Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА МАТЕРИАЛАХ РОССИЙСКОГО ФОНДА РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ'

СПЕЦИФИКА ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА МАТЕРИАЛАХ РОССИЙСКОГО ФОНДА РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИГРОМАНИЯ / КИБЕРБУЛЛИНГ / СЕКСТИНГ / ТЕХНОФОБИЯ / ИНТЕРНЕТЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никифоров Глеб Ярославович, Романовская Ольга Алексеевна

В статье представлен обзор эмпирических исследований цифровой социализации детей, подростков и молодежи на материалах Фонда Развития Интернет. Публикационная деятельность Фонда в части методологического и эмпирического интереса к личности в информационном обществе сконцентрирована на проблемах обеспечения безопасности молодых пользователей сети Интернет, защиты их от противоправного и агрессивного контента. Авторский вторичный анализ первичных данных, полученных в ходе многочисленных эмпирических исследований Фонда Развития Интернет, позволяет сделать вывод, что одной из самых обсуждаемых, тревожащих и злободневных проблем информационного общества является проблема интернет-зависимости в среде постмиллениалов. Показана многомерность научных изысканий в контексте социально значимых проблем обеспечения безопасности молодых пользователей сети Интернет. Представлено библиографическое описание исследований кибербуллинга, секстинга, игромании, феномена технофобии. Обосновывается вывод о необходимости социологического мониторинга процесса цифровой социализации и развития цифровой социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Никифоров Глеб Ярославович, Романовская Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF EMPIRICAL STUDIES OF DIGITAL SOCIALIZATION BASED ON THE MATERIALS OF THE RUSSIAN INTERNET DEVELOPMENT FUND

The article presents the overview of the empirical research on digital socialization of children, adolescents and young adults on the Internet Development Foundation materials. The publication activities of the Foundation in terms of methodological and empirical interest to the individual in the information society are focused on the problems of ensuring the safety of young Internet users, protecting them from illegal and aggressive content. The authors’ secondary analysis of primary data, obtained in the course of numerous empirical researches of Internet Development Fund, allows to make a conclusion, that one of the most discussed, disturbing and burning problems of information society is the problem of Internet addiction among postmillennials. It shows the multidimensionality of the scientific research in the context of socially important problems of Internet safety for young Internet users. The bibliographical description of the studies of cyberbullying, sexting, gaming addiction, technophobia is given. The conclusion about the necessity of sociological monitoring of the digital socialization process and the development of digital sociology is substantiated.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА МАТЕРИАЛАХ РОССИЙСКОГО ФОНДА РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 261-264 Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2022, vol. 22, iss. 3, pp. 261-264

https://soziopolit.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-3-261-264

Обзорная статья УДК 316.776.2+316.62

Специфика эмпирических исследований цифровой социализации на материалах российского Фонда Развития Интернет

Г. Я. Никифоров, О. А. Романовская к

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Никифоров Глеб Ярославович, аспирант кафедры социальной информатики, timofeich70@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-5163-6170

Романовская Ольга Алексеевна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социальной информатики, Romanovska.ol@ yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1732-8072

Аннотация. В статье представлен обзор эмпирических исследований цифровой социализации детей, подростков и молодежи на материалах Фонда Развития Интернет. Публикационная деятельность Фонда в части методологического и эмпирического интереса к личности в информационном обществе сконцентрирована на проблемах обеспечения безопасности молодых пользователей сети Интернет, защиты их от противоправного и агрессивного контента. Авторский вторичный анализ первичных данных, полученных в ходе многочисленных эмпирических исследований Фонда Развития Интернет, позволяет сделать вывод, что одной из самых обсуждаемых, тревожащих и злободневных проблем информационного общества является проблема интернет-зависимости в среде постмиллениа-лов. Показана многомерность научных изысканий в контексте социально значимых проблем обеспечения безопасности молодых пользователей сети Интернет. Представлено библиографическое описание исследований кибербуллинга, секстинга, игромании, феномена технофобии. Обосновывается вывод о необходимости социологического мониторинга процесса цифровой социализации и развития цифровой социологии.

