В. В. Спивакова
СПЕЦИФИКА ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Ставропольского государственного аграрного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. И. Горовая
В статье говорится о том, что дистанционное обучение имеет свою специфику. Автор определил условия эффективного педагогического взаимодействия при дистанционной форме обучения, систему дистанционного обучения и функции преподавателя и рассмотрел дистанционное обучение как особую технологию.
Ключевые слова: особенности, система, элементы, технология, координатор.
The article proves that distant learning has its own specifics. The author determines the conditions for effective pedagogic interaction in distant learning, its system and a tutor's functions and views distant learning as a special technology.
Key words: peculiarities, system, elements, technology, coordinator.
П оиск путей совершенствования образовательной практики привел к возникновению новой формы обучения - дистанционному обучению (ДО).
В России чаще используются понятия «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». По утверждению Н. В. Монахова1, понятие «дистанционное образование» более точно передает смысл процесса.
Под дистанционным образованием следует понимать процесс распространения и доставки образовательных услуг или возможностей использования образовательных ресурсов в места, расположенные вне учебного помещения, здания или центра, или в другое учебное помещение, здание или центр, используя видео, аудио, компьютерные, мультимедиа коммуникации или
какое-либо их сочетание с другими, тради-
я 2
ционными способами доставки .
В современной литературе выделяют следующие главные характеристики дистанционного образования: представление .учебных материалов в доступной для каждого обучающегося форме; отношения эмпатии и личностные связи между студентами и преподавателями-консультантами; выбор и использование нетрадиционных
средств информации; ранняя обратная связь (с момента регистрации обучаемого); внутригрупповая интерактивность; индивидуализация обучения.
В трактовке Н. В. Монахова дистанционное обучение - это форма получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Исследуя особенности дистанционного
3
обучения, А. А. Андреев среди них выделяет следующие: 1) гибкость - обучающие-
ся занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и темпе; 2) модульность - в основу программ ДО закладывается модульный принцип, что позволяет из набора независимых дисциплин формировать учебный план, отвечающий индивидуальным и групповым потребностям обучающихся; 3) параллельность - обучение может проводиться «без отрьша от производства»; 4) дальнодействие - расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не влияет на каче-
ство образовательного процесса; 5) асинх-ронностъ - в процессе обучения педагог и студент работают по удобному для каждого расписанию; 6) охват, или массовость, -количество обучающихся в системе ДО не является критичным параметром; 7)рента-бельность - ДО экономически эффективнее традиционных форм получения образования; 8) преподаватель - в системе ДО выполняет новые роли и функции; 9) обучающийся - требования к студенту существенно отличаются от традиционных; 10) новые информационные технологии - в системе ДО используются все виды информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т. д.; 11) социальность - ДО в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования: 12) интернациональ-
ность - посредством ДО осуществляется экспорт и импорт образовательных услуг.
Перечисленные особенности дистанционного обучения, по мнению автора, определяют его преимущества перед другими формами получения образования.
4
П о словам В. И. Канаева , дистанционное обучение не меняет каноническую дидактическую (или педагогическую) систему. Эта система состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения, что позволяет проводить ее исследование и разработку как целостного педагогического явления. Действительно, ДО не антагонистично другим формам обучения и впитало в себя все существенные элементы обучения, хотя содержание их может изменяться.
По мнению А. А. Андреева, дидактическая система, в которой реализуется ДО, должна включать в себя 12 элементов: помимо семи основных она включает еще пять - учебно-материальный, идентификационно-контрольный, норматив-
но-правовой, финансово-экономический и маркетинговый.
В контексте рассматриваемой нами проблемы представляется интересной позиция В. М. Монахова, который считает, что для вхождения в систему ДО и эффективного обучения в ней необходимо формирование базового уровня информационной культуры (БИК) обучаемого. В категорию БИК обязательно должны входить: информационные качества личности; способность получать новую информацию; умение создавать на основе полученной информации новую; применение технологий в профессиональной деятельности; участие в информационном взаимодействии; открытость 5
для творчества .
Исходя из сказанного, можно заключить, что дистанционное обучение - это не только специфическая форма получения образования, но и особая технология.
Технологии дистанционного обучения направлены на реализацию учебно-воспитательного процесса независимо от конкретной учебной дисциплины. Они могут включать в себя различные специализированные технологии из других областей науки и практики. Иначе говоря, технология дистанционного обучения (ТДО) может быть определена как система методов, специфичных средств и форм обучения для тиражируемой реализации заданного содержания образования.
