Научная статья на тему 'Специфика двусторонней коммуникации в блогосфере: от интернет-аудитории к интернет-сообществу'

Специфика двусторонней коммуникации в блогосфере: от интернет-аудитории к интернет-сообществу Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
980
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГОСФЕРА / ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ДВУСТОРОННЯЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / BLOGOSPHERE / CIVIC JOURNALISM / TWO-WAY COMMUNICATION / ONLINE COMMUNITY / INTERACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шамаев Иван Николаевич

Изучение блогосферы как коммуникативной среды является одним из магистральных направлений исследования данного феномена. Раскрытие механизмов двусторонней коммуникации, а также их технологических, социальных и идеологических оснований, приведших к появлению интернет-сообщества, представляется необходимым для выявления сущности блогов, определения перспектив их взаимодействия с профессиональной журналистикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF TWO-WAY COMMUNICATION IN THE BLOGOSHPERE: FROM THE INTERNET AUDIENCE TO THE INTERNET COMMUNITY

The study ofthe blogosphereas the communicationmedium is oneof the main direct ions of researchof this phenomenon.T he disclosur e ofmechanisms oft wo-way communication, as well as theirtechnological, social, and ideological reasonsleading upto the emergence ofthe Internet community, it is necessaryto identify theessence ofblogs, as well as to determine the prospectsof their interaction withprofessional journalism.

Текст научной работы на тему «Специфика двусторонней коммуникации в блогосфере: от интернет-аудитории к интернет-сообществу»

Ä®

Шш

www.volsu.ru

УДК 070:004 ББК 76.000.036

СПЕЦИФИКА ДВУСТОРОННЕЙ КОММУНИКАЦИИ В БЛОГОСФЕРЕ: ОТ ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИИ К ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВУ

Иван Николаевич Шамаев

Аспирант кафедры журналистики и медиакоммуникаций, Волгоградский государственный университет stilvolsu@mail.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Изучение блогосферы как коммуникативной среды является одним из магистральных направлений исследования данного феномена. Раскрытие механизмов двусторонней коммуникации, а также их технологических, социальных и идеологических оснований, приведших к появлению интернет-сообщества, представляется необходимым для выявления сущности блогов, определения перспектив их взаимодействия с профессиональной журналистикой.

Ключевые слова:блогосфера, гражданская журналистика, двусторонняя коммуникация, интернет-сообщество, интерактивность.

Одним из фундаментальных моментов в раскрытии механизмов коммуникации внутри блогосферы будет определение специфических черт такого явления, как двусторонняя коммуникация в данной среде. В этой связи первоочередной задачей представляется выделение таких основополагающих терминов, как «интернет-аудитория» и «интернет-сообщество», а также установление тех фундаментальных признаков, на основе которых они могут быть дифференцированы.

Понятие «интернет-аудитория» распространено в социологических исследованиях, ставящих своей целью анализ распространенности глобальной сети как средства коммуникации. Большинство работ в этом направлении ¡2 игнорируют социальную природу Интернета ^ как виртуальной реальности, сосредотачиваясь

И. на чисто технических аспектах. К

« Термин «интернет-сообщество» употреб-Ц ляется в нескольких смыслах. Глобальное интернет-сообщество по своим признакам похо-© дит на интернет-аудиторию, однако в данном

случае наблюдаем смещение акцентов на социальность системы, а также на ее неоднородность и одновременное наличие структуры. Внутри масштабной системы можно выделять разнообразные подсистемы, или микросообщества. Если на ранних стадиях развития Интернета появление таких локальных сообществ детерминировалось развитием технологий, то сейчас они создаются и функционируют на собственных основаниях, во многом определяя социальную атмосферу сетевого коммуникативного пространства.

Полученная схема правомерна как для сети в целом, так и для блогосферы как ее части. В этом случае в качестве глобального сообщества будет выступать все многообразие сетевых дневников, в качестве разноуров-невыхкомьюнити - блогосфера Рунета в це-лом,ее отдельные сегменты, а внутри них -локальные блогерские сообщества.

Само возникновение дихотомии «аудитория - сообщество» в процессе изучения специфики реципиентов при сетевом общении явля-

ется симптоматичным. В соответствии с традиционными представлениями, аудитория выступает скорее в качестве пассивного объекта информационного воздействия - само собой, с известными оговорками. В то же время термин «сообщество» подразумевает наличие системного образования и сложных разнонаправленных связей внутри своей структуры. Такой термин гораздо удачнее вписывается в парадигму исследования сетевых коммуникаций, в том числе и блогосферы. Более того, с его помощью мы можем выявить социальную природу блогерских сообществ, чтобы затем определить, каким образом они взаимодействуют с другими институтами общественной жизни, в том числе и с традиционными средствами массовой коммуникации.Проследим, за счет каких средств происходит эволюция аудитории блогосферы до сообщества.