Ключевые слова: информационное общество, цифровая социализация, игромания, кибербуллинг, секстинг, технофобия, интернет-зависимость

Для цитирования: Никифоров Г. Я., Романовская О. А. Специфика эмпирических исследований цифровой социализации на материалах российского Фонда Развития Интернет // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 261-264. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-3-261-264 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Review

The specifics of empirical studies of digital socialization based on the materials of the Russian Internet Development Fund G. Ya. Nikiforov, O. A. Romanovskaya:

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

Gleb Ya. Nikiforov, timofeich70@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-5163-6170

Olga A. Romanovskaya, Romanovska.ol@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1732-8072

Abstract. The article presents the overview of the empirical research on digital socialization of children, adolescents and young adults on the Internet Development Foundation materials. The publication activities of the Foundation in terms of methodological and empirical interest to the individual in the information society are focused on the problems of ensuring the safety of young Internet users, protecting them from illegal and aggressive content. The authors' secondary analysis of primary data, obtained in the course of numerous empirical researches of Internet Development Fund, allows to make a conclusion, that one of the most discussed, disturbing and burning problems of information society is the problem of Internet addiction among postmillennials. It shows the multidimensional^ of the scientific research in the context of socially important problems of Internet safety for young Internet users. The bibliographical description of the studies of cyberbullying, sexting, gaming addiction, technophobia is given. The conclusion about the necessity of sociological monitoring of the digital socialization process and the development of digital sociology is substantiated. Keywords: information society, digital socialization, gambling addiction, cyberbullying, sexting, technophobia, Internet addiction For citation: Nikiforov G. Ya., Romanovskaya O. A. The specifics of empirical studies of digital socialization based on the materials of the Russian Internet Development Fund. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2022, vol. 22, iss. 3, рр. 261-264 (in Russian). https://doi. org/10.18500/1818-9601-2022-22-3-261-264

This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

© Никифоров Г. Я., Романовская О. А., 2022

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 3

В январе 2022 г. вступила в силу Международная классификация болезней одиннадцатого пересмотра (International Classification of Diseases (ICD)), инициированная Всемирной организацией здравоохранения. Данная классификация «является стандартной для всего мира методикой сбора данных о смертности и заболеваемости, позволяющая оптимальным методом кодировать и статистически обрабатывать медицинскую информацию» [1]. Игро-мания - чрезмерное увлечение компьютерными и видеоиграми - признана одним из видов психического расстройства.

Мировые профессиональные сообщества медиков, психологов, культурологов и социологов, объединив усилия в изучении цифровой социализации, побуждают к ответственной рефлексии особенностей социального поведения детей, подростков и молодежи. Российский исследовательский контент также подчинен междисциплинарной матрице усложняющегося социального знания, что позволяет фиксировать научный и общественный дискурс, релевантный российским условиям [2].

На рубеже XX-XXI вв. в России был основан Фонд Развития Интернет, и за первое двадцатилетие своего существования коллектив Фонда реализовал множество проектов, направленных на содействие развитию Интернета как безопасного пространства для детей, подростков и молодежи. С 2009 г. Фондом издается Информационно-аналитический журнал «Дети в информационном обществе» (32 выпуска на сегодняшний день).

Публикационная деятельность Фонда в части методологического и эмпирического интереса к личности в информационном обществе сконцентрирована на проблемах обеспечения безопасности молодых пользователей сети Интернет, защиты их от противоправного и агрессивного контента. Наиболее заметными более чем за десятилетний период существования Фонда и журнала стали публикации результатов прикладных социологических исследований коллективов авторов (с разной степенью включенности) Галины Солдатовой, Екатерины Кропалевой, Ольги Гостимской, Екатерины Зотовой, Марии Лебешевой, Елены Рассказовой, Тимофея Нестика, Николая Вострокнутова и Льва Перегожина, Елены Белинской, Веры Чудиновой, Елены Колосовой, Александры Губановой, Владимира Шляпникова, Марии Журиной, Владимира Малыгина, Елизаветы Смирновой, Дениса Давыдова и Кирилла Хломова, Светланы Илюхиной [3].