Как известно, традиционная модель обучения базируется на лекциях, семинарах, лабораторных работах, различных видах игр, самостоятельной работе студентов и пр. В ее основе - книга (текст) и преподаватель как интерпретатор знания. В случае дистанционного обучения перечень форм учебной деятельности обучающихся существенно расширяется (телеконференции, работа с банками знаний, проектные работы, тренинги и другие виды деятельности, предполагающие использование компьютерных и иных современных технологий). Следствием применения новых организаци-
онных (технологических) форм обучения становятся принципиальные перемены в способах овладения знаниями, в содержании взаимодействий студента и преподавателя, которые при ДО существенно меняются.
Эффективность педагогического воздействия при дистанционной форме обучения посредством компьютерных телекоммуникационных сетей невозможно понять вне особенностей общения между обучающим и обучаемым. Здесь важно найти пути решения проблем, обусловленных тем, что:
• информация в процессе общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;
• вербальное общение реализуется при помощи фактического, информационного, дискуссионного и исповедального типов диалогов;
• органическим дополнением вербальной речи является употребление невербальных средств общения, таких как кинесика (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистика (качество голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистика (включение в речь пауз, смеха, покашливаний и т. п.), проксемика (пространственная и временная организации общения - хронотипы «вагонного попутчика», «больничной палаты» и т. п.), визуальное общение (контакт глазами);
• интерактивная сторона общения проявляется в совместной деятельности;
• в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между его участниками.
Как видим, при ДО не все перечисленные действия возможны. Тем не менее активное общение в системе дистанционного обучения возможно, и оно имеет свою специфику. Обучающиеся при ДО оказываются в совершенно новых условиях не только потому, что могут находиться на большом расстоянии, быть занятыми производственными делами и т. п., но и потому, что им предоставлена «свобода» в обучении. Это
и свободный график, и гибкий выбор дисциплин и т. д. Однако «свободой» надо уметь пользоваться. В этой связи высокие требования предъявляются к личностным качествам студентов: настойчивости, целеустремленности, честности и др. Они должны владеть основами методики и техники самостоятельной работы, навыками работы со средствами НИТ.
Прежде всего отметим, что при ДО привлекает не только возможность обеспечения оперативной обратной связи между обучаемым и обучающим на расстоянии по сети, увеличение числа «степеней свободы» в выборе «маршрута», темпа и содержания обучения, средств предоставления знаний, но и постоянная актуализация учебного материала с наименьшими затратами. В связи с идеями индивидуализированного и развивающего обучения особый интерес представляют психолого-педагогические, функциональные возможности использования средств информационно-коммуникационных технологий в обучении. В отличие от традиционного обучения, где обучаемый рассматривается одновременно и как субъект, и как объект образовательного процесса, при дистанционном обучении благодаря компьютеру он выступает только в качестве субъекта.
Итак, дистанционное обучение в контексте взаимодействия «преподаватель -студент» принципиальным образом меняет роли обучающегося и обучающего: последний выступает координатором, функцию же интерпретации знаний принимает на себя студент.
Какова в последнем случае специфика труда преподавателя? Он отвечает в первую очередь за координацию познавательного процесса, корректировку изучаемого курса, консультирует студента при составлении индивидуального учебного плана его работы, руководит ходом выполнения учебных заданий, проектов и др. Все заметнее преподаватель принимает на себя функции сопровождения профессионального само-
определения студента. Этот вывод являет- ствия информационных массивов и студенея логичным следствием самой технологии та, самостоятельно, но под руководством
ДО, которая представляет собой совокуп- преподавателя, осваивающего определенность методов, форм и средств взаимодей- ный массив знаний.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Монахов Н. В. Эволюция дистанционного образования // Информационные технологии. 2004.
№5.
Агатное С. В. Проблемы выбора платформы для дистанционного обучения // Образовательные технологии и общество. 2004. № 7(1). С. 140-145.
3
Андреев А. А. Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования // Инновации в образовании. 2003. № 4.
*Канаев В. И. Реализация дидактических принципов в системе дистанционного образования // Инновации в образовании. 2005. № 3. С. 50-56.
5
Монахов В. М. Проектирование современной модели дистанционного образования // Инновации в образовании. 2005. № 4.