Во-первых, это стирание границ между коммуникатором и коммуникантом внутри сети. Интернет можно рассматривать как демократичное поле текстов. В этом пространстве представлены интраперсональные, межличностные и массовые коммуникации, причем установление границ между ними представляется на данном этапе развития Сети достаточно проблематичным. Отечественный ученый И. И. Засурский указывает на прямую и органичную связь коммуникации в Интернете с «многократным расслоением и усложнением информационной среды, в которой появляется интерактивный компонент, когда из СМИ пропадает буква «М». То есть СМИ и СМК становятся просто системами информации и коммуникации, в то время как «массы» исчезают, «массы» становятся все более призрачны-ми»[1]. В выделенной исследователем «призрачности масс» мы диагностируем их трансформацию в блогерские сообщества.

Внутри блогосферы выделенная поливариантность коммуникации проявляется в том, что в ней могут быть представлены дневники с ограниченным доступом (вплоть до одного человека); блоги, ориентированные на общение в определенных группах - малых или больших, но при этом достаточно устойчивых в количественном отношении; а также авторский контент, максимально приближенный к транслируемому через традиционные средства массовой коммуникации. Уже отмеченная нами

неустойчивость границ между такими негомогенными явлениями, а также увеличение функций и целей блогов, создают ряд разнообразных проблем, в том числе и в области взаимодействия и взаимопроникновения сетевых дневников и средств массовой информации.

Во-вторых, расширение механизмов обратной связи в сети. «В массовом масштабе потребитель продукта традиционных СМИ является пассивным участником коммуникационного процесса, который по своей природе яв-ляетсяодносторонним. Интернет, напротив, уникален как канал для налаживания связей со своими конечными пользователями, он выводит на новый уровень и коммуникативные функции СМИ, предоставляя возможность для быстрого реагирования не только отдельным лицам, но и достаточно большим массам лю-дей»[2, с. 81]. Именно высокий уровень интерактивности и возможности моментального отслеживания реакции аудитории делает бло-госферу привлекательной для структур, изучающих общественное мнение и старающихся влиять на него: средств массовой информации, центров социологических исследований, коммерческих организаций, политических объединений и т. п. Их присутствие, в свою очередь, оказывает значительное влияние на характер функционирования блогосферы, стимулирует ее развитие в русле общественно важной информации, не ограничивающейся сведениями личностного характера.

Комментированием постов может заниматься любой пользователь Интернета, читающий блоги. Таким образом, из пассивного потребителя информации он превращается в ее интерпретатора, имея возможность оценить полученные сведения, дополнить их, публично выразить свое к ним отношение. Как отмечает западный исследователь Люк Гуд, такое «критическое вмешательство» должно рассматриваться в едином контексте с производством оригинального контента непрофессиональными журналистами (того, что составляет ядро гражданской журналистики)[5]. Важным, на наш взгляд, является тот факт, что даже при наличии ссылок на другие блоги или сайты и высокой степени цитируемости абсолютное большинство блогов несет оригинальный авторский контент в виде субъективного комментария к основному тексту.

В-третьих, интерфейс большинства бло-гохостингов подразумевает наличие возможности воздания сообществ и групп по интересам, внутри которых происходит общение на заданную тематику. Более того, зачастую обсуждение социально значимых проектов в блогосфере происходит посредством подобных групп, а не в виде постов отдельно взятого автора и комментариев к ним. С расширением функций блогов и появлением внутри данной коммуникационной среды политических, экономических и иных социально важных акторов, преследующих свои прагматические цели, интерес к группам сетевых дневников имеет тенденцию к увеличению, что позволяет прогнозировать развитие такой формы коммуникации в ближайшем будущем. Так, российский политолог Д. С. Мартьянов указывает на то, что в политической области намеченную коммуникативную стратегию гораздо удобнее реализовывать посредством сообществ, а не отдельного блога какого-либо конкретного человека, даже если это медийная личность: «В большинстве случаев подобные странички производят небольшой эффект, поскольку политики редко вступают в дискуссии с читателями их блогов. Гораздо эффективнее использование блогов политическими партиями и общественными организациями, поскольку доступ к передаче информации через общий канал имеют сразу все члены данного сообщества, что повышает обновляе-мость ресурса и расширяет круг обсуждаемых проблем. В этом случае возможно создание одного или нескольких «неофициальных» сообществ, которые могли бы обсуждать проблемы той или иной политической партии и пропагандировать ее идеи. В рамках подобных сообществ могут вестись внутрипартийные дискуссии с участием людей из разных регионов, обмен информацией о политических процессах на местном и региональных уровнях. При этом «включенность» участников в процесс гораздо выше, нежели в блогах политических лидеров»[3, с. 72-73].