Особенности российских школьников как пользователей интернета раскрыты через

проблематизацию феномена самореализации в компьютерных играх [4]. Эмпирическое исследование «Пойманные одной сетью» подкреплено научной рефлексией концептов «реальный и виртуальный миры» [5]. Проведено исследование «Опасная грань. Какие подростки склонны к зависимости от ПК, компьютерных игр и интернета и как им можно помочь?» [6].

Немаловажным в осмыслении особенностей и специфики цифровой социализации стали результаты эмпирического исследования «Дети киберпространства». Аналитики дали ответ на вопрос: где пролегает «цифровой разрыв» [7]. Одной из самых обсуждаемых, тревожащих и злободневных проблем информационного общества является проблема интернет-зависимости в среде постмиллениалов. Исследователи задаются вопросом: что же это - новая болезнь или издержки нового образа жизни, порожденного стремительным развитием технологий и быстрыми преобразованиями культуры? [8].

В фокусе научного интереса и общественного внимания остаются sexting-проблемы. Проведены российские исследования, посвященные масштабам и влиянию секстинга на подростков, учтены мнения отечественных и зарубежных сексологов и психологов о влиянии порнографии на детей и подростков, а также различные взгляды на решение этой проблемы [9]. Общественно значимыми являются исследовательские усилия по минимизации «сетевой агрессии». Результаты исследований кибербуллинга «Чел, я с тобой! Как противостоять агрессии в сети» показывают, что каждый четвертый ребенок из опрошенных выступал в роли агрессора в Сети или в реальной жизни. Кроме того, агрессия в Сети намного опаснее, чем агрессия оффлайн, и защитить ее жертв почти невозможно [10].

Феномен использования цифровых технологий детьми дошкольного возраста в исследовательском дизайне получил название «Малыш и айпад». Исследование «Факторы риска. Почему дети с высоким уровнем цифровой компетентности все же подвержены опасностям в Сети» показывает, что малыши стремительно осваивают мир интернета и мобильных приложений. Эксперты отмечают, что новые технологии несут в себе новые возможности для детей младшего возраста, а вместе с ними и новые риски [11].

Исследование «Не покупать, а скачивать» посвящено онлайн-покупателям. Социологи показывают, что российские подростки покупают в интернете в 7 раз реже, чем взрослые, и в 10 раз реже, чем их американские сверстники. Ис-

следователи стремятся найти ответ на вопрос «Почему столь активные пользователи Сети так отстают в сфере потребления?» [12].

Общественная дискуссия вокруг сайтов для детей завязалась через исследование «Почти на равных. Анализ уровня цифровой компетентности учителей и школьников». Аналитики показали, что взрослые не успевают за детьми. Дети быстрее и легче старших поколений осваивают новые технологии, умеют делать все сразу и вообще развиваются так стремительно, что родителям и учителям порой остается только следить, в какую сторону идет это развитие [13].

Рефлексия приватности в Сети через информационный хаос и структурированность персональных данных представлена исследованием «Личное или пубЛичное» [14]. Изучение феномена селфи раскрывает специфику сообщений о себе: еде, ландшафте и помещениях, песиках, котиках, хомячках, цветах, близких людях, словом, человеческом окружении.

Фонд Развития Интернет в течение пяти лет реализовывал проект «Линии помощи "Дети онлайн"» и представил результаты исследования «Онлайн-угрозы глазами детей и взрослых» [15]. Феномену дружбы в интернете и друзьям по переписке посвящено исследование «Больше опыта - меньше рисков?», которое показывает, что для современного подростка дружба вполне может начаться онлайн, не ограничиваясь традиционными местами обретения друзей, такими как школа, игровая площадка или улица возле дома. Уточняется корреляция между «цифровым разрывом» и онлайн-рисками в различных регионах России [16].

Тема «Любовь в онлайне» реализована в исследовании «Будьте предсказуемы!». Выводы показывают, что онлайн-пространство нечасто становится местом романтических знакомств, но играет важнейшую роль в том, как подростки флиртуют, ссорятся и общаются с потенциальными или существующими «любимыми». Исследование роли, которую цифровые и социальные медиа играют в романтических отношениях современных подростков, позволяет понять, насколько глубоко вошли гаджеты в их жизнь и как быстро меняются сами технологии. Родители подростка могут помочь ему справиться с трудностями социализации в сложном современном мире или, наоборот, усугубить его внутренние конфликты, снизить адаптивные возможности, тем самым способствуя формированию зависимости [17].

