Научная статья на тему 'Специфика дистанционного обучения в России'

Специфика дистанционного обучения в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА / EDUCATION / DISTANCE LEARNING / EDUCATION IN RUSSIA / ONLINE-PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярославцева Ксения Александровна, Царенкова Виктория Борисовна

Тенденции современного мира подталкивают использовать сетевые технологии в организации учебного процесса, что привело к созданию нового способа обучения, который получил название «дистанционный». Подобные технологии массово внедряются в образование, но до сих пор являются неоднозначными, в частности, в России, существуют как сторонники их применения, так и противники. Поэтому важное значение имеет изучение вопроса со всех сторон. Целью данной статьи является выявление проблем, которые могут возникнуть при обучении в таком формате, также концентрируется внимание на анализе популярных платформ, предназначенных для дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярославцева Ксения Александровна, Царенкова Виктория Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF DISTANCE LEARNING IN RUSSIA

Trends in the modern world are pushing the use of network technologies in the organization of the educational process, which has led to the creation of a new way of learning, which is called distance learning. Such technologies are being massively implemented in education, but they are still ambiguous, in particular, in Russia, there are both supporters of their use and opponents. Therefore, it is important to study the issue from all sides. The purpose of this article is to identify problems that may arise when learning in this format, and also focuses on the analysis of popular platforms designed for distance learning.

Текст научной работы на тему «Специфика дистанционного обучения в России»

СПЕЦИФИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ Ярославцева К.А.1, Царенкова В.Б.2 Email: Yaroslavtseva697@scientifictext.ru

'Ярославцева Ксения Александровна — студент; 2Царенкова Виктория Борисовна — преподаватель, Цикловая методическая комиссия «Компьютерные сети и информационные технологии», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Мичуринский государственный аграрный университет Центр-колледж прикладных квалификаций, г. Мичуринск

Аннотация: тенденции современного мира подталкивают использовать сетевые технологии в организации учебного процесса, что привело к созданию нового способа обучения, который получил название «дистанционный». Подобные технологии массово внедряются в образование, но до сих пор являются неоднозначными, в частности, в России, существуют как сторонники их применения, так и противники. Поэтому важное значение имеет изучение вопроса со всех сторон. Целью данной статьи является выявление проблем, которые могут возникнуть при обучении в таком формате, также концентрируется внимание на анализе популярных платформ, предназначенных для дистанционного обучения.

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, образование в России, онлайн-платформа.

SPECIFICS OF DISTANCE LEARNING IN RUSSIA Yaroslavtseva K.A.1, Tsarenkova V.B.2

'Yaroslavtseva Ksenia Aleksandrovna — Student;

2Tsarenkova Victoria Borisovna — Teacher, CYCLE METHODOLOGICAL COMMISSION "COMPUTER NETWORKS AND INFORMATION TECHNOLOGIES", FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION MICHURINSK STATE AGRARIAN UNIVERSITY CENTER-COLLEGE OF APPLIED QUALIFICATIONS MICHURINSK

Abstract: trends in the modern world are pushing the use of network technologies in the organization of the educational process, which has led to the creation of a new way of learning, which is called distance learning. Such technologies are being massively implemented in education, but they are still ambiguous, in particular, in Russia, there are both supporters of their use and opponents. Therefore, it is important to study the issue from all sides. The purpose of this article is to identify problems that may arise when learning in this format, and also focuses on the analysis ofpopular platforms designed for distance learning.

Keywords: education, distance learning, education in Russia, online-platform.

Дистанционное обучение редко использовалось в отечественных учебных заведениях. Но ситуация резко изменилась в период пандемии COVID-19, всем учебным заведениям пришлось резко перейти в онлайн формат. Но не всё было так гладко, как хотелось бы. Всем нам - и педагогам, и ученикам - пришлось перестраиваться на новую систему обучения. Многие семьи и учебные заведения оказались не готовы к такому резкому переходу на удалённый формат.