С определенной долей относительности эти слова можно перенести с политической области функционирования блогов - одной из самых популярных в Рунете - на другие тематические и функциональные блоки сетевых сообществ.

Все указанные технические возможности стали неотъемлемой частью и необходимой предпосылкой наблюдаемой нами эволюции интернет-аудитории до интернет-сообщества. Тем не менее, они не могли обеспечить данную трансформацию сами по себе. Таким образом, возникает необходимость проследить, комплекс каких исторических и социальных факторов обусловил возникновение сетевых сообществ. Данные факторы, несмотря на высокую степень универсальности процессов, происходящих в Интернете вообще и в блогос-фере в частности, для Рунета будут обладать рядом немаловажных специфических характеристик, игнорирование которых привело бы к неполноте полученных представлений.

Необходимо отметить, что в нашей стране глобальная сеть распространилась несколько позже, чем в странах западной Европы и США. Рунет на начальной стадии своего существования представлял собой полуэлитарный клуб, и говорить о массовости данного явления невозможно. Д. В. Смирнов, определяя специфику глобальной Сети в России, выделяет главную черту: «Что самое характерное, первыми были, как правило, «компьютерщики» - системные администраторы, программисты. Причина ясна: так как интернет -это компьютерная технология, первыми к ней получили доступ не-гуманитарии. Но помимо того, что Интернет - это компьютерная технология, это еще и текстовая (даже гипертекстовая) среда со своими законами, которую нужно осваивать. За редким исключением гуманитариев в Сети не было, не говоря уже о «нормальных», оффлайновых журналистах: те просто не понимали, зачем нужен интернет и что туда писать»[4].

Иными словами, на первой стадии развития Рунета он уже представлял собой полузакрытое сообщество. Само собой, основания, на которых оно функционировало на тот момент, принципиально отличаются от тех, на которых базируется современная массовая блогерская общность. Однако не обратить внимания на эту генетическую связь было бы, на наш взгляд, кардинально неверно.

Главным фактором, вызвавшим кризис авторских проектов пионеров Рунета и повлекшим разрушение первоначального интернет-сообщества, а также детерминировавшим

появление онлайновых изданий, принято считать резкое увеличение количества пользователей исведений, публикуемых посредством Сети: один человек, тем более без профессионального образования, уже не мог на должном уровне отслеживать и обрабатывать массивные информационные потоки. Однако наряду с количественными изменениями происходили икачественные. Интернет становился полноправным средством распространения социально важной информации, рассчитанной на широкие слои общества, то есть производителем собственно журналистских текстов. Возрастающий доступ к Сети и потребность аудитории в оперативной и достоверной информации предопределили появление в Рунете профессиональных изданий с собственным штатом работников и четко продуманной конвенциональной стратегией.

Наряду с указанным выше процессом появления в Интернете профессиональных журналистов и «привратников», ориентированным на перенесение в сеть оффлайновых коммуникативных моделей и направленным на складывание интернет-аудитории, получает распространение и противоположно направленная тенденция, связанная с непосредственным развитием блогосферы как одной из частей возникающего интернет-сообщества.

В период с конца 1990-х и до середины 2000-х мы можем наблюдать становление бло-госферы Рунета именно внутри парадигмы глобального интернет-сообщества, включающего в себя множество подсистем. Устойчивое развитие в данном направлении было на какое-то время прервано в силу ряда объективных и субъективных причин, среди которых в качестве главных мы выделяем следующие.

1) Феномен развития и распространения блогов получил широкий общественный резонанс; именно в это время наблюдаем наибольший прирост новых сетевых дневников и появление внутри блогосферы участников, не подготовленных к интеграции в интернет-сообщество в силу отсутствия времени, творческих сил и социальных запросов. Глобальная сеть в России становится действительно массовой, появляется большое количество новых пользователей. Можно диагностировать резкое увеличение информации личностного характера и, соответственно, межлично-

стных коммуникаций посредством блогов, в то время как групповая и массовая виды коммуникации отходят на задний план.

2) Вызванное массовостью блогосферы проникновение в данное пространство политических, экономических и иных субъектов, не осознающих еще в полной мере специфики распространения информационных потоков внутри сетевой структуры и поэтому тоже не способных к встраиванию в парадигму интернет-сообщества. Появление огромного количества спам-блогов и увеличение количества вирусной информации.