Исследование «Сто друзей подростка» посвящено теме «Социальные сети сегодня и в перспективе». В нем изучается новая ситуация общения, породившая неведомые до эры

технологий феномены, такие, например, как «незнакомые друзья». Рефлексия на тему «Право на забвение» представляет Урван Пар-фентьев - координатор направления интернет-безопасности региональной общественной организации «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ). Отмечается, что с 2016 г. «право на забвение», опробованное в Европе, начинает применяться в России, имея целью создание правовых заслонов унижающему человека контенту или недостоверной информации о нем [18]. Проблемы детской и юношеской техно-филии и технофобии исследуются через родительскую включенность в сетевые технологии. Сегодняшних взрослых, в жизнь которых стремительно ворвались технологии, аналитики условно разделяют на технофилов, с удовольствием осваивающих цифровой мир, и технофобов, опасающихся его негативного влияния. Исследование «Феномен технофобии. Какие стратегии выбирают родители» - иллюстрация того, как родители современных подростков восприняли технологическую революцию начала XXI в. и в какой степени они готовы помогать своим детям в цифровом мире [19].

Исследование «Видеоигры: болезнь века или фактор развития?» сопровождено аналитическим обзором игрового контента, который несет в себе много рисков, но еще больше - стимулов для развития и адаптации детей к будущей жизни [20]. Это исследование дополняется эмпирическим материалом «Детство у экранов», собранным в рамках изучения проблем экранного времени. Представлены различные данные по использованию детьми и подростками цифровых устройств, интернета и медиа как в России, так и за рубежом.

Корпус научных изысканий дополняется глубокой рефлексией возможностей различных концепций и подходов к рассмотрению интернет-зависимости как важнейшего онлайн-риска. Результатом полевого исследования «Осторожно: интернет-зависимость. Как ее распознать и преодолеть» стало утверждение, что интернет-зависимые дети и подростки относятся к группе высокого суицидального риска. Ученые не рекомендуют родителям самостоятельно, без предварительного согласования со специалистом (врачом-психиатром, врачом-психотерапевтом), лишать ребенка или подростка компьютера, или мобильного устройства [20].

Логичным продолжением общей исследовательской тематики стал контент «Гад-жеты и здоровье: мифы, факты, дискуссии», собранный из очевидных утверждений, что повседневная жизнь кардинально изменилась, гаджеты окружают нас, а время, проведенное

Социология

263

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 3

детьми и подростками в Сети в течение дня и ночи, постоянно растет. У научного сообщества пока нет однозначного ответа, как все же экранное время связано с психическим и физическим здоровьем детей, какое время, проведенное в Интернете, считается максимальным, какие есть нюансы и можно ли как-то регламентировать отношения в становящемся все более неразрывным союзе гаджета и ребенка [21]. Социально значимые результаты получены в рамках исследования «С гаджетами круглые сутки? Один день из жизни абитуриента МГУ». Интересно, что в научных исследованиях представители этого поколения иногда называются «цифровыми детьми». Они родились в эру интернета и сегодня не расстаются с гаджетами - инструментами познания и общения. Пришло время говорить о смешанной реальности, а представители поколения Z живут именно в таком мире, когда офлайн- и онлайн-пространства пересекаются, накладываются и дополняют друг друга [21].

Прикладное изучение социального опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах и смешанной реальности, продуцирует дискуссию о необходимости социологического мониторинга и развития цифровой социологии, что усилит интеллектуальный интерес к цифровой социализации не только на макро-, но и на микроуровнях.

Список литературы

1. МКБ-11 (Международная классификация болезней 11 пересмотра). URL: https://icd11.ru/ (дата обращения: 29.01.2022).

