит следующим образом: «Создание комфортной психолого-педагогической среды, ориентированной на развитие личностных достижений обучающихся и формирование социальных и гражданских компетенций».

Цель деятельности гимназии: формировать человека культуры, компетентного, владеющего интеллектуальным творчеством, духовным опытом, способного реализовать индивидуальный потенциал в динамичных социокультурных условиях обновления общества.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа в старшем звене - институциональная форма реализации этой цели. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

На следующем этапе создания бренда предстоит сформировать индивидуальные черты, создать его атрибуты. Безусловно, некоторые из них уже созданы. Так, в гимназии есть эмблема, которая означает символы трех традиционных профилей. В основе - гуманитарный, он, действительно занимает ведущее место, его символизирует книга. Два других профиля - естественный и математический - тоже обозначены символически.

Гимн гимназии написан учителем Колотовкиной С. А. Кроме того, разработаны единые дневники, придуман их дизайн: на обложке фотография фасада гимназии, внутри сведения из истории школы, фотографии с памятных мероприятий, сведения о лучших выпускниках разных лет, о главных достижениях гимназии в текущем году.

Есть необходимость создать девиз, объединяющий коллектив единомышленников. В разработке находятся фирменные сувениры: ручки с логотипами гимназии, часы, органайзеры с изображениями жизни гимназии.

В обиход введена школьная форма. По прижившейся традиции шьется она для каждого класса отдельно. Следовательно, это фирменные знаки отличия классов друг от друга. Сейчас разрабатываются корпоративные бейджи для заместителей директора и педагогов гимназии.

В 2015 году произведено обновление школьного сайта. Он стал современным и интересным. Думая об удобстве пользователей мы создали независимое, легко запоминающееся доменное имя: www.l-гимназия.рф. Официальный сайт школы -электронное представительство организации в сети, которое состоит из

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 26 |

информационных документов с текстом, графикой, аудио - и видео- контентом. Web-сайт гимназии (официальный сайт образовательной организации) имеет сложную структуру и включает: новости школы, нормативные документы, освещает события школы, акции, предложения, описание предлагаемых услуг, историю развития образовательной организации, фотоальбом, контактную информацию. С целью соблюдения современных требований к сайтам и с целью организации обратной связи на нем создана виртуальная приемная директора с возможностью задать вопрос через сайт.

Сайт организации - это своего рода виртуальный кабинет, который принимает участников образовательного процесса, пользователей сети Интернет. И от того насколько профессионально он будет сделан, как будет организовано общение с пользователем, зависит успех маркетинга каждой конкретной организации в сети. Предполагая, что сайт станет современным маркетинговым инструментом продвижения гимназии на рынке образовательных услуг города, мы создали на нем счетчик посещений, с целью получения обратной связи о количестве и регулярности его посещения той или иной аудиторией.

Не секрет, что работа по созданию бренда длится не один месяц и даже год, это планомерная, продуманная система мер, которой необходимо грамотно управлять.

Развитие бренда школы требует постоянного внимания со стороны руководителя школы и его заместителей да всех членов коллектива. Бренд необходимо постоянно совершенствовать и поддерживать. Для поддержания устойчивого положительного имиджа и формирования бренда школе необходимо постоянно представлять родителям и обучающимся информацию о том, в каком уникальном учреждении они учатся, говорить об особенностях каждодневных событий в школе [4, с.431]. Разработка информационного материала о школе, который должен отражать позитивные перемены в школьной жизни, демонстрировать достижения школы, полученные в процессе перемен, также способствует поддержанию бренда.

Результатами эффективного бренд-менеджмента станут: большое количество потенциальных обучающихся; способность школы минимизировать затраты на продвижение; устойчивость в кризисных ситуациях; укрепление корпоративной культуры. Мы делаем предположение, что показателями лояльности к бренду гимназии будут выступать: высокий конкурс на вакантные для приема места; постоянство контингента обучающихся; рост количества выпускников, которые поступают на бюджетные места в университеты страны; рост степени удовлетворенности школой, рост количества выпускников, приводящих своих детей для обучения в гимназии.

Литература

1. Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов. Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн. СПб.: Питер, 2008.736 с.

2. Важнова О.Г. Формирование бренда общеобразовательной школы

//Ярославский педагогический вестник.2015. №2. С.7-12.

3. Грошев И.В. Бренд как элемент организационной культуры (основные характеристики) // Экономика и управление. 2006. №1. С. 83 -87.

4. Щербакова Т.Н. К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения // Молодой ученый. 2012. № 3. с. 430-434.

| 27 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.