Подобная ситуация, с одной стороны, детерминировала определенный временный спад в развитии интернет-сообщества, однако с другой - предопределила его дальнейшее развитие. Уже к концу 2000-х сфера межличностного общения из блогосферы переходит в сервисы мгновенных сообщений и социальные сети, а доля активных пользователей блогов после резких колебаний устанавливается на относительно стабильной отметке в 11 % от общего числа пользователей Интернета.

Первоначально инородные объекты в блогосфере - представители бизнеса, политические акторы и проч. - не добившись реализации своих прагматических целей путем культивирования информации, не приспособленной к циркуляции внутри блогосферы, были вынуждены встраиваться в систему интернет-сообщества, дополняя ее и во многом определяя ее современный облик.

В действительности уникальность путей развития блогосферы Рунета была обусловлена единовременной демократизацией Интернет пространства и демократизацией самой общественной жизни. Если традиционные виды СМИ в период гласности с разной степенью успешности отражали общественные процессы, происходящие в стране, делая ставку на информационность, то блогосфера, представляющая собой совокупность авторских взглядов на эти процессы, являла собой не что иное, как инструмент прямой демократии. Именно данный факт предопределяет неослабевающий уже на протяжении десятилетия интерес к феномену блогосферы.

Касаясь проблемы становления Интернета как явления социального, а блогосферы -как совокупности определенных сообществ,

оторвавшихся от традиционных представлений о пассивной аудитории и потенциально ставящих перед собой разнообразные общественные цели и задачи, необходимо отметить, что наряду с процессами демократизации, происходившими не так давно в нашей стране, невозможно проигнорировать процесс де-массификации общества в целом, характерный для всей западной цивилизации. В этом плане блоги являются характерным примером деконструктивистской системы, в которой практически невозможно найти центр, а де-массификацию можно рассматривать в качестве постмодернистского явления. С этой точки зрения складывание интернет-сообществ как альтернативы интернет-аудитории выглядит идеологически и философски обоснованным, особенно на фоне отсутствия инструментария, который бы позволил установить четкую структуру сообществ - в его отсутствие система становится подлинно деконструкти-вистской. На данном этапе развития коммуникативных технологий, когда общественное значение Интернета в целом и блогосферы в частности становится все ощутимее, правомерно говорить о двусторонней направленности этого процесса: философские системы находятся в постоянном взаимодействии с социально ориентированными информационными площадками, как воздействуя на них, так и испытывая определенное воздействие последних, особенно возросшее в эпоху медиатизации теоретического знания.

Таким образом, на данный момент мы можем наблюдать не просто возвращение бло-госферы в парадигму интернет-сообщества, но развитие самой этой парадигмы. Выделение этого феномена ставит перед исследователями ряд вопросов, связанных со спецификой этой коммуникативной среды, выявления законов ее функционирования, информационного и социального потенциала и т. п.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Агитпроп или самиздат: Беседа Глеба Павловского, Ивана Засурского и Виталия Куренного / И. И. Засурский - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid= 13&article=5931.

2. Лукина, М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева. - M.: Изд-во факультета журналистики МГУ, 2005. - 89 с.

3. Мартьянов, Д.С. Виртуальные сообщества в блогах: практика взаимодействия с политическими акторами / Д.С.Мартьянов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена -2007. - Вып. 36.- С. 67-75.

4. Смирнов, Д.В. Авторские проекты как пример адекватной реализации свойств интернета. -2002. - Электрон.текстовые дан. - Режим доступа: http: //spectator. ru/diploma/.

5. Luke Goode. Social news, citizen journalism and democracy/ L. Gude -Электрон. текстовые дан.-Режим доступа: http://nms.sagepub.com/content/11/ 8/1287.abstract.

SPECIFICS OF TWO-WAY COMMUNICATION IN THE BLOGOSHPERE: FROM THE INTERNET AUDIENCE TO THE INTERNET COMMUNITY

Ivan Nikolaevich Shamaev

Postgraduate Student of the Department of Journalism and Media Communications,

Volgograd State University

stilvolsu@mail.ru

University Avenue, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The study ofthe blogosphereas the communicationmedium is oneof the main directionsof researchof this phenomenon.The disclosure ofmechanisms oftwo-way communication, as well as theirtechnological, social, and ideological reasonsleading upto the emergence ofthe Internet community, it is necessaryto identify theessence ofblogs, as well as to determine the prospectsof their interaction withprofessional journalism.

Key words: blogosphere, civic journalism, two-way communication, online community, interactivity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.