Как любое нововведение, эта форма обучения в нашей стране имеет и противников, и сторонников. Мы относимся к последним: считаем, что в современном мире Интернет способен сделать обучение проще и интереснее. К тому же в некоторых ситуациях дистанционное обучение - единственно возможный способ получения знаний. Давайте же рассмотрим основные плюсы обучения онлайн.

Первый плюс, о котором следует упомянуть, это то, что дистанционные занятия могут стать спасением для ребят, пропускающих занятия по причинам болезни. Обучающийся, пропустивший некоторое количество занятий, выпадает из образовательного процесса и восполнить знания он может только через дополнительные занятия с репетитором либо через самостоятельное освоение пропущенного материала.

Помимо этого, дистанционное обучение может быть с успехом внедрено в образовательные учреждения для людей с ограниченными возможностями. Так же считается достоинством такого обучения - возможность изучать материал самостоятельно. Это хорошая возможность воспитать в студенте чувство ответственности.

Помимо прочего, в последние годы в нашей стране распространилось и онлайн-репетиторство. Компании борются за каждого ученика, а потому качество их работы обычно на высоте. Плюсом онлайн-репетиторства также является домашняя атмосфера. Человек чувствую себя более сосредоточенным в родных стенах.

В основном дистанционное обучение проводят на таких площадках, как Z m и Skype. Для начала хотелось бы поговорить о первой платформе.

Платформа Zoom - это один из самых популярных сервисов для проведения видеоконференций и онлайн-лекций. На данный момент Z m помогает бизнесу продолжать свою работу, а школьникам и студентам - учиться.

К недостаткам можно отнести сложность интерфейса, сбои в работе из-за перегруженности, коммерческая сторона сервиса.

Z m выступает отличным решением для проведения онлайн-урока или лекции, но это далеко не единственный сервис, который пользуется популярностью у людей. Так же мы рассмотрим такое приложение, как Skype. Начнем с положительных сторон, а их в скайп-обучении немалое количество - это удобство работы, доступная стоимость занятий, отсутствие возрастных ограничений, экономия времени и другие.

Между тем у занятий по скайпу есть и свои недостатки. Правда, они не настолько значительны, но на наш взгляд, что их всё же стоит отметить. Прежде всего, это технические проблемы, отсутствие общения вживую, ограниченность коллективного обучения.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что с внедрением дистанционного образование сразу решается множество проблем: дистанционное обучение помогает, как людям с ограниченными возможностями, так и тем, кто выбыл на короткий срок из учебного процесса, не потерять нужные знания и время. Преимущества дистанционное образование очевидны. Однако, нельзя не сказать и о недостатках, которые мы сейчас попытаемся разобрать.

Первый минус: дистанционная форма обучения нуждается в технической базе, но, к большому сожалению, не все учебные заведения могут им похвастать. Онлайн-занятия на старом компьютере, постоянно выходящем из строя, вряд ли смогут дать нужный положительный эффект. Также для подобного обучения важна скорость Интернет-соединения. Таким образом, получается, что некоторые учебные заведения осуществляют дистанционное обучение исключительно «для галочки».

Вторая не менее важная проблема - недостаточная подготовленность к подобным нововведениям, особенно это касается старших по возрасту категорий преподавателей. В результате онлайн-обучение теряет ценность и эффективность занятий близка к нулю. Необходима серьёзная работа по повышению квалификации работников учебных учреждений. Также, и ученики, и родители отмечают, что такое обучение не помогает, а даже сбивает с учёбы. Дети вынуждены узнавать материал из Интернета, потому что видеоурок не может объяснить всего и сразу.

Насколько нам известно, в России не до конца разработана законодательная база, связанная с дистанционным обучением. Хотелось бы, чтобы наше государство чётко определило правовые рамки в этой сфере. Мы полагаем, что тогда и отношение общества к дистанционной форме станет более лояльным, ведь многие соотечественники до сих пор принимают такой формат обучения несерьёзным занятием.

