Научная статья на тему 'Специфика дистанционной формы обучения в образовательном процессе'

Специфика дистанционной формы обучения в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2064
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / система дистанционного обучения / педагогическое взаимодействие

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спивакова В. В.

В статье говорится о том, что дистанционное обучение имеет свою специфику. Автор определил условия эффективного педагогического взаимодействия при дистанционной форме обучения, систему дистанционного обучения и функции преподавателя и рассмотрел дистанционное обучение как особую технологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proves that distant learning has its own specifics. The author determines the conditions for effective pedagogic interaction in distant learning, its system and a tutor"s functions and views distant learning as a special technology.

Текст научной работы на тему «Специфика дистанционной формы обучения в образовательном процессе»

В. В. Спивакова

СПЕЦИФИКА ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Ставропольского государственного аграрного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. И. Горовая

В статье говорится о том, что дистанционное обучение имеет свою специфику. Автор определил условия эффективного педагогического взаимодействия при дистанционной форме обучения, систему дистанционного обучения и функции преподавателя и рассмотрел дистанционное обучение как особую технологию.

Ключевые слова: особенности, система, элементы, технология, координатор.

The article proves that distant learning has its own specifics. The author determines the conditions for effective pedagogic interaction in distant learning, its system and a tutor's functions and views distant learning as a special technology.

Key words: peculiarities, system, elements, technology, coordinator.

П оиск путей совершенствования образовательной практики привел к возникновению новой формы обучения - дистанционному обучению (ДО).

В России чаще используются понятия «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». По утверждению Н. В. Монахова1, понятие «дистанционное образование» более точно передает смысл процесса.

Под дистанционным образованием следует понимать процесс распространения и доставки образовательных услуг или возможностей использования образовательных ресурсов в места, расположенные вне учебного помещения, здания или центра, или в другое учебное помещение, здание или центр, используя видео, аудио, компьютерные, мультимедиа коммуникации или

какое-либо их сочетание с другими, тради-

я 2

ционными способами доставки .

В современной литературе выделяют следующие главные характеристики дистанционного образования: представление .учебных материалов в доступной для каждого обучающегося форме; отношения эмпатии и личностные связи между студентами и преподавателями-консультантами; выбор и использование нетрадиционных

средств информации; ранняя обратная связь (с момента регистрации обучаемого); внутригрупповая интерактивность; индивидуализация обучения.

В трактовке Н. В. Монахова дистанционное обучение - это форма получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Исследуя особенности дистанционного

3

обучения, А. А. Андреев среди них выделяет следующие: 1) гибкость - обучающие-

ся занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и темпе; 2) модульность - в основу программ ДО закладывается модульный принцип, что позволяет из набора независимых дисциплин формировать учебный план, отвечающий индивидуальным и групповым потребностям обучающихся; 3) параллельность - обучение может проводиться «без отрьша от производства»; 4) дальнодействие - расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не влияет на каче-

ство образовательного процесса; 5) асинх-ронностъ - в процессе обучения педагог и студент работают по удобному для каждого расписанию; 6) охват, или массовость, -количество обучающихся в системе ДО не является критичным параметром; 7)рента-бельность - ДО экономически эффективнее традиционных форм получения образования; 8) преподаватель - в системе ДО выполняет новые роли и функции; 9) обучающийся - требования к студенту существенно отличаются от традиционных; 10) новые информационные технологии - в системе ДО используются все виды информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т. д.; 11) социальность - ДО в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования: 12) интернациональ-

ность - посредством ДО осуществляется экспорт и импорт образовательных услуг.

Перечисленные особенности дистанционного обучения, по мнению автора, определяют его преимущества перед другими формами получения образования.

4

П о словам В. И. Канаева , дистанционное обучение не меняет каноническую дидактическую (или педагогическую) систему. Эта система состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения, что позволяет проводить ее исследование и разработку как целостного педагогического явления. Действительно, ДО не антагонистично другим формам обучения и впитало в себя все существенные элементы обучения, хотя содержание их может изменяться.

По мнению А. А. Андреева, дидактическая система, в которой реализуется ДО, должна включать в себя 12 элементов: помимо семи основных она включает еще пять - учебно-материальный, идентификационно-контрольный, норматив-

но-правовой, финансово-экономический и маркетинговый.

В контексте рассматриваемой нами проблемы представляется интересной позиция В. М. Монахова, который считает, что для вхождения в систему ДО и эффективного обучения в ней необходимо формирование базового уровня информационной культуры (БИК) обучаемого. В категорию БИК обязательно должны входить: информационные качества личности; способность получать новую информацию; умение создавать на основе полученной информации новую; применение технологий в профессиональной деятельности; участие в информационном взаимодействии; открытость 5

для творчества .