2. Melnikova N. I., Romanovskaya O. A. The Russian Concept of Social Informatics in Light of Information Technology Innovation: A Systematic Review // Acta Informatica Pragensia. 2021. Vol. 10, iss. 3. P. 301-332. https://doi.org/10.18267/j.aip.172

3. Годовые отчеты о деятельности Фонда. URL: http:// www.fid.su/publishing/annual-reports (дата обращения: 15.01.2022).

4. Дети в информационном обществе. 2009. Вып. 2 «Во что играем?». URL: http://detionline.com/assets/files/ journal/2/journal-2.pdf (дата обращения: 15.01.2022).

5. Дети в информационном обществе. 2009. Вып. 3 «Год безопасного интернета». URL: http://detionline. com/assets/files/journal/3/journal-3.pdf (дата обращения: 15.01.2022).

6. Дети в информационном обществе. 2009. Вып. 4 «Одаренные дети в онлайне». URL: http://detionline. com/assets/files/journal/4/journal-4.pdf (дата обращения: 07.01.2022).

7. Дети в информационном обществе. 2010. Вып. 6 «Дети киберпространства». URL: http://detionline. com/assets/files/journal/6/journal-6.pdf (дата обращения: 07.01.2022).

8. Дети в информационном обществе. 2011. Вып. 9 «Из-за интернета я не ел и не спал». URL: http:// detionline.com/assets/files/journal/11/journal-11.pdf (дата обращения: 08.01.2022).

9. Дети в информационном обществе. 2012. Вып. 12 «Осторожно: секстинг». URL: http://detionline.com/ assets/files/journal/12/journal-12.pdf (дата обращения: 09.01.2022).

10. Дети в информационном обществе. 2014. Вып. 16 «Сетевая агрессия». URL: http://detionline.com/assets/ files/journal/16/16.pdf (дата обращения: 09.01.2022).

11. Дети в информационном обществе. 2014. Вып. 17 «Малыш и айпад». URL: http://detionline.com/assets/ files/journal/17/_17.pdf (дата обращения: 09.01.2022).

12. Дети в информационном обществе. 2014. Вып. 18 «Он-лайн-покупатели». URL: http://detionline.com/assets/files/ journal/18/number18.pdf (дата обращения: 09.01.2022).

13. Дети в информационном обществе. 2015. Вып. 19 «Сайты для детей: технологии или искусство?». URL: http://detionline.com/assets/files/journal/19/19_2.pdf (дата обращения: 15.01.2022).

14. Дети в информационном обществе. 2015. Вып. 20 «Личное или пубЛичное». URL: http://detionline. com/assets/files/journal/20/4_80_6.pdf (дата обращения: 12.02.2022).

15. Дети в информационном обществе. 2015. Вып. 21 «Феномен селфи». URL: http://detionline.com/assets/ files/journal/21/_21.pdf (дата обращения: 12.02.2022).

16. Дети в информационном обществе. 2015. Вып. 22 «Друзья по переписке». URL: http://detionline.com/ assets/files/journal/22/22number.all.pdf (дата обращения: 30.01.2022).

17. Дети в информационном обществе. 2016. Вып. 23 «Интернет и любовь». URL: http://detionline.com/ assets/files/journal/23/23_web.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

18. Дети в информационном обществе. 2016. Вып. 24 «Сто друзей подростка». URL: http://detionline.com/ assets/files/journal/24/24nomer.pdf (дата обращения: 10.01.2022).

19. Дети в информационном обществе. 2016. Вып. 25 «Технофилы и технофобы». URL: http://detionline. com/assets/files/journal/25/25.pdf (дата обращения: 25.01.2022).

20. Дети в информационном обществе. 2018. Вып. 29 «Детство у экранов». URL: http://detionline.com/ assets/files/journal/29/29Full.pdf (дата обращения: 15.01.2022).

21. Дети в информационном обществе. 2019. Вып. 31. «Гаджеты и здоровье : мифы, факты, дискуссии». URL: http://detionline.com/assets/files/journal/31/DI031%2002-2019%20all%20small.pdf (дата обращения: 19.01.2022).

Поступила в редакцию 20.04.2022; одобрена после рецензирования 28.04.2022; принята к публикации 04.05.2022 The article was submitted 20.04.2022; approved after reviewing 28.04.2022; accepted for publication 04.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.