Резюмируя вышесказанное, можно полагать, что дистанционное обучение в России набирает стремительные обороты. Сомневаемся, что в ближайшее время онлайн-занятия полностью вытеснят традиционные лекции и семинары: классическая система складывалась слишком долгое время, чтобы в одночасье сдать позиции. Однако, именно за дистанционной формой обучения - будущее.

Список литературы / References

1. Ковальчук С.П. Дистанционное обучение: Учебное пособие / С.П. Ковальчук. М.: Форум,

2018. 156 с.

2. Тихонов А.Н. Управление современным образованием: Учебное пособие / А.Н. Тихонов. М.:

ИНФРА-М, 2019. 211 с.

3. Вайндорф-СысоеваМ.Ф. Методика дистанционного обучения. Учебное пособие для вузов / М.Ф. Вайндорф-Сысоева. М.: Юрайт, 2017. 181 с.

4. Крук Б.И. Избранные главы теории и практики дистанционного обучения: Учебное пособие / Б.И. Крук. М.: Юрайт, 2019. 202 с.

ОСОБЕННОСТИ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО ОЦЕНИВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Щекочихина В.М.1, Царенкова В.Б.2 Email: Shchekochikhina697@scientifictext.ru

'Щекочихина Валерия Максимовна - студент; 2Царенкова Виктория Борисовна - преподаватель спецдисциплин, Цикловая методическая комиссия «Компьютерные сети и информационные технологии», Центр-колледж прикладных квалификаций, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск

Аннотация: информационные технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь, став ее неотъемлемой частью. Использование новых информационных технологий - одно из главных направлений развития образования, поскольку оно не должно отставать от других сфер жизни. Представить завтрашний день без компьютеров и Интернета уже невозможно. В связи с изменившимися требованиями современного мира, изменяется и система образования, делается особый акцент на использование ИКТ при обучении. Появляются различные электронные учебники, создаются специальные обучающие программы, которые помогают и учащимся, и учителям. В работе освещается такая тема, как электронный дневник и журнал в образовательных учреждениях. Актуальность состоит в идее, что в реальное время стремительно развиваются компьютерные технологии и совместный процесс информатизации общества. Выявили положительные и отрицательные стороны электронных дневников и журналов. Сделали вывод о реализации совершенствования электронных дневников и журналов и обучения работы с ними. Ключевые слова: электронный дневник и журнал, «Дневник.ру», онлайн-журнал, онлайн-платформа.

ELECTRONIC JOURNALS AND DIARIES IN THE MODERN WORLD, ADVANTAGES AND DISADVANTAGES Shchekochikhina V.M.1, Tsarenkova V.B.2

'Shchekochikhina Valeria Maksimovna - Student; 2Tsarenkova Victoria Borisovna - teacher of special disciplines, CYCLICAL METHODOLOGICAL COMMISSION "COMPUTER NETWORKS AND INFORMATION TECHNOLOGIES", CENTER-COLLEGE OF APPLIED QUALIFICATIONS, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION MICHURINSK STATE AGRARIAN UNIVERSITY MICHURINSK

Abstract: information technologies have become an integral part of our daily life. The use of new information technologies is one of the main directions of education development, since it should not lag behind other spheres of life. It is impossible to imagine tomorrow without computers and the Internet. Due to the changed requirements of the modern world, the education system is also changing, and special emphasis is placed on the use of ICT in teaching. Various electronic textbooks are being published, and special training programs are being created that help both students and teachers. The paper covers such topics as electronic diary and journal in educational institutions. The relevance lies in the idea that computer technologies and the joint process of Informatization of society are rapidly developing in real time. We identified the positive and negative aspects of electronic diaries and journals. We made a conclusion about the implementation of improving electronic diaries and journals, and learning how to work with them.

Keywords: еlectronic diary and journal, «Dnevnik.ru», an online magazine, online-platform.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.