Исходя из сказанного, можно заключить, что дистанционное обучение - это не только специфическая форма получения образования, но и особая технология.

Технологии дистанционного обучения направлены на реализацию учебно-воспитательного процесса независимо от конкретной учебной дисциплины. Они могут включать в себя различные специализированные технологии из других областей науки и практики. Иначе говоря, технология дистанционного обучения (ТДО) может быть определена как система методов, специфичных средств и форм обучения для тиражируемой реализации заданного содержания образования.

Как известно, традиционная модель обучения базируется на лекциях, семинарах, лабораторных работах, различных видах игр, самостоятельной работе студентов и пр. В ее основе - книга (текст) и преподаватель как интерпретатор знания. В случае дистанционного обучения перечень форм учебной деятельности обучающихся существенно расширяется (телеконференции, работа с банками знаний, проектные работы, тренинги и другие виды деятельности, предполагающие использование компьютерных и иных современных технологий). Следствием применения новых организаци-

онных (технологических) форм обучения становятся принципиальные перемены в способах овладения знаниями, в содержании взаимодействий студента и преподавателя, которые при ДО существенно меняются.

Эффективность педагогического воздействия при дистанционной форме обучения посредством компьютерных телекоммуникационных сетей невозможно понять вне особенностей общения между обучающим и обучаемым. Здесь важно найти пути решения проблем, обусловленных тем, что:

• информация в процессе общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;

• вербальное общение реализуется при помощи фактического, информационного, дискуссионного и исповедального типов диалогов;

• органическим дополнением вербальной речи является употребление невербальных средств общения, таких как кинесика (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистика (качество голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистика (включение в речь пауз, смеха, покашливаний и т. п.), проксемика (пространственная и временная организации общения - хронотипы «вагонного попутчика», «больничной палаты» и т. п.), визуальное общение (контакт глазами);

• интерактивная сторона общения проявляется в совместной деятельности;

• в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между его участниками.

Как видим, при ДО не все перечисленные действия возможны. Тем не менее активное общение в системе дистанционного обучения возможно, и оно имеет свою специфику. Обучающиеся при ДО оказываются в совершенно новых условиях не только потому, что могут находиться на большом расстоянии, быть занятыми производственными делами и т. п., но и потому, что им предоставлена «свобода» в обучении. Это

и свободный график, и гибкий выбор дисциплин и т. д. Однако «свободой» надо уметь пользоваться. В этой связи высокие требования предъявляются к личностным качествам студентов: настойчивости, целеустремленности, честности и др. Они должны владеть основами методики и техники самостоятельной работы, навыками работы со средствами НИТ.

Прежде всего отметим, что при ДО привлекает не только возможность обеспечения оперативной обратной связи между обучаемым и обучающим на расстоянии по сети, увеличение числа «степеней свободы» в выборе «маршрута», темпа и содержания обучения, средств предоставления знаний, но и постоянная актуализация учебного материала с наименьшими затратами. В связи с идеями индивидуализированного и развивающего обучения особый интерес представляют психолого-педагогические, функциональные возможности использования средств информационно-коммуникационных технологий в обучении. В отличие от традиционного обучения, где обучаемый рассматривается одновременно и как субъект, и как объект образовательного процесса, при дистанционном обучении благодаря компьютеру он выступает только в качестве субъекта.

Итак, дистанционное обучение в контексте взаимодействия «преподаватель -студент» принципиальным образом меняет роли обучающегося и обучающего: последний выступает координатором, функцию же интерпретации знаний принимает на себя студент.

Какова в последнем случае специфика труда преподавателя? Он отвечает в первую очередь за координацию познавательного процесса, корректировку изучаемого курса, консультирует студента при составлении индивидуального учебного плана его работы, руководит ходом выполнения учебных заданий, проектов и др. Все заметнее преподаватель принимает на себя функции сопровождения профессионального само-

определения студента. Этот вывод являет- ствия информационных массивов и студенея логичным следствием самой технологии та, самостоятельно, но под руководством

ДО, которая представляет собой совокуп- преподавателя, осваивающего определенность методов, форм и средств взаимодей- ный массив знаний.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Монахов Н. В. Эволюция дистанционного образования // Информационные технологии. 2004.

№5.

Агатное С. В. Проблемы выбора платформы для дистанционного обучения // Образовательные технологии и общество. 2004. № 7(1). С. 140-145.

3

Андреев А. А. Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования // Инновации в образовании. 2003. № 4.

*Канаев В. И. Реализация дидактических принципов в системе дистанционного образования // Инновации в образовании. 2005. № 3. С. 50-56.

5

Монахов В. М. Проектирование современной модели дистанционного образования // Инновации в образовании. 2005. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.